
«Календарь революционных праздников и великих годовщин»
Александры Померанцевой (1927)
До столетия Октябрьской революции остается ровно пять лет, и в этот год полуюбилея предлагаю вниманию читателей брошюру-календарь, выпущенный 85 лет назад. Главное место в нем уделено новым, революционным праздникам.
Хотя согласно старорежимному, по отношению к тому времени, «Словарю» В.И. Даля, праздник — это «день, посвященный отдыху, не деловой, не работный. День, празднуемый по уставу Церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица. Различаются праздники Господни, царские, семейные, домашние».
Строй, установившийся в России после Октября 1917 года, принес новую, в корне отличную от прежней систему ценностей, а вместе с ней — новый уклад жизни и, естественно, новые праздники. Именно им посвящена брошюрка «Календарь революционных праздников и великих годовщин», подготовленная к десятилетию победы партии большевиков. В предисловии к ней говорится: «В долгой и трудной борьбе труда с капиталом, крестьян с помещиками много памятных, незабываемых дней. В этой борьбе рабочие и крестьяне наносили своим врагам сильные удары, но в этой же борьбе они теряли своих вождей, своих лучших бойцов. Вот из этих памятных дней борьбы, побед и поражений возникли революционные праздники и годовщины».
Померанцева А.В. Календарь революционных праздников и великих годовщин. М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. 93 с.: ил.; 18x13 см. В печатной издательской обложке. Тираж 15 000 экз. Цена 25 коп.
А далее перечисляются те самые «красные дни» революционного календаря, которые, с точки зрения властей, должен был помнить и отмечать каждый сознательный гражданин новой России. Поскольку книжечка выпущена в серии «Красный календарь в избечитальне» и рассчитана на малограмотную крестьянскую аудиторию, каждая дата сопровождается главкой, раскрывающей содержание праздника или годовщины. Например: «21е января — День смерти В.И. Ленина. Это — день скорби. Умер Ильич, но он жив в каждом из нас. Не будем бояться трудностей. Будем работать так, как работал Владимир Ильич. Доведем до конца великое дело освобождения трудящихся».
Иллюстрация ко Дню Красной армии
Иллюстрация к Дню урожая
23 февраля — День Красной армии, 8 марта — Международный день работниц и крестьянок, 1 мая — Праздник борьбы и всемирного братства трудящихся, 7 ноября — Праздник победы Октябрьской революции, а также День печати (приуроченный к годовщинам газеты «Правда»), День образования СССР (6 июня) и даже День Парижской коммуны, превратившийся в День помощи борцам революции, — таковы памятные даты, на десятилетия вошедшие в жизнь сотен миллионов людей.
Некоторые праздники впоследствии исчезли из официального советского календаря: к примеру, День свержения самодержавия (12 марта) — годовщина демократической Февральской революции 1917 года. Вероятно, само напоминание о том, что с царизмом было покончено за полгода до Великого Октября, со временем стало неуместным.
Постепенно перестала широко отмечаться и годовщина Кровавого воскресенья (9/22 января 1905 года). Кстати, rлавка об этой дате в книге названа несколько двусмысленно: «Годовщина расстрела ленинградских рабочих». Известно, что в конце 20х годов цензура довольно часто требовала от авторов не упоминать старое название столицы Российской империи. Но в данном случае получилось, что правительственные войска расстреляли мирную демонстрацию уже в столице Советской России.
О новой экономической политике, проводившейся тогда в стране, свидетельствуют введенные властями в 1923 году Международный день кооперации и Праздник урожая, о котором в книге говорится: «День урожая — это праздник революции в сельском хозяйстве. И до революции крестьяне праздновали осенью окончание полевых работ и сбор урожая, избрав для этого подходящий по времени церковный праздник Покрова — 1 октября по старому календарю. Но никакой пользы не было для крестьянского хозяйства от такого праздника: в этот день крестьянская семья выпивкой и гуляньем старалась заглушить тяжелую заботу о своем плохом хозяйстве. Совсем другую цель имеет советский праздник урожая: не заглушать мысли и заботы о хозяйстве, а, наоборот, привлечь внимание крестьян и рабочих к улучшению сельского хозяйства».
Завершается книжка главой «Новые задачи к 10летию Октябрьской революции»: «В Союзе Советских Республик огромные запасы всякого сырья и топлива, он богат и хлебом, и углем, и нефтью, и железом, но беден машинами; мы продаем наши продукты сырьем, а за границей покупаем машины. Это невыгодно для хозяйства, это невыгодно и для наших отношений с капиталистами. Мы должны научиться на своих станках и машинах перерабатывать всё сырье, чтоб не кланяться капиталистам, чтобы не зависеть от них».
Нетрудно заметить, что, перевалив в третье десятилетие уже постсоветской России, мы имеем всё те же «новые задачи». Воистину «в России надо жить долго».