На выставке «Фотофорум-2012»
Технологии и оборудование для изготовления фотокниг
На очередной выставке «Фотофорум», прошедшей в апреле в Москве, в выставочном центре «Крокус Экспо», многие посетители интересовались не только фототехникой, но и изготовлением фотокниг. В последней области были представлены как фирмы — изготовители фотокниг, так и фирмы — поставщики оборудования и материалов. Первых было больше.
Для начала напомним, что в фотокниге листами являются сами фотографии. Основа же фотоальбома — листы картона или пластика, к которым фотографии прикрепляются различными способами.
Для изготовления фотокниг используется несколько технологий, которые грубо можно разделить на «мокрую» (с применением жидкого клея) и «сухую» (без жидкого клея). Промежуточное положение занимает «комбинированная», или «полусухая» («полумокрая»)», технология — с использованием обоих видов клея. На выставке «Фотофорум2012» демонстрировались оборудование и готовая продукция всех перечисленных технологий. Однако складывается впечатление, что в последнее время предпочтение отдается «сухой» технологии, предусматривающей применение различных предварительно подготовленных материалов. Возможно, это обусловлено тем обстоятельством, что некоторые участники выставки «Фотофорум2011» в этом году отсутствовали.
Не вдаваясь в детали, отметим следующее. При «мокрой» технологии формирование книжного блока осуществляется из фотографий путем предварительного нанесения на их оборотные стороны жидкого клея. Клей можно наносить вручную или с помощью клеемазальной машины. Затем оборотные стороны фотографий совмещаются друг с другом и сформированный таким образом блок фотографий обязательно кладется под пресс для просушки. Если при создании блока произошла ошибка в очередности фотографий или их размещении (например, один из листов перевернут вверх ногами), исправить уже ничего нельзя. Комплект фотографий и саму фотокнигу приходится высушивать под давлением длительное время (иногда до двух суток), чтобы они не деформировались, не коробились в процессе сушки или эксплуатации. Иногда для придания большей жесткости листам между оборотными сторонами фотографий помещают листы картона или пластика. Однако сущность процесса (при использовании жидкого клея) от это мало меняется.
Вышесказанное относится к жидкому клею — костному или типа ПВА. Если же применяется расплавленный термоклей, процесс выглядит иначе. В таком случае фотографии требуется соединять между собой быстро, поэтому длительное выдерживание полученного блока под прессом не требуется. Термоклей быстро схватывается и соединяет фотографии. Исправить готовый блок, скрепленный с помощью термоклея, нельзя или весьма сложно, да и стоит он дороже клея типа ПВА.
Сухая технология лишена названных недостатков. В этом случае время выдерживания блока под прессом гораздо меньше. Хотя для получения оптимальных результатов сформированный блок тоже желательно держать под давлением определенное время. Сухая технология (в некоторых вариантах) допускает исправление допущенных при формировании блока ошибок.
Исходным материалом для фотокниг являются фотографии или отпечатки, полученные с помощью различных типов принтеров и плоттеров. Принтерные отпечатки перед формированием фотокниги целесообразно защитить от повреждения путем лакирования или припрессовки пленки. Лакировальные установки и ламинаторы предлагались на выставке некоторых стендах.
В сухой технологии можно выделить две подгруппы: горячего (термического) и холодного скрепления фотографий.
Простейшим вариантом сухой холодной технологии является использование при изготовлении фотокниги двусторонней липкой ленты. После биговки и фальцовки фотографии по ее контуру и в средней части наклеивается липкая лента. Затем с нее снимается защитный слой, и на фотографию укладывается следующая фотография и т.д. После ознакомления с экспозицией выставки сложилось впечатление, что такая трудоемкая технология начала выходить из моды и применяется всё реже.
Ее место постепенно занимает технология, когда вместо липкой ленты фотографии склеиваются между собой по всей поверхности с помощью листов заранее подготовленной «самоклейки», то есть листов, на обе стороны которых предварительно нанесен слой клея. Эта технология тоже относится к подгруппе холодного скрепления.
К подгруппе горячего (термического) скрепления принадлежит технология, используемая, например, итальянской фирмой Industrie Unibind S.p.a., которая была представлена на стенде компании Lisow, а также несколькими китайскими фирмами. Года три назад эта итальянская фирма показала машину Italo (рис. 1), второе имя которой переводится с разных языков как «Дракон» или «Кузнечик». На выставке 2012 года демонстрировалась новая машина Lillo (рис. 2), которая по форме и окраске напоминает собакудолматинца.
Рис. 1. Машина Italo
Рис. 2. Машина Lillo
Сущность работы обеих машин одинакова. Различаются они максимальным форматом (50x50 и 36x42 см соответственно) и степенью автоматизации. В обоих случаях лист фотографии сначала бигуется, а потом фальцуется пополам. Из сфальцованных фотографий формируется блок фотокниги. При этом между оборотными сторонами двух соседних фотографий размещается лист картона (бескислотного), на обе стороны которого предварительно нанесен тонкий слой термоклея. Достоинством этой технологии является то, что в случае обнаружения в блоке ошибки его можно «распустить» и снова собрать в нужном порядке, поскольку фотографии между собой еще не склеены. Затем блок проходит операцию спекания в одном прессе и остывания в другом. Последние операции — обрезка блока с трех сторон на бумагорезальной машине и вставка его в переплетную крышку. Машина Lillo предназначена для изготовления фотокниг в наиболее популярных форматах единичными экземплярами и малыми тиражами.
На стенде фирмы Imaging Solutions можно было увидеть впервые представленную на российском рынке автоматическую машину fastBook с термоклееевым скреплением фотографий (рис. 3).
Рис. 3. Термоклеевая автоматическая машина fastBook
В этой машине комплект сфальцованных фотографий укладывается в магазин самонаклада (лоток в левой верхней части машины). С помощью присосов сфальцованная фотография выводится из стопы, и на нее специальной подвижной головкой наносится расплавленный термоклей (в правой части машины). Фотография с термоклеем укладывается на предыдущую фотографию. Так формируется весь блок. Готовый блок выводится на приемный стол, расположенный под магазином самонаклада. Это серьезная машина для изготовления за час до ста блоков по десять развернутых фотографий в каждом. Максимальный формат фотографий — 30,5x45 см при максимальной толщине блока 20 мм.
Эта же фирма предлагает машину Mutabook с автоматическим вклеиванием блоков в твердые крышки. Машина специально разработана для экономичного производства фотокниг и детских книг малого тиража в твердых крышках.
Фирма D100 снова представила на выставке установку (рабочую станцию) Т3 (рис. 4) китайского производства, которая позволяет изготавливать фотокниги с использованием различных технологий и материалов: с применением жидкого клея, пластика и картона с термоклеевым покрытием или самоклейки.
Рис. 4. Рабочая станция Т-3
В ее левой верхней части расположен узел, предназначенный для биговки фотографий (с помощью пневматики). В правой верхней части находится узел для сборки блока (с пневмоприжимом). Пресс для спекания блока размещен в нижней части установки. Имеется встроенный компрессор. Одноножевая бумагорезальная машина для подрезки блока устанавливается отдельно. Дополнительно к рабочей станции предлагается станок для нанесения фольги на торцы блока и пр.
Подобное оборудование (например, машины типа ST6, DT4) выпускает и фирма «МФотосервис». Помимо машин для изготовления фотокниг, фирмы D100 и «МФотосервис» предлагают установку для полировки и фольгирования торцов готовых блоков фотокниг и других изданий.
Фирма «ФотоМи Сервис» производит настольную установку Photobook Pro V2 для изготовления фотокниг (формата до 30x45 см) из фотобумаги.
На рынке имеется много видов готовых переплетных крышек. Описать всё их разнообразие не представляется возможным. Но не всегда их внешний вид и стоимость оказываются подходящими. Кроме того, поскольку они готовые, то рассчитаны на определенную толщину блока, при изменении которой в меньшую или большую сторону внешний вид фотокниги ухудшается. Поэтому существует интерес к оборудованию, позволяющему самостоятельно изготавливать простые переплетные крышки.
Многие посетители выставки, не вдаваясь в тонкости переплетного дела, часто называли твердые переплетные крышки обложками (в Интернете термин «обложка» встречается очень часто). Но между крышкой (переплетом) и обложкой есть существенная разница. Напомним полиграфическую терминологию с небольшими упрощениями применительно к фотокнигам. Общим для крышки и обложки является то, что они предохраняют блок от разрушения и загрязнения, а также служат для украшения издания. Однако обложка — внешнее гибкое бумажное покрытие изделия (блока). Она бывает целиковой (из одного куска материала) и составной (из нескольких деталей). Обложка тем или иным способом (например, клеем) прикреплена к корешку блока. В то же время переплетная крышка — это внешняя жесткая оболочка блока. Крышка также бывает целиковой и составной. Соединяется с книжным блоком она при помощи форзаца (сложенного пополам листа картона или бумаги, скрепляющего книжный блок и переплетную крышку). Корешок крышки к корешку блока не прикрепляется.
Фирмы «ОПУС Рус» и «Офисная полиграфия» предлагают готовые решения для скрепления альбомов и фотокниг с помощью зажима блока «металлическим каналом» — Металбиндом (Metalbind) в специальном приспособлении. Предлагаются каналы девяти размеров для форматов А4 и А3. Каждый канал соответствует определенному количеству листов (толщине блока). В случае необходимости канал может быть разжат, а его содержимое (блок) заменено на новое. Новинка фирмы — малогабаритные комплекты для сборки фотокниг с помощью двустороннего самоклеящегося картона на базе Multicrease.
Компания «Офисная полиграфия» показала оборудование для изготовления фотокниг от китайской фирмы Aurora.
Фирма «Сидосе» представила комплект оборудования компании Fastbind (Финляндия) для изготовления переплетных крышек. В него входят станок для сборки и предварительного обжима крышек, ламинатор двойного назначения для окончательного обжима крышек. На стол станка для сборки крышек укладывается, например, фотография (оборотной стороной вверх), которая удерживается на столе от смещения с помощью небольшого разряжения, создаваемого вентилятором. На фотографию укладываются боковые сторонки и отстав, которые прижимаются к фотографии. Затем уголки фотографии обрезаются и производится загибка краев фотографии с четырех сторон. После этого крышка пропускается через ламинатор, валики которого обжимают крышку по всей плоскости. Переплетная крышка готова. Конечно, на самом деле не всё так просто. Фотографии, картонные сторонки и отстав должны быть предварительно нарезаны на определенный формат. Фотографии должны быть заламинированы или покрыты лаком, чтобы предохранить внешнюю сторону от повреждений. На оборотную сторону фотографий должен быть нанесен акриловый клей, который в течение примерно 30 минут должен подсохнуть. Тем не менее это достаточно простая технология, позволяющая получать симпатичные и недорогие переплетные крышки.
На выставке несколько фирм, в частности Lomond, представляли различные материалы, используемые при изготовлении фотокниг, а также образцы самих фотокниг. У Lomond фотографии в блоке склеены между собой с помощью самоклеящейся двусторонней бумаги. Блок вклеен в крышку без форзацев. Данная технология предназначена для изготовления в основном малообъемных фотокниг.
Корпорация «ЗНАК» предлагала под маркой SublimArt листовую бумагу FlexBind фирмы Holmberg для цифровой печати и последующего изготовления фотокниг. По краю листов расположены гибкие полоски пластика, называемые фирмой «шлицами», с помощью которых производится скрепление блока. «Шлицы» не изменяют высоту стопы этой бумаги. Данная полоска пластика позволяет изготавливать книги с разворотом листов на 180°. Изгиб листов происходит по пластику. Данная технология уже используется несколькими фирмами, которые принимали участие в выставке.
Среди непосредственных изготовителей фотокниг на выставке можно было встретить фирмы «Сэйко» (Республика Татарстан), «Фотодом» (Белоруссия; отличительная особенность фотокниг этой фирмы — каптал прикреплен к переплетной крышке, а не к блоку книги), DigitalArt, Famebook, «ФОТОПРО», «Мои фотостраницы», Hitecphoto и др.