Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

12 - 2012

Журнал «Столица и усадьба» (1913-1917)

Алексей Венгеров
Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

В будущем году исполнится 100 лет со дня появления первого номера журнала «Столица и усадьба», который вошел в историю русской периодической печати как «журнал красивой жизни», но, пожалуй, точнее было бы назвать его «журнал положительных эмоций и хорошего настроения», пропаганда которых заявлялась одной из главных целей нового издания.

Цветная объемная гравюра.

Цветная объемная гравюра. Автор — Андрей Крылов

По крайней мере, так сформулирована задача журнала в редакционной статье первого номера, поступившего в продажу накануне Рождества 1913 года: «Жизнь полна плохого; печального гораздо больше, чем веселого, но есть же и хорошее, красивое; об этой красивой жизни писать не принято. У нас печатают портрет интересного человека, его дом, его изящные вещи, пишут об укладе его жизни только тогда, когда он умрет, попадет в крушение поезда или в судебный процесс!

Еще такое право дает выступление в общественных делах, но не все же интересные люди работают в этой области, есть и другие... Радостного так мало в жизни, что его, казалось бы, надо подчеркивать, как можно больше говорить о нем. Недавнее прошлое усадьбы с ее своеобразной жизнью уходит в прошлое. Меняется быстро и жизнь города, многое становится лучше, а иного жаль... Сколько погибло произведений искусства, вдохновения человеческой мысли, благородных традиций, красивой старины в тех старых усадьбах, в домах, даже в отдельных предметах, которые разрушены уже временем или самим человеком. Красивая жизнь доступна не всем, но она все­таки существует, она создает те особые ценности, которые станут когда­нибудь общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем».

Столица и усадьба. СПб.: Пг.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1913-1917. № 1 (декабрь 1913 г.) — 89/90 (сентябрь 1917 г.). Полный комплект журнала в печ. изд. обл. Издававший его В.П. Крымов писал в 1950 году в Париже: «Уцелевшие комплекты и даже номера этого журнала теперь считаются библиографической редкостью и высоко оцениваются даже в Советской России». Полный комплект со всеми цветными вклейками — исключительная редкость. Ценится библиофилами, искусствоведами и краеведами как прекрасный образец полиграфического искусства и замечательный справочник

Столица и усадьба. СПб.: Пг.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1913-1917. № 1 (декабрь 1913 г.) — 89/90 (сентябрь 1917 г.). Полный комплект журнала в печ. изд. обл. Издававший его В.П. Крымов писал в 1950 году в Париже: «Уцелевшие комплекты и даже номера этого журнала теперь считаются библиографической редкостью и высоко оцениваются даже в Советской России». Полный комплект со всеми цветными вклейками — исключительная редкость. Ценится библиофилами, искусствоведами и краеведами как прекрасный образец полиграфического искусства и замечательный справочник

Дорогая мелованная бумага, цветная иллюстрация на обложке и цветная вклейка внутри, многочисленные фотографии, красивые шрифты, четкая печать, цена в 75 коп., вскоре повышенная до рубля (к примеру, иллюстрированный еженедельник «Огонек» стоил тогда 5 коп.), — всё говорило о том, что в России появилось не просто новое издание, а издание нового типа — «для избранных». Однако уже первоначально заявленный тираж в 1500 экземпляров (за три года он вырастет до 20 тыс.) свидетельствовал, что элитарность журнала мнимая: помещая на своих страницах материалы о жизни немногих, он делал их достоянием всех. Нужно ли говорить, что идея такого печатного органа могла прийти в голову лишь человеку, который сам приложил немало усилий, чтобы пробиться в люди, сам мечтал когда­то о «красивой жизни»?!

В советское время букинистические магазины не принимали, а из библиотек изымали и уничтожали 55-й номер «Столицы и усадьбы» из-за 11 иллюстраций на с. 3-7, где приведены изображения пасхальных яиц работы Карла Фаберже, подаренных императором Николаем II императрице Александре Федоровне

В советское время букинистические магазины не принимали, а из библиотек изымали и уничтожали 55-й номер «Столицы и усадьбы» из-за 11 иллюстраций на с. 3-7, где приведены изображения пасхальных яиц работы Карла Фаберже, подаренных императором Николаем II императрице Александре Федоровне

В советское время букинистические магазины не принимали, а из библиотек изымали и уничтожали 55-й номер «Столицы и усадьбы» из-за 11 иллюстраций на с. 3-7, где приведены изображения пасхальных яиц работы Карла Фаберже, подаренных императором Николаем II императрице Александре Федоровне

Владимир Пименович Крымов (1878—1968) родился в Витебской губернии в старообрядческой семье среднего достатка, рано лишился отца, жил на мизерном содержании у родни, окончил Двинское реальное училище, затем Московский сельскохозяйственный институт, но аграрием не стал, объяснив это следующим образом: «Сельский хозяин и сельский рабочий работают больше, чем на фабрике, от зари до зари в страду, а доходы сельского хозяйства ничтожны в сравнении с фабриками. Так как я хотел стать богатым, то, окончивши с отличием высшее агрономическое учебное заведение, сразу и навсегда решил никогда не заниматься сельским хозяйством». Устраивая дела родственников­лесопромышленников, несостоявшийся агроном исколесил Сибирь и Южный Урал. Перебрался на Украину. Одно время подвизался в роли коммивояжера: среди прочих товаров торговал автомобильными покрышками. Совершил путешествие по Европе. Начал пробовать себя в литературе. Выпустил книжку рассказов и чуть не попал под суд «за кощунство и порнографию». В 1910 году приехал в Петербург. Познакомился с А.С. Сувориным, получил приглашение работать в «Новом времени» и вскоре стал там не только постоянным автором, но и коммерческим директором.

Красно-белая реклама какао столетней давности

Красно-белая реклама какао столетней давности

В 1912 году Крымов начал сотрудничать в издании «Прекрасное далёко» — московском «журнале путешествий, старины и изучения жизни народов». Именно тогда он принял окончательное решение о создании собственного журнала — дорогого по цене и исполнению, яркого по форме и содержанию, информативного, развлекательного, подчеркнуто аполитичного (безо «всякой политики, партийности, классовой розни», как заявлялось в программе издания).

Карикатуры на властителей умов того времени

Карикатуры на властителей умов того времени

Карикатуры на властителей умов того времени

4 ноября 1913 года в канцелярии санкт­петербургского градоначальника им было получено разрешение «на выпуск в свет журнала «Столица и усадьба» по следующей программе: l) очерки современной жизни и прошлого; 2) спорт, охота, балы, приемы; 3) коллекционерство; 4) критика; 5) искусство; 6) хроника; 7) отчеты о новых изданиях, выставках; 8) иллюстрации».

Прошло полтора месяца, и первый номер, отпечатанный на первоклассном оборудовании знаменитого издательского дома «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг», оказался в руках читателей. В нем были опубликованы стихи Л.Л. Толстого, очерк А.А. Столыпина об имении Середниково, где бывал М.Ю. Лермонтов, новости дипломатического мира, отчет о вернисаже «Мира искусства», сообщение о 52 новых пиджаках В.Д. Набокова (отца будущего автора «Дара» и «Лолиты»), перечень призеров собачьих выставок, хроника состязаний по спортивной стрельбе, фехтованию и лаун­теннису, а также краткая история танго. Именно эта заметка о модном танце послужила причиной того, что практически весь тираж только что появившегося журнала пришлось уничтожить.

Фрагмент набора стихов

Фрагмент набора стихов

Вот как рассказывает об этом в своих воспоминаниях сам Крымов. Для первого номера «Столицы и усадьбы» ему удалось заполучить фотографию «двух красивых барышень» — дочерей сенатора, члена Государственного совета В.Н. Охотникова. Опубликовав фото, Владимир Пименович в подписи указал, что старшая из сестер прекрасно танцует и даже получила в Париже приз за лучшее исполнение танго. Вышедший номер был разослан подписчикам, в том числе В.Н. Охотникову, которого публикация встревожила: его старшая дочь должна была стать фрейлиной, а все знали, что императрица Александра Федоровна новые танцы не любила и как­то сказала, что если ее фрейлина вздумает танцевать танго, то будет немедленно лишена придворного звания». Охотников потребовал изъять фотографию, но было поздно: весь тираж уже разослали подписчикам и в книжные магазины. Тогда, по требованию возмущенного отца, Крымов скупил только что отпечатанные номера «Столицы и усадьбы». «В течение ближайших дней в Петербурге предлагали по 10 рублей за первое издание номера, — писал он впоследствии. — Думали, что в нем было что­то невероятное, об этом говорили уже в аристократических клубах и в обществе».

Пришлось выпустить второй, а потом и третий «заводы» первого номера, но уже без злополучной фотографии. Эта история создала вокруг журнала небывалый ажиотаж. Следующий номер «Столицы и усадьбы» вышел уже тиражом в 6 тыс. экземпляров.

«Первый успех окрылил меня, — вспоминал Крымов, — я стал платить необычно высокий гонорар за статьи с правом их сокращать и исправлять, пригласил опытного фотографа и стал посылать его по России снимать старинные усадьбы, их обстановку, отдельные предметы, исторические или художественные, равно как и владельцев этих усадеб». На него работали лучшие специалисты: Г.К. Лукомский писал статьи об архитектуре, барон Н.Н. Врангель и С.Н. Кондаков — об искусстве и выставках, П.Н. Столпянский и В.А. Гиляровский — о быте, барон Н.В. Остен­Дризен и Н.Н. Евреинов — о театре, Е.М. Браудо — об истории музыки, А.А. Левинсон — об аукционах.

Фото женщин высшего света: княжны Голицыной за дойкой коровы (а) и балерины Матильды Кшесинской в своих аппартаментах (б)

Фото женщин высшего света: княжны Голицыной за дойкой коровы (а) и балерины Матильды Кшесинской в своих аппартаментах (б)

Фото женщин высшего света: княжны Голицыной за дойкой коровы (а) и балерины Матильды Кшесинской в своих аппартаментах (б)

Обложки номеров украшали цветные репродукции картин М.В. Добужинского, А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, Б.Д. Григорьева, С.А. Виноградова, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова и др. Причем Крымов сам выбирал сюжеты картин, никогда не печатал работ печальных или зловещих, приводящих в уныние. Он же пригласил в журнал инженера А.Е. Беляева, экспериментировавшего с цветной фотографией, и в 26­м номере впервые в России был опубликован цветной фотопортрет.

В.П. Крымов оказался не только даровитым журналистом, талантливым организатором, блестящим коммерсантом, но и на редкость проницательным человеком. После Февральской революции, в эпоху всеобщей эйфории и надежд, он перевел все свои капиталы в Швецию, а сам через Японию отправился в долгое кругосветное путешествие, из которого в Россию уже не вернулся. «Столицу и усадьбу» он оставил на попечение одного из постоянных сотрудников — известного пушкиниста Н.О. Лернера, назначив его исполняющим обязанности главного редактора. «Из России уехал, как только запахло революцией, «когда рябчик в ресторане стал стоить вместо сорока копеек — шестьдесят, что свидетельствовало о том, что в стране неблагополучно»», — цитировала Крымова Л.Е. Белозерская, жена М.А. Булгакова.

Последний (сдвоенный 89/90) номер «Столицы и усадьбы» вышел в сентябре 1917 года. Но еще полгода спустя Владимир Пименович, живший тогда в Иокогаме, будет умолять Лернера «тянуть журнал до последнего», убеждая его: «Такие ценности, как «Столица и усадьба», не уничтожаются... История и искусство будут существовать при любом строе».

Он пережил свой журнал на полвека. Добравшись до Европы, поселился в Берлине. После прихода к власти нацистов переехал в Париж. Писал и издавал книги. Его дом стал одним из центров русской эмигрантской литературы. Его быт был устроен и обеспечен. И всё же до конца дней своих он не переставал повторять: «Журнал «Столица и усадьба» — любимое мое детище, погибшее в октябре 1917 года... И ни о чём потерянном я так не жалею, как об этом издании».

Владимир Пименович Крымов умер на своей вилле в Шату, в пригороде Парижа. На закате жизни он говорил: «В юности, в молодости я хотел, чтобы жизнь была прекрасна. Потом примирился на том, чтобы она была только хорошей... А теперь — научили революции и войны — я согласен, чтобы она была только удовлетворительной...»

КомпьюАрт 12'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства