Достижения Секретной Полиграфии
Фальшивые платежные средства появились практически одновременно с осознанием потребности в едином платежном средстве. Что называется, денег еще не было, а их уже подделывали. Например, у индейцев Южной Америки валютой были стручки какао-бобов, у жителей Фолклендских островов — морские раковины, у бедуинов — одногорбые верблюды (дромадеры), у арабов — бараны. Конечно, сделать ложного дромадера или барана затруднительно, а вот бобовые стручки — запросто. Они аккуратно разрезались, какао-бобы (которые и составляли их истинную ценность) изымались и заменялись неким фальсификатом. Так же легко подделывались раковины.
В эпоху монетного денежного обращения, например, в России медные копейки, полушки и денежки не подделывал только ленивый. И появление бумажных ассигнаций, породившее новую разновидность фальсификаторов, не изменило традиционного названия их ремесла — фальшивомонетчики.
Деревянное прошлое
Первое свидетельство об использовании бумажных денег — в Китае — дошло до нас из записок Марко Поло. Он писал, что пока в Европе ищут философский камень, чтобы с его помощью делать золото, в Китае золото делают из бумаги. Там шутить не любили, поэтому бумажные деньги императорскими указами под страхом смертной казни обязывались к приему как платежное средство.
Кстати, о «деревянных» деньгах. Был при Петре I в России период, когда его денежная реформа, приравнявшая российскую монету по качественному и весовому составу к европейской (например, рубль был идентичен талеру), привела к массовому вывозу денежной массы из России. И тогда некий «заводчик Воронов» предложил «настругать» деревянных денег взамен металлических, продержать их в обороте лет 50, дождавшись пока, с одной стороны, оживится экономика России, а с другой — накопится достаточно цветного металла для введения денег металлических, и тогда деревянныето и изъять. Петр ответил афористично: не подобает великой державе липовые деньги иметь.
В России бумажные деньги впервые были предложены при Елизавете Петровне. Но тогда идею забраковали, поскольку «любой металл цену имеет, а бумага — бумагой и останется». Время шло, и развитие экономических отношений требовало замены неудобной в «оптовой» торговле монеты на более «емкий» эквивалент (вспомним: награда к юбилею в «8000 рублёв» была выдана М.В. Ломоносову пятаками, для перевозки коих ученому потребовалось нанять несколько ломовых телег). И золотой екатерининский век охарактеризовался введением бумажных ассигнаций.
Переход с исходных — монетарных — на бумажные деньги сам по себе являлся одним из вариантов защиты от фальсификаторов. Принципиально иной вид денег обесценивал людское умение по резке фальшивых чеканов, имитации сплавов и прочие навыки, необходимые в недалеком прошлом. Это освобождало их в перспективе и от немудреной российской казни путем заливания расплава из конфискованных оловянных монет в горло умельца.
Но, по большому счету, замена основы денежных знаков с металлической на бумажную привела лишь к «перепрофилированию» фальсификаторов. Резчики чеканов обрели себя в гравировании штампов для изготовления бумаги с водяными знаками, резке печатных форм и прочей допечатной подготовке. А собственно типографское дело, имевшее к тому времени лет 300 практики, стало полем борьбы разработчиков всевозможных защит и фальсификаторов.
Беглое прочтение мемуаров «мэтра де Пари» гна Сансона оставляет уверенность в том, что каждый четвертый (ну пусть пятый) гражданин или гражданка (egalite, однако) просвещенной первой Республики, гильотинированый под его присмотром, был казнен за подделку денежных знаков (всяких). А что — тоже ведь некоторым образом защита.
В любом случае, прежде чем начинать чтото защищать, нужно понять, что именно грозит данному продукту и каковы последствия его возможной фальсификации.
Аналоговые и цифровые
Современные технологии фальсификации полиграфической продукции можно разделить на цифровые и аналоговые.
К цифровым технологиям фальсификации можно отнести всё, что отпечатано с помощью доступной множительной техники. При кажущейся привлекательности массовыми тиражами она не грозит: низкая производительность, а также высокая стоимость аппаратной базы и материалов формируют высокую себестоимость конечной продукции. В то же время она наиболее привлекательна, поскольку позволяет в «домашних условиях» изготавливать «почти настоящие» документыфальсификаты.
Если нужно максимальное правдоподобие, используются аналоговые технологии фальсификации (например, офсетный способ печати), фактически — полиграфические фальсификации, которые могут выполняться теми же методами, что и оригинальная продукция. Это уже чревато массовостью подделки и ее обращением наряду с подлинниками в так называемом контролируемом окружении, учитывающем возможность профессионального контроля.
В соответствии с этим формируют ся требования к уровню защищенности полиграфической продукции, которые складываются из суммы декларированных, то есть объявленных, сертифицированных и скрытых защит, известных только владельцу продукта, а иногда только разработчику дизайна.
Упомянем и о первых отчеканенных монетах, которые появились в Лидии около 600 г. до н.э. Через греческие города Малой Азии они проникли в Грецию и с V века до н.э. находились в обороте. Предпочтение отдавали монетам из серебра. Основной мерой веса и денежной единицей был талант. |
Служить и защищать
Объявленные защиты — их наличие и описание присутствуют непосредственно на полиграфическом продукте или в повсеместно распространенных информационных пособиях. Они рассчитаны на неподготовленного пользователя и защищают его от непрофессиональных фальсификаторов, мобилизуя бдительность потребителей и предупреждая их о возможности подделки. Например, на денежных купюрах традиционно имеются водяные знаки и их отсутствие должно как минимум насторожить.
Сертифицированные защиты — их описание изложено в сертификате качества продукта, передаваемом изготовителем заказчику вместе с его тиражом. Однако это не означает, что защиты не могут быть обнаружены фальсификатором — на самом продукте или в результате ознакомления с сертификатом.
Рис. 1. Пример скрытой защиты в оформлении: в очертании буквы «К» вверху (зона выделена красным цветом) изготовителем специально внесена помарка, которая на подлинной марке (внизу) выглядит как брак печатной формы. На фальшивой марке экспертный признак будет отсутствовать, если, конечно, преступник не работал в дизайн-бюро фирмы-производителя
Поэтому производитель также применяет в документе скрытые защиты (рис. 1) — без описания их заказчику изза сложности идентифицировать эти признаки самостоятельно. Скрытые защиты и соответствующий им уровень контроля исключают проникновение в обращение подделки.
Однако следует отметить, что изделие только тогда может считаться полноценно защищенным от фальсификации, когда оптимально используется комбинация всех форм его защиты.
Цель оправдывающая
Сегодня защищать продукцию от фальсификации производителя вынуждают прямые экономические потери и ущерб, наносимый бренду.
Неконтролируемое окружение сменится условиями окружения контролируемого только при условии заинтересованности производителя (а лучше и дешевле — ряда производителей) в защите бренда.
Однако даже условия контролируемого окружения не дают гарантии от фальсификации: могут сработать традиционная доверчивость потребителей, помноженная на высокое качество подделки. Конечно, современные технические средства зашиты полиграфических продуктов от фальсификации гораздо разнообразнее технических возможностей фальсификаторов. Тем не менее, задавшись целью, можно фальсифицировать любой, самый совершенный полиграфический продукт.
Задача специалистов по защитным технологиям состоит не только в том, чтобы изготовить невоспроизводимый документ, а прежде всего в том, чтобы создать при этом условия нецелесообразности фальсификации, то есть защита продукции должна не обеспечивать 100процентную гарантию от возможности ее фальсификации, а сделать нерентабельной правдоподобную подделку. Перед тем как принять решение о защите продукта, нужно оценить:
- принципиальную вероятность и целесообразность его фальсификации — то есть определить, представляет ли продукт интерес для фальсификации, поскольку бессмысленно защищать бесперспективный для подделки продукт. В то же время невыявленная угроза подделки делает продукт уязвимым для фальсификаторов;
- возможный масштаб фальсификации — с учетом тиража подлинной продукции можно предположить метод фальсификации. Большие тиражи предполагают аналоговую, малые — цифровую фальсификацию, отсюда понятно, от чего защищаться;
- условия, в которых будет происходить обращение продукта, — при повышении уровня контролируемости упор делают на скрытые защиты, а в условиях окружения неконтролируемого — на декларируемые;
- предполагаемое время обращения продукта — чем оно дольше, тем больше времени на изготовление подделки и тем более совершенные защиты следует применить;
- характер злоупотреблений с данным продуктом — онто и уточняет перечень его защит.
Сколько защит нужно для документа
А сколько надо? На спор можно взять, например, газету и легко насчитать на ней заданное количество защит.
А теперь серьезно. При создании защищенной от подделки полиграфической продукции в соответствии с вышеизложенными принципами следует не гнаться за количеством, а разрабатывать комплекс защит (рис. 2), последовательно закрывая поставленные выше вопросы. В этот комплекс войдут дизайн документа, все присутствующие в нем и используемые для его изготовления полиграфические материалы, технологии допечатных, печатных и послепечатных процессов, а также отслеженное на каждом этапе и в комплексе качество их применения. Будучи ограниченными объемом статьи, рассмотрим лишь основные.
Рис. 2. Пример описания защитного комплекса проекта бланка «Водительского удостоверения»
Бумага
По мнению специалистов, бумага обеспечивает до 70% суммарной защиты документа. Прежде всего композиция. Спецбумаги, помимо, скажем, древесной, содержат от 25% хлопковой или льняной массы, что делает их:
- долговечными;
- легко идентифицируемыми при качественном анализе.
Одним из видов защиты является также водяной знак, формируемый в процессе отлива бумаги и идентифицируемый любым пользователем. В зависимости от требований к защитам он может быть как двухуровневым («штриховым»), так и многоуровневым («тоновым» — рис. 3 и 4). Отливка фальсифицируемой бумаги с водяным знаком, да еще многоуровневым — дело хлопотное, затратное и, как следствие, малоперспективное. Поэтому при фальсификации в подавляющем большинстве случаев водяной знак имитируют — от отрисовки до печати соответствующими красками или тиснения.
Рис. 3. Пример многоуровневого водяного знака
Рис. 4. На третьей полосе бланка российского загранпаспорта с микросхемой в качестве водяного знака использован стилизованный вид Московского Кремля. Верстка эскиза знака в программе Adobe Photoshop (автор А. Крылов, 2005 г.)
Другой декларированной защитой является полимерная или металлическая нить в бумаге, вводимая в бумагу в процессе отлива. Сегодня нить — «ныряющая», а на денежных знаках еще и с обозначением на ней номинала. И вдобавок — флуоресцирующая в ультрафиолете (рис. 5).
Имитировать нить можно, например, напылением через трафарет аэрозольной «серебряной» краски, но век такой «купюры» недолог, как, соответственно, и время пребывания на свободе ее распространителя.
Рис. 5. Металлизированная нить, флуоресцирующая в ультрафиолете
Рис. 6. Волокна, светящиеся в ультрафиолете красным и голубым цветом. Голубое свечение волокна (слева) можно встретить в защищенных бумагах только импортного производства. В бумаге, которая производится на фабриках «Гознака», волокна с голубым свечением отсутствуют. Справа показано волокно, светящееся в УФ-лучах с переменным диаметром (разработка «Гознака»)
В композицию бумаги также входят цветные полимерные волокна, в том числе светящиеся в ультрафиолете (рис. 6).
Светящиеся волокна можно имитировать печатью, но при рассмотрении вблизи (даже невооруженным глазом) видно, что такие надпечатки расположены на поверхности, в то время как в имитируемой бумаге часть волокон по своей длине скрыта в толще бумажной массы. Ну и свечение волокон в ближнем ультрафиолете (УФ). Волокна, имеющие один цвет в видимом диапазоне, в УФ светятся другим цветом. Кстати, в защищенную бумагу можно вводить и металлизированные волокна, «отзывающиеся» уже только на специальные ручные магнитные тестеры.
И о свечении бумаги в УФ в целом. Спецбумага, как правило, не имеет свечения в УФ, а чтобы «погасить» свечение стандартно отбеленной бумаги, требуются и затраты, и время, и опыт. В то же время заказчик партии защищенной бумаги может заказать ее так называемое клиентское тонирование — окрашивание бумажной массы в заданный цвет. Подделать можно — полиграфическим способом, но и распознать подобную фальсификацию несложно.
Можно вводить в композицию поверхностного слоя защищенной бумаги красящие капсулы, защищающие готовый документ от подчистки или вытравливания исходной записи. В обоих случаях несанкционированного воздействия оболочка капсул нарушается (механически или химически) и краситель окрашивает место несанкционированного воздействия в «свой» цвет, по которому можно определить, каким способом документ пытались подделать. Или в состав композиции бумаги вводится вещество, которое при взаимодействии с «фирменным» маркером окрашивается в известный цвет.
Грамотно спроектированный состав и дизайн защищенной бумаги может обеспечить до 70% защиты документа в целом. Но лучше на этом не останавливаться.
Краски
В защищенной от подделки полиграфической продукции они выполняют роли «носителя» цвета и защиты документа. В первом случае цветовое решение документа должно препятствовать репродуцированию защищенного документа средствами оперативной полиграфии, в частности должно выходить за пределы цветового охвата современной цифровой оргтехники.
Как правило, современные цветные принтеры синтезируют цветное изображение, используя чернила четырехшести цветов, при этом принтеры отдельных изготовителей гарантируют получение заданного цвета только с использованием комплекса: «свои» красители + «своя» бумага. Полиграфия из одиннадцати исходных цветов Pantone обеспечивает более тысячи сочетаний цветов и оттенков, не реализуемых в цветовом охвате принтеров.
Во втором случае свойства краски могут быть декларированы как защита — например могут менять цвет под различным углом рассматривания (так называемая защита OVI, наносится как металлографским, так и трафаретным видом печати) или быть скрытой защитой и светиться в ультрафиолете (рис. 7).
Рис. 7. Вид при дневном свете акцизной марки на самоклеящейся основе для алкогольной продукции (а); оттиск марки в УФ-лучах — наблюдается свечение волокон и печатных элементов (б)
При этом краски могут быть невидимыми при дневном свете и проявляться в «ближнем» (365 нм) или «дальнем» (200 нм) ультрафиолете. При дневном свете краски могут иметь один цвет, а в ультрафиолете светиться другим. Кроме того, они могут светиться в «ближнем» и «дальнем» ультрафиолете разными цветами или исчезать (иногда частично) в инфракрасном свете (рис. 8).
Рис. 8. Оттиск акцизной марки в инфракрасном свете — всё изображение в центре исчезло
Краски могут препятствовать подчистке документа, травлению и т.д. В этом случае они будут менять цвет или просто исчезать при механическом (например, ластиком) и химическом (неким реактивом) воздействии. Краска может менять цвет (в том числе необратимо) при термическом воздействии (рис. 9).
Рис. 9. Реакция термокраски на нагревание
Краска может мигрировать в толщу бумаги (то есть не закрепляться на ее поверхности, а проникать внутрь, как чернила, — рис. 10). В конце концов краски придают тиражу индивидуализирующий его запах.
Рис. 10. Оттиск c мигрирующей краской
Примечание главного редактораОбычно фирмы-лицензиаты заказывают защищенную бумагу на фабриках «Гознака» в Санкт-Петербурге и Краснокамске (Пермский край). Основная претензия к бумаге отечественного производителя на протяжении десятка лет — пыление при печати. Другие же параметры: многоуровневый водяной знак, защитные волокна и нити — на высоком уровне. Еще одна проблема отечественного бумажного производства для защищенной полиграфии — отсутствие технологий изготовления бумаги на самоклеящейся основе. В результате бумага для защитных марок на алкогольную продукцию изготавливается по следующей схеме:
В результате стоимость такой «бумаги-бутерброда» для российских налогоплательщиков составляет около миллиона рублей за тонну, в то время как европейский производитель может предложить бумагу в три раза дешевле. |
Нумерация
Нумерация однозначно идентифицирует любой документ. В настоящее время в сочетании с электронной базой это позволяет за несколько минут определить подлинность документа. Существуют современные защиты, когда именно заданное начертание символов нумератора считывается сканером (рис. 11). В полиграфии выполняется, как правило, высокой печатью. При 90процентной вероятности изготовления документа не высокой печатью (например, офсетом) гарантирует обеспечение требований Минфина России — сочетание оттисков двух видов печати на документе.
Рис. 11. Машиночитаемый нумерационный оттиск
Дизайн
Учитывает всё: бумагу, краски, скрытые и декларированные защиты. Опирается на сбалансированную систему защит каждого уровня и делает полиграфическую продукцию понастоящему защищенной от подделки.
Дизайн учитывает топологию печатного листа, то есть привязывает документ к рисунку водяного знака или полимерной нити спецбумаги. Дизайн располагает защиты по рисункам и узорам защищенной полиграфической продукции и делает документ богатым на вид — платить деньги за невзрачную бумажку согласится не каждый.
Графические защиты
Такие защиты относятся к группе «тонкой графики», воспроизведение которой даже аналоговыми, полиграфическими методами довольно сложно, а цифровыми, принтерными практически невозможно. В современной допечатке они имеют название векторной графики, а на оттисках реализуются в виде фоновых сеток, гильоширных элементов, скрытых изображений и микрографики. Современные требования к их воспроизведению в ценных бумагах вызывают определенные затруднения даже при использовании полиграфических методов и делают невозможным их принтерное воспроизведение, поскольку в последнем случае непрерывные линии будут получены смешением растровых точек.
Фоновые сетки
Практически ни одна ценная бумага не обходится без фоновых сеток, которые профессионалы называют тангирами. Фоновые сетки представляют собой сложные переплетающиеся элементы и, в зависимости от категории документа, заполняют большую или меньшую его площадь. Сетки слишком сложны для имитации с помощью цифровых копировальных устройств, поскольку составляющие их тонкие линии, постоянно меняющие направление и кривизну, достоверно скопировать невозможно. Кроме того, сетки выполняются светлыми ненасыщенными красками и, будучи скопированными на офисной технике, при использовании многокрасочных принтеров «разваливаются» на отдельные точки. Так что подделать фоновые сетки трудно, а идентифицировать легко — с помощью 710кратной лупы.
Гильоширные элементы
Гильоширные элементы (розетки, бордюры) — это своего рода визитная карточка ценных бумаг (рис. 12). Их наличие магически действует на большинство людей, мгновенно переводя разглядываемую бумагу в разряд «ценных».
Рис. 12. Пример европейского дизайна бланка ценной бумаги (а): деформация элементов оформления, асимметричность и неожиданные цвета создают запоминающуюся динамику изображения, которая сильно контрастирует с гознаковским «пыльным» подходом: везде симметрия и, как всегда, не хватает времени на подбор красок (б) (подробнее в следующем материале)
Гильош является признаком надежно защищенной ценной бумаги, поскольку традиционно считается, что подделать гильоширные узоры очень трудно. Однако в настоящее время гильош используется в дизайне ценных бумаг только в сочетании с другими видами защиты.
Скрытые изображения
Одни скрытые изображения начинают проявляться при рассматривании ценной бумаги в необычных условиях, например в косых лучах, при нестандартном освещении или попытке скопировать на множительной технике (рис. 13).
Рис. 13. Скрытое изображение (а) и его вид в косых лучах (б)
Другие скрытые изображения основаны на использовании в расчете изображений и узоров сложных математических формул и требуют специального лабораторного оборудования или некого «ключа» для их обнаружения. При попытке копирования или отрисовки они искажаются или просто теряются.
Прячут скрытые изображения в фоновые сетки или гильоширные узоры.
Микротекст
С точки зрения потребителя, является довольно хорошим способом идентификации подлинности документа. Подделки микротекста тоже делятся на виды, один из которых — подчистка, когда из документа вычищаются одни данные и вписываются другие. Поэтому сегодня микротекст (рис. 14) — это защита от индивидуальной подделки: дорисовать тонкие линии сетки на месте подчистки теоретически возможно, а вот микротекст — нереально.
Рис. 14. Позитивный микротекст
Вдобавок в документах используется сочетание как позитивных, так и негативных микротекстов, что делает их воспроизведение весьма трудоемким.
В последнее время появились нанотексты. В отличие от обычных микротекстов, различаемых глазом эксперта и видимых в 1020кратную лупу, их можно разглядеть не во всякий микроскоп.
Печатные технологии
Согласно распоряжениям Минфина, признаков видов печати на защищенном документе должно быть больше одного. Поэтому для успешной защиты используют традиционные и не совсем виды и способы печати. Начнем с не совсем традиционных.
Орловская печать
По определению считается наиболее надежным способом защиты ценных бумаг, поскольку является собственностью государства, с которым шутки плохи. В классической орловской печати многокрасочное изображение на оттиске получается путем переноса красок с цветоделенных печатных форм, называемых шаблонами, на сборную, точнее «собирающую» печатную форму, где и синтезируется промежуточное, сразу многоцветное изображение, передаваемое затем на запечатываемый материал (рис. 15). Достоинством способа является отсутствие видимых зон совмещения красок на оттиске, поскольку на бумагу переходит уже совмещенное на печатной форме многокрасочное изображение.
Рис. 15. Оттиск орловской плоской печати (4-я полоса бланка загранпаспорта гражданина Российской Федерации, производство МПФ «Гознак»)
Металлографская печать
Одна из разновидностей глубокой печати, в которой используются металлические печатные формы, специальные, более вязкие краски и повышенное давление печати. Это сочетание обеспечивает получение рельефного оттиска (рис. 16), хорошо видимого при рассматривании и однозначно различаемого на ощупь. Используется на российских купюрах, в том числе для обозначения их номинала методом брайлевской печати.
Рис. 16. На маленьком фрагменте бланка изделия для ГИБДД (бланк «Предписание на транспортное средство», производство ППФ «Гознака») собраны почти все виды защищенной печати
Трафаретная печать
Обеспечивает получение на оттиске красочного слоя до 100 мкм. Используется для нанесения красок, чьи защитные свойства определяются размерами частиц пигмента на оттиске (рис. 17). Характерный признак — осязаемость создаваемого рельефа, благодаря чему с помощью трафаретной печати частенько имитируют металлографию.
Рис. 17. На акцизной марке цветопеременный элемент «РФ» отпечатан трафаретной печатью на машине Drent Vision в Московской типографии «Гознака»
Высокая печать
Более традиционной печати не существует. Она до сих пор верно служит, вопервых, как второй вид печати на защищенном документе, необходимый для выполнения условий Минфина, а вовторых — для текущей нумерации изготовленных документов.
Характерный признак высокой печати — оконтуривание печатного элемента частично выдавливаемой изпод литеры краской (рис. 18).
Рис. 18. Нумерация документа — оттиск высокой печати
Офсетная печать
Превалирующий сегодня вид печати, используемый для формирования до 80% рисунка защищаемого документа. Характерный признак — определенная размытость края штриха (рис. 19), заметная при рассматривании, например, в 10кратную лупу.
Рис. 19. Фоновые сетки, розетки и другие элементы оформления бланков ценных бумаг (включая текстовую часть) обычно печатаются офсетом
Офсетная печать применяется в том числе для формирования на документе ирисового раската (рис. 20) — постепенного перехода рисунка линий из одного цвета в другой без их разрыва. В отличие от орловской печати, при ирисовом раскате этот переход осуществляется в одном направлении (горизонтальном или вертикальном).
Рис. 20. Ирисовый раскат (фрагмент фоновой сетки ценной бумаги)
Отделка (механическая и лазерная перфорация)
Наиболее трудоемкий вид защиты, находящий в последнее время всё большее применение, — лазерная перфорация. Она характеризуется однородностью размеров и точным расположением микроотверстий (рис. 21). Наряду с текущей нумерацией (например, со струйной или лазерной печатью) однозначно идентифицирует подлинность документа.
Рис. 21. Пример лазерной микроперфорации внутренних страниц и задней сторонки обложки российского загранпаспорта (справа). Номер совпадает с номером, нанесенным лазерным способом печати (слева) на пластиковой странице персональных данных. Персонализация загранпаспортов в России осуществляется на Московской печатной фабрике «Гознака»
Лазерная перфорация может применяться и как самостоятельная невоспроизводимая защита. Например, в виде лазерной отрисовки на слое прозрачной защитной пленки или пластика — скажем, для повторения фотографии на документе (рис. 22).
Рис. 22. Лазерная отрисовка, или повтор фотографии владельца паспорта. Данный вид защиты используется в паспортах некоторых европейских стран
Совмещение изображений с лица и оборота оттиска на просвет
Эта технология относится к печатным процессам, но рассматривается уже в готовом документе (рис. 23).
Рис. 23. Рисунок, видимый на просвет и полученный совмещением элементов на лице и обороте оттиска
В условиях окружения
Какими бы сложными ни были защиты (а лучше — их комплекс), если их никто не проверяет, то фальсификаторам это открывает бескрайние возможности. Чтобы их ограничить, проводят информирование населения, создавая режим окружения, в котором происходит обращение защищенного изделия.
Окружение может быть неконтролируемым, когда как продавцы, так и покупатели не имеют ни опыта проверки конкретной полиграфической продукции, ни соответствующей аппаратуры (речь идет не только о деньгах, но и, например, о товарных знаках). Это приводит к определению подлинности только на уровне зрительной схожести, что вызывает угрозу появления подделки. Как правило, это относится к продуктам массового обращения. Здесь наибольшую опасность представляет аналоговая фальсификация, тиражируемая массово и в случае успеха наносящая существенные убытки.
В контролируемом окружении (применительно к денежному обращению) у участников процесса обращения имеются информационные и аппаратные возможности контроля подлинности изделий: они знают, что и как нужно проверять, и имеют соответствующую техническую базу.
Профессиональное окружение гарантирует, что любой находящийся в данный момент в обращении полиграфический продукт — подлинный.
Но вот незадача: сегодня поле для фальсификации существенно расширилось — от фальсификации ценных бумаг до имитации всевозможных этикеток, упаковок, товарных знаков и пр. При этом если в случае банкнот речь идет о прямой фальсификации, то применительно, например, к этикеточной продукции полиграфическая фальсификация вторична, поскольку она лишь сопровождает фальсифицированный продукт (например, фальсифицированный комплект: этикетка, контрэтикетка, кольеретка — «паленую» водку).
Хотелось бы, чтобы любой продукт обращался в профессиональном окружении. Но сегодня такое невозможно, и, как поется в песне, «вновь продолжается бой». Он идет постоянно и с переменным успехом на разных этапах. Потому что все мы — homo sapiens, а мысль убить нельзя.