Печать и персонализация лотерейных билетов
Если бы очередь за лотерейными билетами знала, какие полеты мыслей и супертехнологии стоят за их производством, сколько денег вкладывается в оборудование, то относилась бы к ним не как к фантикам, которые, вероятнее всего, будут выкинуты после проверки, а как к изделиям уровня банкнотного или монетного производства…
Люди среднего и старшего возраста помнят моментальную советскую лотерею «Спринт», а особенно легенды о выигранных «мужиками по соседству» автомобилях. Эти билеты печатались в московской типографии Гознака. Конструкция билета для технологий того времени была довольно сложной. В сфальцованный, с нанесенными офсетом защитными сетками лист бумаги, помещался другой (чаще всего с информацией об отсутствии выигрыша). Билеты с выигрышами печатались тоже офсетом, только с других форм и отдельными тиражами, а потом при упаковке их добавляли к «пустышкам».
В 1976 году появился еще один вид билетов. Тогда прошел первый тираж спортивночисловой лотереи с формулой «5 из 36» (позже использовалась также формула «6 из 49»), получившей название «Субботнее спортлото» и предназначенной для финансирования Олимпиады80.
По информации сайта lotopobeda.ru доходы от «Спортлото» составили около 70% бюджета той летней Олимпиады. Однако точные цифры до сих пор неизвестны. По официальным данным, на строительство одних только спортивных сооружений, гостиниц, аэропортов, точек общепита и дорог было потрачено 1 млрд 715 млн советских рублей. Кроме того, 150 млн ушло на организацию приема и проживания спортсменов и гостей. Столь грандиозные по тем временам средства советскому правительству помогла изыскать лотерея «Спортлото».
В дальнейшем средства от лотереи шли на развитие массового спорта, к тому же 49 видам спорта тогда были присвоены условные порядковые номера. Желающий попытать счастья приобретал билет в специализированном киоске или в «Союзпечати». Он состоял из трех бланков, на которых нужно было отметить номер тиража и зачеркнуть выбранные числа. Бланк А оставался у владельца, а бланки Б и В необходимо было опустить в специальные ящики. Размер выигрыша зависел от количества угаданных чисел. Бланки билетов «Спортлото» (как и «Спринт») персонализировались на Гознаке высоким способом печати наравне с банкнотами, высокохудожественными изданиями, паспортами и другими ценными бумагами.
Среди граждан бывшего СССР лотереи пользовались большой популярностью. Известно, что до 1986 года по объему продаж лотерейных билетов Советский Союз был мировым лидером. Чего не скажешь о новой России, а также о странах бывшего СССР: сегодня их нет даже в первой полусотне стран.
Первая стираемая со струйной персонализацией моментальная лотерея в СССР появилась в 1989 году. Билет стоил по тем временам 10 руб. Тираж печатался за границей. Частым и основным минимальным выигрышем была южнокорейская аудиокассета, цена которой на черном рынке доходила до 25 руб. Несмотря на высокую себестоимость билет тоже «моментально» стал дефицитом, как и все значимые товары в то время. Билеты распространялись через профкомы организаций и выдавались строго по две штуки в одни руки.
Единственным из немногих мест, где могли бы заинтересоваться лотерейным билетом как полиграфической продукцией, был разве что Московский полиграфический институт. Но и там многие студенты, как, впрочем, и сами преподаватели не отказывали себе в удовольствии на большой перемене поскрести монеткой защитный слой этого «полиграфического изделия». Главное, чтобы совпали три символа, тогда билет считался выигрышным. При этом вряд ли ктото из студентов думал о технологии производства и прочих полиграфических премудростях, которые нужно было изучать в институте. Быть выигрышу или не быть? Вот в чём вопрос!.. Ходили слухи, между прочим, что сам завкафедрой высшей математики МПИ профессор И.С. Саргсян выиграл в лотерею двухкассетный стереомагнитофон, а тогдашний директор ЦУМа — вообще стал счастливым обладателем одного из двух разыгрываемых в этой лотерее автомобилей «вольво»…
В новой России власти почти не уделяли внимания данной сфере. Однако, по мнению экспертов, потенциал рынка довольно высок. И в настоящий момент, при наличии государственной поддержки, былую популярность лотереи можно возродить и тем самым пополнить государственную казну.
Теперь от легендарных выигрышей к технологиям. До недавнего времени, как уже говорилось, при изготовлении лотерейных билетов использовались три способа печати:
- офсетная печать (сюжетное изображение, защитные фоновые сетки, микротекст, текст);
- струйная печать (переменная информация — игровые символы, штрихкод);
- высокая печать (нумерация).
Три типографии с лицензиями на выпуск защищенной продукции —ЗАО «СИБПРО», ЗАО «Октагон» и ЗАО «ЭПО», появившиеся в начале 90х годов, прочно заняли рынок изготовления лотерейных билетов в России.
Использование опыта выпуска защищенной полиграфической продукции (беспрерывный процесс создания новых оформлений для бланков ценных бумаг) и умение оперативно реагировать на требования заказчика — все это позволило трем вышеуказанным типографиям вытеснить с этого рынка Гознак с его забюрократизированной структурой (когда никто ни за что не отвечает плюс низкий уровень полиграфической подготовки топменеджеров).
Кроме того, по мнению автора, основная сложность изготовления современных лотерейных билетов заключается даже не в печати, а в персонализации. Так ли это?..