Что читает россиянин
Еще в конце мая 2011 года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел очередное экспресс-исследование читательских предпочтений и привычек. В опросе приняли участие 1600 человек в 138 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Специалисты ВЦИОМ стремились выяснить, сколько книг имеется в домашней библиотеке среднестатистического россиянина, сколько книг в среднем прочитали российские граждане за последние месяцы, где они берут книги и насколько популярны такие виды книг, как аудио- и электронные, в сравнении с традиционными бумажными книгами.
Как оказалось, около половины жителей России в домашней библиотеке имеют менее сотни книг, причем число таких респондентов существенно выросло на протяжении последнего десятилетия (28% — в 1990 году, 49% — в текущем). 31% опрошенных могут похвастаться более обширным собранием: у 19% дома есть от 100 до 300 книг (23% в 1991 году), 6% — от 300 до 500 (15% в 1991 году), 4% — от 500 до 1000, 2% — свыше 1000 книг. 18% опрошенных признались, что дома у них книг нет.
За три месяца житель России прочитывает в среднем 3,94 книги, в то время как в 1992 году этот показатель составлял 5,14. Больше читают жители Москвы и СанктПетербурга (5,28 книг) и люди предпенсионного возраста (4,45 книг). Треть респондентов покупает книги, которые им хочется прочитать, большинство в этой группе — 3544летние (41%). Традиция брать книги у знакомых теряет популярность (с 37 до 27% за два года). 26% заявили, что берут нужное издание в своей домашней библиотеке. Более популярным стало скачивание из Интернета (с 5 до 11%), особенно среди молодежи (27%). Доля тех, кто берет книгу в городской библиотеке, почти не изменилась (9%), а покупают книги в интернетмагазине или заказывают по почте всего 1% респондентов, и эта доля также осталась на уровне показателя двухгодичной давности.
По данным ВЦИОМ, 35% россиян никогда не читают книги. В 1996 году таких граждан было 20%. При этом практически ежедневно читают книги только 22% россиян, в то время как в 1996м постоянными читателями книг были 31% россиян. В основном книги читают женщины (27%), 2544летние (4850%) и высокообразованные респонденты (45%). Время от времени книги читают 42% россиян (в 1996 году — 49%). Больше всего читают в СевероЗападном федеральном округе, а меньше всего — в Поволжье. Постоянным читателем журналов является каждый пятый россиянин. Журналы никогда не читают 35%, иногда — 45%, ежедневно — 19%.
Постоянным явлением стало чтение электронных книг. В сентябре 2011 года Аналитический центр Юрия Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провел масштабное социологическое исследование, посвященное электронному чтению в России. Исследование проводилось на базе 12 крупнейших городов Российской Федерации — Москвы, СанктПетербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, РостованаДону, Самары, Уфы, Челябинска. Опрашивались жители в возрасте 18 лет и старше, читающие книги — художественную или специальную литературу. В окончательную обработку попало более 1000 анкет.
С момента появления электронных читающих устройств на российском рынке прошло не так много времени, однако осведомленность об их существовании у жителей крупных российских городов присутствует. Так, о ридерах знают 84% опрошенных горожан, и лишь 16% респондентов пока о них не слышали.
Вместе с тем, при достаточно высокой осведомленности о существовании электронных книг и устройств для их чтения пользователи попрежнему предпочитают читать традиционные книги: только 3% из опрошенных жителей Москвы, СанктПетербурга и других крупных городов ответили, что читают исключительно электронные книги, не прибегая к бумажным. При этом 72% респондентов ответили, что они, как прежде, читают только обычные книги. И наконец, 25% опрошенных заявили, что они читают и обычные книги, и электронные. Таким образом, читатели электронных книг пока не отказываются и от чтения бумажных изданий.
Интересны мотивы, побудившие нынешних читателей электронных книг перейти от чтения с листа к чтению с экрана. 58% респондентов ответили, что одним из основных факторов, побудивших их перейти с «бумаги» на «цифру», стало то, что нужную книгу в электронном формате можно получить быстрее (рис. 1).
Рис. 1. Основные причины перехода от чтения бумажных книг к чтению электронных (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Аналитический центр Юрия Левады)
Сама по себе быстрота получения нужной книги может трактоваться поразному (например, за ней не надо ехать в магазин), однако примечательно, что вторым по популярности стал ответ «не хочу тратить деньги». Таким образом, достаточно большая группа пользователей, обращающихся к чтению электронных книг, заведомо считает, что электронная книга, в отличие от бумажной, продукт бесплатный, и переход к чтению электронных книг поможет им экономить. Более того, связь двух причин (быстроты и дешевизны необходимого издания) получения ответов на заданный вопрос лишний раз указывает на то, что бесплатную (читай — пиратскую) книгу попрежнему достаточно легко найти в Сети и получить ее на свое устройство читатель может очень быстро.
Исследование выявило любопытную деталь: вопреки сложившемуся мнению, что с переходом от бумажного чтения к электронному, человек начинает читать меньше, 48% респондентов ответили, что, перейдя к электронной книге, они читают приблизительно столько же, сколько и раньше, а 42% сказали, что с появлением электронных книг они стали читать даже больше. Только 3% респондентов отметили, что при переходе на книги в электронном виде они стали читать меньше.
Рис. 2. Наиболее предпочитаемые место/время для чтения электронных книг (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)
В процессе исследования было обнаружено, что приверженцы электронных книг чаще всего читают их дома, а не в транспорте, как предполагалось до начала исследования (рис. 2). Скорее всего, чтение электронных книг в транспорте имеет место преимущественно в мегаполисах, где путь на работу и с работы нередко занимает дватри часа в день. Факт преобладания домашнего электронного чтения отчасти объясняется тем, что 46% читателей электронных книг попрежнему читают их с экрана обычного компьютера. Однако уже 44% респондентов подтвердили, что они используют для чтения то или иное специальное переносное устройство, а 9% — что распечатывают электронные тексты на бумагу и читают их в привычном виде.
Рис. 3. Виды электронных носителей, кроме ПК, используемые для чтения книг (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)
Из числа пользователей переносных устройств для чтения 56% указали, что этим устройством является ридер, который чаще всего и ассоциируется с электронной книгой (рис. 3). Далее по шкале популярности устройств, используемых для чтения, следовали коммуникатор/смартфон (25%), мобильный телефон (22%), и только 13% — iPod или iPad. Здесь важно отметить разницу между российским и американским рынками электронных устройств для чтения: если в нашей стране подавляющее большинство пользователей предпочитает чтение с ридеров, то за рубежом большей популярностью пользуются iPod и iPad (или многофункциональные планшетные устройства других видов).
Рис. 4. Главные достоинства электронных гаджетов (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)
Респондентам был задан ряд вопросов о том, какие они видят достоинства и недостатки электронных гаджетов. Половина опрошенных в качестве главных достоинств электронных устройств для чтения видит в том, что в них можно закачать нужное и стереть ненужное (рис. 4). Вторым по популярности ответом (42% опрошенных) оказался ответ, согласно которому электронные книги гораздо дешевле бумажных. Этот ответ можно трактовать поразному: электронная книга сегодня действительно стоит существенно меньше бумажной, однако этот вариант ответа не исключает, что под словами «гораздо дешевле» подразумевается бесплатное скачивание книг. Что бумажные книги, как продукт, устарели, считают 8%.
Одним из важных разделов исследования был вопрос, какие, по мнению пользователей электронных гаджетов, недостатки есть у этих устройств. И первым, вполне ожидаемым ответом был: «Вредно для глаз». Несмотря на то что производители электронных устройств для чтения постоянно их совершенствуют и ежегодно на рынке появляются всё новые и новые модели, этот вариант ответа в качестве главного недостатка выбирают 34% респондентов (рис. 5).
Рис. 5. Главные недостатки электронных гаджетов (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)
Довольно большая часть пользователей ожидает появления в электронных устройствах ряда свойств бумажной книги и испытывает разочарование, когда этого не происходит. Так, отсутствием возможности делать пометки на полях недоволен 21% пользователей электронных гаджетов; столько же отмечают отсутствие дизайна книги; 13% читателей сетует на однотипный шрифт; 10% — на слабый контраст текста и страницы и, наконец, 6% — на однообразный формат электронных книг.
В последние годы в библиотечной и педагогической среде сформировалось мнение, что при чтении текста с экрана прочитанное усваивается хуже. Однако данный тезис читателями электронных книг был опровергнут: только 6% из них утверждают, что прочитанное с экрана усваивается ими хуже, чем прочитанное с бумаги.
Помимо потребительских свойств электронных устройств в рамках исследования были изучены содержательные аспекты электронного чтения. Как показало исследование, примерно половина опрошенных скачивает книги для досугового чтения, четверть — для учебы и столько же — «и для того, и для другого». На вопрос о том, как читатели электронных книг скачивают сетевую литературу, ответы были получены достаточно красноречивые. Почти 80% читателей электронных книг признались, что загружают книги только бесплатно, 18% отметили, что обращаются к платной версии книг только при отсутствии бесплатной, и платят за скачиваемые произведения менее 1% читателей (рис. 6).
Рис. 6. Способы скачивания электронных книг из Интернета (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)
Среди наиболее востребованных жанров художественной литературы в электронном виде на первое место пользователи выдвинули фэнтези, далее — современную зарубежную прозу, западные детективы и научную фантастику (рис. 7).
Рис. 7. Самые востребованные жанры художественной литературы в электронном виде (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)
Можно сделать вывод, что наиболее читаемые жанры художественной литературы определяются, скорее, не типом носителя этих текстов (бумажного или электронного), а возрастом читателя, поскольку обозначенные жанры в основном отражают круг чтения молодого человека.
Самыми читаемыми в электронном формате среди нехудожественной литературы оказались книги по специальности (29%), учебная литература (24%) и энциклопедии (23%) — рис. 8.
Рис. 8. Самые читаемые виды нехудожественной литературы в электронном виде (источники: Роспечать России, Аналитический центр Юрия Левады)
Довольно интересным оказалось различие в моделях читательского и покупательского поведения потребителей печатных и электронных книг.
На вопрос, «для чего вы чаще всего покупаете книги», читатели бумажных книг, как правило, дают традиционные ответы, соответствующие моделям книгопотребления, характерным для конца 1970х — начала 1980х годов: «для домашней библиотеки» (около 50%), «прочитать и отдать» (45%). В то же время читатели, совмещающие «электронное» и «бумажное» чтение, более практичны в выборе книг и чаще, чем «бумажники», покупают их для учебы (около 30%), для работы (22%), то есть в познавательных и деловых целях.
Читательская мотивация приверженцев бумажных книг вполне традиционна: они чаще, чем читатели электронных книг, отвечают — «чтобы развеяться, развлечься» (42% читателей бумажных книг против 33% читателей электронных); «отвлечься от повседневных забот» (32% против 24%); «получить эмоции, переживания» (26% против 22%). Напротив, практический подход к чтению превалирует у читателей, предпочитающих электронное чтение, — «узнать чтото интересное, расширить кругозор» (59% против 47%), «получить новый опыт» (27% против 22%), «для работы» (26% против 14%), «для учебы» (21% против 6%). Можно сделать вывод, что бумажное чтение сегодня в большей мере предназначено для отдыха, а электронное является познавательным и деловым.
Как показало исследование, читатели, совмещающие обычное и электронное чтение, моложе тех, кто читает только «с листа»: средний возраст первых — около 30 лет, вторых — 44 года; первые более образованны: более половины (53%) уже получили или получают высшее образование (среди сторонников бумажной книги доля высокообразованных составляет 42%). Читатель электронных книг, как правило, отличается более высоким уровнем потребительских возможностей.
Интернет-торговля книгами
На фоне кризиса реализации бумажной книги по традиционным каналам сбыта обращает на себя внимание рост книжной интернетторговли. Если в 2008 году доля книжных интернетпродаж в России составляла, по разным оценкам, от 4 до 6%, то в настоящее время она уже оценивается на уровне 8%. Из таблицы видно, что большинство игроков книжной онлайнторговли за четыре года существенно расширили свой ассортимент.
Ведущим игроком на рынке книжной интернетторговли попрежнему является интернетмагазин Ozon.ru, доля которого в Интернете самой компанией оценивается более чем в 50%. По словам ее представителей, компания не испытывает влияния кризиса и фонды ее растут как в количественном, так и в денежном выражении.
Ведущие книжные интернет-магазины в Рунете (Источники: данные компаний, РБК, экспертные оценки)
Название магазина |
Адрес в Интернете |
Число наименований книг в ассортименте |
Владелец |
Год создания |
|||
Апрель 2009 |
Апрель 2010 |
Апрель 2011 |
Апрель 2012 |
||||
Ozon |
www.ozon.ru |
140 000 |
335 000 |
Ок. 500 000 |
790 000 |
РРЕ Group |
1998 |
Books.ru |
www.books.ru |
314 471 |
160 501 |
128 906 |
3 508 036 |
ООО «Символ-Плюс» |
1996 |
Библион |
www.biblion.ru |
140 864 |
180 000 |
220 000 |
Около 250 000 |
ЗАО «Библион — Русская книга» |
1999 |
Библио- Глобус |
www.bgshop.ru |
250 000 |
250 000 |
250 000 |
250 000 |
Холдинг «Библио-Глобус» |
2000 |
Лабиринт |
www.labirint-shop.ru |
143 635 |
Н/д |
84 090 |
117 070 |
ООО «Лабиринт» |
2005 |
Болеро |
www.bolero.ru |
125 308 |
140 474 |
143 785 |
436 085 |
Интернет-холдинг «eHouse» |
1999 |
Со@Libri |
www.colibri.ru |
35 184 |
Более 100 000 |
108 117 |
117 712 |
«Внебиржевые системы» |
1999 |
Read.ru |
www.read.ru |
— |
100 000 |
Более 200 000 |
337 587 |
Группа компаний «Логос» |
2009 |
Soyuzkniga |
www.soyuzkniga.ru |
— |
100 000 |
40 000 |
Магазин закрыт |
Холдинг «Терра-ИПК» |
2009 |
Bookеan |
www.bookean.ru |
— |
100 000 |
170 000 |
В стадии закрытия |
Компания «Топ-книга» |
2009 |
Основным направлением для Ozon.ru, как и прежде, является продажа книг, доля которых в общем обороте компании составляет 37%. По состоянию на 1 марта 2012 года в ассортименте компании было представлено около 790 тыс. наименований книг. Из них 240 тыс. составляли книги на русском языке, а 550 тыс. — книги на иностранных языках (рис. 9). Кроме того, по данным компании, в ее каталоге содержится более 1 млн книг, доступных к печати по требованию, а также более 50 тыс. наименований букинистических изданий.
Рис. 9. Динамика развития книжного ассортимента Ozon.ru в 2007-2011 годах (источник: интернет-магазин Ozon.ru)
В 2011 году компанией было продано более 5,5 млн экземпляров книг. Рост продаж по наименованиям составил 40%, рост продаж в экземплярах — 12% от объема предыдущего года. Средняя цена книги на сайте компании составляла около 280 руб., среднее количество книг в заказе — от 3 до 5 экз. Темпы прироста стоимости среднего чека книжного заказа в 2011 году по отношению к таким же показателям 2010 года составили 8%.
К началу марта 2012го Ozon.ru расширил сеть по доставке и выдаче заказов в регионах России до 200 городов, где сегодня располагается около 2 тыс. пунктов выдачи заказов, включая места выдачи, организованные предприятиямипартнерами.
Между тем, в последний год участились жалобы клиентов на неоперативность доставки товаров. В частности, как отмечают пользователи сервиса «Яндекс.Маркет», проблемы в магазине стали особенно заметны летом 2011 года и прежде всего были связаны с обработкой заказов. С запуском глобальной рекламы по всей России количество клиентов существенно возросло. К началу марта 2012го средняя посещаемость сайта компании выросла до 600 тыс. человек в день, и сотрудники магазина перестали справляться с потоком заказов. Заявки, сделанные в «пиковые» сезоны (например, перед Новым годом), обрабатываются и доставляются, по мнению клиентов, чересчур медленно. Реже пользователи жалуются на ошибки в формировании посылок и на ненадлежащее качество доставляемых товаров (в том числе книг).
Начиная с 2010 года Ozon.ru уделяет особое внимание направлению, связанному с продажей электронных книг. Рост продаж в этом сегменте в 2011м в сравнении с 2010 годом составил 40%. Между тем, когда в 2010м компания выпустила собственный ридер Ozon Galaxy и «связала» его со своей электронной библиотекой, данный проект не обрел большой популярности среди покупателей. Компания продала всего несколько тысяч устройств и отказалась от выпуска второй модели Ozon Galaxy. В феврале 2011 года Ozon.ru приостановил сотрудничество с компанией «ЛитРес» и сосредоточился на заключении прямых контрактов с правообладателями (издательствами) и самостоятельном формировании ассортимента.
Что касается других представителей рынка книжной интернетторговли, то здесь прежде всего следует отметить деятельность интернетмагазина «Лабиринт» — второго по значимости игрока в сфере книжных интернетпродаж. На данный момент у магазина функционирует курьерская служба, действующая в 300 населенных пунктах России, а также пункты самовывоза почти в 40 городах. Получив первый заказ, каждый покупатель автоматически становится участником дисконтной программы: накопительная скидка постепенно достигает 15%. Заказы на сумму от 800 руб. по Москве доставляются бесплатно. В качестве бонусных программ интернетмагазин регулярно проводит конкурсы, викторины и акции, в результате которых разыгрываются подарки из его ассортимента (книги, фильмы, музыка, софт, игрушки и др.).
Публикацию по материалам Роспечати России подготовил Андрей Крылов krylov@compress.ru