КомпьюАрт

3 - 2013

Тенденции в цифровой печати

Инсталляция первой в России цифровой печатной машины ЦПМ Screen TruePress Jet 520EX в ИД «Известия» стала значительным успехом компании «ЯМ Интернешнл» на рынке цифровой печати. Более того, это знаковое событие свидетельствует об ускорении темпов перехода крупных полиграфических комбинатов на использование цифровой печатной техники. О тенденциях, которые складываются на российском рынке, нам удалось поговорить с директором по развитию цифровой печати компании «ЯМ Интернешнл» Денисом Кадуновым, который любезно согласился ответить на наши вопросы.

КомпьюАрт: Что, на ваш взгляд, изменилось в цифровой печати за последние годы?

Денис Кадунов: В настоящий момент печатная индустрия находится в стадии серьезных преобразований. Наблюдающиеся мировые тренды не всегда благоприятно отражаются на полиграфической отрасли. Например, уже сейчас очевидно значительное смещение рекламного рынка в интернет­пространство. В минувшем году по объемам рекламы Интернет занял второе место после телевидения, потеснив с этой позиции печатные средства массовой информации (журналы, газеты, рекламные издания).

Директор по развитию цифровой печати компании «ЯМ Интернешнл» Денис Кадунов

Директор по развитию цифровой печати компании «ЯМ Интернешнл» Денис Кадунов

Параллельно с данными процессами на полиграфическом рынке происходят и другие существенные изменения: радикальное падение тиражей при колоссальном росте количества наименований различных печатных продуктов, в особенности это касается книжного производства. Названные преобразования подвигли ведущих производителей цифрового печатного оборудования к разработке и выпуску нового поколения машин, способных успешно решать стоящие перед отраслью задачи. На мой взгляд, объемы продукции, отпечатанной на различных цифровых машинах, с каждым годом будут только расти. При этом тренд будет смещаться в сторону промышленных струйных решений, поскольку эта технология уже сегодня способна выполнить большинство задач по печати различной малотиражной продукции, обеспечивая оптимальное сочетание экономических показателей и оперативности.

КА: Вырос ли объем директ­маркетинга и высокотиражной печати с персонификацией в России за последние несколько лет?

Д.К.: К сожалению, в этом сегменте серьезных изменений за последние годы не наблюдается. У нас данный рынок еще не развит, в отличие, например, от Японии или США, где персонализированная печать широко востребована в разных сферах экономики (финансовые и страховые компании, банковский сектор, учебно­образовательные заведения, ритейл и т.д.). Федеральный закон «О защите персональных данных», безусловно, повлиял на развитие данного сегмента и заставил многих игроков пересмотреть подход к производству персонализированной продукции. Однако в большинстве случаев речь идет об еще не до конца укомплектованных производственных площадках, которые способны предоставлять ограниченный спектр услуг. Лишь несколько игроков на российском рынке обладают необходимыми для предоставления качественного сервиса технологиями, навыками и парком оборудования.

На традиционном полиграфическом рынке персонализация практически не востребована. Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что полиграфические компании не заинтересованы в применении этих возможностей. Основной акцент делается на удержание клиентов за счет предоставления лучших финансовых условий, что закономерно привело к радикальному падению эффективности бизнеса. Внедрение новых технологий и разработка инновационных продуктов требует немалых сил и инвестиций, поэтому многие предприятия откладывают решение этих вопросов до «лучших времен». Парадокс заключается в том, что традиционный полиграфический рынок на текущий момент уже перенасыщен. По моему мнению, один из путей повышения эффективности бизнеса — развитие рынка новых услуг, которое требует колоссальных усилий для изменения текущего положения дел.

КА: Какие сегменты рынка испытывают сегодня наибольшую потребность в персонифицированной полиграфической продукции? Насколько востребованы цифровые упаковка и этикетка? Стала ли в России актуальной цифровая печать периодических изданий?

Д.К.: Как я уже отметил, в развитии персонализированной печати в первую очередь заинтересован финансовый сектор. Большинство банков занимается активным развитием розничного сегмента. Широкое развитие услуг по кредитованию повлекло за собой и внедрение различных технологий по учету, контролю и всестороннему взаимодействию со своими клиентами. Государственные компании также вынуждены внедрять эти технологии для рассылки гражданам различных платежных документов (ЖКХ, связь и пр.). Внедрение камер по контролю и мониторингу дорожной обстановки в различных регионах создало еще один стимул для роста рынка персонализированной печати.

Производство упаковки и этикетки — это рынки, которые будут активно развиваться независимо от того, как будут трансформироваться и развиваться печатные СМИ. Ассортимент продукции, для которой требуется упаковка, показывает стабильный ежегодный рост. Неоднозначность ситуации заключается пока в широкой номенклатуре технологий, посредством которых она производится. Потенциал «цифры», на мой взгляд, здесь огромен. Крупнейшие производители промышленных цифровых систем (Fujifilm, Screen, HP) уже объявили о начале продаж листовых машин формата B2, которые, в том числе, ориентированы на различные сегменты рынка упаковки.

ЦПМ Screen TruePress Jet 520EX в ИД «Известия»

ЦПМ Screen TruePress Jet 520EX в ИД «Известия»

Если рассматривать рынок традиционных печатных изданий, то, безусловно, высокий потенциал сконцентрирован в области производства книг. Во­первых, в подавляющем большинстве случаев рынку уже не требуются большие тиражи, а во­вторых, происходит планомерный рост ассортимента. Как следствие, основополагающим критерием становится экономическая целесообразность производства малотиражной продукции. Цифровой способ — оптимальное средство решения этой задачи. При этом качество продукта в подавляющем большинстве случаев является достаточно высоким уже сейчас.

КА: Когда нужно задумываться о дополнении традиционного офсетного производства участком цифровой печати?

Д.К.: Необходимо заранее составить четкое представление, по какому пути предполагает развиваться организация, какие цели преследует. Одно дело — удержание клиентов и предоставление им расширенной номенклатуры продукции, совершенно другое — принципиальный пересмотр идеологии бизнеса. Оба варианта требуют всестороннего изучения и глубокого анализа, причем порядок инвестиций будет существенно различаться. Важнейшие составляющие успеха бизнеса — четкий экономический анализ и расчет. При этом нельзя упускать из вида специфику организации, текущее положение дел, позиционирование. От перечисленных аспектов и множества нюансов будет зависеть, во­первых, целесообразность, а во­вторых, непосредственная модель бизнес­решений.

КА: Прошло почти полгода с момента инсталляции первой в России рулонной монохромной ЦПМ Screen TruePress Jet 520EX в ИД «Известия». Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как Вам удалось выиграть тендер? Под какие заказы приобреталась машина, и насколько удалось ее загрузить? Какое оборудование при этом используется для печати цветных обложек?

Д.К.: Издательство «Известия» входит в состав предприятий Управления делами Президента Российской Федерации, задачи которого заключаются в обеспечении деятельности главы государства, правительства, законодателей, судебной власти и т.д. Потребность этих органов во всевозможной печатной продукции колоссальна. Еще одна задача — развитие коммерческой печати различной книжной продукции. Изначально основную загрузку обеспечивали государственные структуры, сейчас вектор постепенно смещается в сторону коммерческой печати. Есть много планов по дальнейшему развитию данного направления, например обсуждается покупка еще одной подобной цифровой печатной машины.

Должен отметить, что тендер был проведен образцово: открытость сочеталась с четко формализованными критериями выбора оборудования и поставщика. Надо отдать должное заказчику за качественную подготовку конкурса: тщательное изучение рынка и предварительные переговоры со всеми игроками позволили разработать документацию, содержащую рациональную методику оценки представленных коммерческих предложений. Наше предложение оказалось лучшим по основным критериям, включая технологические возможности оборудования, качество печати, себестоимость отпечатков и программу сервисного обслуживания. Совместно с нашими партнерами из компании Screen специально для России мы разработали уникальные условия поставки цифровых печатных машин, предполагающие отсутствие так называемых клик­контрактов и полностью бесплатное сервисное обслуживание. Таким образом, пользователь оборудования платит только за краску. При этом себестоимость отпечатка формата А4 при 20­процентной заливке составляет всего 1 коп.

ЦПМ Fujifilm Jet Press 540W

ЦПМ Fujifilm Jet Press 540W

Пока для печати высокохудожественной продукции в издательстве используется электрофотографическое оборудование XEROX iGen 4, а непосредственно для печати обложек — XEROX 6060.

КА: Буквально несколько дней назад компания Fujifilm объявила о начале поставок рулонной струйной печатной машины Jet Press 540W. Есть ли интерес к этому оборудованию в России?

Д.К.: Струйная технология в настоящий момент активно развивается. Подавляющее большинство крупнейших производителей цифровых печатных машин анонсировали свои решения, некоторые продолжают разработки. Например, стратегический партнер «ЯМ Интернешнл» в области цифровой печати — компания Screen — на текущий момент инсталлировала по всему миру около 500 промышленных рулонных систем серии Jetpress 520. По заявлению компании, это больше половины от установленного парка машин рулонной струйной печати.

Шаг, который сделала компания Fujifilm, вполне вписывается в долгосрочную стратегию развития. Благодаря активному развитию рынка струйной печати и интересу со стороны потенциальных заказчиков к этому виду оборудования он будет востребован и на российском рынке.

КА: Вы недавно вернулись с выставки Hunkeler Innovationdays. Каковы ваши впечатления?

Д.К.: Данная выставка была юбилейной, в ней приняло участие 70 экспонентов, более 5 тыс. специалистов и гостей.  Будучи безусловным лидером в области производства послепечатного оборудования, ориентированного на рынок цифровой печати, компания Hunkeler продемонстрировала комплексные решения на базе различных печатных систем ведущих мировых производителей. На мой взгляд, эта выставка является самой эффективной в области цифровой печати из всех существующих. Посетители имеют возможность ознакомиться не только с новейшими печатными технологиями и тенденциями, но и с различными допечатными и послепечатными решениями.

КА: Насколько в России востребованы различные «облачные» сервисы при печати переменных данных?

Д.К.: К сожалению, в настоящий момент широкого применения они у нас пока не нашли. Различные «облачные» сервисы имеют огромный потенциал роста, но не могут развиваться отдельно от отрасли, которая еще находится в стадии формирования. Опыт передовых стран показывает, что такой вид бизнеса может быть успешен.

К.А.: Какие тенденции прослеживаются в сфере новых материалов для цифровой печати?

Д.К.: Если говорить о струйной печати, то ключевое преимущество заключается в способности печатать на обычных офсетных бумагах. Разумеется, для промышленной печати производители бумаги разработали специальные материалы, заметно повышающие качество отпечатков — зачастую полученные образцы визуально не отличаются от офсетных, — но стоимость данных материалов на порядок выше обычных. Такие материалы также востребованы рынком для производства высокохудожественной продукции.

Что касается листовых материалов, то основные тенденции наблюдаются в области развития дизайнерских материалов и печати защищенной продукции на специальных бумагах.

В УФ­печати широко востребованы качественные, но при этом недорогие материалы, например различные пластики и холсты.

Отечественные и западные производители материалов достаточно гибко реагируют на запросы потребителей, и это, безусловно, идет на пользу всем.

КомпьюАрт 3'2013

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства