В салоне оперативной полиграфии
Обсуждая трудности офсетных типографий в цифровую эпоху, зачастую забывают о ситуации с оперативной полиграфией. Для нее свойствен более динамичный подход к работе с заказчиками, «короткие» тиражи, иное ценообразование, чуть ли не однодневные сроки выполнения некоторых видов заказов, а также другие помещения и оборудование.
В пяти минутах ходьбы от станции метро «Арбатская» работает полиграфический салон «Графика». Восхищаясь выгодным положением офиса и производства, невольно вспоминаешь о недавнем исчезновении из центра Москвы крупных типографий.
В ожидании начала интервью с руководителем салона Алексеем Ващуком я наблюдал за оживленной работой нескольких менеджеров по ведению заказов. Они, как и полагается, отвечают на звонки, быстро, не кладя трубки, делают расчет заказов и одновременно отправляют информацию о заказах по электронной почте. Параллельно приходят и уходят с бухгалтерскими документами курьеры от крупных заказчиков.
То есть «оперативка» живет в хорошем темпе, и несмотря на увеличившиеся объемы печати справляется с потоком заказов.
Зададим несколько вопросов руководителю салона «Графика» Алексею Ващуку, а также начальнику производства Евгению Моисеенко.
КомпьюАрт: Как организована работа салона? C какого оборудования начинали? На чем печатаете сегодня?
Алексей Ващук: Нашей фирме 8 лет. В салоне работает 40 человек. Начинали с известного многим специалистам оперативной полиграфии DC12 (Xerox), затем работали с Océ. Сегодня мы сделали ставку на оборудование от Konica Minolta. Это цветная машина bizhub PRO C5501, более продвинутая в плане возможностей bizhub PRESS C7000P и чернобелая bizhub PRO 1051 (рис. 1). С образцами печати вы ознакомитесь в цехе, а я, со своей стороны, отмечу экономическую выгоду работы на этом оборудовании. Машины поставлены на «покопийный» контракт. Это когда стоимость расходных материалов, запчастей и услуг сервисинженеров зависит от количества изготовленных копий.
Руководитель полиграфического салона «Графика» Алексей Ващук
КА: Загрузка машин обусловлена многими факторами — от успешной работы менеджеров по продажам, творческих идей дизайнеров до ценовой политики салона. Cколько стоит в центре Москвы, к примеру, изготовить комплект визиток, и как создается фирменный стиль?
А.В.: Допечатную работу у нас выполняют четыре дизайнера на PC (рис. 2). Если нужен офсет, то печатаем у партнеров. Стоимость 100 экз. цветных визиток — 500600 руб. Простая визитка с изображением заказчика — 300 руб. за 100 экз. У нас уже есть постоянные и крупные заказчики.
Творческая работа по созданию фирменного стиля оценивается в 30 тыс. руб. и выше. Она начинается с создания логотипа, затем предлагаются описание и размещение фирменного стиля на конвертах и бланках. Сначала задание дается всем дизайнерам, которые предлагают заказчику несколько различных вариантов. Так мы узнаем направление, в котором нужно двигаться к конечному результату. Ведь зачастую то, что заказчик объясняет на словах, абсолютно не совпадает с тем, что он хочет. Бывет так, что стиль фирмы компонуется из разных вариантов.
Рис. 1. Цифровые заказы в салоне «Графика» производятся: а — на цветных bizhub pro C5501 (слева) и bizhub PRESS C7000P; б — на черно-белой машине bizhub pro 1051
Рис. 2. В отделе допечатной подготовки. За рабочим столом — дизайнер Нина Сычугова
В одном из помещений полиграфического салона вместе с цифровыми печатающими устройствами от Konica Minolta расположено финишное оборудование. О качестве печати и финишной обработке рассказывает начальник производства салона «Графика» Евгений Моисеенко (рис. 3).
КА: Когда обсуждают работу цифровых печатных устройств, то в первую очередь задают вопросы о возможности держать плашку на протяжении тиража (от первой до последней копии), о качественной печати на текстурных бумагах, а также о безостановочной печати на бумагах малой плотности.
Рис. 3. Как это часто бывает в малых типографиях, начальник производства Евгений Моисеенко выполняет работу резчика, наладчика и инженера, параллельно рассказывая о технических характеристиках печатного оборудования: «Тонер цветных машин bizhub pro C5501 и bizhub PRESS C7000P (а и б) позволяет выполнить качественную темную заливку на текстурных бумагах (в). При этом разрешение печати у bizhub pro C5501 — 600 dpi, а у bizhub PRESS C7000P — по выбору: 600 или 1200 dpi»
Евгений Моисеенко: После установки оборудования в какойто момент при печати цветного тиража начинал «плыть» цвет, например от светлоголубого к темноголубому. Проблему решили совместно с cервисинженерами Konica Minolta. Согласно их рекомендациям в рабочем помещении было дополнительно установлено требуемое климатическое оборудование. Таким образом, были созданы необходимые условия по поддержанию соответствующего уровня влажности и температуры, так чтобы тепло, выделяемое в процессе работы печатных машин, не влияло на результаты печати.
Выяснилось также, что используемый ранее ультразвуковой увлажнитель для этого не подходил, так как в процессе его работы примеси, содержащиеся в воде, в виде порошка оседали на валах цифровых машин, что мешало удерживать цвет. Сегодня данная проблема полностью решена.
Что касается качества работы оборудования, то, например, с таким сложным заказом, как изготовление самокопирующихся бланков на 60граммовой бумаге, листопроводящая система оборудования Konica Minolta справляется без замятий листа.
Рис. 4. По словам печатника Евгения Басараба (а) освоение машины заняло всего 15 дней. Машина печатает на большом ассортименте дизайнерских бумаг, имеющих различные текстуры и оттенки, включая металлизированные (б). Максимальная плотность используемой бумаги — 300 г/м2.
Для заказчиков требуется большой ассортимент дизайнерских бумаг (рис. 4). Белыми «льном» и «скорлупой» сейчас мало кого удивишь. На наших огромных складских стеллажах все полки заняты, что демонстрирует, насколько велик ассортимент используемой бумаги. Фирмыпоставщики режут ее для нас на формат 330´480 мм (это чуть больше, чем А3+).
Наш салон предлагает печать книг в мягком переплете, а также брошюр и каталогов в короткие сроки на цифровом оборудовании. Как известно, очень часто такого рода заказы необходимо выполнить к какомунибудь мероприятию или выставке. В этом случае удобно сначала печатать внутренние чернобелые страницы книг, потому что операция листоподборки происходит внутри машины bizhub pro 1051 автоматически. Цветные обложки для них на машине bizhub PRESS C7000P выходят со скоростью до 71 страницы А4 в минуту.
Еще на этой машине печатаются визитки, для которых важно получение четкого логотипа и попадание в цвет. Для ускорения выполнения большого количества заказов на визитки был специально приобретен резак (рис. 5).
Рис. 5. Большое направление в салоне — изготовление визиток. В нашем случае визитки выводились из программы CorelDRAW (а). Для ускорения производства резка визиток происходит на специальном оборудовании — слайдере резки (б и в). В приемный лоток закладываются печатные листы, а на выходе формируется несколько стоп с визиками. При этом в салоне установлено и резальное устройство (г), которое освобождается под другие заказы
КА: На сайте салона указано, что вы можете делать пластиковые карты, а также предлагаете множество операций финишной обработки. Расскажите об этом подробнее.
Е.М.: Изготовление бесчиповых пластиковых карт — еще одно направление работы печатного салона. Пластиковая карта представляет собой «бутерброд», ее лицо и оборот мы печатаем на специальном материале на машине bizhub pro C5501. Затем с двух сторон накладывается ламинационная пленка и на специальном оборудовании происходят припрессовка и вырубка бесчиповой карты (рис. 6).
Рис. 6. Пластиковые карты прессуются и вырубаются на обрудовании китайского производства
Что касается финишной технологии изготовления брошюр и буклетов (тиражи до 500 экз., если больше — офсет), то она мало чем отличается от принятой в других салонах оперативной полиграфии. В основном применяется настольное оборудование. На нем происходит ламинация обложки брошюры и, по желанию заказчика, тиснение обложки фольгой, а затем клеевое бесшвейное скрепление (рис. 7) скрепкой или пружиной. Похвалюсь нашим ноухау — возможно выполнение конгревного тиснения без ответной плиты.
Рис. 7. Как правило, на офисных ламинаторах (а) происходит «облагораживание» обложек брошюр и различных календарей — от настенных до настольных «домиков» (б). Блок и обложка брошюры соединяются на настольном устройстве КБС (в). Многие виды продукции требуют тиснения фольгой. Умельцы салона изобрели способ делать конгревное тиснение без ответной плиты (г)
К.А.: Довольны ли Вы сделанным выбором оборудования? Соответствуют ли его функциональные возможности Вашим ожиданиям?
А.В.: Да, безусловно, оборудование Konica Minolta позволяет нам качественно и в срок выполнять поступающие заказы. Более того, хотелось бы отметить четкую работу не только сервисинженеров, но и менеджерского состава компании, в особенности Максима Игнатенко, способного оперативно помочь нам решить любую проблему.