
Генеральская литература
«Деяния» — весьма характерный образец исторических жизнеописаний 20-х годов XIX века. Их отличительная особенность — панегирический тон повествования. Обращался ли биограф к здравствовавшим героям или уже ушедшим из жизни — они одинаково должны были служить нравственным примером, внушать гордость за отечество и его историю. Предлагаю читателю ознакомиться с двумя военными изданиями.
«Деяния российских полководцев и генералов» Семена Ушакова (1822 год)
Это издание, вышедшее в 1822 году в четырех частях, рассказывает о российских военачальниках, «ознаменовавших себя в достопамятную войну с Франциею в 1812,1813,1814 и 1815 годах». Среди прочих сюда вошли биографии М.И. ГоленищеваКутузоваСмоленскоrо, М.Б. БарклаядеТолли, Л.Л. Беннигсена, Ф.Ф. Винценгероде, П.Х. Витгенштейна, М.А. Милорадовича, Д.В. Голицына. Каждую главу сопровождает гравированный портрет прославленноro героя (рис. 1).
[Ушаков Семен] Деяния российских полководцев и генералов, ознаменовавших себя в достопамятную войну с Франциею, в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах, с кратким начертанием всей их службы, с самого начала вступления в оную (в 4-х частях). Отпеч. в С.-Петербурге, в тип. Карла Крайя, 1822. 21,6x12,8 см. На корешке — тисненые золотом заглавия и номера частей. Крышки оклеены той же, что и форзацы, «мраморной» бумагой. Золотая головка. В четырех одинаковых полукожаных переплетах работы мастерской Д.А. Матвеева, о чем свидетельствует печать на внутренней стороне 3-го форзаца
Автор труда Семен Иванович Ушаков, составивший также жизнеописание А.Г. ОрловаЧесменскоrо, так предварял свое сочинение: «Я осмеливаюсь представить соотечественникам моим “Деяния Российских полководцев и генералов” с кратким изложением всей их службы, с самого начала вступления в оную, с некоторыми чертами частной их жизни и историческими, по сопричастности, анекдотами, не касаясь никаких тактических исследований».
Рис. 1. Все портреты — гравюры пунктиром. Ч. 1. IV, 294 с., 8 л. портретов. Ч. 2. 334 с.,
8 л. портретов. Ч. 3. 280 с., 8 л. портретов. Ч. 4. 274 с., 8 л. портретов
Неслучайно отрывки из подобного рода произведений рекомендовалось зачитывать солдатам и использовать в церковных проповедях. Одним из таких фрагментов вполне мог быть приводимый Ушаковым приказ Витгенштейна, отданный по вступлении русских войск во Францию: «Отмщайте обиды лишь врагам своим... Солдаты! Я укажу вам путь к славе, но путь к бессмертию снищите благословением народов, нами побежденных».
На титулах владельческая печать: «Парчево-ткацкая фабрика
И.A. Жевержеева. С.-Петербург»
Как и другие биографы, Ушаков украшал «Деяния» историческими анекдотами, то есть короткими рассказами о реальных происшествиях, которые выявляли не самые значительные, но характерные черты той или иной личности.
К числу «анекдотических» эпизодов можно отнести пребывание в Англии в 1814 году знаменитого атамана Войска Донского М.И. Платова, известного своими быстрыми атаками, наводившими ужас на французов: «Из всех иноземцев никто столь торжественно не изъявлял уважения своего к заслугам и достоинствам графа Матвея Ивановича Платова, как англичане. В честь его был спущен в Лондоне корабль “Граф Платов”. Портрет его повсеместно в величайшем уважении: женщины почитали честию носить оный на груди; к некоторым знатным англичанам, по просьбе их, доставлены были волосы с головы его, увенчанной сединами и славою; несколько англичан приглашали его быть крестным отцом их детей».
Представленный в публикации экземпляр «Деяний» интересен владельческой печатью: «Парчевоткацкая фабрика И.А. Жевержеева. С.Петербург». Петербургский фабрикант И.А. Жевержеев — отец известного коллекционерабиблиофила, обладателя книжных редкостей Левкия Ивановича Жевержеева.
«Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев» (1845)
Эта книга — свидетельство печального финала блестящей литературной карьеры журналиста, историка, прозаика и драматурга Н.А. Полевого.
Сын иркутского купца, Полевой с детства стремился к литературному поприщу. «Я почти не помню себя неграмотным, — писал он в «Автобиографии», — потому что лет шести я уже выучился читать, а к десяти перечитал все, что было в шкапе отца моего. К тому времени я вел уже домашнюю контору и писал — да, писал стихи и прозу, сам не зная, что такое стихи и проза, выдавал газету “Азиятские ведомости” и журнал “Друг России”. Отец бранил меня, жег мои журналы, отнимал у меня книги, но через несколько времени я опять принимался за прежнее».
Николай Алексеевич любил вспоминать, как в 1811 году, впервые оказавшись в Москве по торговым делам, он, пятнадцатилетний, забыв об отцовских поручениях, ходил в театр, покупал книги «без счета», пробирался на лекции в Московский университет.
Полевой Николай Алексеевич (1796—1846). Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев, от времен Императора Петра Великого до царствования Императора Николая I. Издание Константина Жернакова. Жизнеописания составлены Николаем Полевым. С.-Петербург, тип. Константина Жернакова, 1845. 1 л. гравированный фронтиспис, 353 с. с политипажами, 12 л. портретов — гравюры на стали. 28Ѕ18,2 см. В современном цельнокожаном переплете работы А.А. Рузайкина в стиле переплетов ХIХ века
Гравюрный портрет генералиссимуса А.В. Суворова
Девять лет спустя Полевой обосновался в Москве окончательно. Позади остались служба в конторе богатого курского купца и первые публикации — переводы с французского. В 18201824 годах его стихи, заметки, очерки, статьи на филологические и исторические темы регулярно появлялись в московских и петербургских журналах и альманахах.
В 1825 году Полевой начал издавать собственный журнал — «Московский телеграф», по словам В.Г. Белинского, «решительно лучший журнал в России от начала журналистики». В нем сотрудничали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.А. БестужевМарлинский, Е.А. Баратынский.
3 апреля 1834 года по высочайшему повелению «Московский телеграф» был закрыт. Поводом для этого послужила отрицательная рецензия Полевого на патриотическую драму Н.В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла».
Николай Алексеевич так и не сумел оправиться от этого удара. Вынужденный ради прокормления многочисленной семьи заниматься литературной поденщиной, он в 1837 году переехал в Петербург, чтобы негласно (на открытую журналистскую деятельность был наложен запрет) редактировать правительственную газету «Северная пчела» и журнал «Сын Отечества». Таким образом, он на годы попал в тяжелейшую нравственную и материальную зависимость от официальных, «титульных» редакторов этих изданий — Н.И. Греча и Ф.В. Булгарина.
Параллельно с журналистикой Полевой занимался историей и драматургией, За восемь лет он написал около 40 пьес, издал «Историю Петра Великого», «Историю князя Италийскоrо графа СувороваРымникскоrо».
Титульный лист издания
Заглавные буквы, украшения, гербы и виньетки работы Р.К. Жуковского вырезаны лучшими граверами на дереве в Петербурге
Сборник биографий «Русские полководцы» Полевой составил по заказу издателя — Константина Жернакова, владельца типографии в Петербурге. В предисловии говорилось: «Предположив издать жизнеописания и портреты двенадцати русских полководцев в виде, достойном нынешнего состояния типографического искусства в России, издатель не щадил издержек на свое издание. Портреты, рисованные известным художником Т.Г. Шевченко, и заглавный лист, нарисованный Р.К. Жуковским, были гравированы на стали знаменитым английским гравером Робинсоном и отпечатаны в Лондоне. Заглавные буквы, украшения, гербы и виньетки работы Р.К. Жуковского вырезаны лучшими граверами на дереве в Петербурге. Типография гна Жернакова прилагала всевозможное старание к изящному изданию текста книги».
Действительно, бумага, чистота печати, подбор шрифтов, декорированные страничные рамки — отменного качества. Но текст Полевого не терялся в этом полиграфическом великолепии. Написанный живо, образно, остроумно, он выдает перо опытного литератора. Вот, к примеру, характеристика, данная автором А.В. Суворову: «Поставленный за толпою людей, отмеченных родом, богатством, дворцовыми почестями, Суворов прикрыл себя личиною шутки и юродства, как истина прикрывается дурацкою шапкою с бубенчиками басни. Прыжки, петушье кукареканье, земные поклоны, прыганье по стульям, пение на клиросе, солома, на которой он спал во дворцах, зеркала, которых он боялся, всё прикрывало необыкновенный ум и превосходное образование. Суворов приобрел за жизнь свою редкую награду, славу не только великого полководца, но и народного героя».
Сборник содержит биографии Петра I, Б.П. Шереметева, А.Д. Меншикова, Б.Х. Миниха, П.А. Румянцева, Г.А. Потёмкина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.Б. БарклаядеТолли, П.Х. Витгенштейна, И.И. Дибича, И.Ф. Паскевича.
По иронии судьбы, это роскошное верноподданническое издание, посвященное Николаю I, было написано опальным литератором из купцов и оформлено мятежным «кобзарем» из крепостных.