КомпьюАрт

10 - 2012

Глянцевое будущее российской полиграфии

Андрей Крылов krylov@compress.ru

На бумажных складах почти всех типографий России можно найти бумагу от Группы «Илим». Это предприятие было основано в 1992 году и тогда называлось ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз». В число его соучредителей входило ЗАО «Финцелл», 50% акций которого принадлежало нынешнему премьер-министру РФ Д.А. Медведеву, а 20% — «Илим Палп Энтерпрайз». Таким образом, административный ресурс у фирмы имеется.

Упаковка бумаги российского производства для ролевого офсета сопровождается этикеткой с зеленым логотипом Группы «Илим»

Упаковка бумаги российского производства для ролевого офсета сопровождается этикеткой с зеленым логотипом Группы «Илим»

С августа 2012 года руководителей крупных российский книжно­журнальных типографий особенно интересует вопрос развития бумажного производства филиала Группы «Илим» в городе Коряжме Архангельской области.

В августе вновь была установлена 15­процентная пошлина на ввозимую импортную мелованную бумагу. Типографии и поставщики импортной меловки, для которых такое повышение, естественно, экономически невыгодно, связали принятие данного решения с проектом «Большая Коряжма».

К концу 2012 года в Коряжме планируется завершить строительство нового производства офисной и мелованной бумаги. По одним источникам, здесь заработает самая современная в России бумагоделательная машина, по другим — б/у, которая будет производить более 150 тыс. т офисной бумаги потребительских форматов, а также 70 тыс. т мелованной офсетной бумаги в год. Это количество удовлетворяет спрос российских типографий лишь на 15%. Проект так и называется — «Большая Коряжма» и имеет статус приоритетного и инвестиционного.

Как отмечают в Содружестве бумажных оптовиков (СБО), в середине августа произошло неожиданное подорожание мелованной бумаги. 23 августа вступило в силу решение Евразийской экономической комиссии о единых таможенных тарифах в Таможенном союзе — и пошлина на ввоз в Россию некоторых видов мелованной бумаги и картона выросла с 5 до 15%. Хотя по условиям присоединения России к ВТО все пошлины на ввоз мелованных бумаг и картонов должны быть единовременно снижены до 5%. В результате поставщики, полиграфисты и издатели несут незапланированные убытки вплоть до нескольких миллионов долларов.

Мелованная бумага, необходимая для глянцевых журналов и упаковки, в России не производится. Неудачные попытки ее изготовления предпринимались еще в Советском Союзе на гознаковских бумажных фабриках, но одним из существенных недостатков отечественной меловки было слишком быстрое пожелтение.

Теперь проблемы бумажной и полиграфической отраслей России обсуждаются в Высшей школе Сколково. Автор уверен, что с таким брендом будут найдены не только нестандартные пути их решения, но и, возможно, создана печатная машина, которая составит конкуренцию оборудованию западных производителей

Теперь проблемы бумажной и полиграфической отраслей России обсуждаются в Высшей школе Сколково. Автор уверен, что с таким брендом будут найдены не только нестандартные пути их решения, но и, возможно, создана печатная машина, которая составит конкуренцию оборудованию западных производителей

По данным СБО, в 2011 году импорт мелованной бумаги и картона превысил 600 тыс. т, прогноз на 2012­й —
около 840 тыс. т. Примерно половина ввозимой бумаги (в рулонах шириной 15 см или в листах) облагается ставкой в 15% — это предусмотрено протоколом о вступлении России в ВТО, ставка будет действовать до 2014 года, а потом опустится до 10%. Вторая половина должна облагаться 5­процентной пошлиной. Но почему­то в решении Евразийской экономической комиссии ставка для этого вида продукции установлена в 15%.

Противоречий с протоколом о вступлении в ВТО быть не может (если брать ставки для России). Возможно, в решение комиссии вкралась опечатка — рассуждает руководитель таможенной практики GBLP Елена Белозерова. Ставки утверждались на основании документов, переданных правительством, поясняет источник, близкий к комиссии. Связаться с ее представителем не удалось.

Председатель Совета директоров Группы «Илим» Захар Смушкин был в свое время работодателем будущего президента России, а тогда юриста Дмитрия Медведева

Председатель Совета директоров Группы «Илим» Захар Смушкин был в свое время работодателем будущего президента России, а тогда юриста Дмитрия Медведева

Повышение пошлин на руку российским лесопромышленникам. ЦБК «Кама» (входит в холдинг «Инвестлеспром») уже готов к производству, Группа «Илим» планирует запустить свое в 2013 году. При этом в конце 2011 года комиссия РСПП по лесной отрасли, которую возглавляет совладелец «Илима» Захар Смушкин, просила Минэкономразвития зафиксировать пошлину на мелованную бумагу на уровне 15%.

Однако под проект «Илим­IP» по возможному производству 70 тыс. т низкокачественной (ведь на начальном этапе качество новой продукции, как правило, невысоко) мелованной бумаги весь импорт мелованных бумаг и картонов в Россию снова должен закрыться 15% пошлиной. Хотя, по заверениям председателя Совета директоров Группы «Илим» Захара Смушкина, опытные образцы российской мелованной бумаги получили положительную оценку у финских экспертов. В конце концов ценовая ситуация с бумагой в России должна улучшиться.

Пообщаться с людьми, которые внесли столько сумятицы в почти успокоенное сообщество полиграфистов, можно было в середине сентября в рамках празднования Дня рождения Московской школы управления в Сколково, партнером которой является компания International Paper.

Главный исполнительный директор International Paper Джон Фарачи и председатель Совета директоров Группы «Илим» Захар Смушкин провели дискуссию, казалось бы, совсем по другой теме — факторы успеха совместных предприятий:

  • самое успешное совместное предприятие в российской целлюлозно­бумажной отрасли;
  • крупнейшая инвестиционная программа за последние 35 лет, более 1,4 млрд долл.;
  • совместные достижения — вместе добиваемся результатов, которых невозможно достичь в одиночку.

International Paper имеет богатый опыт создания совместных предприятий в различных странах мира. Один из примеров — российская Группа «Илим» (50% акций принадлежит российским акционерам, 50% — International Paper), отмечающая в этом году свое пятилетие. Теперь Группа «Илим» является безусловным лидером в своем сегменте и самым успешным совместным предприятием в российской целлюлозно­бумажной отрасли.

Во время круглого стола Джон Фарачи и Захар Смушкин поделились своим мнением о том, каковы составляющие идеального партнерства и как они помогают компании достигать выдающихся результатов в таких областях, как устойчивое развитие, управление талантами, передача и внедрение новых технологий, а также производственное совершенство и работа с клиентами.

КомпьюАрт: Вы рассказали об успехах слияния ваших компаний, но хотелось бы также услышать всё о путях развития вашей группы, которые так неудачно столкнулись с интересами типографий в связи с повышением пошлин. Вы настаиваете на 15­процентных пошлинах на импортную мелованную бумагу и картон?

Захар Смушкин: Да, настаиваю. Россия нуждается в развитии мощностей по выпуску высококачественной целлюлозно­бумажной продукции с высокой добавленной стоимостью. И в последние годы такие проекты появились. В частности, это касается производства мелованных видов бумаги и картона. Однако наличие в Европе избыточных мощностей по производству этой продукции приводит к ее импорту, в том числе и в Россию, что может затруднить российскому товару выход на внутренний рынок. Поэтому мы предлагали правительству на период реализации инвестпроектов не проводить сокращения пошлин.

О компании International Paper International Paper (обозначение на Нью-Йоркской фондовой биржe — IP) — международная компания по выпуску бумаги и упаковки, производственные мощности которой находятся в Северной Америке, Европе, Латинской Америке, России, Азии и Северной Африке. Ее бизнес-направления включают производство немелованной бумаги, промышленной и потребительской упаковки, а также дистрибьюторскую компанию xpedx в Северной Америке. Головной офис компании расположен в Мемфисе (шт. Теннесси, США). Число сотрудников International Paper составляет 70 тыс. человек, работающих более чем в 24 странах мира. Объем продаж International Paper в 2011 году составил 26 млрд долл. Объем продаж Temple-Inland, Inc., приобретенного в феврале 2012 года, был равен в 2011 году 4 млрд долл.

Главный исполнительный директор International Paper Джон Фарачи

Главный исполнительный директор International Paper Джон Фарачи на пресс-конференции в Сколково 15 сентября

Джон Фарачи: Пять лет назад компании договорились о совместном управлении ОАО «Группа «Илим», активы которого образованы на базе крупнейших ЦБК России. Предприятия расположены в Архангельской и Иркутской областях — это Котласский ЦБК, Братский и Усть-Илимский ЛПК. Они являются ключевыми в российском ЛПК: на них выпускается свыше 65% всей российской товарной целлюлозы и более 25% картона. Общий годовой объем производства целлюлозно-бумажной продукции в компании превышает 2,6 млн т.

Целлюлозно-бумажный комбинат в Светогорске, которым владеет International Paper, в совместное предприятие не вошел. Аналогичным образом деревоперерабатывающие активы «Илим Палп» не включены в совместное предприятие. На их базе создан крупнейший российский деревоперерабатывающий холдинг «Илим Тимбер».

О Группе «Илим». Группа «Илим» — лидер российской целлюлозно-бумажной промышленности по объемам выпуска продукции, финансовой устойчивости, уровню корпоративного управления и технологиям.

Стратегическим партнером Группы «Илим» и владельцем 50% акций является компания International Paper. Центральный офис Группы «Илим» расположен в Санкт-Петербурге.

Предприятия компании, находящиеся в Ленинградской, Архангельской и Иркутской областях, являются ключевыми в российском лесопромышленном комплексе: на них выпускается свыше 65% всей российской товарной целлюлозы и более 21% картона. Общий годовой объем производства целлюлозно-бумажной продукции в компании превышает 2,6 млн т, объем продаж — 2 млрд долл.

На предприятиях Группы «Илим» работает более 19 тыс. человек, поэтому большое внимание в своем выступлении Захар Смушкин уделил кадровой политике компании. «Мы понимаем, что наличие профессионалов — ключевой вопрос развития любого бизнеса, — разъяснил глава Группы «Илим». — Профессионалов мы либо покупаем на рынке, либо выращиваем в своей компании через систему стимулов и корпоративного образования. Мы предлагаем им зарплату выше рынка в среднем на 10-15%. При этом каждый работающий на наших предприятиях специалист имеет весомый соцпакет, что позволяет ему быть полностью защищенным в материальном плане».

От автора: Хорошо бы такой подход к работе с персоналом применялся в большинстве российских типографий!

Государство побуждало нас делать этот проект в Коряжме, мы хотели производить в европейской части страны не полуфабрикаты, а продукцию с высокой добавленной стоимостью. Но проект изначально был рассчитан исходя из прежних пошлин — 15%, а потом их неожиданно снизили до 5%.

Зачем же издательствам прибегать к услугам зарубежных типографий, если они смогут печататься на нашей мелованной бумаге из Коряжмы? К тому же мы говорим: хорошо, снижайте пошлины, но дайте нам какое­то время на start up. И эта логика относится не только к мелованной бумаге. По тем видам продукции, которые мы собираемся производить внутри страны, мы просим сделать постепенное, а не разовое снижение пошлин. Это касается и мелованного картона, и, возможно, продуктов сангигиены (салфетки, туалетная бумага и т.д.).

В Коряжме сразу будут производить 220 тыс. т бумаги в год — офисной в потребительском формате и офсетной в рулонах. Сначала мы планируем меловать 70 тыс. т в год, а 150 тыс. оставлять офисной и офсетной. Дальше посмотрим: если рынок хороший, нашли решение по пошлинам и т.д. — будем меловать больше. Вообще, в зависимости от рынка мы сможем смотреть, сколько и какого типа бумаги необходимо, и подстраиваться.

Следующий инвестпроект предполагает уже производство мелованного картона — 350 тыс. т — там же, в Коряжме. Мы примем это решение, как только поймем, что рынок благоприятный, строительство займет еще полтора­два года. Инвестиции в этот проект превысят 400 млн долл.

Теперь о стратегии развития Группы «Илим». Ее стратегическим фокусом является переход от выпуска исключительно полуфабрикатов к производству продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью — бумаги и упаковки, что в полной мере отвечает государственным приоритетам в лесной отрасли. Группа «Илим» — крупнейший инвестор в лесной отрасли России. Общий объем инвестиций, осуществляемых компанией в настоящий момент, превышает 1,4 млрд долл. В рамках инвестпрограммы «Илим­2014» компания реализует два масштабных проекта — «Большой Братск» и «Большая Коряжма». «Большой Братск» предполагает строительство новой современной целлюлозной линии. В рамках «Большой Коряжмы» будет запущена новая бумагоделательная машина.

КомпьюАрт 10'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства