Покорение Сибири продолжается
В апрельском номере нашего журнала были опубликованы интервью с директорами двух сибирских типографий, сделавших выбор в пользу оборудования Speedmaster SM 52 Anicolor. Однако упомянутые в статье машины приобретались в 2008 и 2010 годах. На выставке drupa 2012 состоялась премьера новой серии Speedmaster SХ, которая создана на платформе печатных машин Speedmaster SM с использованием передовых технологий, применяемых в машинах серии XL, таких как интеллектуальная система Intellistart в пульте Prinect Press Center, темперирование красочных аппаратов, программа Color Assistant Pro, автоматически осуществляющая контроль состояния пленки в красочных ящиках, и многие другие опции, существенно повышающие уровень автоматизации. В результате новая серия SX отличается повышенной на 2030% производительностью, пониженным электропотреблением, а также практически полным отсутствием вредного воздействия на окружающую среду.
Машины Speedmaster SX 52 предлагаются в различных конфигурациях: от двух до десяти печатных секций, с устройством переворота или без него и т.д. Среди многочисленных опций — лакировальная секция, включающая УФлакирование, высекальную секцию, а также красочный аппарат Anicolor.
Благодаря использованию короткого, не требующего зональной регулировки красочного аппарата Anicolor, уменьшение количества бумажных отходов может достигать 90%. В апреле 2012 года начался выпуск Speedmaster SX 52 Anicolor с нулевым уровнем выбросов CO2. К сожалению, в России экологичность пока не является важным фактором при выборе оборудования, но увеличение производительности, безусловно, заинтересовало многие типографии. Нам удалось пообщаться с руководителями типографий, которые приняли решение о приобретении подобного оборудования в прошлом году, и выяснить причины выбора именно этих печатных машин.
Одним из таких предприятий стала типография «Ситалл», которая в ноябре 2012 года установила на производственной площадке в г.Красноярске четырехкрасочную Heidelberg Speedmaster SX 52 с красочным аппаратом Anicolor. На наши вопросы любезно согласился ответить директор полиграфической компании «Ситалл» Павел Владимирович Кочкин.
КомпьюАрт: Расскажите, пожалуйста, об истории развития типографии. На изготовлении какой продукции специализируется «Ситалл» сегодня?
Павел Кочкин: 11 сентября 1993 года на новой однокрасочной машине Heidelberg GTO 521 компания «Ситалл» получила свой первый оттиск. Мы начинали свой путь с коллективом из 15 человек, которые никогда не имели отношения к полиграфии. Был приобретен полный комплекс печатного оборудования. Незнакомые нам тогда Macintosh Quadra были предметом гордости. В «Ситалл» был лучший в регионе фотовывод Linotronic 330. Из послепечатного оборудования — только резак Polar 76. С таким парком, непониманием технологий и рынка началась типография. Молодость и упорство буквально за полгода позволили загрузить печатную машину настолько, что встал вопрос о покупке более производительной Heidelberg Speedmaster 742P и дополнительного послепечатного оборудования. Попытка заявить о себе, как о серьезной типографии, привлекла к типографии «Ситалл» внимание потребителей этикетки и упаковки. Это был уже новый этап развития, для решения поставленных задач были приобретены сначала пяти и шестикрасочные офсетные машины, а затем и семи и девятикрасочные флексо машины. «Ситалл» предлагает региональным потребителям не только этикетку, но и рекламные сопроводительные материалы.
Директор полиграфической компании «Ситалл» Павел Владимирович Кочкин
Мы начали развивать цифровое направление печати с 2005 года, выделив его в самостоятельную компанию. Сегодня наша цифровая типография «Operaprint» оснащена цифровыми печатными машинами от Xerox с флагманом COLOR 1000 и печатным оборудованием «сухого офсета» Heidelberg QM DI 464. Это позволяет очень быстро выполнять короткие тиражи.
КА: Какие тенденции наблюдаются на рынке коммерческой печати в регионе? Решение в пользу Speedmaster SХ 524 с красочным аппаратом Anicolor зрело давно?
П.К.: Анализ портфеля заказов за последние несколько лет показывал уменьшение тиражности заказов стандартной цветности до 100500 экземпляров. Эти тиражи экономически абсолютно невыгодны. На стандартных печатных машинах количество листов «разгонки» сравнивалось с количеством тиража, цифровые машины по расходу тонера не позволяли установить доступные цены. И предложение от Heidelberg с красочным аппаратом Anicolor появилось как раз кстати. Итак, уже имея портфель заказов с небольшими тиражами, стандартной красочности и на обычных мелованных бумагах, мы приобрели Speedmaster SX524 Anicolor. Оборудование покупалось под уже имеющиеся заказы для снижения себестоимости продукции и для того, чтобы разгрузить более «тяжелые» машины от коротких тиражей. Ожидания полностью оправдались. Имеющаяся в «Ситалле» автоматическая диспетчеризация заказов позволяет скомплектовать сменное задание для Anicolor таким образом, что буквально десяти листов хватает, чтобы подготовиться к очередному тиражу — время перехода с тиража на тираж не превышает десяти минут. Уменьшение вариативности заказов позволило еще больше снизить операционные издержки, и сегодня мы предлагаем клиентам короткие тиражи по очень низким ценам, получая при этом достаточную прибыль.
КА: Были ли проблемы при инсталляции и эксплуатации машины? Изменились ли требования к допечатной подготовке?
П.К.: Что касается особенностей эксплуатации красочного аппарата Anicolor, то допечатная подготовка вызывает наименьшие трудности, поскольку заказчики коротких и недорогих тиражей практически не требуют пруфоттисков, очень быстро приспосабливаются к стабильному профилю машины. В этой печатной машине невозможно регулировать красочные зоны, зато совершенно отсутствуют такие проблемы, как шаблонирование и разнотонность. Минимальная номенклатура расходных материалов приводит к стабильному результату. Здесь работает классическое правило — чем меньше поставщиков, тем лучше качество продукции.
Однако у печатной машины есть свои особенности, которые нужно знать.
Вопервых, красочный аппарат очень чувствителен к климатическим условиям в цехе, поэтому мало поддерживать стабильную влажность и температуру, важно также контролировать скорость движения воздушных потоков в непосредственной близости от анилоксовых валов, поскольку даже незначительный сквозняк может изменить количество передаваемой краски.
Вовторых, сорность бумаги не только приводит к появлению «партизан» на оттиске, но и может пагубно сказаться на анилоксе. Втретьих, красочный аппарат более чувствителен к pН увлажняющего раствора, незначительные отклонения которого могут привести не только к плохому закреплению краски, но и к нестабильной печати.
Я не могу комментировать использование Anicolor при печати «пантонами» или на тисненых, а тем более дизайнерских бумагах. Для нас это осознанные и нормальные ограничения, поскольку парк машин позволяет выполнить такие работы без использования Anicolor.
КА: Насколько универсально данное печатное оборудование?
П.К.: Я уверен, что машина с красочным аппаратом Anicolor не предназначена для универсальной печати. Она очень хорошо работает в узкой целевой нише коротких тиражей на стандартных бумагах с обычной триадой. Такое использование печатной машины может принести максимальный экономический эффект.
Печатник Владимир Мясников и директор по производству «Ситалл» Вадим Смирнов возле печатной машины Speedmaster SX-52-4 Anicolor
Аналогичные вопросы мы адресовали другому обладателю печатной машины Speedmaster SХ 524P+L с красочным аппаратом Anicolor, но оборудованным переворотом листа и секцией лакирования, — директору типографии «ВИК» г.Тюмени Алексею Валуеву.
КомпьюАрт: Расскажите, пожалуйста, об истории развития типографии. Давно ли вы сотрудничаете с компанией Heidelberg?
Алексей Валуев: В этом году нашей типографии исполнится 20 лет. Основал ее мой отец, я продолжаю его дело. Начинали трудно, со списанной в металлолом советской печатной машины «Офсет 80», потом работали на «Доминантах» в третьем формате. Кстати, с печатным оборудованием Heidelberg мы познакомились давно, когда купили подержанную печатную машину MOffset. Потом взяли двухкрасочную подержанную Speedmaster, после чего решили, что более выгодно покупать новое печатное оборудование, поскольку оно и производительнее, и гораздо менее проблемное в сервисном обслуживании. Первой новой печатной машиной стал, тем не менее, Roland 200 второго формата, а в начале этого года мы взяли новую машину в третьем формате Speedmaster SХ 524P+L Anicolor. Реальное же сотрудничество с компанией Heidelberg у нас началось пять лет назад с покупки CTP второго формата — Suprasetter A 75.
КА: На изготовлении какой продукции специализируется типография сегодня?
А.В.: Мы работаем в сегменте коммерческой печати, и у нас много малых и средних тиражей. Типография функционирует круглосуточно в две смены по 12 часов; в каждой смене два печатника. Печатаем всё, начиная от визиток на картоне и заканчивая журналами и брошюрами.
КА: Между каким оборудованием происходил выбор и почему решение было принято в пользу Speedmaster SХ 52 с красочным аппаратом Anicolor с переворотом листа и с секцией лакирования?
А.В.: Честно говоря, особого выбора между несколькими печатными машинами в данном случае не было. Была задача обеспечить возможность печати малых тиражей в третьем формате. Кроме решения от Heidelberg, было рассмотрено лишь предложение от компании «ЯМ Интернешнл» по поставке печатной машины Komori Enthrone, но после долгих переговоров более перспективным показалась всетаки Speedmaster SХ 52 Anicolor. При этом не предполагалось целенаправленное приобретение новой серии SX, просто так совпало, что решение о покупке машины нужно было принимать в прошлом году. С целью ознакомления с машиной я поехал на выставку drupa, а затем посетил реально работающую с этим оборудованием типографию «Формула цвета» в Москве. Устройство переворота листа было необходимо для работы с имеющейся листоподборкой Horizon третьего формата. Хотя, должен признать, при наших объемах печати эта опция оказалась не очень востребованной, а вот секция лакирования стала весьма актуальной, и после освоения печатниками ее функционала нам удалось существенно улучшить качество продукции и даже привлечь дополнительные заказы.
КА: Изменились ли требования к допечатной подготовке и к контролю качества печати?
А.В.: Нет, мы решили ничего не менять. Просто уделяем больше внимания контролю при печати на нестандартных материалах. Некоторым нашим клиентам теперь кажется, что краски стали более плотными и насыщенными, но мы периодически проверяем денситометром плотность краски, и контроль по всем нормативам показывает, что ничего не изменилось. На мой взгляд, это особенность краски для Anicolor, которая придает печатной продукции некоторый дополнительный блеск.
КА: Для печати каких тиражей используется машина, и для каких, на ваш взгляд, данное печатное оборудование оптимально подходит?
А.В.: Безусловно, машина предназначена для печати тиражей от 100 до 56 тыс. экземпляров. Мы пробовали печатать на нем более длинные тиражи, но получается трудно и неинтересно. Например, мы печатали 100 тыс. листовок формата А4, а также журнал тиражом 8,5 тыс. экземпляров объемом 70 страниц формата А4. В итоге пришли к выводу, что проще такие заказы делать на втором формате. Раньше мы отказывались от тиражей менее 500 экземпляров, а теперь с удовольствием берем их в работу. Благодаря наличию секции лакирования удается придать продукции более нарядный вид, что, в свою очередь, привлекает к нам заказчиков.
КА: Велика ли загрузка машины? Сколько раз в день приходится менять формы?
А.В.: С февраля этого года машина сделала уже более 2 млн. отпечатков, то есть в месяц у нас получается около 800 тыс. отпечатков. За это время мы сменили более 4 тыс. форм. В среднем — это примерно 1520 приладок в день. Но бывает, что делаем за смену и 30 приладок.
КА: Были ли проблемы при инсталляции и эксплуатации машины? Потребовалось ли дополнительное обучение персонала?
А.В.: С качеством печати на новой машине проблем не было, с обучением тоже. Вопросы у печатников вызвала лишь лакировальная секция, так как ранее они не имели с ней дела, поэтому потребовались дополнительные консультации. Также хочу предупредить о необходимости после каждых 10 тыс. оттисков удалять остатки краски — так называемую бороду на нижней части красочного аппарата, о чем не всегда предупреждают при продаже оборудования.
Но все это несущественные рабочие моменты, особенно по сравнению с тем, что при печати на этой машине нам удалось полностью избавиться от проблемы разнооттеночности, которая раньше периодически возникала, поскольку зависела от опытности печатника.
КА: Как решаются проблемы сервисного обслуживания?
А.В.: Пока на машину действует трехлетняя гарантия, все вопросы решаем с сервисцентром «ГейдельбергСНГ» в Екатеринбурге. Уже пришлось к ним обратиться и поменять по гарантии клапан печатного цилиндра, хотя, возможно, это не брак производителя, а результат работы с нарушением климатических условий в помещении. Тем не менее нам очень оперативно его заменили. Справедливости ради должен отметить грамотную работу екатеринбургских сервисинженеров, которые всегда оперативно оказывают нам профессиональную помощь и консультируют.
КА: Какие краски вы используете? Экспериментировали ли с печатью на различных видах дизайнерских бумаг?
А.В.: По краскам мы работаем с компанией «ОктоПринт Сервис», пользуемся только рекомендованными компанией Heidelberg красками Saphira Anicolor. Были предложения сэкономить, но мы не стали экспериментировать, так как нас полностью устраивают используемые сейчас краски. Что касается применения различных дизайнерских бумаг, то мы стараемся всетаки воздерживаться от подобных заказов, так как, с одной стороны, большинство таких материалов поставляется в Тюмень под заказ и сроки поставки могут исчисляться двумятремя неделями, а заказчик не всегда готов столько ждать. С другой стороны, хочется поберечь оборудование.
КА: Какие тенденции наблюдаются на рынке коммерческой печати в регионе?
А.В.: Некоторым кажется, что всё плохо и будет еще хуже, но я не сторонник пессимистических прогнозов. На мой взгляд, в Тюмени спрос на полиграфическую продукцию растет, что мы и наблюдаем на своем производстве. Большинство типографий в нашем регионе приобретает только подержанное полиграфическое оборудование, но, несмотря на большую финансовую нагрузку, я предпочитаю работать на перспективу и инсталлировать новые устройства.
КА: Какие планы на ближайшее будущее?
А.В.: Последние годы я старался обновить и увеличить печатные мощности типографии, теперь пришел черед модернизировать послепечатное оборудование. Уже сейчас в пиковые периоды послепечатный участок не поспевает за печатным производством. Если получится досрочно закрыть в текущем году все наши кредитные обязательства, то в следующем будем устанавливать дублирующее послепечатное оборудование — еще одну бумагорезальную машину, еще одну машину КБС и еще один листоподбор.