КомпьюАрт

4 - 2016

Что есть «Графический дизайнер»

А. Ватолина
Н.М. Гущина
О.Л. Митрякова
В.Н. Румянцев

В первой половине 2016 года в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.11.2015 № 831, которым был утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, была начата работа по созданию проектов профессиональных стандартов, в том числе стандарта «Графический дизайнер». Ответственным разработчиком проекта данного стандарта стало Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР РСПП). Разработка проекта профессионального стандарта проводилась на базе ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии».

Напомним, что Академия медиаиндустрии является одновременно и учебным заведением, и научным центром. Так, ее специализированный совет принимает к защите диссертации на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук по специальностям «Журналистика» и «Кино­, теле­ и другие экранные искусства». Сотрудники Академии располагают методическим опытом, организационными возможностями и кадровым потенциалом для разработки комплекса профессиональных стандартов в издательско­полиграфической сфере деятельности, а также в сфере кино и телевидения.

Что есть «Графический дизайнер»

При составлении проекта профессионального стандарта «Графический дизайнер» разработчики руководствовались следующим:

  • графический дизайн является межотраслевой профессией;
  • для профессии в области графического дизайна в необходимых случаях должны быть установлены дополнительные отраслевые требования;
  • с профессиональным стандартом должны коррелироваться государственные образовательные стандарты, образовательные программы, квалификационные справочники;
  • он должен служить основой для их разработки с учетом лучших мировых практик;
  • профессиональный стандарт должен обеспечивать возможность проведения квалификационной сертификации персонала;
  • профессиональный стандарт должен использоваться в целях удовлетворения потребностей работодателей в высококвалифицированных кадрах;
  • профессиональный стандарт должен служить обеспечению единства требований при оценке профессиональной компетентности работников.

Данный проект стандарта может являться нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, функциональные обязанности специалиста и необходимые для их выполнения компетенции по пяти­семи уровням квалификации, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда дизайнера.

Подготовленный первоначальный вариант проекта профессионального стандарта был разослан в различные организации страны. Для его обсуждения были организованы круглые столы и деловые встречи. Проект стандарта рассматривался в дизайнерских бюро, вузах, колледжах и училищах, а также отдельными специалистами. Были получены десятки отзывов, содержащих замечания и предложения, которые учитывались при подготовке второй редакции проекта стандарта. Напомним, что речь идет о профессиональном стандарте «Графический дизайнер», который предназначен для применения в издательском деле, полиграфии, производстве упаковки, а также в других областях, включая экранные средства информации. При этом проект не затрагивал такую область графического дизайна, как web­дизайн, поскольку уже был принят отдельный утвержденный приказом Минтруда России от 05.10.2015 № 689н профессиональный стандарт «Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов».

В процессе работы над проектом профессионального стандарта «Графический дизайнер» разработчики столкнулись с определенными трудностями. Первое, что было отмечено, — это то, что в среде графических дизайнеров нет единого мнения, что понимать под данным термином. Позиции специалистов, в том числе заслуженных художников, дизайнеров, были противоречивыми. Второе: суждения, касающиеся различий между дизайнером и художником­оформителем, также были зачастую прямо противоположными. Не было единства и в других вопросах: трудовых функций, названия должностей и др.

В связи с этим авторы проекта профессионального стандарта предлагают сообществу дизайнеров и объединяющему их Союзу дизайнеров провести различные мероприятия, на которых обсудить терминологию и стандартизацию терминов и определений в области дизайна. Это крайне важно. Речь идет не о самом творчестве, а о том, что творческие работники (в данном случае — дизайнеры) понимают под теми или иными терминами. Например, если мы произносим слово «болт» или «гайка», то практически все, включая дизайнеров, понимают, что речь идет о совершенно конкретных деталях. Когда мы говорим «дизайн» — аналогичного единства в понимании этого термина нет. Особенно важна терминология для учебного процесса вузов, колледжей и школ в различных уголках страны.

Тем не менее разработчики проекта стандарта подготовили вторую редакцию профессионального стандарта. Проект также прошел рецензирование. Замечаний и пожеланий, касающихся этой редакции, было уже гораздо меньше. Все пожелания и замечания были внимательно рассмотрены, многие из них были учтены в третьей редакции проекта стандарта.

Разработчики нашли определенный компромисс между различными мнениями, что позволило, на наш взгляд, подготовить оптимальный документ.

Теперь кратко о том, где найдет применение профессиональный стандарт «Графический дизайнер». Он может быть использован работодателями в следующих целях:

  • привлечение квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче;
  • определение критериев оценки при подборе и отборе претендентов на соответствующие должности;
  • обеспечение профессионального роста и повышения квалификации сотрудников;
  • повышение мотивации сотрудников к творческому росту;
  • повышение эффективности, обеспечение стабильности и качества труда, достижение высоких экономических результатов.

Профессиональный стандарт «Графический дизайнер» необходим и для сферы образования в качестве документа для разработки образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, системы повышения квалификации кадров.

Уровни квалификации в профессиональном стандарте «Графический дизайнер» определены с учетом приказа Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. Важно подчеркнуть, что Государственной Думой приняты законопроекты «О независимой оценке квалификаций», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» и «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”». Они являются базовыми документами, регулирующими формирование системы независимой оценки квалификации сотрудников, которые через определенные периоды времени должны будут подтверждать свою квалификацию.

С проектом стандарта можно ознакомиться на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей: http://profstandart.rspp.ru/prof_2016/poligraf/graficheskiy­dizayner/.

Заинтересованные лица и организации приглашаются к обсуждению проекта стандарта. 

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства