КомпьюАрт

10 - 2013

Картоны и переплетные материалы

Николай Дубина
info@prodtp.ru

В былые времена для предохранения книг от порчи и для их украшения применяли переплетные крышки из пергамента, выделанного из свиной или телячьей кожи, из шагреневой кожи или сафьяна, которые зачастую украшали богатыми инкрустациями.

В настоящее время наиболее распространенными материалами для изготовления переплетов стали переплетно­технические ткани, а также натуральные и синтетические материалы на различной основе.

К основным переплетным материалам принято относить клеи, картон и покровные материалы, выпускаемые отечественными и зарубежными фирмами в большом ассортименте и обладающие различными свойствами.

Картон

Варианты названий:

  • переплетный картон,
  • мебельный картон,
  • обложечный картон,
  • прокладочный картон,
  • коробочный картон,
  • обивочный картон,
  • архивный картон,
  • отечественный картон,
  • картон для полиграфии,
  • полиграфический картон.

Переплетный картон — материал, широко применяемый в полиграфической промышленности, откуда и происходит его название. Однако сказать, что переплетный картон — это картон, используемый  только в полиграфической промышленности, было бы неправильным. Он хорошо взаимодействует с клеем, не расслаивается, прочен на излом и разрыв. Благодаря этим свойствам, переплетный картон нашел широкое применение в мебельной промышленности, в производстве игрушек (в качестве материала для изготовления пазлов) и т.д.

Упаковка из переплетного картона используется для самых различных товаров благодаря своей высокой прочности и жесткости. В качестве материала для изготовления пазлов переплетный картон успешно применяется еще и потому, что его поверхность гладкая и ровная, прекрасно подходит для каширования.

В мебельной промышленности переплетный картон используется при изготовлении подлокотников.

Часто переплетный картон применяют при изготовлении головных уборов для придания им необходимой жесткости. Еще одна область, в которой успешно используется переплетный картон, — изготовление задних стенок рамок и картин, а также различных рекламных конструкций.

Переплетный картон в листах различной толщины и формата, как правило, упакован на жесткие паллеты, обтянутые полиэтиленовой пленкой, с определенным количеством листов в каждой упаковке. Чтобы купить переплетный картон, необходимо выбрать продукцию с подходящими техническими характеристиками, форматом и толщиной, рассчитать требуемое количество, сравнить предложенные цены и сделать свой выбор.

Различными производителями переплетный (обложечный) картон изготавливается в листах размером 1050x920, 920x1050, 790x1000, 700x1000, 790x1080 мм и др.

Переплетно-технические ткани

Все переплетные материалы можно разделить на несколько типов в зависимости от основы: бумажный, тканевый и кожаный.

Если используется тканевая основа, то переплетный материал может иметь как открытую фактуру, так и нанесенный поверх нее покровный слой.

С технологией текстильного производства лучше ознакомиться на примере изготовления хлопчатобумажных тканей, поскольку именно такие ткани наиболее часто используются в переплетных работах.

Изготовление пряжи

На первом этапе из хлопковых волокон получают пряжу. Прядение заключается в вытягивании ровницы (рыхлые жгуты с параллельно расположенными в них хлопковыми волокнами), то есть в уменьшении ее толщины и скручивании до получения нити установленной прочности и толщины. Прочность пряжи, а следовательно, нитей и тканей из нее зависит, во­первых, от длины и прочности исходного волокна, а во­вторых — от степени скручивания. Чем длиннее и прочнее волокно и чем оно сильнее закручено, тем прочнее будут нити и ткани. Например, льняные нити прочнее хлопчатобумажных, потому что исходное льняное волокно прочнее и длиннее, чем хлопковое. Нити из более длинных волокон порвать труднее, так как эти волокна сцепляются на большей длине и прочно удерживаются между собой силами трения. Чем больше поверхность соприкосновения, тем больше сила трения. Крученые нитки и пряжа еще прочнее, так как при скручивании сила трения между волокнами возрастает.

Выработка тканей

Ткани вырабатываются из пряжи на высокопроизводительных автоматических бесчелночных пневматических ткацких станках. Нити, расположенные вдоль ткани, называются основой, а идущие поперек ткани — утком.

Для изготовления ткани нити основы располагаются горизонтально в натянутом состоянии. Часть из них, например нечетные, несколько поднимаются, и через образовавшийся между четными и нечетными нитями промежуток из сопла рапиры подается струя сжатого воздуха, которая пробрасывает уточную нить. После проброса на всю ширину станка уток захватывается зажимом и удерживается до полного выпрямления воздушной струей. Далее проброшенная уточная нить обрезается ножницами с правой и левой сторон и прибивается бердом к опушке ткани, образуя перевитую кромку. Одновременно отмеривающее устройство подготавливает очередную петлю уточной нити. Цикл повторяется с той только разницей, что нечетные нити опускаются, а четные поднимаются, и снова между ними пробрасывается нить утка. Чтобы придать тканям плотность, каждую вновь проброшенную нить утка прижимают к предыдущим.

В старых челночных станках формирование кромки вырабатываемой ткани происходило самопроизвольно, причем каждая последующая проложенная челноком уточная нитка являлась продолжением предыдущей. При этом кромка, усиленная за счет повышенной плотности кромочных нитей основы, получается особенно прочной и надежной. Но пневматические ткацкие станки работают бесшумно, кроме того, они в три раза производительнее челночных.

Пряжу, используемую в качестве основы, пропитывают клеящими веществами, что придает ей повышенную прочность к трению и гладкость. Такая пропитка называется шлихтованием.

Переплетение нитей основы и утка может быть самым разнообразным. Простейшие ткацкие переплетения нитей — полотняное (рис. 1а), саржевое (рис. 1б) и сатиновое.

Рис. 1. Виды переплетения тканей: а — полотняное; б — саржевоеРис. 1. Виды переплетения тканей: а — полотняное; б — саржевое

Рис. 1. Виды переплетения тканей: а — полотняное; б — саржевое

К тканям полотняного переплетения, когда каждая нить утка перекрывает каждую нить основы, относятся бязь, миткаль, холст, марля, креп­шифон и др. При саржевом переплетении нить утка покрывает две нити основы и проходит под третьей. При сатиновом переплетении нити утка перекрывают от четырех до двенадцати нитей основы, а проходят под одной. К тканям сатинового переплетения относятся: сатин, атлас, ластик, молескин и др. Фактура ткани зависит как от вида переплетения, так и от толщины пряжи, а также от плотности нитей утка и основы, то есть их числа, приходящегося на нормированную длину (например, на 10 см) ткани.

Отделка тканей

Изготовленная на ткацком станке ткань называется суровьем. Для улучшения внешнего вида суровья и для придания тканям специальных свойств, например влагонепроницаемости, выполняется отделка: беление, окрашивание, аппретирование, глазировка или, наоборот, создание начеса (ворса), грунтование, а также тиснение.

Виды тканей

Самая простая и прочная суровая, то есть неотбеленная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения называется миткаль. Она применяется для изготовления переплетного коленкора и ледерина. Из миткаля путем отбелки, крашения и аппретирования готовят различные виды цветного коленкора с ровной окраской в соответствующие цвета. Если на миткаль с помощью гравированных валов нанести узоры, получится ситец. Использование ситца увеличивает декоративные возможности при изготовлении оригинальных художественных переплетов.

Дук — толстая, редкая, сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, которая может быть окрашена в различные однородные цвета. Дук является хорошим материалом для изготовления цельнотканевых переплетов высокохудожественных изданий.

Рогожка — редкая, грубая, очень прочная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, цвет которой близок к цвету естественного волокна. Рогожка — великолепный оформительский материал при изготовлении цельнотканевых переплетов высокохудожественных изданий.

Шифон — очень тонкая, прозрачная, но прочная шелковая ткань массой 21­23 г/м2. Применяется как материал для приклейки форзаца и в качестве стержней для вклеек.

Переплетный коленкор

Переплетный коленкор представляет собой хлопчатобумажную окрашенную или неокрашенную ткань миткаль, на обе стороны которой нанесена пленка из крахмалистых веществ, минеральных наполнителей и органических красителей.

С 2009 года отечественные производители (например, «Затон», СПБ) выпускают высококачественный коленкор, который стал отличной заменой утраченному щелковскому коленкору.

При изготовлении переплетного коленкора ткань­основу (миткаль) окрашивают в цвет грунта прямыми (кислотными) красителями, высушивают и разглаживают. Затем на изнаночную сторону миткаля наносят слой грунта массой 20 г/м2 (в расчете на сухой остаток), состоящий в основном из крахмала, казеина, каолина и воды. Лицевую сторону переплетного коленкора подвергают одно­ или двукратному грунтованию на грунтовально­сушильном устройстве. Для этого применяется тот же грунт, что и для грунтования изнаночной стороны, но с добавлением 0,5­1% красителей. Коленкор подвергают двукратному разглаживанию на фрикционном каландре и тиснению узора с помощью тиснильного каландра.

Переплетный коленкор вырабатывается, как правило, двух видов: КП — массой 170±15 г/м2 (для изготовления переплетных крышек) и КФ облегченный — массой 135 ±5 г/м2 (для фальчиков).

Переплетный коленкор характеризуется матовостью поверхности, разнообразием расцветок и фактуры, технологичностью для тиснения фольгой и печатания переплетными красками. Основные недостатки переплетного коленкора:

  • недостаточная водостойкость крахмальной пленки, в результате чего материал может потерять свой первоначальный привлекательный вид;
  • маркость;
  • сравнительно быстрое старение и осыпание крахмальной пленки;
  • возможность промачивания клеем насквозь при изготовлении переплетных крышек;
  • крахмальная пленка не полностью скрывает фактуру и дефекты ткани, что сказывается на внешнем виде переплетного коленкора;
  • при неблагоприятных условиях хранения переплетный коленкор покрывается плесенью.

Переплетный коленкор «Модерн»

Коленкор «Модерн» представляет собой хлопчатобумажную ткань, на обе стороны которой нанесено крахмально­каолиновое покрытие с добавками различных полимеров или без добавок. С помощью цилиндрического грунтовально­сушильного устройства на «модерн» наносится белый крахмалистый грунт с изнаночной стороны и прозрачный бесцветный — с лицевой. Затем прогрунтованный (аппретированный) коленкор дважды пропускается через фрикционный каландр, иногда лакируется 10­процентным нитроцеллюлозным лаком.

Коленкор «Модерн» применяется для изготовления переплетных крышек, художественных изданий, изготовления архивных папок. Возможны различные варианты отделки материала — тиснение, тиснение фольгой, печать типографскими красками.

Выпускается в рулонах шириной 86 см, длиной 100 и 200 м.

Коленкор «Премиум»

При производстве коленкора «Премиум» используется отбеленное хлопчатобумажное полотно, которое обрабатывается с помощью современных технологий.

В отличие от коленкора «Модерн» в производстве коленкора «Премиум» используется высококачественная отбеленная хлопчатобумажная ткань и современные технологии, а также оборудование для пропитки и последующей обработки тканей.

Коленкор «Премиум» обладает превосходными характеристиками плотности, жесткости, прочности, эластичности, имеет исключительную гладкость и равномерность цвета по всей поверхности. Благодаря исключительной гладкости поверхности материала и равномерности цвета коленкор «Премиум» можно запечатывать на струйных широкоформатных принтерах, УФ­принтерах, шелкотрафаретных печатных машинах и изготавливать репродукции картин и других художественных изделий.

В настоящее время налажен выпуск коленкора «Премиум» следующих цветов: кремовый, серый, красный, синий, зеленый и бордовый.

Коленкор «Премиум» поставляется в рулонах по 100 и 150 погонных метров. Рабочая ширина 90 см. Коленкор намотан на втулку диаметром 76 мм.

Рулоны упакованы в плотную полиэтиленовую пленку.

Переплетный коленкор с нитроцеллюлозной отделкой

Десятипроцентный нитроцеллюлозный лак при нанесении на переплетный коленкор частично впитывается в толщу материала, повышая сцепление крахмальной пленки с тканью­основой, частично остается на поверхности, улучшая внешний вид ткани и защищая ее от воздействия воды. Однако лакированный коленкор может быть липким, что зачастую приводит к слипанию переплетов с лакированными суперобложками, если книги с таким переплетом стоят рядом на полке.

Штапельные переплетные ткани

Штапельные ткани готовятся из искусственных или синтетических волокон, разделенных на отрезки (штапели), длина которых близка к длине натуральных, например хлопковых, волокон. Штапельное волокно может использоваться и для прядения в смеси с шелковыми и хлопчатобумажными волокнами. Производство тканей из штапельных волокон не требует применения сложных разрыхлительно­трепальных, чесальных, ленточных и других машин, а потому экономически эффективно. Качество штапельных тканей, как правило, выше качества тканей из натуральных волокон.

Переплетная штапельная ткань с открытой фактурой имеет различные однотонные цвета плотностью 100 и 120 г/м2. Качество переплетной штапельной ткани должно удовлетворять следующим требованиям:

  • жесткость не менее 15 г по основе и 5 г по утку;
  • скручиваемость не менее 10 с;
  • допускается незначительное изменение цвета при пятичасовом облучении ртутно­кварцевой лампой;
  • не допускается изменение цвета при намазке с изнаночной стороны нейтральным клеем;
  • прочность окраски к сухому трению не менее 4 баллов.

Переплетная штапельная ткань с открытой фактурой используется для изготовления переплетных крышек различных видов изданий художественной и научно­технической литературы.

Ледерин

От нем. leder  — подобный коже. Ледерин представляет собой хлопчатобумажную ткань — миткаль, на изнаночную сторону которой нанесен слой крахмалистого грунта, а на лицевую — эластичная пленка из нитроцеллюлозы, пластификатора (касторового масла), пигментов и наполнителей. На поверхность ледерина с помощью тиснильного каландра наносится рельефный узор.

По внешнему виду и водостойкости ледерин напоминает натуральную кожу. Он не меняет своего внешнего вида и не теряет рельеф тиснения при намазке клеем. С обеих сторон полотна ледерина могут оставаться незагрунтованные кромки по 10 мм.

Ледерин имеет следующие свойства:

  • ровная и гладкая поверхность с рельефным тиснением, напоминающим фактуру натуральной кожи (сафьяна, шагрени);
  • жесткость по основе — 6­12 и по утку — 4­9 г;
  • нелипкая эластичная нитроцеллюлозная пленка прочно соединяется с тканью­основой и не растрескивается при перегибании;
  • на поверхности пленки не наблюдается миграции красящих веществ, приводящей к изменению оттенка материала;
  • светопрочность и термостойкость.

Ледерин характеризуется также повышенной упругостью, поэтому при изготовлении переплетных крышек нужно применять очень липкий переплетный клей, например костный. Пластификатор (касторовое масло) значительно снижает скорость высыхания переплетных красок при печатании на переплетных крышках. В процессе печатания переплетными красками или при тиснении фольгой ледерин из­за большой упругости и глубокого рельефа тиснения требует использования высокого давления. При тиснении цветная переплетная фольга слабо закрепляется на поверхности ледерина. Существенный недостаток ледерина — его высокая стоимость, что связано с применением в процессе его изготовления дорогостоящих органических растворителей. Кроме того, токсичность этих растворителей ухудшает условия труда.

При изготовлении ледерина в качестве основы может использоваться не ткань, а особо прочная кабельная бумага из небеленой сульфатной целлюлозы. Ледерин на бумаге дополнительно покрывается нитроцеллюлозным лаком, что повышает его механическую прочность и предохраняет переплеты от слипания.

По внешнему виду ледерин на бумаге ничем не отличается от тканевого, но значительно уступает ему в прочности, в особенности при перегибании и надрыве. Прочность сцепления нитроцеллюлозной пленки с основой у бумажного ледерина также значительно ниже, чем у тканевого. Кроме того, ледерин на бумаге, если он не имеет достаточно глубокого рельефа тиснения, может сильно скручиваться при намазке клеем. Главным достоинством бумажного ледерина по сравнению с тканевым является дешевизна.

Бумажный ледерин применяется для изготовления составных переплетов с тканевым корешком, а также в производстве беловых товаров.

Вследствие большей гладкости и меньшей впитывающей способности бумаги­основы, по сравнению с тканью, на лицевую сторону бумажного ледерина достаточно нанести два слоя нитроцеллюлозного грунта массой по 50 г/м2. По глянцевой поверхности ледерина на бумаге можно выполнять любое фактурное, блинтовое тиснение, тиснение красочной и бронзовой фольгой. Кроме того, по бумажному ледерину можно печатать переплетными красками.

Бумажный ледерин выпускается в рулонах. Его прочность на разрыв составляет не менее 7 кг, прочность на излом (число двойных перегибов) — не менее 300. При сгибании ледерина на бумаге не должны появляться трещины.

Ледерин «Престиж» — тканевый переплетный материал с полимерным покрытием. Прекрасный выбор для тех, кто ценит качество и функциональность. Этот ледерин прочен на разрыв и истирание, устойчив к многократному изгибанию и при этом обладает насыщенным цветом. Материал прекрасно держит тиснение фольгой и воспринимает трафаретную печать, а также обладает таким очень важным потребительским качеством, как повышенная влагостойкость.

Несомненно, столь высокие технические характеристики и потребительские свойства ледерина «Престиж» заинтересуют тех, кто ценит качество своей продукции и дорожит мнением потребителя. Ведь этот материал просто незаменим при изготовлении книг и альбомов (в том числе большого формата), дипломов, адресных папок и зачетных книжек. А удостоверения, изготовленные из ледерина, прослужат в несколько раз дольше, чем изготовленные из другого, менее функционального материала. Недаром в советские времена все паспорта и служебные удостоверения по ГОСТам должны были изготавливаться только из ледерина.

Сегодня для ледерина предлагается десять основных цветов: бордо, красный, синий, зеленый, серый, серо­голубой, черный, коричневый, светло­бежевый и темно­болотный. Естественно, цветовая гамма может расширяться.

Переплетные материалы с латексным покрытием

Технические ткани с латексным покрытием — это ткань­миткаль или бумага, на оборотную сторону которой нанесен крахмалистый грунт, а на лицевую — пленка, состоящая из латекса (сополимера хлорвинила с винилиденхлоридом), крахмала, пигментов и наполнителей (каолин, литопон).

Полимерную пленку на лицевую сторону ткани наносят двукратным грунтованием с помощью цилиндрического грунтовально­сушильного устройства. Разглаживание загрунтованной ткани производится фрикционным каландром; тиснение узора — тиснильным каландром.

Переплетный материал с латексным покрытием имеет следующие преимущества, по сравнению с ледерином:

  • высокое качество отделки поверхности (может быть глянцевым и матовым, ледерин же вырабатывается только глянцевым);
  • большая прочность;
  • эластичность.

Переплетные материалы с латексным покрытием на бумажной основе — это наилучшие заменители тканевого ледерина. Они имеют очень эффектный внешний вид и удовлетворительные механические показатели, в особенности на истирание, так как латексный грунт пропитывает бумагу и делает ее более прочной.

Дублированные переплетные материалы

Дублированные переплетные материалы представляют собой разреженные хлопчатобумажные и синтетические ткани плотностью 30­50 г/м2, наклеенные на бумажную основу из небеленой или беленой сульфатной целлюлозы. Такие материалы вырабатываются в большом ассортименте разнообразных цветов и могут быть как гладкими, так и тиснеными.

Процесс изготовления дублированного переплетного материала включает следующие основные операции:

  • окрашивание разреженной ткани;
  • склеивание (дублирование) ткани с бумагой­основой при помощи термопластичного клея или поливинилацетатной эмульсии;
  • одно­ или двукратное грунтование, чаще всего грунтом на основе синтетических латексов;
  • каландрирование или формирование узора на тиснильном каландре.

Подобные переплетному коленкору дублированные переплетные материалы имеют привлекательный внешний вид и удовлетворительные механические свойства. Они просты в изготовлении, поэтому их применение экономически выгодно и перспективно для использования при выпуске изданий различного назначения.

Переплетный поливинилхлоридный материал. Бумвинил

Переплетный материал представляет собой бумажную основу, на одну сторону которой нанесено поливинилхлоридное покрытие.

Бумвинил — один из популярных материалов, используемых для изготовления переплетов для широкого спектра полиграфической продукции: книг, фотоальбомов, ежедневников, папок, адресов, записных книжек, канцелярских книг, для производства подарочной упаковки.

Широкая цветовая гамма и разнообразие фактур материала позволяют реализовать множество дизайнерских решений — от переплета школьного учебника до дорогого элитного издания.

Бумвинил отлично подходит как для работы на рулонных крышкоделательных машинах, так и для изготовления переплета вручную.

Высокое качество материала позволяет использовать разнообразные варианты дополнительной отделки: блинтового и конгревного тиснения, тиснения разными видами фольги (золотой, серебряной, цветной), нанесения печати типографскими красками. Переплетный материал производится шириной 72,5 ± 15 мм, 83,5 ± 15 мм.

Рис. 2. Швейные нитки

Рис. 2. Швейные нитки

Нетканые материалы

Для изготовления переплетных крышек и в качестве корешкового материала книжных блоков могут применяться нетканые клеевые материалы. Внешне они больше напоминают замшу, нежели ткани, поскольку лишены системы ориентированных нитей.

Производство нетканых материалов включает следующие операции:

  • тонкие волокнистые слои («холст») из самых разнообразных текстильных волокон и их отходов пропитывают синтетическим латексом, например бутадиен­нитрильным;
  • волокнистые слои высушивают и каландрируют горячими каландрами, нагретыми до 150°, при этом частицы синтетического каучука подплавляются и прочно склеивают волокнистую массу холста.

Нетканые материалы однородны, не имеют ни продольного, ни поперечного направлений и отличаются достаточной механической прочностью (10­15 кг). Они легко и прочно приклеиваются к бумаге и картону различными клеями, почти не деформируются при увлажнении и не скручиваются.

Марля и каптал

Марля двуниточная полиграфическая — редкая, сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Марля вырабатывается из суровой пряжи, имеет двуниточную основу и однониточный уток. Применяется для сшивания книг и брошюр на ниткошвейных машинах.

Аппретирование придает марле жесткость, необходимую для ее использования в производстве переплетов. Для аппретирования служат крахмалистые вещества, содержание которых в марле составляет около 30%. Жесткость марли должна соответствовать эталону. Не допускаются забитые аппретом ячейки, замятые и оборванные кромки, масляные пятна, дыры, пробоины, а перекос уточных нитей не должен превышать 50 мм по ширине куска.

Каптал — это вискозная или хлопчатобумажная лента различной расцветки шириной 13­15 мм с утолщенным краем­бортиком с одной стороны (1,5­2 мм).

Каптал выпускается длиной 1000 м, намотанным на бобину или в виде мотков, и имеет шесть базовых цветов: белый, красный, черный, зеленый, желтый, синий.

Каптал наклеивают на корешковую часть книжного блока с головной и хвостовой части для повышения прочности корешка и украшения книги. Кроме того, бортик каптала предохраняет книги от попадания пыли в пространство между корешком переплета и блоком книги.

Каптал должен быть ровным, без волнистостей. В местах обреза по бортику не должно образовываться бахромы.

Каптал наклеивают с двух сторон на корешки толстых книг (свыше 10 листов) для повышения прочности и улучшения их внешнего вида. Лента­каптал должна быть сильно аппретированной, ровной, без волнистости. В местах обреза по бортику не должно образовываться «кисточек».

Лента­каптал выпускается намотанной на бобину, а для ручных работ — в виде мотка.

Лента киперная

Киперная лента представляет собой хлопчатобумажный текстильный материал диагонального или саржевого переплетения нитей пряжи шириной 13, 15 и 20 мм. Применяется при производстве электромонтажных работ в качестве утягивающего слоя основной изоляции обмоток высоковольтных и низковольтных электромашин. В швейном производстве киперной лентой производят окантовку швов верхней одежды.

Широко распространено использование киперной ленты для упаковки коробок, свертков и пр. В полиграфии из нее изготавливают завязки для папок. Прочная натуральная хлопчатобумажная лента идеальна для этих целей. Узлы таких завязок не ослабляются и не проскальзывают.

Швейные материалы

Для сшивания книг, брошюр и других изданий применяют хлопчатобумажные и синтетические нитки, а также проволоку.

Хлопчатобумажные нитки

Хлопчатобумажные нитки в зависимости от числа скручиваемых нитей пряжи (числа сложений) разделяются на три группы: в три, четыре и шесть сложений (рис. 2).

Чтобы нитки не раскручивались и имели глянцевитый вид, их аппретируют (шлихтуют, полируют), то есть покрывают тонким слоем клея. Для этого их помещают в кювету с клеевым раствором, а затем — в сушильную камеру, в которой они сушатся и одновременно полируются щетками, насаженными на вращающийся вал. Матовые нитки не полируют, их слегка подкрахмаливают. Готовые нитки для переплетных и других промышленных целей наматывают на бумажные патроны.

Толщина ниток зависит от толщины пряжи и от числа сложений. Нитки обозначаются номерами: 8, 10, 12, 16, 20, 30, 40, 60 и 80. Более тонкие нитки имеют больший номер. Для машинного шитья книг и брошюр обычно применяют нитки № 30, а для ручного шитья — более толстые нитки, до № 10 включительно.

Нитки должны быть крепкими и не рваться при сшивании книг и брошюр, а также при использовании сшитых книг. Нитки не должны скручиваться и запутываться при разматывании и шитье. Толщина ниток должна быть равномерной и постоянной для каждого номера. Нитки № 30 должны при испытании на разрывной машине — динамометре — показывать прочность не менее 1,5 кг, а нитки № 10 — не менее 2 кг. Растяжение ниток при этих условиях должно быть в пределах 3­5%.

Прочность ниток, как уже упоминалось, зависит от свойств исходного хлопкового волокна и от степени его закрученности — более длинные и тонкие сорта волокон и большая степень закрученности обеспечивают более крепкие нитки. От степени закрученности зависит также и гибкость нитей — слишком закрученные нитки не будут гибкими. Легкость раскручивания и запутывания ниток зависит от числа сложений и степени их аппретирования: чем больше нитей пряжи входит в состав нитки и чем лучше она аппретирована, тем менее поддается раскручиванию.

Синтетические волокна (нитки)

Литературу, рассчитанную на длительный срок службы, всегда следует сшивать только капроновыми нитками, которые по сравнению с хлопчатобумажными имеют более высокую прочность на разрыв, большее разрывное удлинение, гладкую поверхность, стойкость к влаге и против истирания, меньшую толщину.

Синтетические волокна — капрон (перлон, силон) и анид (найлон, дидерон) — изготавливают из полиамидных полимеров. Для этого полимер расплавляют и продавливают через фильеры с отверстиями диаметром 0,25 мм. Тонкие струйки полимера, застывая, превращаются в волокна. Их подвергают вытяжке, при которой толщина нитей уменьшается в пять раз по сравнению с первоначальной. Так получаются очень тонкие (диаметром около 8 мкм) и очень прочные волокна — капрон и анид, из которых изготавливаются синтетические нитки, ткани и трикотаж.

Синтетические волокна — наилучший материал для сшивания книг и брошюр. Капроновые и анидные нитки гораздо тоньше хлопковых и в два раза прочнее; блоки, сшитые капроновыми нитками, имеют меньшую толщину и меньшие отверстия от проколов, кроме того, при шитье устраняется «разлохмачивание» нитей и практически не происходит обрывов.

Ляссе

В подарочных печатных изданиях, а также изданиях по искусству часто делают ленточку­закладку (ляссе), облегчающую пользование книгой.

Цвет ленточки чаще всего красный, реже — синий. Делать ляссе белого цвета целесообразно, когда все издание имеет много различных цветных иллюстраций (форматом с наборную полосу), а также в тех изданиях, у которых закрашены обрезы. В противном случае ляссе будет малозаметным.

Длина ляссе должна превосходить длину книжного блока на 3­5 см, ее ширина — 3­8 мм.

Ленточка­закладка часто применяется для изданий улучшенного оформления.

Закладки приклеивают под каптал, вложив их предварительно между страницами блока, на машине или вручную.

Материалом для закладок служит лента шириной от 3 до 8 мм, шелковая или вискозная (рис. 3).

Натуральная и искусственная кожа

Натуральная кожа выделывается из шкур животных: крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей и пр.

В строении шкуры различают несколько слоев. Дерма состоит из пучков волокон сложного белкового вещества коллагена. Шкура, освобожденная от волосяного покрова, эпидермиса и подкожной клетчатки, называется гольем. Чтобы получить кожу, голье дубят, а затем отделывают (красят, жируют, аппретируют, утюжат, тиснят и пр.). Дубление — важнейшая операция кожевенного производства. Дубленая кожа по сравнению с гольем имеет повышенную степень расчлененности волокон. Объем кожи и ее пористость в результате дубления увеличиваются. Поэтому дубленая кожа отличается прочностью, упругостью, малой теплопроводностью, хорошей влагостойкостью. Голье дубят растительными и минеральными дубителями: отваром дубовой коры, листьев растения сумахи, чернильными орешками (танином), а также хромовыми солями и др. Выделанная кожа имеет волокнистую структуру; задубленные пучки волокон коллагена, потерявшие способность растворяться в воде, прочно соединены между собой.

Для художественных переплетных работ применяют сафьян, искусственную и натуральную замшу. Во всех остальных случаях искусственную кожу — ледерин и его заменители.

Сафьян — это тонкая (0,4­1 мм) кожа, изготавливаемая из козьих шкур. Сафьян дубят растительными дубящими веществами, содержащимися в листьях растения сумахи. Сафьян с нанесенным на поверхность лицевой стороны тисненым узором называется шагреневой кожей.

Рис. 3. Ляссе на бобине

Рис. 3. Ляссе на бобине

Натуральная и искусственная замша

Замша натуральная — кожа жирового дубления, которая изготавливается из шкур молодых оленей, лосей, диких коз и овец. Шкуры этих животных имеют такой химический состав, что способны дубиться некоторыми жирами. Лицевая поверхность замши бархатистая. Замша пориста, мягка, эластична. Ворс, образующий бархатистую поверхность, должен быть густым и нерыхлым. Замшу для переплетных целей окрашивают в светлые тона. Толщина замши 0,4­1,5 мм. Содержание влаги в замше не более 24%.

Искусственная замша — переплетный материал, по внешнему виду напоминающий натуральную замшу. Производится в результате запудривания измельченным шелковым волокном в электрическом силовом поле миткаля, промазанного резиновым или изобутиленовым клеем. Ворсинки электризуются и принимают ориентированное вертикальное положение по отношению к поверхности подложки. Неприклеившиеся ворсинки удаляются электрическим силовым полем противоположного знака. Искусственная замша применяется для изготовления переплетов дорогих книг и альбомов. Она хорошо воспринимает тиснение фольгой.

Средства для повышения глянцевитости оттисков

Повышение глянцевитости может быть достигнуто лакированием оттисков или их ламинированием, то есть припрессовкой прозрачной полимерной пленки.

Лакирование

Лаки для покрытия переплетов готовятся из смолы и растворителя, главным образом спирта, так как его пары относительно безвредны для рабочих. Наибольшую глянцевитость оттиски приобретают при их лакировании с последующим каландрированием. Для этой цели используют лаки из термореактивных мочевино­ или меламиноальдегидных смол, растворенных в сложных эфирах уксусной кислоты и кетонах.

Ламинирование переплета

Для ламинирования применяются териленовая, пропиленовая и ацетилцеллюлозная пленки, приклеиваемые к подложке, например, с помощью поливинилацетатного лака или спиртового раствора поливинилбутираля в качестве адгезива.

Лакирование и ламинирование не только улучшают внешний вид оттисков (повышение глянцевитости и насыщенности красок), но и значительно увеличивают их механическую прочность, предохраняют краски от разрушительного действия влаги и т.п. внешних влияний.

Переплетная фольга

Для тиснения на переплетных крышках надписей, рисунков и орнаментов применяют юбилейную (под цвет золота), бронзовую, алюминиевую и красочную фольгу. Фольга может быть как для горячего, так и холодного тиснения.

Юбилейная переплетная фольга

Юбилейная переплетная фольга (под цвет золота) отличается очень хорошим блеском, не тускнеющим со временем, высоким качеством тиснения и прочным закреплением на переплетном материале. Представляет собой пластмассовую териленовую (лавсановую) подложку толщиной 20 мкм, на которую последовательно нанесены: восковой слой, желтый лаковый фильтровый слой, слой алюминия и слой поливинилацетатного или шеллачного грунта.

Вакуумное напыление алюминия слоем 15­30 нм происходит в следующих условиях: глубокий вакуум — 10­4 мм рт. ст., температура расплавленного металла — около 1500 °С, температура в зоне напыления на подложку — 80 °С, скорость движения воскованной и отлакированной пластмассовой подложки — 0,5 м/с.

Бронзовая переплетная фольга

При изготовлении бронзовой переплетной фольги применяют воскованную бумажную кальку или пластмассовую териленовую подложку, слегка подплавляют восковой слой и запудривают его бронзовой пудрой. Важная особенность этой операции — прикатывание бронзовой пудры к расплавленному восковому слою резиновыми валиками, так как это обеспечивает, во­первых, достаточную толщину и непроницаемость бронзового покрытия, а во­вторых, чешуйчатое ориентированное расположение бронзовых частичек и, следовательно, высокую отражательную способность. Избыток бронзовой пудры счищают щетками, а сверху фольгу лакируют шеллачным лаком, который закрепляет бронзовую пудру на поверхности воскованной подложки и обеспечивает прилипание слоя пудры при горячем тиснении на переплетных крышках.

Переплеты, тисненые переплетной бронзовой фольгой, первоначально имеют отличный вид и высокий блеск, напоминающий золото, но с течением времени сильно тускнеют, так как бронзовая пудра корродирует под действием атмосферных условий и, кроме того, недостаточно прочно закрепляется и осыпается при продолжительном пользовании книгами. Более глубокое тиснение в известной степени защищает слой бронзовой пудры от стирания.

Алюминиевая переплетная фольга

Алюминиевая переплетная фольга изготавливается аналогично бронзовой, но вместо бронзовой применяется алюминиевая пудра. Алюминиевая фольга устойчива к коррозии в атмосферных условиях, но так же, как и бронзовая, недостаточно прочно закрепляется на переплетных крышках.

Если алюминиевую пудру окрашивать спиртовыми растворами основных красителей, например родамином, то можно получить алюминиевую переплетную фольгу самых разнообразных оттенков: пурпурных, зеленых, синих и т.п. (рис. 4). Однако такая фольга имеет очень ограниченное применение, поскольку с художественной точки зрения ее допустимо использовать только для рекламных изданий и открыток.

Рис. 4. Переплетная фольга

Рис. 4. Переплетная фольга

Красочная (цветная) переплетная фольга

При изготовлении цветной фольги на поверхность бумажной подложки (кальки) наносят расплавленный восковой слой, а после его охлаждения — слой краски из пигментов, наполнителей и спиртового раствора клея БФ­2 или поливинилацетатной эмульсии в качестве связующего. Нанесения шеллачного или другого покровного слоя красочная фольга не требует, так как она сама хорошо закрепляется на поверхности переплетного материала.

Рулонная переплетная фольга выпускается в виде ленты в рулонах, намотанных на прочные картонные втулки. Обрез кромок фольги должен быть ровным.

Тиснение на ледерине или другом переплетном материале без предварительной его грунтовки при подаче с рулона на механизированных прессах выполняется при 110­120 °С, на ручных — при 100 °С. При этом должен получаться четкий оттиск глубиной тиснения 80­150 мкм; пробельные места не должны забиваться остатками фольги. Рулонная фольга не должна рваться и прилипать к штампу. 

КомпьюАрт 10'2013

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства