Холст, масло, этикетка
Ассортимент спиртных напитков огромен, и появляются всё новые и новые марки. Для продвижения своей продукции производители требуют от дизайнеров привлекательных оригинальных этикеток. Среди их работ много очень удачных, порой даже великолепных. Однако бывает, что авторов «заносит», и появляется, например, водка «Хлеб» (слава Богу, водки «Хлеб наш насущный» пока нет) или «Буханка» (рис. 1), а то и совсем неожиданно — «Мужское достоинство». (К сожалению, эта этикетка современной технологией намертво впечатана в стекло и отделить от бутылки белые печатные буквы на траурном черном фоне нет никакой возможности).
Иногда в этикетках используются картины великих мастеров России и всего мира: известно, что знакомые картины привлекают внимание покупателей, а значит, способны увеличить доход производителей. Посмотрим, имена каких художников встречаются сейчас на этикетках.
Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) закончил в 1898 году монументальноэпическую картину «Богатыри». На ней слева направо от зрителя изображены всадники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. От былинных богатырей в доспехах и с оружием исходит спокойная уверенность: земля русская находится под надежной защитой. Разве может быть плохая водка в бутылке с такой этикеткой (рис. 2)? Конечно же нет!
В один ряд с «Богатырями» В.М. Васнецова можно поставить фантастического воина художника Константина Васильева. Безвременно погибший в возрасте 34 лет, наш современник Константин Васильев ни при жизни, ни после смерти не был признан Российской академией художеств, однако заслужил народные любовь и уважение, так что в Москве был создан музей Константина Васильева и скитания его шедевров по клубам и домам культуры закончились. Вот одна из водочных этикеток с его картиной «Богатырь» (рис. 3). Сверху изображение обрамляют птичьи крылья, а снизу — два осетра и голова буйвола. Ратник в шлеме и кольчуге держит огненный меч (почемуто левой рукой), а в правой у него — щит с изображением волчьей головы. Красный плащ фантастических размеров развевается за спиной воина на фоне голубого предрассветного неба. Всё изображенное на этикетке вызывает в памяти русские былины о добром богатыре сказочной силы. Кажется, что и внутри бутылки не простая водка, а «живая вода». Разве у сказки может быть несчастливый конец?
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
На водочных этикетках часто встречаются два знаменитых полотна Ивана Ивановича Шишкина (1832—1998): «Рожь» (1878) — рис. 4 — и «Утро в сосновом лесу» (1889) — рис. 5. Обе картины, показывающие русскую природу, исполнены спокойствия и уверенности в завтрашнем дне: раз есть рожь — значит, будет и хлеб, а хлеб — всему голова; раз три медвежонка беззаботно играют — значит, их мамкамедведица не чует человека — злейшего врага всякого лесного зверя. Тишина, покой, умиротворение наполняют сердце при взгляде на эти картины, а от радости хочется чегото героического…
Рис.5
Рис.6
Исаак Ильич Левитан (1860—1900), создатель пейзажа настроения, известен многими картинами, в числе которых «Март» (1895), «Озеро. Русь» (1900), «Над вечным покоем» (1894) и др. На рис. 6 показана этикетка, для которой была использована работа «Озеро. Русь», уменьшенная с метровых размеров до величины почтовой марки, но вызывает воспоминания о плеске весел лодки, тишине над водами и дальнем благовесте храма. Слышите? Бом, бом, бом… В восхищении хочется сейчас же поделиться впечатлением с другом, а лучше с двумя…
Наверное, самые известные работы Ильи Ефимовича Репина (1844—1930) — это «Бурлаки на Волге» (1873), «Не ждали» (1888), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). Озорная, наполненная неподдельным весельем картина, на которой изображены запорожцы, неоднократно применялась для водочных этикеток как целиком, так и в виде отдельных фрагментов (рис. 7 и 8). Например, на этикетке с рис. 8 изображен только писарь, а текст предостерегает: «Ничто так не сокращает жизнь, как ожидание первой рюмки».
Рис.7
Рис.8
По сведениям, опубликованным в московских СМИ, только за идею использовать портрет стоящего казака в белой папахе для водки «Хахаха» (рис. 9) ведущий русской редакции радиостанции «ВВС» Сева Новгородцев получил 10 000 фунтов стерлингов. Вот как ценится интеллектуальная собственность! Этому самому Севе принадлежит фраза времен Советского Союза: «Есть привычка на Руси ночью слушать “Би Би Си”».
На «паспортах» церковного вина «Кагор» часто изображают святых, иногда — иконы. А на одну из этикеток дизайнер поместил репродукцию картины «Распятие» Сальвадора Дали (1904—1989) (если точнее, то эта картина называется «Христос сан Хуан де ла Кросс»). Правда, непонятно, как этот всемирно прославленный сюрреалист представлял себе, что мягкие ткани ладоней Иисуса Христа смогут удерживать его на кресте в такой позе (рис. 10).
Рис.9
Рис.10
Как говорил царь Соломон, всё проходит: миновал XIX век, промчался ХХ и наступили новые времена — век XXI. Во всех областях искусства появились новые имена, некоторые художники, например Андрей Бильжо и Владимир Любаров, привлекаются к оформлению водочных этикеток. Одна из карикатурных работ Бильжо — «Дешевая водка» (рис. 11). Всем известно, что, вопервых, водка бывает хорошая и очень хорошая, а вовторых, нельзя посылать дурака за бутылкой: он одну и принесет. Все знают цену «русского национального продукта», но чтобы она, и родимая и проклятая, была дешевой?.. Этикетка цепляет!
Рис.11
Рис.12
В другой раз Андрей Бильжо придумал этикетку «Наливай, Петрович!» (рис. 12), а к ней несколько оригинальных контрэтикеток (они клеятся на бутылку с противоположной от этикетки стороны). На одной из контрэтикеток изображен стог сена, на нем Петрович с бабой, но держит он ее не за то место, о котором можно подумать, а почти за горло! А она ему говорит попростому, порабочекрестьянски: «Петрович, ты прямо как собака на сене!» (рис. 13). В смысле ни себе, ни людям. Вот такая драма, почти трагедия разыгралась на нашей сельскохозяйственной ниве после покоса по вине карикатуриста Бильжо.
Рис.13
Рис.14
Картины талантливого и самобытного художника Владимира Семеновича Любарова есть не только у современных коллекционеров, но и в собраниях музеев как в России (Третьяковская галерея, Русский музей), так и за рубежом. В 2005 и 2006 годах по договору с ГК «Русский алкоголь» В.С. Любаров предоставил несколько своих картин для создания эксклюзивных этикеток водки «Зеленая марка». Среди этих работ есть несколько совершенно фантастических. Например, русалка в корыте (рис. 14) или обнаженная муза на коленях у выпивохи (рис. 15). Поскольку автор не сопроводил их пояснениями, мы попытались сами прокомментировать эти картины.
Рис.15
Специалисты утверждают: искусство — это всё то, что делает художник, то есть картина маслом, карандашный набросок, акварель, уличный плакат, поздравительная открытка, почтовая марка, водочная этикетка… Почтовой марке всегото 150 лет, а ей уже посвящаются региональные и международные выставки. Правда, сохранить конверт с маркой гораздо легче, чем водочную или винную этикетку. Некоторые полагают, что сама тема — водочные этикетки — непристойна, не заслуживает внимания. Но еще древние мудрецы вывели постулат: «Время уносит эпохи, оставляя вечным их искусство». Может, современным художникам нужно тщательнее работать над этикетками, чтобы не стыдно было оставить на них свое имя?