Будущее печатного бизнеса
8-й ежегодный профессиональный форум российских издателей «Издательский бизнес / Publishing Expo» традиционно прошел в Москве в середине ноября. На круглом столе в рамках форума обсуждались вопросы издательско-полиграфического рынка в эпоху перемен, тенденции, инновации и тиражи 2012 года.
По размеру национальной аудитории в Интернете Россия занимает шестое место в мире и лидирует в Европе. Ежемесячное количество пользователей Сети составляет уже около 70 млн человек, ежедневно в российских социальных сетях просматривается более 4 млрд страниц. С учетом столь стремительного роста и новых возможностей Рунет становится перспективным направлением развития образования, культуры, СМИ, библиотечных сервисов, эффективной площадкой для позиционирования новых продуктов и услуг. Эти статистические данные очень важны для полиграфистов.
Открытие форума в конференц-центре Swissotel. На сцене — представители Госдумы России, Гильдии издателей периодической печати, Департамента средств массовой информации г.Москвы, зарубежные гости
На круглом столе выступил профессор МГУП им. Ивана Федорова Александр Викторович Сафонов. Тема его доклада: «Будущее бумажной прессы в свете новых веяний». Нетрудно догадаться, что под новыми веяниями подразумевается уже наступившая эпоха электронных СМИ. По мнению Александра Сафонова, полиграфия вполне может сохраниться, развиваясь и дополняя цифровые СМИ.
Александр Сафонов: Безусловно, положительным моментом в новую цифровую эпоху является тот факт, что книги занимают второе место в списке товаров, которые люди чаще всего покупают через Интернет. В связи с этим, когда мы говорим о продвижении чтения, книжных товаров и библиотечных услуг, нужно отметить, что Сеть предоставляет исключительные возможности для информирования, рекомендаций, ознакомления и, наконец, покупки либо традиционного бумажного варианта книги, либо ее электронной версии. Конфликт между «цифрой» и печатью отсутствует. Как ни странно, с цифровой информацией конфликтуют как раз те средства, которые ее породили. Они ее множат и в то же время борются с ней. Война идет явно не на поле полиграфии.
Новые средства передачи и хранения информации поглощают лишь часть информационного поля, которое ранее целиком охватывалось старыми средствами. Конкуренция между печатными и цифровыми средствами не приводит к вытеснению старого новым, а способствует прогрессу всех существующих средств и их дополнению. Вся история развития цивилизации свидетельствует именно об этом. Письменность сменило книгопечатание и т.д., но ничего не исчезло. Все мы умеем писать, но при этом пользуемся гаджетами.
Участник круглого стола Александр Сафонов, профессор МГУП им. Ивана Федорова, докт. техн. наук
Рассмотрим вопрос с другой стороны. У нас насаждается идея замены электронными средствами аналоговых, постоянно превозносятся достоинства электронных СМИ. Вопервых, электронные СМИ характеризуются мгновенной передачей информации в виде текста, графики, звука и видео. Вовторых, отсутствуют географические ограничения при передаче информации. Втретьих, обеспечиваются компактность и удобство поиска информации, которая подается в структурированном виде — как в справочниках или каталогах.
Говоря о достоинствах электронных СМИ, следует также отметить демократичность создания контента и его доступность, простоту технологии организации обратной связи, относительную независимость от внешних источников энергии и, конечно, экономию бумаги.
Теперь о недостатках, которые присущи электронным СМИ. Вопервых, это высокая стоимость электронных устройств, приема, передачи и хранения, а также пусть и небольшая, но оплата связи.
Вовторых, сложность поиска требуемой информации вследствие ее низкой структурированности. Сегодня структурировано не более 15% информации, а остальные 85% — это хаос, в котором может запутаться даже подготовленный пользователь.
Втретьих, электронная информация плохо подвержена архивированию и безвозвратно утрачивается. Например, то, что существовало в Интернете десять лет назад, практически невозможно найти сегодня, в отличие от книг, которые могут храниться столетия, еще со времен Ивана Федорова.
Вчетвертых, сложность соблюдения авторского права и низкое качество контента — ведь каждый «сам себе режиссер». Плохая удобочитаемость, низкое качество технической обработки информации.
А кроме того, ограничение визуализации изображения по площади и трудность восприятия информации — планшетник с газетным форматом А2 вряд ли когданибудь появится. Невозможность воздействия на обоняние, вкус и осязание, а полиграфия способна и на это. Хрупкость и необходимость подзарядки устройств, в отличие от печатных носителей.
КомпьюАрт: Если развитие электронных СМИ влияет на позиции печатных, то как это происходит?
А.С.: Электронные СМИ стимулируют развитие печатных изданий по различным направлениям. Наряду с традиционными появляются специальные бумаги, в книжных изданиях применяются новые переплетные материалы, специальные краски. Большинства расходных материалов и технологий, которыми пользуются сегодня в полиграфии, 1015 лет назад еще не было. Например, газеты с мелованной обложкой или вставкой. Теперь выходят журналы с прозрачной или синтетической бумагой. Часто применяются ароматизированные краски. Причем всё это вполне доступно.
Кроме того, используются новые технологии лакирования. Активно развивается открыточное производство, хотя с появлением электронной почты и мобильной связи на нем еще недавно ставили крест. Применяется припрессовка пленок, фольги и их сочетание с переплетными материалами необычных текстур.
Много времени и сил дизайнеры уделяют оформлению журналов, то есть нестандартной верстке, включая агрессивный дизайн и необычные сочетания красок (в том числе кислотных оттенков). Всё это привлекает рекламодателей. Теперь чаще используется цветная персонализация печатной продукции. Применяется технология 3Dиллюстраций и вариоскопических изображений. В печатную продукцию встраиваются чипы с информацией, вкладываются пробники и т.п.
КА: Недавно было объявлено, что декабрьский номер Newsweek в США станет по последним печатным выпуском, новый онлайнпроект получит название Newsweek Global. Это будет «международное издание, предназначенное для очень мобильной... аудитории, которая хочет узнавать о событиях в мире в сложном контексте». Кроме того, стало известно, что руководство Guardian News & Media тоже обсуждает переход издания полностью на онлайнверсию… Как вы считаете, какие виды печатных СМИ должны целиком перейти на электронный формат?
А.С.: Газетные издания принято разделять на общественнополитические, рекламные, информационнорекламные, досуговые, профессиональные и телегиды. Общественнополитические издания в Интернете дублируются, рекламные газеты всетаки имеют другую направленность, и издатели это хорошо знают. Информация о досуге, возможно, полностью уйдет в Интернет. В журнальной продукции похожее распределение, но сюда стоит добавить научнопопулярное направление — здесь информация должна фиксироваться на бумажных носителях.
КА: А что будет со школьными учебниками, представительской продукцией?
А.С.: Классический вариант, когда школу хотят целиком перевести на электронные учебники, некорректен в отношении учеников начальных классов. Там останутся бумажные учебники. Учебники — это специфическая продукция, которая позволит существовать издательствам и типографиям, работающим в этом направлении. Не будем забывать и о детской литературе — сюда входят не только печатные технологии, но и изготовление «сопутствующих товаров». Что делать, если вкладки производятся в Китае, но наша полиграфия тоже задействована? Всетаки для детей стараются печатать, а затем собирать и паковать книги на отечественных предприятиях (рис. 1).
Рис. 1. На примере книги детского издательства «Эгмонт Россия» видно, как полиграфическая продукция может соединяться с игрушкой. Красочные издания от известных мировых брендов помогут остаться на плаву многим типографиям
Рис. 2. Один из видов представительской продукции — готовые ежедневники перед нанесением на них корпоративных логотипов в цехе Смоленского полиграфкомбината
Развитие представительской продукции — ежедневников, календарей, репринтных изданий и т.п. (рис. 2) — будет стимулировать появление новых расходных материалов и дизайнерских идей.
КА: Насколько, по вашему мнению, сократятся бумажные СМИ и за какое время?
А.С.: Здесь у меня два прогноза: пессимистичный и оптимистичный — в ближайшем будущем на 50 и 25% соответственно. Всё покажет время, но в итоге электронные технологии не заменят полиграфические — электронные средства станут дополнением печатных СМИ. Конкуренция электронных СМИ с аналоговыми является мощным стимулом для развития полиграфических технологий и повышения качества печати.