Виды транспорта на винных и водочных этикетках
В 1803 году в Российской Империи было образовано Управление путей сообщения. Одной из обязанностей этого учреждения была установка верстовых столбов (1 верста — 1052 метра) на трактах, то есть на главных государственных дорогах. Помните стихотворение Н.А. Некрасова «Генерал Топтыгин»?
Дело под вечер, зимой,
И морозец знатный.
По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Мужичок обратный.
Так вот, «столбовая дорога» — путь с верстовыми столбами. Кроме того, Управление ведало содержанием действующих и постройкой новых мостов на трактах, организацией и финансированием паромных переправ и т.д. Одним словом, содействовало развитию транспорта в России.
Водные стихии
Во все времена реки и разъединяли, и соединяли народы. Скажем, нужно было перебраться с одного берега на другой. Тут, пожалуйста, «Перевоз» (рис. 1) с перевозчиком, который по сходной цене доставит вас на лодке, куда прикажете.
Рис. 1
Рис. 2
Коли водная стихия представлена, то на ней обязательно должны быть парусные суда, которые не боятся выйти в открытое море (рис. 2).
Действительно, ранним августовским утром 1492 года три каравеллы под командованием Христофора Колумба отплыли от берегов Испании на запад, чтобы, пройдя Атлантический океан, найти путь в Индию. Корабли назывались так: «СантаМария» (рис. 3), «Нинья» и «Пинта». Куда приплыли эти парусники 12 октября 1492 года, хорошо известно: то была Америка, а 12 октября с тех пор считается официальным днем открытия континента.
Рис. 3
Рис. 4
Правда, теперь ученые разных стран, изучая артефакты, пытаются доказать, что до Христофора Колумба в Америке побывали и норманны, и египтяне, и полинезийцы, и японцы, но кто на самом деле открыл Америку первым, пока не установлено.
«Титаник» (рис. 4) — четырехпалубный красавец пассажирский пароход длиной 268 метров отошел от причала английского города Саутгемптона и отправился 10 апреля 1912 года в свой первый и последний рейс к берегам Америки. Пассажиры, предвкушая прекрасное путешествие на непотопляемом современном пароходе, были в приподнятом настроении, а оставшиеся на берегу завидовали отплывающим счастливчикам.
В ночь на 15 апреля 1912 года «Титаник», тот самый «абсолютно непотопляемый» «Титаник», столкнулся с айсбергом (радаров тогда еще не было) и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2224 душ (пассажиры и члены команды) погибли 1514 человек, спаслись только 710. Лодок на всех, находившихся на корабле, не хватило, так как по тогдашним правилам количество аварийных плавсредств рассчитывалось не по числу пассажиров на судне, а по его тоннажу.
Кстати, температура забортной воды в той части Атлантического океана, где «Титаник» подал сигнал «SOS», была всего +1 °С, поэтому человек, попав в ледяную воду, сохранял жизнеспособность только 10 минут.
Лошади
Разумеется, после водных прогулок путник обязательно возвращается на берег, и тут уж никак не обойтись без лошади, хоть для упряжи, хоть для верховой езды. С развитием, как пишут в книгах по экономике, товарноденежных отношений на Руси сначала появились ямщики, а за ними и тройки, и «Ямская водка» (рис. 5). По мере развития технического прогресса внимание к лошадям в разных странах изменилось: в Соединенных Штатах Америки на 2010 год насчитывалось 11 млн лошадей, а в России — всего миллион. К счастью, в последнее время у нас стали внимательнее относиться к этим красивым животным: отмечены успехи в выведении лошадейрекордсменов. Вот их имена: Анилин, Ледок, Акбузат, всех не перечислить.
Рис. 5
Рис. 6
На христианской иконе «Вход в Иерусалим» на первом плане изображен библейский сюжет: Иисус Христос въезжает в город верхом на осле. Сразу возникает вопрос: почему осел, а не лошадь? Искусствоведы и церковники объясняют это так: на осле Господь не возвышался над верующими, не отдалялся от них, а был с ними рядом, был среди них. Кроме того, всадник на лошади ассоциируется с силой, с воином, а едущий на осле мирен и спокоен, поэтому проповеди Христовы быстрее доходили до ушей и душ мирян (рис. 6).
Железные дороги
Первая железная дорога длиной 27 км в России была построена в 1837 году между столицей Российской Империи СанктПетербургом и Царским Селом, загородной резиденцией русских царей. Ширина колеи была принята в 1829 мм, хотя во всех странах Европы она составляла 1435 мм. По данным 1977 года эксплуатационная длина железных дорог России составляла 139,6 тыс. км, в том числе электрифицированных — 40,0 тыс. км.
Рис. 7
Рис. 8
В 1999 году в городе Красноярске была выпущена «Юбилейная водка» — в честь 100летия Красноярской железной дороги (рис. 7). Отдельные участки огромной железнодорожной сети России имеют собственные управления: есть Управление Московской железной дороги, Октябрьской (от Москвы до СанктПетербурга), Красноярской, Пензенской, Саратовской и т.д. Отмечены 40градусным сувениром «Три богатыря» (рис. 8) — в честь присвоения высоких званий тогдашнему руководству дороги:
- Ю.Г. Шаповалову, начальнику Красноярской железной дороги — звания академика Российской инженерной академии;
- В.Г. Шабалину — начальнику Службы движения этой дороги — звания академика Международной инженерной академии;
- В.Ф. Евстигнееву — заместителю начальника этой дороги, руководителю строительства нового железнодорожного моста через Енисей — звания членакорреспондента Российской инженерной академии.
Автомобили
По сведениям, добытым из солидных научных изданий, информирующих о новейших находках артефактов экспедиции, работающей на берегу Мертвого моря в Израиле, там обнаружена и, главное, расшифрована одна из редчайших рукописей, отрывок из которой мы впервые приводим в переводе на русский язык.
«И когда все люди погрязли в разврате и блуде, только три праведника противились дьяволу: святой Сульфиций, святой Диомантий и святой Колларий. И задумал дьявол погубить их. Он явился святому Сульфицию и прикинулся воздухом. Святой заткнул себе рот и нос, перестал дышать, умер в страшных муках, спас свою душу и так посрамил дьявола. Амэн. И явился он второму святому Диомантию и прикинулся хлебом. Святой перестал есть. Тогда нечистый прикинулся водой. Святой перестал пить. Так он умер в страшных муках, спас свою душу и тем посрамил дьявола. Амэн. И явился соблазнитель третьему святому, святому Колларию, и прикинулся женщиной…». Звали ее «Белая леди» (рис. 9).
Анекдотов про ГАИ и ГИБДД много, они общеизвестны, поэтому мы их не приводим.
Рис. 9
Рис. 10
65й юбилей ГАИ (рис. 10) или ГИБДД также был отмечен выходом водочной этикетки. Если серьезно расшифровать аббревиатуру этой организации, то получается «Государственная инспекция безопасности дорожного движения». Ушлые «шоферисты» тут же дали свою расшифровку: «Гони инспектору бабки, двигай дальше». Водители остры на язык. Когдато вышла «шайтанвода», в «паспорте» которой, на этикетке, слово «водка» было набрано не в одну строку, а змейкой. Тут же этот «продукт» был наречен «коленвалом».
Количество машин в Москве растет постоянно. У известного барда Олега Митяева в одной из песен есть такие слова:
Поголовье машин возросло,
И стада их все медленней бродят…
Пятый океан
На планете Земля есть только четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, но с развитием воздухоплавания пятым стали называть Воздушный океан.
В двадцатые годы прошлого века в Советском Союзе появился и стал популярен «Марш авиаторов»:
Мы рождены, чтоб сказку сделать
былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки
крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.
Всё выше, и выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
И до Великой Отечественной войны, и после звучал этот бодрый запоминающийся марш, автором которого якобы был немецкий студент Хорст Вессель (безвременно погибший) и писал он его якобы для фашистского Военновоздушного флота. Когда этот слух распространился, был издан приказ: «Немедленно разобраться и доложить!»
После аврального сбора и обработки информации было установлено, что автором этого марша является не немец, а житель одного из городков Томской губернии Юлий Хайт, который еще в 1923 году написал музыку, а его друг и соратник Павел Герман тут же сочинил слова к «Маршу авиаторов». Вот так всё и выяснилось.
Биплан «И16» на этикетке водки «Гражданская оборона» (рис. 11) остается памятью о предвоенных временах, когда «Пилоты» (рис. 12) осваивали «Высший пилотаж» на таком самолете. Летал на нем главный герой довоенного кинофильма «Истребители» в исполнении знаменитого актера Марка Бернеса.
Рис. 11
Рис. 12
В память о воздушном полке, где бок о бок с русскими сражались на советских самолетах и французские летчики, выпущена водка «Нормандия — Неман» (рис. 13).
Рис. 13
В 1961 году наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу в космос, совершив всего один виток вокруг нашей планеты и благополучно вернувшись на Землю. Это мировое событие было отмечено выпуском водки, имеющей в названии одно слово: «Поехали!» (рис. 14). Именно его произнес Юрий Алексеевич, когда стартовала ракета.
В 1962 году в Москве построили совершенно новый аэропорт «Домодедово», а к нему «соорудили» и сувенирный «флакон» 40градусной жидкости того же названия.
Другие виды транспорта
По древнему преданию, одна из общин молдаван долго отбивалась изза крепостных стен от осаждавших ее врагов. Запасы еды подходили к концу, вода в колодцах закончилась, и воинам, защитникам крепости, оставалось лишь погибнуть от жажды… Тогда главный церковный служитель обратился с мольбой к аистам: «Милые птицы! Много лет мы дружно жили рядом с вами, любовались вашей красотой и силой, но нас окружили враги, которые хотят отдать наш народ в рабство, а дома, церкви и гнезда ваши предать огню. Мы долго защищали родной город, но вода в колодцах иссякла, и мы погибаем от жажды. Спасите нас! Пусть каждый из вас принесет по одной грозди винограда с живительной влагой! Помогите нам!»
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
И аисты, услышав мольбу, стали носить виноград. Молдаване воодушевились и прогнали врагов. С тех пор аист, несущий гроздь винограда, — символ Молдавии (рис. 15).
Рассмотрев некоторые виды транспорта, мы узнали красивую легенду, а теперь и до сказки недалеко... Помните, как дурак Емеля поймал волшебную щуку (рис. 16), а потом разъезжал по деревне на русской печи? Вот вам и транспортное средство, не требующее ни бензина, ни техосмотра, ни ремонта, ни дороги. Красота! Только ведь холодно было и в дождь, и в снег на печи: крыши нет, а от кирпичей всё тепло встречным ветром сдувало. Если бы были в те времена автомобили, сказочники обязательно учли бы это и придумали какойнибудь домик на печи. Но… вечный двигатель пока невозможен.
Этикетки из коллекции автора