КомпьюАрт

5 - 2014

Использование градиентных фильтров в Lightroom

Градиентные фильтры являются весьма простым и удобным и вместе
с тем очень мощным и многофункциональным инструментом для работы с RAW­образами цифровых снимков. В этой публикации мы познакомим читателей с двумя разновидностями градиентных фильтров, которые доступны пользователям пакета Adobe Photoshop Lightroom 5.х, а также продемонстрируем их возможности на конкретных примерах.

Введение

Для начала необходимо пояснить, что такое градиентные фильтры и для чего они нужны. Еще задолго до появления цифровых фотокамер фотографы использовали оптические градиентные фильтры. Это приспособление представляет собой стеклянную пластину с двумя областями. Одна из них прозрачна, а следовательно, беспрепятственно пропускает проходящий свет. Другая часть затемнена — то есть задерживает часть проходящего через нее светового потока (рис. 1). Переход от одной области к другой сделан плавным — именно поэтому такой фильтр и называется градиентным.

При помощи подобного фильтра, установленного перед объективом, можно затемнить наиболее светлую часть снимка и за счет этого уменьшить динамический диапазон фотографируемой сцены (рис. 2). Конструкция крепления градиентных фильтров позволяет перемещать стеклянную пластину в вертикальном направлении (а в некоторых случаях и поворачивать ее), что дает возможность менять положение градиентного перехода в кадре (рис. 3).

Наиболее часто градиентные фильтры применяются в процессе фото­ и видеосъемки пейзажей, чтобы обеспечить одинаково тщательную проработку деталей как в самой светлой части кадра (на небе), так в наиболее темной (деревья, земля, скалы и т.д.). Это позволяет получить качественное изображение даже в тех случаях, когда реальный динамический диапазон фотографируемой сцены превосходит диапазон чувствительности фотопленки (в случае аналоговой техники) или сенсора цифрового фотоаппарата.

Рис. 1. Оптические градиентные фильтры

Рис. 1. Оптические градиентные фильтры

Рис. 2. Затемненная область оптического градиентного фильтра задерживает часть проходящего через нее света и за счет этого позволяет уменьшить динамический диапазон фотографируемой сцены

Рис. 2. Затемненная область оптического градиентного фильтра задерживает часть проходящего через нее света и за счет этого позволяет уменьшить динамический диапазон фотографируемой сцены

Рис. 3. Крепление оптического градиентного фильтра на объективе фотоаппарата

Рис. 3. Крепление оптического градиентного фильтра на объективе фотоаппарата

С переходом на цифровые технологии получения и обработки изображений у фотографов появилась возможность во многих случаях отказаться от использования довольно громоздких оптических градиентных фильтров. Располагая RAW­образом цифрового снимка, воздействие этого оптического устройства нетрудно
сымитировать уже в процессе обработки фотографии.

Что касается Adobe Photoshop Lightroom, о работе с которым пойдет речь далее, то градиентный фильтр впервые был реализован во второй версии данного пакета, выпущенной в июле 2008 года. По мере выхода последующих версий возможности данного инструмента постепенно расширялись. И наконец, в пятой версии Lightroom появился совершенно новый инструмент — радиальный градиентный фильтр.

Градиентные фильтры доступны в модуле обработки изображений (Develop). Переключиться на него можно щелчком мыши по соответствующей надписи всплывающей панели в верхней части окна либо нажатием клавиши D. Для выбора нужного изображения воспользуйтесь лентой снимков, которая находится внизу.

Рис. 4. Пиктограмма выбора инструмента линейного градиентного фильтра (обведена красным)

Рис. 4. Пиктограмма выбора инструмента линейного градиентного фильтра (обведена красным)

Рис. 5. Панель настроек параметров линейного градиентного фильтра

Рис. 5. Панель настроек параметров линейного градиентного фильтра

Линейный градиентный фильтр

Чтобы избежать возможной путаницы, в дальнейшем мы будем называть обычный градиентный фильтр линейным. Это позволит читателю ясно представлять, о каком именно инструменте идет речь.

Для выбора инструмента линейного градиентного фильтра щелкните по соответствующей пиктограмме на панели инструментов (рис. 4) либо нажмите клавишу с латинской буквой M. В результате курсор примет вид перекрестия, а в правой части окна под панелью инструментов будет отображена панель настроек фильтра (рис. 5).

Чтобы создать новый фильтр, поместите курсор на какой­либо участок редактируемого изображения, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите манипулятор на некоторое расстояние. Если необходимо воздействовать на верхнюю часть кадра, двигайте мышь сверху вниз; для обработки левой части снимка перемещайте манипулятор слева направо и т.д. В процессе движения мыши на экране отображаются три параллельные линии, обозначающие границы и середину градиентного перехода (рис. 6). Перемещая мышь, можно менять его ширину, а также угол наклона. Для завершения процесса отпустите левую кнопку мыши.

Итак, новый фильтр создан. Теперь вы можете менять различные параметры выделенной части снимка, перемещая соответствующие ползунки либо меняя числовые значения в панели настроек фильтра. В частности, предусмотрена возможность управления грубой и точной настройкой цветовой температуры; коррекцией экспозиции, светов и теней; изменения контраста, четкости и цветовой насыщенности. В нижней секции панели имеются ползунки для настройки резкости, уровня подавления муара, цифрового шума и артефактов интерференции.

Рис. 6. Создание линейного градиентного фильтра

Рис. 6. Создание линейного градиентного фильтра

Рис. 7. Выбор цвета для имитации воздействия светофильтра

Рис. 7. Выбор цвета для имитации воздействия светофильтра

По умолчанию градиентный фильтр является нейтрально­серым. Однако при необходимости его можно превратить в некий аналог оптического светофильтра. Для выбора нужного цвета щелкните по окошку напротив надписи Color, а затем выберите при помощи пипетки желаемый цвет (рис. 7).

Совокупность текущих настроек фильтра можно сохранить в виде пользовательского пресета. Для этого щелкните по названию, расположенному в верхней части панели настроек фильтра справа от надписи Effect:. Откроется всплывающий список пресетов (рис. 8). Щелкните по пункту Save Current Settings as New Preset… (Сохранить текущие настройки как новый пресет). На экране появится диалоговое окно New Preset (рис. 9). Введите в нем название вновь созданного пресета и щелкните по кнопке Create (Создать). Чтобы применить сохраненные настройки к фильтру, созданному в другом изображении, достаточно открыть список пресетов и щелкнуть по нужному названию (рис. 10). Это позволяет сэкономить время при использовании однотипных настроек в процессе обработки большого количества изображений.

Рис. 8. Всплывающий список пресетов

Рис. 8. Всплывающий список пресетов

Рис. 9. Диалоговое окно создания нового пресета

Рис. 9. Диалоговое окно создания нового пресета

Рис. 10. Выбор ранее созданного пресета

Рис. 10. Выбор ранее созданного пресета
из списка

Рис. 11. Пиктограмма быстрого отключения воздействия фильтров на редактируемое изображение (обведена красным)

Рис. 11. Пиктограмма быстрого отключения воздействия фильтров на редактируемое изображение (обведена красным)

Рис. 12. Нажатие на надпись reset (обведена красным) позволяет удалить все фильтры данного типа

Рис. 12. Нажатие на надпись reset (обведена красным) позволяет удалить все фильтры данного типа

Щелчком мыши по пиктограмме переключателя в нижнем левом углу панели настроек (рис. 11) можно быстро включить или отключить действие созданных фильтров, что позволяет оценить разницу между исходным и обработанным изображением.

Нажатие на кнопку Reset в нижней части панели (рис. 12) позволяет удалить все фильтры данного типа, созданные в редактируемом изображении.

Редактирование ранее созданных фильтров осуществляется при помощи того же инструмента. При его включении поверх изображения будут отображены маркеры всех ранее созданных фильтров данного типа. Если навести курсор на один из таких маркеров, его вид изменится с перекрестия на изображение ладони. Режим редактирования фильтра включается нажатием на его маркер. При этом в окне редактирования будут отображены линии, обозначающие границу градиентного перехода, а в панели настроек выведены параметры данного фильтра. Для удаления выбранного фильтра нажмите клавишу Del.

Практические примеры

Рассмотрим несколько примеров использования линейного градиентного фильтра для обработки RAW­образов фотоснимков. Как и его оптический аналог, этот инструмент отлично подходит для выравнивания тонального баланса кадров, на которых запечатлены сцены со значительным перепадом яркости — к примеру пейзажи. Выбор оптимальной экспозиции при съемке подобных сюжетов представляет собой непростую задачу. С одной стороны, необходимо сохранить максимум деталей в светах, чтобы передать естественный цвет неба и проработать фактуру облаков. Но, с другой стороны, не менее важно сохранить детали в тенях — деревья, траву и т.д.

На рис. 13а представлен снимок, сделанный в погожий осенний день. Поскольку небо занимает меньшую часть изображения, то при определении величины экспозиции приоритетное значение для автоматики камеры имела более темная часть изображения (деревья, береговая полоса и поверхность водоема). В результате небо на снимке получилось довольно бледным, а легкие облака на нем едва заметны.

Чтобы сделать небо более выразительным, не принося в жертву остальные объекты, скорректируем экспозицию верхней части кадра, применив к ней нейтрально­серый градиентный фильтр (рис. 14). В приведенном примере в настройках фильтра выбрана коррекция экспозиции –1,5 EV. Этот нехитрый прием позволил достичь желаемого результата: получить небо насыщенного цвета с хорошо проработанными облаками, не изменяя контрастность и насыщенность объектов в нижней части снимка (рис. 13б).

Рис. 13. Исходное изображение (а) и его вид после применения градиентного фильтра (б)

Рис. 13. Исходное изображение (а) и его вид после применения градиентного фильтра (б)

Рис. 14. Настройки градиентного фильтра для коррекции верхней части изображения

Рис. 14. Настройки градиентного фильтра для коррекции верхней части изображения

Рис. 15. Исходное изображение (а) и его вид после применения градиентных фильтров (б)

Рис. 15. Исходное изображение (а) и его вид после применения градиентных фильтров (б)

Рис. 16. Настройки градиентного фильтра для коррекции верхней части изображения

Рис. 16. Настройки градиентного фильтра для коррекции верхней части изображения

Рис. 17. Настройки градиентного фильтра для коррекции нижней части изображения

Рис. 17. Настройки градиентного фильтра для коррекции нижней части изображения

Иногда для получения оптимального результата требуется более сложная коррекция с использованием двух или даже большего количества градиентных фильтров. Один из таких случаев представлен на рис. 15. Исходный снимок (рис. 15а) имеет два недостатка: невыразительное небо и переэкспонированные области на переднем плане, что привело к существенной потере деталей в светах. Как и в предыдущем примере, к верхней части изображения был применен нейтрально­серый градиентный фильтр с коррекцией экспозиции –0,7 EV (рис. 16).

Для проработки формы и фактуры балясин парапета на переднем плане был задействован второй градиентный фильтр — на этот раз затрагивающий нижнюю часть изображения (рис. 17). В его настройках были изменены два параметра: величина экспозиции (–1 EV) и коррекция светов (Highlights; –75). Результат представлен на рис. 15б.

Рассмотрим еще один пример. На рис. 18а показан исходный вариант снимка. Как и на предыдущих пейзажах, небо выглядит чересчур выбеленным. Кроме того, из­за особенностей освещения (солнце в момент съемки располагалось уже довольно низко над горизонтом) покрытие дороги на переднем плане выглядит более «холодным», нежели остальной пейзаж.

Для лучшей проработки неба величина экспозиции верхней части снимка была скорректирована при помощи нейтрально­серого градиентного фильтра (рис. 19). Чтобы придать изображению более «солнечный» вид, был задействован еще один фильтр для коррекции цветовой температуры нижней части изображения (рис. 20). Обратите внимание, что в данном случае градиентный переход был сделан довольно узким. Описанные манипуляции позволили в буквальном смысле преобразить довольно унылый снимок (результат — на рис. 18б).

Рис. 18. Исходное изображение (а) и его вид после применения градиентных фильтров (б)

Рис. 18. Исходное изображение (а) и его вид после применения градиентных фильтров (б)

Рис. 19. Настройки градиентного фильтра для коррекции верхней части изображения

Рис. 19. Настройки градиентного фильтра для коррекции верхней части изображения

Рис. 20. Настройки градиентного фильтра для коррекции нижней части изображения

Рис. 20. Настройки градиентного фильтра для коррекции нижней части изображения

Радиальный градиентный фильтр

Как уже было упомянуто во вступительной части статьи, в распоряжении пользователей пятой версии пакета Lightroom появился новый инструмент — радиальный градиентный фильтр. Он позволяет осуществлять обработку локальной области изображения, ограниченной маской круглой или эллиптической формы с четким или размытым краем. Активируется данный инструмент щелчком мыши по соответствующей пиктограмме на панели инструментов (рис. 21) либо нажатием сочетания клавиш Shift­M.

Рис. 21. Пиктограмма выбора инструмента радиального градиентного фильтра

Рис. 21. Пиктограмма выбора инструмента радиального градиентного фильтра
(обведена красным)

Рис. 22. Панель настроек параметров радиального градиентного фильтра

Рис. 22. Панель настроек параметров радиального градиентного фильтра

Рис. 23. Ползунок Feather (обведен красным) позволяет изменять ширину градиентного перехода

Рис. 23. Ползунок Feather (обведен красным) позволяет изменять ширину градиентного перехода

Рис. 24. Флаг выбора опции Invert Mask (обведен красным)

Рис. 24. Флаг выбора опции Invert Mask (обведен красным)

На первый взгляд панель управления настройками радиального градиентного фильтра выглядит почти так же, как и в случае работы с линейным градиентным фильтром (рис. 22). Однако при ближайшем рассмотрении нетрудно обнаружить важные различия, касающиеся способа управления границами выделенной области. В случае линейного градиентного фильтра изменение ширины градиентного перехода осуществляется путем перемещения линий, обозначающих его границы. При работе с радиальным градиентным фильтром для изменения ширины градиентного перехода используется ползунок Feather, расположенный в нижней части панели настроек фильтра (рис. 23). Диапазон значений этого параметра — от 0 до 100.

По умолчанию настройки радиального градиентного фильтра воздействуют на периферийную область снимка, которая находится за пределами окружности (или овала). Однако в некоторых случаях возникает необходимость воздействовать на область, заключенную внутри. Для этого достаточно активировать опцию Invert Mask, флаг выбора которой также находится в нижней части панели настроек фильтра (рис. 24).

Секция с ползунками регулировки различных параметров обработки изображения идентична представленной на панели управления линейного градиентного фильтра.

Так же как и при работе с линейным градиентным фильтром, предусмотрены возможности сохранения и выбора пресетов, а также редактирования, отключения и удаления ранее созданных фильтров.

Практические примеры

Как и описанный выше линейный градиентный фильтр, радиальный градиентный фильтр можно задействовать для выравнивания тонального баланса снимков с передержанными или недодержанными областями. На рис. 25а представлен исходный вариант городского пейзажа, снятого на закате в контровом свете. Поскольку автоматика камеры осуществляла расчет величины экспозиции с приоритетом центральной части кадра, периферийные области кадра получились недодержанными (или, говоря обычным языком, чересчур темными). Чтобы исправить этот недостаток, был использован радиальный градиентный фильтр (рис. 26). Для выравнивания тонального баланса в данном случае потребовалось скорректировать величину экспозиции периферийной области на +2 EV. Чтобы граница выделенной области была не очень заметной, пришлось сделать градиентный переход достаточно широким (величина параметра Feather равна 71). Результат представлен на рис. 25б.

Рис. 25. Исходное изображение (а) и его вид после применения радиального градиентного фильтра (б)

Рис. 25. Исходное изображение (а) и его вид после применения радиального градиентного фильтра (б)

Рис. 26. Настройки радиального

Рис. 26. Настройки радиального
градиентного фильтра

Рис. 27. Исходное изображение (а) и его вид после применения радиального градиентного фильтра (б)

Рис. 27. Исходное изображение (а) и его вид после применения радиального градиентного фильтра (б)

Рис. 28. Настройки радиального градиентного фильтра для создания эффекта виньетирования

Рис. 28. Настройки радиального градиентного фильтра для создания эффекта виньетирования

Кроме того, при помощи радиального градиентного фильтра можно акцентировать внимание на каком­либо объекте (или его части). Продемонстрируем этот прием на примере снимка, показанного на рис. 27. Чтобы сделать исходное изображение (рис. 27а) более выразительным, к нему был применен радиальный градиентный фильтр (рис. 28), имитирующий эффект виньетирования. Для этого величина экспозиции периферийной области изображения была скорректирована на –1,54 EV. Результат представлен на рис. 27б.

Рассмотрим еще один пример. Чтобы сконцентрировать внимание зрителя на расположенной в центре снимка охапке листьев, к исходному изображению (рис. 29а) был применен радиальный градиентный фильтр. Для достижения желаемого результата в данном случае потребовалась коррекция сразу трех параметров (рис. 30). В частности, была уменьшена величина экспозиции (–0,67 EV), четкость (–56), насыщенность (–30) и резкость (–80) периферийной области кадра. Результат воздействия описанного фильтра на исходное изображение показан на рис. 29б.

Рис. 29. Исходное изображение (а) и его вид после применения радиального градиентного фильтра (б)

Рис. 29. Исходное изображение (а) и его вид после применения радиального градиентного фильтра (б)

Рис. 30. Настройки радиального градиентного фильтра

Рис. 30. Настройки радиального градиентного фильтра

Заключение

Итак, мы рассмотрели возможности градиентных фильтров пакета Adobe Photoshop Lightroom 5.х, а также практические примеры их использования для коррекции и художественной обработки снимков. Безусловно, эти инструменты значительно расширяют возможности фотографа на стадии редактирования снимков. В частности, пользователь может имитировать воздействие оптических градиентных фильтров (как нейтрально­серых, так и цветных), настраивая плотность и ширину градиентного перехода с высокой точностью.

Разумеется, необходимо помнить о том, что «свобода маневра» при работе с градиентными фильтрами в Lightroom ограничена разрядностью RAW­образа редактируемого снимка. В случае изображений, сохраненных с разрядностью 12 бит на пиксел, имеется возможность корректировать величину экспозиции в пределах
±2 EV без потери деталей. Соответственно, оперируя 14­битным RAW­образом, вы можете рассчитывать на полноценную коррекцию в диапазоне ±3 EV.

В заключение еще раз отметим, что градиентные фильтры позволяют не только решать чисто технические задачи (вроде выравнивания тонального баланса или сужения динамического диапазона снимков), но и открывают широкие возможности для получения различных художественных эффектов, которые способны сделать ваши фотографии яркими и запоминающимися. Дерзайте! 

КомпьюАрт 5'2014

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства