КомпьюАрт

8 - 2012

Из рук в руки

С.А. Сергеев, канд. техн. наук, доцент, технический директор ООО «Анимар» Sergeev@animar.ru
С.А. Сергеев, канд. техн. наук, доцент, технический директор ООО «Анимар» Sergeev@animar.ru

Студенческие годы — воистину золотое время, когда не только личность освобождается от ограничений, налагавшихся на нее в школьные годы, но и приобретаются знания, которые впоследствии перейдут в денежный эквивалент, оценивающий практическую деятельность молодого специалиста.

Будучи выпускником МГУП (в то время еще МПИ) с 36­летним стажем, могу со всей ответственностью заявить, что это первоклассное высшее учебное заведение, способное дать студенту необходимые знания, а главное — методику их правильного применения в практической деятельности — как непосредственно  по специальности, так и в ряде смежных отраслей. И всё это следствие не только того, что полиграфия находится на стыке множества отраслей знания, но и безупречной методики преподавания. Мое заявление вовсе не образец ура­патриотизма, а вывод, сделанный в результате проверки на практике полученных в институте знаний.

Однако жизнь не стоит на месте, и Университету печати, чтобы, как говорилось раньше, идти в ногу со временем, приходится постоянно совершенствовать свои учебные планы. Не касаясь общеобразовательных предметов, которые обязаны изучить студенты, чтобы соответствовать современным стандартам, обратимся к предметам специальным, которые, собственно, и формируют как специальность, так и специализацию. Точнее, не к предметам как таковым, а к формированию учебных планов. При этом базой для преподавания любой дисциплины вуза являются пресловутые «часы», то есть время, отведенное учебным планом на ее преподавание/изучение.

Сам будучи сначала выпускником, а затем преподавателем технологического факультета нашей альма матер, попробую на примере МГУП рассмотреть неиспользуемые резервы изучения специальности технолога.

Еще идут старинные «часы»?

Если бы! 36­летнее наблюдение за процессом обучения сначала «изнутри», а затем «снаружи» показывает, что часы на изучение специальных предметов имеют устойчивую тенденцию к сокращению. Не вдаваясь в подробности (в конце концов — начальству виднее) этих тенденций и будучи вынужденными следовать в их русле, попробуем поискать скрытые резервы в самой методике преподавания, касаясь при этом только специальных предметов. Если говорить в целом (не по названиям, а  по сути), то к ним относятся:

  • технология допечатных процессов, разделенная, в свою очередь, на электронную обработку тексто­изобразительной информации (то есть подготовку тексто­изобразительной полосы к монтажу, или спуску полосы к фотовыводу, или выводу на формный материал) и формные процессы;
  • технология печатных процессов;
  • технология брошюровочно­переплетных (отделочных) процессов.

Параллельно с этими предметами изучаются соответствующие разделы курсов «Полиграфическое оборудование», «Полиграфические материалы» и пр. (да не обидятся на меня преподаватели неназванных дисциплин, ибо в одной статье, при всём к ним респекте, нельзя объять необъятное).

Таким образом, изучение технологии изготовления изданий осуществляется в соответствии с последовательностью технологических процессов, начиная с допечатки.

При этом следует учесть, что дисциплину, называвшуюся в мое время «Общая полиграфия», студенты проходили на первом курсе — с той поры уже много воды утекло и остались от нее лишь светлые воспоминания. Их достаточно для общего представления о полиграфии, но  и только.

Управляемые и неуправляемые

Отметим, что все технологические процессы современной полиграфии делятся на управляемые и неуправляемые. При этом на качество конечного продукта влияют как те, так и другие, но  в большей или меньшей степени. К процессам, безусловно управляющим качеством будущего издания,  относятся электронная обработка и подготовка тексто­изобразительных полос и спусков будущего издания. Действительно, от качества цветоделения в файле зависит качество цветовоспроизведения оттиска, от правильности формирования спуска полос — последовательность страниц тетради и пр.

При этом грубые ошибки, допущенные на допечатной стадии, являются фатальными, поскольку исправить их на последующих стадиях практически невозможно. Таким образом, из вышеперечисленной группы технологических процессов к управляемым следует отнести допечатные. Неуправляемые процессы тоже могут внести свой вклад в качество полиграфического издания, но не улучшая, а только ухудшая его. Происходит это вследствие меньшей гибкости таких технологических процессов. Поэтому их задача — стабилизация качества на уровне требований разделов соответствующих технологических инструкций. Правда, ряд технологических инструкций имеет довольно почтенный возраст, но книгопечатанию уже более 650 лет, и там, где пасуют печатные наставления, должны включаться опыт и здравый смысл.

Например, управлять цветом репродукции на печатной стадии  в офсетной печати, где на оттиск переходит красочный слой толщиной  (в лучшем случае) до 1,5 мкм,  невозможно. Конструкция печатной машины позволяет печатнику вносить зональные изменения толщины красочного слоя, но предел их довольно ограничен — как по толщине красочного слоя, так и по зоне управления ею на оттиске.

Невозможно правильно перефальцевать тетрадь с неправильно заданным спуском или  хотя бы  компенсировать неправильно заданные (или неучтенные) на допечатной стадии изменения ширины корешкового поля в зависимости от количества страниц в тетради и толщины запечатываемого материала. Можно, правда, разрезать единую фотоформу спуска на отдельные полосы и смонтировать всё это вручную «по уму», но в чем тогда смысл электронного монтажа?

В то же время эти технологические процессы способны стабилизировать ряд параметров, правильно заданных на допечатной стадии репродуцирования, проведенной с учетом технологических возможностей последующих, неуправляемых стадий. Лишь бы знать, что стабилизировать.

Книжки про книжки

Проще говоря, учебники по специальности. Будучи в Музее криминалистики, особое внимание я обратил на стенд, посвященный известному фальсификатору самых сложных в плане полиграфического исполнения советских купюр 25­рублевого достоинства. Речь не о станках и материалах, изготовленных талантливым самоучкой. Самоучкой — потому что под витринным стеклом лежали стопочками конфискованные у него учебные пособия — учебники и технологические инструкции, по которым учились в свое время и мы. И гордость моя за alma mater в данном случае состояла в том, что человек, никоим образом своей практической деятельностью с полиграфией не связанный, воспользовавшись (помимо своего природного таланта, не туда в свое время направленного) нашей учебно­справочной литературой, «смог» (и возможно, кавычки здесь неуместны). Поэтому низкий поклон нашей профессуре и специалистам отрасли, создавшим в свое время подобные шедевры, а также администрации нашего вуза, инициировавшей формирование комплекса данных учебников. При этом вся методика обучения студентов сводилась к нехитрой формуле: «мел, доска и лысая башка», где учебнику отводилась вспомогательная роль разъяснения того, что студентом по каким­либо причинам не было усвоено на лекции. Сочетание конспекта лекций, учебника и грамотно оформленной тетради практических занятий (при их изучении) являлось гарантией отличной оценки на экзамене. Конечно, на добросовестное написание учебника уходили годы, да и издание его требовало определенного времени.

Сегодняшняя перманентная техническая революция в полиграфии  может сделать ряд учебников, готовящихся по описанной методике, морально устаревшими еще до выхода из печати. Но та же революция создала  новый инструмент для общения и поиска необходимой информации — Интернет. Учебник или учебное пособие, выложенные на соответствующих ветках электронной сети (аспектов защиты авторского права мы касаться  не будем, но ведь какие­то меры в этом направлении можно принять), могут стать основным методическим материалом для подготовки студента к текущей лекции. Именно  студента, поскольку в начале курса преподаватель будет давать ссылки на электронные издания, выложенные в Сети в соответствии с лекционным графиком. Тогда студент приходит на лекцию подготовленным  — вплоть до наличия у него распечатки ее материалов или электронной версии, скажем, в нетбуке, где отмечены определенные разделы, вызывающие вопросы или требующие уточнения. Материал лекции проецируется на экран, при этом лекция не проходит в ветхозаветной форме «профессор почитывает, а студент пописывает», а идет диалог, ведущую роль в котором, безусловно, берет на себя лектор. При такой методике подачи материала его объем, изученный студентами на одной лекции, думаю, будет существенно больше. При этом на разъяснение моментов, непонятных отдельным студентам в результате самостоятельного изучения материала, лектор может оставить время в конце лекции (если эти вопросы не снимутся сами собой в ее процессе).

Суха теория…

Технологический процесс полиграфического репродуцирования многостадиен и зависит от довольно большого количества переменных факторов. В связи с этим студентам, начинающим изучать специальность в последовательности технологического процесса, еще на стадии формирования тексто­изобразительных полос следует знать о растискивании растровой точки при печати, «раздаче» бумаги от центра листа к краям в офсетной печати, о формировании спуска со «своим» и «чужим» оборотами, формировании тетрадей «двойником», наличии «шлейфов» («левого» и правого» для подборки тетрадей) и пр. Должно ли всё это входить в дисциплины по подготовке тексто­изобразительных файлов, если и да, то в какой мере (поскольку вроде бы прямого отношения к допечатке они не имеют)? Тем не менее данные процессы, как в советское время пионер, — за всё в ответе. И это  не фигура речи, а объективная реальность.  И на объяснение этих особенностей в вышеназванных курсах должно тратиться время. Но вообще­то лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Попробуйте сказать «спуск со своим оборотом» или  «хвост на клапан» в самой доброжелательной компании непрофессионалов и посмотрите, какой будет реакция. Во время лекции нечто подобное происходит даже с добросовестной частью студенческой аудитории  (не говоря уж о ее маргиналах). В то же время правильно поданный и проиллюстрированный материал, подкрепленный к тому же нехитрым экономическим расчетом (пусть «на пальцах»), останется в памяти. Но, повторяю, для этого нужно время.

«Все войны происходят на стыках географических карт»

Это классическое выражение Клаузевица можно отнести и к изучению технологии полиграфии — от технологии к технологии и от кафедры  к кафедре. На «стыках» информация может как пропасть, так и повториться несколько раз — например знаменитая формула Шеберстова — Муррея — Дэвиса с одинаковым успехом «проходится» студентами при изучении технологии как допечатных, так и печатных процессов.

Однако технологию можно изучать и от готового изделия — например от книги (то есть с конца, каковым являются брошюровочно­переплетные процессы). Исходный продукт — это готовые к фальцовке листы, спуски обложек или запечатанных покровных материалов переплетных крышек. Они фальцуются в тетради по фальцовочным меткам  с формированием шлейфов или без оных, разрезаются  по обрезным меткам, подбираются  с учетом сигнатуры и нормы  и т.п. И каждое из перечисленных понятий при этом приобретает зримый, запоминаемый образ, привязывается по месту. Благодаря параллельному изучению брошюровочно­переплетного оборудования, студент получает  представление о предельных качественных возможностях машин и хорошо запоминает эту информацию. Таким образом, преподаватель курса печатных процессов избавляется от необходимости объяснять «с нуля» формирование тетрадей в фальцевальных секциях ролевых печатных машин. Эти сведения если не выводятся за рамки курса, то, по крайней мере, воспринимаются уже не как догма, а как руководство к действию. Высвободившееся время можно потратить на изучение печатных процессов, например двусторонней печати на листовых машинах, оснащенных перфектором. А при изучении особенностей печати «по сырому» уясняется технологическая необходимость «разведения» полос в тетради таким образом, чтобы, например, весь CMYK оказался на лице, а «чернушка» (К) — на обороте. Совмещение полос на просвет при одновременной двусторонней печати выявит неодинаковость клапанов спусков лица и оборота. И это тоже должно остаться в памяти обучаемого — как технологическая особенность неуправляемой стадии. Равно как и, например, насущная потребность в треппинге, который необходим в печатных процессах, но рассчитывается и закладывается в «допечатке».

Особенности печатного процесса выявят, например, его реальные возможности воспроизведения минимальных и максимальных растровых точек — в «светах» и «тенях» соответственно. При этом для разных видов печати данные значения будут различаться, причем в зависимости от конструкции не только печатной машины, но и печатной формы.

Отсюда мы плавно переходим к технологии формных процессов, их разнообразию и требованиям, предъявляемым, например,  их копировальной способностью к интервалам оптических плотностей фотоформ, их разрешающей способности и пр.

И только после всего вышеперечисленного мы подходим к изучению той самой управляемой части процесса полиграфического репродуцирования, причем подходим осмысленно. Те вопросы, которые накопились в процессе изучения предыдущих стадий (кстати, часть из них снимается в ходе обучения), разъясняются при изучении этого предпоследнего  курса. Предпоследнего — потому что последним должен быть курс, объясняющий объединение всех технологических процессов в рабочий поток и обучающий студентов его формированию и управлению — для самых разных технологических вариантов и конечных продуктов. Ему, в свою очередь, должны сопутствовать курсы по программно­аппаратному согласованию этого самого workflow.

Эффект песочных часов

Все бывшие студенты согласятся с автором, что самым сложным является изучение как раз допечатной стадии технологии полиграфического репродуцирования. Для некоторых она становится камнем преткновения, из­за которого их высшее полиграфическое образование остается неоконченным. Человек теряет время, отрасль (или, если смотреть шире, страна) — потенциального специалиста. Но, положа руку на сердце, может, человек просто чего­то не понял, а разбираться с этим ни ему, ни преподавателям не хватает тех самых часов учебного плана, отводимых на изучение данной дисциплины. Вместе с тем человек, может быть, осознал, что полиграфия — это «его» специальность, без нее он «не человек».

Выход — бакалавриат, который дает возможность за отведенное для бакалавров учебным планом время изучить только брошюровочно­переплетные или также печатные технологические процессы. Таким образом, годы обучения не потрачены впустую ни обучаемым, ни обучающими, а отрасль приобретает специалиста в области усвоенных им процессов.

Предложенная схема требует не увеличения академических часов на изучение специальных дисциплин, а лишь их перераспределения в рамках учебного плана. Это  как песочные часы: стоит их перевернуть — и песчинки посыплются в обратную сторону. Но, тем не менее, отмерят заложенный в их объем отрезок времени.

Post Scriptum

Предложенная схема есть IMHO автора, не имеющего намерения поучать любимый вуз, как и чему учить молодых специалистов, но помнящего о том, что именно им придется передать из рук в руки нашу отрасль. Поэтому желательно, чтобы руки были умелыми, а знания — фундаментальными.

КомпьюАрт 8'2012

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства