Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

12 - 2013

Романтика и лирика водочных этикеток

Ярослав Бокарев,
Ярослав Бокарев,
независимый эксперт

Ещё в 50-х годах прошлого века водочные этикетки были маленькими, плашечными и совсем непривлекательными (рис. 1), а о контрэтикетках в то время и понятия не имели. Тогда «завлекать» покупателя особо и не нужно было, гораздо важнее было досрочно выполнить государственный план и выпустить побольше продукта. Теперь, в период капитализма в России, от художников потребовалась изобретательность, чтобы в конкурентной борьбе яркой наклейкой или оригинальным текстом контрэтикетки привлечь побольше покупателей и получить максимальную прибыль.

Полвека назад на листочках бумаги, которые производители русского национального продукта наклеивали на зеленые (тогда еще не было прозрачных) бутылки, печаталось всего одно слово — «Водка», и покупателям было ясно, что в бутылке не уксус, не денатурат, не постное масло, а 40­градусная «огненная вода», которая потреблялась на Руси испокон веков. Позднее выяснилось, что даже качество водки может быть разным: в продаже появились классическая «Столичная водка», «Московская особая водка», «Кубанская», «Старка» и ряд других крепких напитков (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Новые времена — новые многоцветные этикетки, напечатанные на обновленных полиграфических комбинатах. «Кенигсбергская водка» — яркий красный крест на белоснежном фоне — выделяется на магазинной полке, привлекая внимание покупателей выгодным сочетанием цветов и необычной формой креста (рис. 3). А привлечь внимание — значит поднять продажу и увеличить «маржу». Другая уловка — этикетка водки «Элитная», выполненная под старину: все другие наклейки — прямоугольные стандартного размера 110x80 мм с ровными краями, а тут не только эллипс, не только «кружево» по краю, но и оригинальное оформление самой картинки, стилизованное под дореволюционную эпоху — тоже «крючок» для покупателя (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

На современных бутылках, как правило, имеется три украшения: этикетка, кольеретка (от слова «колье») — это фигурно изогнутая бумажка, что располагается чуть ниже горлышка, и контрэтикетка — наклейка на противоположной от этикетки стороне бутылки. Если говорят, что этикетка — это творчество автора, перенесенное на бумагу, то тексты контрэтикеток зачастую достойны не просто похвалы, но и восхищения.

Вначале на контрэтикетках писали, что «водка, которую Вы, милостивый государь, купили, лучшая в Москве и Московской области». Другая этикетка, перебивая первую, уверяла покупателя: «у Вас отличный вкус, Вы купили отличную водку». (Похвалить клиента — один из банальных приемов психологов от торговли.) Постепенно тексты видоизменялись, шлифовались, оттачивались. Появились не слова, а романтичные поэмы. Вот один из таких «шедевров»: «Когда после первого глотка по телу разольется приятное тепло, знайте — Вы выпили горилку “А”. Когда другой глоток, умножая приятное ощущение, не вызовет желания закусить, будьте уверены — це добра горилка! Когда бутылка уже пуста, а Вы полны желания продолжить, не сомневайтесь — это не просто хорошая горилка, а горилка “А”. А когда эта горилка выпущена фирмой “Б”, тогда позвольте Вас поздравить! И будьте здоровы!» Другая контрэтикетка пытается польстить иной группе покупателей, используя молодежный сленг: «Когда мы собираемся вместе, то всегда идем в отрыв. Ибо в жизни есть время для дружеских посиделок, а есть время для разговора и драйва. Мы отрываемся всегда по полной. Ибо от жизни нужно брать наилучшее. Вот почему мы выбираем особую водку “В”. Чистая, мягкая, с легким привкусом морского ветра. С такой гуляем всегда на полную катушку!.. Однако веселиться нужно так, чтобы утром было что вспомнить».

Рис. 5

Рис. 5

Постепенно производители «огненной воды» поняли, что водка (в данном случае имеется в виду не содержимое бутылки, а контрэтикетка) может быть почти как газета: и коллективным информатором, и агитатором, и организатором. Вот что написано на контрэтикетке водки «Федор Конюхов» (рис. 5):

  • «Федор Конюхов — современный русский путешественник, единственный, кто:
  • совершил три одиночных кругосветных плавания (одна из яхт — “Алые паруса” — была длиной 27,0 м);
  • покорил Северный и Южный полюса земли;
  • покорил семь вершин мира;
  • быстрее всех в одиночку переплыл Атлантику на весельной лодке».

Весь мир с восхищением следил за каждым путешествием знаменитого яхтсмена. Однако почти неизвестный махачкалинец Евгений Гвоздев бросает тень на Ф. Конюхова, считая, что «плавание на хорошо оснащенной яхте, когда под рукой есть всё, что необходимо, — это просто прогулка». Сам он совершил два кругосветных плавания на самодельных лодках. К сожалению, об этом известно лишь немногим.

Кстати, на контрэтикетках водки «Федор Конюхов» есть такая фраза: «Часть средств от продажи этой бутылки отчисляется на путешествия Федора Конюхова». Может быть, фирме, которая выпускает эту водку, стоит подумать о выделении части средств на путешествия и Евгения Александровича Гвоздева?

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

Евгений Александрович Гвоздев родился в 1934 году в Белоруссии, жил в Дагестане. После окончания Астраханского мореходного училища работал на промысловых судах «Дагрыбхолодфлота». В одиночку и в коллективных походах более 50 раз пересекал Каспий. В 1992­1996 годах совершил одиночное кругосветное плавание на шверботе «Лена» длиной 5,5 м. В 1999 году он в возрасте 65 лет снова отправился в одиночную кругосветку — на этот раз на 3,7­метровом суденышке «Саид», собственноручно собранном на балконе своей квартиры! За всю историю судоходства «Саид» стал самым маленьким судном, которое прошло из Атлантического океана в Тихий через Магелланов пролив. Вторичную кругосветку Е. Гвоздев завершил в августе 2003 года.

Поскольку мы заговорили о романтике морских просторов, целесообразно привести текст контрэтикетки водки Приморского края России. «На российском императорском флоте в лечебно­профилактических целях выдавали водку. Норма назначалась в зависимости от обстоятельств: чарка или полчарки. Чарка составляла 1/10 часть ведра объемом 12,3 л. Таким образом, бутылка “Капитанской водки” вмещает почти четыре чарки (рис. 6). Хватит на три святых морских тоста и на промежуточный. Пьем до дна за тех, кто в море». А иные добавляют: на вахте и гауптвахте.

Переходя от суровых морских походов к размеренной сухопутной жизни, приводим необычный текст контрэтикетки водки «Касимовская невеста» (г.Касимов — районный центр Рязанской губернии). «14 февраля 1647 года Его Царскому Величеству представлены были во дворце в большом зале 6 девиц, выбранных из 200 других, назначенных для того вельможами, и царь избрал себе в супруги дочь незнатного Касимовского боярина Федора Всеволожского (рис. 7). Историк В. Соловьев “Касимовская невеста”».

Рис. 8

Рис. 8

По нашему мнению, эти сведения жителям города Касимова добавят и самоуважения, и гордости за родной край. Тем не менее нужно помнить, что «жинка — то небеспечна штука, будь обережним, це наука». Это важное предостережение по­украински напечатано на этикетке, где красавица с пухлыми губами вертикально поднесла указательный палец ко рту. А «огненная вода» называется просто «Моника» (рис. 8). Фамилия, правда, не указана.

Встречаются на контрэтикетках и лирические стихи, например, Омара Хайяма:

Не хмурь бровей из­за ударов рока,

Упавший духом гибнет раньше срока.

Иногда безвестный автор стихотворных строк старается подражать японским хокку — нерифмованным трехстишьям, которые состоят из 17 слогов (5­7­5):

Тающий свет огней, километры дорог.

И лишь возвращенье домой

Душу мою согревает...

Составители современных текстов контрэтикеток, изучив настроение человека, который хочет выпить, чтобы уютно стало телу и тепло душе, предлагают несколько лирических текстов в зависимости от «огненной воды» в бокале:

«Хорошая водка для добрых людей».

«И в радости и в печали мы всегда вместе с Вами».

«Не каждому удается быть первым. “Медовая с перцем” — острый вкус победы».

«Дороги, страны, города... “Березовая” всегда согреет и напомнит о доме».

«Вечер, снег за окном, камин, хорошая книга и рюмочка “Клюквенной”» (рис. 9).

Рис. 9

Рис. 9

Остается воспользоваться одним из советов «мудрецов», которые настоятельно рекомендуют их продукт. Тем более что чрезмерное употребление вредит вашему здоровью, а в меру — помогает. Вот «нужно помнить только когда, и где, и с кем, и что, и как, и сколько». И ещё, пожалуйста, имейте в виду, дорогие товарищи — и крепкие мужики, и наши самые прекрасные в подлунном мире женщины: ничто так не сокращает нам жизнь, как ожидание первой рюмки. Это совсем недавно вместе с психологами доказали наши русские врачи­диетологи. Не верите? А это действительно так! 

Этикетки из коллекции автора

КомпьюАрт 12'2013

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства