КомпьюАрт

2 - 2012

О роли Интернета в полиграфии

Вячеслав Румянцев
Вячеслав Румянцев, канд. техн. наук

Телевидение, радио, специальные каналы связи, Интернет и полиграфия — всё это средства распространения (передачи) информации, играющие огромную роль в общем информационном процессе. Между ними существует определенная связь, оказывающая большое влияние на печатные средства массовой информации (СМИ).

Интернет выполняет несколько основных функций, в том числе функцию передачи информации и «библиотеки», содержащей сведения по различным вопросам. В данном случае нас больше интересует функция передачи информации.

Как известно, передача информации (изданий) по проводам осуществляется уже давно. Система «Газета­2» для передачи ежедневных газет по телеграфу работает еще с советских времен. В 1964 году тираж газеты «Правда» в Ленинграде (Санкт­Петербурге) впервые был отпечатан с фотоформ, принятых по каналам связи из Москвы. В 1971 году действовало уже 12 пунктов приема газетных полос по фототелеграфу. Позже их стало несколько десятков. При фототелеграфном методе оттиск газетной полосы помещается в передающий аппарат, установленный в издательстве, и передается по каналам связи электрическими импульсами к пунктам приема, где на приемных аппаратах записывают фотокопии газетной полосы на пленке и получают таким образом фотоформу как для одно­, так и для многокрасочной печати. Эту систему использовали центральные газеты. Для других издательств она была практически недоступной.

Небольшое отступление от темы. Многие московские и питерские издательства, несмотря на развитие Интернета, по-прежнему передают упаковки с пленками через проводников. Итак, книга подготовлена к печати и технологи издательства формируют пакет для отправки на полиграфкомбинат, который, к примеру, находится в Твери, Смоленске или Туле. В пакет кладутся сопроводительное письмо, комплект пленок, распечатка страниц и обложки книги. А иногда подарки для принимающей стороны. Стереогравюра. Автор А.Крылов

Можно упомянуть также проводившиеся в нашей стране эксперименты по централизованной печати районных газет с применением каналов связи для передачи материалов из районных издательств в типографии. Вспомним и эксперименты начала 2000­х годов по передаче полос газеты «Красная звезда» через спутниковые линии связи для печати ее в достаточно отдаленных от Москвы районах. Во время этих экспериментов газета выходила там даже раньше, чем в Москве.

В наши дни этого оказалось уже недостаточно. Для многих издательств стала актуальной организация каналов связи с типографиями, как московскими, так и в других городах, — каналов, которые обеспечили бы гарантированную доставку с высокой скоростью файлов газетных, журнальных, книжных и рекламных полос в цеха допечатной подготовки материалов. Редакциям потребовалось комплексное решение, позволяющее качественно улучшить схему организации допечатного процесса в центре и регионах и организовать передачу информации в цифровом виде. С развитием Интернета для этого появились большие возможности.

Терминалы для заказа книг пока можно увидеть только на специализированных выставках. На мониторе, как на полке в библиотеке, представлены издания, переведенные в цифровой формат. Несколько прикосновений к экрану, и информация о печати книги поступает в специализированную типографию, а через несколько дней (при отсутствии сбоев в сети) книга будет получена по почте читателем. При этом на читателе заработают все: и почта (около 40% стоимости книги для читателя), и типография (тоже порядка 40%), и организаторы услуги (10%), и автор (10%)

Терминалы для заказа книг пока можно увидеть только на специализированных выставках. На мониторе, как на полке в библиотеке, представлены издания, переведенные в цифровой формат. Несколько прикосновений к экрану, и информация о печати книги поступает в специализированную типографию, а через несколько дней (при отсутствии сбоев в сети) книга будет получена по почте читателем. При этом на читателе заработают все: и почта (около 40% стоимости книги для читателя), и типография (тоже порядка 40%), и организаторы услуги (10%), и автор (10%)

Интернет (англ. Internet) — всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web, WWW), а также многих других систем (протоколов) передачи данных. В обиходе иногда употребляют сокращенное наименование «Инет». В настоящее время под Интернетом чаще всего подразумевают Всемирную паутину и доступную в ней информацию, а не саму физическую сеть.

Разработка системы началась в США в 1957 году в период «холодной войны». В результате была создана сеть компьютеров, взаимосвязанных друг с другом и способных обмениваться информацией между собой. Началось всё с сети компьютеров, расположенной в одной комнате. Всемирной компьютерной сетью Интернет стал в 1973 году, когда  к сети с помощью трансатлантического телефонного кабеля подключились организации из некоторых других стран. С тех пор компьютерная сеть претерпела ряд существенных изменений, и сейчас Интернет доступен большинству жителей мира.

Основные службы Интернета:

  • служба World Wide Web (WWW);
  • электронная почта;
  • служба телеконференций;
  • служба передачи файлов (FTP);
  • служба имен доменов;
  • Telnet-cистемы;
  • служба ICQ;
  • форумы прямого общения (chat-конференции).

Глобальное влияние информационных технологий на жизнь человека в разрезе использования периодических изданий проявляется в нашей повседневной жизни уже сейчас: многие читают новости в Интернете; в транспорте всё больше людей с электронными книгами, а не их печатными аналогами. При желании пользователь Сети может найти на ее голубых страницах тот или иной выпуск газеты или журнала, не говоря уже об огромном количестве книг, выложенных в Интернете. Даже учебные заведения постепенно переходят на электронную форму сдачи зачетных работ, в том числе курсовых и дипломных.

С помощью Интернета облегчаются условия печати «по требованию». Созданы и уже работают на предприятиях печатные системы, которые позволяют печатать книги по индивидуальным заказам, в том числе очень ограниченными тиражами. Такие системы дают возможность выпускать книги в широком диапазоне тиражей. Эта технология позволяет приобрести редкую, уже давно распроданную книгу.

По Интернету можно заказать и печать фотоальбомов. Важно выбрать оформление его внутренних страниц и переплета в соответствии с тематикой фотографий

По Интернету можно заказать и печать фотоальбомов. Важно выбрать оформление его внутренних страниц и переплета в соответствии с тематикой фотографий

Владельцы цифровой типографии Nexprint Михаил и Светлана Воробьевы сделали ставку на «цифру» лет десять назад — и не прогадали. Цифровое оборудование компании Хerox, установленное в типографии осенью 2010 года, выполняет и заказы на печать книг «по требованию»

Владельцы цифровой типографии Nexprint Михаил и Светлана Воробьевы сделали ставку на «цифру» лет десять назад — и не прогадали. Цифровое оборудование компании Хerox, установленное в типографии осенью 2010 года, выполняет и заказы на печать книг «по требованию»

Количество типографий, работающих под девизом «Мы печатаем книги, на которые имеем заказы», постепенно растет. Конечно, большие тиражи выгоднее печатать с использованием традиционной техники. Читатель может заказать интересующую его книгу через Интернет и довольно быстро получить ее по почте. Возможна печать «гибридных» книг, когда в одном издании содержится информация из разных книг. Быстрая доставка издательских оригиналов в типографию любой страны по Сети обеспечивает существенное ускорение выпуска издания, а также сокращение времени и стоимости транспортировки. При этом файлы данных могут передаваться в регионы, где издание будет печататься в соответствии с потребностями местных читателей, в частности школьников, уменьшатся объемы выпуска справочной и словарной литературы. Часть их рынка перейдет к электронным медиа. Уже сейчас много словарей, энциклопедий и справочной литературы, которые можно установить на компьютер и быстро находить с их помощью требуемую информацию. Конечно, многое зависит здесь от пропускной способности каналов связи.

Итак, информация о некой Зое Михайловне попала в базу данных клиентов одного из журналов. Теперь подарки и скидки польются рекой. Образец струйной персонализации печатного СМИ, которая освоена в типографии «Пушкинская площадь»

Итак, информация о некой Зое Михайловне попала в базу данных клиентов одного из журналов. Теперь подарки и скидки польются рекой. Образец струйной персонализации печатного СМИ, которая освоена в типографии «Пушкинская площадь»

Кроме книг, «по требованию» может печататься реклама, необходимая в небольшом количестве. Может выполняться персонализирование любого экземпляра или части тиража — внесение информации, ориентированной на пользователя данной печатной продукции. В газетах печать «по требованию» дает возможность менять их содержание, наполняя издание информацией, представляющей интерес для конкретной группы читателей. Что касается визитных карточек, то их изготовление по Интернету давно стало обыденным делом.

Если до недавних пор допечатные, печатные и послепечатные процессы существовали отдельно друг от друга, то с возникновением цифровых методов обработки и передачи информации, включая Интернет, появилась возможность стыковки данных процессов. Для этого в 1995 году несколько ведущих изготовителей полиграфического оборудования объединились в консорциум CIP3 и создали открытый стандарт передачи данных PPF (Print Production Format), который позволил связать этапы допечатной подготовки и печатного процесса. Полученная при формировании спуска полос (или печатных форм) информация может с успехом использоваться в ходе предварительной настройки печатных машин, в том числе красочных аппаратов по зонам, автоматической системы приводки красочных изображений по меткам, места рубки ленты или лент, автоматической настройки послепечатного оборудования.

Примечание главного редактора

Сто лет назад появилось радио, и тогда все заговорили о скорой смерти газет и журналов. В 50-е годы прошлого века было изобретено телевидение, и все, вслед за одним из героев фильма «Москва слезам не верит», стали предрекать скорую кончину не только театра, но и опять же печатных СМИ.

Процессы компьютеризации (80-е годы) и интернетизации (90-е годы) населения  тоже ничего хорошего для полиграфии не предвещали, однако именно середина нулевых годов ознаменовалась пиком продаж нового полиграфического оборудования в нашей стране.

Сейчас, в 10-е годы XXI века, тиражи печатной продукции падают (при росте ассортимента). И дело тут не только в переходе, особенно молодого поколения, на цифровой экранный контент — главная беда в том, что велико недоверие к журналистам: «всё куплено, всё продажно».

Многие продавцы офсетного полиграфического оборудования вообще собрались уходить из отрасли. Видимо, рынок офсетных машин перенасыщен, а возможности цифровых технологий только набирают обороты… В общем идите все в «цифру»!

Цифровыми технологиями на каждой книжной выставке теперь интересуются представители не только светской, но и духовной власти: министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щеголев и председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент

Цифровыми технологиями на каждой книжной выставке теперь интересуются представители не только светской, но и духовной власти: министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щеголев и председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент

Большинство растровых процессоров (RIP) позволяют одновременно с выводом фото­ или печатных форм создавать небольшие файлы в формате PPF. Такие файлы считываются устройством, обычно являющимся частью печатной машины, и позволяют осуществлять ее предварительную настройку. Сам по себе PPF­файл не привязан к конкретному допечатному процессу, в котором создан, и не содержит никаких сведений о конкретной печатной машине, на которой будет выполняться работа. Чтобы правильно интерпретировать его в команды для установки, например, винтов красочных аппаратов печатной машины, требуется программное обеспечение, которое обычно поставляется вместе с печатной машиной.

Со временем оказалось, что параметров, содержащихся в PPF­файлах, недостаточно. Не хватало информации о производстве. В связи с этим был разработан другой стандарт (CIP4) — новый открытый формат передачи данных JDF (Job Definition Format), который определяет производственное задание в полиграфическом производстве. С принятием формата JDF появилась возможность не только передачи информации для автоматической предварительной настройки печатного и послепечатного оборудования, но и получения информации с каждого рабочего места в реальном времени.

С развитием Интернета появились абсолютно новые формы организации производства печатных изданий: размещение заказа, утверждение цветопробы, оформление и доставка тиража, согласование текущих вопросов — всё это и многое другое осуществляется в режиме онлайн. Данные процессы расширили возможности издающей организации в сфере децентрализованной печати, позволили преодолеть географические барьеры, из­за которых ранее издательский бизнес был в основном привязан к конкретной типографии.

До сих пор мы говорили о преимуществах применения Интернета  в полиграфии, но есть и отрицательные моменты. До сих пор всё было относительно ясно и спокойно. Существовала устоявшаяся веками технология печати книг, журналов, газет, брошюр, плакатов, бланков и другой печатной продукции. Помогая ускорить выпуск и дифференцировать различные издания, Интернет приводит к сокращению объемов печатной прессы, поскольку всё больше новостной информации люди получают непосредственно из Сети. Технические изменения, наряду с развитием рыночных отношений, не слишком позитивно повлияли на полиграфическую деятельность. Одна из проблем, вызванных этими процессами, связана с трудоустройством всех тех людей, которые на данный момент работают в традиционных типографиях. Наблюдается падение тиражей и сокращение доходов издательств от рекламы на бумажных носителях. Во многих жилых домах можно увидеть одну и ту же картину: рекламные материалы валяются в мусорных корзинах, на полу, остаются лежать в почтовых ящиках. Тем не менее роль Интернета в полиграфии будет возрастать.

Возможность передачи информации по каналам связи позволяет децентрализованно печатать многие виды изданий, что приводит к уменьшению тиражей, печатаемых в одном месте. В свою очередь, это может вызвать сокращение спроса на печатную технику большой мощности, в частности на книжно­журнальные машины и газетные агрегаты (никто сейчас не заказывает и не строит линкоры, которые были «модны» в начале прошлого века). Пик спроса на них пройден. Основной спрос сейчас (да и он уменьшился) — на машины одинарной ширины. Всё больше малотиражной продукции будет печататься с помощью технологий цифровой печати. Уже сейчас в ряде типографий классические технологии печати сосуществуют с цифровыми. И этот процесс будет только ускоряться. Можно ожидать, что децентрализация затронет и упаковочную промышленность, что повлияет на изменение спроса на соответствующее оборудование. Общая тенденция — снижение металлоемкости и энергоемкости оборудования. 

При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: http://ru.wikipedia.org/, http://vse­sekrety.ru/, http://www.pcweek.ru/, http://buh7.ru/, http://pechatnick.com/, http://grafchita.ru/

КомпьюАрт 2'2012

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства