КомпьюАрт

3 - 2016

FSC-сертифицированные материалы в полиграфии

Потребители в развитых западных странах, выбирая мебель или бумагу, все чаще интересуются, сертифицирована ли древесина, из которой сделан товар, заготовлена ли она методами, которые не ведут к истощению лесных ресурсов.

Между тем, по статистике, каждое четвертое такое изделие, поставляемое из России, имеет сомнительное происхождение. При этом в последнее время отмечаются признаки истощения ресурсов высококачественной древесины в доступных районах. Более того, деревья, из которых выполнены изделия, могли быть срублены в природоохранной зоне или с нарушением правил рубки. Подчас в магазинах реализуется продукция из пород древесины, которые, согласно российскому законодательству, вообще запрещены к рубке.

В развитых странах сегодня уже сформировались так называемые экологически чувствительные рынки. Это значит, что там растет спрос на товары, произведенные без ущерба природе. В Европе и Америке покупатель, прежде чем приобрести древесину или товар из нее, ищет на нем знаки экологической сертификации. В том числе и FSC. В нашей стране Всемирный фонд дикой природы (WWF России) в партнерстве с Лесным попечительским советом (FSC) начали работу по продвижению сертифицированной лесной продукции на рынке, что будет способствовать формированию экологически чувствительного рынка лесной продукции.

Что такое FSC-сертификация

В начале 1990­х годов как результат протестов, бойкотов, кампаний со стороны экологических организаций и отдельных государств родилась идея лесной сертификации, которая позволила бы отделить продукцию из ответственно управляемых лесов от прочей продукции из древесины.

В 1993 году в г.Торонто (Канада) 130 участниками, представляющими разные страны мира и различные экологические и промышленные организации, был создан Лесной попечительский совет — ЛПС (Forest stewardship council, FSC).

Лесной попечительский совет является независимой неправительственной международной организацией в области лесной сертификации и ответственного управления лесами. Сертификация по схеме FSC осуществляется органами сертификации, аккредитованными в системе FSC. Сама FSC как организация не осуществляет лесную сертификацию. Благодаря этому FSC имеет возможность сохранить независимый подход при разработке требований и стандартов, а также независимое отношение к сертифицирующимся компаниям.

Цели лесной сертификации

Сертификация FSC своей конечной целью ставит поддержание экологически социально ответственного и экономически выгодного лесопользования. Необходимо, чтобы конечный потребитель имел возможность отличить сертифицированную продукцию от несертифицированной. Непосредственной задачей сертификации лесоуправления является подтверждение соответствия деятельности лесозаготовительного или лесохозяйственного предприятия «Принципам и Критериям FSC». Основной целью сертификации лесоуправления является:

  • совершенствование лесоуправления;
  • обеспечение доступа потребителя к сертифицированным лесным продуктам.

Для того чтобы отвечать первой цели, сертификация должна быть организационно и политически адаптирована к местным условиям, быть целевой и эффективной, приемлемой для всех заинтересованных сторон, базироваться на утвержденных национальных стандартах, совмес­тимых с принципами устойчивого управления лесами. Для того чтобы отвечать второй цели, сертификация должна быть приемлема для потребителей, основываться на объективных и измеримых показателях, проводиться независимым и надежным аудитором, быть доступной по стоимости и ясной для контроля.

Выгоды лесной сертификации

  • Выход с сертифицированной продукцией на международные экологически чувствительные рынки Европы, Америки и Азии и получение признания;
  • повышение инвестиционной привлекательности бизнеса и уровня капитализации самого предприятия;
  • улучшение имиджа предприятия на местном и региональном уровнях;
  • возможность использования знака FSC, демонстрирующего, что данная продукция получена в результате легального и ответственного лесопользования;
  • получение приоритета при заключении долгосрочных договоров поставок FSC сертифицированной продукции и более выгодной ценовой политики;
  • возможность получения поддержки ответственного лесопользования со стороны властей всех уровней и природоохранных организаций.

Для чего России нужна FSC-сертификация

В настоящее время в Российской Федерации сертифицировано большинство крупнейших экспортеров лесной продукции. Десять ведущих российских экспортеров продукции лесопиления и деревообработки, на долю которых приходится почти 20% экспорта, уже имеют сертификаты FSC или находятся в процессе сертификации. Из следующих сорока крупнейших экспортеров с 20 процентами экспорта 24 компании тоже получили сертификаты FSC. В целлюлозно­бумажном производстве восемь ведущих экспортеров, обеспечивающих 2/3 экспорта продукции, также имеют сертификаты FSC.

Китай в последние десять лет является главным импортером российского леса, который перерабатывает древесину на своей территории и экспортирует готовую продукцию главным образом в США и страны Евросоюза. Таким образом, значительная часть российских лесоматериалов через Китай в конечном счете попадает на экологически чувствительные рынки этих стран. В связи с требованиями рынков США и ЕС китайские компании стали требовать, чтобы из Российской Федерации поставлялась сертифицированная продукция. Этот факт привел к росту сертификации лесотоваров Дальнего Востока и Сибири.

Евросоюз в марте 2013 года ввел в действие новый регламент, который будет стимулировать дальнейшую сертификацию российских экспортеров на Северо­Западе Российской Федерации. Самый большой в Европе покупатель древесной продукции из России — Финляндия. Финские компании являются одними из лидеров PEFC­сертификации в Европе. Однако в России они предпочитают стандарты FSC. Гармонизация обоих стандартов (PEFC и FSC) возможна и целесообразна.

Япония является важным экспортным рынком, требующим сертифицированную продукцию. Пять основных российских экспортеров в Японию, на долю которых приходится более трети российского экспорта, уже сертифицированы или находятся в процессе сертификации. В процесс сертификации постепенно вовлекаются более мелкие экспортеры с российского Дальнего Востока.

США потребляют 13% экспорта российской фанеры. Поправки к закону Лейси (Lacey Act) вводят уголовную ответственность за ввоз на территорию страны продукции из нелегально заготовленной древесины. Из пяти ведущих российских экспортеров фанеры в США четыре компании имеют сертификаты FSC. Их доля в экспорте составляет около 40%.

Российский внутренний рынок является главным потенциалом для FSC­сертифицированной продукции. Первый этап кампании WWF и FSC по продвижению FSC­сертифицированной продукции на внутренний рынок уже привел к сертификации многих производителей лесопродукции и поставщиков сырья. FSC­сертификация продолжится в европейской части Российской Федерации, преимущественно на Северо­Западе. Регионы центральной части Российской Федерации и Поволжья, которые ориентированы большей частью на внутренний рынок, также будут осваивать сертификацию. В Сибири и на Дальнем Востоке сертификация последовательно будет распространяться на соседние регионы, прилегающие к нынешним центрам сертификации (Амурская область, Забайкальский край, Хакасия, Алтайский край и др.).

Фактически, единственным регионом Российской Федерации, еще не затронутым лесной сертификацией, является Кавказ. Экспорт региона ориентирован на рынки Турции (65%) и Азербайджана (10%). ЕС и США, которые покупают продукцию из региона, должны стать двигателем сертификации на Кавказе. Другие рынки России, где значительна доля напольных покрытий с Кавказа, также будут стимулировать сертификацию в регионе. В ближайшие два­три года можно ожидать появления первых сертификатов FSC на Кавказе.

Пока отсутствуют FSC­сертификаты в Калининградской области, ориентированной на экспорт в страны ЕС. Крупнейший производитель в регионе имеет сертификат FSC на цепочку поставок, но сырье поставляется в основном из Сибири. Ожидается, что принятие нового лесного законодательства Европейским Союзом начнет сертификацию лесов в регионе.

Как осуществляется сертификация FSC

Сертификация по схеме FSC — это добровольный процесс и проводится только при условии желания и готовности хозяйствующего субъекта удостоверить уровень ведения лесного хозяйства и лесопользования по отношению к требованиям устойчивого управления лесами. Эта система, основанная на аудите третьей стороной, оценивает уровень ведения лесного хозяйства. Способ создания стандартов FSC является наиболее репрезентативным, так как предусматривает согласование точек зрения всех заинтересованных партнерских организаций, включая неправительственные.

Рис. 1. Маркировка сертифицированной древесины

Рис. 1. Маркировка сертифицированной древесины

Рис. 2. Маркировка обработанной сертифицированной древесины

Рис. 2. Маркировка обработанной сертифицированной древесины

Главным информационным инструментом в достижении цели FSC является возможность маркировки сертифицированной продукции товарными знаками (рис.  1 и 2). Этот знак ставится на конечную продукцию и говорит потребителю о том, что продукция исходит из хорошо управляемых лесов, то есть лесов, в которых не нарушаются требования национального природоохранного законодательства. Крайне важно, чтобы доверие к товарным знакам FSC поддерживалось за счет общественного признания и понимания. Для этого необходимо обеспечить и гарантировать максимально корректное использование товарных знаков.

Виды сертификации FSC

Сертификация лесоуправления (FSC FM) — сертификация предприятия, ведущего лесное хозяйство. Главное отличие данного вида сертификации в том, что предприятие не получает права на использование знака FSC, а лишь получает сертификат и соответствующий регистрационный номер сертификата.

Комплексная сертификация лесоуправления и внутренней цепочки поставок (FSC FM/CОC) — сертификация предприятий, осуществляющих лесопользование с целью заготовки, переработки и продажи лесной продукции на арендуемых лесных участках. Дает право использовать знак FSC.

Рис. 3. Бумага для принтеров Canon, сертифицированная FSC

Рис. 3. Бумага для принтеров Canon, сертифицированная FSC

Рис. 4. Бумага Mondi «Снегурочка», сертифицированная FSC

Рис. 4. Бумага Mondi «Снегурочка», сертифицированная FSC

Сертификация цепочки поставок (FSC CОC) предусматривает оценку организаций, занимающихся переработкой, закупкой или перекупкой сертифицированной древесины или продукции на основе древесины. При успешном прохождении сертификации организация получает сертификат и право использовать знак FSC. Сертификация по данной схеме проводится на соответствие стандарту цепочки поставок FSC­STD­40­004 v.2­1. Каждая организация в производственной цепи и цепи поставок, которая закупает сертифицированный материал или продукцию, имеет возможность в дальнейшем предлагать и продавать свою продукцию как FSC­сертифицированную.

Сертификация цепочки поставок и контролируемой древесины (FSC CОC/CW) — сертификация организаций, занимающихся переработкой, транспортировкой и продажей лесной продукции в случае, если организация планирует закупать и/или использовать в процессе производства несертифицированную древесину или продукцию на основе древесины. Дополнительно проводится проверка на соответствие стандарту для оценки предприятием FSC­контролируемой древесины FSC­STD­40­005 v.2­1. Не дает право использовать товарный знак FSC.

При этом каждая последующая стадия обработки лесной продукции в рамках нового предприятия, предполагающая ее переработку, переупаковку и перемаркировку, должна проходить сертификацию цепочки. Более того, продукция, полученная из лесов, на которые имеется только сертификат лесоуправления, не имеет право входить в дальнейшую цепочку поставки, то есть не имея сертификата FSC FM/CОC, продукция лесозаготовителя не может появляться на следующих стадиях переработки как сертифицированная и тем более маркироваться знаком FSC.

Рис. 5. Картонный стаканчик, сертифицированный FSC

Рис. 5. Картонный стаканчик, сертифицированный FSC

Рис. 6. Пакет, сертифицированный FSC

Рис. 6. Пакет, сертифицированный FSC

Рис. 7. Упаковка «Тетра Пак», сертифицированная FSC

Рис. 7. Упаковка «Тетра Пак», сертифицированная FSC

Основные этапы сертификации

  • Принятие предприятием решения о проведении сертификации, определение области распространения FSC­сертификата, установление сертифицируемых видов продукции и FSC­категорий этой продукции. Выбор органа по сертификации и заключение с ним контракта. Подготовка предприятия к предварительному аудиту (предаудиту);
  • проведение органом по сертификации предварительного аудита. Оформление и принятие отчета по предварительному аудиту, содержащего перечень требований по корректирующим мерам, которые необходимо выполнить для соблюдения требований FSC­стандартов. При сертификации контролируемой древесины и цепочки поставок предварительный аудит может не проводиться;
  • подготовка предприятия к основному аудиту — выполнение корректирующих мер по предварительному ­аудиту;
  • проведение органом по сертификации основного аудита и оформление отчета по основному аудиту с требованиями значительных (Major CARs) и незначительных (Minor CARs) корректирующих мер для устранения выявленных при аудите несоответствий FSC­стандартам (при наличии). Принятие предприятием отчета
    по аудиту;
  • выполнение предприятием требований по значительным корректирующим мерам по основному аудиту;
  • выдача предприятию FSC­сертификата органом по сертификации;
  • проведение органом по сертификации ежегодного контрольного аудита, оформление отчета по контрольному аудиту с требованиями значительных и незначительных корректирующих мер для устранения выявленных при аудите несоответствий FSC­стандарта (при наличии). Принятие предприятием отчета по контрольному аудиту;
  • выполнение предприятием требований корректирующих мер по контрольному аудиту.

Срок действия FSC­сертификата — 5 лет.

Когда мы говорим о возможности поставить значок FSC­сертификации на любую готовую печатную продукцию, правила FSC таковы: на готовое печатное изделие можно поставить значок сертификации только в том случае, если бумага была FSC­сертифицирована, ее ввез в Россию FSC­сертифицированный поставщик бумаги и печать осуществила FSC­сертифицированная типография. Таким образом, в ходе всего процесса производства должна сохраняться непрерывная цепочка сертификации.

Статистика

По данным ООН (UNECE), FSC­сертификация является наиболее быстро развивающейся системой лесной сертификации в мире. Рынок продукции с логотипом FSC оценивается в 30 млрд долл., или 7­9% от всего рынка лесобумажной продукции, а темпы развития этого «зеленого» сектора рынка на порядок превосходят темпы развития несертифицированного сектора. Продукция FSC закупается ответственными потребителями, бизнесом и в рамках государственных закупок легальных и сертифицированных материалов более чем в 15 странах мира. По состоянию на 29.04.2016 в России 41,85 млн га лесов сертифицировано, выдано сертификатов на лесоуправление — 199. По площади FSC­сертифицированных лесов Россия прочно занимает второе место в мире, уступая только Канаде. Сертифицировано предприятий по цепи поставок — 574.

Сертифицированная продукция

Сертифицированная продукция маркируется специальным товарным знаком FSC («Дерево с галочкой»), который предназначен для информирования рынка. Это позволяет потребителю приобретать продукцию именно из сертифицированных лесов и гарантировать, что при производстве, переработке и поставке в продукцию не подмешивают древесину нежелательного или неизвестного происхождения.

Области экономики, охваченные FSC, не ограничиваются лесным сектором. Сегодня российские компании производят широкий спектр FSC­сертифицированной продукции от круглого леса до спичечной соломки и деревянных сувениров.

В настоящее время на российском рынке имеется FSC­серти­фици­ро­ван­ная продукция, относящаяся к следующим позициям:

  • офисная бумага;
  • типографская бумага;
  • газетная бумага;
  • бумажная упаковка, пакеты;
  • изделия санитарно­гигиенического назначения;
  • напольные покрытия (паркет, ламинат);
  • двери, окна, лестницы;
  • дома деревянные;
  • материалы для строительства и отделки (фанеры, плиты, пиломатериал и пр.);
  • потребительские деревянные изделия;
  • канцелярские товары.

Рынок FSC­сертифицированных товаров в России по совокупной выручке крупнейших лесных компаний по итогам 2014 года превысил 280 млрд руб. Ключевое значение в этом сыграли крупные ЦБК, доля которых составила порядка 75%, остальная часть приходится на деревообрабатывающие предприятия.

В России статус FSC имеют более 40 млн га леса, что составляет четверть переданных в аренду лесных массивов России. Стремительное развитие лесной сертификации связано с тем, что сертификат FSC стали получать крупные лесные компании, которые производили экспортно­ориентированную продукцию. Наличие сертификата до сих пор является «входным билетом» на экологически чувствительные рынки Европы и Америки. Продукция, поступающая в эти страны, должна иметь заметную авторитетную эко­маркировку, узнаваемую потребителями.

Сертифицированные производители и поставщики в России (по данным на март 2016 года)
Все данные получены из открытых источников.

Код и наименование: P2.1. Бумага копировальная, печатная, для писем, мелованная и немелованная

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ОАО «Архангельский ЦБК»

Новодвинск

NC-COC-014148

(RA-COC-001789)

FSC-C002853

ОАО «Сегежский ЦБК»

Сегежа

TT-COC-003973

FSC-C109018

ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»

Сыктывкар

BV-COC-119916

FSC-C119916

ЗАО «Интернешнл Пейпер»

Светогорск

FC-COC-643158

FSC-C022974

ОАО «Группа «Илим»

Санкт-Петербург

GFA-COC-001770

FSC-C013771

ООО «РПК Лиго»

Санкт-Петербург

BV-COC-116749

FSC-C116749

ООО «Карелия Палп»

Санкт-Петербург

NC-COC-014165

(RA-COC-006573)

FSC-C117312

Краснокамская бумажная фабрика — филиал ФГУП «Гознак»

Санкт-Петербург

RA-COC-007090

FSC-C123202

ООО «ЮПМ-Кюммене»

Санкт-Петербург

SGSCH-COC-002249

FSC-C014719

ООО «Регент-Арт»

Москва

BV-COC-118500

FSC-C118500

ООО «БумТорг»

Москва

FC-COC-643101

FSC-C114832

ООО «Мап Мерчант» (Antalis)

Москва

SGSCH-COC-007953

FSC-C101533

ГК «Дубль В»

Котельники

BV-COC-118972

FSC-C118972

ООО «Маяк-Техноцелл»

Пенза

NC-COC-014188

(RA-COC-006467)

FSC-C114803

 

Код и наименование: P2.2. Бумага газетная

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ОАО «Сегежский ЦБК»

Сегежа

TT-COC-003973

FSC-C109018

ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»

Сыктывкар

BV-COC-119916

FSC-C119916

ООО «Карелия Палп»

Санкт-Петербург

NC-COC-014165

(RA-COC-006573)

FSC-C117312

ЗАО «Лексика-СЛПК»

Москва

FC-COC-643042

FSC-C103975

ООО «Европапир»

Москва

FC-COC-643043

FSC-C103976

ОАО «Волга»

Балахна

BV-COC-003317

FSC-C114127

ОАО «Соликамскбумпром»

Соликамск

GFA-COC-002069

FSC-C084280

 

Код и наименование: P2.3, P5.3, P5.4, P5.7. Бумага упаковочная и оберточная, упаковка из бумаги

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ОАО «Архангельский ЦБК»

Новодвинск

NC-COC-014148

(RA-COC-001789)

FSC-C002853

ОАО «Сегежский ЦБК»

Сегежа

TT-COC-003973

FSC-C109018

ООО «Сегежская упаковка»

Сегежа

NC-COC-014102

(SW-COC-005071)

FSC-C100540

ООО «ЛП Менеджмент»

Петрозаводск

NC-COC-022011

FSC-C124182

ОАО «Бумажная Фабрика «Коммунар»

Коммунар

BV-COC-118731

FSC-C118731

ОАО «Сясьский ЦБК»

Сясьстрой

FC-COC-643125

FSC-C118302

ОАО «Группа «Илим»

Санкт-Петербург

GFA-COC-001770

FSC-C013771

ООО «РПК Лиго»

Санкт-Петербург

BV-COC-116749

FSC-C116749

ЗАО «Балтийская целлюлоза»

Санкт-Петербург

BV-COC-121191

FSC-C121191

ООО «Карелия Палп»

Санкт-Петербург

NC-COC-014165

(RA-COC-006573)

FSC-C117312

Краснокамская бумажная фабрика — филиал ФГУП «Гознак»

Санкт-Петербург

RA-COC-007090

FSC-C123202

ОАО «Троицкая бумажная фабрика»

Кондрово

BV-COC-120908

FSC-C120908

ООО «Стора Энсо Пакаджинг ББ»

Балабаново

TT-COC-005015

FSC-C121471

ООО «Лира Принт»

Москва

FC-COC-643082

FSC-C112922

В2В Дизайн Бюро «Зебра»

Москва

FC-COC-643062

FSC-C108741

ООО «Восбум»

Москва

BV-COC-123190

FSC-C123190

ООО «БумТорг»

Москва

FC-COC-643101

FSC-C114832

ООО «Фирма Альфа-Дизайн»

Москва

RA-COC-006583

FSC-C117721

ООО «Рив-Пак»

Москва

BV-COC-123175

FSC-C123175

ОАО «Московский Центр Упаковки»

Москва

GFA-COC-002705

FSC-C123386

ООО «Тек-Пак»

Москва

BV-COC-122744

FSC-C122744

ООО «Мап Мерчант» (Antalis)

Москва

SGSCH-COC-007953

FSC-C101533

ГК «Дубль В»

Котельники

BV-COC-118972

FSC-C118972

ООО «ТРИУМФ-ПАК»

Звенигород

BV-COC-123189

FSC-C123189

ООО «Хухтамаки СНГ»

Ивантеевка

BV-COC-123821

FSC-C123821

ЗАО «Богемия»

Ростов-на-Дону

BV-COC-119388

FSC-C119388

ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат»

Волжск

FC-COC-643111

FSC-C115531

 

Код и наименование: P2.4, P2.5. Бумага специальная, в том числе: бумага с пропиткой, бумага термореактивная, калька, бумага сигаретная, копировальная, крепированная и пр.

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ОАО «Сегежский ЦБК»

Сегежа

TT-COC-003973

FSC-C109018

ОАО «Группа «Илим»

Санкт-Петербург

GFA-COC-001770

FSC-C013771

ООО «РПК Лиго»

Санкт-Петербург

BV-COC-116749

FSC-C116749

Краснокамская бумажная фабрика — филиал ФГУП «Гознак»

Санкт-Петербург

RA-COC-007090

FSC-C123202

ОАО «Слотекс»

Санкт-Петербург

RR-COC-643021

FSC-C124555

ОАО «Троицкая бумажная фабрика»

Кондрово

BV-COC-120908

FSC-C120908

ООО «Мап Мерчант» (Antalis)

Москва

SGSCH-COC-007953

FSC-C101533

ЗАО «Лексика-СЛПК»

Москва

FC-COC-643042

FSC-C103975

ООО «Европапир»

Москва

FC-COC-643043

FSC-C103976

ООО «БумТорг»

Москва

FC-COC-643101

FSC-C114832

ООО «Интерпринт РУС»

пос. Новый

BV-COC-115470

FSC-C115470

ГК «Дубль В»

Котельники

BV-COC-118972

FSC-C118972

ООО «Интерпринт Самара»

 Кондрово

BV-COC-123902

FSC-C123902

ООО «Новел Груп»

д. Преображенка

RR-COC-643018

FSC-C122673

ООО «Фундер-Ува»

пос. Ува

RR-COC-643022

FSC-C124673

 

Код и наименование: P2.6, P6. Бумага санитарно-гигиеническая, а также целлюлозно-бумажные изделия бытовые и гигиенические, в том числе: салфетки, туалетная бумага, скатерти, посуда

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ООО «Атлас-Маркет»

Советск

FC-COC-643177

FSC-C122618

ОАО «Сегежский ЦБК»

Сегежа

TT-COC-003973

FSC-C109018

ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп»

Сыктывкар

FC-COC-643232

FSC-C126716

ОАО «Сясьский ЦБК»

Сясьстрой

FC-COC-643125

FSC-C118302

ООО «СКОЛ Компани»

Санкт-Петербург

RR-COC-643019

FSC-C123792

ООО «Тек-Пак»

Москва

BV-COC-122744

FSC-C122744

ООО «Рив-Пак»

Москва

BV-COC-123175

FSC-C123175

ООО «Восбум»

Москва

BV-COC-123190

FSC-C123190

ООО «Фирма Альфа-Дизайн»

 Москва

RA-COC-006583

FSC-C117721

ООО «ТРИУМФ-ПАК»

 Звенигород

BV-COC-123189

FSC-C123189

 

Код и наименование: Р3. Картон, в том числе: мелованный, немелованный, прессованный и пр.

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ОАО «Сегежский ЦБК»

Сегежа

TT-COC-003973

FSC-C109018

ООО «ЛП Менеджмент»

Петрозаводск

NC-COC-022011

FSC-C124182

ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»

Сыктывкар

BV-COC-119916

FSC-C119916

ЗАО «Интернешнл Пейпер»

Светогорск

FC-COC-643158

FSC-C022974

ООО «РПК Лиго»

Санкт-Петербург

BV-COC-116749

FSC-C116749

ООО «Торговый дом «Петробумага»

Санкт-Петербург

FC-COC-643184

FSC-C123534

ОАО «Слотекс»

 Санкт-Петербург

RR-COC-643021

FSC-C124555

ООО «Мап Мерчант» (Antalis)

 Москва

SGSCH-COC-007953

FSC-C101533

ООО «БумТорг»

 Москва

FC-COC-643101

FSC-C114832

ГК «Дубль В»

 Котельники

BV-COC-118972

FSC-C118972

 

Код и наименование: Р4, Р5.2. Бумага и картон гофрированные, упаковка из гофрированного картона

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ОАО «Архангельский ЦБК»

Новодвинск

NC-COC-014148

(RA-COC-001789)

FSC-C002853

ООО «Сухонский КБК»

Сокол

RR-COC-643027

FSC-C125239

ООО «ТД «Формат»

Вологда

RR-COC-643028

FSC-C125242

ООО «Атлас-Маркет»

Советск

FC-COC-643177

FSC-C122618

ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»

Сыктывкар

BV-COC-119916

FSC-C119916

ОАО «Бумажная Фабрика «Коммунар»

Коммунар

BV-COC-118731

FSC-C118731

ООО «Выборгская лесопромышленная корпорация»

пос. Советский

FC-COC-643124

FSC-C118026

АО «Смерфит Каппа
Санкт-Петербург»

Всеволожск

DNV-COC-000589

FSC-C114369

ОАО «Группа «Илим»

Санкт-Петербург

GFA-COC-001770

FSC-C013771

ООО «РПК Лиго»

Санкт-Петербург

BV-COC-116749

FSC-C116749

ЗАО «Балтийская целлюлоза»

Санкт-Петербург

BV-COC-121191

FSC-C121191

ООО «Карелия Палп»

 Санкт-Петербург

NC-COC-014165

(RA-COC-006573)

FSC-C117312

ООО «Окуловская бумажная фабрика»

 Санкт-Петербург

SGS-COC-010046

FSC-C118936

ООО «Стора Энсо Пакаджинг ББ»

 Балабаново

TT-COC-005015

FSC-C121471

ООО «Компания «Ассоль»

 Лебедянь

RR-COC-643004

FSC-C113282

ООО «Мап Мерчант» (Antalis)

 Москва

SGSCH-COC-007953

FSC-C101533

В2В Дизайн Бюро «Зебра»

 Москва

FC-COC-643062

FSC-C108741

ЗАО «Лексика-СЛПК»

 Москва

FC-COC-643042

FSC-C103975

ООО «Европапир»

 Москва

FC-COC-643043

FSC-C103976

ООО «ДеКарт»

 Москва

RR-COC-643010

FSC-C117402

ГК «Дубль В»

 Котельники

BV-COC-118972

FSC-C118972

ОАО «Архбум»

 Подольск

BV-COC-119242

FSC-C119242

ЗАО «Гофрон»

 Кашира

RR-COC-643013

FSC-C118144

ОАО «Каменская бумажно-картонная фабрика»

 Кувшиново

BV-COC-121409

FSC-C121409

ООО «Фабрика ЮжУралКартон»

 Коркино

BV-COC-120912

FSC-C120912

 

Код и наименование: Р5.1, Р5.6. Упаковка картонная

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ООО «ММ Полиграфоформление Пэкэджинг»

 Виллози

FC-COC-643055

FSC-C104655

ООО «Типография «Печатня»

 Колпино

BV-COC-003294

FSC-C114345

ООО «РПК Лиго»

 Санкт-Петербург

BV-COC-116749

FSC-C116749

ООО Типография «Индустрия цвета»

 Санкт-Петербург

FC-COC-643127

FSC-C118378

ООО «Стора Энсо Пакаджинг ББ»

 Балабаново

TT-COC-005015

FSC-C121471

ООО «Лира Принт»

 Москва

FC-COC-643082

FSC-C112922

В2В Дизайн Бюро «Зебра»

 Москва

FC-COC-643062

FSC-C108741

ОАО «Московский Центр Упаковки»

 Москва

GFA-COC-002705

FSC-C123386

ООО «Фирма Альфа-Дизайн»

 Москва

RA-COC-006583

FSC-C117721

ЗАО «АР Картон»

 Тимашевск

FC-COC-643162

FSC-C121183

ЗАО «Богемия»

 Ростов-на-Дону

BV-COC-119388

FSC-C119388

ООО «Советская Сибирь»

 Новосибирск

FC-COC-643182

FSC-C123532

 

Код и наименование: Р5.5. Пакеты картонные для напитков и жидких пищевых продуктов

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ООО «РПК Лиго»

Санкт-Петербург

BV-COC-116749

FSC-C116749

ООО «Стора Энсо Пакаджинг ББ»

Балабаново

TT-COC-005015

FSC-C121471

ООО «Фирма Альфа-Дизайн»

Москва

RA-COC-006583

FSC-C117721

ЗАО «Элопак»

Москва

NC-COC-016856

FSC-C081801

АО «ТетраПак»

Москва

RA-COC-002413

FSC-C014047

 

Код и наименование: Р7. Товары канцелярские из бумаги, в том числе: книжки записные, блокноты, папки,
почтовые марки, открытки, конверты и пр.

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ООО «РПК Лиго»

Санкт-Петербург

BV-COC-116749

FSC-C116749

ООО «ЮПМ-Кюммене»

Санкт-Петербург

SGSCH-COC-004879

FSC-C012530

ООО «Постак»

дер. Мстихино

FC-COC-643201

FSC-C125103

ООО «Лира Принт»

Москва

FC-COC-643082

FSC-C112922

ООО «Полиграф Медиа Групп»

Москва

FC-COC-643058

FSC-C105763

ООО «Мап Мерчант» (Antalis)

Москва

SGSCH-COC-007953

FSC-C101533

В2В Дизайн Бюро «Зебра»

Москва

FC-COC-643062

FSC-C108741

ООО «Фирма Альфа-Дизайн»

Москва

RA-COC-006583

FSC-C117721

ЗАО «Лексика-СЛПК»

Москва

FC-COC-643042

FSC-C103975

ООО «Яркие знаки»

Москва

FC-COC-643077

FSC-C112142

ООО «Европапир»

Москва

FC-COC-643043

FSC-C103976

ГК «Дубль В»

Котельники

BV-COC-118972

FSC-C118972

ООО «Полиграф Принт»

Ярославль

FC-COC-643086

FSC-C113404

ЗАО «Богемия»

Ростов-на-Дону

BV-COC-119388

FSC-C119388

 

Код и наименование: Р8, Р9, Р10. Печатная и прочая бумажная продукция, в том числе: книги, журналы, газеты, рекламные материалы, обои, визитные карточки, календари и пр.

Название

Город

Номер сертификата

Номер лицензии FSC

ОАО «Сясьский ЦБК»

Сясьстрой

FC-COC-643125

FSC-C118302

ООО «Номад СПБ»

Санкт-Петербург

BV-COC-003316

FSC-C114380

ООО «РПК Лиго»

Санкт-Петербург

BV-COC-116749

FSC-C116749

ООО «Лира Принт»

Москва

FC-COC-643082

FSC-C112922

ОАО «Московский Центр Упаковки»

Москва

GFA-COC-002705

FSC-C123386

ООО «Яркие знаки»

Москва

FC-COC-643077

FSC-C112142

В2В Дизайн Бюро «Зебра»

Москва

FC-COC-643062

FSC-C108741

ООО «Полиграф Медиа Групп»

Москва

FC-COC-643058

FSC-C105763

ООО «Восбум»

Москва

BV-COC-123190

FSC-C123190

ООО «Фирма Альфа-Дизайн»

Москва

RA-COC-006583

FSC-C117721

ГК «Дубль В»

Котельники

BV-COC-118972

FSC-C118972

ООО «Тверская фабрика печати»

Тверь

NC-COC-014240

(RA-COC-005774)

FSC-C108022

ООО «Полиграф Принт»

Ярославль

FC-COC-643086

FSC-C113404

ЗАО «Богемия»

Ростов-на-Дону

BV-COC-119388

FSC-C119388

В настоящее время сертифицированные компании представлены уже в 50 субъектах Российской Федерации. Регионами­лидерами по числу сертифицированных компаний являются Москва с Московской областью (см. таблицу во врезке), Санкт­Петербург, Кировская, Иркутская, Архангельская и Ленинградская области, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Республика Коми и Татарстан.

Ведущими направлениями развития рынка сертифицированной продукции в России стали продукция лесопиления, бумага, древесные плиты, биомасса.

В последние годы власти также начали стимулировать ответственные закупки для государственных и муниципальных нужд, закладывая в нормы законодательства экологичес­кие требования при закупках бумаги, упаковки, санитарно­гигиенической продукции. За государством подтягивается и корпоративный сектор. Многие крупные компании свои годовые отчеты публикуют исключительно на бумаге, помеченной знаком «Дерево с галочкой» (логотип FSC, см. врезку 2).

Сейчас на рынке России и стран СНГ можно встретить около 200 видов FSC­сертифицированной продукции: от необработанных лесоматериалов до домашней и садовой мебели, кухонных принадлежностей, детских игрушек, бумаги, салфеток, упаковок и иных видов товаров из лесоматериалов.

Знак FSC позволяет компаниям прочно занять рынки сбыта и устойчиво развивать свой бизнес в правильном «зеленом» направлении.

Большинство примеров лесной сертификации в России пока исходит из российских подразделений международных компаний, которые выпускают продукцию с логотипом FSC.

В первую очередь это производители сертифицированной бумажной упаковки и офисной бумаги (рис. 3 и 4), которая уже сейчас составляет около 50% всего российского рынка.

Логотип (знак) FSC и товарные знаки FSC на продукции идентифицируют FSC-сертифицированную продукцию из леса и бумаги, но никоим образом не говорят о качестве продукции. Использование сертифицированной продукции из леса обеспечивает дополнительные экономические и имиджевые преимущества потребителю такой продукции, будь то компания или индивидуальный потребитель. Приобретая сертифицированную продукцию, вы можете быть уверенными в том, что ваш рубль поддерживает более ответственное использование лесов и их лучшее сохранение для будущих поколений.

Рис. 8. Логотип FSC

Рис. 8. Логотип FSC

Рис. 9. Рекламная панель

Рис. 9. Рекламная панель

Рис. 10. Стандартная этикетка

Рис. 10. Стандартная этикетка

FSC владеет тремя зарегистрированными товарными знаками:

  1. Аббревиатура «FSC».
  2. Полное название «Forest Stewardship council».
  3. Логотип «дерево с галочкой» (рис. 8).

Внимание: фраза «Лесной попечительский совет» товарным знаком не является!

Все этикетки FSC делятся на два вида: на продукции или для продвижения. В случае использования этикетки FSC для продвижения она называется рекламной панелью (рис. 9).

Этикетки FSC:

  • этикетка «100%» — для продукции, на 100% состоящей из материала из сертифицированных FSC лесов. Текст на этикетке гласит: «[Вид продукции] из хорошо управляемых лесов»;
  • этикетка «Смешанный» — для продукции, состоящей из смеси материалов из сертифицированных FSC лесов, FSC-контролируемой древесины и приемлемого вторичного волокна. Текст на этикетке гласит: «[Вид продукции] из ответственных источников»;
  • этикетка «Вторичный» — для продукции, состоящей только из вторичного волокна. Текст на этикетке гласит: «[Вид продукции] из вторичного материала».

Обязательные элементы стандартной этикетки:

  • логотип FSC;
  • адрес интернет-сайта FSC;
  • название этикетки;
  • текст этикетки (с указанием вида продукции, при необходимости);
  • код лицензии товарного знака FSC.

Допускается использование этикетки уменьшенного размера в случаях, когда в зоне расположения этикетки недостаточно свободного, не занятого печатным изображением места для стандартной этикетки. Например, пространство, предназначенное для заполнения рукописным или печатным текстом, на бланках или открытках не может считаться незанятым пространством.

Рис. 11. Этикетка уменьшенного размера

Рис. 11. Этикетка уменьшенного размера

Разрешение на использование этикетки уменьшенного размера выдается на усмотрение органа по сертификации.

Этикетка уменьшенного размера может всегда использоваться в следующих случаях:

  • размер бумаги A5 или меньше;
  • упаковка объемом 500 мл или меньше.

Обязательные элементы этикетки уменьшенного размера:

  • логотип FSC;
  • название этикетки;
  • вид продукции (при необходимости);
  • код лицензии товарного знака FSC.

Более подробно все вопросы, связанные с использованием товарных знаков, рассмотрены в «Требованиях к применению товарных знаков FSC в рекламных целях несертифицированными пользователями» (FSC-STD-50-002) и «Требованиях FSC к использованию товарных знаков FSC в рекламных целях владельцами сертификатов и несертифицированными коммерческими организациями» (FSC-TMK-50-201).

Рынок FSC-сертифицированной бумаги и картонов в России

Бумага из древесины может быть экологичной, если при ее производстве ведется ответственное управление лесами и минимизируется воздействие на окружающую среду. Для измерения устойчивого и неистощительного пользования лесами и их переработки имеется инструмент международной сертификации лесоуправления по схеме FSC.

Международный сертификат FSC является признанным знаком экологического и социального качества лесобумажной продукции более чем в 80 странах мира. В развитых странах эко­бумагу обыватель устойчиво связывает с лесной сертификацией, углеродо­нейтральным производством и переработкой вторсырья. Сегодня многие газеты, журналы, книги, годовые отчеты крупных корпораций миллионными тиражами выходят со знаком FSC, свидетельствующим о том, что бумага, использованная для производства печатной продукции, происходит из лесов, где отсутствует незаконная заготовка древесины, сохраняются экологически особо ценные леса и редкие виды животных и растений, соблюдаются права местного населения.

Рынок экопечати в России стремительно развивается. Крупные ЦБК, сертифицированные в нашей стране по схеме FSC, ответственно подходят к сохранению возобновляемых ресурсов — будь то древесина или вода.

Огромное значение отечественные ЦБК и типографии, ставящие на своей продукции знак «Дерево с галочкой», уделяют вопросам охраны окружающей среды. Эти компании нацелены на оптимизацию расхода материалов и использование экологически чистых методов производства, а также ориентированы на выпуск продукции из вторичного сырья, сохраняя при этом высокое качество и безопасность изделий (рис 5 и 6).

Главные перспективы отечественной целлюлозно­бумажной промыш­ленности находятся в пределах внутреннего потребительского рынка. Только за счет растущего спроса россиян в санитарно­гигиенической и таропаковочной продукции из высококачественных видов бумаги и картона доходы отрасли могут быть увеличены за несколько лет, по данным РАО «Бумпром», ориентировочно на 34 млрд долл. в год. В связи с этим компании, которые занимаются производством эко­бумаги, понимают, что переживают сегодня временные проблемы роста из­за недостаточно развитой в России и странах СНГ культуры потребления продукции, производство которой не наносит ущерб природе. Однако у них есть важное конкурентное преимущество первенства на рынке сертифицированной продукции. Есть уверенность, что главные их выгоды впереди.

Положительные моменты в использовании FSC-бумаги в России

Несмотря на проблемы, сертификация в целлюлозно­бумажном секторе России развивается. Наглядный пример — рост количества сертифицированных типографий и поставщиков бумаги. Одновременно расширяют свой ассортимент и производители бумаги.

В то же время, стимулировать развитие рынка может и спрос со стороны потребителей. Например, все больше компаний предпочитают печатать визитки для своих сотрудников в FSC­сертифицированных типографиях. Растет число компаний, желающих печатать свои годовые отчеты с логотипом FSC. Среди них, например, был Оргкомитет «Сочи 2014».

Уже сейчас есть все предпосылки для выпуска газет с логотипом FSC. Три комбината из четырех крупнейших, выпускающих газетную бумагу, имеют сертификат FSC. Важной вехой стало получение сертификата компанией «Тетра Пак». Уже сейчас несколько марок сока выпускаются в упаковке с логотипом FSC (рис. 7).

Хорошо складывается ситуация и в секторе офисных бумаг. Более 40% бумаги (по объему) имеют логотип FSC. В большинстве случаев это продукция компании «Монди». Часть производится в России, часть завозится из­за рубежа.

Наряду с офисной бумагой, компания «Монди» производит в России FSC­сертифицированные офсетную и газетную бумагу и картон. Компания «Сегежа Пэкеджинг» выпускает FSC­сертифицированные крафтовые мешки и пакеты, которые расходятся по многочисленным заказчикам.

С точки зрения самих компаний, можно назвать как положительные стороны сертификации, так и негативные моменты. К первым относится, несомненно, рост числа клиентов, желающих пользоваться сертифицированной бумажной продукцией. Основной проблемой является окупаемость сертификации. На начальной стадии развития рынка, пока мало клиентов, окупить расходы на сертификацию довольно сложно. 

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства