КомпьюАрт

12 - 2013

Знаковый дизайн


Андрей Крылов
krylov1971@rambler.ru

Продолжая подводить итоги уходящего года, напомню, что в октябре российскими СМИ активно обсуждались две новости, которые прямо касались целого направления — защищенной полиграфии. Первая пришла от банковского сообщества и следственных органов, а вторая касалась успехов гознаковского банкнотного производства.
«…банкиры встревожены появлением фальшивых банкнот в 5000 рублей…»

В Москве был отмечен рост сбыта поддельных тысячерублевых и пятитысячных купюр. Из­за наплыва высококачественных подделок крупнейшие банки страны, в том числе Сбербанк, ВТБ 24, «Альфа­банк» и другие, даже прекратили прием этих банкнот через банкоматы и терминалы, рекомендуя клиентам вносить платежи по кредитам через кассы в отделениях банков.

Доверие к рыжим 5000-рублевым банкнотам с памятником Н.Н. Муравьеву-Амурскому работы А.М. Опекушина к новому, 2014 году у населения восстановлено

Доверие к рыжим 5000-рублевым банкнотам с памятником Н.Н. Муравьеву-Амурскому работы А.М. Опекушина к новому, 2014 году у населения восстановлено

«Временно прекратили прием в банкоматах и терминалах купюр достоинством в пять тысяч рублей из­за появления значительного количества высококачественных поддельных купюр. Решение было своевременным. Невооруженным глазом отличить невозможно. Металлическая лента, водяные знаки. Отличия только в микрошрифте, который можно увидеть через лупу и который отсутствует на фальшивках. Будьте осторожны», — так написал об этом на своей странице в Facebook первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис (информация с сайта http://dengi.161.ru).

Позже предостережение подхватили и другие банки. В частности, «Альфа­банк» официально заявил о прекращении приема через банкоматы в столице и области пятитысячных купюр. «Ограничение касается только банкнот 5000 рублей образца 1997 года. Отличительный признак: герб Хабаровска выполнен оптически переменной краской, меняющей цвет при наклоне с малинового на золотисто­зеленый. Банкноты номиналом 5000 рублей других образцов, а также и банкноты других номиналов принимаются без изменений».

Генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук должен объяснить журналистам, почему столь успешно подделывается продукция руководимого

Генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук должен объяснить журналистам, почему столь успешно подделывается продукция руководимого им предприятия (кадр из телерепортажа канала НТВ). Автор смеет предположить, что, скорее всего, была обычная утечка информации о применяемых в банкнотах защитах либо с Гознака, либо из Центробанка

Проходит несколько недель и в конце октября «…в Санкт­Петербурге Центробанк объявляет о выпуске 100­рублевой олимпийской банкноты…»

Страна живет в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Множество мероприятий приурочено к этим событиям: эстафета по всей стране с погружением в Байкал и отправкой в космос олимпийского огня, строительство спортивных объектов и инфраструктуры, разработка спортивной символики и т.д. Выпуск олимпийской банкноты и представление ее на суд зрителей в октябре не затерялись в этом потоке.

Рис. 1. Вертикальные по расположению изображения сторублевые банкноты выпущены тиражом 20 млн экземпляров (а). Не прошло и двух недель после выпуска, как банкнота была обнаружена автором на стенде поставщика оборудования компании «ЯМ Интернешнл» во время проведения выставки «ПолиграфИнтер-2013» (б). Здесь все логично, поскольку полиграфистам известно, что печатные машины KOMORI поставляются и для печати банкнотной продукции. На переднем плане — стилизованная под евробанкноту рекламка от фирмы KOMORI

Рис. 1. Вертикальные по расположению изображения сторублевые банкноты выпущены тиражом 20 млн экземпляров (а). Не прошло и двух недель после выпуска, как банкнота была обнаружена автором на стенде поставщика оборудования компании «ЯМ Интернешнл» во время проведения выставки «ПолиграфИнтер-2013» (б). Здесь все логично, поскольку полиграфистам известно, что печатные машины KOMORI поставляются и для печати банкнотной продукции. На переднем плане — стилизованная под евробанкноту рекламка от фирмы KOMORI

Рис. 1. Вертикальные по расположению изображения сторублевые банкноты выпущены тиражом 20 млн экземпляров (а). Не прошло и двух недель после выпуска, как банкнота была обнаружена автором на стенде поставщика оборудования компании «ЯМ Интернешнл» во время проведения выставки «ПолиграфИнтер-2013» (б). Здесь все логично, поскольку полиграфистам известно, что печатные машины KOMORI поставляются и для печати банкнотной продукции. На переднем плане — стилизованная под евробанкноту рекламка от фирмы KOMORI

Организовывали мероприятие пиарщики­профессионалы высокого уровня с шиком, с использованием лазерных источников света и 3D­технологий. Приглашенные надевали стереоочки и в момент демонстрации роликов смогли ощутить на олимпийской банкноте динамику полета и свежесть горного ветра (рис. 1).

Дизайн действительно отличается от всего банкнотного ряда, который был создан за 20 лет в новой России. Еще в 2009 году в КомпьюАрт № 8 опубликована критическая статья автора об оформлении банкнот и бланков российских паспортов. В ней говорилось о том, что на наших банкнотах изображены памятники известным и неизвестным персонажам, включая богов из греческой мифологии, что для богатой на исторические и культурные события России неоправданно. Непродуманность банкнотного ряда, которую чиновники объясняют толерантностью к многонациональному населению страны, вдохновила автора сделать коллаж на эту тему (рис. 2).

Рис. 2. Кладбище русского банкнотного дизайна находится на Мытной улице в Москве — адрес головного офиса и одной из фабрик Гознака. Деформация в форме яйца под гербом России отсылает к неудачной форме розетки бланка загранпаспорта. В музее полиграфического монстра экскурсоводы с упоением и придыханием расскажут об успехах производства, правда, в царскую и советскую эпохи (из нашей можно упомянуть паспорт нового поколения с микросхемой, но низким уровнем розового дизайна). Кстати, ФГУП «Гознак» скоро сменит форму собственности, и превратится из государственного предприятия в акционерное. Возможно, в связи с этим изменятся не только схемы финансовых потоков,

Рис. 2. Кладбище русского банкнотного дизайна находится на Мытной улице в Москве — адрес головного офиса и одной из фабрик Гознака. Деформация в форме яйца под гербом России отсылает к неудачной форме розетки бланка загранпаспорта. В музее полиграфического монстра экскурсоводы с упоением и придыханием расскажут об успехах производства, правда, в царскую и советскую эпохи (из нашей можно упомянуть паспорт нового поколения с микросхемой, но низким уровнем розового дизайна). Кстати, ФГУП «Гознак» скоро сменит форму собственности, и превратится из государственного предприятия в акционерное. Возможно, в связи с этим изменятся не только схемы финансовых потоков,
но и качество оформления продукции для населения

Из всего этого следовал неутешительный вывод, что Центробанк и его подрядчик Гознак не могут в течение двух десятилетий своими силами даже создать банкноту одного номинала, на которую не стыдно смотреть. И это при огромных государственных вливаниях в модернизацию производства. В материале предлагалось объявить конкурс художников, как это сделали в Европе при разработке оформления евробанкнот. С красивой идеей мостов там победил профессионал.

Студент Павел Бушев — автор эскиза сторублевой олимпийской банкноты

Студент Павел Бушев — автор эскиза сторублевой олимпийской банкноты

Прошло около четырех лет и такой конкурс действительно был объявлен в начале уходящего года. Банк России объявил о том, что в наличном денежном обращении впервые в его истории появится памятная банкнота, посвященная XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г.Сочи. Подробностей не было, и все это время сохранялась интрига — что же будет представлять собой банкнота? И вот 30 октября памятная банкнота номиналом 100 рублей вышла в обращение.

 Победил предложенный студентом Академии им. Репина Павлом Бушуевым образ летящего сноубордиста, который удачно вписался в разработанную концепцию вертикально ориентированного оформления лицевой стороны, придав банкноте динамику и ощущение полета. Подход современного студента можно понять — набрать из Интернета различных изображений и состряпать из этого эскиз банкноты. Потом это блюдо без проблем уже на Гознаке было переведено в векторную графику — в программах от венгерской фирмы Jura стоимостью для российских налогоплательщиков в сотни тысяч долларов. Зато получается отличный и быстрый результат векторизации персонажа, летящего на доске. Замыкает допечатную технологию верстка полученных элементов в Adobe Illustrator.

Что представляет собой эта необычная банкнота? Завесу тайны для СМИ раскрывает начальник Управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетничества Департамента наличного денежного обращения Банка России Владимир Финогенов.

«При разработке банкноты основной акцент был сделан на включение в защитный комплекс памятной банкноты эффектных по дизайну элементов, привлекающих взгляд и простых для проверки. Впервые на банкноте Банка России появилось голографическое изображение в виде олимпийского огня. Для производства голограммы на памятной банкноте применялись самые современные технологии. Если присмотреться к элементу внимательно, можно увидеть, что вся структура голографического изображения состоит из тонких металлизированных линий. Они переплетаются между собой, по ним бегут разноцветные блики цветовых переходов, и если банкноту покачивать под различными углами, то становится видно движение языков пламени. При таком покачивании банкноты можно наблюдать целую гамму эффектов — цветовых, объемных, кинетических.

Начальник Управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетничества Департамента наличного денежного обращения Банка России

Начальник Управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетничества Департамента наличного денежного обращения Банка России
Владимир Финогенов

Естественным продолжением темы олимпийского огня стало стилизованное изображение олимпийского факела, являющегося частью защитного элемента HMC®. При рассматривании банкноты под наклоном на фоне окрашенных ромбов появляется контрастный образ факела. При повороте или наклоне банкноты окраска ромбов и факела изменяется. Тот же эффект можно увидеть в УФ­лучах.

Образ сказочной жар­птицы, приносящей удачу, воплотился в банкноте в виде защитного элемента SPARK®, выполненного оптически­переменной магнитной краской (OVMI®). В дизайне этого элемента использованы мотивы гжельской росписи. При покачивании банкноты на оперении птицы заметен плавный переход цвета из золотого в зеленый, а также изменение от негативного к позитивному отдельных элементов оперения. Если сравнивать два крыла птицы, то можно заметить, что рисунок оперения одного из крыльев позитивный, а другого — негативный».

Рис. 3. Блогеры быстро отыскали стоковое фото сноубордиста, по их мнению, использованную в олимпийской банкноте с применением всем известной фотошопной команды Отразить холст по вертикали из меню ИзображениеРис. 3. Блогеры быстро отыскали стоковое фото сноубордиста, по их мнению, использованную в олимпийской банкноте с применением всем известной фотошопной команды Отразить холст по вертикали из меню Изображение

Рис. 3. Блогеры быстро отыскали стоковое фото сноубордиста, по их мнению, использованную в олимпийской банкноте с применением всем известной фотошопной команды Отразить холст по вертикали из меню Изображение

Не успело изображение банкноты попасть в Интернет, как далекие от вышеуказанных дизайнерских проблем блогеры стали говорить о стоковой фотографии сноубордиста на банкноте (рис. 3). Напомню, что стоковые фотографии — это фотоизображения на определенную тематику, которые продаются на общедоступных торговых площадках (мировом стоковом рынке) и могут быть использованы в качестве иллюстрации или рекламы. Это, к сожалению, добавило ложку дегтя в новостные выпуски о спортивной банкноте.

В Центробанке и на Гознаке работают целые департаменты, отвечающие за дизайн выпускаемых изделий, и, как это принято в России, ими руководят далекие от искусства дизайна чекисты, военные или ракетчики. Поэтому и случаются такие ляпы. Возможно, еще и сроки поджимали…

Ну и что? Пусть первый блин и оказался комом и идея с привлечением сторонних художников сработала криво, но зато постепенно начнет вырабатываться далекий от российской действительности новый подход к созданию банкнот.

Утомительному рассказу о технологии производства банкнотной продукции СМИ обычно уделяют минимум времени. Это понятно. Но подвергая критике оформление новых печатных изделий Гознака, нужно учитывать всю сложность технологии производства, этапы которой регламентированы. И если во всех отраслях и в полиграфии в частности сложные процессы стандартизации только начинаются, то на Гознаке разработке технологической документации всегда уделялось и уделяется повышенное внимание.

Итак, после входного контроля качества поступивших материалов (бумаги и краски) изготовление билетов Банка России номиналом 100 рублей (модификации 2004 года) осуществляется выполнением следующих операций:

  • подготовка технологической документации — 2 дня;
  • изготовление печатных форм — 3 дня;
  • орловская и офсетная печать на Super Simultan — 5 дней;
  • офсетная печать (оборота) Super Simultan — 4 дня;
  • металлографская печать (лицо) Super Orlof Intaglio — 4 дня;
  • металлографская печать (оборот) Super Orlof Intaglio — 4 дня;
  • лазерная микроперфорация Microperf-HS — 2 дня;
  • листовой контроль — 1 день;
  • печать номера (лицо) Super Numerota — 4 дня;
  • формирование плана нумерации;
  • финишная обработка CutPak — 4 дня;
  • упаковка в гофрокороб — 4 дня;
  • формирование партии продукции.

Регламенты для производства разрабатывались в целях определения единых требований к технологическому процессу изготовления билетов Банка России — в нашем случае для номинала 100 рублей. По текстовому, орнаментально-художественному оформлению и цвету билеты должны изготавливаться в соответствии с утвержденным Банком России образцом. Общая продолжительность цикла изготовления тиража банкнот — около 30 рабочих дней.

Теперь уже «старая» банкнота номиналом 100 рублей с изображением Большого театра — от печатного листа до упаковки

Теперь уже «старая» банкнота номиналом 100 рублей с изображением Большого театра — от печатного листа до упаковки Теперь уже «старая» банкнота номиналом 100 рублей с изображением Большого театра — от печатного листа до упаковки

Теперь уже «старая» банкнота номиналом 100 рублей с изображением Большого театра — от печатного листа до упаковки

«Как правило, в случае противоречия между дизайном и функциональностью приоритет отдавался последнему. Однако впервые нашим заказчиком, — комментируют в журнале «Водяной знак» специалисты Гознака, — Банком России — была поставлена задача создать в первую очередь красивую, эффектную банкноту, не потеряв при этом ее назначения и защищенности. На наш взгляд, задача выполнена отлично — банкнота получилась красивой и необычной, при этом высокоэффективные защитные элементы удачно дополнили ее дизайн. Выпуск памятной банкноты — это новый и, несомненно, очень полезный для Банка России и Гознака опыт. В рамках таких разовых и относительно небольших тиражей можно отрабатывать новые технологические и защитные решения, которые могут быть в дальнейшем применены для серийных банкнот. При этом значительно снижается риск внедрения в массовое производство неотработанных и непроверенных технических решений. Очень надеюсь, что наш первый опыт оказался удачным и это будет не последняя памятная банкнота, выпускаемая Банком России». 

Автор благодарит сотрудников Гознака: Бориса Егорова, Александра Тимакова, Валерия Парикожко, Виктора Чекмарева, Павла Аниськина и Александра Курочкина за поддержку в подготовке этого и других материалов, посвященных выпуску защищенной продукции.

КомпьюАрт 12'2013

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства