КомпьюАрт

1 - 2016

О чем говорили в 2015 году. Ретроспективный обзор

Николай Дубина info@prodtp.ru

Минул 2015 год, и подошел черед традиционного ежегодного обзора наиболее интересных новостей, которые вызвали отклики на ведущих отраслевых форумах, посещаемых дизайнерами, верстальщиками, работниками издательств, салонов оперативной печати и прочих смежных специальностей.
Подчеркнем, что мы не ставим самоцелью упомянуть все интересные новости минувшего года. Мы лишь выделяем две-три наиболее заметные.
Итак, приступим...

Software

Операционные системы

Microsoft: Windows 10 станет последней версией Windows

Во время конференции Microsoft Ignite 2015 разработчик­евангелист Джерри Никсон (Jerry Nixon) сделал сенсационное заявление: «Сейчас мы выпускаем Windows 10, но так как Windows 10 — это последняя Windows, мы продолжаем работу над Windows 10».

Никсон объяснил слушателям, что, когда Microsoft выпускала Windows 8.1, при этом уже активно шла разработка Windows 10. В этот раз параллельно с выходом новой ОС софтверный гигант не работает над секретными проектами — все силы брошены на одну­единственную платформу.

В результате получается, что американская корпорация действительно переводит свою операционную систему на модель «as a service». Windows больше не будет получать крупных обновлений раз в несколько лет, она будет постоянно изменяться, приобретая новые и теряя ненужные функции.

Microsoft придется регулярно выпускать обновления для отдельных компонентов ОС, например приложений или элементов визуального интерфейса, чтобы постоянно сохранять Windows современной.

Выход OS X El Capitan

OS X El Capitan (рис. 1) основана на функциях и дизайне OS X Yosemite с такими возможностями для Mac, как встроенные приложения и поиск Spotlight. Новая система быстрее справляется с повседневными задачами — от запуска приложений и доступа к сообщениям в почте, до открытия PDF­документов.

Рис. 1. Скриншот OS X El Capitan

Рис. 1. Скриншот OS X El Capitan

Режим Mission Control позволяет еще легче организовывать все, что открыто на компьютере Mac. Движением по трекпаду все окна размещаются в один слой, благодаря чему можно быстро найти необходимое окно.

При недостатке свободного пространства на рабочем столе можно перетащить окно в верхнюю часть экрана, чтобы открыть новую панель Spaces Bar в Mission Control и создать новое пространство Space. Новая функция Split View автоматически размещает два открытых приложения рядом друг с другом.

Поиск Spotlight можно применять как для получения различной информации, включая стоимость акций и прогноз погоды, так и для поиска документов и файлов, используя естественный язык. Например, просто наберите «письмо от Харрисона в апреле», и Spotlight поможет найти именно то, что нужно.

OS X El Capitan обеспечивает более удобную работу со встроенными приложениями. В Safari появилась функция Pinned Sites, которая позволяет держать любимые веб­сайты открытыми во вкладках, а новая кнопка беззвучного режима для быстрого выключения звука в браузере доступна из любой вкладки. Новая функция Smart Suggestions распознает имена и события в электронной почте и предлагает добавить их в контакты или в календарь всего одним кликом.

Удалить сообщение теперь можно жестом смахивания, как в iOS, допускается работа с несколькими письмами одновременно, в то время как программа остается открытой на весь экран. В Фото можно редактировать информацию о месте съемки, изменить описание сразу ряда снимков, сортировать альбомы по дате или названию, а также загружать расширения для редактирования фотографий от сторонних разработчиков.

Новое приложение Заметки в El Capitan позволяет перемещать фотографии, PDF­документы, видео и другие файлы в заметки, а также добавлять материалы из других приложений, таких как Safari или Карты, используя меню Поделиться. С помощью iCloud все заметки сохраняются и синхронизируются на всех доступных устройствах.

Metal, графическая технология Apple, ускоряет анимацию Core Animation и графику Core Graphics, повышая производительность до 50%, а эффективность — вплоть до 40%.

El Capitan также предлагает расширенную языковую поддержку для международных языков, включая новые системные шрифты для традиционного и упрощенного вариантов китайского языка, позволяя быстрее набирать текст на японском языке.

El Capitan поддерживает все модели Mac, выпущенные в 2009 году или позже, а также некоторые из моделей, выпущенных в 2007 и 2008 годах.

Офисное ПО

Office 2016 для Windows

Помимо знакомого всем набора приложений Word, PowerPoint, Excel, Outlook, OneNote, Project, Visio и Access, в Office 2016 появился новый инструмент для создания презентаций Sway, а также платформа объединенных коммуникаций Skype для бизнеса.

Ключевой особенностью Sway является возможность представления информации из разных источников (будь то устройство, почта, облачное хранилище и т.д.) в виде презентаций любого формата. С помощью этой программы пользователь может сделать документ похожим на журнал или блог, добавив фотографии, ролики YouTube, ссылки на «Википедию», диаграммы из Excel, а также печатный или рукописный текст. Результаты работы можно сохранять на портале Sway.com и делиться ими с друзьями и коллегами.

Skype для бизнеса, в свою очередь, помимо проведения аудио­ и видеоконференций позволяет пользователю делиться с собеседниками своим рабочим столом или его частью, а также отправлять в общую беседу файлы.

В новой версии Office 2016 привычные инструменты Word, PowerPoint и OneNote теперь предоставляют возможность совместного редактирования документов, в том числе и в режиме реального времени: каждый работающий в команде пользователь может наблюдать за тем, какие изменения происходят в той или иной части документа, и кто из коллег их вносит. Ранее совместное редактирование в режиме реального времени было доступно только в веб­приложениях Office.

Немало нововведений реализовано в Outlook, помимо средств для работы с электронной корреспонденцией предоставляющего функции органайзера, календаря, планировщика задач, записной книжки и менеджера контактов. Обновленный Outlook быстрее находит важную информацию, показывая последние запросы и автоматически предлагая различные варианты в процессе ввода текста в поисковой строке.

Значительным изменениям подверглась программа для работы с электронными таблицами Excel (рис. 2). Новая версия табличного процессора получила тесную интеграцию с сервисом бизнес­аналитики Microsoft Power BI, дополнительные варианты диаграмм для визуализации данных и поддержку технологии Power Query.

Рис. 2. Окно программы Excel 2016

Рис. 2. Окно программы Excel 2016

Не остались без внимания функции поиска. В частности, в Office 2016 появился еще один поисковый механизм Tell Me (в русскоязычной версии — «Что Вы хотите сделать?»), который может быстро найти нужный инструмент на панели задач в любом из приложений, будь то Excel или Word. Технологии машинного обучения также обеспечили возможность интеллектуального поиска в текстовых документах. Наведя курсор мыши на какое­либо слово, можно найти информацию о нем в Глобальной сети. При этом система проанализирует контекст и выдаст подходящий по смыслу результат.

В новом пакете офисных приложений все сервисы интегрированы друг с другом, что позволяет использовать функции одной программы, работая в другой. Так, инструмент для совместной работы Delve (который также появился в Office 2016 впервые) выявляет связь между тем, какую работу выполняет пользователь, с кем сотрудничает, что пишет в электронных письмах и социальных сетях, затем анализирует информацию и автоматически выбирает подходящий контент на SharePoint, в OneDrive, на страницах службы корпоративных коммуникаций Yammer или в Интернете.

Много внимания программистами Microsoft было уделено вопросам информационной безопасности. Так, с помощью системы Rights Management System, которая впервые стала доступна всем пользователям Office, настроить политики безопасности можно не только для электронного письма в Outlook, но и для каждого файла отдельно.

Microsoft Office 2016 предлагает еще более удобные инструменты для работы с файлами. Любой документ можно загрузить из OneDrive для бизнеса или другого хранилища, сохранить в облаке или на диске компьютера и использовать на любом устройстве под управлением любой операционной системы. Кроме того, отправлять документы теперь стало еще проще: нужно выбрать, с кем поделиться файлом, и определить, будет ли у получателя возможность не только просматривать, но и редактировать полученный документ. Ранее это было возможно только для файлов из облака OneDrive, а теперь работает и для документов, хранящихся локально.

Microsoft Office 2016 for Mac

Office 2016 for Mac включает Word, Excel, PowerPoint, Outlook и OneNote. Он доступен на 16 языках в 139 странах. Это первое крупное обновление пакета с 2011 года. В марте 2015­го была выпущена демонстрационная версия Office 2016 for Mac.

В Microsoft говорят, что регулярные обновления и новые функции Office 2016 for Mac будут выходить не реже, чем раз в квартал.

Дизайнерско-верстальное

Новые возможности Adobe Creative Cloud с обновлениями 2015 года

Сервис Creative Cloud был запущен четыре года назад. Однако вторым его днем рождения можно считать май 2013 года, когда компания Adobe прекратила продажу пожизненных лицензий на программное обеспечение, полностью перейдя на распространение по подписке посредством сервиса Creative Cloud.

Понятно, что продажа права на временное использование программы — это совершенно новая модель бизнеса для компании.

Но переход на Creative Cloud не стоит расценивать лишь как отказ от стандартных лицензий. За новой моделью распространения привычных программ скрывается и совершенно новый подход к разработке и улучшению ПО.

В былые времена новые версии приложений выходили примерно раз в полтора­два года. В процессе их подготовки разработчики тесно сотрудничали с маркетинговым отделом Adobe, ведь при выпуске очередного релиза нужно было обязательно представить как минимум пять знаковых нововведений. Тех самых, о которых можно снять видеопрезентации, рассказать на обложке коробочной версии приложения и о которых пресс­служба напишет в рекламных материалах, а журналисты — в обзорах. Эти новые функции обязательно должны были быть зрелищными, запоминающимися, то есть обеспечивать так называемый «вау­эффект». Они должны привлечь новых покупателей и убедить владельцев старых версий программ купить новую лицензию.

В то же время, старые пользователи жаловались, что служба поддержки обращает больше внимания на добавление разных «рюшечек», чем на улучшение самых востребованных инструментов приложений и на исправление ошибок.

Переход на модель распространения приложений по подписке дал возможность разработчикам уделять больше внимания важным, но не слишком заметным вещам.

Кроме того, теперь обновления приложений выходят гораздо чаще, чем раз в полтора­два года. Как только какое­то улучшение готово, приложение тут же обновляется, и подписчики могут оценить улучшение сразу же, а не ждать выхода новой версии.

Поскольку с момента полного перехода на Creative Cloud прошло два года (а это как раз период, с которым раньше обычно выходили новые версии программ), самое время посмотреть, что нового появилось в основных приложениях Adobe.

Библиотеки Creative Cloud. Библиотеки Creative Cloud включены в последние обновления Photoshop CC, Illustrator CC и InDesign CC для рабочего стола, а также входят в состав новых мобильных приложений. В приложении InDesign, в котором ранее существовали собственные библиотеки для хранения текстовых рамок, групп объектов и прочих элементов, есть средство для быстрого переноса данных в Creative Cloud Libraries.

С помощью библиотек можно быстро находить сохраненные кисти, цвета, текстовые стили, изображения, векторные элементы, после чего использовать в других проектах. При этом не имеет значения, в каком приложении и на какой платформе они были сохранены. К примеру, можно сохранить элемент в библиотеку в Illustrator, а затем поместить в проект Photoshop. При этом он будет преобразован в Smart Object.

Adobe ID для синхронизации данных. Для удобства работы с большими объемами данных предусмотрена возможность их организации по проектам, клиентам, содержимому или по другим критериям. По умолчанию в настольных приложениях организация автоматически выполняется по типу. При этом можно выбрать разные варианты отображения: эскизы или в виде списка.

Во втором случае рядом с сохраненным элементом можно будет увидеть информацию о том, в каком приложении он был сохранен. Кстати, поддерживается и быстрое редактирование элемента библиотеки прямо через панель Libraries. Интересно также, что при открытии библиотеки в мобильном приложении те элементы, которые в нем невозможно использовать, просто не отображаются.

Как уже было сказано, на текущий момент из настольных приложений работу с Creative Cloud Libraries поддерживают Photoshop CC, Illustrator CC и InDesign CC. Кроме того, библиотеки дают возможность активно задействовать мобильные приложения в повседневной работе. Например, в приложении Adobe Brush CC можно создавать собственные кисти и использовать их в Photoshop, Illustrator, Adobe Sketch.

Векторные формы, созданные на основе фотографий или других изображений в мобильном приложении Adobe Shape CC, могут при помощи библиотек быть переданы в Photoshop, Illustrator и в приложение Adobe Draw. Мобильное приложение Adobe Color CC дает возможность создавать цветовые темы на основе фотографий и других изображений, упорядочивать их и передавать для использования в настольных приложениях Photoshop, Illustrator, InDesign, а также в мобильных Sketch, Line и Draw.

Библиотеки также поддерживаются мобильными приложениями Adobe Line и Adobe Sketch, где можно с их помощью сохранять готовые проекты и затем открывать в Photoshop и Illustrator. Работа с библиотеками также возможна из браузера Adobe Assets, в котором можно упорядочивать элементы, удалять их, переименовывать и т.д.

Последний на сегодняшний день релиз Photoshop CC открывает возможность совместной работы над библиотеками. Доступ к библиотекам возможен не только для подписчиков Creative Cloud — чтобы получить доступ к общей библиотеке, достаточно иметь Adobe ID.

Основные улучшения в Photoshop СС

Функция Extract Assets для веб­дизайнеров. Еще лет пять назад при создании сайтов веб­дизайнеры могли ориентироваться на то, что большинство пользователей просматривает сайты с разрешением по ширине не менее чем 640 и не более чем 1240 пикселов. Сегодня все больше и больше людей заходят в Интернет с мобильных устройств, и не учитывать это при создании сайтов невозможно. Даже Google не так давно уведомил веб­мастеров, что будет учитывать совместимость с мобильными устройствами при ранжировании сайтов в результатах поиска. А как может Photoshop помочь веб­мастерам при подготовке изображений? Во­первых, стоит работать со всеми изображениями в проектах как со Smart Objects. Во­вторых, при подготовке разных вариантов верстки сайта здорово помогают композиции слоев. И наконец, в­третьих, для сохранения изображений вместо функции Save for web теперь можно использовать новую команду Extract Assets (Извлечение ресурсов).

С ее помощью можно очень быстро экспортировать содержимое отдельных слоев или всего проекта в один из шести форматов: PNG8, PNG24, PNG32, JPG, GIF или SVG. Обратите особое внимание на SVG — этот формат хорош тем, что файлы масштабируются без потери качества и имеют небольшой размер. SVG отлично подходит для логотипов, иконок и прочих подобных элементов сайта.

Сохраняя графические элементы при помощи функции Extract Assets, можно автоматически переименовать файлы по заданной маске, а также одновременно сгенерировать до восьми файлов с разным разрешением. Кроме того, удобно, что еще до экспорта в окне предварительного просмотра можно увидеть размер выбранных элементов в мегабайтах.

Улучшенная поддержка 3D. Несмотря на то что в ассортименте компании Adobe пока нет 3D­редактора, с каждым годом она делает все больше и больше для того, чтобы привлечь к своим приложениям 3D­дизайнеров, аниматоров и всех остальных, кто связан с миром трехмерной графики. Так, за последний год в Photoshop реализовано немало улучшений, направленных именно на эту категорию пользователей.

Прежде всего, стоит отметить новые фильтры, предназначенные для быстрого создания карт рельефа и карт нормалей. И те и другие активно используются 3D­дизайнерами для создания текстур. Карта рельефа (Bump Map) дает возможность имитировать неровности и складки на поверхности объекта, а карта нормалей (Normal Map) — увеличивать детализацию поверхности за счет имитации освещения на неровных участках.

При помощи новых фильтров Generate Bump Map (Создать карту рельефа) и Generate Normal Map (Создать нормальную карту), расположенных в категории 3D, можно создавать карты соответствующих типов на основе любого изображения.

Кстати, карты нормалей и рельефа могут использоваться не только в трехмерной графике. Например, с помощью таких карт можно быстро создавать различные графические файлы с эффектом объема: листовки, открытки, презентации и пр.

К улучшениям, касающимся трехмерной графики, относится и появление новых форматов импорта и экспорта. Если в распоряжении пользователя есть файл PDF с внедренным 3D­объектом, то его теперь можно извлечь из файла и открыть в Photoshop.

И наоборот: трехмерный объект может быть экспортирован в 3D PDF из графического редактора. Photoshop CC умеет открывать файлы в форматах VRML, IGES, U3D и PLY, экспортировать данные в форматы U3D и VRML (рис. 3).

 

Рис. 3. Предпросмотр 3D-печати в Photoshop СС

Рис. 3. Предпросмотр 3D-печати в Photoshop СС

Кстати, что касается 3D­печати, то за последний год поддержка трехмерных принтеров в Photoshop была существенно улучшена. В частности, появился профиль для печати на 3D­принтере MakerBot Replicator пятого поколения, а при помощи новой функции Pack Objects On Ground Plane (Упаковать объекты на плоскости основания) теперь можно без проблем подготовить к трехмерной печати сразу несколько объектов. В последней версии Photoshop для принтеров FDM (Fused Deposition Modeling) предварительный просмотр стал более точным. Кроме того, появилась возможность переключаться между режимами предпросмотра в окне настроек 3D­печати.

Новые функции Illustrator CC

Как и любое приложение, существующее и активно развивающееся на протяжении многих лет, Adobe Illustrator может похвастаться огромным числом самых разных инструментов. Тем не менее в новых релизах разработчики не только улучшают уже знакомые пользователям средства и интегрируют поддержку современных технологий, но и добавляют новые инструменты.

Так, в одном из последних обновлений Illustrator CC в приложение было добавлено сразу два новых инструмента для рисования: Curvature (Кривизна) и Join (Соединение).

Первый предназначен для быстрого и наглядного создания кривых и прямых линий. Его удобство в том, что для редактирования уже созданных объектов не нужно переключаться на работу с другими средствами приложения (хотя при желании это можно сделать). Инструмент Join используется для объединения неточно нарисованных контуров, которые могут пересекаться или немного не доходить друг до друга. При помощи нового инструмента можно быстро соединить контуры и обрезать ненужные сегменты. При этом их исходные траектории не изменяются.

Среди небольших улучшений хорошо знакомых пользователям инструментов стоит обратить внимание на Area­type (Текст в области). Теперь при редактировании текста, созданного с его помощью, размер рамки автоматически изменяется. Благодаря этому текст никогда не выходит за область рамки. Впрочем, если по каким­то причинам вы находите это улучшение неудобным, автоматическое изменение размера рамки можно быстро отключить двойным щелчком по виджету рамки.

И Photoshop и Illustrator теперь отлично работают с сенсорными устройствами на базе Windows 8.1 (с Microsoft Surface Pro 3 и подобными). Сенсорный ввод можно использовать для навигации по изображению: при помощи жестов холст можно вращать, приближать, отдалять, перемещать и т.д.

В Illustrator в сенсорном режиме удобно делать выделения, использовать новые инструменты Curvature и Join, рисовать круги, выполнять различные трансформации объектов. При этом применять жесты одновременно с обычным вводом при помощи мыши или стилуса не получится, нужно выбрать только один из вариантов. Все инструменты приложения, оптимизированные для работы с использованием жестов, собраны в новой рабочей среде Touch (Сенсорное управление).

Улучшения в InDesign CC

Для более удобной работы с цветами в InDesign появился новый инструмент Color Theme (Цветовая тема) — рис. 4. Обнаружить его можно на панели инструментов рядом с Eyedropper (Пипетка).

Его основное предназначение — сохранение отдельных цветов или тем, содержащих до пяти цветов, для использования в будущем. При этом, если переключиться на какое­то другое действие, а затем снова выбрать инструмент Color Theme, созданная ранее тема сохраняется. Для очистки ячеек панели достаточно нажать клавишу Esc. Интересно, что в процессе создания темы приложение автоматически генерирует ее другие варианты: с более темными, более светлыми, более насыщенными цветами и пр.

Сохраненные темы могут быть добавлены на панель Swatches (Образцы) в виде отдельной группы. Кроме того, инструмент поддерживает сохранение цветовых тем в библиотеке Adobe Color.

Одно из небольших, но очень полезных улучшений в последней версии InDesign связано с открытием документов в более ранних версиях приложения. До недавнего времени для того, чтобы файл, созданный в последней версии InDesign, мог быть открыт с помощью предыдущих релизов приложений, необходимо было сначала конвертировать его в формат IDML. Теперь все гораздо проще.

Рис. 4. Adobe Color Themes

Рис. 4. Adobe Color Themes

Если приложение определяет, что файл создан в более новой версии InDesign, выводится окно с предупреждением, после чего документ отсылается на сервис Creative Cloud, конвертируется там в формат нужной версии и сохраняется на локальном компьютере. Правда, не стоит забывать, что если при создании файла были использованы какие­то новые возможности InDesign, то они будут просто удалены.

Одно из небольших улучшений, которые делают повседневную работу с программой проще, касается создания таблиц. Вплоть до недавнего времени создание таблицы в InDesign было возможно лишь в том случае, если предварительно была добавлена текстовая рамка. Благодаря новой опции Create Table (Создать таблицу) этого лишнего шага можно избежать. Теперь достаточно указать необходимое число строк и столбцов, после чего таблица будет вставлена в нужное место документа. Старый способ добавления таблиц при этом тоже работает.

К небольшим, но полезным улучшениям также можно отнести новую опцию Ungroup Remembers Layers (Разгруппировать скопированные слои). Она актуальна для тех, кто часто пользуется возможностью группировки элементов. В более ранних релизах InDesign при добавлении в группу элементов, которые находились на разных слоях, при их последующей разгруппировке они не возвращались на свои исходные слои и оставались на верхнем слое. Теперь же благодаря новой опции пользователь может решить, как ему удобнее: чтобы элементы возвращались на исходные слои или оставались на верхнем.

Наконец, еще одно небольшое улучшение, на которое стоит обратить внимание, связано с печатью документов. В окне печати теперь есть отдельная опция для распечатки текущей страницы. А это означает, что перед его открытием пользователю теперь не нужно искать номер страницы и вводить его в диалог печати вручную.

Новинки Adobe Lightroom CC 2015

Adobe Systems представила крупное обновление редактора изображений Lightroom CC 2015, в которое включен ряд функций и инструментов.

Прежде всего следует сказать об инструменте HDR Merge, который призван объединять несколько фотографий, сделанных с разными параметрами экспозиции в один снимок с высоким динамическим диапазонам яркости и цветов.

Вторая заметная возможность — Panorama Merge. Эта функция позволяет склеивать несколько кадров в одну панораму. В целом инструмент аналогичен тому, который давно присутствует в Photoshop, однако здесь поддерживается склейка панорам прямо из RAW­файлов.

Следующей новой возможностью является функция распознавания лиц, благодаря которой стало проще находить людей и структурировать фотографии семьи или друзей.

Кроме того, в Lightroom добавлен улучшенный инструмент слайд­шоу, позволяющий объединять фотографии, видео и музыку с профессиональными эффектами вроде панорамирования и увеличения.

В новой версии редактора также была улучшена функция интерактивных веб­галерей на базе HTML5, которые теперь оптимизированы не только для настольных, но и для мобильных систем. Наконец, добавлена возможность накладывания фильтров на области изображения при помощи кисти.

Adobe отмечает, что в целом производительность Lightroom CC 2015 была существенно увеличена — за счет более активного использования GPU в некоторых задачах скорость возросла в 10 раз.

Необходимо несколько слов сказать и об обновлении мобильных версий Lightroom. Прежде всего, приложение появилось на планшетах Android (ранее было доступно только для смартфонов). Также была добавлена поддержка SD­карт на Android­аппаратах и DNG (на Lollipop). На iOS­аппаратах улучшен и упрощен пользовательский интерфейс обрезки файлов.

Adobe Flash Professional уходит в историю

Похоже, в Adobe наконец­то поняли, что в современном Интернете, стандарты которого все в большей степени диктуются мобильными устройствами, места для мультимедийной платформы Flash остается все меньше по мере того, как популярные сайты и сервисы переходят на альтернативные технологии (вспомним хотя бы YouTube).

В официальном блоге компании было объявлено об отказе от выпуска новых версий программы для создания флэш­контента Flash Professional и запуске в начале 2016 года другого проекта — Animate CC, в котором, как ожидается, основной упор будет сделан на работу с HTML5 и возможность сохранять результаты практически в любом из существующих форматов, включая SVG. По данным самой Adobe, сейчас треть всего контента, производимого при помощи Flash Professional, преобразуется в HTML5.

Впрочем, о революции говорить пока рано, ведь, по сути, Animate — это не принципиально новый продукт, а ребрендированный Flash Professional (в блоге так и сказано: «Flash Professional будет переименован в Adobe Animate CC»), да и поддержка старого доброго «флэша» из него никуда не денется. В Adobe надеются, что какое­то время Flash еще будет востребован сервисами онлайн­игр и трансляции видео, но в то же время признают, что стандартом веб­индустрии станет HTML5.

Начало конца эры Adobe Flash принято связывать с появлением Apple iOS и моды на смартфоны и планшеты. Тогдашний глава «яблочной» компании Стив Джобс отчаянно критиковал эту технологию, считая ее неподходящей для мобильных устройств. Что касается Android, то последние обновления Flash Player для этой операционной системы вышли в 2013 году и были совместимы только с Android 2.x, 3.x и 4.0.x.

Hardware

Жесткие диски

3,5-дюймовые HDD: 8 Тбайт на воздухе, 10 Тбайт с гелием

Технология SMR (Shingled Magnetic Recording), дебютировавшая в коммерческих устройствах 2014 года, продолжает покорять новые рубежи плотности записи. HGST, входящая в холдинг Western Ditgital, в середине года запустила в продажу линейку накопителей объемом 10 Тбайт с интерфейсом SATA либо SAS под маркой Ultrastar Ha10 (рис. 5). Корпус HDD вмещает семь пластин емкостью около 1,45 Тбайт каждая, вращающихся на скорости 7200 об./мин, и наполнен гелием для снижения вибраций и вызываемых ею издержек — энергопотребления, нагрева и пр.

Рис. 5. Ultrastar Ha10

Рис. 5. Ultrastar Ha10

SMR в 2,5-дюймовых HDD

Неожиданно, но факт: технология SMR нашла применение в HDD формфактора 2,5 дюйма для мобильных устройств. Выпустив накопители Laptop HDD объемом вплоть до 2 Тбайт в корпусе толщиной 7­9 мм, Seagate достигла невероятно высокой плотности записи — 1 Тбайт на пластину. Это заметный прогресс — двукратное увеличение по сравнению с предыдущими позициями (500 Гбайт на пластину с технологией PMR).

Планы на будущее: HAMR — не ранее 2018 года

HAMR (Heat­Assisted Magnetic Recording) — следующая технологическая ступень, которая позволит резко нарастить плотность записи на магнитных пластинах за счет использования лазера либо микроволнового источника при намагничивании домена.

Данная мера необходима для преодоления так называемого суперпарамагнитного предела, задающего минимально допустимый размер отдельно взятого «зерна» из нескольких сотен, составляющих домен. Для достаточно малого зерна энергетичес­кий барьер, разделяющий магнитные состояния «нуля» и «единицы», уже сравним с энергией температурных колебаний, что вызывает риск потери заряда. Для решения этой проблемы в магнитных пластинах вместо сплавов кобальта (как сейчас) можно применять другие материалы (допустим, сплав железа и платины), которые характеризуются более высокой коэрцитивной силой — напряженностью магнитного поля, необходимой для размагничивания. А чтобы временно сделать материал более восприимчивым при записи, его требуется нагреть лазером в момент прохождения записывающей головки.

Теоретический предел плотности записи при использовании HAMR оценивают в 50 Тбит/дюйм2, что дает объем 80 Тбайт на пластину жесткого диска в формфакторе 3,5 дюйма.

Ранее Seagate сообщала о планах выпустить диски с HAMR уже в 2016 году и этим летом даже продемонстрировала NAS с массивом таких накопителей на конференции InterMag (IEEE International Magnetics Conference). Но, как выяснилось, для коммерческого применения технология все еще слишком сырая. Seagate пока ограничится рассылкой прототипов отдельным клиентам в конце 2016 — начале 2017 года для того, чтобы провести испытания в действующей инфраструктуре ЦОД. С большой вероятностью, массовые продажи коммерческих продуктов, оснащенных головками HAMR, начнутся лишь в 2018 году.

Однако и без HAMR у жестких дисков есть задел для увеличения плотности записи. Как сообщает Showa Denko — производитель магнитных пластин, чьей продукцией пользуются Seagate и Toshiba, в следующем поколении носителя будет достигнута плотность 1 Тбайт на пластину в 2,5­дюймовом формфакторе, а следом — 2 Тбайт в формфакторе 3,5 дюйма, что позволит Seagate создать жесткий диск объемом 12 Тбайт на базе шести пластин без применения гелия.

SSD-накопители

Высокопроизводительные накопители

К сожалению, какое­то движение вперед в сегменте высокопроизводительных накопителей не слишком заметно. И это вполне понятно. Рынок ПК сужается, поэтому инвестировать в разработку флагманских решений для таких применений решаются лишь очень немногие фирмы. SSD — относительно новая технология, и фактически сейчас мы стоим на этапе смены принципов организации систем хранения данных. Большинство пользователей только переходит на твердотельные накопители, которые в сравнении с HDD предлагают существенно более высокую производительность. Разбираться же в том, что какие­то из SSD — быстрее, а какие­то — медленнее, потребители пока не готовы, и вследствие этого SSD верхней ценовой категории пока не пользуются столь же устойчивым спросом, как, например, дорогие видео­карты. Потребители в основной массе еще не распробовали плюсы SSD и, приобретая себе твердотельный накопитель, больше ориентируются на цену, чем на его характеристики. В результате получается, что разработка флагманских накопителей в сегодняшних условиях — это, скорее, имиджевый проект, заниматься которым может быть интересно лишь производителям из числа лидеров рынка.

Собственно, именно так и получается. Со своими SSD для энтузиастов к настоящему моменту отметились лишь четыре крупнейших производителя: Intel, Kingston, Samsung и Plextor. Причем реальный интерес представляют в первую очередь новинки Intel и Samsung, так как только эти компании задействуют в своих флагманских продуктах полный набор имеющихся возможностей для повышения быстродействия систем хранения данных. Это, во­первых, включение накопителя в систему с использованием шины PCI Express, а не по устаревшему SATA­интерфейсу. Во­вторых, переход на оптимизированный для твердотельных накопителей протокол NVMe, приходящий на смену устаревшему AHCI. Первая мера серьезно поднимает пропускную способность при передаче данных. Например, используемые в самых быстрых клиентских SSD четыре линии PCI Express 3.0 позволяют развить скорость до 3,9 Гбайт/с, что более чем вшестеро быстрее традиционного SATA­интерфейса. Вторая мера направлена на снижение латентностей: протокол NVMe обеспечивает более быструю реакцию накопителя на команды, позволяет создавать множественные очереди команд произвольной глубины и имеет явные оптимизации для многопоточной работы с данными.

Intel 750 SSD и Samsung 950 Pro

Собственно, Samsung 950 Pro и Intel 750 — это и есть то лучшее, что можно выбрать сегодня среди высокопроизводительных твердотельных накопителей для персональных компьютеров. Оба эти SSD заметно поднимают производительность персональных компьютеров на новый уровень, они похожи по своим свойствам, но Intel 750 интереснее моделями больших объемов, в то время как Samsung 950 Pro лучше использовать в качестве системных накопителей (рис. 6).

Рис. 6. SSD Samsung 950 Pro

Рис. 6. SSD Samsung 950 Pro

С архитектурной точки зрения Samsung 950 Pro и Intel 750 объединяет и то, что оба эти накопителя основываются на проприетарных контроллерах, созданных разработчиками этих фирм именно для флагманских решений. И в этом нетрудно усмотреть еще одно объяснение отсутствия широкого выбора ысокопроизводительных SSD. Почти все прочие производители твердотельных накопителей не имеют НИОКР­отделов и полагаются на контроллеры сторонних инженерных команд. Но такие разработки обычно нацелены на массовые продукты, а контроллеры, пригодные для применения в серийных высокопроизводительных моделях для PCI Express, есть только у Marvell. Однако последние слишком гибки по функциональности и потому нуждаются в серьезной доработке и адаптации, на что способны далеко не все производители SSD.

Samsung 850

Отдельного упоминания заслуживает продукция компании Samsung, которая принципиально отличается от всего того, что предлагают конкуренты. Дело в том, что еще в 2014 году Samsung смогла наладить выпуск трехмерной флэш­памяти и теперь с успехом пользуется своим технологическим превосходством. Трехмерная флэш­память (V­NAND — в терминах Samsung) выпускается по 40­нм техпроцессу, что обусловливает ее высокую надежность и хорошее быстродействие. Так, TLC V­NAND по надежности и производительности способна соперничать с планарной MLC NAND, а MLC V­NAND серьезно превосходит ее. Размещение же ячеек V­NAND в виде трехмерного массива с 32 вертикальными слоями позволяет достигать рекордной плотности хранения информации и обеспечивает низкую себестоимость такой памяти. Поэтому накопители Samsung — 850 EVO на базе TLC V­NAND и 850 PRO с начинкой из MLC V­NAND — выгодно отличаются на фоне любых других SATA SSD.

Дополнительно усиливают характеристики этих накопителей и высокоэффективные контроллеры собственной разработки Samsung, благодаря которым 850 EVO и 850 PRO на протяжении всего 2015 года остаются чуть ли не самыми лучшими потребительскими SATA SSD. А если к сказанному добавить, что в последнее время Samsung начала гибко управлять ценами этих моделей, то сомнений в превосходстве 850 EVO и 850 PRO над предложениями конкурентов практически не остается.

Графические ускорители

Большой Maxwell — NVIDIA GM200

NVIDIA внедрила новую архитектуру довольно быстрыми, по меркам индустрии, темпами, так что к моменту появления нового короля дискретных GPU уже существовали четыре чипа линейки Maxwell: GM107 (GeForce GTX 750, GTX 750 Ti), GM108 (GeForce GTX 730), GM204 (GeForce GTX 970, GTX 980) и GM206 (GeForce GTX 960).

Появление в этом ряду чипа с индексом 200 было предопределено, только выбор конкретного техпроцесса оставался под вопросом. Вопреки оптимальному сценарию, NVIDIA по­прежнему использовала проверенный техпроцесс с нормой 28 нм, однако архитектура Maxwell сама по себе создавалась с расчетом на максимально эффективное использование теплового пакета и площади кристалла. Как следствие, ограничения производственной линии на TSMC вполне позволили создать чип, вмещающий в 1,5 раза больше ROP и ядер CUDA и вдвое больше текстурных блоков, по сравнению с GM204.

Рис. 7. GeForce GTX TITAN X

Рис. 7. GeForce GTX TITAN X

Два продукта, построенных на основе GM200, — GeForce GTX TITAN X (рис. 7) и GTX 980 Ti — на сегодняшний день удерживают лидерство в скорости игрового 3D­рендеринга среди дискретных GPU. Единственная проблема GM200 — весьма ограниченная производительность в расчетах двойной точности (FP64). В отличие от предыдущих «Титанов» на базе GK110, TITAN X в этом отношении не имеет никаких преимуществ перед геймерским флагманом (GTX 980 Ti).

GeForce GTX 950 и GTX 960

Видеокарты GeForce GTX 950 и GTX 960, вышедшие в 2015 году, не предназначены для того, чтобы поражать воображение пользователей. NVIDIA просто обновила середину своего модельного ряда (и убрала лишние позиции) за счет чипа GM206 на базе архитектуры Maxwell второго поколения. GTX 960 на своем месте заменил GTX 660 и GTX 760, принадлежащие семейству Kepler, что принесло колоссальное снижение энергопотребления при сохранении прежнего уровня быстродействия. GTX 950 не так эффектно выглядит на фоне остающихся в продаже GTX 750 и GTX 750 Ti (так как это уже GM107 — Maxwell первого поколения), однако принес и рост производительности, и дополнительные функции рендеринга, свойственные второму поколению Maxwell.

GeForce GTX 950 и GTX 960 обладают уникальной на данный момент особенностью среди дискретных видео­адаптеров — аппаратным блоком декодирования видео, сжатого в формате H.265.

AMD Fiji

О новом флагманском GPU от AMD ходили самые разнообразные, во многом противоречивые слухи. Что­то из этого сбылось, что­то — нет, но в результате AMD представила действительно оригинальный и передовой продукт.

Как и GM200 от NVIDIA, новое «большое ядро» от AMD — Fiji — по площади кристалла практически исчерпало возможности производственной линии 28 нм на TSMC. Архитектура вычислительных блоков Fiji включает в 1,45 раза больше шейдерных ALU («потоковых процессоров») и текстурных модулей, чем в предыдущем флагманском GPU — Hawaii, при неизменном количестве ROP.

Революционная особенность Fiji — новый тип памяти HBM (High­Bandwidth Memory), предусматривающий размещение микросхем на одной кремниевой подложке с графическим процессором. За счет этого стала возможной реализация чрезвычайно широкой, 4096­битной шины памяти, которая при относительно низкой частоте в 1 ГГц обеспечивает лидирующую пропускную способность и втрое более низкое удельное энергопотребление по сравнению с GDDR5.

Однако, несмотря на свои достоинства и новаторство, дизайн Fiji содержит досадное ограничение в виде низкой пропускной способности front­end’а, выполняющего растеризацию треугольников. Как следствие, топовый продукт на базе Fiji — Radeon R9 Fuxy X, изначально оцененный производителем наравне с GeForce GTX 980 Ti, по совокупной производительности все же немного недотягивает до уровня конкурента. Первая итерация памяти HBM также наложила ограничение на объем RAM, доступный Fiji, — 4 Гбайт, чего в ряде случаев уже не вполне хватает для игр, наиболее требовательных к этому параметру. Впрочем, Fury X на равных соревнуется с GTX 980 Ti в 4К­разрешении и может похвастаться эффективной и тихой системой жидкостного охлаждения в референсной конфигурации.

Fiji — единственный GPU десктопного класса, который AMD представила в 2015 году. Остальную линейку в связи с появлением новых позиций вверху реорганизовали и выпустили под названиями Radeon R5/R7/R9 300­й серии.

Наибольший интерес в ней представляют Radeon R9 390 и R9 390X (де­факто разогнанные версии Radeon R9 290 и R9 290X на ядре Hawaii), которые AMD позиционирует как более дешевую и/или выгодную альтернативу GeForce GTX 970 и GTX 980 соответственно, которая к тому же обладает объемом RAM 8 Гбайт — вдвое большим, чем предлагает NVIDIA в этом сегменте.

Sapphire Nitro R9 390

В более низком эшелоне AMD полностью исключила продукты на базе заслуженного чипа Tahiti в пользу простых и дешевых в производстве карточек на процессоре Tonga, обладающем 256­битной шиной памяти (Antigua, согласно новой номенклатуре). Radeon R9 380 является близким соперником GeForce GTX 960 при более низкой цене. R9 380X, в свою очередь, не имеет прямых конкурентов по быстродействию в линейке NVIDIA и целит в промежуток между GeForce GTX 960 и GTX 970.

Что касается Radeon R9 360 и Radeon R9 370, то эти модели находятся в одной категории с GeForce GTX 750 Ti и GTX 950 соответственно. И та и другая — медленнее и одновременно дешевле своих прямых соперников. К слову, чип под кодовым именем Pitcairn/Curacao/Trinidad в составе Radeon R9 360 — старейший из GPU, используемых AMD в десктопных видеокартах: он дебютировал еще в 2012 году в Radeon HD 7850/7870.

В целом, в каждой позиции 300­й линейки AMD стремится дать покупателю более выгодное соотношение цены и производительности, чем у ближайшего «зеленого» соперника. Главная проблема, которая касается всех дискретных видеокарт AMD уровня ниже Fury (с технической точки зрения), — это несопоставимо низкая по сравнению с Maxwell энергоэффективность и, как следствие, более высокие требования к системе охлаждения (впрочем, конкретные производители здесь в силах многое исправить) и более низкий разгонный потенциал.

Кроме того, AMD проигрывает в плане модной сегодня поддержки DirectX 12. Как мы уже неоднократно отмечали, всем GPU архитектуры GCN доступна оптимизированная производительность новой runtime­библиотеки Direct3D. Однако в плане новых функций рендеринга AMD пока что отстает. Графические процессоры с архитектурой GCN 1.1­1.2, составляющие костяк действующей линейки Radeon, поддерживают feature level 12_0, в то время как Maxwell второго поколения совместим с feature level 12_1.

Принтеры

Принтеры HP с новой технологией печати

Компания Hewlett­Packard (HP) представила новые лазерные принтеры и МФУ, оснащенные фирменными картриджами повышенной эффективности. По словам производителя, анонсированные новинки являются «самым важным технологическим событием в сфере лазерной печати с момента появления первого LaserJet в 1984 году».

В ассортимент печатающего оборудования HP во­шли принтеры Color LaserJet Pro M252, Color LaserJet Enterprise M552 и M553, а также многофункциональное устройство LaserJet Pro MFP M277.

Благодаря использованию оригинальных картриджей с технологией JetIntelligence, аппараты способны печатать на 58% больше цветных страниц по сравнению с конкурентами; в черно­белом режиме производительность выше на 28%. К сожалению, новые картриджи несовместимы с уже выпущенными моделями LaserJet.

Новые продукты занимают на 40% меньше места в офисе и позволяют экономить в среднем до 53% электроэнергии. В изделиях установлены датчики расходных материалов, отображающие уровень тонера, а кроме того, они оснащены функцией мобильной печати и технологией HP JetAdvantage Private Print, предотвращающей несанкционированный доступ к конфиденциальным заданиям печати.

С принтером Epson EcoTank нет нужды в покупке картриджей

Одной из неприятных особенностей струйных принтеров является необходимость регулярного приобретения новых картриджей. Это довольно дорогостоящий процесс, особенно если пользователь печатает много документов.

Компания Epson подготовила решение этой проблемы в виде принтеров EcoTank. Анонсированные компанией пять моделей принтеров EcoTank позволят обходиться одним картриджем на протяжении многих лет. Единственным недостатком является то, что придется иметь дело с большой емкостью для чернил, что не совсем удобно для малых офисов. Epson утверждает, что емкость резервуара с чернилами принтера сопоставима с запасом чернил 20 картриджей. Этого объема достаточно для двух лет работы устройства. Когда чернила иссякнут, емкость резервуара можно будет восполнить из бутылки с чернилами. Стоимость комплекта из четырех бутылок с чернилами разного цвета для заправки принтера EcoTank составляет 52 долл., что гораздо дешевле того же объема в картриджах.

Следует отметить, что устройства EcoTank обойдутся дороже обычных принтеров. Цена самой доступной из анонсированных моделей Expression ET­2500 EcoTank All­in­One со сканером равна 400 долл. Эта модель предназначена для домашнего использования. Емкости ее резервуаров для чернил достаточно для печати 6500 цветных копий или 4000 черно­белых.

Большая печать

Промышленный текстильный принтер Konica Minolta Nassenger SP-1

На выставке ITMA 2015 состоялся дебют струйного текстильного принтера Konica Minolta Nassenger SP­1 (рис. 8). Устройство шириной 1,85 м может выполнять однопроходную печать на текстиле со скоростью до 6 тыс. линейных метров в час.

«Мы хотим произвести промышленную революцию, — прокомментировал бывший президент Konica Minolta Inkjet Division, а ныне старший советник компании Акийоши Оно (Akiyoshi Ohno). — Наша цель — занять 50% мирового рынка однопроходной печати по текстилю».

Г­н Оно отметил, что при шестидневной рабочей неделе за 11 месяцев текстильный принтер Nassenger SP­1, работающий на скорости порядка 2000 м/ч, может запечатать порядка 6,6 млн м текстиля.

В настоящее время, по его оценкам, мировой рынок запечатанного текстиля оценивается примерно в 20 млрд м.

Рис. 8. Текстильный принтер Konica Minolta Nassenger SP-1

Рис. 8. Текстильный принтер Konica Minolta Nassenger SP-1

Главной причиной перехода на цифру является падение тиражей. Если лет 10 назад нормой считались объемы порядка 5 тыс. м, то сегодня, по мере усиления тренда fast fashion, они падают до 1,5­2 тыс. м.

По данным Konica Minolta, проникновение цифровых технологий в рынок печати по текстилю в среднем составляет 2­5%. Максимальный показатель зафиксирован в Италии — 20­30%.

Помимо Nassenger SP­1 компания Konica Minolta представила два новых многопроходных текстильных принтера: Nassenger 10 (580 м2/ч) и Nassenger 8 (240 м2/ч).

Печать больших тиражей текстильной продукции с Epson

Компания Epson представила новое комплексное решение для производителей больших тиражей текстильной продукции — сублимационный принтер Epson SureColor SC­F9200 (рис. 9) и чернила Epson HDK Black. Их использование позволит добиться высокой производительности и стабильного качества, не увеличивая себестоимость производимых товаров.

Рис. 9. Сублимационный принтер Epson SureColor SC-F9200

Рис. 9. Сублимационный принтер Epson SureColor SC-F9200

Epson SureColor SC­F9200 — это экономия не только средств, но и времени. Благодаря цветовой схеме CMYK+CMYK и двум рядам емкостей подачи чернил большого объема принтер способен печатать дольше без дозаправки. А использование фирменных чернил Epson UltraChrome DS значительно снижает частоту обслуживания и прочистки устройства. Готовая продукция также не требует дополнительной просушки, так как встроенная система нагрева печатного стола готовит материал к немедленной намотке на рулон.

Уникальная технология Epson PrecisionCore и использование двух печатающих головок Epson TFP обеспечивают хорошую яркость цветов и четкость изображений. А чернила высокой плотности Epson HDK Black — новинка в серии чернил Epson UltraChrome DS — позволяют печатать глубокий черный цвет без дополнительных оттенков и насыщенные тени.

Codimag выпустила офсетную альтернативу цифре

Французская компания Codimag выпустила VIVA 340 evolution — новую рулонную офсетную машину, которую производитель позиционирует как альтернативу цифровому печатному оборудованию.

В новинке используется технология Aniflo, которая «объединяет качество офсетной печати с простотой флексографской и гибкостью цифровой». Красочный аппарат Aniflo с анилоксовым валом имеет простую конструкцию, которая, по словам разработчика, минимизирует потребность в ручных настройках и обеспечивает наиболее стабильный процесс печати. При этом в Codimag заявляют, что практически сразу после запуска машина выдает качество, которое полностью соответствует цветопробе.

Codimag VIVA 340 evolution может печатать на рулонном материале шириной от 120 до 340 мм.

Xerox анонсировал семейство iGen5

Американская корпорация Xerox анонсировала новую серию цифровых печатных машин Xerox iGen 5 Press.

Серия включает несколько моделей с возможностью апгрейда до следующей версии по скорости: iGen 5 90 Press (90 стр./мин), iGen 5 120 Press (120 стр./мин) и 150 Press (150 стр./мин). Все они могут использоваться для печати книг, рекламной продукции, директ­мейла, транзакционной продукции, фотокниг и т.п.

Отличием iGen 5 от других машин семейства iGen является наличие опциональной станции для печати пятым цветом (Orange, Green или Blue), что позволяет воспроизводить на оттисках более широкий диапазон цветов Pantone или спотовых цветов, причем машина может печатать на максимальной скорости как в 4­, так и в 5­красочном режиме. По данным Xerox, на замену цвета уходит от 20 до 30 мин. При этом компания планирует предложить специальное ПО, которое поможет определить, какой именно из трех цветов нужно выбрать для воспроизведения желаемого цвета.

Кроме того, стоит отметить наличие большого количества автоматизированных инструментов для настройки машины, управления цветом, контроля качеством и др.

Максимальный формат материала, с которым могут работать машины семейства iGen 5, — 36,4x66 см. Рекомендуемая месячная нагрузка — от 200 тыс. до 3,75 млн стр.

Прочее

Wacom анонсировала четыре новых планшета серии Intuos

На днях компания представила четыре новых планшета серии Intuos — Draw, Art, Photo и Comic, отличающихся неплохими параметрами и доступными ценами.

Intuos Draw — компактный планшет с размерами рабочей области 152x95 мм и четырьмя программируемыми кнопками. Он распознает до 1024 степеней нажатия пера и обладает разрешением 2540 линий на дюйм, но множественные касания не поддерживаются. Официальная стоимость составляет всего 70 долл.

Intuos Art имеет два варианта: small и large, отличающихся размерами рабочей поверхности. В отличие от Draw, множественные касания здесь работают, остальные параметры аналогичны предыдущей модели. Цена на эту модель несколько выше — 100 долл.

Intuos Photo, как нетрудно понять из названия, позиционируется как модель для обработки фотоснимков. По характеристикам она похожа на Art, но комплектуется другим ПО — Corel PaintShop Pro, AfterShot Pro, в том числе в версии для OS X. Стоит она тоже 100 долл.

Наконец, Intuos Comic, предназначенная в основном для иллюстраторов, также выпускается в двух вариантах. В комплект поставки входят ПО Clip Studio Paint Pro и руководство по мультипликации с использованием планшета. Эта модель в версии small также оценена производителем в 100 долл.

Фотография

Light L16: 16-линзовая компактная камера как замена DSLR

В ходе конференции Code/Mobile стартап­компания Light анонсировала «мультдиафрагменную вычислительную камеру» L16 (рис. 10). Ее название объясняется очень просто. Дело в том, что новинка включает 16 линз и, как утверждают разработчики, может по качеству фотографий соревноваться с цифровыми зеркальными камерами. При этом габаритные размеры камеры невелики — примерно как Nexus 6 удвоенной толщины.

Рис. 10. Фотокамера Light L16

Рис. 10. Фотокамера Light L16

Принцип работы устройства прост. При нажатии кнопки спуска все 16 объективов одновременно захватывают изображение при разных фокусных расстояниях. Технология, разработанная специалистами Light, объединяет все полученные снимки в одно большое изображение с разрешением 52 Мпикс. После съемки в кадр можно внести разные изменения, например уменьшить или увеличить глубину резкости, сместить фокус и экспозицию.

L16 работает под управлением операционной системы Android и имеет встроенный модуль Wi­Fi. Камера обеспечивает зуммирование в диапазоне от 35 до 150 мм. Также отмечаются большой пятидюймовый сенсорный дисплей, функция видеосъемки в формате 4K, корпус с защитой от воды и пыли класса IP54, GPS, акселерометр.

Данная камера обойдется пользователю в 1300 долл.

Canon EOS 5DS и EOS 5DS R: полнокадровые фотоаппараты с 50,6-мегапиксельным сенсором

Компания Canon, как и ожидалось, представила зеркальные фотоаппараты EOS 5DS и EOS 5DS R, рассчитанные на профессиональных фотографов.

Разработчик называет новинки полнокадровыми DSLR­камерами самого высокого в мире разрешения: они получили КМОП­сенсор (36x24 мм) с 50,6 млн эффективных пикселов. Обработкой изображений занимаются два производительных процессора DIGIC 6. Максимальное разрешение снимков составляет 8688x5792 dpi.

Диапазон светочувствительности равен ISO 100­6400 (расширяется до ISO 12 800), выдержки — от 1/8000 до 30 с. Поддерживается последовательная съемка со скоростью 5 кадров в секунду и запись видео высокой четкости с разрешением 1920x1080 пикселов (30p, 25p, 24p). Отснятые материалы сохраняются на карты памяти SD/SDHC/SDXC или CompactFlash.

Фотоаппараты наделены 61­точечной системой автоматической фокусировки, 3,2­дюймовым фиксированным дисплеем ClearView II и оптическим видоискателем со 100­процентным покрытием кадра. Предусмотрены порты USB 3.0 и miniHDMI.

Различие между EOS 5DS и EOS 5DS R заключается в том, что у второй модели нет антиалиасного фильтра, что позволяет получать более резкие снимки.

Камеры рассчитаны на работу с объективами под байонетное крепление Canon EF. Модель EOS 5DS обойдется в 3700 долл., модификация EOS 5DS R — в 3900 долл. (цены приведены без оптики в комплекте).

Sony a7R II: полнокадровая «беззеркалка» с 42-мегапиксельным датчиком
и функцией записи 4K-видео

Японская компания Sony представила новую беззеркальную камеру a7R II. Эта модель позиционируется как первый в мире фотоаппарат, оснащенный полнокадровым датчиком типа CMOS с обратной подсветкой (BSI), который характеризуется разрешением 42,4 Мпикс и максимальной светочувствительностью ISO 102 400.

Кроме того, новинка может похвастать на 40% более быстрым автофокусом по сравнению с a7R первого поколения, что обеспечивает гибридная система автофокусировки по 399 фазовым и 25 контрастным точкам. Производитель добавляет, что обратная подсветка позволяет камере делать снимки высокого разрешения без ущерба скорости съемки и светочувствительности. Скорость обработки данных в новом устройстве выросла в 3,5 раза относительно показателей предшествующей модели.

Sony A7R II также получила 5­осевую систему стабилизации изображения, процессор обработки изображений BIONZ X, уменьшенную на 50%, по сравнению с Sony a7R, вибрацию в момент срабатывания затвора (есть режим Silent Shooting), видоискатель XGA OLED Tru­Finder с 0,78­кратным увеличением и функцию записи 4K­видео. Видеоролики с HD­разрешением могут записываться при кадровой частоте 120 кадров в секунду.

Рекомендованная розничная цена продукта составит 3200 долл.

3D-печать

В России представлен первый 3D-принтер Ricoh

Японская компания Ricoh, известная по фото­ и печатающей технике, анонсировала в России свой первый 3D­принтер. Его продажи начнутся в 2016 году.

Рис. 11. 3D-принтер Ricoh AM S5500P

Рис. 11. 3D-принтер Ricoh AM S5500P

Ricoh дебютировала в качестве производителя 3D­принтеров, выпустив модель AM S5500P (рис. 11), построенную на базе аддитивной технологии SLS, которая позволяет создавать сложные объекты высокой прочности при помощи спекания лазером полимерного порошка. Новинка способна формировать трехмерные фигуры из материалов PA6, PA11, PA12 (полиамид или нейлон) и PP (полипропилен), широко используемых в автомобилестроении и другом промышленном производстве.

Физические размеры устройства составляют 210x152x240 см, а площадь рабочего поля — 550x550x500 мм. За счет этого аппарат может выводить на печать сразу несколько разных объектов и создавать большие детали.

Ricoh AM S5500P поступит в продажу к середине 2016 года. Стоимость продукта не называется.

Самый успешный краудфандинг: 3D-принтер собрал 28 млн долл.

Уникальный принтер способен работать с кожей, синтетическими волокнами, разнообразными тканями, картоном, бумагой и целой дюжиной других материалов (на рекламном видео даже показано, как принтер автоматически распознает, что перед ним MacBook Air 13, и декорирует его поверхность). Он умеет вырезать фигуры любой формы, а также делать гравировку. Возможности профессиональных дизайнеров ограничиваются лишь их фантазией. Модели для принтера можно разработать в Adobe Photoshop, Adobe Illustrator или САПР­системе. Если же пользователь не является дизайнером, то для него предлагается большой каталог уже готовых решений.

Будут предложены две версии: Glowforge Basic и Pro ценой 4 тыс. и 8 тыс. долл. соответственно. Базовая модель может работать с материалами площадью 12x20 дюймов. А Pro­версия позволяет печатать на лентах неограниченной длины с шириной до 20 дюймов. Поставки принтера для ранних заказчиков стартуют в первой половине 2016 года. Остается надеяться, что готовое устройство действительно будет выполнено качественно и оправдает ожидания.

В MIT создали 3D-принтер, печатающий почти всё

3D­печать становится все доступнее, но это относится лишь к самым простым 3D­принтерам, которые способны создавать объекты из одного материала. Для более сложных задач разрабатываются так называемые multimaterial­модели, умеющие работать одновременно с несколькими материалами. Такие высокотехнологичные устройства уже способны создавать полезные объекты, при этом сборка не требуется.

Самым огромным минусом этих принтеров является их заоблачная стоимость — цену около 250 тыс. долл. потянет разве что компания, которая этим зарабатывает. Кроме того, типичные модели все же ограничены тремя материалами, а также требуют постоянного контроля оператором.

Но вот исследователи Лаборатории компьютерных наук и искусственного интеллекта при Массачусетском технологическом институте заявили, что им удалось разработать лучший, более дешевый, более простой в управлении и эксплуатации 3D­принтер. Уникальная новинка способна использовать одновременно до десяти материалов. Разрешение печати составляет 40 микрон (менее половины толщины человеческого волоса).

MultiFab является первым в отрасли 3D­принтером, который использует технику 3D­сканирования с применением машинного зрения. Новинка умеет делать самокалибровку и самокоррекцию. Кроме того, принтер может встраивать непосредственно в тело устройства сложные компоненты, такие как сенсоры и микросхемы. То есть он может создавать готовый продукт.

MultiFab может печатать многое, начиная от чехлов для смартфонов и заканчивая различными приборами потребительской электроники и для медицинских приложений, а также телекоммуникационным оборудованием. Возможно, в будущем он научится создавать даже роботов. Себестоимость системы составляет около 7 тыс. долл.

Общие новости

Flickr: пользователи чаще всего делают снимки устройствами Canon, Apple и Nikon

Популярный фотохостинг Flickr обнародовал статистику по брендам и типам фотокамер, которые предпочитали использовать подписчики сервиса.

Отмечается, что за прошедшие 12 месяцев на Flickr было загружено в общей сложности более 10 млрд изображений. Этими материалами поделились свыше 100 млн уникальных пользователей.

Итак, сообщается, что в общем рейтинге фотокамер (с учетом зеркальных и беззеркальных устройств, компактов, а также камер смартфонов и планшетов) лидирует Canon. Эта же компания занимала первое место и годом раньше. А вот на второй позиции оказались гаджеты Apple, в то время как годом ранее это место занимала Nikon (сейчас находится на третьей строке). Четвертую и пятую позиции занимают соответственно Samsung и Sony.

Если рассматривать только категорию мобильных устройств, то здесь безоговорочными лидерами являются смартфоны Apple. Места с первого по четвертое принадлежат соответственно аппаратам iPhone 5, iPhone 4S, iPhone 4 и iPhone 5с. Далее следуют Samsung Galaxy S3 и Galaxy S5.

Самым популярным беззеркальным фотоаппаратом среди пользователей Flickr является камера Olympus E­M5. Следом за ней идут Sony A7 и Sony NEX­6.

Epson начнет выпуск устройства по переработке макулатуры в бумагу в офисе

Seiko Epson сообщила о создании первого в мире аппарата по переработке макулатуры в новые чистые листы бумаги прямо в офисе, без надобности в использовании воды. Размеры новинки, получившей название PaperLab (рис. 12), составляют 2,56x1,8x1,2 м.

PaperLab измельчает бумагу вплоть до волокон, после чего вновь соединяет их вместе с помощью специальных добавок, обесцвечивает и придает бумаге в итоге белый цвет. По словам пресс­секретаря Seiko Epson, процесс измельчения бумаги отличается от используемого при уничтожении документации, при этом у волокон удаляется цвет для получения белой бумаги.

Рис. 12. Epson PaperLab

Рис. 12. Epson PaperLab

PaperLab может создавать из переработанной служебной документации до 14 листов бумаги формата А4 в минуту или 6720 листов за восемь часов рабочего дня. Можно варьировать толщину и размеры, например, для выпуска листов в формате A3 и A4 или визиток.

Производитель утверждает, что использование PaperLab позволит снизить выбросы парниковых газов, так как отпадет надобность в транспортировке макулатуры на заводы по ее переработке. Кроме того, можно быть спокойным за конфиденциальность, так как служебная документация уничтожается на месте, не покидая офис.

Продажи новинки начнутся в 2016 году, цена устройства пока неизвестна.

Полиграфическую деятельность могут лицензировать

В базе данных Госдумы зарегистрирован законопроект о запрете издания полиграфической продукции без лицензии. Автором инициативы значится депутат от «Справедливой России» Игорь Зотов.

Как говорится в пояснительной записке, проект разработан «в целях предотвращения ущерба правам и законным интересам граждан» при печати полиграфических материалов «без надлежащего общественного и государственного контроля».

В комментарии изданию Slon депутат рассказал о чрезмерном распространении рекламной продукции и экстремистских материалов. «Все подъезды забиты полиграфической продукцией, всякой рекламой, никто не знает, кто ее делал. А когда обращаешься в органы внутренних дел, чтобы установить, кто этим занимается, найти никого не могут. Без лицензии и всякие экстремистские материалы могут распространяться», — пояснил Зотов.

Дата рассмотрения законопроекта пока не определена.

Прогнозы на 2016 год

Удивительно, но мои ежегодные прогнозы, которые публикуются в журнале «КомпьюАрт», сбываются с точностью порядка 90%. Оставшиеся 10% говорят о том, что я сильно скромничаю. Результаты нынешних технологий способны удивлять даже оптимистов.

Ожидаемого качественного скачка в развитии HDD в 2016 году, скорее всего, не произойдет. То есть мы, конечно, ждем появления накопителей, которые перешагнут отметку в 10 Тбайт, но чего­то действительно революционного ожидать не стоит, учитывая самый разгар мирового экономического кризиса.

Также не стоит надеяться на крупные перемены в облачных технологиях. Нынешняя ситуация в этой сфере напоминает мне отношение туземца к супернавороченному смартфону — он применяет его лишь в качестве фонарика или молотка. Облачные технологии используются примерно так же. Несмотря на кажущиеся необыкновенные возможности и перспективы, мы год за годом используем их как внешний винчестер — исключительно для хранения данных. То есть, конечно, те или иные компании навешивают на эти технологии различные «рюшечки», но суть остается прежней.

Как и несколько лет подряд, главным трендом будет дальнейшее продвижение планшетов во все сферы дизайнерско­верстальной жизни. Пару лет назад я написал следующие строки: «Да, планшеты явно были недооценены в начале своего победного шествия. Сейчас пришло их время, и останавливаться они не собираются. Благо, начинка их становится все более мощной и относительно дешевой.

Возможно, что развитие программного обеспечения (мы все еще говорим о дизайнерско­верстальной области) на мобильных и настольных платформах будет сближаться. Может быть, даже мобильный софт сможет стать частью настольного. И тогда грань между платформами станет совсем неощутимой. Свершится ли это в наступающем году? Не думаю. Но в ближайшие три­пять лет — точно».

Годы идут, а эти строки все еще остаются актуальными. И думаю, что они будут актуальны в означенные три­пять лет. Здесь нет ошибки, как могло бы показаться. Просто по мере совершенствования технологий «линия горизонта» сдвигается все дальше и дальше.

 

Удачного года, интересных тем! 

 

При подготовке обзора использовались
материалы сайтов: RuDTP.ru, 3Dnews.ru, Cnews.ru, PrintDaily, «Гильдия издателей»,
«Планета СМИ», Membrana.ru и iXBT.ru

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства