КомпьюАрт

2 - 2016

Источники бесплатных изображений

Николай Дубина info@prodtp.ru

Сегодня сложно представить себе работу дизайнера без использования фотобанков и фотостоков. Можно, конечно, ограничиться поиском по изображениям от ведущих поисковых систем, например Google Image Search или Яндекс.Картинки, но выбирать из большого многообразия различных картинок достаточно сложно. Разработчики хорошо усовершенствовали движки своих систем, добавив фильтры по цвету и типу изображения, ориентации, формату файла и т.д., но все равно лучше воспользоваться профессиональными проектами, которые созданы специально для дизайнеров и хранят в своих недрах миллионы материалов для веб­сайтов, графической рекламы, полиграфии и пр.

Раньше стоковые фотографии применялись достаточно часто в газетной индустрии, сейчас же фотобанки и фотостоки стали активно использоваться дизайнерами журналов, веб­сайтов, проектировщиками интерфейсов и т.д.

Важным нюансом растущей популярности фотобанков, конечно, является их доступность — вы можете найти практически любое интересующее вас изображение в считаные минуты. При этом, в зависимости от политики того или иного проекта, сделать это получится либо бесплатно, либо уплатив небольшую, чисто символическую цену. Некоторые фотостоки берут плату за период использования, что полезно для тех, кто активно работает в сфере дизайна и постоянно нуждается в новых материалах. Тем не менее во Всемирной паутине можно найти и бесплатные фотобанки и фотостоки, которые предлагают не меньший выбор качественных изображений. О таких проектах и пойдет сегодня речь.

Почему изображения вообще бывают бесплатными? Большинство качественных изображений создается на продажу. Но часто фотографы и дизайнеры публикуют свои фотографии под различными вариациями лицензии Creative Commons (CC) или Royalty Free (RF), которые позволяют использовать изображение бесплатно. Именно поиску таких изображений и посвящена эта заметка.

Для удобства все доступные источники бесплатных изображений можно разделить на две группы сайтов:

  1. Поиск картинок — сайты с приличными архивами, где можно найти фото под конкретную задачу по поисковым запросам.
  2. Подборки и подписка — сайты, на которых регулярно публикуются фотографии довольно высокого качества, но там нет поиска, поэтому использовать их нужно через вашу РСС­читалку или путем подписки на обновления по почте.

Рис. 1. Google Advanced Image Search позволяет искать изображения с определенным видом лицензии на использование

Рис. 1. Google Advanced Image Search позволяет искать изображения с определенным видом лицензии на использование

Рис. 2. Free Images — огромное количество бесплатных материалов

Рис. 2. Free Images — огромное количество бесплатных материалов

Поиск бесплатных фотографий

  • Google Advanced Image Search (рис. 1) — самый удобный и мощный поиск изображений. В настройках поиска есть возможность отфильтровать картинки по типу лицензии. Ссылка: http://images.google.ru;
  • Creative Commons Search — поисковик, который ищет свободные фото (с лицензией СС) по нескольким источникам. Ссылка: http://search.creativecommons.org;
  • Flickr — есть возможность при поиске указать в фильтре лицензию CC. Ссылка: http://www.flickr.com/search/;
  • Wikimedia Commons (Викисклад) — «собрание 21 336 453 свободных для дальнейшего использования медиафайлов, в пополнении которого каждый может принять участие». Ссылка: http://commons.wikimedia.org/wiki/Main_Page?uselang=ru;
  • StockPhotos.io — всего 27 тыс.  фото, но все они хорошего качества, есть поиск и все они бесплатны. Ссылка: https://stockphotos.io/;
  • Pickupimage — в основном природа и города. Ссылка: http://pickupimage.com/;
  • RGBstock — нужна регистрация, подавляющее большинство фотографий и рисунков бесплатны, но все же следует обращать внимание на тип лицензии. Ссылка: http://www.rgbstock.com/;
  • Free Images (рис. 2) — не самые профессиональные фотографии и иллюстрации, зато их много (более 380 тыс.), есть удобный поиск и разбивка на категории. Есть русскоязычный интерфейс. Ссылка: http://www.freeimages.com/;
  • 500px — это социальная сеть для фотографов. Внутри есть раздел, где можно искать изображения под CC­лицензией. Не забудьте ознакомиться на сайте с текущей редакцией СС­лицензии. Ссылка: http://500px.com/creativecommons;
  • PhotoPin — неплохой поисковик, правда, сверху всегда выдает подборку из десятка коммерческих спонсорских изображений, но с этим можно легко смириться. Ссылка: http://photopin.com/.

Рис. 3. Персональный фотоархив Gratiso Photography

Рис. 3. Персональный фотоархив Gratiso Photography

Подборки и подписка бесплатных фото

  • New Old Stock Photos — коллекция винтажных фото, заботливо собранных из публичных архивов. Поиска нет, стоит подписаться и отслеживать «новинки». Ссылка: http://nos.twnsnd.co;
  • Unsplash — 10 новых фото каждые 10 дней. Есть разбивка на тематические коллекции, присутствует поиск по ключевым словам. Ссылка: http://unsplash.com/;
  • Little Visuals — 7 новых фото каждые 7 дней. Есть архив. Можно подписаться на обновления по почте. Ссылка: http://littlevisuals.co;
  • Death to Stock Photos — ежемесячная рассылка с хорошими фотографиями. Архива и поиска на сайте нет. Это именно рассылка по почте, просмотра онлайн нет. Размер фотографий — 15+ Мпикс. Ссылка: http://join.deathtothestockphoto.com;
  • Gratiso Photography (рис. 3) — персональный архив. Есть некоторая разбивка по категориям. Ссылка: http://www.gratisography.com;
  • Wellcome Images — коллекция изображений по различным темам. В основном на медицинскую и социальную тематики. Изображения самые разнообразные, очень сильно отличаются от традиционных стоков с их глянцевыми картинками. Есть книжные иллюстрации, тату, плакаты, олимпийские виды спорта и пр. Ссылка: http://wellcomeimages.org;
  • Pic Jumbo — довольно качественные фотографии, но нет поиска, только хиленький рубрикатор (и кучка рекламы). Ссылка: https://picjumbo.com;
  • Publicdomainarchive — частный архив, в котором дизайнер Мэтт собирает и каждую неделю публикует бесплатные стоковые фотографии. Поиск слабый (только по постам внутри WordPress, на котором работает сайт), но есть категории и подборки. Ссылка: http://publicdomainarchive.com;
  • Splitshire — частный архив итальянского фотографа и дизайнера Дэниэла. Поиск только по постам, но есть категории. Ссылка: http://www.splitshire.com/;
  • Pixabay — огромный архив, содержащий почти 600 тыс. изображений (фото, векторные, иллюстрации и видео). Есть разбивка по категориям, и на сайте работает хороший поиск. Имеется интерфейс на русском языке. Ссылка: https://pixabay.com.

Если вы приобретаете изображения на фотобанках или планируете начать это делать, то обязательно должны знать, что некоторые популярные фотобанки имеют базу бесплатных изображений в своем портфолио.

Коллекции бесплатных фотографий и иллюстраций пополняются ежедневно, однако их количество уступает количеству платных. И качество бесплатных стоковых фотографий, разумеется, ниже. Хотя есть и исключения! Тем не менее, если есть шанс получить изображения бесплатно, почему бы им не воспользоваться?

Виды лицензий для стоковой фотографии

Фотографии в фотобанках продаются под различными типами лицензий. От вида лицензии зависит, какие права на фотографию будет иметь лицо, купившее изображение на фотостоке. Естественно, и вознаграждение автора будет зависеть от того, по какому типу лицензии была приобретена его картинка. По сути, покупатели на фотостоках покупают не само фото, а лицензии, по которым они могут использовать данное изображение.

Виды лицензий для стоковой фотографии:

  • Creative Commons;
  • Royalty Free (RF);
  • Extended Royalty Free (extRF);
  • Right Managed (RM);
  • Exclusive Buyout (EB);
  • Editorial license.

Теперь более подробно о каждой лицензии для фотобанков...

Royalty Free (RF) — это самый распространенный вид лицензии на фотостоках, имеющий самое большое количество продаж. Понятие «роялти фри» означает, что изображение можно использовать множество раз без дополнительных отчислений.

При продаже по этой лицензии все права на фотографию остаются у ее автора. Лицо, купившее это фото, может только использовать его в том разрешении, объеме и в те сроки, которые прописаны в лицензионном соглашении фотостока, на котором он ее приобрел.

Например:

  • размер изображения не должен быть больше 900x700 пикселей;
  • общий тираж изображения — не более 200 тыс. копий (журналы с большими тиражами не могут использовать стандартную лицензию Royalty Free — им необходимо приобретать расширенную лицензию);
  • время использования данного изображения — 2 года с момента приобретения и т.п.

Очень часто действуют несколько ограничений одновременно.

Если объяснять на более понятном языке, то, как правило, изображение, купленное по лицензии «Роялти Фри», можно использовать множество раз без дополнительных отчислений автору или фотобанкам.

Extended Royalty Free (extRF) — расширенный вариант лицензии «Роялти Фри», который отличается более широкими правами на использование изображений. Данный вид лицензии позволяет распространять фотографии более крупными тиражами и снимает ряд других ограничений лицензии Royalty Free. При использовании изображений для изготовления продуктов, предназначенных для коммерческого применения (печать открыток, постеров, шаблонов, футболок и т.д.), необходимо приобретать расширенную лицензию. Стоимость одной фотографии по расширенной лицензии обычно выше в 5-10 раз, чем по обычной лицензии «Роялти Фри».

Рис. 6. Графические обозначения лицензий Creative Commons

Рис. 6. Графические обозначения лицензий Creative Commons

Right Managed (RM) — это лицензия с управляемыми правами. Не используется на микростоках. Чаще встречается на средних и крупных фотобанках. Все параметры по данной лицензии оговариваются, соответственно и цена за фото будет зависеть от того, какие условия нужны покупателю. По данному типу лицензий фотобанки ведут историю продаж фотографий, поэтому если эта фотография была продана другим фотобанком, то автор должен немедленно сообщать по всем другим местам продаж.

Например: фирма купила изображение, но не хочет, чтобы ее конкурент мог его использовать, поэтому она приобретает данное изображение по такой лицензии с оговоренными условиями. Либо оговаривается, что данное изображение нельзя использовать в каком-то конкретном регионе или в течение определенного времени.

Exclusive Buyout (EB) — эксклюзивная лицензия. После продажи изображения по данной лицензии вы обязаны удалить данное изображение со всех других фотобанков. Все права на данное изображение (конечно, кроме авторского права) переходят покупателю. С этого момента вы не можете продавать или каким-либо другим способом использовать данное изображение. Продажа эксклюзивных прав подразумевает также полное удаление всех подобных изображений (серий) своего авторства из всех фотобанков. Подобными изображениями считаются серии изображений, имеющих минимальные различия.

Например:

  • одна и та же модель, с одним гримом, в одной и той же одежде, но в разных позах;
  • приборная панель одного и того же автомобиля, сфотографированная под разными углами.

Будьте внимательны! Если вы понимаете, что не сможете оперативно (обычно в течение не более 72 ч) удалить изображение после его продажи по данной лицензии со всех фотобанков (стоков), фотосайтов, фотогалерей и т.д., то лучше не предоставляйте возможность покупателям приобретать ваши изображения по данной лицензии. Помните: наказания за это последуют более чем серьезные!

Editorial license (EL) — еще один тип лицензии, который становится популярным в среде микростоковой фотографии. Редакционная лицензия подразумевает, что работа может быть использована для информационных и образовательных целей, и запрещает применение изображения в рекламных, маркетинговых и других коммерческих целях. При использовании изображения по лицензии Editorial от людей, изображенных на фото, не требуется подписанного модель-релиза, как это требуется для коммерческого использования по лицензии Royalty Free. Не все изображения подходят для продажи по редакционному типу лицензии, например фотографии человека, снятые крупным планом, когда конкретный человек является главным объектом съемки.

Rights-Ready license (RR) — лицензия, при которой изображение применяется в конкретном проекте и под заранее определенные цели. Покупатель указывает, в каком проекте и для каких целей будет использована фотография, при этом он не платит каких-либо дополнительных сборов, если использует работу с теми же целями и в том же проекте.

Creative Commons

Отдельным параграфом следует упомянуть лицензию Creative Commons. Это даже не одна лицензия, а целая обойма лицензий на все случаи жизни. В основном именно этот вид лицензий используется в банках бесплатных изображений.

Лицензии и правовые инструменты Creative Commons очень стараются сохранить баланс, находясь при этом в рамках традиционной системы «все права сохранены», сформированной современным законодательством об авторском праве.

Все лицензии Creative Commons имеют много общих черт. Каждая лицензия позволяет создателям — если они применяют инструменты СС, лицензиарам — сохранять авторские права, в то же время позволяя другим копировать, распространять и каким-то образом использовать их произведения, по крайней мере некоммерчески.

Каждая лицензия Creative Commons также гарантирует лицензиарам указание авторства произведений, которое они заслуживают. Каждая лицензия Creative Commons работает во всем мире и длится столько, сколько длится авторское право (потому что они построены на авторском праве). Эти общие черты являются базовыми. Сверх того, лицензиары могут решить предоставить дополнительные разрешения, если они хотят выразить желание о том, как должно использоваться их произведение.

Типы СС-лицензий

Attribution (Атрибуция) CC BY

Эта лицензия позволяет другим распространять, редактировать, поправлять и брать за основу ваше произведение, даже коммерчески, до тех пор, пока они указывают ваше авторство. Это самая разрешительная из предлагаемых лицензий. Она рекомендована для максимального распространения и использования лицензированных материалов.

Attribution-ShareAlike (Атрибуция — На тех же условиях) CC BY-SA

Эта лицензия позволяет другим редактировать, поправлять и брать за основу ваше произведение даже в коммерческих целях, до тех пор пока они указывают ваше авторство и лицензируют свои новые творения на идентичных условиях. Эта лицензия часто сравнивается с «копилефтными» свободными и «open source»-лицензиями на программное обеспечение. Все новые произведения, основанные на ваших, будут распространяться по той же лицензии; для любых производных произведений будет также разрешено коммерческое использование. Эта лицензия используется Википедией и рекомендуется для материалов, которые получают выгоду от включения контента из Википедии или проектов, лицензированных похожим образом.

Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений) CC BY-ND

Эта лицензия позволяет распространение, коммерческое и некоммерческое, до тех пор, пока произведение передается неизменным и целиком, с указанием вашего авторства.

Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC

Эта лицензия позволяет другим изменять, поправлять и брать за основу ваше произведение некоммерческим образом; на их новых произведениях должны быть указаны вы в качестве автора; произведения должны быть некоммерческими; те, кто использует ваше произведение, не должны лицензировать производные произведения на тех же условиях.

Attribution-NonCommercial-ShareAlike (Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях) CC BY-NC-SA

Эта лицензия позволяет другим редактировать, поправлять и брать за основу ваше произведение в некоммерческих целях до тех пор, пока они указывают вас в качестве автора и лицензируют свои новые творения на идентичных условиях.

Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) CC BY-NC-ND

Эта лицензия — самая запретительная из шести главных лицензий, разрешающая другим только скачивать ваши произведения и делиться ими с другими до тех пор, пока они указывают ваше авторство, но в любом случае они не могут изменять их или использовать коммерчески.

Бесплатная стоковая фотография

Зачем микростокам это нужно? Все просто — это легкий способ привлечь внимание новых покупателей. Возможно, изучив базу бесплатных изображений, вы захотите купить что­нибудь за деньги?

Условия и ограничения

Само собой, при приобретении бесплатного изображения вы можете наткнуться на ряд ограничений, таких как:

  • максимальный размер желаемого изображения;
  • ограничения в использовании;
  • ограниченный выбор изображений (несмотря на имеющуюся большую базу бесплатных фотографий в фотобанке, в определенный момент могут быть доступны к скачиванию лишь несколько).

Где найти бесплатные стоковые фотографии

Сегодня не все сайты предоставляют стоковые фотографии бесплатно. Из популярных микростоков бесплатные фотографии и иллюстрации предлагают iStockphoto, Dreamstime, Shutterstock, Fotolia, 123 Royalty Free и Crestock.

Почти каждый фотобанк налагает ряд ограничений на использование бесплатных фотографий. Рассмотрим условия каждого микростока в отдельности.

iStockphoto

В фотобанке «Айсток» изображения в бесплатной секции обновляются еженедельно. На сайте микростока имеется архив бесплатных фотографий (рис. 4). В каждый момент для загрузки доступны четыре бесплатные фотографии. Для скачивая бесплатных фотографий необходима регистрация. На «Айстокфото» бесплатные изображения самого высокого качества! Работы предоставляются бесплатно по стандартной лицензии «Роялти Фри».

Рис. 4. Раздел бесплатных изображений на iStockphoto

Рис. 4. Раздел бесплатных изображений на iStockphoto

Dreamstime

На этом сайте довольно большая база бесплатных изображений, которые постоянно доступны для загрузки в высоком качестве в специальном разделе фотобанка — Free Images. Можно осуществлять поиск по ключевым словам, и вместе с бесплатными изображениями вам сразу выпадают варианты платного приобретения похожих изображений. Ограничений по размеру нет, но имеется ограничение по тиражу.

Shutterstock

«Шаттерсток» раздает по одной фотографии и одной иллюстрации бесплатно каждую неделю. К сожалению, нет возможности выбрать понравившееся изображение. Микросток сам определяет бесплатное фото или иллюстрацию недели. Но попадают в эту категорию лучшие работы, и только с согласия автора.

Для того чтобы скачать бесплатные фотографии с «Шаттерсток», необходимо пройти регистрацию для покупателей. У этого фотобанка нет ограничений по размеру бесплатного изображения, и приобретается оно по стандартным условиям «Роялти Фри».

Fotolia

Европейский фотобанк «Фотолия» имеет достаточно большую, постоянно пополняющуюся базу бесплатных изображений. Здесь нет ограничений по размеру выбранной бесплатной работы, и использовать ее вы можете по стандартным условиям лицензии «Роялти Фри». Но доступны к скачиванию всегда лишь несколько работ. Каждый день сайт предоставляет 16 бесплатных изображений. Для того чтобы скачать бесплатную фотографию, необходимо пройти регистрацию.

123 Royalty Free

В фотобанке 123RF тоже довольно много бесплатных изображений (рис. 5). И здесь можно найти фотографии отличного качества! База периодически обновляется и изменяется, поскольку на этом микростоке фотографы сами определяют, какое количество времени изображение будет находиться в бесплатном разделе. Здесь есть ограничение по размеру (только веб­размер) и тиражу (10 тыс. копий).

В процедуре поиска бесплатных работ на 123RF имеется небольшой минус. Здесь нет поиска по ключевым словам, и нужно просматривать все изображения по порядку (до ста фотографий на странице). Для загрузки фото нужно пройти бесплатную регистрацию покупателя.

Рис. 5. Раздел бесплатных изображений фотобанка 123RF

Рис. 5. Раздел бесплатных изображений фотобанка 123RF

Crestock

Микросток «Кресток» ежедневно публикует одну фотографию или вектор (отличного качества!) для бесплатной загрузки. То есть для бесплатного скачивания доступна только одна работа в день. Есть возможность подписаться на rss­ленту бесплатных изображений.

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства