Журнал «Столица и усадьба» (1913-1917)
В будущем году исполнится 100 лет со дня появления первого номера журнала «Столица и усадьба», который вошел в историю русской периодической печати как «журнал красивой жизни», но, пожалуй, точнее было бы назвать его «журнал положительных эмоций и хорошего настроения», пропаганда которых заявлялась одной из главных целей нового издания.
Цветная объемная гравюра. Автор — Андрей Крылов
По крайней мере, так сформулирована задача журнала в редакционной статье первого номера, поступившего в продажу накануне Рождества 1913 года: «Жизнь полна плохого; печального гораздо больше, чем веселого, но есть же и хорошее, красивое; об этой красивой жизни писать не принято. У нас печатают портрет интересного человека, его дом, его изящные вещи, пишут об укладе его жизни только тогда, когда он умрет, попадет в крушение поезда или в судебный процесс!
Еще такое право дает выступление в общественных делах, но не все же интересные люди работают в этой области, есть и другие... Радостного так мало в жизни, что его, казалось бы, надо подчеркивать, как можно больше говорить о нем. Недавнее прошлое усадьбы с ее своеобразной жизнью уходит в прошлое. Меняется быстро и жизнь города, многое становится лучше, а иного жаль... Сколько погибло произведений искусства, вдохновения человеческой мысли, благородных традиций, красивой старины в тех старых усадьбах, в домах, даже в отдельных предметах, которые разрушены уже временем или самим человеком. Красивая жизнь доступна не всем, но она всетаки существует, она создает те особые ценности, которые станут когданибудь общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем».
Столица и усадьба. СПб.: Пг.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1913-1917. № 1 (декабрь 1913 г.) — 89/90 (сентябрь 1917 г.). Полный комплект журнала в печ. изд. обл. Издававший его В.П. Крымов писал в 1950 году в Париже: «Уцелевшие комплекты и даже номера этого журнала теперь считаются библиографической редкостью и высоко оцениваются даже в Советской России». Полный комплект со всеми цветными вклейками — исключительная редкость. Ценится библиофилами, искусствоведами и краеведами как прекрасный образец полиграфического искусства и замечательный справочник
Дорогая мелованная бумага, цветная иллюстрация на обложке и цветная вклейка внутри, многочисленные фотографии, красивые шрифты, четкая печать, цена в 75 коп., вскоре повышенная до рубля (к примеру, иллюстрированный еженедельник «Огонек» стоил тогда 5 коп.), — всё говорило о том, что в России появилось не просто новое издание, а издание нового типа — «для избранных». Однако уже первоначально заявленный тираж в 1500 экземпляров (за три года он вырастет до 20 тыс.) свидетельствовал, что элитарность журнала мнимая: помещая на своих страницах материалы о жизни немногих, он делал их достоянием всех. Нужно ли говорить, что идея такого печатного органа могла прийти в голову лишь человеку, который сам приложил немало усилий, чтобы пробиться в люди, сам мечтал когдато о «красивой жизни»?!
В советское время букинистические магазины не принимали, а из библиотек изымали и уничтожали 55-й номер «Столицы и усадьбы» из-за 11 иллюстраций на с. 3-7, где приведены изображения пасхальных яиц работы Карла Фаберже, подаренных императором Николаем II императрице Александре Федоровне
Владимир Пименович Крымов (1878—1968) родился в Витебской губернии в старообрядческой семье среднего достатка, рано лишился отца, жил на мизерном содержании у родни, окончил Двинское реальное училище, затем Московский сельскохозяйственный институт, но аграрием не стал, объяснив это следующим образом: «Сельский хозяин и сельский рабочий работают больше, чем на фабрике, от зари до зари в страду, а доходы сельского хозяйства ничтожны в сравнении с фабриками. Так как я хотел стать богатым, то, окончивши с отличием высшее агрономическое учебное заведение, сразу и навсегда решил никогда не заниматься сельским хозяйством». Устраивая дела родственниковлесопромышленников, несостоявшийся агроном исколесил Сибирь и Южный Урал. Перебрался на Украину. Одно время подвизался в роли коммивояжера: среди прочих товаров торговал автомобильными покрышками. Совершил путешествие по Европе. Начал пробовать себя в литературе. Выпустил книжку рассказов и чуть не попал под суд «за кощунство и порнографию». В 1910 году приехал в Петербург. Познакомился с А.С. Сувориным, получил приглашение работать в «Новом времени» и вскоре стал там не только постоянным автором, но и коммерческим директором.
Красно-белая реклама какао столетней давности
В 1912 году Крымов начал сотрудничать в издании «Прекрасное далёко» — московском «журнале путешествий, старины и изучения жизни народов». Именно тогда он принял окончательное решение о создании собственного журнала — дорогого по цене и исполнению, яркого по форме и содержанию, информативного, развлекательного, подчеркнуто аполитичного (безо «всякой политики, партийности, классовой розни», как заявлялось в программе издания).
Карикатуры на властителей умов того времени
4 ноября 1913 года в канцелярии санктпетербургского градоначальника им было получено разрешение «на выпуск в свет журнала «Столица и усадьба» по следующей программе: l) очерки современной жизни и прошлого; 2) спорт, охота, балы, приемы; 3) коллекционерство; 4) критика; 5) искусство; 6) хроника; 7) отчеты о новых изданиях, выставках; 8) иллюстрации».
Прошло полтора месяца, и первый номер, отпечатанный на первоклассном оборудовании знаменитого издательского дома «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг», оказался в руках читателей. В нем были опубликованы стихи Л.Л. Толстого, очерк А.А. Столыпина об имении Середниково, где бывал М.Ю. Лермонтов, новости дипломатического мира, отчет о вернисаже «Мира искусства», сообщение о 52 новых пиджаках В.Д. Набокова (отца будущего автора «Дара» и «Лолиты»), перечень призеров собачьих выставок, хроника состязаний по спортивной стрельбе, фехтованию и лаунтеннису, а также краткая история танго. Именно эта заметка о модном танце послужила причиной того, что практически весь тираж только что появившегося журнала пришлось уничтожить.
Фрагмент набора стихов
Вот как рассказывает об этом в своих воспоминаниях сам Крымов. Для первого номера «Столицы и усадьбы» ему удалось заполучить фотографию «двух красивых барышень» — дочерей сенатора, члена Государственного совета В.Н. Охотникова. Опубликовав фото, Владимир Пименович в подписи указал, что старшая из сестер прекрасно танцует и даже получила в Париже приз за лучшее исполнение танго. Вышедший номер был разослан подписчикам, в том числе В.Н. Охотникову, которого публикация встревожила: его старшая дочь должна была стать фрейлиной, а все знали, что императрица Александра Федоровна новые танцы не любила и както сказала, что если ее фрейлина вздумает танцевать танго, то будет немедленно лишена придворного звания». Охотников потребовал изъять фотографию, но было поздно: весь тираж уже разослали подписчикам и в книжные магазины. Тогда, по требованию возмущенного отца, Крымов скупил только что отпечатанные номера «Столицы и усадьбы». «В течение ближайших дней в Петербурге предлагали по 10 рублей за первое издание номера, — писал он впоследствии. — Думали, что в нем было чтото невероятное, об этом говорили уже в аристократических клубах и в обществе».
Пришлось выпустить второй, а потом и третий «заводы» первого номера, но уже без злополучной фотографии. Эта история создала вокруг журнала небывалый ажиотаж. Следующий номер «Столицы и усадьбы» вышел уже тиражом в 6 тыс. экземпляров.
«Первый успех окрылил меня, — вспоминал Крымов, — я стал платить необычно высокий гонорар за статьи с правом их сокращать и исправлять, пригласил опытного фотографа и стал посылать его по России снимать старинные усадьбы, их обстановку, отдельные предметы, исторические или художественные, равно как и владельцев этих усадеб». На него работали лучшие специалисты: Г.К. Лукомский писал статьи об архитектуре, барон Н.Н. Врангель и С.Н. Кондаков — об искусстве и выставках, П.Н. Столпянский и В.А. Гиляровский — о быте, барон Н.В. ОстенДризен и Н.Н. Евреинов — о театре, Е.М. Браудо — об истории музыки, А.А. Левинсон — об аукционах.
Фото женщин высшего света: княжны Голицыной за дойкой коровы (а) и балерины Матильды Кшесинской в своих аппартаментах (б)
Обложки номеров украшали цветные репродукции картин М.В. Добужинского, А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, Б.Д. Григорьева, С.А. Виноградова, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова и др. Причем Крымов сам выбирал сюжеты картин, никогда не печатал работ печальных или зловещих, приводящих в уныние. Он же пригласил в журнал инженера А.Е. Беляева, экспериментировавшего с цветной фотографией, и в 26м номере впервые в России был опубликован цветной фотопортрет.
В.П. Крымов оказался не только даровитым журналистом, талантливым организатором, блестящим коммерсантом, но и на редкость проницательным человеком. После Февральской революции, в эпоху всеобщей эйфории и надежд, он перевел все свои капиталы в Швецию, а сам через Японию отправился в долгое кругосветное путешествие, из которого в Россию уже не вернулся. «Столицу и усадьбу» он оставил на попечение одного из постоянных сотрудников — известного пушкиниста Н.О. Лернера, назначив его исполняющим обязанности главного редактора. «Из России уехал, как только запахло революцией, «когда рябчик в ресторане стал стоить вместо сорока копеек — шестьдесят, что свидетельствовало о том, что в стране неблагополучно»», — цитировала Крымова Л.Е. Белозерская, жена М.А. Булгакова.
Последний (сдвоенный 89/90) номер «Столицы и усадьбы» вышел в сентябре 1917 года. Но еще полгода спустя Владимир Пименович, живший тогда в Иокогаме, будет умолять Лернера «тянуть журнал до последнего», убеждая его: «Такие ценности, как «Столица и усадьба», не уничтожаются... История и искусство будут существовать при любом строе».
Он пережил свой журнал на полвека. Добравшись до Европы, поселился в Берлине. После прихода к власти нацистов переехал в Париж. Писал и издавал книги. Его дом стал одним из центров русской эмигрантской литературы. Его быт был устроен и обеспечен. И всё же до конца дней своих он не переставал повторять: «Журнал «Столица и усадьба» — любимое мое детище, погибшее в октябре 1917 года... И ни о чём потерянном я так не жалею, как об этом издании».
Владимир Пименович Крымов умер на своей вилле в Шату, в пригороде Парижа. На закате жизни он говорил: «В юности, в молодости я хотел, чтобы жизнь была прекрасна. Потом примирился на том, чтобы она была только хорошей... А теперь — научили революции и войны — я согласен, чтобы она была только удовлетворительной...»