КомпьюАрт

3 - 2012

В поисках высокой печати, или о дизайне книжной продукции

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Уж что-что, а книги в России всегда умели печатать. Этому способствуют и давние традиции книгопечатания, и богатое культурное наследие, и преданность персонала своему делу. Названия таких издательств, как «Эксмо», «Азбука-Аттикус», «Белый город», «Слово», на слуху даже у людей, далеких от полиграфии. Огромные очереди в 57-й павильон ВДНХ, где каждую осень проходит книжная ярмарка, служат доказательством того, что лесные массивы в северных широтах земного шара еще долго будут вырубаться для обеспечения сырьем бумажных комбинатов.
В вышеупомянутых больших издательствах изготовление книг поставлено на поток. В одном отделе ведется работа с авторами (гонорары, договоры), в другом — покупаются права на издание переводной литературы (командировки в Англию или Германию), а в производственном кипит работа с полиграфкомбинатами и поставщиками расходных материалов (командировки в регионы). Всё слажено, и почти без сбоев книги поступают со складов издательств на прилавки магазинов по цене от 100 до 1500 руб. Примерно половина этой суммы идет магазину, а оставшаяся часть — издательству и типографии, из которой 10-15% составляет прибыль. Сегодня крупные издательства выживают за счет широкого ассортимента и небольших тиражей (1000-5000 экз.).
Но когда книголюб видит в магазине издание за 41 тыс. руб. (рис. 1), в его сознании начинается борьба между вечными — купить книгу?! — и временными ценностями — поправить здоровье на термальном курорте…

Рис. 1. К каждому дорогому изданию просто обязана прилагаться брошюра, в которой рассказывается о книге и ее авторе. Комплект уложен в коробку с крышкой, оформленную в одном стиле с изданием. Все репринтные экземпляры (а на фото — репринт старинного издания, посвященного печатному делу, — о нем речь пойдет далее) имеют уникальный номер, который указан в сертификате, подписанном директором издательства

Рис. 1. К каждому дорогому изданию просто обязана прилагаться брошюра, в которой рассказывается о книге и ее авторе. Комплект уложен в коробку с крышкой, оформленную в одном стиле с изданием. Все репринтные экземпляры (а на фото — репринт старинного издания, посвященного печатному делу, — о нем речь пойдет далее) имеют уникальный номер, который указан в сертификате, подписанном директором издательства

Такие книги во всем мире выпускают небольшие издательства, в которых нет вечно выясняющих отношения сотрудников разных отделов, а в обсуждении оформления и используемых расходных материалов участвуют на равных несколько работников издательства:

  • главный редактор;
  • ответственный за производство;
  • специалист по допечатной подготовке.

Во всяком случае, так появляются на свет книги в издательстве «ЛомоносовЪ», специалисты которого расскажут читателям журнала КомпьюАрт о своих подходах к дизайну книжной продукции.

КомпьюАрт: Расскажите об истории вашего издательства. Какие книги вы выпускаете? Кто ваши читатели? Сколько времени занимает весь процесс — от возникновения идеи книги до получения тиража из типографии?

Главный редактор издательства «ЛомоносовЪ»

Главный редактор издательства «ЛомоносовЪ» Владислав Валентинович Петров

Владислав Петров: Нашему издательству в апреле исполняется четыре года. Мы издаем книги по трем направлениям: репринт старинных изданий, массовые тиражи по истории, географии, психологии, а также выпускаем альбомы.

Основой для репринтных книг всегда являются старинные издания, которые хранятся в крупнейших российских и зарубежных библиотеках или у коллекционеров, часто в единственном экземпляре. Наше издательство дает читателям возможность прикоснуться к копиям наиболее ценных и редких книг. Из­за высокой стоимости потребность в репринтных книгах ограниченна. Их в основном приобретают коллекционеры. Естественно, репринтные издания отличаются выдержанностью стиля, точностью в передаче оригинала и высоким качеством полиграфических работ.

По сравнению с обычной книгой допечатная подготовка репринтного издания занимает гораздо больше времени. О ней на примере конкретного издания расскажет наш специалист Марья Васильева.

Специалист по допечатной подготовке издательства «ЛомоносовЪ» Марья Владимировна Васильева

Специалист по допечатной подготовке издательства «ЛомоносовЪ» Марья Владимировна Васильева

Марья Васильева: Фотографии полос книги мы можем получить двумя способами: фотографированием или сканированием. Например, при издании первого на Руси учебника геометрии «Приемы циркуля и линейки» (рис. 2) от хранителей оригинала мы получили файлы фотографий страниц. На принтерной распечатке снимка одной из страниц видно, что изображение деформировано, поэтому основной задачей при его обработке было устранение искажений и ретушь. Эти операции производятся в программе Adobe Photoshop на PC. Работу выполняют фрилансеры. Кропотливо готовились все 368 полос данного издания. Разрешение иллюстраций приводим к общепринятому значению 300 dpi. Затем осуществляется раскладка страниц в программе InDesign, и полученные PDF­файлы из­за больших размеров мы не отправляем по сети, а отвозим в типографию.

А вот пример цветного издания — альбом «Акварели» Татьяны Мавриной (рис. 3). В качестве оригинала наследниками был предоставлен блокнот художницы. Известно, что акварельные краски не кроющие, а прозрачные. Это свойство красок учитывалось в процессе цветоделения. В издании все изображения максимально приближены к альбомным акварелям, кроме тех участков, в которых автор использовала лимонный и ультрамариновый цвета — они в полиграфии не воспроизводятся даже смесевыми красками, в печати эти цвета гаснут. Цветокоррекция выполнялась в типографии «Новости»,  где и печаталась эта книга.

Рис. 2. Первый на Руси учебник геометрии «Приемы циркуля и линейки» (368 с., формат 107Ѕ165 мм). Репринтное воспроизведение издания 1709 года. На русский язык учебник, вышедший в XVII веке в Баварии, переводил знаменитый Яков Брюс. В русское издание вошли также задачи Брюса и статьи о солнечных часах, автором которых предположительно является Петр I. Тираж 300 экз. Слева — принтерная распечатка фотографии оригинала и обработанное изображение в готовой книге

Рис. 2. Первый на Руси учебник геометрии «Приемы циркуля и линейки» (368 с., формат 107Ѕ165 мм). Репринтное воспроизведение издания 1709 года. На русский язык учебник, вышедший в XVII веке в Баварии, переводил знаменитый Яков Брюс. В русское издание вошли также задачи Брюса и статьи о солнечных часах, автором которых предположительно является Петр I. Тираж 300 экз. Слева — принтерная распечатка фотографии оригинала и обработанное изображение в готовой книге

Рис. 3. Книга «Акварели» Татьяны Мавриной (336 с., формат 205Ѕ260 мм). В альбом пейзажей и путевых зарисовок вошли акварели с видами Москвы, Сергиева Посада, Звенигорода, волжских городов от Калязина до Нижнего Новгорода. Настоящее издание воспроизводит нюансы авторского оформления работ. Отпечатано на белой гознаковской бумаге

Рис. 3. Книга «Акварели» Татьяны Мавриной (336 с., формат 205Ѕ260 мм). В альбом пейзажей и путевых зарисовок вошли акварели с видами Москвы, Сергиева Посада, Звенигорода, волжских городов от Калязина до Нижнего Новгорода. Настоящее издание воспроизводит нюансы авторского оформления работ. Отпечатано на белой гознаковской бумаге

Рис. 3. Книга «Акварели» Татьяны Мавриной (336 с., формат 205x260 мм). В альбом пейзажей и путевых зарисовок вошли акварели с видами Москвы, Сергиева Посада, Звенигорода, волжских городов от Калязина до Нижнего Новгорода. Настоящее издание воспроизводит нюансы авторского оформления работ. Отпечатано на белой гознаковской бумаге

Поскольку мы подошли к типографским работам, то, продолжая разговор, я обращаюсь к Альфие Рашидовне Кашафутдиновой, которая отвечает за производство книг.

КА: Переплет альбома «Акварели» ярко­оранжевого цвета, а страницы на ощупь напоминают листы акварельных альбомов, которые продаются в художественных салонах. Какие материалы и виды печати использовались в данном издании?  

Начальник производственного отдела издательства «ЛомоносовЪ» Альфия Рашидовна Кашафутдинова

Начальник производственного отдела издательства «ЛомоносовЪ» Альфия Рашидовна Кашафутдинова

Альфия Кашафутдинова: Здесь цельнокрытый переплет 7БЦ с тканевым материалом на бумажной основе Savanna. На переплетный материал шелкографией нанесен текст и наклеено отпечатанное офсетом изображение (самоклеящаяся бумага фирмы Raflatac).

Альбом отпечатан на офсетной белой бумаге производства «Гознака». Бумага этого вида больше всего похожа на акварельные листы.

КА: Данный альбом — не репринтное издание. А в чем специфика печатной и финишной технологий производства репринтных изданий? С какими типографиями вы сотрудничаете? Как выбрать расходные материалы? Как сделать «богатый» переплет?

А.К.: Одна из примет любого оригинального старинного издания состоит в том, что оно было отпечатано высоким способом в доофсетную эпоху. Мы не смогли найти типографию, где сохранился бы высокий способ печати. Хотя нам предлагали имитировать особенность высокой печати — углубления в бумаге печатных элементов — тиснением, но изготовление штампа для каждой страницы книги сделало бы ее золотой. Поэтому внутренние листы при тираже от 100 экз. мы печатаем офсетом, а единичные — «цифрой». Большинство заказов на репринтные издания мы размещаем в типографии «Новости». Там любят эксперименты, хорошо развиты финишные технологии, всегда идут навстречу в реализации наших идей и предлагают хорошую цену.

Один из примеров успешного сотрудничества с типографией «Новости» — репринт книги «Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства» Ф. Булгакова (см. рис. 1 и 4), оригинал которой вышел в свет в 1889 году. В книге приводится множество примеров шрифтов, гравюры, буквицы и прочие занятные типографические тонкости. Открывает издание оригинальное исследование возникновения письменности у древних культур: узелковое письмо в Америке, клинопись и иероглифическое письмо в Азии и, наконец, появление алфавита. Сегодня, сама став частью истории книгопечатания, книга Булгакова интересна для современного читателя не только как глубокое исследование, но и как памятник типографского искусства.

В издании тканевый переплет, на передней крышке вклейка отпечатана на самоклеящейся бумаге Raflatac, два блинтовых тиснения: слепое и золотой фольгой. Форзац на итальянской «мраморной» бумаге, трехсторонний окрашенный обрез, ленточка ляссе (см. рис. 4).

Рис. 4. «Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства» Ф. Булгакова. Книга сопровождается брошюрой. Тираж 100 экз. Типография «Новости»

Рис. 4. «Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства» Ф. Булгакова. Книга сопровождается брошюрой. Тираж 100 экз. Типография «Новости»

Рис. 4. «Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства» Ф. Булгакова. Книга сопровождается брошюрой. Тираж 100 экз. Типография «Новости»

Рис. 4. «Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства» Ф. Булгакова. Книга сопровождается брошюрой. Тираж 100 экз. Типография «Новости»

Черно­белая печать страниц также выполнена на гознаковской бумаге, но здесь уже она тонированная, окрашенная в массе. В оригинале цветные иллюстрации были раскрашены и вклеены в книгу. В нашем издании цвет воспроизводится триадными красками на бумаге импортного производства.

Подарочные футляры (см. рис. 1) мы заказываем в типографии «Зигло» (г.Мытищи), специализирующейся на постпечатной обработке материалов: книг, промо­ и сувенирной продукции.

Обложка прилагаемой к книге брошюры выполнена на тонированной в массе дизайнерской бумаге Murillo (Мурилло). Печать смесевой краской — коричневый цвет.

Иногда мы выпускаем одну и ту же книгу в двух вариантах: в более дорогом подарочном, имеющем ручной переплет из натуральной кожи, и с типографским переплетом из искусственной кожи. Пример — вышеупомянутый учебник геометрии (рис. 5).

Рис. 5. В книгах один и тот же офсетный блок, но два разных переплета — ручной (слева) и промышленный. Ручной переплет выполнен из натуральной кожи итальянского производства. Если в книге Ф. Булгакова трехсторонний окрашенный обрез, то в этом примере на обрезе густой крап розового цвета

Рис. 5. В книгах один и тот же офсетный блок, но два разных переплета — ручной (слева) и промышленный. Ручной переплет выполнен из натуральной кожи итальянского производства. Если в книге Ф. Булгакова трехсторонний окрашенный обрез, то в этом примере на обрезе густой крап розового цвета

Сегодня на полиграфическом рынке предлагается много расходных материалов, и наша задача при обсуждении будущей книги — правильно выбрать подходящую фольгу, кожу или цвет ленты ляссе (рис. 6). Бывают проблемы с выбором материала для переплета — не на всякую кожу качественно ложится тиснение. Всё вначале нужно пробовать. Иногда бывает, что одна партия той же самой фольги подходит, а другая — нет. При реализации любого проекта могут возникать различные трудности — от технологических до человеческих.

Рис. 6. От расходных материалов зависит качество издания. Каталоги разных фирм — поставщиков расходников всегда под рукой у руководителя производственного отдела. С помощью матовой фольги из каталога справа можно сымитировать старинное тиснение

Рис. 6. От расходных материалов зависит качество издания. Каталоги разных фирм — поставщиков расходников всегда под рукой у руководителя производственного отдела. С помощью матовой фольги из каталога справа можно сымитировать старинное тиснение

Рис. 6. От расходных материалов зависит качество издания. Каталоги разных фирм — поставщиков расходников всегда под рукой у руководителя производственного отдела. С помощью матовой фольги из каталога справа можно сымитировать старинное тиснение

Рис. 6. От расходных материалов зависит качество издания. Каталоги разных фирм — поставщиков расходников всегда под рукой у руководителя производственного отдела. С помощью матовой фольги из каталога справа можно сымитировать старинное тиснение

Еще один пример сложного переплета — в книге «Разыскания о финансах Древней России» Ю. Гагемейстера 1833 года (рис. 7). В конце оригинала идет несколько распашных таблиц. Долго думали, как их клеить, чтобы обрез смотрелся аккуратно. Мы воспроизвели их ручной фальцовкой. Здесь применяется ручной переплет, который в типографских условиях сделать сложно. Воспроизведена составная переплетная крышка. С трех сторон издания — редкий крап, который мы заказываем в вышеупомянутой типографии «Зигло». Технология нанесения крапа основана на использовании ершика.

Рис. 7. «Разыскания о финансах Древней России» Ю. Гагемейстера (1833). Составной ручной переплет. Форзац — итальянская «мраморная» бумага ручной работы,  внутренние листы — гознаковская тонированная в массе бумага. Вклейка, ручная фальцовка (бумага Garda Pad)

Рис. 7. «Разыскания о финансах Древней России» Ю. Гагемейстера (1833). Составной ручной переплет. Форзац — итальянская «мраморная» бумага ручной работы,  внутренние листы — гознаковская тонированная в массе бумага. Вклейка, ручная фальцовка (бумага Garda Pad)

Рис. 7. «Разыскания о финансах Древней России» Ю. Гагемейстера (1833). Составной ручной переплет. Форзац — итальянская «мраморная» бумага ручной работы,  внутренние листы — гознаковская тонированная в массе бумага. Вклейка, ручная фальцовка (бумага Garda Pad)

Рис. 7. «Разыскания о финансах Древней России» Ю. Гагемейстера (1833). Составной ручной переплет. Форзац — итальянская «мраморная» бумага ручной работы,  внутренние листы — гознаковская тонированная в массе бумага. Вклейка, ручная фальцовка (бумага Garda Pad)

Рис. 7. «Разыскания о финансах Древней России» Ю. Гагемейстера (1833). Составной ручной переплет. Форзац — итальянская «мраморная» бумага ручной работы, внутренние листы — гознаковская тонированная в массе бумага. Вклейка, ручная фальцовка (бумага Garda Pad)

КА: Вы упомянули дорогую итальянскую «мраморную» бумагу, которая поставляется полистно и используется для изготовления форзацев книги. Она отлично передает стиль старинных форзацев оригинала. А если «павлиньи» или «мраморные» узоры имитировать офсетом?

Рис. 8. «Указы Петра Великаго с 1714 по 1725 г.» из серии «Книжное наследие». Справа показана имитация офсетом «павлиньего»

Рис. 8. «Указы Петра Великаго с 1714 по 1725 г.» из серии «Книжное наследие». Справа показана имитация офсетом «павлиньего»

Рис. 8. «Указы Петра Великаго с 1714 по 1725 г.» из серии «Книжное наследие». Справа показана имитация офсетом «павлиньего» форзаца. На обрезе книги — густой крап

А.К.: При единичных тиражах дорогую бумагу на форзац мы закупаем, а когда книга имеет тираж от 100 экз., то обычно мы имитируем узор на форзаце. Пример такой имитации офсетом можно найти в книге «Указы Петра Великаго с 1714 по 1725 г.» из серии «Книжное наследие» (рис. 8). Эта книга представляет собой факсимильное издание тома указов Петра I, увидевшего свет еще при императрице Анне Иоанновне в 1739 году. Это исторический источник и замечательный памятник русской книжной культуры. Аннинское издание «Указов Петра I» занимает особое место в коллекции редких книг XVIII столетия, хранящихся в Библиотеке Российской академии наук. Оригинал этого тома держали в руках государственные деятели и законодатели во времена Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, Александра I. Его  штудировали юристы, историки и библиографы, исследовавшие правовое наследие Петровской эпохи. Прикасаясь к копии этого раритета, мы можем проникнуться духом и настроением, пожалуй, наиболее славного периода нашей истории.

КА: Переплет репринтного издания «Первобытный Брюсов календарь» (рис. 9) выполнен из ткани, а на страницах, помимо текста, есть гравюрные изображения…

А.К.: С «Брюсова календаря» начался систематический выпуск ежегодных календарей в России. Оригинал этой книги вышел в 1875 году в Харькове и являлся копией одного из екатерининских изданий конца XVIII века. Автор календаря — Яков Вилимович Брюс (1669—1735), дипломат, ученый, военный, естествоиспытатель и соратник Петра I. Первое издание календаря увидело свет в 1709 году. Оно содержало, кроме святцев, полезные астрономические сведения о времени восхода и захода Солнца и Луны, о солнечных и лунных затмениях, о движении планет, астрологические предсказания погоды, войн, ожидаемых урожаев, эпидемий на годы вперед.

Рис. 9. «Первобытный Брюсов календарь». Репринтное воспроизведение издания 1875 г. (136 с., формат 299Ѕ278 мм). Закрас обреза. Внутренние страницы на гознаковской бумаге. Для переплета использован ивановский коленкор «Модерн» (розовый). Два вида тиснения:

Рис. 9. «Первобытный Брюсов календарь». Репринтное воспроизведение издания 1875 г. (136 с., формат 299Ѕ278 мм). Закрас обреза. Внутренние страницы на гознаковской бумаге. Для переплета использован ивановский коленкор «Модерн» (розовый). Два вида тиснения:

Рис. 9. «Первобытный Брюсов календарь». Репринтное воспроизведение издания 1875 г. (136 с., формат 299x278 мм). Закрас обреза. Внутренние страницы на гознаковской бумаге. Для переплета использован ивановский коленкор «Модерн» (розовый). Два вида тиснения: слепое (рамка) и золотом (название). Отпечатано в типографии «Новости»

Данная книга также отпечатана в типографии «Новости». Много внимания при допечатной подготовке мы уделяли обработке гравюрных иллюстраций — на них не должен возникнуть муар, линии штриховки должны быть хорошо различимы и не должны состоять из растровых точек.

Особо отмечу происхождение коленкора, использованного для переплета. Если в альбоме «Акварели» это импортный материал, то в следующих изданиях применяется коленкор различных цветов (рис. 9­11), остатки которого мы нашли на одной из фабрик в городе Иванове, ранее выпускавшей переплетные материалы.

Рис. 10. «Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов» Павла Сабантова. Составной переплет из ивановского коленкора «Модерн» (серый). Тиснение на корешке пигментированной цветной (коричневой) фольгой. Корешок сделан из материала, который при соприкосновении со штампом меняет цвет. Отпечатано в типографии «Новости»

Рис. 10. «Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов» Павла Сабантова. Составной переплет из ивановского коленкора «Модерн» (серый). Тиснение на корешке пигментированной цветной (коричневой) фольгой. Корешок сделан из материала, который при соприкосновении со штампом меняет цвет. Отпечатано в типографии «Новости»

Рис. 11. «Русский книжный знак» В. Верещагина. Репринтное воспроизведение издания 1902 года. Для переплета использован ивановский коленкор «Модерн» (синий). Сторонки переплетной крышки изготовлены из картона «каппа» (толщина 3 мм)

Рис. 11. «Русский книжный знак» В. Верещагина. Репринтное воспроизведение издания 1902 года. Для переплета использован ивановский коленкор «Модерн» (синий). Сторонки переплетной крышки изготовлены из картона «каппа» (толщина 3 мм)

Рис. 11. «Русский книжный знак» В. Верещагина. Репринтное воспроизведение издания 1902 года. Для переплета использован ивановский коленкор «Модерн» (синий). Сторонки переплетной крышки изготовлены из картона «каппа» (толщина 3 мм)

Рис. 12. Примеры книг для широкого круга читателей. Вверху альбом «Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа». В этой книге-альбоме классик отечественной сатиры Илья Ильф выступает профессиональным фотографом. В издание вошло больше сотни фотографий, сделанных Ильфом в 30-е годы прошлого века, на которых запечатлена жизнь Москвы и ее жителей. Среди тех, кто попал в объектив фотоаппарата, выдающиеся деятели культуры — Булгаков, Маяковский — и обычные горожане. Книга-альбом составлена Александрой Ильиничной Ильф, ею же написан сопроводительный текст. Переплет 7БЦ. Ниже лежат книги из  серии «Луч»  (2011) формата 145Ѕ220 мм с плашечным оформлением переплета: «Леденящие звезды» (авторы Хенрик Свенсмарк и Найджел  Колдер); «Умные растения» (Фолькер Арцт); «Что день грядущий нам готовил» (Пол Майло). Переплет 7БЦ (бумага, матовое целлофанирование). Черно-белая печать внутренних страниц

Рис. 12. Примеры книг для широкого круга читателей. Вверху альбом «Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа». В этой книге-альбоме классик отечественной сатиры Илья Ильф выступает профессиональным фотографом. В издание вошло больше сотни фотографий, сделанных Ильфом в 30-е годы прошлого века, на которых запечатлена жизнь Москвы и ее жителей. Среди тех, кто попал в объектив фотоаппарата, выдающиеся деятели культуры — Булгаков, Маяковский — и обычные горожане. Книга-альбом составлена Александрой Ильиничной Ильф, ею же написан сопроводительный текст. Переплет 7БЦ. Ниже лежат книги из серии «Луч» (2011) формата 145x220 мм с плашечным оформлением переплета: «Леденящие звезды» (авторы Хенрик Свенсмарк и Найджел Колдер); «Умные растения» (Фолькер Арцт); «Что день грядущий нам готовил» (Пол Майло). Переплет 7БЦ (бумага, матовое целлофанирование). Черно-белая печать внутренних страниц

Рис. 13. Книги из массовой серии в обложке. Обложка с клапаном ламинируется матовой пленкой, которая делает обложку более весомой и долговечной

Рис. 13. Книги из массовой серии в обложке. Обложка с клапаном ламинируется матовой пленкой, которая делает обложку более весомой и долговечной

КА: В заключение вопрос главному редактору об оформлении, выборе типографии и использовании расходных материалов в книгах для широкого круга читателей.

Владислав Петров: Оформление получилось — это когда, взглянув на обложку, сразу видишь, что на ней главное. В оформлении не должно быть «винегрета», а дизайнеры часто грешат тем, что хотят поместить на обложку слишком много информации. В результате всё смешивается в одну кучу, что к хорошим продажам никогда не приводит. Можно использовать в оформлении одинаковые плашки — это удобно для книжных серий.

Что касается альбомов на мелованной бумаге, то их внутренние страницы лакируются защитным лаком для исключения отмарывания.

В нашем издательстве выходит несколько книг в месяц — в переплете и обложке (рис. 12 и 13). Массовые серии мы в основном печатаем на Можайском полиграфкомбинате, который предлагает хорошую цену и соблюдает сроки выполнения заказов. 

КомпьюАрт 3'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства