Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

3 - 2014

Настоящее и будущее фотокниг

Первая половина минувшего десятилетия была ознаменована настоящим переворотом в фотографии. Использовавшиеся на протяжении многих десятилетий пленочные фотокамеры всего за несколько лет были полностью вытеснены цифровыми аппаратами. Однако в сегменте любительской фототехники процесс на этом не остановился: еще несколько лет назад четко обозначилась тенденция к сокращению парка активно используемых компактных фотокамер. Становится всё больше тех, кто предпочитает фотографировать и снимать видео на встроенные камеры мобильных устройств — смартфонов, планшетных ПК и т.д.

От фотоальбомов к фотокнигам

Естественно, цифровая революция в фотографии оказала существенное влияние на развитие многих смежных сегментов — в том числе связанных с печатью фотоснимков. Простота хранения и распространения изображений, получаемых сразу в готовом для дальнейшего использования цифровом виде, привела к значительному снижению интереса к печати фотокарточек. Не секрет, что сейчас многие пользователи предпочитают хранить свои фотографии исключительно в виде файлов либо на своих ПК и NAS­накопителях, либо непосредственно в «облаке» (на личных страничках социальных сетей, в виртуальных альбомах фотохостингов и т.п.). И хотя количество получаемых снимков за последнее десятилетие резко возросло, доля изображений, выводимых на печать, кардинально уменьшилась.

 В отличие от фотоальбома каждая страница фотокниги представляет собой цельный отпечаток

В отличие от фотоальбома каждая страница фотокниги представляет собой цельный отпечаток

Впрочем, несмотря на заметное снижение интереса к печати фотографий в целом, есть отдельные категории пользователей, которые регулярно печатают свои снимки. Причем многие из них делают это не в силу сложившихся привычек или инертности сознания, а ради новых возможностей, которые стали доступными в эру цифровой фотографии.

Прежде всего это касается многообразия технологий и оборудования, при помощи которых можно получить твердую копию цифрового изображения. Фотокарточки с цветной негативной пленки приходилось заказывать в фотолаборатории, где ассортимент типов и форматов фотобумаги был крайне скудным, а качество отпечатков — совершенно непредсказуемым. Переход на цифровые технологии покончил с монополией фотолабораторий: стала возможна печать фотографий высокого качества в домашних условиях (на компактных струйных и термосублимационных принтерах), а также в специализированных сервисах, использующих самое разное оборудование.

Если при печати с пленки конечным продуктом в подавляющем большинстве случаев были фотокарточки стандартных форматов, изготовленные химическим способом (с засветкой и дальнейшей химической проявкой светочувствительной эмульсии фотобумаги), то цифровые фотографии при желании можно за вполне приемлемую сумму превратить в постер или календарь; нанести изображение на кружку или футболку и т.д. Кроме того, можно создать на основе своих снимков уникальную фотокнигу, которая будет выпущена в единственном экземпляре.

Как и в случае обычных книг, для изготовления фотокниг можно использовать переплеты и обложки различных типов

Как и в случае обычных книг, для изготовления фотокниг можно использовать переплеты и обложки различных типов

Здесь необходимо пояснить, в чем заключается принципиальное отличие фотокниг от классических фотоальбомов, коллекция которых есть практически в каждой семье. Фотоальбом является своего рода конструктором для самостоятельной сборки. Его содержимое формируется из фотокарточек, которые прикрепляются к его страницам различными способами: при помощи клея, специальных уголков, прозрачных карманов, «магнитных» полос и т.д. Существуют фотоальбомы, рассчитанные на хранение фотокарточек либо только определенного формата, либо произвольных размеров. В последнем случае есть возможность создавать коллажи, размещая несколько отпечатков на одной странице. Но, в любом случае, фотоальбом — это лишь основа для создания конечного продукта.

В отличие от фотоальбома, каждая страница фотокниги представляет собой целостный отпечаток. На нем может быть помещен как один снимок, так и коллаж из нескольких изображений, дополненных текстом, графическими элементами и т.д. Но в любом случае страница фотокниги является единым отпечатком. Макеты страниц создаются при помощи программных средств и лишь затем выводятся на печать.

Еще одно важное отличие заключается в том, что содержимое фотоальбома может формироваться годами и при необходимости владелец может без особого труда изъять из него одни фотокарточки и заменить их другими. Фотокнига — как и обычная книга — представляет собой целостное и законченное изделие. Именно поэтому оформление страниц фотокниги обычно выдержано в едином стиле, а порядок следования изображений подчинен определенной сюжетной линии.

Цифровая печатная машина HP Indigo

Цифровая печатная машина HP Indigo

Многообразие технологий

В настоящее время для изготовления фотокниг применяется множество различных технологий. Исходя из этого все фотокниги можно разделить на две большие группы. К первой относятся изделия, составленные из отпечатанных «химическим» фотоспособом изображений заданного формата. Как и обычные фотокарточки, такие отпечатки являются односторонними. В процессе изготовления блока книги каждый из них при помощи биговщика сгибают пополам и затем склеивают оборотные стороны смежных листов. В большинстве случаев между склеиваемыми страницами прокладывается лист тонкого картона или пластика, обеспечивающий дополнительную жесткость. Листы могут быть скреплены при помощи жидкого клея (так называемая «мокрая» технология) — например костного или ПВА. Однако в последнее время всё более широкое распространение получает «сухая» технология, предусматривающая использование термоклея либо промежуточных листов с самоклеящимся слоем. «Сухая» технология гораздо лучше подходит для выполнения оперативных заказов, поскольку требует значительно меньших затрат времени для выдерживания склеенного блока под прессом. К тому же страницы фотокниг, склеенные «сухим» способом, в меньшей степени подвержены короблению под действием перепадов температуры, высокой влажности воздуха и прочих неблагоприятных факторов.

Цифровая печатная машина Konica Minolta bizhub PRESS C8000

Цифровая печатная машина Konica Minolta bizhub PRESS C8000

Благодаря использованию традиционной «химической» фотопечати, страницы таких фотокниг по своему виду и оптическим свойствам не отличаются от обычных фотокарточек. Они характеризуются хорошей цветопередачей, глубоким черным цветом и отсутствием регулярного растра. К недостаткам можно отнести довольно сложный процесс изготовления таких книг и большую толщину страниц, что налагает определенные ограничения на их максимальное количество в блоке.

Для изготовления фотокниг второй группы применяются цифровые печатные машины (HP Indigo, Konica Minolta bizhub PRESS и др.) либо высокопроизводительные цветные принтеры на базе электрографической или струйной технологии. Одним из принципиальных преимуществ такого подхода является возможность наносить изображение с двух сторон листа, что существенно упрощает процесс изготовления книги. Кроме того, такое оборудование позволяет печатать на широком спектре носителей, а это значительно расширяет возможности по персонификации изготавливаемой продукции. В частности, можно выбирать тип бумаги и переплета, а также конструкцию и материал обложки. И, что также немаловажно, такой способ обеспечивает гораздо большую свободу маневра по оптимизации затрат с учетом требований заказчика.

Из наиболее существенных недостатков фотокниг такого типа следует отметить часто возникающие проблемы с цветопередачей (особенно заметные на черно­белых фотографиях), а при печати на цифровых машинах и электрографических принтерах — еще и наличие на изображении регулярного растра. Даже при систематическом выполнении калибровки в случае поточной печати не исключена вероятность определенных отклонений, а также появления случайных дефектов, вызванных внешними факторами. И если при изготовлении крупных тиражей можно просто отправить несколько бракованных экземпляров прямиком в мусорный бак, то при производстве штучной продукции это становится серьезной проблемой. Кроме того, требовательным заказчикам может не понравиться неравномерность глянца, характерная для электрографической печати, а также для струйных устройств при использовании некоторых типов бумаг.

Трудности начального этапа

В отличие от США и стран Западной Европы, в России фотокниги пока остаются экзотикой. Рынок этой продукции находится в зачаточном состоянии. Даже по самым оптимистичным оценкам, узнаваемость фотокниги как продукта в нашей стране не превышает 5%, в то время как для уверенной констатации факта рождения рынка требуется достичь показателя не менее 15%.

Естественно, в таких условиях зарабатывать только на изготовлении фотокниг практически невозможно. Российские компании, которым удается успешно решать эту архисложную задачу, можно пересчитать по пальцам одной руки. Именно поэтому производством фотокниг во многих случаях занимаются типографии, для которых это направление деятельности не является основным. Однако здесь есть множество подводных камней.

Дело в том, что для выпуска фотокниг недостаточно иметь соответствующее оборудование (цифровую печатную машину, рабочие станции для брошюровки и т.п.) и квалифицированный персонал. Необходима кардинальная перестройка всего производственного процесса.

Интерфейс программы DigiLabs. В правой части окна открыта палитра с набором готовых шаблонов для компоновки страниц

Интерфейс программы DigiLabs. В правой части окна открыта палитра с набором готовых шаблонов для компоновки страниц

В частности, возникает необходимость внедрять новые технологии и средства автоматизации допечатной подготовки. Обычно версткой книг и другой продукции в типографиях занимаются сотрудники, имеющие необходимый опыт и хорошо владеющие профессиональными инструментами. Однако для поточного производства фотокниг такой подход не годится. Ведь фотокнигу, как правило, заказывают в одном экземпляре, и для полной загрузки даже одной печатной машины пришлось бы держать огромный штат дизайнеров, цветокорректоров и верстальщиков — что совершенно неприемлемо. Таким образом, большинство этапов допечатной подготовки необходимо автоматизировать. Причем соответствующие инструменты должны быть максимально простыми, чтобы с загрузкой фотографий и компоновкой макета мог без проблем справиться даже неподготовленный пользователь, не имеющий специальных знаний и не готовый затрачивать много времени на выполнение этих операций.

Помимо удобного и интуитивно понятного интерфейса в распоряжение пользователей необходимо предоставить большое количество готовых шаблонов, графических элементов и стилей, на основе которых даже непрофессионал, не имеющий представления о композиции, цветокоррекции, печатных процессах и тому подобных вещах, сможет с минимальными временными затратами создать макет фотокниги, которая не будет выглядеть неуклюжей поделкой дилетанта.

Серьезной проблемой является и качество исходных фотографий. Для обычных книг, газет и журналов, как правило, отбирают иллюстрации, сделанные профессиональными фотографами и иллюстраторами, которым хорошо знакомы технические требования и особенности допечатной подготовки. Исходным материалом для создания фотокниг нередко служат изображения низкого качества, сделанные при помощи бюджетных моделей компактных фотоаппаратов или даже встроенных камер мобильных устройств. Многие клиенты загружают изображения в низком разрешении с личных страничек социальных сетей, фотохостингов и т.п. Следовательно, используемые для верстки фотокниг инструменты должны обеспечивать автоматическую цветокоррекцию, качественное масштабирование (экстраполяцию) и прочую обработку для получения на выходе оптимального результата с минимальным участием пользователя.

Хотя в настоящее время на рынке представлен целый ряд программных решений для верстки фотокниг (MPhoto, Imaxel Photo Solution, Taopix, DigiLabs и др.), для каждого конкретного проекта необходима доработка исходного продукта с учетом особенностей используемого оборудования, материалов и множества других факторов. А это требует дополнительных затрат, причем немалых. Но если инвестиции в оборудование являются для отечественных бизнесменов делом привычным и понятным, то далеко не все готовы вкладывать значительные средства в разработку веб­сайтов и сервисов, а также в приобретение и доводку специализированных программных продуктов. Тем более, нет никаких гарантий, что разработчик приобретенного за немалые деньги программного обеспечения не станет через несколько месяцев банкротом со всеми вытекающими последствиями (а такие случаи в российской практике, увы, бывали).

Одной из ключевых проблем, с которой сталкиваются руководители типографий, решившие заняться выпуском фотокниг, является поиск новых способов привлечения клиентов. В классические типографии заказчики обычно приходят сами, а тиражи составляют как минимум несколько тысяч экземпляров. Тем же, кто решил заработать на изготовлении фотокниг, приходится самостоятельно заниматься поиском и привлечением клиентов, подавляющему большинству которых требуется продукция высокого качества и в единичном экземпляре.

Кроме того, необходимо четко понимать, что изготовление фотокниг — это не только печать и брошюровка, но и целый комплекс сопутствующих услуг. Соответственно приходится решать задачи, связанные с приемом заказов, а также с организацией оперативной и недорогой доставки готовой продукции клиентам.

Исходя из российских реалий, весьма интересным вариантом для отечественных изготовителей фотокниг является кооперация с профессиональными фотографами — в частности с теми, кто специализируется на свадебной фотографии, съемке детей в школах и детских садах и т.д. Такие партнеры способны обеспечить стабильный приток заказов и к тому же обладают необходимым оборудованием и опытом для получения изображений высокого качества. Следовательно, и конечный продукт будет выгодно отличаться от сделанного на основе любительских фотографий. А это, в свою очередь, будет способствовать популяризации и лучшей узнаваемости нового продукта. Для профессиональных фотографов производство фотокниг может стать эффективным инструментом развития бизнеса, который позволяет продать результаты своего труда с большей прибавочной стоимостью. Таким образом, подобное сотрудничество будет взаимовыгодным.

Интерфейс программы Taopix. В левой части окна открыта палитра выбора фотографий, в нижней — палитра выбора готовых шаблонов для компоновки страниц

Интерфейс программы Taopix. В левой части окна открыта палитра выбора фотографий, в нижней — палитра выбора готовых шаблонов для компоновки страниц

Перспективы

Завершая данную статью, хочется еще раз подчеркнуть, что рассматривать фотокниги лишь как осовремененный вариант классических фотоальбомов было бы в корне неверно. На самом деле фотокниги представляют собой качественно новый вариант печатного представления снимков, ставший доступным в эру цифровой фотографии. Ведь настоящая фотокнига — это не просто набор фотографий в книжном переплете, а некая история со своим сюжетом, в основе которой лежит последовательность изображений.

Конечно, у представителей поколения, которые с младых ногтей были окружены персональными компьютерами, всевозможными гаджетами и не мыслят жизни без постоянного доступа в Интернет, сформировалось совершенно иное отношение к печати фотографий, чем у тех, кто еще застал эру пленочной фотографии в сознательном возрасте и самостоятельно печатал черно­белые фотокарточки в «темной» комнате. Именно поэтому лавинообразный рост сделанных снимков сейчас никак не коррелируется с объемами печати фотокарточек.

Чем дальше, тем меньше остается фотолюбителей, исповедующих творческий подход к съемке. Доминирующим жанром стала казуальная фотография, суть которой можно кратко охарактеризовать словом «фотодневник». Подавляющее большинство тех, кто фотографирует на смартфоны и планшеты, стремятся создать хронику своей жизни и привлекающих внимание событий, которые случайно попали в их поле зрения. Естественно, при таком подходе говорить о композиции, выборе выгодного ракурса и правильного освещения не приходится. Ценность изображения в данном случае определяется не художественными достоинствами, а лишь потенциальным количеством «лайков», которые оно получит после публикации на страничке социальной сети. А поскольку активный срок жизни таких фотографий, как правило, не превышает несколько дней, то о техническом качестве можно и не задумываться.

Но, как ни парадоксально, расцвет казуальной фотографии может способствовать популяризации фотокниг. Ведь сам по себе формат фотокниги очень хорошо подходит для того, чтобы создать историю одного или нескольких интересных эпизодов своей жизни на основе последовательности документальных снимков. И здесь есть над чем подумать тем, кто разрабатывает онлайновые сервисы для создания фотокниг. Ведь можно, например, предложить потенциальным заказчикам услугу по созданию фотокниг на основе виртуальных альбомов, размещенных на личных страничках социальных сетей и фотохостингов.

Конечно, предполагать, что фотокниги станут по­настоящему массовым продуктом, было бы чересчур оптимистично. Тем не менее в нашей стране есть значительные резервы для дальнейшего развития этого рынка — как количественные, так и качественные. Одна из ключевых проблем заключается в том, что многие из тех, кого могла бы заинтересовать возможность создания фотокниг на основе собственных снимков, даже не подозревают о сществовании такового вида услуг. Кроме того, в России пока очень мало действительно удобных и простых в использовании сервисов для создания макетов фотокниг. Однако все эти проблемы, безусловно, можно решить. 

КомпьюАрт 3'2014

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства