КомпьюАрт

10 - 2012

Как правильно переоснастить небольшую типографию

Александр Харатян

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места,
где я живу душой…
А.С. Пушкин

Когда в начале сентября директор по маркетингу компании «ЯМ Интернешнл» Стефан Валуйский позвонил автору данной статьи и пригласил в город Пушкин, что под Санкт­Петербургом, на презентацию первой в России пятикрасочной листовой офсетной печатной машины второго формата Komori Enthrone 529, в голове сразу возникла картина небольшой региональной типографии, посещение которой станет очередным, вполне обыденным событием. К тому же планировалась однодневная поездка, которая выпадала на 19 сентября. В это время погода в обеих российских столицах часто преподносит неприятные сюрпризы в виде тумана либо проливных дождей, что грозит потерянным временем в аэропорту. Однако, вопреки пессимистическим ожиданиям, всё сложилось как нельзя лучше. И отнюдь не только погода порадовала великолепным теплым солнечным осенним днем. Представляете себе Большой Екатерининский дворец в Царском Селе? Ни за что не поверите, что в паре­тройке минут ходьбы от него в первом в городе Пушкине кирпичном здании постройки начала XIX века может размещаться современное полиграфическое производство. Тем не менее так оно и есть! Уже более 70 лет в этом историческом месте функционирует типография. Во времена СССР она занималась изготовлением разнообразных бланков и формуляров. Существенная ее реорганизация была проведена в 1996 году. Именно тогда на базе одного из старейших полиграфических предприятий  — Производственно­полиграфического предприятия № 1  — была создана типография «Пушкинпринт». Сейчас она входит в состав ОАО «Информационно­издательский центр Правительства Санкт­Петербурга «Петроцентр» и является акционерным обществом со 100% государственным капиталом.

Когда в начале сентября директор по маркетингу компании «ЯМ Интернешнл» Стефан Валуйский позвонил автору данной статьи и пригласил в город Пушкин, что под Санкт­Петербургом, на презентацию первой в России пятикрасочной листовой офсетной печатной машины второго формата Komori Enthrone 529, в голове сразу возникла картина небольшой региональной типографии, посещение которой станет очередным, вполне обыденным событием. К тому же планировалась однодневная поездка, которая выпадала на 19 сентября. В это время погода в обеих российских столицах часто преподносит неприятные сюрпризы в виде тумана либо проливных дождей, что грозит потерянным временем в аэропорту. Однако, вопреки пессимистическим ожиданиям, всё сложилось как нельзя лучше. И отнюдь не только погода порадовала великолепным теплым солнечным осенним днем. Представляете себе Большой Екатерининский дворец в Царском Селе? Ни за что не поверите, что в паре­тройке минут ходьбы от него в первом в городе Пушкине кирпичном здании постройки начала XIX века может размещаться современное полиграфическое производство. Тем не менее так оно и есть! Уже более 70 лет в этом историческом месте функционирует типография. Во времена СССР она занималась изготовлением разнообразных бланков и формуляров. Существенная ее реорганизация была проведена в 1996 году. Именно тогда на базе одного из старейших полиграфических предприятий  — Производственно­полиграфического предприятия № 1  — была создана типография «Пушкинпринт». Сейчас она входит в состав ОАО «Информационно­издательский центр Правительства Санкт­Петербурга «Петроцентр» и является акционерным обществом со 100% государственным капиталом.

Из-за отсутствия у компаний отдельного юридического лица на входе вместо «Пушкинпринт» значится ОП «Пушкинская типография»

Из-за отсутствия у компаний отдельного юридического лица на входе вместо «Пушкинпринт» значится ОП «Пушкинская типография»

Всех прибывших на презентацию лично встречал директор типографии Сергей Чефранов. Первым делом он продемонстрировал гостям продукцию, которую сейчас изготавливает предприятие. Если в советские времена здесь печатали в основном различные бланки, то теперь — книги, журналы и рекламные брошюры. Естественно, это стало возможно благодаря инсталляции Komori Enthrone 529. Но обо всем по порядку.

Образцы выпускаемой продукции

Образцы выпускаемой продукции

CtP Fujifilm Luxel V-6e второго формата

CtP Fujifilm Luxel V-6e второго формата уже прошло первый апгрейд

Экскурсия по производству началась с препресс­участка. В сердце его теперь находится «фиолетовое» CtP Fujifilm Luxel V­6e второго формата, предназначенное для экспонирования формных пластин с фотополимерным чувствительным слоем, которое работает с малохимическими пластинами Fujifilm Brillia HD PRO­V. Данная машина приобреталась с прицелом на работу с Komori Enthrone и выбиралась благодаря возможности нескольких апгрейдов. Первый апгрейд для увеличения производительности путем загрузки пластин в полуавтоматическом режиме был сделан практически сразу же после инсталляции и начала работы, второй апгрейд до полуавтоматической работы с автоматической сменой пластин планируется произвести, когда возникнет необходимость перейти на круглосуточный режим работы новой печатной машины.

Елена Фадина и Стефан Валуйский торжественно вручают Сергею Чефранову (в центре) памятную табличку

Елена Фадина и Стефан Валуйский торжественно вручают Сергею Чефранову (в центре) памятную табличку

Евгений Марков со свойственным ему радушием сердечно поприветствовал собравшихся

Евгений Марков со свойственным ему радушием сердечно поприветствовал собравшихся

Раньше печатный парк типографии состоял из двух печатных машин Dominant ADAST 725­P и Heidelberg GTO. Но это машины третьего формата, поэтому вопрос о модернизации возник уже давно, но особенно остро конкуренция со стороны как более хорошо оснащенных офсетных типографий, располагающих пяти­ и более секционными машинами второго формата, так и подросшего рынка цифровой печати стала ощущаться по мере всё большей ориентации на печать многостраничной продукции, несмотря на тенденцию к снижению средних тиражей. При выборе новой печатной машины пришлось учитывать не только такие ее параметры, как производительность и стоимость, но и габариты, что диктовалось особенностями помещения. С четырехкрасочным оборудованием подобных вопросов возникнуть не могло, но уже упомянутая конкуренция заставила сузить поиск до сегмента пятикрасочных печатных машин требуемых габаритов. Ведь на пятикрасочной машине можно выполнять работы, требующие в том числе печати пантоном, в один прогон, что существенно экономит время. В последнее время запросы на такую полиграфию растут не только в области коммерческой печати, но и при заказах книжно­журнальной продукции. И при таких требованиях к оборудованию оказалось, что, кроме Komori Enthrone 529, других вариантов просто нет!

Презентационным процессом печати мастерски «дирижировал» Денис Подобед

Презентационным процессом печати мастерски «дирижировал» Денис Подобед

Более подробно о характеристиках и перспективах данного печатного оборудования во время презентации рассказал Стефан Валуйский. Он отметил, что Komori Enthrone — оптимальное решение для малых и средних типографий. Впервые данная машина была представлена на выставке IPEX весной 2010 года, но сегодняшняя ситуация на российском полиграфическом рынке, а также усилия по продвижению данного оборудования со стороны компании «ЯМ Интернешнл» сделали наконец ее появление в России реальностью. Причем в ближайшее время компания «ЯМ Интернешнл» планирует инсталлировать еще три аналогичные машины. Но позицию первых полиграфистов в России, которые стали печатать на Komori Enthrone 529, навсегда занял коллектив «Пушкинпринт»! Это обстоятельство и было запротоколировано вручением руководству типографии памятной таблички «Первая в России печатная машина Komori Enthrone 529».

Время на переналадку Komori Enthrone 529 — 7 минут 34 секунды!

Время на переналадку Komori Enthrone 529 — 7 минут 34 секунды!

Присутствовавший на презентации коммерческий директор филиала «ЯМ Интернешнл (Северо­Запад)» Евгений Марков в своем выступлении заметил, что инсталляция в «Пушкинпринт» пришлась на юбилейный, десятый год работы филиала. Причем презентации новинок Komori в России, как ни странно, часто проходят именно в Санкт­Петербурге, в чем, безусловно, большая заслуга филиала и его сотрудников, которые в 2004 году установили в Петрозаводске первую полноформатную машину Komori Lithrone 40, а потом в 2006­м инсталлировали первый в России двухэтажный перфектор Komori Lithrone 44 SP в санкт­петербургской типографии «Печатный двор». В том, что последние четыре года «ЯМ Интернешнл (Северо­Запад)» продолжает оставаться самым успешным филиалом компании, большая заслуга его генерального директора Елены Фадиной. Сейчас более половины пластин поставляются в регион именно компанией «ЯМ Интернешнл (Северо­Запад)». Также в списке достижений филиала  — продвижение проявочных процессоров, использующих малохимическую технологию изготовления печатных форм ZAC, в более чем десять крупнейших типографий региона.

Директор по маркетингу компании «ЯМ Интернешнл» Стефан Валуйский и руководитель отдела продакт-менеджмента Денис Подобед демонстрируют только что сделанные оттиски

Директор по маркетингу компании «ЯМ Интернешнл» Стефан Валуйский и руководитель отдела продакт-менеджмента Денис Подобед демонстрируют только что сделанные оттиски

Презентацию печатной машины проводил руководитель отдела продакт­менеджмента «ЯМ Интернешнл» Денис Подобед. С помощью печатника Бориса Тимофеева он пошагово произвел печать на бумаге великолепного календаря с изображением близлежащего дворца, а затем стандартной папки на картоне. В принципе, данная машина способна печатать на материалах толщиной от 0,04 до 0,6 мм, поэтому она не предназначена для малотиражной промышленной печати на картоне, например элитной упаковки. Тем не менее с печатью папок машина отлично справилась.

После печати календаря на переналадку ушло всего 7 минут 34 секунды. Также данная машина получила облегченную версию интеллектуальной системы быстрого выхода на тиражную печать KHS. Для выравнивания красочных профилей во всех красочных аппаратах было потрачено всего 15 листов, а автоматический смыв краски с печатных цилиндров занял 30 секунд. Последующая смена форм заняла около 4 минут. Таким образом, как уже было сказано, суммарное время перехода с тиража на тираж составило чуть более семи с половиной минут.

Александр Никитин рассказывает

Александр Никитин рассказывает об этапах переоснащения типографии «Пушкинпринт»

В целом печатная машина Komori Enthrone, несмотря на меньшую по сравнению с аналогичной машиной серии Lithrone производительность (максимальная скорость печати у Komori Enthrone 529 составляет 13 000 оттисков в час против 16 000 у Lithrone) и более низкую приемку (60 см), вобрала в себя много передовых решений, используемых в машинах «старшей» серии: печатные и передаточные цилиндры двойного диаметра, развитый красочный аппарат, уникальную систему увлажнения Komorimatic, самонаклад и многое другое. При этом машину отличает компактный дизайн (ее габариты  — 735Ѕ258Ѕ177 см) и существенно меньшая, чем на Lithrone, цена. Что немаловажно, благодаря некой законченности решения, серия Enthrone отличается крайне короткими сроками поставки.

Печать первых пробных тиражей в типографии «Пушкинпринт» началась уже через две недели после установки машины. Управление оказалось настолько понятным и простым, что не потребовалось отправлять печатника, который раньше работал на Heidelberg GTO, на обучение,  — хватило простого инструктажа. Лишь впоследствии, через месяц работы, у него возникла необходимость получить от специалистов компании «ЯМ Интернешнл» ответы на накопившиеся вопросы.

Участок послепечатной обработки продукции тоже неплохо оснащен, хотя отдельные машины — это, скорее, до сих пор функционирующие исторические экспонаты

Участок послепечатной обработки продукции тоже неплохо оснащен, хотя отдельные машины — это, скорее, до сих пор функционирующие исторические экспонаты

Участок послепечатной обработки продукции тоже неплохо оснащен, хотя отдельные машины — это, скорее, до сих пор функционирующие исторические экспонаты

Участок послепечатной обработки продукции тоже неплохо оснащен, хотя отдельные машины — это, скорее, до сих пор функционирующие исторические экспонаты

Участок послепечатной обработки продукции тоже неплохо оснащен, хотя отдельные машины — это, скорее, до сих пор функционирующие исторические экспонаты

По словам Сергея Чефранова, установка новой машины сделала типографию многопрофильной и позволила резко сократить время выхода тиражей в печать, дала возможность не отказываться от срочных заказов, а также работать с новыми клиентами  — крупными рекламными агентствами. Как раз в день демонстрации типография ожидала важный заказ для Санкт­Петербургского кинофестиваля, который теперь можно будет отправить в печать уже через час после получения файлов и выполнить в требуемые минимальные сроки.

Экскурсию по типографии провел заместитель директора по производству Александр Никитин. Он отметил две основные проблемы старых типографий: большая используемая площадь и большой штат персонала для обслуживания старого оборудования. Обе эти проблемы ведут к серьезным издержкам и, как следствие, к невозможности предоставлять конкурентные цены на рынке. В «Пушкинпринт» обе эти проблемы удалось успешно решить, в том числе благодаря правильно спланированному переоснащению.

Что касается модной нынче темы цифровой печати, то пока руководство типографии не планирует расширять производство за счет приобретения цифрового оборудования, так как сегодня средние тиражи изготавливаемой многостраничной продукции снизились лишь до 1500­2000 экземпляров, а переходить на «цифру» будет рентабельно, лишь когда этот показатель составит 500 экземпляров и менее.

Остается вкратце рассказать о послепечатном участке в типографии. Здесь современные фальцевальный и листоподборочно­брошюровочный аппараты Heidelberg Stahlfolder и Duplo5000 соседствуют с до сих пор работающей листоподборочной машиной DREHMER 881, произведенной в ГДР в 1984 году. Помимо этого оборудования в типографии есть ламинатор YDFM 720, термоклеевая машина MullerMartini, ниткошвейная машина, ВШРА и две бумагорезальные машины. Пока существующих мощностей хватает, но рост заказов в будущем, скорее всего, приведет к возникновению проблем в послепечатном секторе.

Поэтому руководство типографии не собирается останавливаться на достигнутом. В дальнейших планах типографии — дооснастить производство трафаретной печатной машиной, а также приобрести новую современную бумагорезальную машину.

КомпьюАрт 10'2012

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства