Полиграфические госпредприятия Украины вымирают
Конкурентоспособная печатная продукция сама по себе является источником быстрого оборота денег. Более того, развитая полиграфическая индустрия плюс новые технологии и оборудование — один из серьезных показателей развития промышленности государства вообще.
В Советском Союзе серьезно относились к развитию полиграфической отрасли. Перенимались и внедрялись зарубежные технологии, разрабатывались отечественные. Организовывалась собственная сырьевая база, создавались полиграфические комплексы, налаживался выпуск собственного оборудования. Тем не менее существовал и целый ряд проблем, связанный как с экономической стороной дела (невысокая рентабельность полиграфической продукции), так и с технической… Журнал «Огонек» выпускался, например, в одной из дружественных стран социалистического лагеря — Венгрии. Много изданий печаталось в Польше и Чехословакии. Качество полиграфического оборудования, выпущенного в ГДР, было выше аналогичного, произведенного в СССР.
Львовская книжная фабрика «Атлас»
Уже в первые постсоветские годы, благодаря новым возможностям и вызовам рынка, появились частные полиграфические предприятия. А уже к концу 1990х годов в постсоветских странах небольшие государственные типографии с устаревшим оборудованием остались только в маленьких райцентрах. Наиболее рентабельные полиграфические производства повсеместно переходили в частные руки. Появились частные конкуренты поставщиков материалов для полиграфии.
Частная полиграфия шла от малого к большему, постепенно вытесняя государственные предприятия в первую очередь из сегментов этикеточной и рекламной продукции, тары и упаковки, затем книжножурнальной и, наконец, газетной продукции. В результате экономических и политических процессов на государственных полиграфических предприятиях стран бывшего Советского Союза сложилась непростая ситуация. Так, уже к началу 2000х годов изношенность оборудования на госпредприятиях составляла 80%. Полиграфические мощности требовали обновления и модернизации. Предприятия работали неритмично, не имели постоянной загрузки и часто зависели от государственных заказов.
Львовская городская типография
В Украине, в соответствии с Указом Президента Украины от 16.09.1998 года № 1033 «Про улучшение государственного управления информационной сферой», в соответствии с Постановлениями Кабинета Министров Украины от 31.10.1998 года № 1720 и от 26.11.1998 года № 1870 с целью повышения эффективности государственного управления в системе издательской подготовки, полиграфического исполнения и распространения печатной продукции, вдобавок ко всем уже имевшим место проблемам госполиграфии, добавилась еще одна — ГАК. Публичное акционерное общество «Государственная акционерная компания «Украинское издательскополиграфическое объединение» (сокращенное название — ПАО «ГАК» «Укриздатполиграфия»).
Сегодня «Укриздатполиграфия» объединяет более 20 некогда очень сильных государственных полиграфических и издательских предприятий, а также три специализированных научноисследовательских и проектных института. Среди них: «Одессакнига», «Галицкая книга», «Укрполиграфпостач»,» «Львовполиграфпостач», издательство «Вильна Украина», издательство «Закарпатье», издательство «Заря», издательство «Киевская правда», издательство «Надднепрянская правда», издательство «Подолье», издательство «Полтава», издательство «Харьков», Волынская областная типография, Черновецкая областная типография, издательство «Флаг», харьковская книжная фабрика «Глобус», Харьковская книжная фабрика им. М.В. Фрунзе, Харьковская типография № 2, тернопольский издательскополиграфический комбинат «Збруч», Сумская областная типография, «Полиграфкнига», львовская книжная фабрика «Атлас», Кировоградское издательство. Научные организации: «Украинский научноисследовательский институт специальных видов печати» («УкрНИИСВП»), «Проектный и научнопроизводственный центр «Полином», «Украинский научноисследовательский институт полиграфической промышленности им. Т.Г. Шевченко».
Структура товарной продукции предприятий ГАКа выглядит следующим образом:
- книжножурнальная — 71,0%;
- газетная — 20,8%;
- бланковая — 1,8%;
- рекламная — 2,7%;
- другая полиграфическая — 3,7%.
С уменьшением объемов госзаказов госпредприятия постепенно вымирают. С предприятий уходят лучшие кадры, сдаются в аренду помещения… Государственные полиграфические предприятия передают эстафету частным…