Перспектива как иллюзия восприятия
В КомпьюАрт № 9’2011 были рассмотрены особенности зрительного восприятия, в частности зрительные иллюзии. К ним относится и перспектива, потому что при создании трехмерного изображения на плоскости возникают кажущиеся изменения величины, очертаний и четкости предметов, обусловленные степенью отдаленности их от точки наблюдения. К примеру, одинаковые фигуры по мере удаления от зрителя воспринимаются неодинаковыми, параллельные прямые — непараллельными, сходящимися в одной точке (точке схода); окружности выглядят эллипсами и т.д. Такие свойства зрительного восприятия называют перспективными сокращениями. В данной статье мы поговорим о видах перспективы и приемах ее рисования в двумерных графических редакторах.
Виды перспективы
В зависимости от назначения перспективного изображения перспектива включает следующие виды.
Прямая линейная перспектива
Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана), — рис. 1.
Рис. 1. Прямая линейная перспектива и схема ее построения
Обратная линейная перспектива
Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно точка схода находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Так, на иконе «Положение во гроб» горки, на фоне которых происходит горестная сцена, написаны в обратной перспективе (рис. 2).
Рис. 2. Обратная линейная перспектива на иконе «Положение во гроб» и схема ее построения
Обратная перспектива не должна восприниматься как неумение изображать пространство. Древние русские иконописцы не приняли прямой линейной перспективы, когда познакомились с ней. Обратная перспектива сохраняла свой духовный смысл, а также была протестом против соблазнов «плотского зрения».
Нередко использование обратной перспективы давало ряд преимуществ: например, она позволяла разворачивать строения так, чтобы открывались заслоненные ими детали и сцены, что расширяло информативность иконного повествования.
Панорамная перспектива
Изображение на внутренней поверхности цилиндра. Слово «панорама» означает «всё вижу», то есть в буквальном смысле это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому, рассматривая панораму, зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, размещают смотровую площадку. Примером панорамной перспективы может служить панорама «Бородинская битва» в Москве.
Плафонная перспектива
Изображение на внутренней поверхности перекрытия какоголибо помещения, например изображение внутри купола (рис. 3). Также примером плафонной перспективы могут служить мозаичные изображения художника А.А. Дейнеки на овальных плафонах станции метро «Маяковская» в Москве.
Рис. 3. Плафонная перспектива внутри центрального купола храма Спаса на Крови в Петербурге
Театральная перспектива
Изображение на ряде отдельных поверхностей, например театральные декорации (рис. 4).
Рис. 4. Театральная перспектива
Рельефная перспектива
Изображение глубины пространства с помощью различных форм рельефа. Рельефная перспектива создает иллюзию разной глубины при постоянном уровне рельефа (рис. 5).
Примечание. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости. Барельеф — скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью (низкий рельеф). Горельеф — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем наполовину.
Рис. 5. Рельефная перспектива
Диорамная перспектива
Изображение, написанное с обеих сторон на просвечивающем материале (стекле, ткани и т.п.) и специально освещенное для создания впечатления объемности. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью. Примером диорамной перспективы может служить «Бородинская битва» в Москве, которая также является панорамой.
Архитектурная перспектива
Изображение зданий, площадей, парков и т.д. (рис. 6). Архитектурная перспектива достигается довольно сложными графическими построениями: кроме прямой линейной перспективы учитывается «динамизм» — увеличение видимых форм объекта при приближении к нему; может быть использовано несколько точек схода; перспективные сокращения моделируются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.
Рис. 6. Архитектурная перспектива
Стереоскопическая перспектива
Изображение на плоскости, имеющее повторяющиеся фрагменты и подготовленное из расчета на то, что левый и правый глаз человека по отдельности видят разную картинку.
Для просмотра стереоизображения используются различные методы и устройства:
- метод параллельного взгляда позволяет посмотреть полноцветную стереокартинку без применения какоголибо оборудования, стереоэффект достигается за счет сведения глаз дальше плоскости изображения. Рассмотрите изображение, приведенное на рис. 7, предварительно сфокусировав зрение не на самом рисунке, а на точке, расположенной позади него. Вы увидите человека, летящего верхом на драконе;
- метод перекрестного взгляда аналогичен предыдущему, но необходимо сфокусировать взгляд в воображаемой точке перед изображением. Этот способ требует большего напряжения глаз, и для него используются изображения другого типа (рис. 8);
- анаглифные очки (3Dочки) — разноцветные очки, вместо линз у которых вставлены светофильтры цветов CMY. Например, для просмотра изображения, приведенного на рис. 9, необходимо использовать очки с красным левым и голубым правым фильтрами.
Рис. 7. Стереоскопическая перспектива, которую можно увидеть методом параллельного взгляда
Рис. 8. Стереоскопическая перспектива, рассматриваемая методом перекрестного взгляда
Рис. 9. Стереоскопическая перспектива, для просмотра которой используются 3D-очки
Воздушная перспектива
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются). Таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план (рис. 10).
Рис. 10. Воздушная перспектива
Изображение перспективы с помощью компьютера
Перспектива в архитектуре — рабочий аппарат проектирования, поэтому требуется точный расчет по сложным алгоритмам. В дизайне перспектива играет роль иллюстрации, поэтому дизайнеры обычно не слишком строго придерживаются правил ее построения.
Компьютерные средства значительно упрощают построение перспективы: в трехмерных программах, таких как AutoCAD и 3D Studio, проективные сокращения формы объекта строятся автоматически, а в двумерных программах, например CorelDRAW или Photoshop, используются специальные приемы и эффекты рисования.
Наиболее часто встречающаяся прямая линейная перспектива, основанная на уменьшении объектов по мере их удаления, в Photoshop строится с помощью трансформирования Перспектива (Perspective), а в CorelDRAW — эффекта Добавить перспективу (Add Perspective) — рис. 11.
Рис. 11. Прямая линейная перспектива, полученная в Photoshop (а) и созданная с помощью эффекта Добавить перспективу в CorelDRAW (б)
Рис. 12. Прямая линейная перспектива, полученная с помощью инструмента Перетекание в CorelDRAW
Рис. 13. Различные ракурсы объекта, созданные в Photoshop (а) и в CorelDRAW (б)
Рис. 14. Воздушная перспектива, полученная в Photoshop (а) и созданная с помощью интерактивной прозрачности в CorelDRAW (б)
В CorelDRAW для построения линейной перспективы также можно применять инструмент Перетекание (Blend) — рис. 12. При работе с векторной фигурой в обоих редакторах получить линейную перспективу можно вручную, меняя положение ее узлов.
Для создания перспективных сокращений и различных ракурсов объекта в CorelDRAW применяется инструмент Вытягивание (Extrude), а в Photoshop используются 3Dинструменты (рис. 13).
Для создания воздушной перспективы в CorelDRAW используются различные типы заливки или интерактивная прозрачность, а в Photoshop этот же эффект можно получить с помощью масок (рис. 14).
Статья подготовлена по материалам книги «Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама» Ольги Яцук и Эльзы Романычевой и следующих сайтов: