КомпьюАрт

10 - 2012

Букинистическая торговля: современная практика

Ольга Леонидовна Тараканова
Ольга Леонидовна Тараканова, заведующая кафедрой истории книги и антикварно-букинистической торговли МГУП им. Ивана Федорова, профессор, доктор исторических наук
Татьяна Викторовна Панарина
Татьяна Викторовна Панарина, доцент кафедры истории книги и антикварно-букинистической торговли МГУП им. Ивана Федорова, кандидат исторических наук

Настоящая статья — это попытка нарисовать картину отечественной букинистической торговли и показать ее отличительные особенности — количественные и качественные, характеризующие развитие отрасли сегодня.
За отправную точку возьмем советский период, в течение которого букинистической торговле, осуществлявшей продажу книг прошлых лет выпуска, уделялось самое серьезное внимание: на нее была возложена ответственная задача вовлечения в товарное обращение изданий, находящихся в личном пользовании граждан. То есть в условиях недостаточно развитого книгоиздания тех лет букинистическая торговля должна была выступать дополнительным источником удовлетворения спроса населения страны на печатную продукцию и важным фактором развития социалистической культуры.

Торговлю букинистической книгой через специализированные букинистические магазины, крупные книжные магазины новой сети, книжные киоски и др. осуществляли практически все системы и ведомства страны, в том числе относящиеся к Госкомиздату СССР, Академии наук, Министерству обороны, Союзу писателей и др. По состоянию на 1 января 1987 года только в системе Госкомиздата СССР — ведущей в стране — насчитывалось более 4 тыс. предприятий, продававших книги прошлых лет выпуска. К концу 80­х годов букинистическая торговля, активно поощряемая государством,  достигла существенных результатов: резко увеличилось число предприятий, осуществлявших торговлю старыми книгами; в практику торговли вошли новые формы и методы: на комиссионных началах, по предварительным заказам, книгообмен, прокат книг и др.; вновь получили распространение широко известные до революции аукцион и почтово­посылочная торговля; с целью унификации ценообразования была создана система каталогов­прейскурантов букинистической книги. Букинисты активно сотрудничали с библиотеками и музеями, имевшими право «первой покупки» редких и ценных книг, участвовали в многочисленных книжных ярмарках и других выездных мероприятиях. Тогда же в рамках Московского полиграфического института (ныне — МГУП им. Ивана Федорова) началась целенаправленная подготовка специалистов букинистической торговли с высшим специальным образованием, активизировались научные исследования по истории и современному состоянию отрасли. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что ассортимент букинистических предприятий искусственно сдерживался многочисленными идеологическими запретами вышестоящих организаций. Так, не могли обращаться в книготорговой сети богослужебные издания, книги деятелей искусства и культуры, эмигрировавших из страны, многие книги на иностранных языках и периодические издания, в том числе «эстетские» журналы начала XX века с иллюстрациями знаменитых русских художников, издания с грифами «Для служебного пользования» и пр.

Диаграмма 1

Диаграмма 1

Во времена перестройки и в период последующих изменений в социально­экономической жизни страны букинистическая торговля резко изменилась качественно и количественно. Прежде всего эти изменения коснулись ее главного потребителя. Теперь в этом качестве начало выступать не общество в целом, а его отдельные индивиды — группа состоятельных людей 30­50 лет, появившихся на волне перестройки. Это бизнесмены, политики, деятели культуры. Начался активный процесс закладывания новых семейных и корпоративных коллекций. Букинистическая же торговля, перешедшая на обслуживание интересов нового покупателя — эстетических, коллекционных, экономических, — стала превращаться в составную часть антикварной торговли, а книга как предмет этой торговли — рассматриваться в качестве одного из видов антиквариата наряду с картинами, ювелирными изделиями, иконами, предметами мебели, изделиями из фарфора и стекла и др. Чтобы представить себе размеры отечественного антикварного рынка, приведем только одну цифру: его доходность составляет 12,5%, что на 1% выше доходности фондового рынка1. Оборот же книжного рынка на начало экономического кризиса (2008 г.) составлял около 500­700 млн. долл. в год2, при этом наблюдался устойчивый спрос на антикварные книги.

Диаграмма 2

Диаграмма 2

Нельзя не отметить тот факт, что развитие антикварной торговли сегодня происходит крайне неравномерно, концентрируясь в Москве и Петербурге с явным перевесом в пользу первой. По нашим подсчетам3, сегодня в Москве торговлю букинистическими книгами разных лет выпуска ведут не менее 66 предприятий. Это специализированные букинистические предприятия («Русский библиофил», «Букинист» на Трубной, «Букинист. Старая медицинская книга», «Антиквар на Мясницкой» и др.), отделы в крупных книжных магазинах новой сети (ТДК «Москва», ТД «Библио­Глобус», ГУП ОЦ «Московский дом книги»), антикварные салоны и галереи, где книга продается вместе с другими предметами антиквариата («Букинист» на Сретенке, «Вишневый сад на Трубной», «Среди коллекционеров» и др.), аукционные дома («Гелос», «Империя», «Кабинетъ» и др.), интернет­магазины (Rarebooks.ru, Biblionne.ru и др.), интернет­аукционы (Molotok.ru, Aucland.ru и др.) и порталы (Alib.ru и др.), различные по своей специализации, объему и характеру деятельности, формам и методам торговли, дополнительным услугам, предоставляемым покупателям, и др.; в это число не входят многочисленные дилеры, являющиеся сегодня главными «сдатчиками» букинистических книг в магазины. Для сравнения: в Москве в середине 80­х годов торговлю букинистическими книгами осуществляли 19 специализированных магазинов и букинистические отделы головных районных книжных магазинов, которым разрешалось торговать лишь подержанными книгами массового спроса, изданными в последние годы.

Сохраняется общая тенденция, получившая развитие в годы перестройки и постперестроечный период: подавляющее большинство книг прошлых лет издания продается в антикварных салонах, галереях, аукционных домах (65%) вместе с другими предметами антиквариата (см. диаграмму 1). 75% предприятий букинистической торговли являются универсальными по тематике. Из небольшого числа специализированных предприятий выделяются прежде всего магазины и отделы, торгующие книгами по военному делу («Комбриг», «Лейбштандартъ»), музыке («Ноты», салон «Симфония», «Музыкальные инструменты»), медицине («Дом медицинской книги», «Букинистъ. Старая медицинская книга»), восточной тематике (книги о Востоке и издания Востока) («Шу Ба», «Юкимори»), — удельный вес каждой группы составляет 3% от общего числа предприятий (см. диаграмму 2).

Подавляющее число магазинов и салонов продает книги (97%), периодику (62%), гравюры (57%); треть из них (33,3%) имеет в своем ассортименте издания XVI­XVII веков. Нельзя не отметить, что состав ассортимента букинистических книг за последние 20 лет стал гораздо шире не только за счет вовлечения в него изданий, ранее запрещенных к обращению в книготорговой и библиотечной сети по идеологическим соображениям, и книг на иностранных языках, но также и других видов печатной продукции: открыток, фотографий, автографов, различных документов, печатной рекламы, ресторанных меню, театральных программок, издательских и книготорговых марок, книжных знаков и др. Только два предприятия в Москве — «Альбион галерея» и сеть магазинов «Старинные гравюры» — специализируются на продаже гравюр.

Как и ранее, основным способом формирования ассортимента антикварной книжной торговли традиционно является покупка книг у населения (97%), однако за последнее время, как было отмечено ранее, резко увеличилась покупка книг у дилеров, составляющая сегодня почти 25% (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3

Диаграмма 3

Подавляющее большинство отечественных предприятий осуществляет прием книг у населения на комиссионных началах, при этом владелец книги получает деньги только после ее продажи, за вычетом установленного процента в пользу магазина — сегодня эту форму покупки используют около 60% предприятий букинистической торговли (см. диаграмму 4). Размер торговой скидки в пользу магазина в среднем колеблется в диапазоне от 20 до 30%. Выше этот процент обычно в тех магазинах, которые работают преимущественно с подержанной книгой (например, в сети ГУП ОЦ «Московский дом книги» он составляет 40%). Нельзя не отметить тот факт, что антикварные магазины Европы и Америки торгуют преимущественно в твердый счет, покупая книги у сдатчиков сразу, за наличные деньги. В России же эта форма применяется в основном в отношении недорогих книг последних лет выпуска, реализация которых происходит в течение месяца или, наоборот, раритетных изданий, которые магазины стремятся приобрести в соответствии с конкретным заказом или в свою собственность.

Диаграмма 4

Диаграмма 4

Основной формой продажи букинистических книг традиционно является магазинная (см. диаграмму 5). Широкое распространение за прошедшие годы получил аукцион, доля которого сегодня составляет 20%. В числе московских предприятий, использующих эту форму торговли и зарекомендовавших себя на рынке, — аукционные дома «Гелос», «Кабинетъ» и «Империя», «Акция ЛТ», Галерея русской и советской живописи «Совком», «Дом антикварной книги в Никитском», журнал «Про книги», букинистические аукционы М.Я. Чапкиной. Самым крупным и старым из них (существует с 1988 г.) является Аукционный дом «Гелос», за прошедшее двадцатилетие создавший целую систему аукционов разной значимости, видов, периодичности, длительности и технологии проведения, в том числе дилерские книжные торги, аукционы недели, месяца, сезона, года; очные и заочные, с онлайн­трансляцией наиболее интересных из них на отечественных и зарубежных площадках. В течение года он проводит около 50 крупных торгов, ежемесячно продавая порядка 4500 различных предметов антиквариата и принимая на них заказы со всего мира. «Гелос» имеет филиалы в Санкт­Петербурге и Париже, сотрудничает со всемирно известными аукционными домами «Сотбис» и «Кристи». Торговля книгами здесь является одним из приоритетных направлений.

Диаграмма 5

Диаграмма 5

Широкое развитие в последние годы получили внемагазинные формы продажи букинистических книг, в том числе Всероссийский антикварный салон (с 1996 г.) и Блошиный рынок (с 2005 г.). Единственным специализированным «книжным» мероприятием сегодня является Антикварная книжная ярмарка (с 2005 г.), ежегодно проходящая в Центральном доме художника на Крымском валу в рамках выставки­ярмарки Non­fiction. Здесь проводятся многочисленные профессиональные мероприятия, в том числе круглые столы, выставки редких книг и др. Например, в 2010 году состоялась выставка под названием «Рандеву: русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века», на которой было представлено более ста уникальных французских библиофильских изданий 1920­1930х годов, иллюстрированных русскими художниками; в 2011 году под эгидой Национального союза библиофилов была организована выставка детских книг «Гирлянда из книг и картинок. Детское чтение в дореволюционной России».

В последние годы в практику отечественной антикварной торговли всё активнее внедряется Интернет, предоставляющий огромные возможности для продвижения товаров и услуг потребителям, однако, в отличие от европейских стран, в России этот процесс происходит гораздо медленнее. В настоящее время продажу старых книг в Интернете осуществляют несколько групп отечественных предприятий: реально существующие антикварно­букинистические магазины, салоны и галереи, виртуальные предприятия, интернет­аукционы и специализированные порталы, оказывающие помощь в поиске, приобретении и продаже старых книг.

Обеспеченность сайтами первой группы предприятий сегодня составляет около 50%, при этом большинство из них носит рекламно­информационный характер — как правило, на них размещается информация о местоположении предприятия, времени его работы, характере ассортимента; ряд магазинов размещает на сайте аннотированный каталог продаваемых книг. Торговлю же букинистическими книгами посредством Интернета осуществляют только около 17% предприятий от их общего количества, в том числе ТД «Библио­Глобус», ТДК «Москва», «Среди коллекционеров», сеть магазинов «Старинные гравюры», «Русский библиофил» и др. Последний обладает самым представительным ресурсом, где богатое содержательное наполнение и большой спектр выполняемых функций соседствуют с красивым оформлением. Для каждой товарной единицы, представленной на сайте, даются полное библиографическое описание, биографические сведения об авторе книги, интересные подробности из жизни конкретного экземпляра, помещаются качественные фотографии переплета книги, титульного листа, иллюстраций и интересных страниц книги с маргиналиями или другими владельческими признаками. Однако при этом нельзя не отметить тот факт, что многие из перечисленных предприятий не имеют курьерской доставки товара покупателю и ориентированы на традиционные способы купли­продажи.

Виртуальные магазины, осуществляющие продажу букинистических книг, делятся на универсальные и специализированные. К первым относится Ozon.ru — старейший (с 1998 г.) и самый крупный интернет­магазин России, в ассортименте которого единовременно представлено порядка 9 тыс. букинистических книг, в том числе 4 тыс. антикварных. Среди специализированных магазинов наиболее известными являются Rarebooks.ru (около 8 тыс. антикварных книг), Obook.ru (около 2 тыс. антикварных книг) и Biblionne.ru (около 1,5 тыс. антикварных книг). В отличие от Ozon.ru, рассчитанного прежде всего на массового покупателя, виртуальные предприятия ориентированы на узкую группу потребителей — собирателей библиотек, разыскивающих редкие и ценные издания.

Интернет­аукционы, вслед за США, начали появляться в России с 1999 года. Сегодня регулярных интернет­аукционов, специализирующихся на продаже букинистических книг, у нас нет. Интернет­аукционы, на которых предлагается букинистическая книга, делятся на две группы: универсальные, осуществляющие торговлю самыми разнообразными предметами, и специализированные, реализующие различные предметы антиквариата, в том числе и книги. К числу первых относятся Molotok.ru (с конца 1990­х годов), где предлагается самый большой сегодня ассортимент антикварных и подержанных книг (свыше 2500) и самые комфортные условия для покупателя, а также аукционы Meshok.ru (около 230 книг, в том числе 20% антикварных) и Aucland.ru (около 70 книг, в том числе 1% антикварных); в числе вторых — Antikwariat.ru (около 380 книг, в том числе 52% антикварных). Как показывает анализ, ассортимент интернет­аукционов состоит преимущественно из тех изданий, которые крайне неохотно приобретаются в букинистических магазинах, антикварных салонах и галереях, в том числе подержанные книги самой разнообразной тематики, отдельные тома многотомных изданий, массовые издания художественной литературы, книги естественнонаучной и религиозной тематики.

Среди порталов, осуществляющих продажу букинистических книг, самым крупным является Аlib.ru, основанный в 1999 году, где единовременно на продажу выставляется около 2,5 млн разнообразных букинистических книг. Важной особенностью ассортимента этого веб­ресурса является отсутствие жестких рамок для выставляемых предметов: здесь можно найти комплектные издания и отдельные тома, книги в идеальной и очень плохой сохранности, экземпляры стоимостью в несколько миллионов рублей и один рубль и др.

Помимо основной торговой деятельности, предприятия букинистической торговли оказывают населению ряд дополнительных услуг, которые делятся на бесплатные и платные. Среди первых лидируют прием предварительных заказов (74%) и формирование личных и корпоративных библиотек (53%), среди вторых — реставрация книг (10,6%) и изготовление переплета (7,6%).

Рассматривая особенности современной букинистической торговли, нельзя не остановиться кратко на тех изданиях, которые пользуются устойчивым спросом покупателей. Среди них выделяются следующие группы изданий:

  • первые и прижизненные издания русских классиков XIX века, и прежде всего А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — цена на некоторые из них сегодня достигает 1­3 млн руб. Если до недавнего времени своеобразным рекордсменом здесь было прижизненное издание «Евгения Онегина» А.С. Пушкина (1825­1832), выходившее отдельными главами, цена которого доходила до 1,5 млн руб., то сегодня одним из самых дорогих изданий стали «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского (1881), проданные на аукционных торгах «Гелоса» в 2011 году за 3 млн 400 тыс. руб.;
  • роскошные иллюстрированные издания «императорской» тематики — цена на некоторые из них может достигать 100 тыс. долл. и выше;
  • книги русского авангарда первой трети XX века, крайне редко попадающие на рынок и очень ценимые коллекционерами как в России, так и за рубежом, в том числе книги А.Е. Крученых, В.В. Хлебникова и других в оформлении О.В. Розановой, Н.С. Гончаровой, К.С. Малевича, Н.И. Альтмана, Эль Лисицкого и др.;
  • издания по охоте. Самым дорогим изданием этого раздела является «Царская охота на Руси» Н.И. Кутепова (1896­1911), полный комплект которой очень хорошей сохранности в настоящее время продается по цене 6 млн руб.;
  • фундаментальные издания по искусству конца XIX — начала XX веков. Лидером в этом разделе является четырехтомная «История живописи всех времен и народов» А. Бенуа (1912­1914), считающаяся самым лучшим дореволюционным изданием России по мировой живописи и отличающаяся роскошным оформлением, — цена экземпляра идеальной сохранности составляет около 400 тыс. руб.;
  • книги по истории и военному делу, в том числе по истории полков Русской армии. К самым дорогим книгам этого раздела относятся: сочинение князя М.М. Щербатова «История Российская» (7 т., 12 кн., 1770­1791; цена — более 3 млн руб.); роскошное издание А. Бенуа «Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910) с многочисленными иллюстрациями и заставками работы Е. Лансере, К. Сомова, М. Добужинского (цена — 55­64 тыс. долл.); «Древности Российского государства» Ф. Солнцева (5 т., 1849­1853) с 508 великолепными хромолитографиями (цена — более 1 млн 500 тыс. руб.) и др.;
  • издания «петровской эпохи», практически не попадающие на рынок по причине их небольших тиражей и малой сохранности, — цена на них начинается от 140 тыс. руб.;
  • первопечатные издания, цены на которые варьируются в среднем от 500 тыс. до миллиона рублей;
  • «книжные редкости», в том числе библиофильские издания. Примером может послужить знаменитая «История и памятники Византийской эмали» («Византийские эмали») А. Звенигородского (1892) — самая дорогая по своему изготовлению русская книга, которая по замыслу издателей должна была превзойти шедевры типографского искусства всех времен и народов. Ее цена в последние годы составляла от 1 млн 500 тыс. до 4 млн 600 тыс.  руб.;
  • детские иллюстрированные книги конца XIX — 20­х годов XX века, немногочисленно представленные на рынке серийными и моноизданиями выдающихся русских издателей М.О. Вольфа, И.Ф. Кнебеля, Экспедиции заготовления государственных бумаг, издательства «Радуга» и др. с иллюстрациями замечательных русских художников;
  • издания поэтов Серебряного века, в том числе первые книги Л. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева и др.;
  • крупноформатные подарочные издания второй половины XIX — начала XX веков в нарядных переплетах и с иллюстрациями известных художников, выпущенные известными русскими издателями М.О. Вольфом, А.Ф. Марксом, А.С. Сувориным и др.

Дорого стоят на рынке справочно­энциклопедические издания, прежде всего лучший из дореволюционных изданий и редко встречающийся в полном виде «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона (86 т.; 1890­1907; цена — 180­250 тыс. руб.), входящие в «джентельменский набор» на Российских антикварных салонах «Еврейская энциклопедия» (16 т.; 1908­1913; цена — 270­300 тыс. руб.), «Детская энциклопедия» (10 т., 1913­1914; цена — 110­175 тыс. руб.) и «Военная энциклопедия» (18 т.; 1911­1915; цена — 300­400 тыс. руб.) И.Д. Сытина.

Крайне редко встречаются в продаже полные комплекты эстетских журналов рубежа XIX­XX веков, в том числе «Золотое руно» (1906­1909), «Старые годы» (1907­1916), «Аполлон» (1909­1917), «Столица и усадьба» (1913­1917). Цена полного комплекта такого издания составляет более 1 млн руб.

Востребованным видом ассортимента являются гравюры. Самый высокий ценовой рейтинг из них — и в России, и за рубежом — имеют гравированные карты, планы и виды городов, прежде всего Москвы и Санкт­Петербурга.

Большой интерес сегодня вызывают автографы. Самым ценным из них антиквары считают автограф А.С. Пушкина, за ним — автографы Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского. Большой интерес вызывают автографы политических деятелей XVIII­XIX веков, в том числе Петра I, Екатерины II, Павла I, Николая II, из деятелей советского времени — И.В. Сталина, Л.И. Брежнева и др. Средняя цена «красивого» автографа или письма начинается от 500 тыс. долл.

К числу редко покупаемых сегодня относятся книги религиозной тематики, особенно выпущенные в XIX — начале XX века, издания на иностранных языках, прежде всего — отпечатанные за рубежом, массовые издания художественной литературы и др.

Нельзя не отметить тот факт, что в условиях кризиса повысился интерес покупателей к подержанной книге последних годов выпуска. В первую очередь это касается изданий детской литературы 50­70­х годов XX века с иллюстрациями замечательных отечественных художников: Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева, Е.М. Рачева, А.М. Каневского и др. — их цена сегодня составляет в среднем от 600 до 4500 руб. Большим спросом покупателей пользуются собрания сочинений отечественных и зарубежных писателей, выпущенные в 50­70­х годах XX столетия — скрупулезно отредактированные, с хорошими иллюстрациями. Наиболее дорогими из них являются полное академическое собрание Н.В. Гоголя (14 т., 1937­1952; цена — 85­100 тыс. руб.) и Ф.М. Достоевского (30 т., 1972­1990; цена — от 30 тыс. руб.), крайне редко попадающие на рынок.

На цену книги сегодня влияют прежде всего такие факторы, как целостность и комплектность издания, степень его сохранности, наличие автографа известного деятеля культуры и науки. Пользуются постоянным спросом покупателей и приобретаются дорого только полные комплекты книг и периодических изданий идеальной или хорошей сохранности. Новые коллекционеры предпочитают приобретать книги в переплетах эпохи, с сохраненными обложками и суперобложками; вместе с тем покупаются и просто нарядные книги в красивых переплетах, которые могут служить украшением загородного дома или кабинета владельца.

Нельзя не сказать о широком распространении подделок на отечественном рынке антиквариата, связанном с повсеместным увеличением интереса к предметам старины, повышением цен на них, развитием современных технологий. Сегодня они, как правило, имеют своей целью легализовать украденную из библиотеки или музея книгу, что достигается многочисленными способами: при помощи выведения библиотечных штампов или, наоборот, фальшивых штампов «Списано», «Разрешена к продаже»; наклеивания на форзац книги старых экслибрисов, прежде всего царских, высоко котирующихся на рынке; «собирания» целого экземпляра книги из дефектных; искусственного состаривания репринтов старых книг, выпущенных в советский период; раскрашивания вручную гравюр под малотиражное библиофильское издание; фальсификации автографов известных писателей, исторических деятелей; составления издания из страниц первых журнальных публикаций классиков русской литературы и др. Нередко для покупателей «красивой книги» книжные блоки вставляются в «неродные» изящные переплеты, в основном французские или немецкие.

Специалисты отмечают, что нынешний экономический кризис способствовал созданию уникальной ситуации — на отечественном рынке сегодня фактически можно купить любую книгу. В то же время хорошие книги «вымываются» новыми коллекционерами, и их следующего появления в магазинах и на аукционах можно ждать не скоро. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что букинистическая торговля не умирает, а продолжает развиваться в двух обозначенных направлениях: собственно антикварная торговля и торговля подержанной книгой, каждая из которых имеет своих покупателей, свой ассортимент и свои цены. Словом, оснований для уныния нет. 


1 См.: Поляков М. Экспертиза антиквариата. Введение в предмет.  Рига, 2011.  С. 19.

2 См.: Балиев А. Ветхие ценности: российский букинистический рынок ориентирован за рубеж // Российская бизнес-газета.  2009.  № 36 (720).  22 сент.

3 При отсутствии официальной государственной статистики предприятий, осуществляющих торговлю старыми книгами, мы можем руководствоваться только собственными данными, полученными в 2007 и 2011 годах в ходе исследования столичного антикварного рынка, проведенного силами студентов, аспирантов и преподавателей кафедры книжного бизнеса МГУП им. Ивана Федорова под руководством авторов настоящей статьи.

КомпьюАрт 10'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства