Школы печатного дела в Восточной Европе
Изобретение книгопечатания сыграло колоссальную роль в историко-культурной и социально-политической жизни человечества. Что можно добавить, если среди основных факторов, обусловивших возрождение науки в XV-XVI веках «после темной ночи Средневековья», называется изобретение печатного станка? А духовенство в результате изобретения книгопечатания и роста потребностей всё более расширяющейся торговли лишилось монополии не только на чтение и письмо, но и на более высокие ступени образования.
Очевидно, что книгопечатание стало предпосылкой для буржуазных революций. Его изобретение содействовало также становлению и дальнейшему развитию литературы на национальных языках и унификации орфографии и графических форм письма, что, в свою очередь, способствовало распространению образования. Печать стала мощнейшим средством распространения и сохранения идей и знаний, научного исследования и развития культуры, серьезным и опасным оружием социальной и идеологической борьбы.
Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. Особого внимания заслуживает изобретенный Гутенбергом (рис. 1) «новый способ» печатания книг. Первопечатные книги сохранились в крайне незначительном количестве экземпляров; они совершенно сходны с рукописными книгами как в шрифте, так и по внешнему виду (рис. 2). Первопечатники во всем подражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже. А публика в первое время по привычке требовала рукописи, поскольку подозревала в печати вмешательство дьявола. Поэтому на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа.
Рис. 1. Портрет Иоганна Гутенберга (гравюра на меди. Париж, 1584)
Рис. 2. Страница из Библии Гутенберга (Книга Бытия). Напечатано в Майнце
Развитие печатного дела не обошло и страны Восточной Европы в XVXVI веках. Известно, что славянская типография была основана в Черногории, в городе Ободе, где в 1494 году священником Макарием был отпечатан «Октоих первогласник». Там же в 1495 году вышла «Следованная псалтирь». По некоторым данным, Ободская типография была основана в начале 1480х годов, то есть является первой славянской типографией. Позже Макарий перевел свою деятельность в УгроВалахию (ныне Румыния) и там в 1512 году напечатал Евангелие.
В 1493 году была основана славянская типография в Венеции. Первая книга, напечатанная там, — «Часослов». Печатник — Андрей Торесанский.
В 1517 году полочанин Франциск Скорина (рис. 3) основал типографию в Праге. Первые выпущенные там книги — Псалтирь и Библия на старобелорусском языке (с гравюрами).
Рис. 3. Портрет Франциска Скорины на монете говорит о высокой оценке его заслуг
С 1517го по 1519 год Скорина напечатал в Праге 24 переведенные им библейские книги. В 1519 году он прекратил свою деятельность в Праге и возобновил ее в 1521 году в Вильно, где в 1522м напечатал «Малую подорожную книжицу» (включает псалтирь, часослов, акафисты и святцы краткие), считающуюся первой печатной книгой, появившейся на свет на территории бывшего СССР. Там же, в Вильно, в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». Все издания Скорины отличаются красотой и изяществом.
В 1519 году в Венеции типографскую деятельность осуществлял сербский воевода Божидар Вукович; первая напечатанная им книга — «Служебник».
В XVI веке для печатания книг на церковнославянском языке были основаны типографии в Кракове, Терговище (1547), а также в городах Великого княжества Литовского — в Заблудове, Несвиже, Львове и Супрасле.
Почти одновременно с кириллическими началось печатание и глаголических книг. В 1507 году в городе Сене (Далмация) была напечатана книга «Pocinu miraculi slavne dêve Marie»; в том же веке в Венеции и Реке вышло несколько изданий глаголического миссала (служебника) и часослов. В первые века распространения книгопечатания у славян, как и на западе Европы, «друкари», или печатники, часто становились переводчиками и авторами книг, руководителями общественных движений.
В югозападной Руси печатное дело возникло и получило большое развитие во второй половине XVI века. Эта территория покрылась сетью типографий, а печатный станок способствовал устранению церкви от общественного образования. Важнейшие типографии были во Львове, Вильно, Остроге, Стрятине, Заблудове и Уневе. Интереснейшие из изданий того времени — Библия, перевод Евангелия на народный язык, множество догматических и апологетических сочинений. Ни одно из сочинений, враждебных церкви, не оставалось без ответа. Центр этой деятельности был в Вильно и Волыни (Острог). В Вильно во второй половине XVI — начале XVII столетия типографию содержали видные западнорусские деятели Мамоничи, Козьма (бурмистр виленский) и Лука (скарбный короля) Ивановичи (на Будятычском Евангелии, здесь напечатанном, имеется вкладная запись 1564 года; Евангелие это описано у Каратаева, № 66). Во второй половине XVI века здесь вели свою деятельность печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец (бывшие московские первопечатники, которые изза интриг вынуждны были покинуть Московию).
Бежав из Москвы, они по приглашению «наивысшего гетмана» Великого княжества Литовского Григория Александровича Ходкевича открыли типографию в его имении Заблудове (в 14 верстах от Белостока); здесь в 1569 году было напечатано «Евангелие учительное», а в 1670 году одним Федоровым — «Псалтирь с часословцем». Это издание напечатано московской азбукой с киноварью и украшено изображениями герба Ходкевича, заставками и травчатыми начальными буквами одинакового рисунка с украшениями первопечатного московского «Апостола».
Мстиславец в виленской типографии Мамоничей напечатал в 1575 году «Евангелие напрестольное» в лист, а в 1575м или 1576 году — «Псалтирь», также в лист. Оба издания напечатаны с киноварью, крупной уставной азбукой великорусского почерка, в которую по требованиям местного произношения была введена буква ґ. Эта азбука стала началом так называемых евангельских шрифтов, которые в последующей церковной печати устраивались по ее образцу. Федоров из Заблудова перебрался во Львов, где устроил типографию и напечатал в 1574 году новое издание «Апостола». Когда князь Константин Острожский задумал создать в Остроге типографию для издания православных церковных книг, он вызвал туда Федорова, который отлил для острожской типографии шесть разной величины церковнославянских и греческих шрифтов.
Первая книга, напечатанная в 1580 году в Остроге, — «Новый Завет с Псалтирью». В 1581 году была отпечатана Библия. Текст ее набран в два столбца. Это издание считается образцовым для своего времени, особенно по ровности шрифтов. Оснастив острожскую типографию, Федоров вернулся во Львов, но не cмог выкупить свою типографию, заложенную перед отъездом в Острог. Лишь после его смерти львовское православное братство по желанию епископа Гедеона Балабана выкупило эту типографию и положило начало существовавшей до начала XX века Львовской ставропигиальной типографии. Епископ Балабан основал в Галиции из части материалов Федорова еще две типографии — в Стрятине (1604) и Клиросе (1606). Стрятинская типография была продана в 1616 году киевопечерскому архимандриту Елисею Плетенецкому и послужила основой для типографии КиевоПечерской лавры. Первые напечатанные в Киеве книги — «Часослов» (1616), «В зерунк цнот превелебного...» Елисея Плетенецкого (Александр Митура, 1618), «Анфологион» (1619).
В Московском государстве книгопечатание появилось в середине XVI века. Все преимущества этого нового способа тиражирования книг были выявлены буквально в течение полувека, и книгопечатание стало развиваться в России быстрыми темпами. На протяжении XVII столетия в Москве было напечатано более 750 книг, большинство из них — на Московском печатном дворе, в главной русской типографии того времени. Кроме того, небольшие печатные мастерские существовали при крупных монастырях. Функционировали также типографии на Украине и в Белоруссии. Большинство печатных изданий XVII века — литургические церковнослужебные книги: «Апостолы», Евангелия, Псалтыри, то есть произведения, удовлетворяющие потребности церкви.
Псалтыри на протяжении XVII века издавались Московским печатным двором 65 раз, часословы — не менее 40 раз, служебники — 28, Евангелия — 20, «Апостолы» — 20 и т.д. В 1663 году была выпущена первая московская Библия с гравированным на дереве фронтисписом с государственным гербом, портретом Алексея Михайловича и точным планом Москвы. На втором месте по количеству среди российской печатной продукции XVII века находятся религиозные книги для чтения вне церкви. Кроме того, издавались книги учебного и светского содержания, в том числе азбуки, буквари, грамматики, издания по математике, военному делу, праву. Тиражи книг XVII века — от 400 до 1200 экземпляров.
Рис. 4. «Апостол» 1564 г. Издан в Москве диаконом Иваном Федоровым и Петром Тимофеевичем Мстиславцем. Печатание началось в 1563 году 19 апреля и было окончено в 1564 году 1 марта
Развитие хозяйства и государственного управления способствовало созданию книг для повседневного чтения, хотя и входящего в круг церковной литературы. Это сочинения церковных писателей (Ефима Сирина, Иоанна Златоуста и др.), сборники из произведений византийских писателей, украинских и русских авторов. «Пролог» 1641 года — первая русская печатная книга для повседневного чтения, являющаяся обширным собранием житийных и нравоучительных текстов.
Особой группой изданий XVII века были буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению и письму (рис. 4). Их основной текст состоял из молитв. Начало изданию букварей в Москве положил Василий БурцевПротопопов. В 1634 году им была издана печатная «Азбука» («Букварь языка словенска, сиречь начала учения детям»), которая очень быстро разошлась, поэтому уже в 1637 году была переиздана. Во второе издание были включены стихи о целях и методах учения. Открывал книгу гравированный фронтиспис со сценой наказания розгой провинившегося ученика. Гравюра светского содержания — новое явление в русской печатной книге XVII века. БурцевПротопопов также первым в Москве ввел в печатную книгу наборный орнамент.
В начале XVII века Печатный двор уже стал мануфактурой с присущей этому виду производства организацией и разделением труда. В России первые мануфактуры появились именно в тех отраслях промышленности, продукция которых имела достаточно широкий сбыт. Это касается и книгопечатания, которому государство оказывало особенно активную поддержку. Во второй декаде XVII века на Печатном дворе работали мастера разных специализаций, каждый из которых в соответствии с принципом разделения труда выполнял свою работу: наборщики, разборщики, тередорщики (печатники), батырщики (накладывали краску на наборную форму), резчики пунсонов для отливки литер, словолитцы, переплетчики, знаменщики (украшали «подносные» экземпляры, предназначенные для царя и его ближайшего окружения) и др.
Одним из главных учреждений Печатного двора стала Правильня с большим штатом справщиков, чтецов и писцов, которые корректировали и редактировали печатавшиеся книги, одновременно выполняя и цензурные функции. Здесь работали Федор Поликарпов, русский писатель и переводчик, будущий директор Московского печатного двора; Сильвестр Медведев, выдающийся публицист, писатель и деятель русского просвещения, обладатель одной из самых крупных частных библиотек в XVII столетии; Епифаний Славинецкий и многие другие.
В начале 1630х годов на Московском печатном дворе появился Василий БурцовПротопопов, руководивший самостоятельным отделом типографии и именовавшийся «подьячий азбучного дела». С 1633го по 1642 год он выпустил 17 печатных книг.
В конце 1640х годов в Троицкой башне была устроена «верхняя» дворцовая типография — личная типография царя, которой руководил Симеон Полоцкий. Она имела право на издание книг без специального разрешения патриарха и не зависела от управления Печатного двора. С 1679го по 1683 год она выпустила шесть книг, в том числе несколько сочинений самого Симеона Полоцкого.
В 1654 году во главе Печатного двора был поставлен патриарх Никон, проводивший исправление церковных книг в связи с реформой церкви. С 1686 года руководство Печатным двором перешло в руки братьев Лихудов, которые одновременно преподавали в Славяногреколатинской академии. При них ученики и преподаватели академии работали в Печатном дворе справщиками и редакторами.
Оформление печатных книг XVII века развивало традиции, сложившиеся в русском рукописном книжном искусстве XVXVI веков, использовались те же принципы, декорировались те же части книги.
Распространению книгопечатания во многом способствовали изобретения и улучшения в технике этого дела. Были созданы особые машины для отливки букв (в 1805 году, Вингом и Вайтом); улучшена стереотипия (лордом Стенгопом, в 1804 году); изобретен станок, дающий возможность печатать одновременно на обеих сторонах листа (им же, в 1800 году). В 1810 году Кениг создал паровой печатный станок; ротационная машина дала возможность печатать до 12 тыс. листов в час.
Постепенно печатное дело вышло за рамки книгоиздания: неотъемлемой частью большой типографии стала литография, ей же служат гравировка на дереве и металле, цинкография, фото и гелиография и т.п. А где новые производственные процессы — там требуются хорошо обученные кадры. Так в городах Западной Европы стали появляться технические школы для подготовки типографских мастеров с отделениями для наборщиков и печатников. Обыкновенно курс в них длился три года. В таких школах изучалась история и техника печатного дела и родственных ему графических искусств, а также языки, бухгалтерия, стенография, арифметика, рисование и др. Такие школы, как правило, содержались или городами, или союзами типографщиков. Занятия в них проходили большей частью по вечерам. Известно о существовании таких школ в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Вене, Париже, Лондоне и других городах. Например, при Лейпцигской академии искусств в 1891 году было основано отделение для типографов с четырехлетним курсом, где изучались типографское рисование, учение о стиле и орнаментах. А в Париже с 1889 года существовала муниципальная школа печатного дела под названием Ecole municipale Estienne des industries du livre. Курс обучения длился четыре года, принимались интерны и экстерны.
Аналогичные потребности в подготовке типографских мастеров обусловили появление технических школ и в странах Восточной Европы. В России, в Петербурге, тоже были открыты подобные школы: первая русская школа печатного дела Императорского Русского технического общества, основанная в 1884 году, и школа при типографии А.С. Суворина (рис. 5). В первой школе курс был двухлетним. Кроме того, имелся приготовительный класс. Занятия проходили по вечерам. Преподаваемые предметы: Закон Божий, русский язык, история, арифметика, география, черчение, чтение печатного и рукописного текстов и техника печатного дела. Учащиеся должны были состоять учениками типографий и быть не моложе 14 лет. За первое десятилетие обучение прошло всего 387 учеников, но окончили курс только 115 человек. В 18951896 учебном году обучался 81 ученик, закончили курс всего девять человек.
Рис. 5. Пример издания А.С. Суворина — «История Петра Великого» А.Г. Брикнера (СПб., 1882)
Данные технические школы были первыми учебными заведениями для мастеров печатного дела. Потребности в специалистах печатного дела обусловили создание целого ряда замечательных учебных заведений и в Восточной Европе. Среди них есть как профессиональнотехнические училища для освоения сугубо рабочих профессий в печатном деле, так и высшие учебные заведения.
Особый интерес представляет полиграфический колледж в Кракове, история которого восходит к началу прошлого века. В 1908 году в Кракове было создано профессиональнотехническое училище печати и литографии. Его деятельность была прервана бурными событиями войны, но в 1924 году оно возобновило свою работу под названием Школа общественного профессионального обучения. С 1939 года возможности этого учебного заведения значительно расширились.
Очередной толчок в его развитии произошел после обретения Польшей независимости. В 1950 году заведение получило полную самостоятельность и стало государственным техническим колледжем. С 1966 года все его филиалы объединены под одной крышей — теперь это Школа печати и книготорговли.
Когда в 1973 году школа отмечала свое 65летие, она была награждена Золотой медалью города Кракова, а 18 мая 1974 года получила имя Зенона Клеменсевича — профессора Ягеллонского университета, выдающегося ученого, известного лингвиста и выдающегося педагога.
Российское профессиональное образование не теряет связей с Украиной. Единственное на Украине учебное заведение, где готовят младших специалистов для полиграфической отрасли, — колледж во Львове (рис. 6). Его история началась в августе 1930 года, когда указом Комиссариата образования УССР и Всеукраинского Совета народного хозяйства УССР полиграфический отдел Харьковского художественнополиграфического техникума был передан Полиграфическому объеденению с целью организации полиграфического техникума в Харькове.
Рис. 6. Художественные работы львовских «младших специалистов» с выставки, прошедшей в феврале этого года в Московском полиграфическом колледже им. Ивана Федорова
Современная Украинская академия печати является правонаследницей Украинского полиграфического института им. Ивана Федорова, история которого ведется с 1930 года, когда были объединены полиграфические факультеты Киевского, Одесского и Харьковского художественных институтов. Торжественное открытие института состоялось 2 декабря 1930 года. Его первым директором стал выпускник полиграфического факультета Киевского художественного института М.Г. Шевченко. Уже через несколько лет, в 1932 году, институт был преобразован в учебнополиграфический комбинат им. Н.А. Скрипника, включавший инженернотехнологический, инженерноэкономический и художественноконструкторский факультеты. Кроме того, в систему комбината на правах факультетов входили техникум, дневной и вечерний рабочие факультеты в Харькове и вечерний рабочий факультет в Киеве. Фактически было создано единственное высшее учебное заведение для подготовки кадров полиграфии и издательского дела. Первый выпуск специалистов издательского дела и полиграфии состоялся в 1935 году. За довоенные годы институт успел подготовить около 400 специалистов. Другим высшим учебным заведением аналогичного профиля в СССР был только Московский полиграфический институт, тоже основанный в 1930 году.