КомпьюАрт

2 - 2013

Печать и персонализация лотерейных билетов

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Если бы очередь за лотерейными билетами знала, какие полеты мыслей и супертехнологии стоят за их производством, сколько денег вкладывается в оборудование, то относилась бы к ним не как к фантикам, которые, вероятнее всего, будут выкинуты после проверки, а как к изделиям уровня банкнотного или монетного производства…

Люди среднего и старшего возраста помнят моментальную советскую лотерею «Спринт», а особенно легенды о выигранных «мужиками по соседству» автомобилях. Эти билеты печатались в московской типографии Гознака. Конструкция билета для технологий того времени была довольно сложной. В сфальцованный, с нанесенными офсетом защитными сетками лист бумаги, помещался другой (чаще всего с информацией об отсутствии выигрыша). Билеты с выигрышами печатались тоже офсетом, только с других форм и отдельными тиражами, а потом при упаковке их добавляли к «пустышкам».

В 1976 году появился еще один вид билетов. Тогда прошел первый тираж спортивно­числовой лотереи с формулой «5 из 36» (позже использовалась также формула «6 из 49»), получившей название «Субботнее спортлото» и предназначенной для финансирования Олимпиады­80.

По информации сайта lotopobeda.ru доходы от «Спортлото» составили около 70% бюджета той летней Олимпиады.  Однако точные цифры до сих пор неизвестны. По официальным данным, на строительство одних только спортивных сооружений, гостиниц, аэропортов, точек общепита и дорог было потрачено 1 млрд 715 млн советских рублей. Кроме того, 150 млн ушло на организацию приема и проживания спортсменов и гостей. Столь грандиозные по тем временам средства советскому правительству помогла изыскать лотерея «Спортлото».

В дальнейшем средства от лотереи шли на развитие массового спорта, к тому же 49 видам спорта тогда были присвоены условные порядковые номера. Желающий попытать счастья приобретал билет в специализированном киоске или в «Союзпечати». Он состоял из трех бланков, на которых нужно было отметить номер тиража и зачеркнуть выбранные числа. Бланк А оставался у владельца, а бланки Б и В необходимо было опустить в специальные ящики. Размер выигрыша зависел от количества угаданных чисел. Бланки билетов «Спортлото» (как и «Спринт») персонализировались на Гознаке высоким способом печати наравне с банкнотами, высокохудожественными изданиями, паспортами и другими ценными бумагами.

Среди граждан бывшего СССР лотереи пользовались большой популярностью. Известно, что до 1986 года по объему продаж лотерейных билетов Советский Союз был мировым лидером. Чего не скажешь о новой России, а также о странах бывшего СССР: сегодня их нет даже в первой полусотне стран.

Первая стираемая со струйной персонализацией моментальная лотерея в СССР появилась в 1989 году. Билет стоил по тем временам 10 руб. Тираж печатался за границей. Частым и основным минимальным выигрышем была южнокорейская аудиокассета, цена которой на черном рынке доходила до 25 руб. Несмотря на высокую себестоимость билет тоже «моментально» стал дефицитом, как и все значимые товары в то время. Билеты распространялись через  профкомы организаций и выдавались строго по две штуки в одни руки.

Единственным из немногих мест, где могли бы заинтересоваться лотерейным билетом как полиграфической продукцией, был разве что Московский полиграфический институт. Но и там многие студенты, как, впрочем, и сами преподаватели не отказывали себе в удовольствии на большой перемене поскрести монеткой защитный слой этого «полиграфического изделия». Главное, чтобы совпали три символа, тогда билет считался выигрышным. При этом вряд ли кто­то из студентов думал о технологии производства и прочих полиграфических премудростях, которые нужно было изучать в институте. Быть выигрышу или не быть? Вот в чём вопрос!.. Ходили слухи, между прочим, что сам завкафедрой высшей математики МПИ профессор И.С. Саргсян выиграл в лотерею двухкассетный стереомагнитофон, а тогдашний директор ЦУМа — вообще стал счастливым обладателем одного из двух разыгрываемых в этой лотерее автомобилей «вольво»…

В новой России власти почти не уделяли внимания данной сфере. Однако, по мнению экспертов, потенциал рынка довольно высок. И в настоящий момент, при наличии государственной поддержки, былую популярность лотереи можно возродить и тем самым пополнить государственную казну.

Теперь от легендарных выигрышей к технологиям. До недавнего времени, как уже говорилось, при изготовлении лотерейных билетов использовались три способа печати:

  • офсетная печать (сюжетное изображение, защитные фоновые сетки, микротекст, текст);
  • струйная печать (переменная информация — игровые символы, штрих­код);
  • высокая печать (нумерация).

Три типографии с лицензиями на выпуск защищенной продукции —ЗАО «СИБПРО», ЗАО «Октагон» и ЗАО «ЭПО», появившиеся в начале 90­х годов, прочно заняли рынок изготовления лотерейных билетов в России.

Использование опыта выпуска защищенной полиграфической продукции (беспрерывный процесс создания новых оформлений для бланков ценных бумаг) и умение оперативно реагировать на требования заказчика — все это позволило трем вышеуказанным типографиям вытеснить с этого рынка Гознак с его забюрократизированной структурой (когда никто ни за что не отвечает плюс низкий уровень полиграфической подготовки топ­менеджеров).

Кроме того, по мнению автора, основная сложность изготовления современных лотерейных билетов заключается даже не в печати, а в персонализации. Так ли это?..

КомпьюАрт 2'2013

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства