КомпьюАрт

1 - 2012

Чтобы помнили: издательство «ЗИФ»

Алексей Венгеров
Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

Ровно 90 лет назад в Москве появилось издательство, принципы работы которого до сих пор современны и могут быть взяты на вооружение нынешними печатными СМИ. Как известно, время тогда было тяжелое: Гражданская война закончилась разрухой, а политику военного коммунизма сменил НЭП… Книжно-журнальная продукция того периода помогала в строительстве идеологии «нового мира».

«Земля и фабрика»: полный указатель изданий (1927)

«Земля и фабрика» (сокращенно «ЗИФ»), одно из лучших издательств раннего советского периода, было создано в 1922 году при ЦК профсоюза бумажников. Его первоначальный капитал состоял из скромной суммы в 165 руб., а первой напечатанной книгой стал «Запретный кобзарь» Тараса Шевченко. Тогда, в 1922­м, издательство подготовило всего лишь пять названий, но на следующий год их было уже 51, затем — 141, 230, 324 и т.д. Всего за восемь лет существования издательство «ЗИФ» выпустило около 1400 наименований.

Акционерное издательское общество художественной литературы «Земля

Акционерное издательское общество художественной литературы «Земля и фабрика»: Полный указатель изданий (1922-1927). М.; Л., 1927. 233 с.: ил., 5 л. цв. ил.; 22,5Ѕ15 см. Тираж 10 000 экз. В печатной издательской обложке работы С.В. Чехонина

Основателем и председателем правления издательства, вскоре преобразованного в акционерное общество, стал Владимир Иванович Нарбут — известный поэт, брат художника Г.И. Нарбута, знакомый А.А. Блока и Н.С. Гумилева, в Гражданскую войну — глава Укроста, а тогда — видный функционер Наркомпроса. В 1924 году Нарбута назначили заместителем заведующего отделом печати при ЦК РКП(б). Свой авторитет литератора и влияние крупного партийного чиновника Нарбут использовал для привлечения к работе руководимого им издательства лучших писателей и книжных графиков того времени. Если первоначально издательство «ЗИФ», наравне с прозаическими и поэтическими сборниками, выпускало книги по естествознанию, медицине и социологии, то впоследствии сосредоточилось исключительно на художественной литературе. Оно так и стало называться — «Акционерное издательское общество художественной литературы».

Примеры изданий литературы того времени

Примеры изданий литературы того времени

Примеры изданий литературы того времени

«ЗИФ» широко издавало классику: произведения И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова­Щедрина, Г.И. Успенского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко. Впрочем, даже эти книги несли печать своего времени. Характерна рецензия, появившиеся в журнале «Октябрь»: «Издательство ЗИФ всё больше и больше привлекает к себе общественное внимание. Им не просто предлагается хорошая и дешевая книжка, но материал подбирается так, чтобы читатель мог вынести определенное понимание более ярких явлений, более показательных моментов прошлого и сопоставить его с настоящим. Надо признать удачной мысль дать в дополнение к тургеневским и щедринским рассказам чеховских “Мужиков” с коротким, но веским предисловием, в котором указывается, к чему вела крестьянская политика царизма».

Однако основной упор делался на современную литературу. В «ЗИФе» увидели свет произведения И.Э. Бабеля, М.М. Зощенко, В.Я. Шишкова, И.Г. Эренбурга, Ф.В. Гладкова, А.С. Неверова, К.А. Тренева, Д. Бедного, А.С. Новикова­Прибоя.

Стремясь стать универсальным издательством, «ЗИФ» разработало несколько серийных проектов: «Библиотеку краеведения, путешествий, охоты и спорта», «Библиотеку изобретений и научной фантастики», «Художественно­историческую библиотеку», «Детскую библиотеку», «Библиотеку сатиры и юмора».

Обложки выпускаемых журналов

Обложки выпускаемых журналов

Обложки выпускаемых журналов

Особой популярностью пользовались выпускавшиеся издательством журналы: «Всемирный следопыт», «Турист», Вокруг света», а также приложения к ним — собрания сочинений Жюля Верна, Джека Лондона, Фенимора Купера, Вальтера Скотта.

В 1927 году, на пике своей популярности, «ЗИФ» выпустило прекрасно иллюстрированный «Полный указатель изданий» за пять лет своего существования. В предисловии к нему говорилось: «”Земля и фабрика” — типизированное издательство художественной литературы, причем издательство, преследующее прежде всего цель продвижения к рабочим и крестьянам такой литературы, которая стоит на уровне предъявляемых современным читателем требований. “ЗИФ” стремится дать доброкачественную в художественном и идеологическом отношении продукцию и потому группирует вокруг себя пролетарских и крестьянских писателей, а также подлинно революционных попутчиков. Это положение отнюдь не имеет рекламного характера. Весьма значительное количество названий, выпущенных и предложенных к изданию, рекомендовано Государственным ученым советом, Главполитпросветом, ПУРом (Главным политическим управлением)… для рабочих, школьных, деревенских (избы­читальни) и красноармейских библиотек.

К приключенческим журналам прилагались произведения мировой классики

К приключенческим журналам прилагались произведения мировой классики

Одновременно одобрительные отзывы печати и еще большее число их со стороны читателей показывают, что выпускаемая “ЗИФом” продукция встречает самый теплый прием на книжном рынке».

Положительные рецензии помещались здесь же, рядом с развернутыми аннотациями книг, биографиями авторов и рекламой издательства. К каталогу прилагался бланк заказа, который можно было заполнить и отослать в головную контору «ЗИФа», размещавшуюся в Москве на Варварке.

Каталог, оформленный активно сотрудничавшим с «ЗИФом» Н.И. Альтманом, свидетельствует о процветании издательства в те годы, и о его масштабных планах на будущее. Невозможно было представить, что существовать этому сверхуспешному предприятию оставалось совсем недолго.

В январе 1927 года Нарбута избрали одним из руководителей ВАППа — Всероссийской ассоциации пролетарских писателей. Оказавшись в центре литературных баталий, он вскоре был повержен: осенью 1928 года его исключили из партии и сняли со всех постов.

Титульный лист «Полного указателя изданий

Титульный лист «Полного указателя изданий

Во главе «ЗИФа» встал Илья Ионович Ионов (Бернштейн). Брат З.И. Лилиной, первой жены председателя Петроградского Совета Г.Е. Зиновьева, он до этого заведовал издательским делом в Петрограде, возглавлял Госиздат РСФСР. Именно по его приказу была закрыта легендарная «Всемирная литература». В «ЗИФе» Ионов продержался около двух лет. В 1930 году Акционерное общество художественной литературы «Земля и фабрика» перестало существовать: его объединили с несколькими государственными и коммерческими структурами, преобразовали в Государственное издательство художественной литературы (ГИХЛ). Времена относительного экономического и политического либерализма уходили в прошлое.

Оба руководителя «ЗИФа» ненадолго пережили свое издательство. В.И. Нарбута арестовали осенью 1936­го. В 1938 году он погиб: по одним сведениям, его расстреляли, по другим — утопили на барже вместе с сотнями других заключенных. И.И. Ионов был репрессирован в 1937­м. Умер в Севлаге в 1942 году.

Здание в Москве, где располагалось издательство «ЗИФ»

Здание в Москве, где располагалось издательство «ЗИФ»

Судьба единственного каталога «Земли и фабрики» тоже сложилась непросто. В связи с тем, что многие упомянутые в нем писатели вскоре оказались «врагами народа», его изымали из государственных библиотек и уничтожали. Поэтому, несмотря на изначально внушительный тираж, в наши дни он является библиографической редкостью.

КомпьюАрт 1'2012

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства