Девятый вал из компьютерной графики
Одним из самых распространенных элементов защиты бланков ценных бумаг традиционно были и остаются элементы, выполненные в технике резцовой гравюры. До недавнего времени все гравюрные элементы выполнялись вручную. Несложно представить, насколько трудоемким является процесс ручного создания гравюры, а цена возможной ошибки — начать всё с начала. Квалификация художника-гравера должна быть достаточно высокой, поскольку «пространства» для эксперимента практически нет.
Пример перевода масляной живописи в резцовую гравюру
С появлением сканирующей техники технология создания гравюр для оформления бланков ценных бумаг упростилась. Художник тушью выполняет гравюрное изображение на бумаге, затем с помощью сканера записывает файл изображения, которое потом подверстывается к общему оформлению.
Следующим шагом к упрощению процесса создания гравюры можно считать появление специального программного обеспечения.
Такие программы либо являются самостоятельными продуктами, либо становятся частью специализированных программноаппаратных комплексов для создания ценных бумаг. Наверное, многим дизайнерам хотелось бы иметь в своем арсенале это программное обеспечение, но в большинстве случаев данные программы сокрыты за «семью печатями» предприятий (компьютеры без доступа в Интернет), занимающихся выпуском ценных бумаг, и имеют нереально высокую цену (свыше 50 тыс. долл. за комплекс), заплатить которую фрилансер вряд ли способен.
Кроме того, в большинстве случаев программы продаются только в комплекте с оборудованием и только типографиям, имеющим государственную лицензию на выпуск защищенной продукции. Например, венгерская компания Jura Group, которая специализируется на поставках решений для допечатной подготовки защищенной полиграфической продукции, в частности для ФГУП «Гознак» (подробнее см. статью «Как защищались на drupa 2012», КомпьюАрт № 07’2012, или на сайте www.compuart.ru).
Так что же делать, когда нужно удивить заказчика? Множество упорядоченных штрихов имеют поистине магическую силу... Рисовать вручную? — нет времени и терпенья. А если вы вообще плохо рисуете? Можно использовать фильтры Adobe Photoshop или одну из множества растровых утилит, представленных на рынке ПО.
Результат даже в представленных примерах программ выглядит впечатляюще... Штрихи должны быть четкие и соответствовать портрету, в нужных местах распадаться на пунктир и пропадать в ноль, передавать рельеф и «играть толщиной» — только в этом случае сплетение штрихов образует эффект объема и резкости, наблюдаемый в гравюре, иначе это будет просто мешанина точек и линий, в которых с трудом угадывается некое изображение.
Возможно, в данной ситуации вам поможет программа Strokes Maker (SM). Нельзя сказать, что она способна решить все проблемы, возникающие при создании гравюр или, правильнее сказать, — имитаций гравюр. SM — это инструмент, достаточно капризный и неуклюжий в первой версии, но за несколько первых лет своей жизни он вполне доказал право на существование и дальнейшее развитие.
Рис. 1. Основные эффекты, применимые к линии и рассчитываемые программой Strokes Maker,— толщина, разрыв, пунктир, барельеф
Рис. 2. Возможность комбинирования нескольких штриховок в одной группе, в данном случае использовано четыре вида штриховки: две сигмоиды и две поперечные линейные штриховки
Программа SM обладает следующими возможностями:
- создает штриховки в модифицируемых формах;
- по исходному растровому изображению изменяет толщину штриховок, управляет пунктиром, разрывом, барельефом линий в штриховках (рис. 1);
- комбинирует множество штриховок в одной группе (рис. 2);
- комбинирует группы штриховок с использованием маскирования (рис. 3);
- экспортирует в векторный формат AI.
а
б
Рис. 3. Лицо человека является важным показателем работы программы SM. Щека, нос, глаз выполнены тремя группами штриховок (а) с незаметными перехлестами. Но прежде нужно провести маскирование участков изображения (б)
Рис. 4. Линейная (а), сигмоида (б), фрактальная кривая Пеано (в), штриховка Sunflower (г); существуют также круговая, спиральная, радиальная штриховки
Основные параметры штриховок позволяют менять угол поворота, интервал между линиями, минимальную и максимальную толщину, которые характерны для всех штриховок. Но регулируются также и характерные параметры для каждого типа штриховок — это амплитуда для синусоид, глубина генерации для фрактальной кривой Пеано и т.п. В арсенале SМ имеется множество вариантов штриховок (рис. 4).
Штриховки живут в рабочем пространстве программы и объединены в группы, форму которых пользователь может менять по необходимости, получая конечный результат, к примеру портрет для возможной банкноты (рис. 5).
Рис. 5. Все формы, образующие конечный результат — векторный файл в AI-формате
Рис. 6. Организация проекта (SM 2.0 MAC Edition)
Кроме того, группы штриховок могут собираться в смысловые секции, например «Глаза», «Губы», «Лицо» и т.д. В версии 2.0 элементы могут быть легко сохранены в галерее для дальнейшего использования (рис. 6).
В большинстве случаев результат экспорта программы SM нуждается в доработке в программах Adobe Illustrator или CorelDRAW. В экспортированном файле AIформата сохраняется разбиение на плоскости проекта Strokes Maker.
С помощью имеющихся штриховок можно имитировать не только резцовые гравюры, но и другие виды графических техник. Данная публикация как раз открывается примером такой работы.
Выпуск новой, полностью переработанной версии программы (Mac/Win), планируется в конце 2013 — начале 2014 года.
Демоверсия программы доступна на сайте http://vectools.com.