КомпьюАрт

5 - 2017

Цифровая этикетка

Николай Дубина
info@prodtp.ru

Существует несколько способов печати этикеток и наклеек, имеющих свои достоинства и недостатки по отношению друг к другу. Это офсетная, высокая, глубокая печать, флексопечать, цифровая, трафаретная и тампопечать.

Разумеется, каждый выбирает наиболее подходящий ему метод печати этикеток, исходя из собственных требований, желаний и финансовых возможностей. Мы же сегодня поговорим о так называемой цифровой этикетке. Стоит учитывать, что понятие «цифровая» не относится к типу материала — это способ создания этикетки, в рамках которого применяется цифровая техника.

Цифровая печать не требует серьезных временных и денежных затрат на предпечатную подготовку, поэтому является не только экономически выгодным способом печати для малых и средних тиражей, но также и самым оперативным. Однако, в отличие от других видов печати, для цифровой печати себестоимость одного оттиска по мере роста тиража практически не уменьшается.

Для средних и больших тиражей, как правило, используются такие способы печати, как офсетная, высокая, глубокая и флексопечать, которые в этом случае оказываются экономически более выгодными по сравнению с цифровой печатью.

Omnius WebStream

Omnius WebStream

Немного истории

С тех пор как цветная цифровая печать произвела фурор в мире этикеток, заявив о себе на выставке drupa в 1995 году, прошло без малого 22 года. Именно тогда компания Indigo представила революционную на тот момент рулонную шестикрасочную машину Omnius WebStream для цифровой офсетной печати c применением жидкой краски.

К европейской выставке Labelexpo, проходившей в октябре того же года, при участии компаний Comco и Gallus на основе Omnius WebStream были созданы усовершенствованные модели машин. Благодаря этому на выставке много говорили о последних разработках в сфере цифровой печати этикеток. Тем не менее, несмотря на ажиотаж, можно справедливо отметить, что цифровая печать далеко не сразу получила широкое применение в рулонном производстве этикеток. Что и понятно, поскольку при высокой стоимости оттиска скорость печати была невелика.

Отношение к цифровой печати менялось по мере того, как Indigo продолжала развивать цифровые офсетные технологии, добиваясь все более высоких качества и скорости при снижении затрат на печать.

Примерно в то же время на рынок цифровой печати цветных этикеток вышла компания Xeikon, предложив свою машину с использованием сухого тонера. В рамках стратегического партнерства с фирмой Nilpeter компания Xeikon занялась продвижением цифровых печатных машин.

К концу 1998 года общее количество цифровых машин для цветной печати, установленных на предприятиях по производству рулонных этикеток, приблизилось к 10% от общего количества печатных машин, занятых в отрасли. В целом, в 1998 году почти 5% от общего объема продаж всего печатного оборудования на европейском рынке составили цифровые устройства.

Вскоре появились прогнозы, что к 2003 году мировой объем продаж цифровых машин в секторе узкорулонной печати составит 20­25% и что общее количество установленных цифровых машин для печати этикеток к концу 2003 года превысит 300 единиц.

В действительности уровень роста продаж оказался гораздо ниже предполагаемого: к началу 2003 года — менее 200 новых установок.

Одной из основных причин таких показателей стало отсутствие достаточного объема соответствующих работ (мелкие тиражи до 5­10 тыс. этикеток) для загрузки машин.

На начальном этапе росту продаж цифровых машин препятствовали проблемы с расходными материалами и их совместимостью с материалами для печати. Некоторые заказчики жаловались на слабую техническую поддержку от производителей машин.

Затем, в 2000 году, машиностроительные фирмы Heidelberg и MAN Roland представили свои разработки в этой области для коммерческой печати.

Так, фирма Heidelberg в кооперации с фирмой Kodak основала предприятие NexPress, машины которого, работающие на EF­принципе, с 2001 года появились на рынке.

Фирма MAN Roland стала OEM­партнером фирмы Xeikon и представила на рынок свои цифровые печатные машины DICO (Digital­Change­Over).

С течением времени эволюционные процессы коснулись производителей цифровых машин. В 2001 году компания Xeikon столкнулась с финансовыми трудностями, и в начале 2002 года была куплена компанией Punch. В том же 2002­м Indigo стала подразделением HP. Выпускаемые на тот момент машины стали называться HP Indigo press.

HP Indigo WS6600

HP Indigo WS6600

В сфере цифровой печати этикетки и гибкой упаковки на протяжении последних нескольких лет отмечается заметное увеличение количества установленных печатных машин, а также роста годового объема производства и валовой стоимости этикеток, изготовленных цифровым способом.

В 2005 году производство этикеток, изготовленных цифровым способом, исчислялось 4 млрд единиц при среднем объеме продаж более 250 млн долл. Рост производства этикеток за 2005 год по сравнению с 2004 годом только на цифровом оборудовании HP Indigo составил 137%.

Несомненно, с момента выхода на рынок во второй половине 90­х годов первого поколения цифровых печатных машин многое изменилось. Современные печатные машины HР Indigo — это промышленное оборудование, рассчитанное на круглосуточную работу семь дней в неделю. Машины стали быстрее и надежнее: от традиционных цифровых печатных устройств они отличаются значительно более высокой производительностью и лучшими показателями окупаемости. Возможность расширения красочности до семи позволило печатать на HP Indigo специальные фирменные цвета так же просто, как обычные работы.

Кроме того, найдены решения большинства технических вопросов, связанных с качеством печати: улучшена адгезия красок к различным материалам, реализовано удобное смешение красок для получения новых цветов и оттенков, повышена стойкость оттисков к истиранию. Продолжается работа по совершенствованию белых и металлизированных красок, автоматизации производства, оптимизации взаимодействия с различными системами управления подготовкой данных для печати и послепечатной обработки. Для этого основные партнеры HP Indigo в этих областях (Esko, Artwork Systems, Rotoflex и др.) постоянно занимаются разработкой и оптимизацией своих инструментов, повышают точность цветопередачи и расширяют возможности по отделке готовой продукции.

HP Indigo 8000

HP Indigo 8000

Разумеется, не возникает сомнений, что печать этикеток на цифровом оборудовании новейшего поколения, выпущенном в последние два­три года, стала ключевым технологическим направлением этикеточного производства и получила признание у конечного потребителя.

Этикетки, изготавливаемые на цифровом оборудовании, нашли широкое применение в целом ряде отраслей. Цифровые этикетки используются в системах идентификации, охраны и безопасности. Безусловно, большая часть цифровых этикеток печатается на самоклеящихся материалах, но сейчас многие типографии наладили выпуск «сухой» этикетки, термоусадочных, круговых пленочных этикеток, этикеток с внутренней высечкой, ярлыков и гибкой упаковки.

C начала выпуска машин HP  Indigo второго поколения (Series II), в частности HP Indigo WS6600, максимальная экономически эффективная длина тиража в цифровой печати существенно увеличилась. В течение первых 5­6 лет с момента появления на рынке первых цифровых машин средняя длина тиража составляла менее 1 тыс. этикеток. В настоящее время цифровое оборудование обеспечивает конкурентоспособную (по сравнению с другими способами печати) погонную длину в 10 или даже 15 тыс. этикеток. А некоторые машины благодаря лучшим экономическим показателям составляют конкуренцию своим немногочисленным цифровым собратьям при печати тиражей до 50 тыс. этикеток. Обычно пользователи цифровых машин отражают тираж в погонных метрах. Так, для машин ws4500 экономически выгодный тираж составляет 2­2,5 тыс. погонных метров. А топовая модель HP Indigo 8000 уже делает выгодной печать тиража до 4 тыс. погонных метров.

Конечно, цифровая печать уже давно вышла за рамки мелкотиражного производства. Все дело в преимуществах и выгоде, которую она дает своим потребителям, в возможности сэкономить на дополнительном оборудовании и на кадровых ресурсах, в качественных особенностях, повышающих цену конечного продукта.

Можно с уверенностью сказать, что с применением цифровых технологий наступил долгожданный революционный скачок в развитии полиграфии — от дизайна и допечатной подготовки до печати и финишных работ. Конечно, в обозримом будущем цифровая печать этикеток не вытеснит традиционные способы с применением флексографии, высокой, офсетной или трафаретной УФ­печати, но всё же она является одним из важнейших направлений, играющим ключевую роль в развитии производства этикеток и предлагающим эффективные решения там, где другие технологии отступают. Особенно важно это для тех, кто инвестирует средства в цифровое оборудование, которое обеспечивает высокую прибыльность вложений уже сегодня.

Большинство этих производителей используют тонерный электрографический способ печати, некоторые — струйную технологию и одна фирма — HP — электрографическую передачу жидкого тонера на запечатываемый материал через офсетный цилиндр.

Отметим особо, что компания НР первой вышла на этикеточный рынок и в отсутствие достойных конкурентов заняла большую его часть: по числу установок — около 60% в мире и почти 90% — в России и СНГ.

В странах Европы цифровая печать распространяется более быстрыми темпами, чем в других регионах мира. Это вызвано более заметным в Европе снижением тиражности, которое нанесло некоторый ущерб предприятиям, ориентированным на высокотиражную этикетку. Но всё же следует заметить, что за рубежом цифровая печать лишь дополняет офсетный, высокий или другой способ печати, наиболее экономически выгодный при высоких тиражах. В то же время, цифровая печать позволяет не отказываться от мелких, эксклюзивных заказов, не загружая на их выполнение основное оборудование.

Конечно, далеко не всякое цифровое оборудование можно использовать для печати этикеток, так как этот процесс характеризуется преобладанием сложных для цифровой печати материалов: полимерных пленок, металлизированных пленок, многослойных материалов, флуоресцентных красок, кроющих белил и т.д. Кроме того, готовую отпечатанную этикетку подвергают довольно сложной отделке, выполняемой на рулонных машинах. Эти факторы являются препятствием для использования распространенных тонерных систем цифровой печати.

Другие способы, основанные на принципе плоской печати, такие как ферроэлектрическая печать, разбрызгиваемые полимерные слои (в качестве олеофильных печатающих элементов, например LiteSpeed фирмы Agfa) или «переключаемый» полимер, уже были представлены на специализированных выставках. Однако продолжения пока не последовало. Например, форма LiteSpeed от Agfa была продемонстрирована в далеком 2000 году на выставке drupa. С тех пор прошло почти два десятка лет, но прогресса пока не видно.

Наряду с уже известными способами цифровой печати имеются еще некоторые «экзотические» разработки, которые могут представлять потенциал для этикеточной и упаковочной печати. Так, многократно на выставках был представлен способ электрокоагуляции — элкография. В нем для дифференцирующего изображения механизма используется запускаемый в действие электрическим импульсом эффект затвердения (коагуляции) в цвете. Элкография имеет высокий потенциал производительности, но относительно сложный процесс зачастую преподносит много неожиданных сюрпризов. Показательно, что канадская фирма Elcorsy продемонстрировала свой первый прототип еще в 1998 году, а коммерческая реализация не началась до сих пор.

Новым, находящимся еще только в начальной стадии разработки способом является глубокая цифровая печать. Ее принцип состоит в том, что ячейки прозрачного полого валика нагреваются изнутри лазерным лучом настолько, что образуется пузырек газа, который переносит краску ударом из ячейки на печатный материал. Прототип машины, работающей по этому принципу, строит германская фирма Aurentum из Майнца. Строит уже довольно давно, но результатов пока нет. Интересным в этой технологии является то, что она не требует специальных красок: теоретически в ней могут использоваться обычные краски для глубокой печати.

Имеется еще ряд специальных разработок. Среди них — технология Multibit, или представление серых тонов на одном пикселе, которая использовалась, например, в цифровой печатной машине The.Factory фирмы Dotrix (собственность Agfa), когда способом струйной печати на одну точку можно перенести до семи цветных капель, что соответствует глубине цвета до 3 бит. Всё это базируется на печатной технологии Inkjet и UV.

Упомянутые выше факты свидетельствуют о том, что цифровые способы печати находятся в стадии развития и в ближайший десяток лет здесь можно ожидать появления некоторых новых решений.

Самоклеящиеся этикетки в рулонах

Самоклеящиеся этикетки в рулонах

Про преимущества...

Чуть выше мы уже так или иначе затрагивали некоторые моменты, которые можно интерпретировать как преимущества перед другими способами печати.

Так, цифровая технология дает возможность распечатать пробный экземпляр этикетки до начала изготовления тиража и получить представление о том, как будет выглядеть конечный продукт. Это позволяет провести предварительную оценку качества и дизайна полиграфии и при необходимости внести нужные исправления.

Цифровая печать этикеток не требует проведения комплекса допечатных работ, использования пленок и печатных форм. Благодаря этому снижается себестоимость печати и уменьшается вероятность искажения изображения при допечатной подготовке.

Одним из важных преимуществ цифровой печати является высокое качество получаемого изображения. Компьютерный контроль количества тонера и высокая точность совмещения цветов в процессе изготовления этикеток — вот характерные особенности цифровой печати. Это дает возможность исключить необходимость наложения цветов для маскировки дефектов изображения.

Кроме того, цифровая печать позволяет легко персонализировать каждую этикетку путем внесения изменений в отдельные экземпляры, что выгодно отличает ее от офсетного метода.

... И про недостатки

Наряду с достоинствами цифровая печать имеет и некоторые недостатки. Главным из них остается высокая стоимость печати по сравнению с офсетным способом или флексопечатью при изготовлении больших тиражей полиграфической продукции.

Стоимость этикетки при прочих видах печати зависит от тиража: чем выше тираж, тем дешевле единица продукции. Различие в уровне затрат объясняется тем, что начальные финансовые расходы на предпечатную подготовку фиксированы и составляют значительную часть стоимости всего тиража. Различие в стоимости этикетки при первом тираже и последующем связано с затратами на изготовление форм для печати. Поэтому при переходе на новую этикетку либо при большом количестве наименований возникают дополнительные затраты.

Немаловажным моментом является также стоимость цифровых машин и сроки их окупаемости. И то и другое может трактоваться и как минус, и как плюс.

Средние объемы инвестиций в ЦПМ и сроки их окупаемости

Если говорить об объемах инвестиций в узкорулонную ЦПМ, то разброс цифр может быть довольно большой: от 50 тыс. до 2 млн евро. В рамках струйной технологии при ширине рулона 300­350 мм, печати CMYK плюс белила по бумагам, пленкам и (опционально) фольге на скорости до 50 м/ мин — это диапазон от 400 до 600 тыс. евро. Если добавить послепечатную обработку, то среднее значение окажется в интервале 0,5­1 млн евро.

Сроки окупаемости такого оборудования существенно зависят от загрузки. Но даже при регулярной загрузке в одну смену в день при средней продажной стоимости этикетки можно окупить ЦПМ стоимостью 0,5 млн евро за 2­3 года. Тем не менее и тут могут быть варианты, связанные с объемами, тиражностью, сложностью и т.п.

Если говорить о цифровых этикеточных машинах Epson SurePress L­4033AW, то требуемые инвестиции будут где­то от 250 до 300 тыс. долл. — в зависимости от выбора послепечатного оборудования и дальности/сложности места инсталляции. Сроки окупаемости зависят от объема тиражей, поэтому цифры могут быть различными у разных предприятий.

Есть вариант со сравнительно небольшими вложениями, а следовательно, более быстрой окупаемостью. Речь идет о рулонных ЦПМ Anytron. Это, наверное, самый бюджетный из промышленных способов производства самоклеящейся этикетки, отличающийся также качеством печати, стойкостью к истиранию, отсутствием необходимости праймирования/лакировки. Комплекс из рулонной ЦПМ и устройства плоттерной высечки этикетки может стоить чуть более 40 тыс. евро. Стоимость же самой рулонной ЦПМ Anytron ANY­002 — менее 16 тыс. евро. Это оборудование, под которое финансирование вряд ли требуется, что, соответственно, не может не сказаться на сроках окупаемости. У этих машин они будут очень короткими — тут речь может идти не о годах, а о месяцах.

Новинки ЦПМ на Labelexpo-2017

Durst

Производитель показал новую модель серии этикеточных машин Tau 330 — восьмикрасочную высокоскоростную машину Tau 330 RSC с технологией однопроходной струйной УФ-печати и новым ПО web-to-print (рис. 1). Новинка может печатать на полотне шириной 330 мм со скоростью до 78 м/мин
с разрешением 1200×1200 dpi. Новые пигментные чернила (White + CMYK + Orange/Violet/Green) обеспечивают флексографское качество.

Машина может работать в линию с оборудованием для лазерной высечки, а также интегрируется в гибридную систему с флексографской машиной OMET Xflex.

Рис. 1. Durst Tau 330 RSC

Рис. 1. Durst Tau 330 RSC

EFI

Electronics For Imaging, Inc. показала обновленную модель струйной ЦПМ Jetrion 4950LXe, которая теперь позволяет печатать с разрешением до 720×1260 dpi. Модель работает красками в четыре цвета (CMYK) плюс предварительные струйные белила (опция). Технология УФ LED для работы с широким спектром материалов и более экологичного производства. Типы запечатываемых поверхностей: бумага, пленка, фольга, термоусадочные и термочувствительные материалы, а также специальные виды материалов.

Epson

Epson впервые представил серию этикеточных ЦПМ SurePress L-4533 для печати малых тиражей, которая пришла на смену устаревшим L-4033. Серия включает две модели на водных чернилах: семикрасочную L-4533AW с белыми чернилами и L-4533A — без них. ЦПМ SurePress L-4533 отличается увеличенной до 8,2 м/мин производительностью (в двухпроходном режиме печати), высокой надежностью за счет улучшенной проводки полотна и автоматизированным обслуживанием печатных головок Epson Micro Piezo, может печатать на более широком спектре материалов, включая пленки толщиной от 0,08 до 0,32 мм, а также является более простой в обслуживании. Максимальная скорость печати на пленке в восьмипроходном режиме составит 2,8 м/мин, а в 16-проходном — 1,4 м/мин.

Gallus

На стенде этой фирмы была представлена ЦПМ Gallus Labelfire 340. Фактически, это новая цифровая система печати в линию, разработанная совместно компаниями Gallus и Heidelberger Druckmaschinen AG и включающая модуль, в котором установлены самые современные струйные головки, разработанные в Fujifilm. Цифровая печать по методу UV-Piezo DoD-InkJet (White + CMYK + Orange/Violet/Green), с ее сильными сторонами, и адаптированные к ней процессы финишинга позволяют непосредственно в линию выполнять лакирование, отделку, высечку. Таким образом, для превращения рулона бумаги в готовые этикетки требуется только одна производственная операция.

HP Indigo

На стенде HP была продемонстрирована самая широкая в отрасли линейка этикеточных и упаковочных ЦПМ, в том числе самая производительная в отрасли узкорулонная цифровая печатная машина HP Indigo 8000 и новинка из серии бестселлеров — HP Indigo WS6800, а также машины с технологией GEM, позволяющей выполнять цифровую отделку за один прогон (разработанная совместно с JetFX технология GEM упрощает процесс выборочного цифрового фольгирования и лакирования).

Также вживую можно было посмотреть работу машины для печати гибкой упаковки, этикеток и термоусадочных рукавов HP Indigo 20000, интегрированной в линию с HP Indigo Pack Ready Lamination.

В качестве спойлера упомянем о новейших красках HP Indigo ElectroInk серебряного цвета, флуоресцентными зеленой, желтой и оранжевой краске Premium White для рукавных этикеток и светостойкой краске Fade Resistant.

Konica Minolta

Konica Minolta привезла с собой на выставку ЦПМ bizhub PRESS C71cf — рулонную цифровую машину с сухим тонером (CMYK), разработанную специально для печати самоклеящихся этикеток. В качестве запечатываемых материалов можно использовать обычные и синтетические самоклеящиеся бумаги, а также самоклеящиеся пленки (полипропилен и полиэтилентерефталат) толщиной 60-250 мкм. Специальные материалы не требуются — можно применять те же носители, что и для флексографских машин: Fasson, Ritrama и пр.

Рис. 2. ЦПМ bizhub PRESS C71cf

Рис. 2. ЦПМ bizhub PRESS C71cf

Также компания показала новую ЦПМ AccurioLabel 190 (рис. 3), которая была разработана в сотрудничестве с датской компанией Grafisk Maskinfabrik (GM). Ожидается, что ее первые поставки в Европе начнутся уже в декабре текущего года. В остальных частях мира компания продолжит сотрудничество в производстве этикеточных ЦПМ со своим давним партнером — компанией Miyakoshi.

Удобная в управлении ЦПМ AccurioLabel 190 отличается стабильностью цвета и качеством печати, не уступающим офсетному благодаря разрешению 1200×1200 dpi. Предварительное праймирование материалов при этом не требуется. В стандартную комплектацию входят модули размотки и намотки рулона, а также автоматическая система равнения полотна. На выставке этого года Konica Minolta демонстрировала работу AccurioLabel 190 в соединении с машиной для послепечатной обработки этикетки GM DC330Mini, которая может подключаться в линию или работать автономно. Новую систему дополняло программное обеспечение AccurioPro Label Impose для быстрого и эффективного спуска полос при печати этикеток.

Рис. 3. ЦПМ AccurioLabel 190

Рис. 3. ЦПМ AccurioLabel 190

Lombardi

Итальянская компания Lombardi Converting Machinery на своем стенде показала узкорулонную гибридную печатную машину Digistar с интегрированным пятикрасочным струйным модулем Domino, секциями полуротационной флексографской печати, холодного тиснения и полуротационной высечки.

Mark Andy

Была показана гибридная печатная машина Mark Andy Digital Series, которая представляет собой единую платформу, объединяет флексографскую печать и механизм транспортировки рулона со струйной УФ-печатью, модулями отделки и преобразования продукции. Это решение предназначено для этикеточных типографий, которым необходимы повышенная производительность, гибкость и возможности, недоступные для существующих автономных флексо и/или цифровых машин.

Также была показана машина начального уровня Digital One для печати небольших тиражей с отделкой в линию самоклеящихся этикеток. Новая печатная машина с полным комплексом операций для четырехкрасочной цифровой печати триадными красками с разрешением 1200×1200 dpi, скомбинированная с одной секцией флексографской печати для отделки и декорирования.

Стандартная конфигурация предусматривает печать на полотне шириной 330 мм на разнообразных материалах, включая самоклеящиеся бумагу и пленку, безосновную бумагу и материалы для ярлыков. Сервоприводная флексографская станция дает возможность использования дополнительных красок, лака, ламинации и холодного тиснения фольгой в сочетании со встроенными устройствами для высечки, удаления облоя и продольной резки.

Mouvent

Компания Mouvent, только что созданная совместными усилиями BOBST и Radex, продемонстрировала на выставке Labelexpo Europe 2017 линейку ЦПМ для печати этикетки (рис. 4). В нее вошли две производительные семикрасочные рулонные УФ-машины LB701-UV mini label press и LB702-UV label press, а также принципиально новая узкорулонная струйная ЦПМ LB702-WB label press, в которой применяются только водные чернила Mouvent Inks, сертифицированные для контакта с пищей. Новинки могут запечатывать большой ассортимент материалов шириной до 170/340 мм, в том числе бумагу, самоклеящиеся этикетки и гибкие материалы. Их скорость может достигать 100 м/мин с физическим разрешением 1200×1200 dpi и оптическим разрешением 2000 dpi.

Рис. 4. На презентации новых ЦПМ Mouvent

Рис. 4. На презентации новых ЦПМ Mouvent

Nilpeter

Известный датский производитель показал модернизированную модель цифровой машины Panorama (рис. 5). Компанией на сегодня представлены две перспективные модели Panorama: чисто цифровая и гибридная. Обе базируются на ЦПМ DP-3, однопроходной, струйной УФ-технологии, CMYK+W. Впервые она была показана в 2015 году на Labelexpo Europe. Это двольно простая и надежная машина. Различия между моделями заключаются в том, что в цифровой версии ЦПМ еще предусмотрен конвертер с секциями для производительных отделочных операций, таких как лакировка, высечка и продольная резка отпечатанной продукции с гарантированно высокой скоростью и точной приводкой. А гибридная версия, показанная на Labelexpo-2017, включает пять секций струйной печати, секции флексографской печати, тиснения и вырубки.

Рис. 5. Nilpeter Panorama

Рис. 5. Nilpeter Panorama

Primera Technology Europe

Производитель показал принтер Primera LX1000e. Этот цветной струйный принтер (тип печати: Thermal inkjet) с широкими возможностями, удобный в применении, предназначен для печати этикеток любыми тиражами и по первому требованию. Используемые пигментные чернила обеспечивают, наряду с хорошим качеством, высокую устойчивость отпечатка к атмосферному воздействию.

Screen

Фирма представила две модели ЦПМ: Truepress Jet L350UV+ и Truepress Jet L350UV+LM.

Производительность обеих ЦПМ достигает уровня 60 м/мин. Они позволяют воспроизводить более широкую цветовую гамму за счет применения специальных оранжевых чернил, помимо обычных CMYK и белых чернил. Каждая секция переноса изображения у обеих новинок опционально может быть оснащена дополнительным охлаждающим цилиндром для работы с термочувствительными материалами. Машины предназначены для печати мало- и среднетиражных заказов.

ЦПМ L350UV+ разработана для производительной печати стандартной этикеточной продукции. Она обеспечивает хорошую производительность, цветопередачу, функциональность, а также возможность печати на широком спектре материалов.

Рис. 6. Screen Truepress Jet L350UV+LM

Рис. 6. Screen Truepress Jet L350UV+LM

Основным отличием Truepress Jet L350UV+LM (рис. 6) от других моделей в серии является использование новых УФ-чернил с низкой миграцией компонентов (в Screen их называют low permeability inks). При этом производитель подчеркивает, что новые чернила могут применяться только в модели Truepress Jet L350UV+LM. Также в новой машине применяется устройство обдува материала азотом, что позволяет ускорить закрепление чернил.

Uteco

Uteco Converting S.p.A. представила цифровую печатную машину Gaia — модульную цифровую машину струйной печати, универсальную и простую в эксплуатации, предназначенную для печати на гибких материалах. Модель представляет собой машину начального уровня, которая сможет печатать в четыре краски. Но в дальнейшем Uteco планирует выпустить более продвинутую версию. Также с ней можно будет интегрировать модули для финишной отделки, в частности ламинации и роспуска полотна.

Для Gaia компания INX International специально разработала так называемые EB-чернила (electron beam), которые отверждаются в специальной сушке компании ebeam Technologies. Их основное преимущество заключается в отсутствии фотоинициаторов, а значит, нет миграции компонентов чернил, что позволяет соответствовать требованиям, предъявляемым к процессу производства пищевой упаковки. При этом Uteco отмечает, что в машинах Gaia можно будет также использовать UV, UV-LED и даже водные чернила.

Xeikon

Flint Group Xeikon показала несколько новых этикеточных ЦМП. Машина Xeikon CX500, входящая в серию Cheetah, стала первой печатной машиной на платформе нового поколения с сухим тонером, соответствующей концепции «Индустрия 4.0». Ее производительность составляет 30 м/мин при ширине рулона 520 мм и качестве печати с разрешением 1200 dpi. Данная ЦПМ способна печатать на самоклеящихся материалах, термобумагах, полиэтиленовых, соэкструдированных и БОПП-пленках без предварительной обработки.

Рис. 7. Xeikon PX3000

Рис. 7. Xeikon PX3000

Новинки в струйной УФ-серии Panther — высокопроизводительная Xeikon PX3000 (рис. 7) и Xeikon PX2000 начального уровня. Обе могут быть как в четырех-, так и в пятикрасочной конфигурации (CMYK плюс белый). При этом Xeikon PX3000 работает с материалами шириной 330 мм, а Xeikon PX2000 — шириной 220 мм при максимальной скорости 50 м/мин. Качество печати с разрешением 600×600 dpi. Xeikon PX3000 может печатать на различных материалах, включая самоклеящиеся материалы, бумагу, PVC, PP, PET и PE.

Чем различаются ЦПМ

В чем принципиальные различия цифровых машин, которые предлагаются на российском рынке? Опираясь на слова представителей компаний — производителей соответствующего оборудования, предлагаем вам небольшую «выжимку».

Так, в ЦПМ Screen Truepress Jet L350UV (собственно, это единственная модель у данного производителя) используется струйная УФ­технология, не уступающая по качеству печати офсету и флексографии, при этом не требуется предварительного праймирования материала, а скорость полноцветной печати составляет 50 м/ мин. Линия Screen Jet Convertor позволяет осуществлять любую послепечатную обработку: лакирование, ламинирование, тиснение и т.д.

Цифровые офсетные машины HP Indigo отличаются от всех остальных радикально. Их преимуществами перед другими решениями являются жидкая краска и формирование изображения лазером, качество глубокой печати и разнообразие красок, диапазон толщин и типов материалов для печати, проверенное решение для цветоделения и управления печатью от Esko.

При этом в линейке HP Indigo есть машины как для начального уровня — HP Indigo ws4600, так и для предприятий с существенной загрузкой — HP Indigo 8000.

Основным преимуществом ЦПМ HP Indigo является схема поставки всех расходных материалов без предоплаты, в рамках «покопийного контракта», когда оплата происходит за сделанные отпечатки (в данном случае раппорты) по фиксированной цене, которая не зависит от заполнения краской. Это позволяет заказчику всегда понимать реальную себестоимость печати без скрытых затрат, не замораживать собственные средства для поддержания складских запасов расходных материалов, что крайне важно для любого производства в период высоких банковских процентных ставок.

Все поставляемые машины HP Indigo обеспечиваются сервисным контрактом, который включает все запасные части и работы по обслуживанию оборудования инженерами компаний «Нисса» и НР. Безусловно, для получения готовой продукции необходимо использовать отделочное оборудование, и здесь предоставляется решение от одного из лидеров рынка — компании ABG International, линейка которой позволяет подобрать решение для любой, даже самой сложной задачи.

Основное достоинство машин Anytron — низкая цена, это бюджетный сегмент. Хорошо это или нет — сложно сказать. Плюс здесь в том, что с такой ЦПМ проще войти на рынок цифровой печати этикетки, относительно быстро окупить оборудование и, возможно, в дальнейшем либо приобрести более дорогую цифровую машину, либо уйти, например, во флексографию. Добавим, что это тонерная электростатическая печать на базе устройства с линейкой лазерных светодиодов.

Epson SurePress L­4033AW — единственная на рынке восьмикрасочная машина с белым цветом. Она печатает пигментными чернилами на водной основе, что соответствует абсолютно всем стандартам безопасности продукции, в том числе товаров для детей. В этикеточных машинах Epson SurePress L­4033AW используется печатающая голова Epson MicroPiezo c технологией печати каплями переменного размера: печать идет без нагрева поверхности, капля подается с помощью электрического импульса и ложится на поверхность предельно точно. Скорость печати 5 м/ мин — это нижний скоростной сегмент для этикеточных ЦПМ. Соответственно, и стоимость ее гораздо ниже, чем у более производительных машин.

Что касается машин EFI Jetrion, то здесь клиенты могут выбирать между простыми модификациями и полными линиями печати и финишинга с лазерной высечкой, удалением облоя, финишной отделкой, резкой на ручьи и револьверной намоткой. Все современные модели строятся по модульному принципу, что позволяет в процессе эксплуатации дополнить купленную машину необходимыми опциями, как существующими на момент ее выпуска, так и разработанными позднее.

Кроме того, последняя модификация EFI Jetrion 4950LX оснащена светодиодными сушками, что позволяет печатать на тонких (от 13 мкм) и чувствительных к нагреву материалах, включая термоусадочную пленку. Естественно, при таком изобилии самых высокотехнологичных опций EFI Jetrion можно отнести, в зависимости от конфигурации, к среднему и высшему ценовому сегменту.

Рынок цифровой этикетки в России

Принято считать, что сейчас везде происходит «цифровая революция». Тем не менее, если говорить о рынке цифровой этикетки, то, к сожалению, можно с уверенностью утверждать, что нас она не коснулась.

При всем ажиотаже, количество инсталляций, по признанию экспертов, в России совсем невелико. Речь идет буквально о четырех десятках ЦПМ на всю страну. В основном это HP Indigo разных моделей, три­четыре EFI Jetrion и несколько гораздо более простых и бюджетных машин, а иногда — просто настольные принтеры. Но бюджетные машины вряд ли сделают погоду. Интерес могут представлять только достаточно производительные машины.

И по большей части все это достигнуто стараниями буквально нескольких небедных типографий. И эта «цифра» идет скорее как дополнение к флексопечати для коротких тиражей, нежели как самостоятельное решение. По крайней мере, известно, что большинство инсталляций приходится на «этикеточные» типографии.

Надо сказать, что в сложившейся ситуации ничего обидного для России нет. Обещанной бесчисленными прогнозами масштабной «цифровой революции» в узкорулонном сегменте до сих пор не произошло — ни во всем мире, ни в России. Другое дело, что процесс этот на Западе все­таки идет быстрее и перемены заметны более явственно. В Восточной Европе все идет чуть медленнее, что, скорее, связано с финансированием от Евросоюза. В России же процесс еще более медленный, и это, безусловно, объясняется санкциями, последним экономическим кризисом и рядом других объективных причин.

Главная причина — отсутствие широких масс мелких товаропроизводителей — потребителей коротких тиражей этикетки, как, например, в Европе, а также нежелание флексотипографий (основных производителей этикетки) развивать направление цифровой печати. Очевидно, флексотипографиям выгоднее убедить клиента не уходить на короткий цифровой тираж, а остаться на тиражах подлиннее, но при этом иметь стоимость этикетки пониже. И флексотипографии в своей массе вряд ли будут ускорять «цифровую революцию», если только не захотят найти в цифровой печати новые ниши для расширения.

Есть еще такая проблема, как дорогие и иногда нестандартные расходники, сложности с обслуживанием. Да и стоимость самих машин совсем немалая. А если учесть, что кроме ЦПМ в большинстве случаев требуется приобрести еще и оборудование для праймирования, лакирования, тиснения, высечки, то объем инвестиций получается достаточно большим. Именно это всё и мешает распространению «цифры» для этикеток.

Тем не менее рынок гибкой упаковки и этикетки сейчас показывает уверенный рост. И причин для остановки этого роста нет никаких. Наоборот, если еще три­четыре года назад, например, этикетки «по требованию» были для российского рынка крайне редким явлением, сейчас таких работ, а следовательно, и сфер применения для этикеточных типографий появляется всё больше.

Тем более что в связи с кризисом количество коротких тиражей увеличивается, а рентабельность их печати на цифровой машине значительно выше. Следовательно, типографиям, оснащенным ЦПМ, легче выигрывать конкуренцию по цене, оставаясь при этом прибыльными.

Думается, первыми в рынок «цифры» войдут традиционные флексографские производства, так как сегодня появляется всё больше мелких тиражей: тысяча этикеток, две, пять. Именно тогда, когда накапливается критичная масса таких небольших работ, типография решается на покупку цифровой машины.

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства