КомпьюАрт

3 - 2015

Художественное оформление книжного издания. Часть 1. Краткие рекомендации для начинающих

Николай Дубина
info@prodtp.ru

Представим, что вы впервые получили заказ не на оформление книги по готовым сеткам и с заданными техническими параметрами, а на выполнение всего проекта с нуля и до готового продукта. С чего начать и чем руководствоваться при работе над проектом?

Создание книги — процесс длительный и трудоемкий. С одной стороны — творчество, с другой — соблюдение всех технических процедур. На практике при оформлении книги можно выделить три основных типа творческой деятельности:

1.  Разработка книжной конструкции, организация ее элементов в систему, способную обеспечить читателю удобство пользования книгой.

2.  Создание внешнего и внутреннего дизайна книги.

3.  Типографское исполнение книги применительно к реальным полиграфическим материалам, оборудованию, технологии и т.д.

Все эти виды деятельности тесным образом связаны друг с другом и преследуют общую цель: создать книгу как единую композицию. Дизайнер, занимающийся оформлением книжного издания, причастен к первым двум типам деятельности.

Итак, в первую очередь дизайнер должен определить:

•    формат издания;

•    формат полосы набора;

•    систему рубрикации;

•    принципы композиционного решения особых страниц;

•    гарнитуру и кегль шрифта:

для основного текста,

для прочих текстов;

•    систему выделений внутри текста и набор особых текстовых форм (таблицы, формулы и пр.);

•    виды иллюстраций:

по месту,

по познавательной содержательности,

по технике исполнения;

•    состав и характер внешнего оформления;

•    способ полиграфического исполнения всего издания и его частей.

Также необходимо предусмотреть применяемые для данного издания материалы, оборудование и выполнение экономического расчета по всем операциям производственного процесса.

Все показатели проекта оформления взаимозависимы. Так, формат в известных границах предопределяет кегль шрифта, виды иллюстраций, внешнее оформление и полиграфическое исполнение. Гарнитура шрифта связана с его кеглем, решением основных и дополнительных текстов, с использованием тех или иных выделительных приемов.

Проект оформления издания

Структуру книжного издания и его характеристики описывает подробный проект оформления, который, как правило, состоит из двух частей. Первая часть включает постоянные (то есть неизменные) характеристики издания, вторая — показатели художественно­технического оформления.

Характеристики первой части определяют тип издания. Схематически перечень этих характеристик можно представить в следующем виде:

•    принадлежность произведения к одному из родов литературы:

научная и научно­популярная,

художественная (проза, поэзия, драматургия),

справочная (словари, справочники, энциклопедии),

учебная (учебники, сборники задач),

техническая (каталоги изделий, инструкции, патенты и пр.);

•    принадлежность произведения к одному из литературных жанров или видов:

научная и научно­популярная литература (монография, обзор, статья, доклад, реферат, учебное пособие и т.д.),

художественная литература (роман, повесть, рассказ и т.д.);

•    принадлежность книги к одному из издательских типов:

моноиздание,

сборник избранных произведений,

собрание сочинений в одном, двух томах и многотомное,

серии и пр.;

•    назначение издания по характеру распространения:

массовое,

для сети библиотек, учебных заведений и пр.,

со специальной целью — подарочное издание, юбилейное, мемориальное, сувенирное и пр.;

•    назначение издания для той или иной группы читателей:

массовый читатель (практически все грамотные люди),

широкий круг читателей (группа многочисленная, но ограниченная по тем или иным признакам: по уровню образованности, возрастным интересам (юношество, пенсионеры), по половой принадлежности (женщины, мужчины),

узкий круг читателей (малочисленная группа, что связано с узостью темы книги или специальности, которой она посвящена);

•    назначение издания в зависимости от возраста читателя:

взрослый читатель,

юношество,

дети старшего, среднего и младшего школьного возраста,

дошкольники;

•    архитектоника произведения и издания, то есть их построение, выраженное внешним образом. Издание может состоять из частей, глав, разделов, мелких рубрик и т.д.;

•    структурные особенности текста:

простой текст,

сложный текст (стихотворный, драматический, формульный, смешанный — с преобладанием того или иного вида текста, таблиц, формул, выделений);

•    иллюстрирование издания — это характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта определяется, будет книга выпускаться с иллюстрациями или без них;

•    художественное оформление издания — также характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта принимается принципиальное решение — будет ли книга иметь художественное оформление;

•    объемные показатели издания, то есть показатели, характеризующие объем книги:

печатный лист физический (по объему издания в печатных листах определяют, каким будет его объем в бумажных листах),

условный печатный лист (используется для сопоставления печатного объема изданий различных форматов),

бумажный лист (по объему издания в бумажных листах устанавливают, сколько бумаги понадобится для изготовления его тиража),

авторский лист (по объему издания в авторских листах устанавливают в нем объем созданного автором материала),

учетно­издательский лист (служит для исчисления объема авторского и издательского вклада в издание);

•    тираж издания. Устанавливается в тесной связи с характеристиками, определяющими назначение издания, хотя прямо от них и не зависит.

Вторая часть проекта определяет тип оформления издания:

•    формат издания — устанавливается в долях листа печатной бумаги;

•    шрифт (гарнитура, кегль, начертание, интерлиньяж);

•    формат полосы набора — устанавливается в квадратах и его долях;

•    рубрикация издания — устанавливается в общих чертах: количество спусков, шмуцтитулов и других особых страниц, а также шрифт заголовков;

•    справочные элементы — указываются только те особенности оформления этих элементов, которые выходят за пределы рекомендаций технических условий или традиций издательства;

•    иллюстрации — устанавливается их число, размер по отношению к полосе, тип и вид изображения, способ воспроизведения;

•    внутреннее оформление, дизайн — устанавливается количество и вид составляющих его элементов;

•    способ печати издания;

•    внешнее оформление — устанавливается его технологический тип, характер художественного решения, способ воспроизведения;

•    брошюровочно­переплетные работы — указываются только особенности, например наличие канта у обложки, закраска обрезов;

•    материалы — устанавливается их вид, цвет и др.

На практике, конечно же, не все элементы приведенной схемы используются при составлении проекта. Наличие тех или иных элементов схемы зависит от целей, которые преследует издательство при выпуске издания, замысла автора, особенностей будущего издания и т.д. Но, в любом случае, составление проекта издания является начальным этапом работы над ним.

Разработка макета издания

Создание макета издания представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, таких как выбор формата издания, формата полосы набора, системы рубрикаций, принципа решения особых страниц и др. Рассмотрим основные этапы.

Формат издания

Формат издания — это его размер по ширине и высоте, который технологически предопределен форматом бумажного листа, на котором книга печатается.

Хотя полиграфические форматы исторически несколько отличаются от форматов ISO, в целом шкала форматов листовых печатных машин позволяет печатать продукцию, соответствующую (точно или примерно) стандарту ISO (рис. 1).

Рис. 1. Форматы бумаги стандарта ISO

Рис. 1. Форматы бумаги стандарта ISO

При этом следует учитывать два момента. Во­первых, бумага в типографию обычно поступает предварительно нарезанной производителем и формат продукции неизбежно зависит от размеров поставляемой бумаги. Во­вторых, изображение на печатной машине никогда не печатается в край бумажного листа, а располагается на нем с учетом технологических припусков и расположения специальной информации (меток совмещения, шкал для контроля качества и т.д.).

У различных производителей машин размеры печатного листа могут несколько варьироваться, но в целом эта шкала соблюдается. Легко видеть, что формат печатной машины обозначается по наибольшему измерению листа. Это связано с тем, что на абсолютном большинстве печатных машин лист подается вдоль короткой стороны, то есть характеристики машины (в частности, ширина цилиндров и валов) увязываются именно с наибольшим измерением бумаги.

Таблица 1. Стандартные форматы книг

Формат печатной бумаги в полиграфических измерениях
ширина
xвысота (см)/доля листа

Размер готового
печатного издания
ширина
xвысота (мм)

84x108/8

265x410

70x108/8

265x340

70x100/8

245x340

60x90/8

220x290

84x108/16

205x290

70x108/16

170x260

70x100/16

170x240

75x90/16

182x215

70x90/16

170x215

60x90/16

145x215

60x84/16

145x200

84x108/32

130x200

75x90/32

107x177

70x108/32

130x165

70x100/32

120x165

70x90/32

107x165

60x90/32

107x140

60x84/32

100x140

Раньше все форматы зависели исключительно от ГОСТа. Теперь же подход более гибкий. В идеале можно воспользоваться специальными онлайн­калькуляторами кроя бумаги, предоставленными типографией, где учитывается формат издания, формат печатного листа и технические возможности печатных машин. Всё то же самое можно сделать и с помощью технолога типографии.

Таким образом, получается, что при определении формата издания надо учитывать технические возможности и отлаженный рабочий процесс той типографии, в которой впоследствии планируется печать вашего издания.

На каждом бумажном листе может быть размещено определенное количество полос текста. Число их определяется форматом и характером издания. В зависимости от этого на одной стороне бумажного листа может быть размещено 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д. запечатанных полос. Часть печатного листа, на которой отпечатана одна полоса текста, называется долей листа, а ее размер соответствует формату будущего издания до обрезки книжного блока. Так как печать обычно производится на обеих сторонах бумажного листа любого размера, каждая доля листа содержит две страницы, то есть бумажный лист, отпечатанный в 1/2 долю, содержит 4 страницы, в 1/4 — 8, 1/8—16, 1/16 — 32, 1/32 — 64 страницы будущей книги. Формат издания записывается в виде размера печатного листа (в сантиметрах) и доли, в которую он отпечатан. Например, 60x90/16, 60x84/16, 84x108/32, 70x108/32. Эти сведения выносятся в выходные данные каждого издания. После обрезки книжных блоков формат их будет равен соответственно 145x215, 145x200, 130x200 и 130x165 мм.

Так или иначе, но исторически сложились форматы изданий, которые можно называть стандартами отрасли. По формату (ширине и высоте книжного блока) издания принято делить на следующие группы:

•    книги большого (укрупненного) формата — 205x260 мм и более;

•    книги среднего (обычного) формата — от 120x165 до 170x240 мм;

•    книги малого (уменьшенного) формата (малоформатные) — от 100x140 до 107x177 мм;

•    миниатюрные книги — от 76x76 до 100x100 мм;

•    микрокниги — не крупнее 10x10 мм.

Форматы, приведенные в табл. 1, необязательны для следующих изданий: альбомов, атласов, книжек­игрушек, буклетов, календарей, факсимильных, нотных изданий, изданий, выпускаемых на экспорт, изданий, печатаемых за рубежом, миниатюрных, уникальных и экспериментальных изданий. Как уже отмечалось, современные технологии позволяют довольно гибко подходить к вопросу формата издания. Всё упирается только в конечную цену. Чем более стандартизировано издание, тем дешевле оно обойдется типографии и, в конечном счете, покупателю.

Выбор формата издания определяется, как правило, тремя основными принципами:

1.  Стремлением к созданию оптимальных условий для зрительного восприятия текста и иллюстраций.

2.  Обеспечением удобства пользования книгой (размер, вес).

3.  Желанием добиться гармоничных соотношений всех пространственных характеристик издания — его высоты, ширины и толщины.

Издания массового характера, особенно предназначенные для библиотек и учебных целей, по условиям пользования ими требуют книги компактной, небольшого или среднего размера, с наиболее удобной для глаза строкой. Этим условиям лучше всего удовлетворяют форматы: 70x90/32, 70x108/32, 84x108/32, 60x90/16, 70x90/16. В этих форматах выпускаются почти все издания массового типа, а также учебная литература.

Формат издания тесно связан с особенностями структуры текста. Стихотворный текст, состоящий чаще всего из коротких или среднего размера строк, хорошо и экономно компонуется на страницах узкого, удлиненного формата. Длинные же строки неизбежно приводят к широкому или большому формату. Достаточно широкого формата требуют стихотворные тексты с рубленой строкой.

Выбор формата также зависит от того, для какой возрастной группы читателей предназначено то или иное издание. Книги для взрослых, как правило, меньше по размеру, чем книги для детей (в свою очередь, чем меньше по возрасту читатель, тем большего формата требуется для него книга). Это объясняется тем, что кегль шрифта (20, 16, 14) в книгах для детей, только начинающих читать, или читающих медленно, требует длинной строки, что ведет к большому формату. Кегль шрифта в изданиях для взрослых — 12, 10, редко, но встречается — 8 пт.

Существенным, иногда решающим образом, влияет на выбор формата объем произведения. Большой формат для издания большого объема приводит в лучшее соотношение толщину, ширину и высоту книги. Если же книга небольшого объема, можно, наоборот, выбрать миниатюрный формат, что придаст книге пропорциональность.

Формат полосы набора и соотношения полей

Основой всех книжных композиций является разворот, а не отдельные страницы. Конструкция разворота проста: он обычно состоит из двух страниц, расположенных симметрично центральной оси разворота — оси вращения (перелистывания) страниц. Двигаясь по тексту, рассматривая иллюстрации, наш глаз сложно перемещается по развороту. Центральная ось разворота, как вертикаль, стабилизирует это движение, служит некоторым ориентиром. Значение центральной оси подчеркивается, особенно в толстых книгах, углублением в корешке и заметным рельефом в центральной части полосы.

Чтобы создать оптимальные условия для чтения текста и просмотра иллюстраций, дизайнеру книги приходится очень внимательно относиться к особенностям строения разворота и уметь их использовать в своих интересах. Его задача сводится к нахождению размеров и пропорций наборной полосы и определению обрамляющих ее полей. Размер наборной полосы устанавливают в зависимости от многих условий:

•    кегля и гарнитуры шрифта;

•    особенности структуры текста;

•    иллюстраций и их размещения на странице и т.д.

Помимо указанных условий размеры наборной полосы зависят от требований экономичности издания. Увеличение полей улучшает удобочитаемость издания, но в то же время резко увеличивает расход бумаги.

Экономичность расхода бумаги может быть выражена коэффициентом использования бумаги, который представляет собой отношение площади всей страницы (до обрезки) к площади наборной полосы, выраженное в процентах.

При каждом формате книги возможны три варианта размеров книжной полосы. Первый вариант — максимальный формат книжной полосы (экономичный) — предназначен для книг, рассчитанных на короткий срок пользования, например для быстро устаревающих ведомственных изданий, а также для изданий, в которых необходима особенная убористость (справочники и словари). Второй вариант — средний формат книжной полосы (его часто называют нормальным) — должен применяться для учебников и значительной части изданий художественной, научной и научно­популярной литературы. Третий вариант — сравнительно меньший формат книжной полосы (улучшенный) — предназначен для книг, рассчитанных на длительный срок пользования. В реальности возможны и комбинированные варианты.

Иллюстрационный материал также влияет на выбор варианта оформления: крупные иллюстрации (чертежи, схемы), для которых надо сохранить возможно больше места, обусловливают выбор полосы с возможно большей площадью. Верстка с иллюстрациями, выходящими частично или полностью на поля, требует значительного уменьшения формата полосы.

Вокруг наборных полос, расположенных на развороте, образуются поля — очень важная функциональная и композиционная часть разворота. Поля выполняют следующие служебные функции:

•    организуют отдых для глаза при переходе с одной строчки на другую;

•    не дают глазу при чтении текста «соскальзывать» со страницы в другую плоскость;

•    предохраняют книгу, ее текст от износа и дают возможность ее реставрировать;

•    выполняют композиционную функцию, служа рамой, которая пространственно оформляет текст (иллюстрацию).

Перечисленные функции полей, связанные с процессом чтения книги, должны самым серьезным образом учитываться при оформлении. От правильности выбора полей зависит гигиена чтения (утомляемость глаза) и его скорость, красота и стройность разворота.

Равновесие наборных полос и гармоничное их отношение к форматам страниц разворота зависит от ряда условий, которые необходимо учитывать. Зрительная тяжесть наборной полосы зависит от следующих факторов:

•    гарнитуры шрифта, его кегля, насыщенности, наклона и т.д.;

•    величины пробелов между строками;

•    размеров абзацных отступов;

•    заполненности концевых строк;

•    дефектов набора (коридоров, переносов и пр.).

В зависимости от этих условий следует выбирать размер полей и их соотношения.

Существует несколько способов нахождения соотношения полосы набора и полей на развороте: рекомендации нормативных документов, геометрические способы определения, классические каноны, основанные на древних рукописях.

Рис. 2. Пример макета страницы с полями и полосой набора

Рис. 2. Пример макета страницы с полями и полосой набора

Например, ГОСТ 5773­90 указывает значения полосы набора в зависимости от формата и вида оформления, но не регламентирует размеры полей. ОСТ 29.124­94 указывает минимальные размеры полей для любого издания, но эти данные практически не дают ответа на то, какие по размеру поля желательны в том или ином издании (табл. 2).

Существуют общие правила, основанные на традициях: самое узкое поле — корешковое, несколько шире — верхнее, еще шире — наружное боковое, самое широкое — нижнее. Такие различия в ширине полей усиливают композиционное единство книжного разворота и увеличивают долговечность книги — чем больше подвержено износу то или другое поле, тем оно шире. Данные правила также не указывают конкретных значений, а являются скорее рекомендательными.

Наиболее полную информацию о соотношениях полей и полосы набора можно получить, основываясь на геометрических способах построения разворота. Так, известный немецкий мастер художественного оформления книги Ян Чихольд открыл в 1953 году золотой канон позднеготического членения книжных страниц в том виде, как его использовали лучшие писцы.

Таблица 2. Минимальные размеры полей в издании (ОСТ 29.124-94)

Наименование поля

Минимальный размер, мм

Корешковое:

• на странице

• на развороте

Верхнее

12

Наружное

11

Нижнее

15

Гутенбергу и печатникам начального периода образцом служила рукописная книга. Печатники переняли законы книжной формы, которым писцы следовали с давних пор. Эти законы были строго охраняемыми секретами мастерских, которые Яну Чихольду удалось восстановить. Высота плоскости, отведенной для письма, равна ширине бумаги при отношении сторон 2:3, что является обязательным условием этого канона. Поля находятся в отношении 2:3:4:6.

Еще одни способ геометрического нахождения соотношения полей и полосы набора найден Иоганном ван де Граафом. Данное построение основано на делении ширины и высоты страницы на девять равных частей. Пропорции сторон страницы не регламентируются, в отличие от предыдущего способа. Одна девятая часть ширины бумаги образует внутреннее поле, две девятые — внешнее, одна девятая часть высоты бумаги образует верхнее поле, две девятые — нижнее (рис. 3).

Наиболее универсальным геометрическим способом построения является «Вилларов чертеж», разработанный Вилларом де Оннекуром. Это готический канон, который дает возможность гармонично строить разворот страницы при любых пропорциях.

Рис. 3. Канон Иоганна ван де Граафа, по которому строится

Рис. 3. Канон Иоганна ван де Граафа, по которому строится
классический книжный разворот

При нахождении соотношения полей в издании можно использовать геометрические способы построения, обращаться к нормативной литературе, но ни то, ни другое жестко не ограничивает дизайнера в выборе тех или иных размеров. Выбирая размеры полей, дизайнер чаще опирается на свой вкус и ощущения, придерживаясь только общих рекомендаций и, конечно, беря во внимание способ печати издания и особенности его послепечатной обработки.

При выборе формата издания и полосы набора для стихотворных текстов приходится руководствоваться не только теми факторами, которые были рассмотрены для изданий с прозаическим текстом, но и учитывать особенности построения стиха и, главным образом, длину стихотворных строк. Перенос стихотворной строки нарушает форму стиха, а следовательно, и ритм его чтения. Если в стихах классического типа перенос иногда допускается, хотя и нежелателен, то в стихах свободного построения переносы строк совершенно неприемлемы, так как приводят к изменению авторской акцентировки отдельных частей строки и затрудняют восприятие содержания.

Стихотворения, состоящие в основном из коротких строк, не занимают всей ширины полосы стандартного размера. В то время как верхние и нижние поля остаются без изменения, корешковые и боковые поля получаются увеличенными. Однако возможно и обратное, когда стихотворная строка не вмещается в формат полосы, предусмотренный техническими условиями. Если при этом возникнут подвесные строки, следует перейти к более широкому формату издания.

Рассматривая разворот как композиционное поле и конструктивную систему, необходимо учитывать кроме наборной полосы и другие элементы, которые могут находиться на нем вместе с набором. Это, прежде всего, колонцифра, колонтитул, рубрики на полях и т.д. Они самым решительным образом могут влиять на композицию разворота и менять привычное соотношение размеров полей.

Рубрикация

Важным элементом архитектоники книги является ее деление на части, главы, параграфы и т.д. Рубриками называют заголовки частей издания (заглавия, внутренние заголовки подразделов и пр.), а также выделенные заголовками части издания. Соответственно рубрикация — это система заголовков издания, показывающая логическую связь и соподчиненность частей текста. Логичное и четкое оформление системы заголовков помогает понять структуру литературного произведения и облегчает чтение книги.

Отдельные рубрики и части произведения делятся следующим образом:

•    серия изданий/собрание сочинений/многотомное издание/цикл произведений;

•    цикл произведений;

•    произведение;

•    том;

•    книга;

•    часть;

•    раздел;

•    подраздел;

•    глава;

•    параграф.

Самыми «обширными» единицами измерения являются серия изданий, собрание сочинений (избранные сочинения), многотомное издание — в которые входят разные произведения.

Формирование серии обычно основано на тематическом подборе разных произведений. Существуют как серии изданий художественной литературы, так и специальные технические серии изданий. Для дизайнера это значит, что все издания должны быть объединены одним стилем оформления: одинаковыми или похожими обложками, стереотипной версткой и т.д.

Вторым по значимости идет цикл произведений. Это понятие используется только в художественной литературе. Несколько отдельных произведений могут быть объединены автором в цикл на основе продолжающегося сюжета, переходящих из произведения в произведение персонажей. Цикл произведений может быть оформлен как серия изданий или являться частью более крупной серии изданий. В обоих случаях требуется унифицированное оформление.

Третьим по значимости идет собственно произведение. Одно издание может включать несколько произведений небольшого объема, и наоборот — одно большое произведение может быть издано в виде нескольких книг (например, «Война и мир» Льва Толстого). В этом случае деление производится по более мелким разделам — по томам, частям, главам и т.д. Произведение, в свою очередь, может подразделяться на тома, книги, части, разделы, подразделы, главы и параграфы.

Том и книга — это самые крупные разделения произведения. Как собрание сочинений состоит из томов, так и отдельное произведение может делиться на тома. Тома и книги — очень крупные разделы, включающие сотни страниц.

Рис. 4. Основной арсенал рубрицирования

Рис. 4. Основной арсенал рубрицирования

Часть, раздел, подраздел и глава — более мелкие фрагменты произведения и их использование зависит от тематики и направленности произведения. Деление на параграфы применяется только в научной и учебной литературе. Такое деление усложняет структуру произведения, но позволяет давать ссылки на точно определенное место в тексте.

Средства рубрикации в книге разнообразны: чистый пробел, пробел с заполнением его рисованными украшениями, буквицы, рисованные заголовки; спуски чистые и оформленные разнообразными линейками, виньетками, заставками и т.д.

Рубрикация может быть трех видов (рис. 4):

1.  Система, в которой архитектоника произведения выражена только заголовками одной гарнитуры шрифта (или разных), но без выделения частей началом с новой страницы, является наиболее экономичной, но и наиболее скупой по оформлению.

2.  Выделение части или группы частей произведения началом с новой страницы, благодаря чему особо выделяется и конец, придает каждой части большую значительность, выражает построение произведения более ярко и отчетливо.

3.  Система, в которой каждая часть или группа частей открывается шмуцтитулом, является наиболее выразительной. Такое оформление рубрик резко обособляет отделяемую шмуцтитулом часть и сообщает ей особый вес.

Выбор типа рубрикации зависит от следующих критериев:

•    вид литературы — сочинениям научным или учебным более свойственно многоступенчатое расчленение произведения на части, разделы, главы, подглавы, параграфы и т.д. Такие издания, как правило, нуждаются в рубрикации их системой разнообразных заголовков, спусков, шмуцтитулов. Рубрикацию литературно­художественных произведений строят по наиболее выразительной третьей схеме;

•    назначение издания по характеру распространения — в изданиях, не предназначенных для широкого распространения (научные монографии, малотиражные издания и т.д.) пользуются третьей, наиболее выразительной, но и менее экономичной системой рубрикации. Хотя часто встречаются и скудные по оформлению издания. В массовых изданиях рубрикация более бедная, соответственно и менее выразительная. Это объясняется необходимостью экономно оформлять книгу: здесь даже простое увеличение пробелов между заголовком и текстом при больших тиражах приводит к значительному увеличению расхода бумаги;

•    объем произведения — чем больше объем книги, тем более необходим второй или третий тип оформления, то есть введение спусков для отдельных частей произведения и шмуцтитулов для групп этих частей;

•    тираж издания — как уже отмечалось, большой тираж издания заставляет обращать внимание, насколько экономична применяемая система рубрик. Чем больше тираж, тем скорее обращаются к скромным по оформлению вариантам рубрикационных схем, стремясь избежать дополнительного расхода бумаги.

Верстка

Основные требования к сверстанным полосам книжных изданий:

•    единообразие верстки по всему изданию;

•    приводность верстки.

Единообразие верстки — это одинаковый характер верстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы. Критерии единообразия верстки таковы:

1.  Основной текст должен быть набран одинаковым шрифтом. Недопустимо изменять кегль на разных страницах книги (кроме случаев, когда изменением гарнитуры или кегля создаются выделения).

2.  Высота полос текста должна быть одинаковой. Колонки страницы книги должны быть одинаковой высоты плюс­минус одна строка (для ликвидации висячих строк). Это правило не касается последней страницы главы или раздела книги, если следующая глава начинается с новой страницы.

3.  Отбивки и отступы различных элементов (таблиц, иллюстраций, подписей к ним) должны быть одинаковыми на протяжении всего текста.

4.  Оформление таблиц, иллюстраций, цитат (при оформлении целыми абзацами), заголовков и всех прочих элементов должно быть одинаковым на протяжении всего издания.

Приводностью верстки называют полное совпадение общих размеров четных и нечетных полос, а также точное совмещение строк основного текста на этих полосах между собой.

При подготовке издания верстке подвергаются следующие элементы:

•    заставки и концевые полосы;

•    колонцифры и колонтитулы;

•    титульный лист, контртитул, авантитул, шмуцтитул, фронтиспис;

•    аннотации и выпускные данные;

•    посвящение, эпиграф, предисловие, введение;

•    послесловие и заключительная статья;

•    затекстовые замечания и комментарии;

•    приложения, указатели, библиографические списки;

•    оглавление (содержание);

•    цитаты, сноски.

Существует множество правил, касающихся верстки вышеперечисленных элементов. Все правила отражены в специальных справочниках для редакторов и издателей.

Одним из самых распространенных в настоящее время справочников по правилам верстки можно назвать «Справочник издателя и автора» А.Э. Мильчина, в котором отражены все тонкости верстки изданий.

Художественное оформление изданий

Художественное оформление произведения — важнейший этап подготовки издания. От того, насколько эффективно и профессионально выполнено художественное оформление, во многом зависит отношение читателя к книге. Форма издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия составных частей и элементов в первую очередь способствуют интересу к произведению, содержание которого читателю еще неизвестно. Профессионально и эстетически оформленную книгу хочется читать, ее трудно выпустить из рук при просмотре в книжном магазине, к ней чаще хочется возвращаться, если содержание оказалось интересным и полезным.

На этом этапе решаются вопросы, связанные с размещением, характером и количеством иллюстраций, оформлением обложки, титульного листа, форзаца и других элементов издания. Очень важным при этом является создание стиля оформления, взаимосвязанность его частей.

Важный аспект — поиск специфических типографских средств и способов иллюстрирования издания с учетом его ориентации на определенную группу читателей.

Например, одним из факторов, которые необходимо учитывать при оформлении издания, является преимущественный возрастной контингент его будущих читателей. Так, при ориентации на пожилого читателя следует уделить особое внимание вопросам различимости шрифта и удобочитаемости текста. Будучи человеком с устоявшимися привычками, он, как правило, предпочитает наборные шрифты традиционных рисунков. Его зрение неидеально, поэтому целесообразнее использовать малоконтрастные шрифты, где соединительные штрихи более различимы, чем в шрифтах контрастных. По этой же причине следует избегать шрифтов малых кеглей, отдавая предпочтение в сплошном набое знакам 10 и 12 пт.

И наоборот, при оформлении «молодежной» книги всеми этими ограничениями можно пренебречь. Чтобы завоевать внимание молодого читателя, нужны сильные раздражители, поэтому для оформления «молодежной» книги уместны экстравагантные типографические приемы, броские иллюстрации, цветовые акценты, применение новых, оригинальных шрифтовых гарнитур и начертаний.

При оформлении подавляющего числа изданий дизайнер, как правило, сталкивается с необходимостью формировать художественную структуру книги в соответствии с ее функцией. Так, книги карманного формата, читаемые в метро, альбом с репродукциями произведений живописи, требующий углубленного просмотра, и инструктивная брошюра о противопожарных мерах не могут не отличаться друг от друга размерами, пропорциями, характером внешнего оформления, гарнитурой и кеглем шрифта и т.д.

Поэтому главная задача художника­оформителя — постараться создать максимально удобную для пользователя книжную композицию с учетом специфики данного издания и конкретных возможностей издательства и типографии.

Прежде чем приступать к оформлению книги, необходимо ознакомиться с ее структурой. Основными составными частями издания (с точки зрения дизайна) являются:

•    обложка или переплет;

•    суперобложка;

•    форзацы;

•    титульный лист;

•    выходные данные;

•    оглавление;

•    вспомогательные разделы;

•    основной текст книги. 

 

Окончание следует

КомпьюАрт 3'2015

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства