КомпьюАрт

5 - 2013

Технологии и оборудование для изготовления фотокниг

Во время проведения выставки был организован «Круглый стол», посвященный фотокнигам. На нем прозвучало, что рынок фотокниг развивается не столь быстрыми темпами, как ожидалось их изготовителями. Был отмечен недостаток специалистов, представляющих, что такое фотокниги. Здесь уместно напомнить, что в фотокниге листами являются сами отпечатки (фотографии). Основой же фотоальбома служат листы картона, пластика, к которым (отпечатки) фотографии прикрепляются различными способами.
Вячеслав Румянцев, канд. техн. наук

В выставочном центре «Крокус» в Москве 12-14 апреля 2013 года прошло несколько выставок, одна из которых — «Фотофорум» — имела отношение к тому, что касается фотографии и не только ее. В экспозиции было несколько разделов. Наибольшее внимание посетителей, особенно тех, кто пришел на выставку со своей фототехникой, привлекали разделы, непосредственно связанные с фотоаппаратами и различными приспособлениями к ним.
Раздел, посвященный фотокнигам и оборудованию для их изготовления, привлекал меньшее внимание, особенно в последний день работы выставки. Сложилось впечатление, что участников в этом разделе было меньше, чем на аналогичной выставке 2012 года.

Во время проведения выставки был организован «Круглый стол», посвященный фотокнигам. На нем прозвучало, что рынок фотокниг развивается не столь быстрыми темпами, как ожидалось их изготовителями. Был отмечен недостаток специалистов, представляющих, что такое фотокниги. Здесь уместно напомнить, что в фотокниге листами являются сами отпечатки (фотографии). Основой же фотоальбома служат листы картона, пластика, к которым (отпечатки) фотографии прикрепляются различными способами.

При изготовлении фотокниг используются как отпечатки, полученные с применением как классической фототехнологии (получение сначала невидимого изображения с последующей его визуализацией — проявкой), так и технологий струйной и электрографической печати, обеспечивающих получение не «фотографий», а просто оттисков, поскольку сразу осуществляется видимое изображение. На стоимость фотокниги во многом влияет то, какие технологии и материалы используются.

Применяемые для изготовления отпечатков технологии позволяют получать листы, запечатанные с одной или двух сторон, и от этого зависит их дальнейшая обработка.

При получении блока фотокниги из односторонних отпечатков последние соединяются между собой в блоке с помощью листов картона или пластика, на обе стороны которых предварительно нанесен слой клея. Используется также технология, когда слой клея (холодного или термоклея) наносится непосредственно на оборотные стороны отпечатков. Напомним, что на первых этапах изготовления фотокниг листы соединялись еще и с помощью двусторонней липкой ленты. Но эта технология, при которой на отпечатках через какое­то время после склейки проявляются следы на границах липкой ленты и отпечатка, сегодня неактуальна.

Любая технология имеет свои плюсы и минусы.

Казалось бы, технологии изготовления фотокниг достаточно отработаны. Но некоторые вопросы все же остаются, — например с помощью чего лучше соединять односторонние отпечатки — с помощью листов картона/бумаги или пластика? Соединять ли отпечатки с помощью упомянутых выше промежуточных листов («сухая» технология) или с помощью жидкого клея («мокрая» технология)? У каждого вида скрепления есть достоинства и недостатки, сторонники и противники.

Листы материала для фотопечати и для печати с помощью принтеров многослойны. Масса 1 м2 материала — 100­280 г, то есть часть материалов можно назвать бумагой, а часть — картоном. Напомним, что по «ГОСТ 17586­80 Бумага. Термины и определения» бумагой считается материал с массой квадратного метра до 250 г, состоящий преимущественно из растительных волокон, связанных между собой силами поверхностного сцепления, в котором могут содержаться проклеивающие вещества, минеральные наполнители, химические и натуральные волокна, пигменты и красители. Материал свыше 250 г/м2 относится к картону. Но сегодня определения бумаги и картона, видимо,  нуждаются в уточнении.

Для простоты будем называть все листы для изготовления отпечатков бумагой, а листы для их скрепления — картоном.

Листы пластика, в принципе, химически инертны, хотя некоторые фотокниги имеют запах, свидетельствующий об использовании в них пластика не самого высокого качества. Но некоторые фирмы предлагают бескислотный картон (так называемый архивный или музейный), не содержащий оптических отбеливателей, использование которого предотвращает возникновение химической реакции между фотоизображением и картоном. Листы пластика используются из­за их низкой стоимости. В то же время немногие изготовители фотокниг обращают внимание на то обстоятельство, что пластик и картон имеют различные свойства.

Листы картона в силу своей волокнистости при изменении относительной влажности воздуха и температуры меняют свои размеры, что может привести к объемной деформации листов и всего блока в целом. Даже находясь между двумя отпечатками, лист картона может поглощать или испарять через свои торцы влагу. Свойства картона и фотобумаги различаются, поэтому блоки фотокниг могут деформироваться — становиться волнистыми или приобретать форму «блюдца», когда середина блока фотокниги становится выпуклой или вогнутой по краям блока. Однако через какое­то время при нормальной относительной влажности воздуха блоки становятся ровными. Если же торцы блока закрыть пленкой, нанеся на них рисунок или позолоту, то деформация блока в большинстве случаев будет отсутствовать. Это означает, что листы бумаги и картона надо скреплять, когда они находятся в равновесном состоянии.

Что касается размеров листов пластика, то они зависят только от температуры окружающей среды, но не зависят от ее влажности. Однако встречаются листы пластика, не имеющие плоской формы, которые в отличие от листов картона, исправить практически нельзя — они переходят в отходы. Теперь представим, что к листам пластика приклеены листы бумаги. Свойства у этих материалов различны. Листы бумаги (если она не полностью синтетическая) под действием влаги удлинятся (растянутся), а листы пластика будут иметь неизменные размеры. Теперь приклеим листы такой бумаги к листу пластика. Спустя какое­то время бумага высохнет и сожмется. Таких циклов растяжения/сжатия может быть много. Конечно, бумага держится на пластике только за счет тонкого слоя клея. На сколько циклов растяжения/сжатия хватит этого клеевого слоя? На год, два или больше? В какой­то момент слой клея может не выдержать и произойдет отслоение бумаги от пластика. Кстати, при использовании пластика существует вероятность образования воздушных пузырей.

Если для соединения отпечатков используется картон, то он так же, как и бумага, впитывает или отдает влагу, изменяя свои размеры. Разница в деформации картона и бумаги будет при этом гораздо меньше, чем бумаги и пластика.

Итак, с помощью пластика можно скреплять бумагу на синтетической основе. А с помощью картона — на целлюлозной. Этот вывод, правда, является умозрительным и научными разработками пока не подкреплен.

При «мокрой» технологии скрепления отпечатков стоимость скрепления меньше, чем при скреплении с помощью промежуточных листов. Но жесткость листов, между которыми отсутствует еще один лист, невелика,  да и толщина листа меньше. Тем не менее данная технология довольно широко используется. Здесь важно подобрать клей — неплохие результаты, в частности, дает клей фирмы Planatol (ФРГ). В то же время жидкий клей очень часто применяется при вставке блоков в переплетную крышку.

Теперь рассмотрим способы скрепления отпечатков в корешке блока фотокниги.

Существует несколько технологий скрепления листов в корешке блока фотокниги. Некоторые изготовители предпочитают комплектовать блок из отдельных листов, запечатанных с двух сторон на машине цифровой печати. При этом используются специально подготовленные листы бумаги фирмы Holmberg с технологией FlexBind (предлагается, например, «Корпорацией ЗНАК»). Вдоль корешковой части этих листов вырублены пазы (но не на всю длину листа), закрытые полоской пленки («полимерными шлицами»). После печати на таких листах их края обрезаются, и запечатанный лист оказывается прикрепленным указанной пленкой к бумажной полоске, которая «уходит» в корешок фотокниги. Бумажные листы могут поворачиваться на этой пленке на достаточно большой угол (рис. 1).

Рис. 1. Вид корешка фотокниги с листами бумаги фирмы Holmberg

Рис. 1. Вид корешка фотокниги с листами бумаги фирмы Holmberg

Технология интересная. Однако в толстой фотокниге сложно развернуть листы на 180°. Да и между отпечатками может быть видна полоска пластика. В то же время данная технология позволяет уменьшить толщину фотокниги. Скреплять комплект таких листов можно с помощью традиционного клеевого (бесшвейного) скрепления, болтов, металлических скрепок,  специального пружинного металлического канала. Данная технология используется несколькими фирмами, которые принимали участие в работе выставки.

Хорошо известна технология получения блока из отпечатков, называемых иногда «бабочками», то есть из отпечатков, сфальцованных пополам (для получения листа формата 20x30 см отпечаток должен быть размером 40x30 см). В блоке листы отпечатков скрепляются между собой листами картона, пластика или клея.

На развороте может быть один отпечаток, сфальцованный посередине, либо два отпечатка, соединенные тем или иным образом между собой. Например, на стенде фирмы «Лисов» была представлена машина Splicing (рис. 2), предназначенная для соединения двух отпечатков с помощью приварки к их оборотным сторонам тонкой синтетической ленты. Готовые составные оттиски затем обрабатываются так же, как обычные отпечатки («бабочки»).

Рис. 2. Машина Splicing для скрепления кромок двух отпечатков с помощью пластиковой ленты

Рис. 2. Машина Splicing для скрепления кромок двух отпечатков с помощью пластиковой ленты

На выставке «Фотофорум­2013» были представлены оборудование и готовая продукция практически всех перечисленных нами технологий. Однако сложилось впечатление, что за последнее время «мокрая» технология с нанесением на различные заготовки жидкого клея стала использоваться реже, чем «сухая». Возможно, это результат того, что некоторые из участников выставки «Фотофорум­2012» не принимали участие в работе выставки этого года.

Не вдаваясь в подробности, отметим следующее. При «мокрой» технологии формирование книжного блока осуществляется из отпечатков после нанесения на их оборотные стороны жидкого клея. Клей можно наносить вручную или с помощью клеемазальной машины. Затем оборотные стороны фотографий совмещаются друг с другом и сформированный таким образом блок фотографий обязательно кладется под пресс на просушку. Если при формировании блока произошла ошибка в их размещении (например, один из листов размещен «вверх ногами»), исправить ничего уже нельзя.

Комплект фотографий и саму фотокнигу приходится высушивать под давлением длительное время (до двух­трех суток), чтобы они не деформировались и не коробились в процессе сушки или эксплуатации. Для придания большей жесткости листам между оборотными сторонами отпечатков укладываются листы картона или пластика. Сущность процесса (при использовании жидкого клея) от этого почти не меняется. Сказанное относится к жидкому клею — костному или типа ПВА. Если же используется расплавленный термоклей, то процесс выглядит иначе.

Сухая технология лишена названных недостатков. При сухой технологии на изготовление фотокниги время выдерживания блока под прессом гораздо меньше. Хотя для получения оптимальных результатов сформированный блок также желательно выдержать под давлением некоторое время. Сухая технология при горячем (термическом) скреплении отпечатков позволяет в случае обнаружения в блоке ошибки «распустить» и снова собрать блок в нужном порядке, поскольку фотографии между собой еще не склеены. При использовании для скрепления отпечатков листов «самоклейки», не требующих температурного воздействия, а только давления, исправлять ошибоки гораздо сложнее.

Рис. 3. Машина Lillo для изготовления блоков с термическим скреплением листов

Рис. 3. Машина Lillo для изготовления блоков с термическим скреплением листов

К машинам горячего (термического) скрепления относится итальянская машина Lillo (рис. 3), а также ряд машин китайских фирм. Машина Lillo своей формой и окраской напоминает собаку породы долматинец.

С ее помощью можно изготавливать фотокниги формата 35x42 см, то есть наиболее популярного формата малыми тиражами и даже единичными экземплярами.

Фирма «D­100» представила на выставке установку (рабочую станцию) Т­3 (рис. 4) китайского производства, которая позволяет изготавливать фотокниги с использованием различных технологий и материалов.

Подобное оборудование (например, машины типа ST­6, DT­4) предлагает и фирма «М­Фотосервис». Фирма «Фото­Ми Сервис» предлагает настольную установку Photobook Pro V2 для изготовления фотокниг (формата до 30x45 см) из фотобумаги.

В дополнение к машинам для изготовления фотокниг фирмы «D­100» и «М­Фотосервис» предлагают установку для полировки и фольгирования торцов готовых блоков фотокниг и «обычных» книг.

Рис. 4. Рабочая станция Т-3

Рис. 4. Рабочая станция Т-3

На рынке предлагается много видов готовых переплетных крышек, которые не всегда устраивают по внешнему виду и стоимости. Поэтому и существует интерес к оборудованию, позволяющему самостоятельно изготавливать переплетные крышки. Кстати, многие посетители выставки часто называли твердые переплетные крышки обложками. Но между крышкой и обложкой — существенная разница. Общим для них является то, что они, предохраняя блок от разрушения и загрязнения, служат для украшения издания. Однако обложка — внешнее гибкое бумажное покрытие изделия (блока). А переплетная крышка — внешняя жесткая оболочка блока.

Рис. 5. Оборудование фирмы Aurora на стенде фирмы «Офисная полиграфия»

Рис. 5. Оборудование фирмы Aurora на стенде фирмы «Офисная полиграфия»

Фирма «Офисная полиграфия» показала оборудование для изготовления фотокниг, в частности для сборки переплетных крышек китайской фирмы Aurora (рис. 5).

 Фирма «Сидосе» представила комплект оборудования фирмы Fastbind для изготовления переплетных крышек, в который могут входить клеемазальная машина, станок для сборки крышек, ламинатор и пресс для обжима крышек. Технология достаточно простая, позволяющая получать недорогие переплетные крышки.

На выставке несколько фирм, в том числе и Lomond, представляли различные материалы, используемые при изготовлении фотокниг, а также образцы фотокниг. У фирмы Lomond фотографии в блоке склеены между собой с помощью самоклеящейся двусторонней бумаги. Сам блок вклеен в крышку без форзацев. Данная технология предназначена для изготовления малообъемных фотокниг. Среди непосредственных изготовителей фотокниг были представлены фирмы «Сэйко» (из Татарстана), «Фотодом» (из Белоруссии), DigitalArt, «Famebook», «ФОТОПРО», «Мои фотостраницы», «Hitecphoto» и др. Отличительная черта фотокниг фирмы «Фотодом» — каптал прикреплен к переплетной крышке, а не к блоку книги.

Сложно пройти мимо вопроса о терминологии, которую используют некоторые фирмы­изготовители и поставщики оборудования — настолько она отличается от принятой в полиграфии. Не будем указывать фирмы, приведем только цитаты из их проспектов:

 «Твердая обложка с горячей ламинацией». Существуют «твердая крышка» и «мягкая обложка».

«Профессиональная фотобумага, проклеенная картоном». Как можно «проклеить» фотобумагу картоном? Обычно говорят о склейке (а не проклейке) листов фотобумаги с использованием листов картона.

«…обложка из натуральной кожи с элементами французского книжного переплета». Снова «обложка» вместо «крышка».

«Узел сборки внутреннего блока книги». Как будто существует «внешний» блок книги.

«Узел пре­прессовки клапанов покровного материала твердой обложки». Что за «пре­прессовка» клапанов? Почему не «загибка клапанов»?

«Узел позволяет биговать ламинированные материалы, чувствительные к многоразовой фальцовке, а также изделия, требующие удержания плотной ламинации в плоском сфальцованном виде без геометрической деформации и побежалости красочного слоя». Читается как неудачный перевод какого­то текста. Что за «многоразовая фальцовка» при изготовлении фотокниг? Что за «плотная ламинация»? Что подразумевается под «побежалостью красочного слоя»?

«Машина позволяет работать в паре со сборочными столами прямо в процессе сборки фотокниги». Почему бы не сказать просто о том, что машина позволяет?

«Такая технология дает самый широкий выбор покровного материала при изготовлении обложки, позволяя использовать различные виды бумаг и пленок как с напечатанным на них изображением, так и оформленные особой фактурой, цветом или другим способом...» Что значит «бумаги, оформленные с особой фактурой, цветом или другим способом»?

«Монтаж материала обложки на картонную основу — обложка готова!» Обычно картонные сторонки укладываются (монтируются) на лист покровного материала, а не наоборот.

«Соединение блока фотографий и обложки — фотоальбом готов!» А будет ли фотоальбом готов, если блок соединить с «переплетной крышкой», а не с «обложкой»?

«Фотостанции… предназначены для изготовления фотокниг, фотоальбомов…» При более внимательном прочтении выясняется, что эти самые «фотостанции» предназначены для создания блока фотографий, а для изготовления переплетной крышки используется другое оборудование.

«До 20 поздравительных открыток за одну процедуру. 52 открытки в час. Производительность — 115 открыток». Возникают вопросы, что собой представляет «одна процедура» и сколько времени уходит на изготовление 115 открыток, если за час изготавливается 52 открытки?

Говорить о «плотности бумаги» с единицей измерения «г/м2» уже просто надоело. Пусть люди, пишущие о плотности бумаги с размерностью «г/м2», разъяснят, что такое «пухлость бумаги» и какова ее размерность?

Можно было бы привести еще примеры, но, думается, хватит. Такое впечатление, что редактор и в глаза не видел этих текстов. 

КомпьюАрт 5'2013

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства