КомпьюАрт

4 - 2012

Под аркой победы. Часть 1. Завтра была война

Алексей Венгеров
Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

В 2012 году будет отмечаться 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года, и в связи с этим хочется представить старинные издания, где запечатлены события войны России с Наполеоном. Как водится, начнем рассказ с довоенного времени. Как жила Россия до 1812 года, кто ею правил, каким было типографское искусство той поры — всё это отражено в предлагаемых вниманию читателей альбоме гравюр и трехтомнике…

«Костюмы, нравы и обычаи русских» (1801-1803)

Альбом гравюр, выпущенный в самом начале XIX века в Лейпциге, демонстририрует растущий интерес европейцев к различным сторонам российской жизни. На титульном листе издания значится: «Зарисовано в Санкт­Петербурге рисовальщиком, прикрепленным к господину де Палласу». Речь идет о Христиане Готтфриде Генрихе Гейслере (1770—1844), немецком художнике и гравере, с 1790 по 1798 год жившем в России. В 1793 году в Петербурге вышел его альбом «Изображение мундиров российского императорского войска», состоявший из 88 иллюминированных гравюр.

На протяжении нескольких лет Гейслер сопровождал знаменитого академика П.С. Палласа в его экспедициях по югу России и иллюстрировал труд ученого. Вернувшись в Германию, он выпустил несколько жанровых альбомов, посвященных «сценам русской жизни». «Костюмы, нравы и обычаи русских» — первый из них.

Краткая история его создания изложена в предисловии: «Талантливый художник во время своего пребывания в Петербурге занимался тем, что рисовал разносчиков и мелких торговцев, то есть класс людей совершенно особенный. Исходя из того, что культура во всех государствах развивается представителями высших классов и что низшие классы русской нации очень мало известны у нас, господин Гейслер решил опубликовать свои рисунки, показывающие некоторые черты русского национального характера. Чтобы не сделать издание слишком объемным и дорогостоящим, он сгруппировал в каждой картинке несколько фигур, по большей части необыкновенно выразительных».

Молочницы, сбитенщики, пирожники, блинники, зеленщики, мальчишки, торгующие мазями, вареными и пасхальными яйцами, продавцы икры, дичи, колбас, капусты, пряников, певчих птиц, детских игрушек, деревянных ковшиков — в этих жанровых сценах открывался поистине «веси Петербург», так как художник изобразил не только тех, кто продает свои товары, но и тех, кто их покупает.

Costumes, moeurs et coutumes des Russes, dessines a Saint-Petersbourg par Ch. G.H. Geissler, dessinateur, attache M. de Pallas, decrits par M. le Dr. J.G. Gruber. Traduit par M. de L***. Premier cahier, avec cinq planches enlumines. A Leipzig, [1801-1803]. <Костюмы, нравы и обычаи России, зарисованные в Санкт-Петербурге Хр.Г.Г. Гейслером, художником при г-не Палласе, описанные г-ном доктором И.-Г. Грюбером, переведенные г-ном Л***. Лейпциг.> 95 c.: 2 тит. л., XII.  Тит. л. и тексты на французском и немецком языках

Costumes, moeurs et coutumes des Russes, dessinés à Saint-Pétersbourg par Ch. G.H. Geissler, dessinateur, attaché M. de Pallas, decrits par M. le Dr. J.G. Grüber. Traduit par M. de L***. Premier cahier, avec cinq planches enlumines. A Leipzig, [1801-1803]. <Костюмы, нравы и обычаи России, зарисованные в Санкт-Петербурге Хр.Г.Г. Гейслером, художником при г-не Палласе, описанные г-ном доктором И.-Г. Грюбером, переведенные г-ном Л***. Лейпциг.> 95 c.: 2 тит. л., XII. Тит. л. и тексты на французском и немецком языках

Полукожаный переплет конца XIX века. Форзацы вощеной «мраморной» бумаги. Блок не обрезан. 23,5x19,5 см

Полукожаный переплет конца XIX века. Форзацы вощеной «мраморной» бумаги. Блок не обрезан. 23,5x19,5 см

Автором сопроводительного текста на немецком и французском языках, а также предисловия выступил Иоганн­Готтфрид Грубер (1774—1851), известный своими трудами по истории литературы, педагогике и археологии. Небольшие, объемом в страницу, новеллы Грубера, написанные в популярной в XVIII веке форме обращения «к моему дорогому другу», не только комментируют работы художника, но и являются самостоятельным этнографическим исследованием. Так, изображение ликующих рыбаков, показывающих публике пойманного ими огромного сома, сопровождается следующей сентенцией: «Обыкновенно русский человек приходит в восторг из­за пустяка или, по меньшей мере, от явлений незначительных. Нет на земле народов более веселых и легких, чем французский и русский, но последний из них не умеет иначе проявлять свою веселость, как только криками. Народ в России живет без какой­либо заботы, и, может быть, эта беспечность происходит единственно от недостатка просвещения и свободы. Именно о русских можно сказать, что они в полном смысле слова живут сегодняшним днем. В самых бедственных положениях никогда не случается им противиться судьбе, и природная веселость не покидает их ни в какой ситуации. Народ так беден, что даже незначительное увеличение достатка вызывает бурную радость. Слишком грубый, чтобы совершенствовать свои удовольствия, русский человек наслаждается вдвойне тем, что ему внезапно представилось».

Альбом «Костюмы, нравы и обычаи русских», включающий 40 гравюр, выходил отдельными небольшими тетрадками по пять изображений в каждой и по цене один флорин за экземпляр.

В 1805 году увидели свет сразу два иллюстрированных издания, подготовленных  Гейслером: «Игры и развлечения русских» и «Наказания, практикуемые в России».

Жанровые гравюры Гейслера всегда пользовались популярностью у коллекционеров. Однако очень часто букинисты изымали листы из альбомов и продавали их по отдельности. Поэтому сегодня гейслеровские альбомы в комплекте встречаются крайне редко.

«Пантеон российских государей» (1805-1810) Ефрема Филиповского

Трехтомный «Пантеон российских государей» — одно из самых известных русских иллюстрированных изданий начала XIX века. Его составил коллежский советник Ефрем Филиповский. Филиповскому и раньше доводилось выступать на писательском поприще: в 1804 году он уже имел удовольствие видеть свое имя на титульном листе «Собрания эстампов, изображающих различные степени и достоинства обитателей на шару земном в собственном их наряде, в четырех частях света, по описаниям новейших путешественников». Обозрев аборигенов, ученый чиновник VI класса решил вернуться в пределы отечества. В предисловии к первому тому «Пантеона» он объяснил причины, вновь заставившие его взяться за перо: «Кому не лестно знать деяния своих государей? Кому не любезно видеть их изображения? Сколько прошло веков от Рюрика, но никто не дерзнул предпринять столь многотрудного дела, чтоб описать образ правления и показать характеристические черты всех владевших с той поры монархов. Несколько лет я трудился в собирании древних монет, медалей, портретов и, наконец, сколько можно было, достиг до желаемой цели. Эта книга будет Пантеоном, в коем живописцы, каменотесы и стихотворцы найдут для трудов своих изобильное, приятное и полезное упражнение».

Издание содержит свыше ста изображений российских великих князей, царей и императоров — от Рюрика до Александра I. Гравюры сопровождают тексты с перечнем заслуг того или иного правителя. Так, об Александре I сказано: «Он личною храбростью одержал многие победы, присоединил к России многие провинции, расширил пределы государства, утвердил во всем новый порядок, издал многие полезные законы, строго соблюдает правосудие, содержит подданных своих в равной степени любви и страха; все его единодушно обожают». Когда писались эти строки, за спиной у молодого российского монарха были позор Аустерлица и бесславный Тильзитский мир, «гроза двенадцатого года» еще только приближалась, но патриотическая лира автора уже бряцала хвалебными гимнами.

Иллюстрированное издание требовало значительных затрат, и Филиповский прибег к сбору средств по подписке. Среди жертвователей оказались Е.Р. Дашкова, Г.Р. Державин, А.А. Аракчеев, А.К. Разумовский, М.Н. Муравьев.

Два из 40 листов иллюстраций. Контурные гравюры, крашенные акварелью

Два из 40 листов иллюстраций. Контурные гравюры, крашенные акварелью

Два из 40 листов иллюстраций. Контурные гравюры, крашенные акварелью

Филиповский Е. Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресвятейших супруг и детей, их правления, силы и славы, различных войн и междоусобных раздоров до введения монархического самодержавия, бунтов и проч. от Рождества Христова 862 года до ныне благополучно царствующего Великого Государя Императора Александра I, Самодержца Всероссийского, с достопамятными примечаниями о высоком их родословии, союзах, потомстве и времени жизни, царствования, кончине и месте погребения. С изображением гравированных их портретов. Иждивением и трудами, из разных достоверных бытописателей и манускриптов собранное и в свет изданное для пользы Российского благородного юношества Кол.<лежским> Сов.<етником> Еф. Филиповским. [В 3-х ч.] М.: Тип. Платона Бекетова, 1805-1810. Ч. I. 1805.170 с.: 1 л. грав. титул, XXVIII,  41 л. гравюр. Ч. II. 1807. 198 с.: 2 грав. тит. л.,  31 л. гравюр.

Филиповский Е. Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресвятейших супруг и детей, их правления, силы и славы, различных войн и междоусобных раздоров до введения монархического самодержавия, бунтов и проч. от Рождества Христова 862 года до ныне благополучно царствующего Великого Государя Императора Александра I, Самодержца Всероссийского, с достопамятными примечаниями о высоком их родословии, союзах, потомстве и времени жизни, царствования, кончине и месте погребения. С изображением гравированных их портретов. Иждивением и трудами, из разных достоверных бытописателей и манускриптов собранное и в свет изданное для пользы Российского благородного юношества Кол.<лежским> Сов.<етником> Еф. Филиповским. [В 3-х ч.] М.: Тип. Платона Бекетова, 1805-1810. Ч. I. 1805.170 с.: 1 л. грав. титул, XXVIII, 41 л. гравюр. Ч. II. 1807. 198 с.: 2 грав. тит. л., 31 л. гравюр. Ч. III. 1810. 134 [2] с.: 1 л. грав. фронтиспис, 1 л. грав. титул, VIII, 32 л. гравюр

Однако если «Пантеон российских государей» и вошел в историю русской книги, то главная заслуга в этом принадлежит не автору или подписчикам, а издателю — П.П. Бекетову. Располагавший немалым состоянием, Бекетов мог позволить себе заниматься книгопечатанием, не преследуя коммерческих целей. Он владел большим домом на Кузнецком Мосту, в одном из флигелей которого размещались типография и словолитня, а в другом — принадлежавшая ему книжная лавка. Издания Бекетова отличались красивыми четкими шрифтами, тщательным типографским набором, изящными виньетками и заставками.

У просвещенного типографа был свой план издания русской исторической иконографии. Для его реализации им была создана школа, в которой известный гравер И. Розанов и академик Н.И. Соколов обучили гравированию пунктиром А. Осипова, Фёд. Алексеева, К. Анисимова, А. Афанасьева, М. Воробьева и еще 12 художников. Имея в своем распоряжении два десятка мастеров и обладая уникальной коллекцией русского портрета, Бекетов был способен осуществить самые дерзкие издательские проекты. Можно смело утверждать, что значительная часть использованного Филиповским иконографического материала происходила из личного собрания Платона Петровича.

Полукожаный переплет середины XIX века с золототисненым заглавием на корешке. Формат издания 30,2x22,5 см

Полукожаный переплет середины XIX века с золототисненым заглавием на корешке. Формат издания 30,2×22,5 см

Пример иллюстрации: гравюрный портрет царя Михаила Федоровича

Пример иллюстрации: гравюрный портрет царя Михаила Федоровича

Гравированный титул третьей части издания

Гравированный титул третьей части издания

Последний том «Пантеона» увидел свет в 1810 году. Три альбома гравюр стоили дорого, плохо раскупались, а потому в момент вступления наполеоновской армии в Москву большая часть нераспроданного тиража всё еще находилась на складе. Эти книги сгорели вместе с домом и типографией Бекетова во время пожара 1812 года. С той поры комплект «Пантеона российских государей» в хорошей сохранности считается необычайно редким, на что указывал еще Д.А. Ровинский.

КомпьюАрт 4'2012

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства