КомпьюАрт

7 - 2013

Российский рынок печатных СМИ: первое полугодие 2013 

Андрей Крылов krylov@compress.ru

25 июня в конференц-зале «Российской газеты» прошла конференция «Российский рынок печатных СМИ: оценка текущей ситуации и перспективы развития», которая проводилась при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Несмотря на сезон отпусков и «похудение» печатной продукции, конференция собрала более 150 участников — представителей издательских домов (рис. 1), распространительских и полиграфических компаний, бумагопроизводителей и бумажных оптовиков, исследовательских, консалтинговых компаний, представителей органов власти и отраслевых ассоциаций.

Рис. 1. Рейтинг известных брендов издательских домов в 2013 году

Рис. 1. Рейтинг известных брендов издательских домов в 2013 году (источник: группа компаний TNS)

Открыл конференцию президент ГИПП Сергей Моисеев. Он рассказал о создании «дорожной карты», отражающей проблемы отрасли (рис. 2)и их возможные решения. В ближайшее время «дорожная карта» будет направлена на рассмотрение в Минкомсвязь и Роспечать.

В частности, Сергей Моисеев заявил: «ГИПП подготовила “дорожную карту” по проблемным точкам в издании и распространении печатной продукции в России.

В межотраслевую рабочую группу, занимающуюся “дорожной картой”, вошли представители Гильдии издателей периодической печати, Комиссии по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества, обеспечению свободы слова и доступа к информации Общественной палаты Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации полиграфистов, Альянса руководителей региональных СМИ России, Альянса независимых региональных издателей, Ассоциации распространителей печатной продукции, Союза столичных издателей, Содружества бумажных оптовиков, Российского книжного союза.

Рис. 2. Современные факторы, негативно влияющие на рынок печатных СМИ (источник: Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП))

Рис. 2. Современные факторы, негативно влияющие на рынок печатных СМИ (источник: Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП))

Из огромного списка актуальных отраслевых вопросов они выбрали самые важные, которые и будут решены в ходе проведения мероприятий по “дорожной карте”. Например, предлагается внести изменения в пункт 3 части 2 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации в части, касающейся установления 10­процентной ставки налога на добавленную стоимость при налогообложении услуг (работ), составляющих полный цикл выпуска периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера. Или разработать методику определения размера субсидий организациям федеральной почтовой связи на возмещение затрат на доставку периодических печатных изданий, распространяемых по подписке. Всего в “дорожной карте” десять пунктов. Полный текст документа приведен на сайте ГИПП.

Исполнительный директор ГИПП Марина Давыдова и президент ГИПП Сергей Моисеев

Исполнительный директор ГИПП Марина Давыдова и президент ГИПП Сергей Моисеев

Рис. 3. Цифры сотрудничества региональных властей  и дистрибьюторов прессы в г.Липецке (источник: АРПП)

Рис. 3. Цифры сотрудничества региональных властей и дистрибьюторов прессы в г.Липецке (источник: АРПП)

Реализация планов “дорожной карты” позволит активизировать рост рынка производства и распространения печатной продукции, компенсировать отрицательную динамику, вызванную изменениями в законе о рекламе.

Все мероприятия по внесению изменений будут проводиться совместно с министерствами и отраслевыми ассоциациями. Мероприятия рассчитаны на два года — вплоть до декабря 2015­го».

На конференции также был отмечен уникальный опыт организации распространения и продвижения печати в Липецке на основе эффективного взаимодействия властей и распространителей (рис. 3). Власти города планируют выступить с законодательной инициативой о присвоении прессе статуса социально­значимого товара и необходимом комплексе сопутствующих мер. Также было рассказано об организованной в городе социальной кампании «Липецк — самый читающий город России среди молодежи», о флешмобах в поддержку чтения и создании книжного фонда. Власти понимают, что помимо прочего распространение прессы помогает сохранить культурный уровень жителей.

Об опыте эффективного распространения рассказала генеральный директор ЗАО «Роспечать» Липецкой области Валентина Полуказакова: «Из года в год сети удается сохранять и увеличивать продажи периодики. Одна из особенностей сети — это ее работники и их отношение к своему делу — они убеждены, что трудятся не в торговых киосках, а на объектах культуры. Возможно, этому также способствует то, что около 40% киоскеров — бывшие педагоги».

Специально к конференции ГИПП провела традиционный мониторинг текущей ситуации в печатных СМИ. Девятая волна мониторинга объединила данные опроса издателей  и представителей отраслевых ассоциаций, информацию из докладов и статистики Роспечати, Роскомнадзора и Российской книжной палаты, а также обзоры и новости, размещаемые на сайте ГИПП. Итоги мониторинга представила исполнительный директор ГИПП Марина Давыдова. Она отметила: «ГИПП был проведен опрос, целью которого стал сбор информации по текущей ситуации на рынке и публикация обоснованных прогнозов; использование этой информации при планировании; формулирование и принятие медиасообществом и государством мер по поддержке индустрии.

Опрос проводился по разработанной анкете, разосланной членам правления ГИПП, руководителям отраслевых ассоциаций, экспертам отрасли, в период с ноября 2012 года по июнь 2013­го.

На этот раз впечатление от итогов мониторинга сложилось двоякое. Появилось много информации о выпуске новых изданий, стабильна читательская аудитория. Но в то же время Госдумой выдвигаются не всегда продуманные инициативы. Действия депутатов непредсказуемы. Для отрасли характерным является возникновение лавинообразных проблем, решению которых будет способствовать «дорожная карта».

Рис. 4. Распределение производства газетной и книжной продукции по тиражным диапазонам (источник: Межрегиональная ассоциация полиграфистов (МАП))

Рис. 4. Распределение производства газетной и книжной продукции по тиражным диапазонам (источник: Межрегиональная ассоциация полиграфистов (МАП))

Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин

Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин

Контроль за деятельностью СМИ в России осуществляет Роскомнадзор. За сентябрь — декабрь 2012 года зафиксировано 13 299 нарушений, самым распространенным из которых является отсутствие информационного знака и частичной маркировки издания.

Исполнительным секретарем ГИПП были приведены данные, что в 2012 году Роскомнадзор зарегистрировал или перерегистрировал 10 895 СМИ. Исключено из реестра — 5580:

  • 2705 — по решению суда;
  • 2875 — по решению учредителей.

Новых СМИ зарегистрировано 5315; перерегистрировано 4264. В итоге общее количество зарегистрированных в России СМИ по состоянию на 1 апреля 2013 года составляет 87 432. Распределение производства газетной и книжной продукции по тиражным диапазонам на протяжении нескольких лет показано на рис. 4».

Рис. 5. Динамика изменений количественного состава полиграфических предприятий отрасли

Рис. 5. Динамика изменений количественного состава полиграфических предприятий отрасли

Рис. 6. Структура газетного рынка России (по тиражам, в %)

Рис. 6. Структура газетного рынка России (по тиражам, в %)

Мониторинг текущей ситуации в печатных СМИ проводился в этом году девятый раз. Первый раз он был проведен ГИПП в ноябре 2008 года, второй — в марте 2009-го, третий — в июне 2009-го, четвертый — в ноябре 2009-го, пятый — в апреле 2010-го, шестой — в ноябре 2010-го, седьмой — в сентябре 2011-го с обновлением информации в ноябре 2011 года, восьмой — в сентябре 2012-го с обновлением в ноябре 2012 года.

Мониторинг был начат в период кризиса, и проводился он с целью анализа ситуации и формирования антикризисных предложений индустрии.

Этот уникальный отраслевой опрос стал возможен благодаря работе Национального координационного совета прессы (НКСП) и участию ведущих компаний российского медиарынка. Целью настоящего опроса стало прослеживание динамики рынка с конца 2012-го по июнь 2013 года, а также представление прогнозов экспертов до конца 2013 года для российской индустрии печатных СМИ.

Борис Кузьмин, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов, в своем выступлении представил тенденции издательско­полиграфического рынка с уклоном на производство. Ситуация в отрасли стабилизировалась (рис. 5). Существовавший избыток мощностей скомпенсирован консервацией ряда проектов. Объем газетной печати сохранился на прежнем уровне (рис. 6 и 7), объем выпуска прочей продукции даже вырос.  В выступлении президента МАП также были приведены данные об импорте в Российскую Федерацию печатной продукции, которые показывают слабую отрицательную динамику (минус 4%) в 2012 году (рис. 8).

 Рис. 7.  Динамика выпуска газетной продукции в Российской Федерации в 2008-2012 годах

Рис. 7. Динамика выпуска газетной продукции в Российской Федерации в 2008-2012 годах

Рис. 8. Импорт в Российскую Федерацию готовой печатной продукции в натуральном выражении (тыс. т)

Рис. 8. Импорт в Российскую Федерацию готовой печатной продукции в натуральном выражении (тыс. т)

КомпьюАрт 7'2013

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства