КомпьюАрт

2 - 2013

Карикатурная пропаганда: «На нынешнюю войну» Петра Боклевского (1855)

Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук
Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

Альбом «На нынешнюю войну» Петра Боклевского сейчас является величайшей библиографической редкостью. Он состоит из восьми литографий в листах очень хорошей работы. Рисунки иллюстрируют весьма распространенное в Крымскую кампанию стихотворение, начинающееся словами: «Вот в воинственном азарте воевода Пальмерстон...»
В книге «Художник-иллюстратор П.М. Боклевский, его жизнь и творчество» К. Кузьминского (М., 1910) об этом издании говорится: «Карикатурные рисунки Боклевского на патриотическую тему были изданы в 1855 году в виде альбома под заглавием “На нынешнюю войну”. Этот альбом имел огромный успех, особенно рисунок, изображавший Пальмерстона под сапогом русского солдата. По нему было изготовлено много пепельниц из фарфора и бронзы. Их и сейчас можно встретить в старинных домах и в лавках антикваров. Карикатуры эти очень понравились только что вступившему на престол императору Александру II, который наградил Боклевского бриллиантовым перстнем».

Рисовальщик, живописец и литограф Петр Михайлович Боклевский (1816—1897) по праву считается одним из лучших русских книжных графиков второй половины XIX века. Свое призвание он нашел не сразу. Понадобились шесть лет учебы на юридическом факультете Московского университета, прежде чем Боклевский сделал свой окончательный выбор между служебной карьерой и искусством: в начале 1840­х годов он стал брать уроки живописи у А.Е. Егорова, какое­то время посещал Санкт­Петербургскую академию художеств, занимался в студии К.П. Брюллова. Затем с целью усовершенствования художнических навыков он предпринял поездку по Европе: сеансы в школе Латура и Видаля в Париже, работа на пленэре в Швейцарии, Италии, Испании, Германии, Франции. Собственно, после возвращения на родину и начался путь Боклевского как профессионального художника. Выполненные им рисунки стали помещать на своих страницах популярные иллюстрированные издания. Появились частные заказы — портреты.

На нынешнюю войну/ Рис. П.М. Боклевского; [Стих. подписи к рис. П. Каратыгина и др.]. М.: [Лит. Мартынова], 1855. 8 л. илл.; 29х22 см. В изд. обл. Редкое иллюстрированное издание

На нынешнюю войну/ Рис. П.М. Боклевского; [Стих. подписи к рис. П. Каратыгина и др.]. М.: [Лит. Мартынова], 1855. 8 л. илл.; 29х22 см. В изд. обл. Редкое иллюстрированное издание

На нынешнюю войну/ Рис. П.М. Боклевского; [Стих. подписи к рис. П. Каратыгина и др.]. М.: [Лит. Мартынова], 1855. 8 л. илл.; 29х22 см. В изд. обл. Редкое иллюстрированное издание

Однако подлинную известность Боклевскому принесли иллюстрации к произведениям А.Н. Островского, И.С. Тургенева, П.И. Мельникова­Печерского, Ф.М. Достоевского. Самая знаменитая его работа — неоднократно переиздававшаяся серия рисунков «Гоголевские типы из “Мертвых душ”». И мало кто вспоминает, что первой самостоятельной книгой художника стал увидевший свет в 1855 году альбом политических карикатур «На нынешнюю войну».

«Нынешняя» война — это Восточная война 1853­1856 годов, больше известная как Крымская кампания. Начатая Россией против Турции за господство на Ближнем Востоке (в частности, за присутствие Православной церкви на Святой земле), она вскоре переросла в общеевропейский конфликт, где на стороне Порты выступили Англия, Франция и Сардинское королевство. Ее основные события — вступление русских войск в Молдавию и Валахию, победы русского оружия на Кавказе, уничтожение турецкого флота при Синопе, блокада англо­французским флотом Балтийского моря, высадка союзной армии в Крыму, осада и падение Севастополя, последовавшее за этим прекращение боевых действий и, наконец, Парижский мир 1856 года, закрепивший победу антироссийской коалиции.

Альбом Боклевского появился в продаже в апреле 1855 года. Шел 23­й месяц войны. Уже полгода продолжалась оборона Севастополя, и с каждой неделей положение города становилось всё более безнадежным. Счет российским потерям уже давно перевалил 100 тыс. убитыми и ранеными. Но боевые действия продолжались, а потому в обществе следовало поддерживать боевой дух. Выполняя социальный заказ, художник использовал все доступные ему клише. Источником вдохновения для него, несомненно, послужили сатирические картинки работы А.Г Венецианова и И.И. Теребенева времен Отечественной войны 1812 года. На карикатурах Боклевского — чопорный премьер­министр Великобритании Генри Джон Темпл Пальмерстон, манерный император Франции Наполеон III, за ужимками которого грустно наблюдает его дядя, Наполеон Великий, призванный напомнить врагам России, какая участь их ожидает. Этим нелепым фигурам противостоят русские богатыри­ополченцы, добрый молодец в зипуне и ядреная баба, шваброй выметающая вражескую нечисть с родной земли. Под стать картинкам и подписи к ним:

Вот в воинственном азарте

Воевода Пальмерстон

Поражает Русь на карте

Указательным перстом.

И француз за ним туда ж

Машет дядюшкиной шпагой

И кричит: «Allons, courage!»1

А в те же самые апрельские дни 1855 года в осажденном Севастополе командир батареи на знаменитом четвертом бастионе поручик граф Л. Толстой заканчивал свой очерк «Севастополь в декабре месяце 1854 года» — первый из цикла «Севастопольские рассказы», которым было суждено стать самыми известными свидетельствами кровавых будней той войны: «Человек четырнадцать матросов живо, весело, кто, засовывая в карман трубку, кто, дожевывая сухарь, постукивая подкованными сапогами по платформе, подходят к пушке и заряжают ее. Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого  скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского, — простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, приложили еще следы сознания своего достоинства, высокой мысли и чувства. Вдруг ужаснейший, потрясающий не одни ушные органы, но всё существо ваше, гул поражает вас так, что вы вздрагиваете всем телом. Вслед за тем вы слышите удаляющийся свист снаряда, и густой пороховой дым застилает вас, платформу и черные фигуры движущихся по ней матросов. По случаю этого нашего выстрела вы услышите различные толки матросов и увидите их одушевление и проявление чувства, которого вы не ожидали видеть, может быть, — это чувство злобы, мщения врагу, которое таится в душе каждого. “В самую амбразуру попало! Кажется, убило двух... вон понесли!” — услышите вы радостные восклицания».

«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, считающиеся одной из вершин военной прозы во всемирной литературе,  несомненно, самый значительный след Крымской кампании в мировой культуре.

А пропаганда? Она везде одинакова: когда в книжных лавках Санкт­Петербурга и Москвы бойко торговали альбомом Боклевского, французские газеты и журналы публиковали карикатуры Альбера Адама с хлесткими названиями вроде: «Самец татарина обыкновенного и донской казак в Парижском зоологическом саду» или едкие шаржи великого Оноре Домье, такие как: «Северный русский медведь, самый невезучий из всех известных медведей»... 


1 Allons, courage! — Смелее вперед! (фр.).

КомпьюАрт 2'2013

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства