КомпьюАрт

1 - 2015

Цифровая печать: реалии и перспективы

За последние 20 лет мы с вами переживаем уже третий финансовый кризис. К сожалению, на полиграфическую отрасль его влияние оказывается одним из самых сокрушительных в силу сразу нескольких факторов. В первую очередь страдает рекламная полиграфия, поскольку сильно сокращаются заказы на печать разно­образной рекламной продукции. Из­за роста цен снижаются тиражи книг и периодических изданий. Доля отечественного оборудования мизерна, стало быть, ослабление национальной валюты очень быстро приводит к пропорциональному удорожанию оборудования и расходных материалов. Многие полиграфические предприятия, и до кризиса жившие в режиме жесткой экономии, но, тем не менее, регулярно проводящие модернизацию производства, теперь наверняка приостановят закупки новых печатных машин. К происходящему в последние годы падению средних тиражей книг и журналов добавится уменьшение заказов в сфере печати коммерческой продукции. Вспомним также, что ужесточение международных санкций привело к сильному падению инвестиций в российскую экономику и сворачиванию многих проектов, в том числе в сфере аграрного хозяйства и пищевой промышленности, а следовательно, надеяться на рост сегмента печати упаковки и этикетки тоже не приходится.

При этом из­за роста ставки рефинансирования у типографий нет возможности пережить сложный период за счет краткосрочных кредитов. И хотя банки часто идут навстречу в вопросах реструктуризации задолженности по взятому в лизинг оборудованию, это не всегда помогает пережить кризисную ситуацию, поскольку сроки окупаемости оборудования, как правило, исчисляются годами.

Так как же тогда пережить трудные времена на этот раз?

Конечно, однозначного ответа на этот вопрос мы не дадим. Кто­то переживет кризис, максимально сократив издержки за счет нескольких крупных заказчиков. Кому­то поможет своевременный выход в растущий сегмент рынка цифровой печати, что даст большое количество мелких заказов, которые позволят удержаться на плаву. Таким компаниям, вероятно, придут на помощь производители и поставщики полиграфического оборудования и материалов, предоставив особые условия на технологическое перевооружение, что даст возможность создать для клиентов лучшие условия по ценам, качеству и срокам выполнения заказов и тем самым победить в конкурентной борьбе.

Выбор каждый должен сделать сам, а мы попробуем проанализировать ситуацию, которая сложилась на рынке цифровой печати к 2015 году, и предложим вашему вниманию рецепты по выживанию от производителей и поставщиков полиграфического оборудования.

Отметим, что в предыдущие годы в мировом масштабе в этом сегменте рынка наблюдались следующие тенденции: увеличение формата и производительности ЦПМ, сильный рост сегмента рулонных ЦПМ, рост разработок ЦПМ с тонером высокой вязкости, увеличение возможностей по модернизации ЦПМ, рост финишного оборудования для работы с ЦПМ в линию. Конечно, в силу различных причин не все они проявились на российском рынке.

Мы обратились к экспертам в области цифровых печатных технологий со следующими вопросами:

  • какие из вышеупомянутых тенденций в области цифровой печати станут преобладать в 2015 году, и какие инновации в этом сегменте ждут нас в ближайшее время?
  • как вы оцениваете итоги 2014 года, и какие планы строите на 2015­й?
  • какими могут быть антикризисные предложения для клиентов в связи с резким падением курса национальной валюты?

Алексей Лукьянчук: Можно отметить развитие тенденции прошлого года по печати фотоальбомов и фотокниг. Идея перехода с мокрой (химической) фотопечати на цифровую находит применение не только в центральных регионах, но и по всей России. Этому немало способствует качество печати и нашей самой «красочной» машины bizhub PRO C70hc с уникальными яркими тонерами, и машин серий bizhub PRO C6000/C7000, и новых C1060/C1070. Известную роль в распространении этого типа производств на основе оборудования Konica Minolta сыграл успех таких компаний, как iPrintIt.ru (Москва) и «ФотоДома» (Ростов), создавших сети печатных салонов на основе оборудования Konica Minolta и собственных решений.

Введущий менеджер по поддержке продукции компании Konica Minolta Алексей Лукьянчук

Введущий менеджер по поддержке продукции компании Konica Minolta Алексей Лукьянчук

Из новых течений достойна упоминания печать на пластике для выпуска простых пластиковых и чиповых карт любыми малыми тиражами, как, например, в тульской типографии Magenta. При грамотном подборе материала и правильной настройке машины оборудование новых серий bizhub PRESS C1060/C1070 может отлично печатать на пластике толщиной 0,15 и даже 0,3 мм, что позволит выпускать не только карты, но и другую продукцию. Это открывает для малых предприятий новые рынки, пока еще очень плохо освоенные.

Что касается развития в новом году, очевидной тактикой продаж будет лавирование в новых условиях. Очень непростая ситуация сложится и у всех покупателей, которые еще могут или вынуждены инвестировать в печать или в услуги, связанные с печатью.

Если рассуждать о направлении цифровой печати как основном бизнесе, то ему придется принимать на себя самый большой удар со стороны обоснованного и необоснованного повышения цен на материалы и сервис. Сейчас, в начале года, ситуация еще не вошла в стабильно кризисное состояние, еще не все компании­поставщики начали поставки товара по высоким ценам, еще есть какие­то компенсации и поддержка. Постепенно сползая в «стабильно плохую» ситуацию, придется экономить всем. Листовая печать, как самая чувствительная к ценам оборудования, материалов и сервиса, пострадает сильнее всего, будет вынуждена переходить на смежные виды активности, связанные с продажей услуг. То есть продажи «просто печатникам» будут сильно сокращаться.

Особняком стоят те виды производства, в которых печать — лишь средство производства, или ресурс. Характерный пример — печать книг, фотоальбомов и подобной продукции. В зависимости от вида последней каждая из компаний по­разному испытает на себе ухудшение ситуации. Выживание (а для вендоров — возможность продаж продуктов и услуг) связано и с нормой прибыли по этим продуктам/услугам, и по востребованности таких продуктов. В этом секторе для себя мы видим одним из наиболее интересных направлений работу с продолжающим расти направлением печати фотоальбомов. Это один из наиболее востребованных товаров для населения, до сих пор неплохо продающийся. Другое направление — печать книг по требованию — хотя и относилось к перспективным и растущим в прошлом году, очень чувствительно к ценам и покупательской способности, поэтому полагаю, что оно будет скорее выживать, чем развиваться.

Совершенно другая ситуация с очень перспективным сегодня направлением использования машин оперативной печати для поддержки других видов бизнеса. Успешно существующие, выживающие и развивающиеся даже в кризис отрасли по­прежнему требуют развития такого вида поддержки продаж, как печать. В ближайшее время это будет одним из самых перспективных направлений, наряду с печатью счетов. Оба эти направления — не полиграфические, но сегодня они являются одними из самых стабильных и поэтому интересных для нашей компании, как для вендора.

В целом ситуацию в отрасли цифровой печати можно считать сложной, но не беспросветной. Несмотря на понятные тенденции клиентов сэкономить, в том числе на использовании совместимых расходных материалов, переориентации на оборудование, бывшее в употреблении, мы надеемся на сравнительно стабильные продажи, сохранение без больших потерь печатной отрасли и желаем всем участникам рынка пережить это трудное время, меняясь и развиваясь.

Дмитрий Мокин: По нашим прогнозам, в 2015 году развитие отрасли будет носить эволюционный характер, при котором все перечисленные тенденции получат определенное развитие, однако ни одна из них не будет доминировать. Если же говорить о других рыночных трендах, можно ожидать заметный рост в сегменте производительных рулонных струйных машин с высоким качеством печати.

Дмитрий Мокин, менеджер

Дмитрий Мокин, менеджер
по отраслевому маркетингу Xerox Россия

Очевидно, что 2014 год нельзя назвать самым простым для рынка, однако полиграфический бизнес показал свою готовность к возникшим трудностям. Обстановка экономической нестабильности не застала врасплох и нашу компанию, и мы смогли обеспечить достойный уровень продаж профессиональных полиграфических решений. Как правило, сложные рыночные условия не только создают препятствия и ограничения, но и открывают новые возможности перед теми игроками, которые находят более эффективные подходы к ведению бизнеса и решению задач клиентов. В частности, в 2015 году может ускориться переход офсетных тиражей в сегмент цифровой печати, поскольку заказчики будут стремиться экономить и получать продукцию максимально оперативно. В наступившем году мы постараемся помочь полиграфистам не упустить эти и другие возможности развития, используя их для того, чтобы выйти из сложного периода с новыми идеями и высоким потенциалом роста.

Наша компания готова предложить клиентам выгодные программы приобретения полиграфического оборудования и широкий спектр профессиональных решений для предприятий с различными задачами и разной спецификой рабочих процессов. Пользуясь этими предложениями, наши заказчики смогут поддерживать прибыльность бизнеса и успешно вести конкурентную борьбу даже в условиях экономической нестабильности и высокой волатильности курса рубля.

Денис Кадунов: Ни для кого уже не секрет, что этот год, вероятнее всего, окажется еще более тяжелым для отечественной полиграфической отрасли, нежели предыдущие кризисные периоды. Ситуация усугубляется тем, что в настоящий момент такой масштаб экономических сложностей, вызовов и проблем можно наблюдать только в нашей стране. Как следствие, выходить из сложившейся ситуации мы будем уже одни, и этот период займет немало времени. Все текущие и будущие последствия напрямую отражаются на отечественном рынке.

Денис Кадунов, директор

Денис Кадунов, директор
по развитию цифровой печати
компании «ЯМ Интернешнл»

Успехи нашего партнера — компании SCREEN — показывают, что цифровая печать и различные решения для послепечатной обработки демонстрируют весьма существенный ежегодный прирост. SCREEN в этом году анонсирует несколько новинок и уже широко зарекомендовавших себя решений для книжно­журнального и газетного производства, ЦПМ для рекламно­производственного сегмента и рынка для печати этикетки и гибкой упаковки. На выставке Hunkeler Innovationdays, которая будет проходить в конце февраля в г.Люцерне (Швейцария), мы представим ЦПМ нового поколения Truepress Jet 520HD. Машина фокусируется в первую очередь на производстве различной высокохудожественной продукции (книги, учебники, детская литература, директ­маркетинг, реклама, журналы и пр.). Особенность данного решения заключается в возможности использования широчайшего спектра бумаг.

Серьезный акцент наша компания делает на решении для производства этикетки. Для этого имеются несколько объективных причин. Во­первых, текущая ситуация и намеченный тренд таков, что данный рынок (производство этикетки и гибкой упаковки) в краткосрочной и среднесрочной перспективе окажется самым востребованным. Как будут развиваться события в этом и следующем годах, покажет время, но мы и наш партнер настроены весьма оптимистично. Во­вторых, общение с потенциальными заказчиками показало, что продукт оказался действительно очень достойным и интересным, в особенности если проводить совокупную оценку по всем показателям.

Не утихает интерес к электрографическим полупромышленным и промышленным листовым ЦПМ. Он, конечно, не такой, как был в «тучные» годы, но анонсы и пресс­релизы о новых инсталляциях показывают, что интерес еще весьма высок, и заказчики готовы инвестировать в эти направления. Много было инсталляций различного финишного оборудования, в особенности для книжного и упаковочного производства.

В целом, для «ЯМ Интернешнл» 2014 год оказался непростым, но всё же успешным. Наша компания представлена и работает во всех регионах России и СНГ, по каким­то позициям показатели оказались хорошими, где­то результат нас немного разочаровал. Мы смогли реализовать несколько непростых, но амбициозных и знаковых для полиграфической отрасли проектов. Если попробовать кратко охарактеризовать текущую ситуацию и будущие планы, то скажу так: убытки не фиксируем, смотрим вперед и готовы к бою. Подробности рынок узнает из официальных релизов.

Компания «ЯМ Интернешнл» всегда была ориентирована в первую очередь на клиентов. Уже более 25 лет мы остаемся верны основополагающему правилу — не обещать того, что не можем выполнить. Это кредо позволяет нам выстраивать долгосрочные и взаимовыгодные отношения не только с нашими клиентами, но и с партнерами.

Основная сложность, с которой все сегодня сталкиваются, это абсолютное отсутствие какого­либо горизонта планирования текущего бизнеса. Помимо прочего, ввиду крайне высокой волатильности на валютном рынке, многие просто «затаились» и заняли выжидательную позицию, что еще больше усугубляет и так не простую обстановку. Различные эксперты делают всякие предположения о цене нефти и курсе рубля, но бизнесмены уже потеряли интерес к цифрам и прогнозам: для них сейчас важнее становится стабилизация ситуации на любом уровне. Понимая настроения, мы стараемся во всех ситуациях выстраивать конструктивный диалог, совместно искать компромиссы, зачастую принимать нестандартные решения. И нельзя забывать, что любая сложная ситуация, кризис — это возможность более взвешенно и критично посмотреть на бизнес, общую обстановку и атмосферу.

Олег Панкин, руководитель отдела решений для промышленной печати компании Ricoh Rus

Олег Панкин, руководитель отдела решений для промышленной печати компании Ricoh Rus

Олег Панкин: С точки зрения развития технологий, одним из основных трендов является увеличение производительности ЦПМ. Именно следуя этому тренду, Ricoh в 2015 году запустит на российском рынке сразу две производительные листовые машины — Pro С9100 и Pro C9110. Эти модели выдерживают нагрузку до миллиона отпечатков формата А4 в месяц. Еще одна мощная новинка в нашем продуктовом портфолио — это сверхпроизводительная рулонная машина Pro VC60000, которая справляется с объемом в 80 млн отпечатков формата A4 в месяц.

Мы уверены, что в 2015 году всё больше офсетных типографий будут присматриваться к цифровой печати: заказов становится больше, но тиражи сокращаются, все чаще требуется персонализация продукции, плюс к этому себестоимость цифрового отпечатка постоянно снижается и по качеству приближается к офсетному. Сегодня ЦПМ должны отвечать требованиям полиграфистов не только в области производительности, но и в плане возможностей работы с различными материалами — например с плотными, текстурными. Благодаря этому тренду мы также рассчитываем на укрепление позиций Ricoh: наши новые ЦПМ Pro С9100/9110, к примеру, способны печатать на материалах плотностью до 400 г/м2.

Кроме того, сейчас даже в самых низких ценовых сегментах заказчик хочет видеть премиум­качество. Поэтому, чтобы выделиться на рынке и заработать приемлемые деньги, полиграфистам надо предлагать нестандартные услуги: печать на прозрачных и металлизированных материалах, изготовление защищенной продукции, выборочное лакирование. Для этой категории типографий решением может стать наша новая шестицветная машина Pro C7100X/7110X, которая позволяет печатать белым и прозрачным тонером и будет доступна для заказа в России уже в феврале 2015 года.

Среди важных бизнес­трендов могу отметить стремление заказчиков к повышению эффективности и снижению затрат, например, за счет оптимизации процесса приема и обработки заказов с помощью специальных программных решений.

Пока нам официально доступны результаты только первых трех календарных кварталов 2014 года. К тому же финансовый год Ricoh, как и других японских компаний, завершится лишь 31 марта 2015 года. Но уже сейчас мы видим значительный прирост: по сравнению с прошлым финансовым годом нам удалось увеличить продажи на 40% по показателю выручки и на 55% — в штуках.

Cогласно данным аналитического агентства Infosource, в сегменте полноцветных листовых цифровых печатных машин в III календарном квартале 2014 года Ricoh добилась значительных успехов, заняв второе место на рынке с долей рынка в 16,7%. Это результат наших усилий по развитию работы с полиграфическим сегментом, куда мы вышли с хорошим предложением как с точки зрения техники, так и в плане сервисного обслуживания: в основном мы устанавливали машины одновременно с заключением прямых сервисных контрактов.

В сегменте монохромных ЦПМ мы и вовсе заняли первое место с более чем 30% рынка. Здесь успех был обес­печен продажами в корпоративный сегмент, где Ricoh традиционно имеет сильные позиции. Нарастить объемы, в то время как рынок монохромной печати в корпоративной среде в целом сокращается, нам позволил выпуск новой линейки Pro 8100S, которая сразу стала популярна среди заказчиков, а также продажи уже зарекомендовавшей себя линейки Pro 907.

Кризис — это не только проблемы, но и новые возможности. И результаты 2014 года как нельзя лучше доказывают это: на фоне падающего рынка Ricoh смогла укрепить свои позиции и увеличить долю рынка в России.

Компания Canon опубликовала результаты исследования последних тенденций мирового рынка профессиональной печати. В опросе приняли участие 550 заказчиков и поставщиков печатных услуг из 25 стран, включая Россию.

Согласно данным исследования, 62% заказчиков в ближайшем будущем планируют сохранить или увеличить потребление профессиональных услуг печати. По их мнению, печатные документы являются важным элементом коммуникации, позволяя предоставить клиентам качественные и наглядные визуальные материалы, а также эффективно воздействовать на офлайн-аудиторию, которая не охвачена электронными средствами коммуникации. В то же время, респонденты отмечают, что растущая популярность смартфонов и планшетов приведет к повышению значимости электронных каналов коммуникации: значительное расширение использования интернет-сайтов и социальных сетей прогнозируют 46 и 43% опрошенных соответственно.

Результаты исследования свидетельствуют, что среди заказчиков услуг печати растет потребность в новых технологиях и расширении ассортимента услуг со стороны типографий. Только 56% заказчиков считают, что поставщики держат их в курсе последних разработок. В перечне видов услуг увеличивается популярность малотиражной печати, печати по требованию (print-on-demand), а также удаленной печати (web-to-print), которая в ближайшие годы может продемонстрировать самый существенный рост. Все респонденты отмечают, что удаленная печать обеспечивает большие удобство, скорость и экономию средств. С 2012 года использование удаленной печати уже возросло на 50%, а сегодня к подобным услугам обращается в среднем каждый третий клиент. Среди других тенденций на рынке печатных услуг поставщики выделяют повышение спроса на полноцветную печать, сокращение сроков выполнения заказов и уменьшение тиражей.

Согласно результатам опроса, заказчики всё чаще делают выбор в пользу интегрированных коммуникационных кампаний, в которых помимо печатных материалов задействованы прочие каналы коммуникации: Интернет, мобильные приложения, социальные сети и др. Сегодня интегрированные кампании проводят 68% респондентов, при этом такую возможность заказчикам предоставляют только четверть поставщиков услуг печати.

Да, падение курса рубля в 2015 году вызовет снижение покупательской способности как населения, так и бизнеса. Но я верю, что именно это заставит развивать внутреннее производство, так как импортные товары станут менее доступными. А значит, вполне вероятно, что объем производимой печатной продукции сможет возрасти. Например, для дополнительного объема отечественных товаров понадобится упаковка. В связи с этим мы видим перспективу роста популярности наших новых ЦПМ серии Ricoh Pro C9100/9110, которые позволяют печатать на материалах плотностью до 400 г/м2. Они появятся в продаже уже в марте­апреле 2015 года.

Другой тенденцией во все кризисные времена является вытеснение с рынка безликих предприятий, которые предлагают «всё как все»: обычно они отличаются только ценой, а поскольку в кризис объемы заказов падают, им нечем покрывать расходы с такой маленькой маржой. Поэтому выживут только те, кто сможет предложить добавочную стоимость. Именно для решения подобных задач Ricoh выпускает на рынок новую серию шестицветных ЦПМ серии Pro C7100Х/7110Х. Эти устройства могут печатать двумя дополнительными тонерами — прозрачным и белым, что позволяет производить сувенирную продукцию, а также продукцию со спецэффектами и защитным покрытием. Новые машины уже сейчас доступны для заказа, и мы ожидаем, что очень скоро сможем сообщить и о первых инсталляциях Pro C7100Х/7110Х в России.

Думаю, кризис повлечет за собой еще большее сокращение тиражей, а значит, полиграфистам всё сложнее будет загружать свои офсетные производства. В такой ситуации решением для многих станут именно ЦПМ. Ricoh планирует выпустить машину, которая сможет стать полноценной заменой офсетной печатной машины как в отношении качества, так и в плане производительности, обладая при этом всеми преимуществами цифровой печати. Это полноцветная рулонная машина на базе струйной технологии Ricoh Pro VC60000. В основе данной модели лежат новейшие разработки Ricoh в области струйных печатных головок и красок, она способна печатать на мелованных офсетных бумагах с реальным оптическим разрешением 1200Ѕ1200 dpi.

Сергей Спилка, директор компании

Сергей Спилка, директор компании
«ВИП-Системы»

Ну а для тех, кто только заходит на рынок цифровой печати и для кого вопрос первоначальных вложений имеет наибольший вес, Ricoh предлагает линейку ЦПМ начального уровня Pro C5100/5110. При минимальной стоимости эта серия обладает высокими показателями качества печати, работает с широким диапазоном запечатываемых материалов, позволяя добиваться удивительных для такой небольшой и недорогой машины результатов при печати на текстурных материалах.

Сергей Спилка: Считаем, что производительность ЦПМ продолжит свой рост. Ожидаем появления новых цифровых машин на рынке, в том числе агрегированных в единую линию с финишным оборудованием. В 2014 году установок новых ЦПМ в России не было. Планы на 2015 год строим скромные.

КомпьюАрт 1'2015

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства