КомпьюАрт

11 - 2012

«Календарь революционных праздников и великих годовщин»

Александры Померанцевой (1927)

Алексей Венгеров,
Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

До столетия Октябрьской революции остается ровно пять лет, и в этот год полуюбилея предлагаю вниманию читателей брошюру-календарь, выпущенный 85 лет назад. Главное место в нем уделено новым, революционным праздникам.
Хотя согласно старорежимному, по отношению к тому времени, «Словарю» В.И. Даля, праздник — это «день, посвященный отдыху, не деловой, не работный. День, празднуемый по уставу Церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица. Различаются праздники Господни, царские, семейные, домашние».

Строй, установившийся в России после Октября 1917 года, принес новую, в корне отличную от прежней систему ценностей, а вместе с ней — новый уклад жизни и, естественно, новые праздники. Именно им посвящена брошюрка «Календарь революционных праздников и великих годовщин», подготовленная к десятилетию победы партии большевиков. В предисловии к ней говорится: «В долгой и трудной борьбе труда с капиталом, крестьян с помещиками много памятных, незабываемых дней. В этой борьбе рабочие и крестьяне наносили своим врагам сильные удары, но в этой же борьбе они теряли своих вождей, своих лучших бойцов. Вот из этих памятных дней борьбы, побед и поражений возникли революционные праздники и годовщины».

Померанцева А.В. Календарь революционных праздников и великих

Померанцева А.В. Календарь революционных праздников и великих

Померанцева А.В. Календарь революционных праздников и великих годовщин. М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. 93 с.: ил.; 18x13 см. В печатной издательской обложке. Тираж 15 000 экз. Цена 25 коп.

А далее перечисляются те самые «красные дни» революционного календаря, которые, с точки зрения властей, должен был помнить и отмечать каждый сознательный гражданин новой России. Поскольку книжечка выпущена в серии «Красный календарь в избе­читальне» и рассчитана на малограмотную крестьянскую аудиторию, каждая дата сопровождается главкой, раскрывающей содержание праздника или годовщины. Например: «21­е января — День смерти В.И. Ленина. Это — день скорби. Умер Ильич, но он жив в каждом из нас. Не будем бояться трудностей. Будем работать так, как работал Владимир Ильич. Доведем до конца великое дело освобождения трудящихся».

Иллюстрация ко Дню Красной армии

Иллюстрация ко Дню Красной армии

Иллюстрация к Дню урожая

Иллюстрация к Дню урожая

23 февраля — День Красной армии, 8 марта — Международный день работниц и крестьянок, 1 мая — Праздник борьбы и всемирного братства трудящихся, 7 ноября — Праздник победы Октябрьской революции, а также День печати (приуроченный к годовщинам газеты «Правда»), День образования СССР (6 июня) и даже День Парижской коммуны, превратившийся в День помощи борцам революции, — таковы памятные даты, на десятилетия вошедшие в жизнь сотен миллионов людей.

Некоторые праздники впоследствии исчезли из официального советского календаря: к примеру, День свержения самодержавия (12 марта) — годовщина демократической Февральской революции 1917 года. Вероятно, само напоминание о том, что с царизмом было покончено за полгода до Великого Октября, со временем стало неуместным.

Постепенно перестала широко отмечаться и годовщина Кровавого воскресенья (9/22 января 1905 года). Кстати, rлавка об этой дате в книге названа несколько двусмысленно: «Годовщина расстрела ленинградских рабочих». Известно, что в конце 20­х годов цензура довольно часто требовала от авторов не упоминать старое название столицы Российской империи. Но в данном случае получилось, что правительственные войска расстреляли мирную демонстрацию уже в столице Советской России.

О новой экономической политике, проводившейся тогда в стране, свидетельствуют введенные властями в 1923 году Международный день кооперации и Праздник урожая, о котором в книге говорится: «День урожая — это праздник революции в сельском хозяйстве. И до революции крестьяне праздновали осенью окончание полевых работ и сбор урожая, избрав для этого подходящий по времени церковный праздник Покрова — 1 октября по старому календарю. Но никакой пользы не было для крестьянского хозяйства от такого праздника: в этот день крестьянская семья выпивкой и гуляньем старалась заглушить тяжелую заботу о своем плохом хозяйстве. Совсем другую цель имеет советский праздник урожая: не заглушать мысли и заботы о хозяйстве, а, наоборот, привлечь внимание крестьян и рабочих к улучшению сельского хозяйства».

Завершается книжка главой «Новые задачи к 10­летию Октябрьской революции»: «В Союзе Советских Республик огромные запасы всякого сырья и топлива, он богат и хлебом, и углем, и нефтью, и железом, но беден машинами; мы продаем наши продукты сырьем, а за границей покупаем машины. Это невыгодно для хозяйства, это невыгодно и для наших отношений с капиталистами. Мы должны научиться на своих станках и машинах перерабатывать всё сырье, чтоб не кланяться капиталистам, чтобы не зависеть от них».

Нетрудно заметить, что, перевалив в третье десятилетие уже постсоветской России, мы имеем всё те же «новые задачи». Воистину «в России надо жить долго».

КомпьюАрт 11'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства