КомпьюАрт

6 - 2013

Девятый вал из компьютерной графики

Дмитрий Апанович,
Дмитрий Апанович, разработчик программного обеспечения

Одним из самых распространенных элементов защиты бланков ценных бумаг традиционно были и остаются элементы, выполненные в технике резцовой гравюры. До недавнего времени все гравюрные элементы выполнялись вручную. Несложно представить, насколько трудоемким является процесс ручного создания гравюры, а цена возможной ошибки — начать всё с начала. Квалификация художника-гравера должна быть достаточно высокой, поскольку «пространства» для эксперимента практически нет.

Пример перевода масляной живописи

Пример перевода масляной живописи в резцовую гравюру

С появлением сканирующей техники технология создания гравюр для оформления бланков ценных бумаг упростилась. Художник тушью выполняет гравюрное изображение на бумаге, затем с помощью сканера записывает файл изображения, которое потом подверстывается к общему оформлению.

Следующим шагом к упрощению процесса создания гравюры можно считать появление специального программного обеспечения.

Такие программы либо являются самостоятельными продуктами, либо становятся частью специализированных программно­аппаратных комплексов для создания ценных бумаг. Наверное, многим дизайнерам хотелось бы иметь в своем арсенале это программное обеспечение, но в большинстве случаев данные программы сокрыты за «семью печатями» предприятий (компьютеры без доступа в Интернет), занимающихся выпуском ценных бумаг, и имеют нереально высокую цену (свыше 50 тыс. долл. за комплекс), заплатить которую фрилансер вряд ли способен.

Кроме того, в большинстве случаев программы продаются только в комплекте с оборудованием и только типографиям, имеющим государственную лицензию на выпуск защищенной продукции. Например, венгерская компания Jura Group, которая специализируется на поставках решений для допечатной подготовки защищенной полиграфической продукции, в частности для ФГУП «Гознак» (подробнее см. статью «Как защищались на drupa 2012», КомпьюАрт № 07’2012, или на сайте www.compuart.ru).

Так что же делать, когда нужно удивить заказчика? Множество упорядоченных штрихов имеют поистине магическую силу... Рисовать вручную? — нет времени и терпенья. А если вы вообще плохо рисуете? Можно использовать фильтры Adobe Photoshop или одну из множества растровых утилит, представленных на рынке ПО.

Результат даже в представленных примерах программ выглядит впечатляюще... Штрихи должны быть четкие и соответствовать портрету, в нужных мес­тах распадаться на пунктир и пропадать в ноль, передавать рельеф и «играть толщиной» — только в этом случае сплетение штрихов образует эффект объема и резкости, наблюдаемый в гравюре, иначе это будет просто мешанина точек и линий, в которых с трудом угадывается некое изображение.

Возможно, в данной ситуации вам поможет программа Strokes Maker (SM). Нельзя сказать, что она способна решить все проблемы, возникающие при создании гравюр или, правильнее сказать, — имитаций гравюр. SM — это инструмент, достаточно капризный и неуклюжий в первой версии, но за несколько первых лет своей жизни он вполне доказал право на существование и дальнейшее развитие.

Рис. 1. Основные эффекты, применимые к линии и рассчитываемые программой Strokes Maker,— толщина, разрыв, пунктир, барельеф

Рис. 1. Основные эффекты, применимые к линии и рассчитываемые программой Strokes Maker,— толщина, разрыв, пунктир, барельеф

Рис. 2. Возможность комбинирования нескольких штриховок в одной группе,

Рис. 2. Возможность комбинирования нескольких штриховок в одной группе, в данном случае использовано четыре вида штриховки: две сигмоиды и две поперечные линейные штриховки

Программа SM обладает следующими возможностями:

  • создает штриховки в модифицируемых формах;
  • по исходному растровому изобра­жению изменяет толщину штриховок, управляет пунктиром, разрывом, ­барельефом линий в штриховках (рис. 1);
  • комбинирует множество штриховок в одной группе (рис. 2);
  • комбинирует группы штриховок с использованием маскирования (рис. 3);
  • экспортирует в векторный формат AI.

Рис. 3. Лицо человека является важным показателем работы программы SM. Щека, нос, глаз выполнены тремя группами штриховок (а) с незаметными перехлестами. Но прежде нужно провести маскирование участков изображения (б)а

Рис. 3. Лицо человека является важным показателем работы программы SM. Щека, нос, глаз выполнены тремя группами штриховок (а) с незаметными перехлестами. Но прежде нужно провести маскирование участков изображения (б)б

Рис. 3. Лицо человека является важным показателем работы программы SM. Щека, нос, глаз выполнены тремя группами штриховок (а) с незаметными перехлестами. Но прежде нужно провести маскирование участков изображения (б)

Рис. 4. Линейная (а), сигмоида (б), фрактальная кривая Пеано (в), штриховка Sunflower (г); существуют также круговая, спиральная, радиальная штриховки

Рис. 4. Линейная (а), сигмоида (б), фрактальная кривая Пеано (в), штриховка Sunflower (г); существуют также круговая, спиральная, радиальная штриховки

Рис. 4. Линейная (а), сигмоида (б), фрактальная кривая Пеано (в), штриховка Sunflower (г); существуют также круговая, спиральная, радиальная штриховки

Рис. 4. Линейная (а), сигмоида (б), фрактальная кривая Пеано (в), штриховка Sunflower (г); существуют также круговая, спиральная, радиальная штриховки

Рис. 4. Линейная (а), сигмоида (б), фрактальная кривая Пеано (в), штриховка Sunflower (г); существуют также круговая, спиральная, радиальная штриховки

Основные параметры штриховок позволяют менять угол поворота, интервал между линиями, минимальную и максимальную толщину, которые характерны для всех штриховок. Но регулируются также и характерные параметры для каждого типа штриховок — это амплитуда для синусоид, глубина генерации для фрактальной кривой Пеано и т.п. В арсенале SМ имеется множество вариантов штриховок (рис. 4).

Штриховки живут в рабочем пространстве программы  и объединены в группы, форму которых пользователь может менять по необходимости, получая конечный результат, к примеру портрет для возможной банкноты (рис. 5).

Рис. 5. Все формы, образующие конечный результат — векторный файл в AI-формате

Рис. 5. Все формы, образующие конечный результат — векторный файл в AI-формате

Рис. 6. Организация проекта (SM 2.0 MAC Edition)

Рис. 6. Организация проекта (SM 2.0 MAC Edition)

Кроме того, группы штриховок могут собираться в смысловые секции, например «Глаза», «Губы», «Лицо» и т.д. В версии 2.0 элементы могут быть легко сохранены в галерее для дальнейшего использования (рис. 6).

В большинстве случаев результат экспорта программы SM нуждается в доработке в программах Adobe Illustrator или CorelDRAW. В экспортированном файле AI­формата сохраняется разбиение на плоскости проекта Strokes Maker.

С помощью имеющихся штриховок можно имитировать не только резцовые гравюры, но и другие виды графических техник. Данная публикация как раз открывается примером такой работы.

Выпуск новой, полностью переработанной версии программы (Mac/Win), планируется в конце 2013 — начале 2014 года.

Демоверсия программы доступна на сайте http://vectools.com.

КомпьюАрт 6'2013

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства