КомпьюАрт

6 - 2015

Этикеточные материалы

Николай Дубина
info@prodtp.ru

Этикетка — графический или текстовый знак, нанесенный в виде наклейки, бирки или талона на товар, экспонат, любой другой продукт производства, с указанием торговой марки производителя, названия, даты производства, срока годности. При этом этикетка может быть нанесена непосредственно на упаковку изделия.

Этикетка, как правило, содержит описание продукта, находящегося внутри упаковки. Но наряду с этой чисто информативной задачей этикетка призвана выполнять и ряд других функций. Она должна выгодно представить изделие, то есть «приодеть» его столь привлекательно, чтобы товар смог выделяться в условиях жесткой конкуренции аналогичных товаров, находящихся рядом с ним на прилавке. Именно поэтому требования к печатным свойствам этикеточных бумаг достаточно высоки.

Доля этикеточных бумаг внутри огромного бумажного рынка относительно мала. Тем не менее для этого специального сегмента требуется широкий ассортимент сортов бумаг с различными свойствами. Качество этикеточной бумаги должно гарантировать не только высокий уровень печати, например, офсетным или шелкографским способом, но и обеспечивать ее пригодность к лакированию, бронзированию или тиснению фольгой.

Рис. 1. Различные виды этикеток

Рис. 1. Различные виды этикеток

Надо понимать, что даже самые высокие печатные свойства бумаги еще не делают ее хорошей этикеточной бумагой. Важнейшее требование к такой бумаге — ее эффективность — проявляется лишь во втором процессе — собственно этикетировании. К примеру, скорость этикетирования в 80 тыс. бутылок в час указывает не только на отличное качество оборудования, но и на высочайшее качество бумаги. При такой скорости из накопителя подается на линию более двадцати этикеток в секунду.

Приведем ряд требований, которые должны соблюдаться при этикетировании:

1   Этикетки не должны склеиваться или зависать, а нанесенный на этикетки клей должен впитываться в определенной мере.

2.  Бумага должна абсорбировать находящуюся в клее воду. Этикетка должна приклеиваться на упаковку точно в заданном месте.

3.  Этикетка должна не только сохранять печатный блеск и естественный глянец бумаги во влажном состоянии, но и предотвращать образование морщин или ее отклеивание.

4.  Согласно последним техническим требованиям, этикетки, применяемые для возвратной тары, не должны распадаться в процессе ее мытья (правда, в некоторых странах технические нормативы, напротив, предписывают обязательное растворение их в щелочной среде).

Существует два парадокса этикеточных бумаг:

•    этикетка должна сохраняться плоской в процессе печати и до приклейки (так называемая «флатность»), в то же время, она должна скручиваться в определенном направлении при приклейке;

•    этикеточная бумага не должна пропускать воду, чтобы удовлетворить требованию п. 3, и одновременно должна быть проницаема для водного раствора каустической соды, чтобы обеспечить быстрый смыв этикеток.

Невыполнение одного из вышеописанных требований приводит к нарушению непрерывности производственного цикла. Так, неправильный выбор этикеточной бумаги чреват значительными дополнительными затратами, хотя изготовление самой этикетки составляет, как правило, всего 1­2% от стоимости этикетированного товара. Итак, правильный выбор этикеточной бумаги — это гарантия успеха.

Этикетки наносятся на товар или упаковку типографским или иным способом. Так, упакованные в производственных условиях продовольственные товары имеют на упаковке этикетку, на которую типографским способом нанесен текст, рисунки и другая информация.

Каждый тип упаковки (потребительская, транспортная, внутренняя и т.д.) имеет собственную этикетку, отличающуюся внешним видом и функциональным назначением (рис. 1). Геометрическая форма, графическое оформление и текстовая информация этикеток непосредственно связаны с продуктом, видом материала и конфигурацией упаковки. Продукт определяет основное смысловое содержание этикетки. Материал и конфигурация упаковки играют главную роль при выборе конструктивных особенностей и технологии изготовления этикетки.

К важнейшим функциям этикеток относятся:

•    идентификация (продукта и производителя);

•    информация о товаре (произвольная и обязательная);

•    реклама (изобразительная и информационная);

•    упаковка продукта (табачных и кондитерских изделий, заклеивание коробок).

В некоторых областях пищевой промышленности этикетки выполняют одновременно и функции упаковки изделий. Например, упаковка шоколада. Здесь этикетки выполняют роль внешней упаковки, а внутренней упаковкой является металлическая фольга или специальные виды тонкой жиронепроницаемой бумаги.

Традиционный материал этих этикеток — бумага, но в последнее время все чаще стали использовать синтетические полимерные пленки, в том числе специальные их виды, получившие название «твист­пленки», отличающиеся повышенным сопротивлением к разворачиванию упакованного в них продукта.

Упаковка изделий — основная функция и для этикеток, с помощью которых осуществляется заклеивание коробок. Заклеиваемые коробки могут выполнять функцию как внешней, так и транспортной упаковки. К упаковочным этикеткам исторически принято относить и заготовки для пачек табачных изделий — папирос и сигарет. В зависимости от класса табачных изделий такие этикетки (пачки) могут служить как внутренней, так и внешней упаковкой. В последнем случае роль внутренней упаковки, как правило, выполняет металлизированная бумага.

Виды этикеток

По назначению различают следующие виды этикеток (рис. 2):

•    основные фирменные;

•    упаковочные: табачных, кондитерских товаров и заклеивание коробок;

•    информационные;

•    дополнительные шрифтовые;

•    фирменные знаки;

•    ярлыки;

•    кольеретки.

Дополнительные шрифтовые этикетки выполняют функции информации и рекламы, размещаются обычно на бутылках с разнообразными алкогольными и безалкогольными напитками с противоположной стороны от основных фирменных этикеток. В зависимости от объема и содержания информации дополнительные шрифтовые этикетки подразделяются на контрэтикетки и субконтрэтикетки. Их располагают, как правило, на единой оси симметрии. Контрэтикетка — этикетка, наклеиваемая на обратную (по отношению к этикетке) сторону бутылки или банки. Обычно на контрэтикетку наносится дополнительная информация о продукте, напитке, например его состав, возможности использования, история создания и т.д.

Рис. 2. Виды этикеток: этикетка, контрэтикетка, кольеретка и фирменный знак на пробку.

Рис. 2. Виды этикеток: этикетка, контрэтикетка, кольеретка и фирменный знак на пробку

Контрэтикетки отличаются более крупным размером и содержат основной объем текстовой информации. Субконтрэтикетки размещают ниже, и они выполняют, главным образом, рекламные функции.

Традиционная геометрическая форма дополнительных шрифтовых этикеток — прямоугольная. Важнейшие требования к ним — легкость и быстрота чтения текста — обеспечиваются благодаря умелому подбору необходимого контраста, гарнитуры и гармонии разных шрифтов.

Кольеретки преимущественно дополняют основные функции фирменных этикеток и расположены на единой с ними оси симметрии в зоне сужения бутылки. Поскольку сужение бутылки от основной цилиндрической части к горлышку имеет, как правило, форму усеченного конуса, в разнообразных конфигурациях кольереток преобладают элементы развертки поверхности конуса.

Ярлыки выполняют функцию идентификации продуктов и производителей и содержат преимущественно регламентированный минимальный комплекс сведений, включающий название продукта, его основные характеристики, наименование фирмы­производителя и т.д. В пищевой промышленности используются навесные ярлыки в оформлении упаковки, особенно типа коробок­сумок, бутылок с напитками.

Типы этикеток

По основным конструктивным элементам, определяющим виды применяемых материалов, свойства, технологию изготовления и нанесения на упаковку, этикетки подразделяют:

•    на сухие — целлюлозные бумаги: каландрированные и мелованные;

•    с липким клеевым слоем (или самоклеящиеся), которые состоят:

- из основы (бумажная, металлизированная, синтетическая),

- клея (раствор каучуков, водные дисперсии, расплавы полимеров),

- антиадгезионной бумаги,

- печати — высечки;

•    термоусадочные — ориентированные рукавные полимерные пленки (подготовка поверхности — печать — обрезка).

Рис. 3. Самоклеящиеся этикетки

Рис. 3. Самоклеящиеся этикетки

Технология производства сухих этикеток предусматривает операции печати текстовой и изобразительной информации, отделки, высечки и упаковывания. Нанесение клея производится заказчиком непосредственно в процессе приклеивания к упаковке. Для сухих этикеток применяют специальные высококачественные сорта целлюлозной бумаги — высококаландрированные, реже — машинной гладкости.

Впитывание клея, быстрое проникновение щелочи через бумагу и одновременно щелочестойкость самой бумаги — вот свойства, которыми должна обладать бумага наряду с хорошими печатными характеристиками. Этими же свойствами должны обладать и бумаги, используемые как основа для нанесения металлизированного покрытия. Тиснение бумаги улучшает визуальный эффект и позволяет расширить функциональные возможности этикетки.

С целью придания этикеткам особых свойств используют бумагу с дополнительной отделкой: мелованную, с поверхностной проклейкой, окрашенную по всей массе, с разнообразным цветным поверхностным покрытием, тиснением, покрытием алюминиевой фольгой. В последнем случае для улучшения печатных свойств и получения различных цветовых оттенков — от серебряного до золотого — на фольгу наносят слой бесцветного или окрашенного нитроцеллюлозного лака. Наибольшее применение в производстве этикеток нашли сорта бумаги массой 70­90 г/м2 с белизной не менее 85%.

Самоклейка

Этикетки с липким клеевым слоем изготавливают из многослойных композиционных материалов, состоящих, как минимум, из четырех слоев:

•    основы, на которую различными способами наносится изображение;

•    липкого клеевого слоя;

•    защитной бумаги с антиадгезионным покрытием.

Самоклеящиеся многослойные материалы были изобретены еще в начале тридцатых годов прошлого века, получив широкое распространение во всех промышленно развитых государствах.

В нашей стране они активно стали использоваться сравнительно недавно, но стремительно завоевывают рынок: если в отраслевой прессе 2001 года был отмечен рост потребления самоклеящейся этикетки на 20­25% в год, то в последующие годы уже прогнозировался двукратный рост.

Причина быстрого распространения такого рода этикеток заключается в их преимуществах — не только простая технология нанесения, позволяющая автоматизировать этот процесс, но и то, что используются многослойные материалы. Подбирая разные варианты слоев, можно получать материалы с требуемыми в данный момент характеристиками, оптимальными для данного товара, условий печати или условий применения. Например, для одноразовых этикеток можно использовать постоянный клей с повышенными адгезионными свойствами, чтобы невозможно было удалить этикетку, а для этикеток многоразового использования — съемный клей. Поверхностный слой может быть бумажным или пленочным. Существуют и другие виды этикеток — ламинированные, металлизированные материалы. Если говорить о рыночных тенденциях, то во всем мире наблюдается рост потребления пленочных материалов.

Основной вид печати самоклеящихся этикеток — флексографский, который вытесняет высокую печать, все больше применяется трафаретная печать, позволяющая получить насыщенное, рельефное изображение, особенно как вспомогательный способ в сочетании с основным для создания дополнительных эффектов. Офсетная печать на рынке самоклеящихся этикеток распространена не столь широко, так как не очень приспособлена к этим материалам.

Самоклеящиеся этикетки используются практически во всех областях, особенно в пищевой промышленности. Хотя на будущее прогнозируется широкое применение самоклеящихся этикеток для напитков, сейчас в винодельческой промышленности более популярны сухие этикетки, выполняемые офсетным способом. Пока сухие этикетки по объему выпуска значительно опережают самоклеящиеся — по различным оценкам, они составляют 80­90% общего объема российского рынка. Они же чаще подвергаются дальнейшей обработке — тиснению, лакированию и др.

В качестве основы помимо различных сортов бумаги, в том числе и металлизированной, широко применяются синтетические полимерные пленки: ацетатные, полиэфирные (полиэтилентерефталатные), полиэтиленовые, полипропиленовые, поливинилхлоридные, а также различные сополимерные. Пленки могут быть прозрачными и окрашенными в разнообразные цвета, иметь блестящую, матовую или тисненую поверхность. Основы самоклеящихся этикеток должны иметь следующие высокие показатели:

•    механическая прочность при растяжении — для обеспечения натяжения полотна в установке;

•    механическая прочность к надрыву и распространению надрыва в продольном и поперечном направлениях — для получения качественной высечки;

•    жесткость при изгибе;

•    равномерность намотки рулона;

•    восприимчивость к соответствующей виду печати печатной краске (глубокая, флексографическая, офсетная, трафаретная).

Клеевой слой

Липкий клеевой слой формируют из клеевых композиций на основе растворов каучуков в органических растворителях; водных дисперсий синтетических полимеров, главным образом каучуков, представляющих собой коллоидные системы (латексы), стабилизированные поверхностно­активными веществами, образованные либо непосредственно в результате эмульсионной полимеризации, либо диспергированием в воде растворов полимеров в органических растворителях или мономерах, начальных продуктов полимеризации (олигополимеров), представляющих собой вязкие жидкости, а также в виде мономеров. Наиболее распространены клеи­расплавы на основе полиэтилена, поливинилового спирта, поливинилхлорида, полиэтилена, полиамида, эластомеров, блоксополимеров, сополимеров и т.д. Помимо основы в клеевые композиции входят пластификаторы (минеральные, нефтяные, битумные, растительные и животные масла, полиэфиры, эфиры алифатических, монокарбоновых, фосфорной кислот, гликолей и т.д.), повышающие эластичность и снижающие вязкость. Введение адгезионных компонентов (модифицированной гидрированной канифоли, сосновой смолы, терпеновых, фенольных, кумароно­инденовых и т.д.) повышает клейкость и липкость.

В зависимости от требования к сохранению адгезионных свойств различают постоянные (перманентные), полупостоянные и съемные виды клеев. Постоянный клей предназначен для обеспечения надежного крепления этикетки к рабочей поверхности упаковки в течение всего срока службы продукта. Попытки отделить этикетку должны приводить к повреждению либо этикетки, либо упаковки. В случаях сложных условий эксплуатации шероховатых, пористых или химически инертных неполярных рабочих поверхностей применяют постоянные клеи с повышенными значениями липкости и адгезии, называемые супер­ или экстраперманентными клеями. Съемные клеи предусматривают возможность отделения этикетки от рабочей поверхности упаковки через определенное время без остатков следов клея. Различают виды съемных клеев, отделяемых всухую и смыванием. Этикетки со съемными смывающимися клеями применяются преимущественно для этикетирования упаковки многоразового использования, например стеклянных бутылок, и легко отделяются в щелочных растворах или горячей воде. Для сухого отделения этикеток с текстильных изделий разработаны специальные марки съемных текстильных клеев. Полупостоянные клеи являются съемными в течение определенного времени после приклеивания, а затем становятся постоянными.

Помимо общепринятых к клеевым соединениям требований, липкие клеевые слои для этикетки должны отвечать ряду дополнительных специфических условий: не оставлять никаких следов на ножах после резки или высечки, сохранять липкость в течение всех сроков хранения и эксплуатации, легко отделяться от защитной бумаги, не изменять своих свойств под воздействием ультрафиолетового облучения в условиях, моделирующих процесс сушки после печати, не иметь в своем составе уплотнений, инородных включений, комков, обеспечивать необходимую равномерность толщины слоя, не ухудшать печатных свойств основы, не иметь токсикологических противопоказаний при непосредственном контакте с пищевыми продуктами, быть совместимыми с материалами основы и упаковки при утилизации и вторичной переработке и т.д.

Защитная бумага с нанесенным антиадгезионным покрытием находится в постоянном (до момента приклеивания) контакте с липким клеевым слоем и обеспечивает сохранность и стабильность его свойств, определяет многие параметры процессов печати и нанесения этикетки на упаковку. Антиадгезионное покрытие выполняет функции, требующие от него сочетания прямо противоположных свойств. С одной стороны, оно должно гарантировать отсутствие расслоения на этапах хранения, транспортирования, многократных перегибов в машине для изготовления этикеток. С другой стороны, оно предназначено для легкого и удобного отслаивания и удаления защитной бумаги в процессе наклеивания этикетки на упаковку. Удовлетворяют такие требования путем подбора материала покрытия и технологии его нанесения, обеспечивающей высокий класс чистоты поверхности. Наибольшее применение нашли антиадгезионные покрытия из кремнийорганических полимеров, называемых силиконами. Для облегчения отслаивания на защитную бумагу нередко наносят механические насечки с шагом от 10 до 40 мм.

Высечка самоклеящихся этикеток имеет специфические особенности. Высечке подвергается не весь многослойный композиционный материал насквозь, а лишь основа и клеевой слой, которые, в конечном счете, и представляют собой самоклеящуюся этикетку после удаления защитной бумаги в процессе наклеивания на упаковку. Такую несквозную высечку часто называют надсечкой. Перемычки между этикетками после высечки удаляются и в виде непрерывной решетки наматываются на приемный барабан готовой продукции.

Термоусадочные этикетки

Термоусадочные этикетки представляют собой ориентированные в радиальном направлении рукавные полимерные пленки с нанесенным на поверхность изображением. Этикетируемая упаковка, преимущественно металлические и стеклянные банки, бутылки, аэрозольные баллончики и т.д., подается внутрь рукава термоусадочной этикетки. После быстрого нагрева вследствие радиальной усадки (в направлении, обратном ориентационному) термоусадочная этикетка равномерно и плотно обтягивает упаковку и надежно закрепляется на ней за счет больших остаточных напряжений сжатия (рис. 4).

Рис. 4. Термоусадочные этикетки кефира, йогурта и сока

Рис. 4. Термоусадочные этикетки кефира, йогурта и сока

Этикетки из ПВХ

Маркировка из ПВХ, или «резиновая этикетка» — это одно из последних и новейших достижений в области химии полимеров. Такие этикетки помогут подчеркнуть индивидуальность товара. ПВХ­этикетка имеет вид рельефных цветных значков, нашивок, аббревиатур из ПВХ­компонентов и пластизоля. Данные виды этикеток используются для маркировки одежды, аксессуаров, сумок, для изготовления рекламной и сувенирной продукции. Благодаря повышенной устойчивости к истиранию и процессу стирки, они надолго сохраняют неизменными фирменную символику и цвета.

Объемные этикетки

Объемные самоклеящиеся этикетки практически во всех областях заменили обычные плоские этикетки (рис. 5). Наклейки и другие изделия с заливкой полимерной смолой привлекают внимание покупателей игрой света, красочностью, необычным видом прозрачной выпуклой заливки.

Рис. 5. Фрагмент объемной этикетки

Рис. 5. Фрагмент объемной этикетки

Объемные этикетки получаются путем нанесения полимерного состава на высеченную по контуру этикетку.

Применяется объемная этикетка в следующих областях:

•    этикетирование торгового и бытового оборудования;

•    изготовление этикеток для компьютерного оборудования;

•    декорирование автомобилей, мотоциклов, велосипедов;

•    использование этикеток в рекламно­сувенирной продукции;

•    применение в производстве мебели.

Объемная этикетка производится посредством нанесения материалов в указанной последовательности: 1 — полиуретан; 2 — краска; 3 — ПВХ­пленка; 4 — клеевой слой.

Такая полимерная композиция наносится на невпитывающий материал. Но все же для производства этикетки в большинстве случаев используют самоклеящиеся полихлорвиниловые пленки, а также пленки АБС, поликарбонатные и полиэстровые пленки.

Термочувствительные этикетки

Материал термочувствительной этикетки разработан для использования в термочувствительных печатных системах. Изображение, наносимое на данный вид этикетки, полученное прямой термопечатью, нестойко к повышенной температуре, прямым солнечным лучам и некоторым видам химических реагентов.

Существует два вида термочувствительных этикеток:

•    эко­этикетки — используют для маркировки товаров быстрой реализации, не нарушая стандартные условия хранения;

•    топ­этикетки — применяют для маркировки товаров, подверженных температурным перепадам и перепадам влажности в период хранения.

Тенденции на рынке этикеток

Анализ состояния мирового рынка показывает, что существует устойчивая тенденция увеличения производства самоклеящихся этикеток по сравнению с сухими. В 1997 году в мире производилось (от общего объема этикеток): 47% самоклеящихся, 44% — сухих, 9% — термоусадочных. Можно полагать, что в ближайшие годы темпы прироста самоклеящихся и термоусадочных этикеток сохранятся.

Материалы для изготовления бумажных этикеток

Ассортимент материалов, из которых производится этикетка, весьма широк, и из них можно выделить четыре основных класса (плюс один дополнительный):

•    1­й — стандартные;

•    2­й — влагостойкие;

•    3­й — металлизированные;

•    4­й — средней влагостойкости;

•    дополнительный — для винных бутылок.

Стандартную (невлагостойкую) этикеточную бумагу применяют в тех случаях, когда влагостойкость не является обязательным требованием: этикетки на стеклянные и жестяные банки, пластиковые бутылки.

Другим аспектом выбора невлагостойкой бумаги является ее экологическая чистота. Пропитки, обеспечивающие влаго­ и щелочеустойчивость бумаги, содержат различные органические смолы, что неприемлемо, например, в кондитерской и табачной промышленности. Поэтому для такого применения, как изготовление мягкой упаковки для кондитерских изделий и сигарет, оберток шоколада и т.д., должна использоваться исключительно невлагостойкая этикеточная бумага.

Разумеется, из всех видов этикеточных бумаг стандартная — самая дешевая. Примерами этого класса являются уже хорошо знакомые этикеточные бумаги Salafix C (Salaсh Papier, Германия), Kaubillprint 100 (фабрика Kauttua корпорации Ahlstrom, Финляндия), Royal Parade (Sappi, Нидерланды), MediaSet и LumiLabel (StoraEnso, Финляндия). А разработанный последней фирмой экономичный материал Lumiflex приглянулся многим всемирно известным компаниям, в числе которых Philip Morris, R.J. Reynolds, Fortune Tabacco, Fazer, Danone, Del Monte, Van Leer.

Влагостойкую бумагу получают в результате введения в бумажную массу некоторых синтетических смол, которые повышают прочность во влажном состоянии и предотвращают разрыв этикетки на части при смывании с бутылок. Этот материал используют для этикетирования возвратных и пластиковых бутылок, металлических банок, а подчас и в качестве мягкой упаковки для пищевых продуктов.

Одним из ярких примеров является Kaubillgloss производства концерна Ahlstrom — влагостойкая этикеточная бумага с повышенным глянцем, обладающая улучшенными потребительскими свойствами (повышенная гладкость, низкая шероховатость и др.). Свойства этой бумаги позволяют применять ее на высокоскоростных машинах и печатном оборудовании последнего поколения. Бумага идеальна для изготовления пивных этикеток.

Производители пива Tuborg, Carlsberg, Heineken, а также напитков Coca­Cola и Pepsi­Cola избрали этикеточную бумагу LabelSet компании StoraEnso. Из материалов этого класса на российском рынке представлены этикеточные бумаги Extraflash WS, Extralight и Interflash и Interlight бельгийской компании Intermills (подразделение Cartiere di Cordenons ), Martele WS, Creaset WS и Eurokote Label WS производства Torraspapel (Испания).

Бумаги Interflash и Creaset — влагопрочные щелочеустойчивые сорта для возвратной тары. Eurokote и Sinarlux — высокоглянцевые бумаги литого мелования, применяемые в первую очередь для этикеток на дорогие напитки (коньяк и т.д.).

Нельзя также обойти вниманием металлизированные сорта бумаги, применяемые преимущественно для пивных этикеток. Это недешевый материал, но его применение серьезно улучшает внешний вид изделия и повышает конкурентоспособность продукта. По цене эта бумага стоит между стандартной и влагостойкой этикеткой. Она бывает глянцевой и с тиснением «лен». Яркий пример металлизированной бумаги — Luxlabel производства бельгийской компании Alupa. Эта бумага выпускается как в гладком исполнении, так и с тиснением. Особо хочется отметить Luxlabel HG (high gloss), обладающую зеркальным блеском.

А бумага Masterlux — влагостойкая этикеточная бумага нового поколения с повышенным глянцем и усовершенствованным мелованным слоем. Она применяется при изготовлении этикеток для эксклюзивных напитков.

В этом классе этикеточных материалов именно средневлагостойкая бумага отвечает последней тенденции на рынке полиграфических материалов — стремлению к экономичности. Ее применяют в случаях, когда требования к влагостойкости этикетки не столь строги. Печатники, которых не пугают новинки бумажного мира, во многих случаях предлагают заказчикам этот вид бумаги, честно стараясь сэкономить их капиталы и не потерять при этом во внешнем виде и основных характеристиках этикетки. В ценовой категории эта бумага стоит примерно посередине между стандартной и влагостойкой этикеткой. Этикеточными материалами именно этого класса славится корпорация Ahlstrom, предлагающая Salafix 250, Kaubillprint 200.

Этикетки для винных бутылок — особый класс материалов. Бумага, используемая для их изготовления, может рассказать не только о богатстве букета, но и подчеркнуть выдержанность и благородство напитка. Для наиболее качественных вин применяют, как правило, этикетки из «элитных коллекций» бумаги, таких как Corolla, Constellation, Splendorlux. Каждая из коллекций содержит несколько видов этикеточной бумаги, различающихся цветом, тиснением и т.д. Этикетки для хороших вин по традиции печатают на специальной бумаге. Знатоки обязательно обратят внимание на этикеточный материал MatisSet (StoraEnso). Эта бумага цвета «слоновой кости» с различными видами тиснений («лен», «верже», «скорлупа») способна выделить бутылку с благородным напитком среди ряда «конкуренток», стоящих на одной полке магазина. Вследствие развития виноделия в странах СНГ специалисты рынка полиграфических материалов прогнозируют расширение ассортимента этикеточных бумаг для винных бутылок.

Для печатников гораздо важнее другие свойства этикеточной бумаги: наличие или отсутствие мелования, степень белизны, глянец, гладкость, наличие или отсутствие тиснения, эластичность, механическая прочность (впрочем, последние два свойства необходимы и для качественного этикетирования). Мелованная бумага может различаться количеством слоев и типом мелования: машинное (machine­coated), внемашинное (off­machine) или литое (cast­coated). Машинное мелование выполняется непосредственно в бумагоделательной машине, а два других — на отдельных машинах, предназначенных исключительно для мелования. При этом технология литого мелования придает бумаге практически зеркальный глянец. Этой технологией обладает довольно ограниченное число фабрик по всему миру, поскольку данный процесс является весьма высокотехнологичным. Этикеточная бумага литого мелования, как наиболее качественная и дорогая, применяется для изготовления этикеток на дорогие спиртные напитки (вино, шампанское, водку, коньяк, виски), а также элитные продукты. Ее высокоглянцевая поверхность и белизна выгодно подчеркивают качество товара.

Отдельный вопрос — это оборотная сторона этикеточной бумаги. Основное назначение обработки оборотной стороны этикеточной бумаги — предотвращение излишнего скручивания, вызываемого односторонним мелованием. Другая цель обработки — придать бумаге определенную способность впитываемости клея при этикетировании. В результате обработки оборотная сторона приобретает шероховатость, хорошо заметную даже на глаз.

Учитывая вышеизложенное, хочется отметить, что для снижения затрат на производство продуктов специалисты предприятия выбирают материал (в зависимости от производимого продукта), из которого они изготавливают этикетки.

Еще одним из способов снижения затрат является плотность бумаги, из которой изготовлена этикетка. Традиционно на отечественном рынке используют этикетки плотностью 80 г/м2, но сегодня наблюдается тенденция применения этикеточной бумаги плотностью 75 и даже 70 г/м2. Ведущие западные производители выпускают бумагу плотностью 68 г/м2. Единственное, что сдерживает использование производителями этикеток пониженной плотности, это то, что для печати на этих материалах необходимо уделять особое внимание технологии производства. В частности, выдерживать требования изготовителей бумаги по температурному режиму производственного помещения.

Факторы, влияющие на выбор бумаги

Трудно переоценить значение относительной влажности этикеточной бумаги. Ее влияние на печатные свойства бумаги огромно. Этот технический параметр оказывает заметное воздействие и на дальнейшие фазы обработки. Изготовители этикеток требуют от поставщиков минимальных допусков по линейным размерам и косине листов, что позволяет обеспечить точную резку и высечку. При изменении влажности бумаги вследствие ее неправильного хранения обеспечить такую точность бывает трудно — ввиду раздачи или усадки листов. Если сразу после печати предполагаемая дальнейшая обработка (бронзирование, тиснение, высечка или резка) по каким­либо причинам невозможна, то листы бумаги во избежание изменения ее влажности следует хранить в полиэтиленовой упаковке. Только так возможно предохранить листы бумаги от усадки или раздачи и добиться максимальной точности приводки.

Относительная влажность 50% при температуре 21 °С — это своего рода компромисс между пожеланиями печатников и требованиями тех, кто будет заниматься этикетированием в дальнейшем. Превышение этих значений при хранении высеченных заготовок в типографии нежелательно. Такие условия следует соблюдать не только в печатном цехе, но и на складе готовой продукции.

Другим важным фактором, обеспечивающим безупречную функциональность этикеток, является правильный выбор направления отлива — оно должно быть перпендикулярно к оси бутылки. Такое требование может вызвать недовольство со стороны печатников, поскольку в ряде случаев печатный формат из­за размеров этикетки нельзя будет использовать полностью либо же из­за формы этикетки отходы при вырубке окажутся повышенным. Тем не менее правильное направление отлива должно быть поставлено во главу угла.

Причина заключается в том, что этикеточная бумага при намокании скручивается вдоль машинного направления, что гарантирует ровную приклейку. В то же время, излишнее скручивание будет препятствовать наклейке этикеток.

Технические свойства этикетки должны обеспечивать не только непрерывность процесса этикетирования, но и, в случае использования возвратной тары, беспроблемное отделение этикетки от уже использованной емкости. Поэтому этикетки для многоразовых бутылок должны, с одной стороны, быть щелочестойкими, а с другой — пропускать щелочь.

Щелочестойкость — это еще одно требование этикеточной бумаги для возвратной тары, предъявляемое во многих странах (исключение составляют Дания, Великобритания и США), где наблюдается переход от щелочерастворимых к щелочестойким бумагам. Причиной такой переориентации является стремление нанести наименьший ущерб окружающей среде.

Свойство пропускать щелочь необходимо этикеткам для того, чтобы моющий щелочной раствор за считанные секунды мог проникнуть через этикетку к клею и растворить его. Степень пропускания щелочи, а следовательно, и время отделения этикетки — прежде всего вопрос бумажной рецептуры. Она, в свою очередь, зависит от типа и количества применяемых печатных красок и лаков. Особое значение при этом имеет тип лака. С учетом указанных особенностей процесс мытья следует организовать так, чтобы очистка тары проходила максимально экономично.

Щелочестойкой этикеточная бумага должна быть для того, чтобы этикетки могли удаляться с бутылок без расползания волокон и оставались после этого испытания неповрежденными. Загрязнение ванны бумажными волокнами или обрывками бумаги сопряжено с засором дюз и долгими остановками на их проливку. В некоторых странах с менее строгим контролем за чистотой сточных вод, напротив, применяются щелочерастворимые этикеточные бумаги. В этом случае необходима повышенная концентрация щелочи (приблизительно 4%), при этом продолжительность использования щелочного раствора существенно сокращается. «Бумажная каша» выделяется путем выпаривания раствора и выбрасывается на свалку.

Если применять уже проверенные на практике щелочестойкие этикеточные бумаги оптимального качества, то загрязнение окружающей среды отходами этикеточной бумаги будет снижено до минимума.

Наиболее высокотехнологичными в этом смысле являются металлизированные бумаги, в которых щелочь должна пройти через пять слоев различных материалов: печатные лак и краски; покровный лак; металл; грунтовочный лак и собственно бумагу­основу. Далеко не все производители бумаги в состоянии обеспечить подобное поведение сложного композита, которым является металлизированная бумага. В этом смысле преимущество имеют фабрики, много лет сотрудничающие с пивоваренными компаниями. Например, фабрика Alupa, производящая бумагу Luxlabel, долгие годы работала исключительно для типографии Illachroma, обслуживающей крупнейшие пивоваренные компании Европы.

Только совместные усилия бумажников, фабрик по изготовлению печатных красок и производителей моющих присадок позволяют добиться улучшенных свойств сцепляемости печатных красок в щелочи и снижения загрязнения сточных вод.

Способность этикетки пропускать щелочь важна при работе с возвратными бутылками. Это значит, что во время мытья щелочь быстро проникает через этикетку, растворяет клей и этикетка отклеивается. Скорость данного процесса зависит не только от специальных свойств бумаги, но и от типа и количества используемых печатных красок, а прежде всего — печатных лаков. Опытные печатники знают об этих технологических секретах и учитывают их при выборе материалов.

Еще одним существенным параметром для этикеточной бумаги является непрозрачность во влажном состоянии. Основной ее смысл — чем выше этот параметр, тем меньшее влияние на внешний вид этикетки имеют полоски клея и собственно цвет бутылки.

Металлизированные краски для этикеточной печати

В последние годы на рынке, а следовательно, и на полиграфических предприятиях, в частности выпускающих этикетки, появился широкий выбор печатных красок, обладающих эффектом металлического блеска, придающего особый вид печатному продукту (рис. 6). Кроме всего прочего, печатные краски на основе этих эффектов, которыми отпечатано изображение на упаковке, привлекают внимание потребителей к продукту, выполняя, таким образом, рекламную функцию. Среди металлизированных печатных красок особое место занимают краски с «золотыми» и «серебряными» пигментами, а поэтому неудивительно, что именно эти оттенки первыми стали использоваться в металлизированных красках, имеющих большое значение в упаковочной и этикеточной печати.

Рис. 6. Печать металлизированными красками

Рис. 6. Печать металлизированными красками

Металлический эффект возникает в том случае, когда отражение света от поверхности занимает среднее положение между идеальным 100­процентным зеркальным отражением (с полным отражением от поверхности, то есть когда угол падения света равен углу отражения) и идеальным матовым отражением (со 100­процентным рассеиванием, то есть когда лучи света отражаются от поверхности под разными углами и в разные стороны).

Другими словами, металлический эффект появляется тогда, когда в свете, отражаемом от поверхности, имеются и полное отражение, и полное рассеивание одновременно. Таким образом, металлический эффект — это комбинация направленного отражения падающего света на поверхность пигмента и рассеивания на краях пигмента.

Обычные пигменты имеют относительно гладкую поверхность, но неравномерную структуру на краях, которая благоприятствует рассеиванию света. Путем целенаправленной модификации условий производства пигментов можно получить такую форму частичек, которая напоминает монету (их часто сравнивают с блеском серебряного доллара). Достаточно гладкая поверхность этих пигментов, а также сравнительно гладкие края ведут к повышению металлического эффекта. В результате большие частицы имеют более высокий блеск, чем меньшие.

Исходя из закономерностей отражения и рассеивания в зависимости от структуры применяемых пигментов были созданы металлические пигменты на основе алюминия, получившие название Metallure, которые обеспечивают получение в красочном слое на оттиске специфический блеск. В них оптимально скомбинированы блеск, кроющая способность и технические свойства использования. Эти пигменты изготавливаются на базе способа PVD (физическое термовакуумное напыление), который обычно используется при металлизации пленок.

Благодаря этому трудоемкому способу достигается получение исключительно высокой гладкости поверхности при очень тонких частичках пигмента (частички пигмента Metallure в 5­10 раз тоньше, чем у обычных пигментов). В процессе печати такими красками, изготавливаемыми по специальной рецептуре, на быстроходных печатных машинах происходит ориентирование пигмента параллельно движению машины, видимость краев пигментов существенно снижается, происходит рассеивание света от пигмента при одновременном отражении от его поверхности. При этом ориентирование частиц и эффект отражения в значительной степени определяются качеством запечатываемого материала. Но в целом достижимый с этими пигментами блеск изображения на оттиске сравним с блеском металлизированных бумаг или пленок и вполне их заменяет.

Если, например, глянец металлизированной бумаги принять за 15,5 единиц, то глянец красочных слоев на основе пигмента Metallure будет иметь значение 14,5, в то время как блеск красочного слоя на основе обычного пигмента не превышает значения 9,3, а блеск серебряного доллара, с которым сравнивают величины блеска, составляет 11,5 единиц.

В настоящее время пигменты Metallure используются во всех основных способах печати: флексографии, офсете, глубокой и трафаретной печати.

Одним из ведущих разработчиков и изготовителей пигментов Metallure и красок на их основе является фирма Eckart. Ею созданы краски Metallure на масляной, водной основах, а также на базе растворителей и отверждаемые при УФ­излучении. Они используются прежде всего в упаковочной и этикеточной промышленности.

Распространение красок на основе металлических пигментов привело к созданию различных их видов специального назначения. Например, известны краски с термохромными эффектами, которые, будучи нанесенными на этикетки бутылок, сигнализируют о температуре напитка, одновременно обеспечивая отличный дизайнерский эффект. Здесь открывается широкое поле деятельности для дизайнера, который может получить различные художественные эффекты сочетанием различных красок. Имеются и зональные термохромные краски типа Thermostar фирмы Eckart, по цвету которых можно определить температуры не в одной, а в нескольких температурных зонах. Таким образом, металлизированные краски находят в полиграфии все более широкое распространение.

В настоящее время для флексографской и глубокой печати фирма Eckart производит сверхъяркую блестящую печатную краску Ultrastar на базе растворителей, которая путем печати обеспечивает получение эффектов серебряной фольги. А краска Ultrastar aqua — это также серебряная краска, но на водной основе, в то время как краска Ultrastar UV — это краска, отверждаемая при УФ­излучении. Однокомпонентные краски Rotostar на базе растворителей, на водной основе и УФ­краски с металлическим блеском выпускаются в цветах стандарта Pantone.

В ассортименте фирмы Eckart имеются также различные металлические пигменты, металлические дисперсии, термохромные краски и пигменты, а также пигменты с перламутровым блеском. Словом, есть где разгуляться дизайнеру печатной продукции, а прежде всего — этикеток и упаковок!

Материалы для этикеток с защитными свойствами

Фактором, которым нельзя пренебрегать при печати самоклеящихся этикеток, получивших в последнее время широкое распространение, является выбор материала. Появляются специальные покровные материалы, запечатываемые способами термопереноса и лазерной печати. Этикетки, получаемые по этим технологиям, обладают высокими рекламными и защитными свойствами. Этим же целям служат и так называемые невидимые этикетки (No­Label­Look), изготавливаемые из абсолютно прозрачных (практически невидимых) или матовых материалов, которые оптически сливаются с упаковочными изделиями. Эти технологии обладают высокими эстетическими и защитными качествами.

Известная нидерландская фирма Fasson создала целую систему описания и идентификации продуктов с целью защиты их от фальсификации. Она предусматривает нанесение на этикетку информации о продукте, которая не может быть изменена, удалена или скопирована, что гарантирует полную защиту продукта. Эта информация может быть помещена на верхний защитный слой этикетки или под него. Эти решения основаны на применении специально обработанных материалов путем нанесения, например, специфических трехмерных или двумерных водяных знаков клиента из нейлоновых или цветных волокон определенной длины, считываемых УФ­светом, которые размещаются в этикеточной бумаге или в пленке. К предлагаемым решениям относятся также быстро разрушаемые пленки и бумаги, разнообразные белые, прозрачные или серебряные полиэфирные материалы со специальными опознавательными полыми элементами, запечатываемые термопереносным или лазерным способом. Эти пленки оставляют после себя на этикетке и на субстрате скрытые «отпечатки пальцев» в тех случаях, если этикетка будет несанкционированно удалена.

Металлические полоски или частицы могут быть либо отчетливо видны (например, в виде радужной ирисовой печати), либо незаметны для простого глаза. Разработаны также бумаги, информацию с которых удалить при помощи каких­либо растворителей невозможно. Специальные, мерцающие всеми цветами радуги и нанесенные на некоторые бумаги цветные полоски обеспечивают защиту от фальсификации, так как их нельзя воспроизвести ни на цветных копировальных устройствах, ни способом офсетной печати, ни с помощью компьютерного принтера. Путем использования флюорофоров из коротковолновой области спектра, химических частиц или микрочастиц (taggants) можно интегрировать в этикетки невидимые способы идентификации, соответствующие самому современному состоянию техники.

И прочее...

Полиграфическое исполнение этикеток все больше усложняется: применяется огромный спектр материалов, многокрасочная печать до восьми красок, печать триадными и дополнительными цветами, используется большой ассортимент специальных красок.

Популярны разные виды отделки: прекрасный внешний вид этикеткам придает тиснение фольгой, виды которой весьма разнообразны. Используются горячее или холодное (с помощью специального полимеризующегося лака) тиснение фольгой, рельефное тиснение, ламинирование, лакирование, полное или выборочное, вырубка по сложному контуру.

На одной из выставок Labelshow специалисты провели исследование по количественной оценке видов отделки этикеток, которое показало, что лакированием отделывается 65% от общего числа этикеток, фольгированием — 50%, тиснением — 33%. Это приблизительно совпадает с оценкой популярности разных видов этикетки, проведенной ИАЦ «Август Борг»: тиснение фольгой — 45% от общего количества, ламинирование — 41,1%, конгревное тиснение — 33,3%, этикетки с припрессовкой голограмм — 17,2%.

Российский рынок этикеточной бумаги

Увеличение размещения на отечественной полиграфической базе заказов, ранее производившихся за рубежом, привело к тому, что емкость российского рынка этикеточной бумаги за последние годы выросла в несколько раз и составляет, по экспертной оценке, как минимум, около 50 тыс. т в год. Ассортимент предлагаемых материалов не только расширяется, но и претерпевает значительные изменения. Нужно отдать должное отечественным бумажным оптовикам, которые довольно часто представляют новые сорта бумаг. Однако в целом можно сказать, что рынок этикеточных бумаг уже сформирован и пополнение ассортимента сегодня не столь стремительно, как это было еще несколько лет назад.

Объемы и структура потребления отечественного рынка требуют наличия промежуточного звена между производителем этикеточного материала и его потребителем. Каналы сбыта предполагают наличие оптовых структур, которые берут на себя комплекс услуг по подбору нужной продукции, логистике, предоставлению максимально широкого ассортимента потребителям на периферийных рынках. Надо сказать, что отечественные бумажные оптовики во многом не только формируют спрос и сам рынок, но и зачастую являются единственным источником информации о бумаге и рынке. Так что сведения о новых или наиболее востребованных видах бумаг от оптовиков могут прояснить положение дел на рынке этикеточных бумаг в целом.

Страны — поставщики материалов для этикетки

В число стран — наиболее известных поставщиков бумаги в Россию входят Финляндия, Германия, Франция, Италия, Швеция. Краски для печати этикеток поставляются в основном из Германии и Финляндии. Припрессовочная фольга — из Германии, Нидерландов, Кореи. Практически все смывочные материалы, используемые для этикеток, по­прежнему импортируются.

По оценке специалистов, 80­85% материалов, используемых отечественными типографиями, являются зарубежными. Помимо ряда факторов, в числе которых немаловажную роль играет высокое качество, отечественные компании покупают сырье за рубежом еще и потому, что оборудование, установленное на их предприятиях, также является зарубежным, а российские материалы к нему не слишком адаптированы

КомпьюАрт 6'2015

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства