КомпьюАрт

1 - 2013

Текст и классика его оформления

Юрий Самарин, докт. техн. наук, профессор МГУП им. Ивана Федорова
Юрий Самарин, докт. техн. наук, профессор МГУП им. Ивана Федорова

В настоящее время для компьютерного набора и верстки текста предлагается множество различных программных средств, предоставляющих широкие возможности по его оформлению. Ими пользуются наборщики, верстальщики, дизайнеры, реализующие свои творческие способности в оформлении текстовых документов, изданий художественной и деловой литературы, рекламной продукции.
В докомпьютерную эпоху наборных процессов действовали многочисленные рекомендации и регламенты по оформлению текста. Они были отражены в инструкциях по наборным процессам, справочниках полиграфиста, пособиях для издателей, технических редакторов, корректоров. Эти рекомендации были выработаны на основе многолетнего опыта изготовления книг, журналов, газет, а также изучения процессов чтения и восприятия текста.

Текст в печатном издании представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаков, слов и предложений, образующих сообщение. Понятие «текст» применяется по отношению не только к цельному литературно оформленному произведению, но и к его части. Так, можно говорить о тексте главы, раздела, параграфа, введения, заключения и других композиционных единицах текста. Для периодических изданий и сборников характерными композиционными единицами являются статья, очерк, рассказ и т.д.

Текст может быть разбит на блоки, то есть на фрагменты текста, которые могут обрабатываться как единое целое. Такие блоки характерны для газет и иллюстрированных журналов.

Самой мелкой структурно­композиционной единицей текста является абзац, который служит для объединения в одно целое тесно связанных друг с другом предложений и естественной паузы, необходимой при переходе к новой мысли или выделении какой­то части текста (например, при передаче прямой речи и отделении ее от авторского текста).

Абзац состоит из строк, образованных рядом слов, букв и других знаков, расположенных по одной горизонтальной линии определенной длины (формата строки). Процесс формирования (составления) строки из отдельных знаков называется набором строки, а нескольких строк — набором текста. Графически абзац в издании обозначается абзацным отступом или неполной концевой строкой. В большинстве печатных произведений абзац начинается с абзацного отступа и заканчивается, как правило, неполной концевой строкой. В издательской практике встречается и иное оформление: абзац начинается от края строки без отступа и заканчивается неполной концевой строкой.

Основным элементом печатного издания является страница — одна из сторон листа бумаги в книге, тетради, альбоме и т.п., на которой размещена полоса издания (полоса набора). Полоса набора — это запечатанная площадь страницы издания, на которой располагаются строки текста, иллюстрации и другие элементы оформления издания.

Правильность восприятия письменного текста, в отличие от устного, обеспечивается не только языковыми, но и графическими средствами. Такими графическими средствами в печатном издании служат: формат и ориентация полосы издания, формат строк текста, кегль, гарнитура и начертание шрифта основного и дополнительного текста, заголовков, количество и формат колонок текста (при многоколонном наборе), применение различных выделений в тексте, варианты размещения полосы на странице, рисунков (иллюстраций) в полосе, подписей под рисунками, формул и таблиц, оформление колонцифр и колонтитулов и т.д.

Формат полосы издания — величина площади, занятой на странице набором текста, текстом и иллюстрациями или только иллюстрациями, если они занимают всю полосу.

Форматы полос книжно­журнальных и газетных изданий обозначаются произведением ширины и высоты полосы в типографской системе мер (в квадратах), например 7½x10 кв.

Формат полосы набора определяется длиной строк или шириной f полосы и высотой h полной полосы без колонцифры, но с колонтитулом (если он есть). Формат полосы fxh обозначают в квадратах, например 6,25x10 кв. или, при двухколонном наборе — (3 + 0,25 + 3)x10 кв., где 0,25 — s — ширина средника, 3 —  — формат колонки (рис. 1).

Рис. 1. Параметры страницы издания и полосы набора

Рис. 1. Параметры страницы издания и полосы набора

Существуют три основных варианта оформления страниц издания, которым соответствует разный коэффициент использования бумаги.

Коэффициент использования бумаги Ки определяют по соотношению между площадью страницы (до обрезки) и площадью, занимаемой отпечатком полосы набора:

  ,

где f, h — размеры полосы набора, мм; А, В — размеры страницы (до обрезки), мм.

Чем больше доля листа, тем выше коэффициент использования бумаги Ки, так как при малой доле листа поля занимают сравнительно большую площадь.

При первом варианте оформления страниц издания коэффициент использования бумаги выше, чем при втором. Наименьший коэффициент использования бумаги — при третьем варианте оформления страниц издания, поэтому наименьшую емкость полосы набора (в знаках) имеют издания, выпускаемые по этому варианту.

Процент применения бумаги в малоформатных изданиях по первому варианту оформления более 60%, по второму — 55%, по третьему — 50%. В изданиях среднего и крупного формата коэффициент использования бумаги выше.

Формат полосы издания зависит от типа и назначения издания, формата печатного листа. Как правило, применяют стандартизованные форматы полос изданий, которые рекомендованы для определенных доли печатного листа, варианта оформления и формата печатного листа.

Расположение строк вдоль короткой стороны страницы называется книжной или портретной ориентацией страницы, а вдоль длинной — альбомной (рис. 2).

Рис. 2. Виды ориентации книжной страницы

Рис. 2. Виды ориентации книжной страницы

Вид ориентации выбирается в зависимости от содержания публикации. На горизонтальных страницах взгляд читателя перемещается слева направо. Такую ориентацию печатного листа применяют в основном для рекламных плакатов, художественных альбомов, объявлений и других документов, в которых небольшое количество текста, но много иллюстраций.

Вертикальные страницы характерны для книг, газет и журналов, то есть для изданий, насыщенных текстовым материалом. На таких страницах взгляд перемещается не только слева направо, но и сверху вниз.

Формат строк оказывает влияние на удобочитаемость текста. Слишком длинные или короткие строки затрудняют чтение. При медленном чтении формат строки имеет меньшее значение. При беглом чтении текстов (на русском языке) наибольшая скорость чтения vy достигается в удобочитаемой зоне (рис. 3, зона АВ) при числе слов от пяти до восьми и знаков в строке z от 35­40 до 55­60. Это соответствует следующим примерным форматам строк: от 2 до 4 кв. (квадратов) при наборе шрифтом кеглем 6 п. (пунктов); от 3 до 5 кв. — 8 п.; от 3,5 до 5,75 кв. — 9 п.; от 4 до 6,5 кв. при наборе несложных текстов — кеглем 10 п., а для усложненного текста (для более медленного чтения) или при наборе текста менее удобочитаемыми гарнитурами — формат до 7 кв. При наборе шрифтом 12 п. (для замедленного чтения) формат строки может быть увеличен до 7 кв., при наборе шрифтом 16 п. —  до 8 кв.

Рис. 3. Зависимость между числом знаков в строке и скоростью чтения (зн./с)

Рис. 3. Зависимость между числом знаков в строке и скоростью чтения (зн./с)

При увеличении промежутков между строками набора, то есть при увеличенном интерлиньяже, указанные верхние пределы оптимальных форматов строк можно увеличить на 20%. При наборе текста газет шрифтом с четким очком кеглем 8 п. удобочитаемые форматы колонок — от 2,5 до 4 кв.

В тексте часто возникает необходимость выделить определенный фрагмент: слово, например термин, фамилию, название, строку, чтобы подчеркнуть важную мысль или обратить на что­то внимание.

Выделения в тексте могут быть шрифтовыми, нешрифтовыми и комбинированными. К шрифтовым видам выделения относятся курсивное, полужирное начертание или полужирный курсив. Иногда применяется набор капителью, прописными буквами или другой гарнитурой.

Курсив обычно используется для выделения в основном тексте. Курсив не слишком резко выделяется на общем текстовом фоне, поэтому он с успехом может применяться для выделения достаточно больших объемов текста, например цитат.

Полужирное начертание — одно из наиболее сильных средств выделения. В основном тексте его рекомендуется применять только в тех случаях, когда это действительно необходимо.

Выделение прописными буквами является очень сильным и редко используемым приемом. Слова, набранные прописными буквами, затрудняют процесс чтения больших объемов текста.

Капителью называется такое начертание, при котором буквы по высоте равны строчным, а по начертанию соответствуют прописным. Это сравнительно редко применяемый способ выделения.

В кириллических текстах капитель отличается по начертанию от строчного алфавита всего семью буквами: А, Б, Е, Р, С, У, Ф. В латинском алфавите капительных букв не семь, как в русском, а шестнадцать: A, B, C, D, E, F, G, H, I, K, L, M, N, P, R, T. Капитель часто используется для выделения имен действующих лиц в изданиях драматических произведений.

Выделение другой гарнитурой встречается редко. Выбранная для этой цели гарнитура должна хорошо контрастировать с гарнитурой основного текста и в то же время гармонировать с нею.

К нешрифтовым приемам выделения относятся различные изменения вида и формы набора текста без изменения начертания шрифта, например: набор слов вразрядку, одно­ или двусторонняя втяжка, подчеркивание, рамки, кавычки и пр.

При выделении разрядкой все знаки в словах разделяются тонкими пробелами шириной 1­3 пункта, при этом межсловные пробелы перед выделением, после него и между словами увеличивают на величину принятого тонкого пробела. Для многострочных выделений разрядку использовать нецелесообразно, так как снижается удобочитаемость текста.

Отдельные строки или абзацы выделяют втяжкой, то есть набирают их на уменьшенный формат по сравнению с основным текстом с заполнением оставшихся частей справа или слева пробельным материалом.

При наборе некоторых видов текста (стихотворений и т.п.) для выделения пользуются изменением формы набора, размещая строки лесенкой (ступенями), треугольником и т.д.

С целью отделения (выделения) абзаца или целого отрывка от основного текста для повышения его удобочитаемости в художественных или стихотворных изданиях применяют отбивку — увеличение межстрочного пробела между разделяемыми частями текста. От основного текста абзац или отрывок можно отделять также линейками, украшениями и т.п.

Для подчеркивания отдельных мест в тексте используют линейки. Вертикальные линейки, очерчивающие выделяемый текст, применяют для оформления правил и примеров, требующих заучивания. Вместо линеек можно использовать скобки. Кроме линеек и скобок, для выделения отдельных частей текста можно применять различные линеечные обрамления (рамки).

В тексте издания выделительные приемы должны быть единообразны в плане используемых выделительных шрифтов, характера линеек, принципов расположения текста и т.д. Это обеспечивает художественное единство издания.

Восприятие текста во многом зависит от качества сформированных строк текста. Обращают внимание на величину межсловного пробела и ее равномерное распределение в соседних строках, наличие «коридоров», под которыми понимается совпадение межсловных пробелов по вертикали или наклонной линии в трех и более смежных строках, а также степень перекрытия абзацного отступа концевой строкой абзаца. Особое внимание уделяют качеству разделения слов переносом, появлению в соседних строках пяти переносов подряд, наличию в конце строки однобуквенного предлога и т.п.

В современных наборных процессах, реализуемых с помощью компьютерной техники, формирование строк основного текста осуществляется автоматически. При этом формируемые строки должны удовлетворять как минимум двум условиям: быть выключенными, то есть доведенными по длине до заданного формата путем изменения ширины пробелов между словами или знаками, и иметь правильный перенос (при необходимости его появления). Поэтому для всех строк текста определяются условия, при которых они могут быть выключены, а для строк с переносом выбирается грамматически правильное место разделения слова.

Места возможных переносов слов, находящихся в зоне выключки, анализируются. Вариант переноса выбирается из условий наибольшей достоверности (все виды переносов ранжированы по достоверности).

Места переносов устанавливают на основе логического метода. По этому методу все буквы алфавита разделены на три группы: гласные, согласные и особые (буквы ь, ъ, й). Места переносов определяются путем анализа сочетаний букв. Так, в переносимый слог обязательно должны входить согласная и гласная буквы. Части слов, не содержащие согласных или гласных, не переносятся. Для упрощения каждой согласной присваивается шифр 1, а гласной — 0. Тогда каждое слово можно представить сочетанием 1 и 0. Например, слово машина можно записать как 101010, слово клавиатура — как 1101001010 и т.д. Для деления слов применяется ряд правил, например: 10­10, 10­01, 01­10, 00­10 и т.д. Тогда: ма­ши­на (10­10, 10­10), кла­виа­тура (10­10, 00­10). Например, фразу «Автоматическая разбивка набираемого текста на строки» в условных знаках с указанием возможных мест переносов можно представить так: 01­10­10­10­101­100 101­101­10 10­10­10­0­10­10 101110 10 1110­10, то есть: «Ав­то­ма­ти­чес­кая раз­бив­ка на­би­ра­е­мо­го текста на стро­ки». В этой фразе встретилось только одно обильное на согласные слово «текста», которое не переносится по приведенным правилам. Остальные слова могут быть перенесены через две­три буквы. Понятно, что в каждой фразе перенос возможен и между двумя любыми словами.

Кроме правил разрешения, имеются и правила запрета. Так, запрещается переносить одну букву, нельзя отделять предшествующий знак от знака, стоящего перед буквами ь, ъ, й, и др.

Для повышения достоверности программа переносов может содержать словари приставок, а также словари, в которых слова уже разделены на возможные переносы.

Формирование строк текста должно осуществляться с соблюдением технических правил набора, основными из которых являются следующие.

Оптимальным межсловным пробелом является полукегельная. Изменение ширины пробелов для выключки разрешается в пределах от 1/4 до 3/4 кегельной. При малых форматах пробелы могут увеличиваться до кегельной. В одной строке пробелы должны быть одинаковыми. В строке, набранной разными кеглями, в тексте большего кегля пробелы должны быть шире. В двух смежных строках ширина пробелов не должна резко различаться. Не следует допускать совпадения пробелов по вертикали или диагонали в трех или более смежных строках («коридоры»). В строках, не заполненных текстом (концевые, красные и пр.), то есть выключенных по центру, пробелы должны быть равны полукегельной. Строки без межсловных пробелов и строки малого формата могут быть выключены разрядкой с увеличением межбуквенных пробелов до 1 п. или уменьшением их до 1/2 п.

Все абзацные отступы в тексте издания должны быть одинаковыми независимо от кегля. Текст концевой строки должен превышать размер абзацного отступа не менее чем в 1,5 раза и должен быть короче полных строк не менее чем на 1,5 кегельной (в противном случае строка должна быть полной).

Должны выполняться все грамматические правила переносов. Не допускаются переносы, создающие двусмысленные или неблагозвучные толкования перенесенных частей слов. Переносами не разделяют сокращения, набираемые прописными, числа, сокращения с точками. Нельзя разделять инициалы, инициалы и фамилии, числа и их наименования, сокращения и имена собственные. Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы, начинающие предложения, а также однобуквенные предлоги и союзы. В тексте не следует допускать более трех смежных строк с переносами, при форматах менее 4 кв. — более пяти смежных строк.

Точку, запятую, двоеточие, точку с запятой, восклицательный и вопросительный знаки от предшествующих слов не отбивают. Многоточие в начале и конце предложения от слов не отбивают. Дефис от предшествующих и последующих элементов набора не отбивают. Тире между словами отбивают с двух сторон на 2 п., но между числами не отбивают. Тире за запятой или точкой от знаков не отбивают. В начале прямой речи тире отбивают полукегельной. Кавычки и скобки от заключенных в них слов не отбивают, от смежных слов отбивают межсловным пробелом.

Важное значение для восприятия текста, в том числе текста в сочетании с иллюстрациями, таблицами и другими элементами издания, имеет характер верстки полос. Верстка — монтаж полос издания из составных элементов: строк текста, заголовков, формул, таблиц, иллюстраций, колонцифр, колонтитулов, буквиц, линеек и других графических элементов.

В зависимости от основных элементов, из которых монтируют полосы, различают верстку: а) текстовую (сплошной текст); б) смешанную (текст с формулами, таблицами, выводами и др.); в) иллюстрационную (текстовый набор с иллюстрацией).

Верстку выполняют по издательской спецификации или макету. В спецификации указывают число строк в полосе, размеры и распределение пробелов между заголовками и текстом, вид и место колонцифр и колонтитулов, расположение иллюстраций и т.д. Макет издания, в котором определяется точное местоположение текста, иллюстраций и других элементов для каждой полосы, облегчает верстку и составляется для изданий со сложным оформлением.

Макетирование представляет собой, по существу, процесс верстки, выполняемый на бумаге или компьютере, путем создания электронной версии шаблона полос издания, шаблона отдельных типовых полос издания, которые впоследствии заполняются конкретным текстом и другими графическими элементами.

Полосы издания (кроме начальных и концевых) должны содержать установленное число строк основного текста, то есть иметь одинаковую высоту. Допускаемое отклонение — не более 0,5 мм.

Верстка должна быть приводной: строки основного текста нечетной полосы следует размещать точно против строк текста четной полосы. Для этого все части текста, набранные шрифтом другого кегля, не исключая и формулы, необходимо привести по высоте к размеру, кратному кеглю шрифта основного текста, то есть пересчитать на число строк основного текста.

Верстка полос должна быть единообразной, то есть однотипные элементы (отбивка заголовков, примечаний в тексте, сносок, оборок, подписей у клише, колонцифр и т.п.) должны быть оформлены одинаково во всем издании.

Высота полосы набора определяется в строках основного кегля. Все части издания с помощью отбивок по высоте должны приводиться к целому числу строк основного кегля. Не разрешается разбивать абзацы или отдельные строки путем увеличения межстрочных пробелов для доведения полосы до заданной высоты.

Не разрешается в начале полосы или колонки оставлять неполную концевую строку абзаца, не следует в конце полосы оставлять строку с абзацным отступом, нежелательно заканчивать последнюю строку на четной полосе знаком переноса.

В издании все начальные полосы, с которых начинается раздел, глава, рассказ и пр., должны иметь одинаковый спуск, то есть пробел в верхней части полосы. Заголовки, подзаголовки, «шапки», заставки, инициалы, выступающие над текстом, как правило, верстают в счет спуска. Текст концевой полосы должен занимать не менее 1/4 высоты полосы и быть меньше общей высоты как минимум на четыре строки.

В некоторых изданиях применяют колонтитулы — текстовые строки, расположенные над текстом полосы и служащие для украшения или облегчения пользования изданием.

Колонтитулы, размещенные вверху полосы, отбивают от текста примерно на кегельную. Колонтитулы не ставят на титульных листах, шмуцтитулах, начальных полосах, полосах с выходными сведениями и полностью занятых иллюстрациями.

В формат полосы не включают колонцифры, являющиеся номерами страниц в издании. Колонцифры не ставят на титульных листах, шмуцтитулах, полосах с выходными сведениями и полосах, полностью занятых иллюстрациями. Колонцифры, размещаемые внизу полосы, не ставят на концевых полосах, а размещенные вверху полосы — на начальных полосах.

Заголовки и другие элементы издания размещают в соответствии с разметкой или макетом полосы. Для выделения набираемых заголовков частей, разделов, глав, параграфов, пунктов текста и т.д. чаще всего используют шрифтовые и композиционные приемы.

Заголовки одного значения набирают во всем издании одинаковыми по рисунку, начертанию и кеглю шрифтами. Более важные по значению заголовки набирают шрифтом большого кегля или вместо строчных — прописными буквами, а также вразрядку.

Рис. 4. Варианты размещения заголовков на полосе: а — рубрики «шапкой» в верхней части полосы в счет спуска; б — отдельными строками с выключкой «в красную»; в — то же с выключкой в правый край; г — то же с выключкой в левый край, д — в подбор с текстом;

Рис. 4. Варианты размещения заголовков на полосе: а — рубрики «шапкой» в верхней части полосы в счет спуска; б — отдельными строками с выключкой «в красную»; в — то же с выключкой в правый край; г — то же с выключкой в левый край, д — в подбор с текстом; е — с врезкой в текст («форточки»); ж — на полях («боковики»)

Для выделения заголовков также могут использоваться различные композиционные приемы размещения их на полосе (рис. 4). Заголовки, набираемые отдельными строками, чаще всего выключают в красную строку и размещают посередине полосы или смещают к левому краю набора — это так называемые флаговые заголовки. Их отбивают от основного текста пробелами.

Подзаголовки размещают: в подбор к тексту; врезанными в текст (форточки); на полях (боковики). Подзаголовки, набираемые в подбор к основному тексту, представляют собой часть текста в начале абзаца, которую выделяют вразрядку, курсивным, полужирным или другим выделительным шрифтом и отбивают от текста на кегельную шпацию.

В зависимости от расположения иллюстрации относительно текста на полосе различают следующие основные варианты верстки (рис. 5): открытая верстка, закрытая верстка, «глухая» верстка, верстка под обрез и верстка с выходом на поле.

Рис. 5. Варианты размещения рисунков в тексте: а — открытая верстка; б — закрытая верстка; в — «глухая» верстка; г — верстка на полях; д — верстка под обрез; е — верстка с выходом в поле

Рис. 5. Варианты размещения рисунков в тексте: а — открытая верстка; б — закрытая верстка; в — «глухая» верстка; г — верстка на полях; д — верстка под обрез; е — верстка с выходом в поле

Верстка иллюстраций в издании должна быть единообразной — открытой или закрытой. От текста иллюстрации отбивают сверху в пределах 1,5 кегельной, снизу — до 3 кегельных, при наличии подписи под иллюстрацией ее отбивка от рисунка должна быть меньше отбивки снизу. Прямоугольные иллюстрации у края полосы заверстывают так, чтобы видимый контур точно совпадал с краем полосы. Иллюстрации следует заверстывать как можно ближе к ссылке, желательно после нее на том же развороте, нельзя заверстывать иллюстрации в самом начале или конце раздела, а также на концевой полосе. При заверстке рисунка поперек полосы верх должен быть обращен на четной полосе к наружному, а на нечетной — к корешковому полю. Одна иллюстрация на текстовой полосе размещается вверху или внизу полосы при открытой верстке и на оптической середине полосы – при закрытой. Две иллюстрации на полосе размещают при открытой верстке внизу и вверху полосы, при закрытой между ними помещают не менее трех строк текста и весь блок располагают на оптической середине. Иллюстрация на полосе без текста заверстывается на оптической середине.

Иллюстрации, равные по ширине или близкие к формату строки набора, заверстывают вразрез, то есть между строками текста с определенными отбивками, иллюстрации малого формата — в оборку. Оборкой называется текст, набранный на значительно уменьшенный формат и размещаемый с одной стороны от иллюстрации или таблицы малого формата. Не допускается, чтобы в одном издании иллюстрации одинакового формата заверстывались по­разному. При верстке вразрез двух иллюстраций рядом пробел между ними должен быть меньше полей. Такие рисунки обычно выравнивают по нижней линии, а при разнице высоты более четырех строк для одной из иллюстраций делают оборку. Иллюстрации в оборку обычно размещают у наружного поля, вторую иллюстрацию на полосе — в корешковое поле. Над иллюстрацией вразрез не оставляют абзацной строки, под ней — концевой строки. Оборку не следует начинать концевой строкой и заканчивать абзацной. Абзацные отступы в оборке должны быть такими же, как в основном тексте. В оборках не следует размещать заголовки отдельными строками.

Подписи под рисунками в изданиях обычно набирают шрифтом более мелкого кегля, чем основной шрифт, и выключают на видимый формат рисунка в красную строку. Варианты размещения подписей под рисунками представлены на рис. 6.

Рис. 6. Варианты размещения подписей под рисунками

Рис. 6. Варианты размещения подписей под рисунками

Во многих изданиях встречаются выводы и таблицы, которые представляют собой цифровой или текстовый материал, сгруппированный в виде горизонтальных строк и вертикальных колонок. В выводах эти строки и колонки разделены пробельным материалом, а в таблицах — линейками и снабжены  заголовочными данными. В зависимости от размера и расположения на полосе таблицы подразделяются на полосные, занимающие всю площадь полосы и по формату равные формату полосы; клочковые, формат которых меньше формата набора; распашные, располагаемые на двух смежных полосах издания (на развороте). В зависимости от расположения на полосе — на поперечные, размещаемые поперек полосы набора, равные по формату высоте полосы и читаемые при повороте издания на 90° по часовой стрелке; продольные, размещаемые вдоль полосы и читаемые как основной текст (рис. 7).

Рис. 7. Варианты размещения таблиц на полосе: а — клочковая таблица в оборку; б — клочковая таблица вразрез; в — то же на полный формат набора; г — то же внизу полосы; д — клочковая поперечная таблица в оборку; е — клочковая распашная таблица вразрез; ж — то же вверху полосы; з — полосная таблица;

Рис. 7. Варианты размещения таблиц на полосе: а — клочковая таблица в оборку; б — клочковая таблица вразрез; в — то же на полный формат набора; г — то же внизу полосы; д — клочковая поперечная таблица в оборку; е — клочковая распашная таблица вразрез; ж — то же вверху полосы; з — полосная таблица; и — полосная поперечная таблица; к — полосная таблица «с клочком»; л — поперечная таблица «с клочком» в оборку; м — распашная таблица; н — поперечная распашная таблица; о — поперечная распашная таблица с оборкой

Выводы и таблицы без заголовка заверстывают непосредственно за строкой, имеющей ссылку, и с нумерационным заголовком в пределах данного параграфа, лучше всего после ссылки. Отбивка от текста сверху и снизу — в пределах кегельной шрифта с учетом приводности, при этом отбивка сверху должна быть больше, чем отбивка надзаголовочных строк таблицы от обрамляющей линейки. Распашные таблицы заверстывают на ближайшем  после ссылки развороте,  поперечные таблицы на четных полосах — заголовком в наружное,  а на нечетных полосах — заголовком в корешковое поле. Таблицы  малого формата могут быть заверстаны в оборку или вразрез, таблица внутри полосы должна быть закрыта минимум четырьмя строками.

По всему изданию однотипные таблицы и выводы должны быть набраны единообразно в плане применения шрифтов и линеек, размеров равнонасыщенных граф и заголовков, разбивки между строками, размеров отступов и втяжек.

Заголовки граф желательно размещать горизонтально, с отбивкой от линеек. В выводах расстояние между заголовками должно быть не менее кегельной. При узких графах таблицы допускают вертикальное размещение заголовков.

Первая графа таблицы или вывода, содержащая текстовые или цифровые данные, определяющие содержание строк таблицы, называется боковиком. В открытых таблицах и выводах боковики набирают в левый край, в закрытых — с отбивкой на полукегельную от линейки, а при наличии только цифровых данных — по центру.

Цифровые данные в колонках таблиц и выводов выравнивают по разрядам (по запятой) или, если большинство данных соединены тире, — по знаку тире. Наибольшее число выключают «в красную». При разноименных или резко различных числах все они выключаются «в красную». Набор всех колонок в одной таблице (выводе) должен быть единообразным.

Одним из наиболее сложных является набор формул, так как при этом применяют шрифты различных алфавитов (на русской, латинской и греческой основе), начертаний (прямого и курсивного, светлого и полужирного) и кеглей, а также математические знаки, скобки, линейки и т.д. Различают два вида формул: математические и химические.

Сложные формулы набирают в соответствии с разметкой оригинала. При необходимости выполняют расчеты для определения части площади полосы, занимаемой формулой.

Математические и химические формулы должны быть набраны одними и теми же шрифтами и знаками во всем издании; должны быть единообразными способ их выключки и размещения, индексы, линейки и другие элементы.

Формулы могут быть одно­, двух­ и многострочные. В зависимости от элементов, входящих в состав формул, выделяют цифровые, буквенные (символы) и смешанные формулы.

Наиболее просто выполняется набор однострочных цифровых, буквенных или смешанных математических формул. Их набирают так же, как и обычный текст, с соблюдением правил применения условных знаков и сокращений, отбивки знаков и образования пробелов между отдельными элементами формул. Формулы, набираемые отдельными строками, чаще всего выключают по центру, а также в левый край без отступа или с отступом (рис. 8).

Рис. 8. Примеры выключки формул, размещаемых отдельными строками: а-в — простые формулы: а — по центру; б — в левый край; в — с заданным отступом от левого края; г-е — формулы с переносом: г — все части формулы по центру; д — первая часть формулы в левый, вторая — в правый край; е — первая часть формулы с заданным отступом от левого края, вторая — с таким же отступом от правого края

Рис. 8. Примеры выключки формул, размещаемых отдельными строками: а-в — простые формулы: а — по центру; б — в левый край; в — с заданным отступом от левого края; г-е — формулы с переносом: г — все части формулы по центру; д — первая часть формулы в левый, вторая — в правый край; е — первая часть формулы с заданным отступом от левого края, вторая — с таким же отступом от правого края

Значительно сложнее набор многострочных формул, в которых необходимо различать основную строку, находящуюся на одной линии со знаком равенства, и дополнительные строки, располагаемые выше или ниже основной строки.

Различают строчные и структурные химические формулы. Их набирают шрифтом того же кегля, что и относящийся к ним текст. Коэффициенты и подстрочные индексы набирают шрифтом прямого начертания без отбивки от символа. Химические символы набирают буквами латинского алфавита прямого светлого начертания без точек, знаки связи — без отбивки от предыдущих и последующих элементов формулы.

Химические строчные формулы, характерные для простейших химических реакций, набирают и размещают так же, как однострочные математические формулы.

Набор структурных формул усложняется наличием в них нескольких рядов, расположенных по горизонтали и вертикали и соединяемых горизонтальными, вертикальными и наклонными знаками связи.

Кроме заголовков и основного текста, в книгах обычно содержится текст, выполняющий различные вспомогательные функции, например аннотации, оглавление или содержание, предисловие, общие замечания, списки условных обозначений, посвящения, эпиграфы, сноски, примечания, норма, сигнатура. Оформление подобных материалов также играет важную роль в общем восприятии книги.

Норма (краткое обозначение книги) ставится внизу первой полосы каждого печатного листа у внутреннего края, сигнатура (порядковый номер печатного листа) — рядом с нормой слева от нее и на третьей полосе каждого листа без нормы, но со звездочкой. Отбивка нормы и сигнатуры от текста — одна строка основного текста. Отбивки нормы от сигнатуры по всему изданию должны быть одинаковы.

В некоторых изданиях используют рисованные или наборные инициалы — буквицы. Их применяют для выделения начала частей текста, на которые делится произведение: разделов, глав, параграфов. Буквицы призваны привлечь внимание читателя к началу определенного блока текста. Существуют специально разработанные шрифты начальных букв абзацев, но практически любую прописную букву можно использовать в качестве буквицы.

Рис. 9. Варианты расположения буквиц в тексте

Рис. 9. Варианты расположения буквиц в тексте

Применяются высокая (рис. 9б), низкая (рис. 9в, г) и свободная, или висячая (рис. 9а), буквицы, которые отличаются вариантом размещения в тексте.

При этом левый край буквицы должен быть выровнен по левому краю полосы текста (см. рис. 9б, г) или может быть несколько сдвинут влево (см. рис. 9в), если буква имеет с этой стороны свисающие элементы (как у букв Т, Ф, W, V). Свободные буквицы вообще не внедряются в формат строки и располагаются отдельно слева от текста.

Текст первой строки набирают вплотную к буквице, остальные строки отбивают от нее на полукегельную.

Для отделения, обрамления или выделения участков текста на полосе — колонок, заголовков, «шапок», колонтитулов, сносок и т. п. — служат наборные линейки. Они являются графическим элементом набора, служащим для воспроизведения линий различной насыщенности, формы и рисунка (рис. 10). Наиболее широко линейки используются в газетном, табличном и акцидентном наборе. Акцидентным называют набор мелких самостоятельных заказов (бланки, пригласительные билеты, визитные карточки и т.п.), а также отдельных вспомогательных элементов книг, журналов, газет, отличающихся сочетанием различных шрифтов, особым расположением строк (по диагонали, в форме круга, овала, ромба и т.п.), применением узорных орнаментов, декоративных шрифтов.

Рис. 10. Виды наборных линеек

Рис. 10. Виды наборных линеек

Орнамент — графическое украшение издания в виде узора, для которого характерно ритмически упорядоченное расположение повторяющихся геометрических или стилизованных изобразительных элементов, а также их сочетания. Применяются рисованные и наборные орнаменты. Современные программные средства обработки текстовой информации позволяют набирать орнаменты в достаточно широком ассортименте (рис. 11).

Рис. 11. Примеры наборных орнаментов

Рис. 11. Примеры наборных орнаментов

Существуют определенные правила набора и верстки словарей, стихотворных текстов, драматических текстов, энциклопедий, текстов на иностранных и национальных языках, титульных элементов и т.п., соблюдение которых способствует улучшению восприятия текста в печатном издании.

КомпьюАрт 1'2013

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства