Особое мнение
C 14 по 18 мая в новом выставочном центре Пекина NCIEC прошла 8я выставка China Print 2013. В этом году были построены четыре дополнительных павильона (теперь их 12) и общая площадь стендов экспозиции достигла 120 тыс. м2 при общей площади выставочных павильонов 160 тыс. м2. Для сравнения: площадь стендов на выставке drupa в 2012 году была 165 988 м2 при общей площади выставочного комплекса 306 888 м2 (18 павильонов). Выставку drupa 2012 за две недели посетили 314,5 тыс. человек, China Print 2013 привлекла за пять дней 160 тыс. посетителей.
Таким образом, выставка China Print стремительно набирает вес. Удивительно, что при постоянных заявлениях о скорой смерти полиграфии требовалось отстоять не меньше 3040 мин в очереди, чтобы попасть на выставку, посвященную полиграфическому оборудованию. Ради этого стоит посетить волшебную страну Китай, и заряд оптимизма обеспечен.
На выставке были представлены как многие местные интересные изготовители оборудования, которые не выставляются в Европе и Америке, так и признанные мировые гиганты. Для посетителей, планирующих визит на выставку на пару дней, стоит учитывать, что местные изготовители сворачивают свои стенды к обеду дня, предшествующего закрытию выставки, поэтому для деловых контактов лучше приезжать к началу выставки. Также к интересным особенностям (но, похоже, логически объяснимым) можно отнести то, что на стендах выставки практически отсутствовали контрольноизмерительная аппаратура и средства автоматизации, а также было слабо представлено флексографское оборудование, по сравнению с оборудованием офсетной печати (шесть китайских изготовителей листовых офсетных машин первого формата, не считая европейских и японских фирм) и глубокой печати.
Рынок в Китае не полностью насыщен и более емок по сравнению с российским, при этом он гораздо более централизован. Средняя китайская типография — это 1015 печатных машин первого формата плюс соответствующее количество до и послепечатного оборудования и до 1000 человек штата. Только на контроле и упаковке может работать порядка 150 человек. Поэтому не стоит удивляться отсутствию у китайских стендистов особого интереса к посетителям из России.
Что касается тенденции роста качества и цены китайского оборудования, то нас в перспективе ожидает непростой выбор. Уже сейчас, когда, например, цены итальянской и китайской форзацприклеечной машины практически сравнялись, но при этом на китайской машине не пять кнопок, а сенсорный экран и выглядит она внешне более европейской и современной, возникает целый ряд вопросов, связанных с надежностью, сервисом и т.п.
Позитивными моментами такой ситуации в полиграфическом мире можно считать следующие:
- китайцы будут покупать больше оборудования от ведущих мировых фирм и не дадут им умереть от сворачивания развитых рынков;
- именитые изготовители, возможно, начнут обращать больше внимания на Россию и даже станут более гибкими в ценовом плане, сократят сроки поставки и улучшат сервис;
- полиграфическое машиностроение останется живым благодаря населению Китая, численность которого больше европейского и американского, вместе взятых.
drupa 2016, возможно, покажет, выйдут ли новые производители оборудования на мировой рынок и какие всемирно известные компании смогут сохранить объемы своего производства. Может быть, настанет новая эра альянсов типа GOSS + SEG (PURLUX etc), а вопрос о стране происхождения растворится в глобальном мире.