КомпьюАрт

3 - 2013

Что читает россиянин

Еще в конце мая 2011 года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел очередное экспресс-исследование читательских предпочтений и привычек. В опросе приняли участие 1600 человек в 138 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Специалисты ВЦИОМ стремились выяснить, сколько книг имеется в домашней библиотеке среднестатистического россиянина, сколько книг в среднем прочитали российские граждане за последние месяцы, где они берут книги и насколько популярны такие виды книг, как аудио- и электронные, в сравнении с традиционными бумажными книгами.

Как оказалось, около половины жителей России в домашней библиотеке имеют менее сотни книг, причем число таких респондентов существенно выросло на протяжении последнего десятилетия (28% — в 1990 году, 49% — в текущем). 31% опрошенных могут похвастаться более обширным собранием: у 19% дома есть от 100 до 300 книг (23% в 1991 году), 6% — от 300 до 500 (15% в 1991 году), 4% — от 500 до 1000, 2% — свыше 1000 книг. 18% опрошенных признались, что дома у них книг нет.

За три месяца житель России прочитывает в среднем 3,94 книги, в то время как в 1992 году этот показатель составлял 5,14. Больше читают жители Москвы и Санкт­Петербурга (5,28 книг) и люди предпенсионного возраста (4,45 книг). Треть респондентов покупает книги, которые им хочется прочитать, большинство в этой группе — 35­44­летние (41%). Традиция брать книги у знакомых теряет популярность (с 37 до 27% за два года). 26% заявили, что берут нужное издание в своей домашней библиотеке. Более популярным стало скачивание из Интернета (с 5 до 11%), особенно среди молодежи (27%). Доля тех, кто берет книгу в городской библиотеке, почти не изменилась (9%), а покупают книги в интернет­магазине или заказывают по почте всего 1% респондентов, и эта доля также осталась на уровне показателя двухгодичной давности.

По данным ВЦИОМ, 35% россиян никогда не читают книги. В 1996 году таких граждан было 20%. При этом практически ежедневно читают книги только 22% россиян, в то время как в 1996­м постоянными читателями книг были 31% россиян. В основном книги читают женщины (27%), 25­44­летние (48­50%) и высокообразованные респонденты (45%). Время от времени книги читают 42% россиян (в 1996 году — 49%). Больше всего читают в Северо­Западном федеральном округе, а меньше всего — в Поволжье. Постоянным читателем журналов является каждый пятый россиянин. Журналы никогда не читают 35%, иногда — 45%, ежедневно — 19%.

Постоянным явлением стало чтение электронных книг. В сентябре 2011 года Аналитический центр Юрия Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провел масштабное социологическое исследование, посвященное электронному чтению в России. Исследование проводилось на базе 12 крупнейших городов Российской Федерации — Москвы, Санкт­Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Ростова­на­Дону, Самары, Уфы, Челябинска. Опрашивались жители в возрасте 18 лет и старше, читающие книги — художественную или специальную литературу. В окончательную обработку попало более 1000 анкет.

С момента появления электронных читающих устройств на российском рынке прошло не так много времени, однако осведомленность об их существовании у жителей крупных российских городов присутствует. Так, о ридерах знают 84% опрошенных горожан, и лишь 16% респондентов пока о них не слышали.

Вместе с тем, при достаточно высокой осведомленности о существовании электронных книг и устройств для их чтения пользователи по­прежнему предпочитают читать традиционные книги: только 3% из опрошенных жителей Москвы, Санкт­Петербурга и других крупных городов ответили, что читают исключительно электронные книги, не прибегая к бумажным. При этом 72% респондентов ответили, что они, как прежде, читают только обычные книги. И наконец, 25% опрошенных заявили, что они читают и обычные книги, и электронные. Таким образом, читатели электронных книг пока не отказываются и от чтения бумажных изданий.

Интересны мотивы, побудившие нынешних читателей электронных книг перейти от чтения с листа к чтению с экрана. 58% респондентов ответили, что одним из основных факторов, побудивших их перейти с «бумаги» на «цифру», стало то, что нужную книгу в электронном формате можно получить быстрее (рис. 1).

Рис. 1. Основные причины перехода от чтения бумажных книг к чтению электронных (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Аналитический центр Юрия Левады)

Рис. 1. Основные причины перехода от чтения бумажных книг к чтению электронных (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Аналитический центр Юрия Левады)

Сама по себе быстрота получения нужной книги может трактоваться по­разному (например, за ней не надо ехать в магазин), однако примечательно, что вторым по популярности стал ответ «не хочу тратить деньги». Таким образом, достаточно большая группа пользователей, обращающихся к чтению электронных книг, заведомо считает, что электронная книга, в отличие от бумажной, продукт бесплатный, и переход к чтению электронных книг поможет им экономить. Более того, связь двух причин (быстроты и дешевизны необходимого издания) получения ответов на заданный вопрос лишний раз указывает на то, что бесплатную (читай — пиратскую) книгу по­прежнему достаточно легко найти в Сети и получить ее на свое устройство читатель может очень быстро.

Исследование выявило любопытную деталь: вопреки сложившемуся мнению, что с переходом от бумажного чтения к электронному, человек начинает читать меньше, 48% респондентов ответили, что, перейдя к электронной книге, они читают приблизительно столько же, сколько и раньше, а 42% сказали, что с появлением электронных книг они стали читать даже больше. Только 3% респондентов отметили, что при переходе на книги в электронном виде они стали читать меньше.

Рис. 2. Наиболее предпочитаемые место/время для чтения электронных книг

Рис. 2. Наиболее предпочитаемые место/время для чтения электронных книг (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

В процессе исследования было обнаружено, что приверженцы электронных книг чаще всего читают их дома, а не в транспорте, как предполагалось до начала исследования (рис. 2). Скорее всего, чтение электронных книг в транспорте имеет место преимущественно в мегаполисах, где путь на работу и с работы нередко занимает два­три часа в день. Факт преобладания домашнего электронного чтения отчасти объясняется тем, что 46% читателей электронных книг по­прежнему читают их с экрана обычного компьютера. Однако уже 44% респондентов подтвердили, что они используют для чтения то или иное специальное переносное устройство, а 9% — что распечатывают электронные тексты на бумагу и читают их в привычном виде.

Рис. 3. Виды электронных носителей, кроме ПК, используемые для чтения книг

Рис. 3. Виды электронных носителей, кроме ПК, используемые для чтения книг (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Из числа пользователей переносных устройств для чтения 56% указали, что этим устройством является ридер, который чаще всего и ассоциируется с электронной книгой (рис. 3). Далее по шкале популярности устройств, используемых для чтения, следовали коммуникатор/смартфон (25%), мобильный телефон (22%), и только 13% — i­Pod или i­Pad. Здесь важно отметить разницу между российским и американским рынками электронных устройств для чтения: если в нашей стране подавляющее большинство пользователей предпочитает чтение с ридеров, то за рубежом большей популярностью пользуются i­Pod и i­Pad (или многофункциональные планшетные устройства других видов).

Рис. 4. Главные достоинства электронных гаджетов (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Рис. 4. Главные достоинства электронных гаджетов (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Респондентам был задан ряд вопросов о том, какие они видят достоинства и недостатки электронных гаджетов. Половина опрошенных в качестве главных достоинств электронных устройств для чтения видит в том, что в них можно закачать нужное и стереть ненужное (рис. 4). Вторым по популярности ответом (42% опрошенных) оказался ответ, согласно которому электронные книги гораздо дешевле бумажных. Этот ответ можно трактовать по­разному: электронная книга сегодня действительно стоит существенно меньше бумажной, однако этот вариант ответа не исключает, что под словами «гораздо дешевле» подразумевается бесплатное скачивание книг. Что бумажные книги, как продукт, устарели, считают 8%.

Одним из важных разделов исследования был вопрос, какие, по мнению пользователей электронных гаджетов, недостатки есть у этих устройств. И первым, вполне ожидаемым ответом был: «Вредно для глаз». Несмотря на то что производители электронных устройств для чтения постоянно их совершенствуют и ежегодно на рынке появляются всё новые и новые модели, этот вариант ответа в качестве главного недостатка выбирают 34% респондентов (рис. 5).

Рис. 5. Главные недостатки электронных гаджетов (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Рис. 5. Главные недостатки электронных гаджетов (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Довольно большая часть пользователей ожидает появления в электронных устройствах ряда свойств бумажной книги и испытывает разочарование, когда этого не происходит. Так, отсутствием возможности делать пометки на полях недоволен 21% пользователей электронных гаджетов; столько же отмечают отсутствие дизайна книги; 13% читателей сетует на однотипный шрифт; 10% — на слабый контраст текста и страницы и, наконец, 6% — на однообразный формат электронных книг.

В последние годы в библиотечной и педагогической среде сформировалось мнение, что при чтении текста с экрана прочитанное усваивается хуже. Однако данный тезис читателями электронных книг был опровергнут: только 6% из них утверждают, что прочитанное с экрана усваивается ими хуже, чем прочитанное с бумаги.

Помимо потребительских свойств электронных устройств в рамках исследования были изучены содержательные аспекты электронного чтения. Как показало исследование, примерно половина опрошенных скачивает книги для досугового чтения, четверть — для учебы и столько же — «и для того, и для другого». На вопрос о том, как читатели электронных книг скачивают сетевую литературу, ответы были получены достаточно красноречивые. Почти 80% читателей электронных книг признались, что загружают книги только бесплатно, 18% отметили, что обращаются к платной версии книг только при отсутствии бесплатной, и платят за скачиваемые произведения менее 1% читателей (рис. 6).

Рис. 6. Способы скачивания электронных книг из Интернета (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Рис. 6. Способы скачивания электронных книг из Интернета (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Среди наиболее востребованных жанров художественной литературы в электронном виде на первое место пользователи выдвинули фэнтези, далее — современную зарубежную прозу, западные детективы и научную фантастику (рис. 7).

Рис. 7. Самые востребованные жанры художественной литературы в электронном виде (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Рис. 7. Самые востребованные жанры художественной литературы в электронном виде (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Можно сделать вывод, что наиболее читаемые жанры художественной литературы определяются, скорее, не типом носителя этих текстов (бумажного или электронного), а возрастом читателя, поскольку обозначенные жанры в основном отражают круг чтения молодого человека.

Самыми читаемыми в электронном формате среди нехудожественной литературы оказались книги по специальности (29%), учебная литература (24%) и энциклопедии (23%) — рис. 8.

Рис. 8. Самые читаемые виды нехудожественной литературы в электронном виде (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Рис. 8. Самые читаемые виды нехудожественной литературы в электронном виде (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)

Довольно интересным оказалось различие в моделях читательского и покупательского поведения потребителей печатных и электронных книг.

На вопрос, «для чего вы чаще всего покупаете книги», читатели бумажных книг, как правило, дают традиционные ответы, соответствующие моделям книгопотребления, характерным для конца 1970­х — начала 1980­х годов: «для домашней библиотеки» (около 50%), «прочитать и отдать» (45%). В то же время читатели, совмещающие «электронное» и «бумажное» чтение, более практичны в выборе книг и чаще, чем «бумажники», покупают их для учебы (около 30%), для работы (22%), то есть в познавательных и деловых целях.

Читательская мотивация приверженцев бумажных книг вполне традиционна: они чаще, чем читатели электронных книг, отвечают — «чтобы развеяться, развлечься» (42% читателей бумажных книг против 33% читателей электронных); «отвлечься от повседневных забот» (32% против 24%); «получить эмоции, переживания» (26% против 22%). Напротив, практический подход к чтению превалирует у читателей, предпочитающих электронное чтение, — «узнать что­то интересное, расширить кругозор» (59% против 47%), «получить новый опыт» (27% против 22%), «для работы» (26% против 14%), «для учебы» (21% против 6%). Можно сделать вывод, что бумажное чтение сегодня в большей мере предназначено для отдыха, а электронное является познавательным и деловым.

Как показало исследование, читатели, совмещающие обычное и электронное чтение, моложе тех, кто читает только «с листа»: средний возраст первых — около 30 лет, вторых — 44 года; первые более образованны: более половины (53%) уже получили или получают высшее образование (среди сторонников бумажной книги доля высокообразованных составляет 42%). Читатель электронных книг, как правило, отличается более высоким уровнем потребительских возможностей.

Интернет-торговля книгами

На фоне кризиса реализации бумажной книги по традиционным каналам сбыта обращает на себя внимание рост книжной интернет­торговли. Если в 2008 году доля книжных интернет­продаж в России составляла, по разным оценкам, от 4 до 6%, то в настоящее время она уже оценивается на уровне 8%. Из таблицы видно, что большинство игроков книжной онлайн­торговли за четыре года существенно расширили свой ассортимент.

Ведущим игроком на рынке книжной интернет­торговли по­прежнему является интернет­магазин Ozon.ru, доля которого в Интернете самой компанией оценивается более чем в 50%. По словам ее представителей, компания не испытывает влияния кризиса и фонды ее растут как в количественном, так и в денежном выражении.

Ведущие книжные интернет-магазины в Рунете (Источники: данные компаний, РБК, экспертные оценки)

Название магазина

Адрес

в Интернете

Число наименований книг

в ассортименте

Владелец

Год создания

Апрель

2009

Апрель

2010

Апрель

2011

Апрель

2012

Ozon

www.ozon.ru

140 000

335 000

Ок.

500 000

790 000

РРЕ Group

1998

Books.ru

www.books.ru

314 471

160 501

128 906

3 508 036

ООО «Символ-Плюс»

1996

Библион

www.biblion.ru

140 864

180 000

220 000

Около

250 000

ЗАО «Библион — Русская книга»

1999

Библио-

Глобус

www.bgshop.ru

250 000

250 000

250 000

250 000

Холдинг «Библио-Глобус»

2000

Лабиринт

www.labirint-shop.ru

143 635

Н/д

84 090

117 070

ООО «Лабиринт»

2005

Болеро

www.bolero.ru

125 308

140 474

143 785

436 085

Интернет-холдинг «eHouse»

1999

Со@Libri

www.colibri.ru

35 184

Более

100 000

108 117

117 712

«Внебиржевые системы»

1999

Read.ru

www.read.ru

100 000

Более

200 000

337 587

Группа компаний «Логос»

2009

Soyuzkniga

www.soyuzkniga.ru

100 000

40 000

Магазин

закрыт

Холдинг «Терра-ИПК»

2009

Bookеan

www.bookean.ru

100 000

170 000

В стадии закрытия

Компания «Топ-книга»

2009

Основным направлением для Ozon.ru, как и прежде, является продажа книг, доля которых в общем обороте компании составляет 37%. По состоянию на 1 марта 2012 года в ассортименте компании было представлено около 790 тыс. наименований книг. Из них 240 тыс. составляли книги на русском языке, а 550 тыс. — книги на иностранных языках (рис. 9). Кроме того, по данным компании, в ее каталоге содержится более 1 млн книг, доступных к печати по требованию, а также более 50 тыс. наименований букинистических изданий.

Рис. 9. Динамика развития книжного ассортимента Ozon.ru

Рис. 9. Динамика развития книжного ассортимента Ozon.ru в 2007-2011 годах (источник: интернет-магазин Ozon.ru)

В 2011 году компанией было продано более 5,5 млн экземпляров книг. Рост продаж по наименованиям составил 40%, рост продаж в экземплярах — 12% от объема  предыдущего года. Средняя цена книги на сайте компании составляла около 280 руб., среднее количество книг в заказе — от 3 до 5 экз. Темпы прироста стоимости среднего чека книжного заказа в 2011 году по отношению к таким же показателям 2010 года составили 8%.

К началу марта 2012­го Ozon.ru расширил сеть по доставке и выдаче заказов в регионах России до 200 городов, где сегодня располагается около 2 тыс. пунктов выдачи заказов, включая места выдачи, организованные предприятиями­партнерами.

Между тем, в последний год участились жалобы клиентов на неоперативность доставки товаров. В частности, как отмечают пользователи сервиса «Яндекс.Маркет», проблемы в магазине стали особенно заметны летом 2011 года и прежде всего были связаны с обработкой заказов. С запуском глобальной рекламы по всей России количество клиентов существенно возросло. К началу марта 2012­го средняя посещаемость сайта компании выросла до 600 тыс. человек в день, и сотрудники магазина перестали справляться с потоком заказов. Заявки, сделанные в «пиковые» сезоны (например, перед Новым годом), обрабатываются и доставляются, по мнению клиентов, чересчур медленно. Реже пользователи жалуются на ошибки в формировании посылок и на ненадлежащее качество доставляемых товаров (в том числе книг).

Начиная с 2010 года Ozon.ru уделяет особое внимание направлению, связанному с продажей электронных книг. Рост продаж в этом сегменте в 2011­м в сравнении с 2010 годом составил 40%. Между тем, когда в 2010­м компания выпустила собственный ридер Ozon Galaxy и «связала» его со своей электронной библиотекой, данный проект не обрел большой популярности среди покупателей. Компания продала всего несколько тысяч устройств и отказалась от выпуска второй модели Ozon Galaxy. В феврале 2011 года Ozon.ru приостановил сотрудничество с компанией «ЛитРес» и сосредоточился на заключении прямых контрактов с правообладателями (издательствами) и самостоятельном формировании ассортимента.

Что касается других представителей рынка книжной интернет­торговли, то здесь прежде всего следует отметить деятельность интернет­магазина «Лабиринт» — второго по значимости игрока в сфере книжных интернет­продаж. На данный момент у магазина функционирует курьерская служба, действующая в 300 населенных пунктах России, а также пункты самовывоза почти в 40 городах. Получив первый заказ, каждый покупатель автоматически становится участником дисконтной программы: накопительная скидка постепенно достигает 15%. Заказы на сумму от 800 руб. по Москве доставляются бесплатно. В качестве бонусных программ интернет­магазин регулярно проводит конкурсы, викторины и акции, в результате которых разыгрываются подарки из его ассортимента (книги, фильмы, музыка, софт, игрушки и др.).

Публикацию по материалам Роспечати России подготовил Андрей Крылов krylov@compress.ru

КомпьюАрт 3'2013

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства