История России в антикварных книгах
Первыми в списке ученых заслуг Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (1744 — 1817), коллекционера и знатока российских древностей, значатся открытие и публикация «Слова о полку Игореве». Сам же Алексей Иванович более всего дорожил своей работой «Историческое исследование о местоположении древнего российского Тмутараканского княжения», увидевшей свет в 1794 году и вызвавшей оживленную полемику. Истории появления этих изданий мы посвятили данный материал.
«Историческое исследование о местоположении Тмутараканского княжества» Алексея Мусина-Пушкина (1794 год)
Задолго до исследования МусинаПушкина историки спорили, где именно находилось упоминаемое в летописях Тмутараканское княжество, и местом его расположения называли Старую Рязань, Литву, Астрахань, Темрюк, Кизляр, Азов.
В 1792 году недалеко от Тамани, в развалинах старой турецкой крепости, казаки обнаружили так называемый Тмутараканский камень — мраморный блок с надписью от 1068 года о княжении Глеба Святославича. Надпись на камне, срисованную и присланную в Петербург Екатерине II, МусинПушкин прочел следующим образом: «В лето 1068 князь Глеб мерил море по льду от Тмуторокани до Керчева 14 000 сажен».
Обнаружение камня, оказавшегося в 1851 году в Эрмитаже, явилось вещественным подтверждением точки зрения МусинаПушкина, еще прежде предполагавшего, что Тмутараканское княжество находилось на Таманском полуострове, на месте древней Фанагории. «Но ежели летописи и не открывают о сем ничего ясного и определенного, — писал он в «Историческом исследовании», — однако ж, кажется, много находится в них признаков и следов, по коим можно безошибочно определить место сего княжения». Один из «признаков» МусинПушкин усматривал в летописных упоминаниях народов, проживающих на границах Тмутараканского княжества.
Мусин-Пушкин А.И. Историческое исследование о местоположении древнего российского Тмутараканского княжения. Издано по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению. СПб.: Тип. Корпуса чужестранных единоверцев, 1794. [7], IV, 64, [3], LXXIV с., 3 л. илл., карт, схем; 25x19,5 см. В цельнокожаном переплете начала ХIХ века. На корешке золототисненые заглавие и орнамент, на крышках — золототисненые узорные рамки. Форзацы зеленой бумаги. Тройной золотой обрез
В подкрепление летописных источников в «Исследование» были включены изображение надписи на Тмутараканском камне, схема «Род князей, владевших в Тмутаракани» и комментарий к схеме в виде «Родословника» с краткими биографическими справками о тмутараканских князьях, начиная с князя Святослава I Игоревича (920 — 972) до князя Глеба Святославича (ум. в 1076), положившего камень. Кроме того, издание включало «Чертеж» древней России и «Описание народов, городов и урочищ, означенных в Чертеже».
Книга печаталась в типографии Корпуса чужестранных единоверцев не случайно. С 1789 года МусинПушкин управлял корпусом, где обучались дети православных греков, и именно по его инициативе там была открыта типография. «Историческое исследование» вышло в свет в период расцвета служебной и творческой карьеры МусинаПушкина: он являлся в то время не только управляющим Корпусом чужестранных единоверцев, но также оберпрокурором Синода, членом Российской академии, с его мнением ученогоколлекционера считалась императрица.
Свой труд автор посвятил Екатерине II, «по высочайшему велению» которой он был предпринят и чьим «мудрым наставлением обогащаем». Как это нередко бывало, рядом с монаршей любовью к наукам стояла большая политика: Екатерина II не могла не способствовать подобным исследованиям, исторически оправдывавшим ее территориальные завоевания на юге России.
А.Л. Шлёцер и некоторые другие историки не приняли точку зрения МусинаПушкина и обвиняли его не только в научной неправоте, но даже в подделке надписи на Тмутараканском камне. Неожиданную поддержку он получил от императора Александра I: в указе от 8 октября 1802 года «О разделении Новороссийской губернии на три губернии: на Николаевскую, Екатеринославскую и Таврическую» предписывалось бывший Фанагорийский уезд Таврической губернии переименовать в Тмутараканский, «по названию, какое в древней России носил остров Тамань». Императорский указ подтвердил выводы МусинаПушкина и посрамил его оппонентовсовременников, но не избавил от сомнений потомковисториков.
«Слово о полку Игореве» Алексея Мусина-Пушкина (1800 год)
Заслуга открытия «Слова» принадлежит известному коллекционеру и издателю русских древностей Алексею Ивановичу МусинуПушкину. Знакомясь в 17841788 годах с сокровищами ризницы Преображенского собора СпасоЯрославского монастыря, он обнаружил рукописный сборник XV — начала XVI века, содержавший наряду с Новгородской летописью и переводными сочинениями уникальный памятник древнерусской литературы, отнесенный им к XII столетию.
С 1791 года, занимая должность оберпрокурора Священноrо Синода и одновременно президента Академии художеств, МусинПушкин исполнял указ Екатерины II о передаче в Синодальную библиотеку древних источников, хранящихся в монастырских архивах. Очевидно, к этому времени относится приобретение МусинымПушкиным у архимандрита СпасоЯрославского монастыря Иоиля этого рукописногo сборника.
Ироическая песнь о походе на половцев удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе ХII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие. Москва: Сенатская тип., 1800. VIII, 46 с., 1 л. таблица
Издание в цельнокожаном переплете начала ХIХ века с заглавием, тисненым на корешке золотом по красному фону. Форзацы «мраморной» бумаги 22,5x16,5 см. На переднем форзаце гербовый экслибрис: «Robert Thorley». На обороте переднего форзаца надпись черными чернилами: «Германия. Силезия. Марклисса, замок, 29 июня 1945 года» (подпись неразборчива). В «Записках букиниста» Л.А. Глезера (Москва, 1989) указываются другие, гораздо более достоверные данные: «По сведениям специалистов, в государственных и частных собраниях хранится 50-60 экземпляров “Слова”». Справа — изображение книги уменьшенного формата в цельнокожаном переплете «Священная история. С.-Петербург. 1794.» с суперэкслибрисом в виде Российского государственного герба, что объясняется фактом принадлежности книги Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. Об этом свидетельствует запись орешковыми чернилами на нескольких страницах текста
Став обладателем списка «Слова», МусинПушкин в течение нескольких лет занимался eгo изучением, переводом и комментированием, привлекая к работе известных историковархивистов. Обширные выписки из не опубликованного еще «Слова» делал Н.М. Карамзин. С рукописи было снято несколько копий, одна из которых вместе с переводом текста предназначалась для Екатерины II.
Ближайшими соратниками МусинаПушкина в подготовке рукописи к печати стали служащие московского Коллежского архива Н.Н. БантышКаменский, А.Ф. Малиновский и признанный знаток древнерусских памятников прокурор Военной коллегии И.Н. Болтин.
Текст расположен в два столбца: древнерусский оригинал и параллельный перевод. Приложенная таблица — «Поколенная роспись российских великих и удельных князей, в сей песни упоминаемых, с показанием внизу под чертою буквами страниц, где о которых сказано»
В 1800 году «Слово о полку Игореве» вышло в свет. Его первое издание имело характерное для XVIII века витиеватое название: «Ироическая песнь о походе на половцев удельнаго князя НовагородаСеверскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».
Печатный текст разделен в книге на две колонки: слева представлен древнерусский вариант «Слова», справа — перевод. В передаче древнерусского текста издатели воспользовались гражданским шрифтом и изменили написание слов согласно нормам орфографии конца XVIII века. Если МусинПушкин, редактируя рукопись, часто увлекался ее переложением «на употребляемое ныне наречие», то БантышКаменский и Малиновский, напротив, стремились к более строгому следованию оригиналу. Отдельные страницы первого издания приходилось перепечатывать в связи с вносимыми изменениями.
Одна из страниц издания
«Ироическая песнь о походе князя Игоря» содержит подстрочный исторический комментарий, «Поколенную роспись российских великих и удельных князей, в сей песни упоминаемых», а также предисловие, кратко излагающее содержание публикуемого произведения: «Удельный князь НовагородаСеверскаго Игорь Святославич, не сделав сношения с старейшим Великим князем Киевским, решился в 1185 году отмстить сам собою Половцам за разорение подвластных ему владений и приобресть себе через то славу... Любители Российской словесности согласятся, что в сем оставшемся oт минувших веков сочинении виден дух Осианов; следовательно, и наши древние герои имели своих Бардов, воспевавших им хвалу. Жаль только, что имя сочинителя неизвестным осталось».
Представленный в публикации экземпляр содержит геральдический экслибрис с указанием имени: «Rober Thorley» и надпись черными чернилами на форзаце: «Германия. Силезия. Марклисса, замок, 29 июня 1945 года».
В книгу вложена вырезка из газеты «Московская правда» от 14 февраля 1958 года с сообщением о приобретении аналогичного издания отделом редких книг Государственной библиотеки им. B.И. Ленина: «Приобретенный экземпляр представляет большую ценность. В настоящее время известны лишь три таких экземпляра».
Рукопись «Слова», как и другие ценнейшие памятники собрания А.И. МусинаПушкина, погибла во время московского пожара 1812 года, и ее издание 1800 года рассматривается исследователями как более верный первоисточник, чем сохранившиеся писарские копии.