КомпьюАрт

12 - 2012

Будущее печатного бизнеса

Андрей Крылов krylov@compress.ru

8-й ежегодный профессиональный форум российских издателей «Издательский бизнес / Publishing Expo» традиционно прошел в Москве в середине ноября. На круглом столе в рамках форума обсуждались вопросы издательско-полиграфического рынка в эпоху перемен, тенденции, инновации и тиражи 2012 года.

По размеру национальной аудитории в Интернете Россия занимает шестое место в мире и лидирует в Европе. Ежемесячное количество пользователей Сети составляет уже около 70 млн человек, ежедневно в российских социальных сетях просматривается более 4 млрд страниц. С учетом столь стремительного роста и новых возможностей Рунет становится перспективным направлением развития образования, культуры, СМИ, библиотечных сервисов, эффективной площадкой для позиционирования новых продуктов и услуг. Эти статистические данные очень важны для полиграфистов.

Открытие форума в конференц-центре Swissotel. На сцене — представители Госдумы России, Гильдии издателей периодической печати, Департамента средств массовой информации г.Москвы, зарубежные гости

Открытие форума в конференц-центре Swissotel. На сцене — представители Госдумы России, Гильдии издателей периодической печати, Департамента средств массовой информации г.Москвы, зарубежные гости

На круглом столе выступил профессор МГУП им. Ивана Федорова Александр Викторович Сафонов. Тема его доклада: «Будущее бумажной прессы в свете новых веяний». Нетрудно догадаться, что под новыми веяниями подразумевается уже наступившая эпоха электронных СМИ. По мнению Александра Сафонова, полиграфия вполне может сохраниться, развиваясь и дополняя цифровые СМИ.

Александр Сафонов: Безусловно, положительным моментом в новую цифровую эпоху является тот факт, что книги занимают второе место в списке товаров, которые люди чаще всего покупают через Интернет. В связи с этим, когда мы говорим о продвижении чтения, книжных товаров и библиотечных услуг, нужно отметить, что Сеть предоставляет исключительные возможности для информирования, рекомендаций, ознакомления и, наконец, покупки либо традиционного бумажного варианта книги, либо ее электронной версии. Конфликт между «цифрой» и печатью отсутствует. Как ни странно, с цифровой информацией конфликтуют как раз те средства, которые ее породили. Они ее множат и в то же время борются с ней. Война идет явно не на поле полиграфии.

Новые средства передачи и хранения информации поглощают лишь часть информационного поля, которое ранее целиком охватывалось старыми средствами. Конкуренция между печатными и цифровыми средствами не приводит к вытеснению старого новым, а способствует прогрессу всех существующих средств и их дополнению. Вся история развития цивилизации свидетельствует именно об этом. Письменность сменило книгопечатание и т.д., но ничего не исчезло. Все мы умеем писать, но при этом пользуемся гаджетами.

Участник круглого стола Александр Сафонов, профессор МГУП им. Ивана Федорова, докт. техн. наук

Участник круглого стола Александр Сафонов, профессор МГУП им. Ивана Федорова, докт. техн. наук

Рассмотрим вопрос с другой стороны. У нас насаждается идея замены электронными средствами аналоговых, постоянно превозносятся достоинства электронных СМИ. Во­первых, электронные СМИ характеризуются мгновенной передачей информации в виде текста, графики, звука и видео. Во­вторых, отсутствуют географические ограничения при передаче информации. В­третьих, обеспечиваются компактность и удобство поиска информации, которая подается в структурированном виде — как в справочниках или каталогах.

Говоря о достоинствах электронных СМИ, следует также отметить демократичность создания контента и его доступность, простоту технологии организации обратной связи, относительную независимость от внешних источников энергии и, конечно, экономию бумаги.

Теперь о недостатках, которые присущи электронным СМИ. Во­первых, это высокая стоимость электронных устройств, приема, передачи и хранения, а также пусть и небольшая, но оплата связи.

Во­вторых, сложность поиска требуемой информации вследствие ее низкой структурированности. Сегодня структурировано не более 15% информации, а остальные 85% — это хаос, в котором может запутаться даже подготовленный пользователь.

В­третьих, электронная информация плохо подвержена архивированию и безвозвратно утрачивается. Например, то, что существовало в Интернете десять лет назад, практически невозможно найти сегодня, в отличие от книг, которые могут храниться столетия, еще со времен Ивана Федорова.

В­четвертых, сложность соблюдения авторского права и низкое качество контента — ведь каждый «сам себе режиссер». Плохая удобочитаемость, низкое качество технической обработки информации.

А кроме того, ограничение визуализации изображения по площади и трудность восприятия информации — планшетник с газетным форматом А2 вряд ли когда­нибудь появится. Невозможность воздействия на обоняние, вкус и осязание, а полиграфия способна и на это. Хрупкость и необходимость подзарядки устройств, в отличие от печатных носителей.

КомпьюАрт: Если развитие электронных СМИ влияет на позиции печатных, то как это происходит?

А.С.: Электронные СМИ стимулируют развитие печатных изданий по различным направлениям. Наряду с традиционными появляются специальные бумаги, в книжных изданиях применяются новые переплетные материалы, специальные краски. Большинства расходных материалов и технологий, которыми пользуются сегодня в полиграфии, 10­15 лет назад еще не было. Например, газеты с мелованной обложкой или вставкой. Теперь выходят журналы с прозрачной или синтетической бумагой. Часто применяются ароматизированные краски. Причем всё это вполне доступно.

Кроме того, используются новые технологии лакирования. Активно развивается открыточное производство, хотя с появлением электронной почты и мобильной связи на нем еще недавно ставили крест. Применяется припрессовка пленок, фольги и их сочетание с переплетными материалами необычных текстур.

Много времени и сил дизайнеры уделяют оформлению журналов, то есть нестандартной верстке, включая агрессивный дизайн и необычные сочетания красок (в том числе кислотных оттенков). Всё это привлекает рекламодателей. Теперь чаще используется цветная персонализация печатной продукции. Применяется технология 3D­иллюстраций и вариоскопических изображений. В печатную продукцию встраиваются чипы с информацией, вкладываются пробники и т.п.

КА: Недавно было объявлено, что декабрьский номер Newsweek в США станет по последним печатным выпуском, новый онлайн­проект получит название Newsweek Global. Это будет «международное издание, предназначенное для очень мобильной... аудитории, которая хочет узнавать о событиях в мире в сложном контексте». Кроме того, стало известно, что руководство Guardian News & Media тоже обсуждает переход издания полностью на онлайн­версию… Как вы считаете, какие виды печатных СМИ должны целиком перейти на электронный формат?

А.С.: Газетные издания принято разделять на общественно­политические, рекламные, информационно­рекламные, досуговые, профессиональные и телегиды. Общественно­политические издания в Интернете дублируются, рекламные газеты все­таки имеют другую направленность, и издатели это хорошо знают. Информация о досуге, возможно, полностью уйдет в Интернет. В журнальной продукции похожее распределение, но сюда стоит добавить научно­популярное направление — здесь информация должна фиксироваться на бумажных носителях.

КА: А что будет со школьными учебниками, представительской продукцией?

А.С.: Классический вариант, когда школу хотят целиком перевести на электронные учебники, некорректен в отношении учеников начальных классов. Там останутся бумажные учебники. Учебники — это специфическая продукция, которая позволит существовать издательствам и типографиям, работающим в этом направлении. Не будем забывать и о детской литературе — сюда входят не только печатные технологии, но и изготовление «сопутствующих товаров». Что делать, если вкладки производятся в Китае, но наша полиграфия тоже задействована? Все­таки для детей стараются печатать, а затем собирать и паковать книги на отечественных предприятиях (рис. 1).

Рис. 1. На примере книги детского издательства «Эгмонт Россия» видно, как полиграфическая продукция может соединяться с игрушкой. Красочные издания от известных мировых брендов помогут остаться на плаву многим типографиям

Рис. 1. На примере книги детского издательства «Эгмонт Россия» видно, как полиграфическая продукция может соединяться с игрушкой. Красочные издания от известных мировых брендов помогут остаться на плаву многим типографиям

Рис. 2. Один из видов представительской продукции — готовые ежедневники перед нанесением на них корпоративных логотипов в цехе Смоленского полиграфкомбината

Рис. 2. Один из видов представительской продукции — готовые ежедневники перед нанесением на них корпоративных логотипов в цехе Смоленского полиграфкомбината

Развитие представительской продукции — ежедневников, календарей, репринтных изданий и т.п. (рис. 2) — будет стимулировать появление новых расходных материалов и дизайнерских идей.

КА: Насколько, по вашему мнению, сократятся бумажные СМИ и за какое время?

А.С.: Здесь у меня два прогноза: пессимистичный и оптимистичный — в ближайшем будущем на 50 и 25% соответственно. Всё покажет время, но в итоге электронные технологии не заменят полиграфические — электронные средства станут дополнением печатных СМИ. Конкуренция электронных СМИ с аналоговыми является мощным стимулом для развития полиграфических технологий и повышения качества печати.

КомпьюАрт 12'2012

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства