Мир пакета
В данной статье я хотел бы рассказать о специализированной полиграфической компании «Мир пакета» (имеющей еще и второе название — «Аформат»), заинтересовавшей меня сразу по нескольким причинам. Вопервых, это узкоспециализированная типография, значительная доля услуг которой предназначается для коллег по цеху. Подобных компаний, согласитесь, не очень много на нашем рынке. Вовторых, эта типография достаточно эффективна и при этом использует на своем производстве большое количество ручного труда, что противоречит общемировым тенденциям. Втретьих, в типографии недавно внедрена комплексная автоматизированная система управления производством и продажами (АСУП), что помогло резко интенсифицировать ее производство и за год почти удвоить оборот. Недавно ее владелец Валерий Кривошеев, начавший свой бизнес с нуля всего 10 лет назад, смог купить другую типографию, имевшую на вооружении СТР, пятикрасочную офсетную машину и много автоматизированного послепечатного оборудования. Любая из этих особенностей уже заслуживает пристального внимания, а все они, совмещенные в рамках одного московского предприятия, тем более должны быть интересны читателю.
Итак, специализацией типографии «Мир пакета» является изготовление бумажных пакетов, на которые приходится более 90% ее оборота. Основные ее заказчики — магазины с подарочной упаковкой одежды, обуви и аксессуаров, а также коммерческие предприятия, использующие пакеты для промоакций. Для тех, кто не в курсе, проведем небольшой ликбез по этому виду бизнеса.
Валерий Кривошеев (слева) и Марсель Шарифуллин на производственной площадке типографии «Мир пакета»
На рынке сейчас работают полторы тысячи российских типографий и рекламных агентств, поставляющих около 200 млн пакетов в год. Столь большое количество производителей связано с тем, что этот бизнес, в отличие от производства другой печатной продукции, не требует серьезных стартовых вложений. Купил китайский тигель и ламинатор, нанял десять ручников и начинай работать. Заказы на пакеты заметно различаются по тиражу и срочности, а также сильно подвержены сезонности — за счет этого объем производства колеблется в течение года в несколько раз. Поэтому большая часть «производителей» занимаются пакетами эпизодически, часто переразмещая неудобные заказы в специализированные предприятия. Крупных же производителей пакетов на рынке Москвы, например, не более десяти, а в регионах — одиндва.
Пользуются спросом пакеты разных видов: из бумаги (плотностью 115250 г/м2), картона (185250 г/м2), крафта (80 и 120 г/м2) или дизайнерской бумаги (ее ассортимент огромен). Печать на них осуществляется по офсетной (традиционной или УФ) или трафаретной технологии, хотя в последнее время появляются предложения единичных пакетов, выполненных цифровым способом. На дизайнерских пакетах обычно используют трафаретную печать или тиснением металлизированной фольгой, а также блинтовое или конгревное тиснение. Для облагораживания пакетов может использоваться термография, лакирование или ламинирование обычными ПП (глянцевыми или матовыми) или эксклюзивными пленками: металлизированными, Soft Touch и др.
Несмотря на видимую простоту, бумажный пакет довольно сложен в производстве. Кроме печати, процесс изготовления включает операции вырубки, биговки и сборки из одного или двух листов с приклейкой элементов на двусторонний скотч, холодный или термоклей. Могут использоваться дополнительные виды отделки, такие как аппликация, вставка уплотнения в верхней зоне (под ручку) и на дно пакета, установка люверсов, различные способы крепления бумажных, веревочных или пластиковых ручек. Изза этого бумажные пакеты часто собирают вручную. Конструкторам, занятым созданием автоматизированных линий, пока похвастать нечем. Имеющиеся машины нецелесообразны в реальном производстве изза высокой цены и сложностей в обеспечении постоянной загрузкой. В отдельных случаях используют машины для автоматизации отдельных операций, например заклейки бокового шва и т.п.
Пакеты собирают вручную в цехе сборки
В типографии «Мир пакета» пакеты собирают вручную в цехе сборки, в котором трудятся от 30 до 60 человек, в зависимости от сезона. Дальнейшее масштабирование цеха усложняет процесс управления и контроля качества продукции. Но типография может также привлекать к работе удаленные бригады сборщиков. Цена пакетов зависит от их вида, тиража и срочности и колеблется от 3 до 30 руб. при оптовой поставке. Вообще рост цен на пакеты ограничивает их импорт из Китая. До кризиса 2008 года доля импортируемых пакетов доходила до 80%, затем эта цифра постоянно снижалась, и в прошлом году достигла 40%. Сейчас вследствие небольшого укрепления рубля, импорт вновь начал поднимать голову. В частности, по словам Валерия, в 2018 году он уже недосчитался миллиона пакетов от постоянных заказчиков, которые отправили их на производство в Китай. Главным минусом импорта являются не только большие сроки (от полугода) поставки и необходимость консолидации заказов, чтобы стоимость транспортировки не съела всю прибыль, но и соображения защиты авторских прав. Авторский дизайн после разового заказа в Китае может начать массово распространяться конкурентами по бросовым ценам. Поэтому Валерий уверен в хорошем будущем своей типографии «Мир пакета». Расскажем о ней чуть подробнее.
Специализированная типография «Мир пакета»
Компания «Мир пакета» была создана с нуля Валерием Кривошеевым 12 лет назад и начиналась с небольшого рекламного агентства, занимающегося поиском и переразмещением заказов в других типографиях. До этого Валерий немного поработал в рекламном агентстве «Аврорапринт», и помирному расстался с ее директором Андреем Вахтуровым, когда тот решил открывать свою типографию. Валерий посчитал, что тоже способен создать собственную типографию. В итоге первые пару лет бизнес едва теплился, и для нормального существования Валерию пришлось попутно заниматься поставками бетона на стройки Москвы. Но в 2009 году, после завершения кризиса, типография наконец начала демонстрировать прибыльность и обрастать первыми простыми станками, а количество привлекаемых работников начало исчисляться десятками в сезон. В 2011 году «Мир пакета» купил свое первое автоматизированное оборудование — б/у ламинатор KDFM с самонакладом, масляным обогревом и пневматическим обжимом, и начал арендовать 130 м2 в типографии «Мир офсета». За счет синергетического эффекта обе типографии поначалу выросли, но партнер Валерия не захотел инвестировать в развитие и новое оборудование. В итоге, приобретя новое резальное оборудование, шелкотрафаретный участок, несколько вырубных тигелей и ламинаторов, «Мир пакета» в 2015 году был вынужден съехать на новые площади. На новом месте, недалеко от метро «Каширская», «Мир пакета», начав с 700 м2, постепенно увеличил свои арендные площади до 1200 м2, а недавно добавил к ним еще 900 м2 в связи с поглощением типографии «Альбион Групп».
Сейчас компания входит в число лидирующих предприятий Москвы, занятых в сфере производства бумажных пакетов и упаковки ПВД, а благодаря прибавке от «Альбион Групп», планирует занять заметное место и на рынке малоформатной картонной упаковки. Ее производственная база сейчас состоит из CTP, офсетной машины Ryobi 755, участков горячего тиснения и трафаретной печати, четырех резальных машин, трех автоматических ламинаторов, автоматической вырубки КАМА и нескольких ручных тигелей, пары фальцевальносклеивающих линий и многого другого. Штат профессиональных сотрудников состоит из 60 человек, а в пиковые сезоны увеличивается вдвое. Объем производства постоянно растет и достигает 200 тыс. пакетов в месяц, единовременно в производстве может находиться до полумиллиона пакетов. Дальнейший рост производительности требует уже автоматизированного оборудования, поэтому руководство компании «Мир пакета» задумывается и об этом шаге в скором будущем.
Производственный процесс здесь отлажен до тонкостей, часть этапов выполняется на современном оборудовании, часть — вручную, но по строгим технологическим стандартам и нормам качества. Типография всегда придерживается взятых на себя обязательств по срокам и качеству продукции. «Мир пакета» практикует индивидуальный подход, когда к каждому заказчику прикрепляется персональный менеджер, который всегда готов оперативно проконсультировать или ответить на любые вопросы об особенностях и процессе исполнения заказов и несет ответственность за конечный результат. Именно поэтому у предприятия очень хорошая репутация. Об этом, в частности, можно судить по десяткам положительных отзывов на сайте типографии https://mirpaketa.ru.
Стены украшают многочисленные образцы произведенной продукции
Типография кроме бумажных пакетов также изготавливает пакеты ПВД, картонные коробки, вырубные папки и календари: квартальные, перекидные, настольные, с часами и т.п. Заметную долю бизнеса в несезон занимают услуги ламинирования, шелкографии, УФлакирования, вырубки, сборки пакетов и сопутствующих ручных работ для других типографий.
Внедрение АСУП Print-Expert
Как уже говорилось, «Мир пакета» рос с самого момента образования, но к 2017 году дальнейшее экстенсивное развитие приостановилось изза неспособности менеджеров успевать отвечать на запросы клиентов, а производства — быстро обрабатывать заказы в пиковые сезоны. Механическое наращивание штата и парка оборудования перестало приносить свои плоды. Выжав все, что можно, из производственного процесса, Валерий задумался об автоматизации системы управления предприятием и обратился за помощью к специалистам PrintExpert.
Разработчики АСУП начали процесс с создания удобной системы расчетов стоимости заказов, далее занялись процессом планирования, диспетчеризации и регистрации выполнения технологических операций на производстве. Отталкиваясь от предыдущего опыта автоматизации подобной типографии «Аврорапринт», ими буквально за пару месяцев был разработан единый шаблон для расчета любых бумажных пакетов, независимо от их размеров, материала, фурнитуры, способа отделки, тиража и срочности. Если раньше менеджерам приходилось копаться в десятке файлов Excel с прайслистами, то сейчас они получили возможность называть стоимость продукции заказчику прямо в процессе телефонного разговора. Тем самым количество выполняемых расчетов увеличилось на порядок, они все стали единообразными и точными. Модуль CRM АСУП хранит всю историю контактов, ссылки на макеты ранее выполненных работ, встроенный планировщик напоминает менеджеру о предстоящих ему звонках и действиях.
Производственный участок типографии также увеличил свою эффективность: по принятому заказу автоматически стала формироваться технологическая карта, которую можно было распечатать или посмотреть на любом компьютере типографии. Исполнителям на каждом рабочем месте показывался список предстоящих операций, и для отметки выполнения той или иной технологической операции им стало достаточно отсканировать ее штрихкод с техкарты, не тратя время на поиск строчки заказа в компьютерной программе. Списание материалов и перемещение готовой продукции на склад, а также все другие операции производятся в АСУП автоматически в фоновом режиме. В результате менеджеры сейчас имеют онлайндоступ к любой информации о своих заказах: кто и что с ними делал, на какой стадии они находятся, что и когда предстоит еще сделать до их отгрузки; какова была расчетная и реальная себестоимость, какую комиссию можно получить после сдачи заказа. Ни один заказ, даже самый мелкий, не может быть забыт или просрочен.
Внедрение АСУП Print-Expert существенно облегчило рабочие процессы в типографии
Позже компания «Мир пакета» начала активно использовать внутреннюю систему уведомлений PrintExpert: менеджер — при поступлении оплаты, бухгалтер в «1С» — при фактической отгрузке готовой продукции и т.п. При поступлении заказа на исполнение, автоматическое сообщение отправляется начальнику производства. Когда же продукция изготовлена, уведомление формируется не только для менеджеров, но и для ключевых клиентов. А в эти дни начинается процесс встраивания в АСУП собственного почтового клиента, который позволит управлять приемом заказов через почту, при необходимости переключать входные письма разным менеджерам, привязывать переписку с клиентом к истории контактов, включать напоминания менеджерам о необходимом ответе, а директору поможет удобно контролировать рабочую почту предприятия. Ни один менеджер, не ответивший вовремя на запрос заказчика, не сможет избежать наказания.
В компании был налажен сквозной учет расходных материалов, начиная от закупки, резервирования, хранения и раскомплектовки на складах и заканчивая автоматическим списанием материалов на конкретные заказы или в цех. Учет выработки производственных сотрудников, расчет зарплаты персоналу и комиссионного вознаграждения менеджеров также лег на систему в соответствии со сложившейся на предприятии системой мотивации. Все это не только оставило в прошлом споры и сомнения сотрудников, но и содействовало сплочению коллектива и побудило желание работать поновому. АСУП обезличил взаимодействие между людьми и убрал субъективное отношение к коллегам. Все стало прозрачно и организованно.
Валерий сейчас может мгновенно получить отчеты по деятельности типографии в финансовом и количественном измерениях: по типографии в целом, менеджерам, видам продукции, клиентам, используемому оборудованию, дебиторской задолженности и любом другом разрезе. По этой информации принимается взвешенное и объективное решение, касающееся изменения ценообразования, рекламной политики, кадровых вопросов, закупки нового оборудования и т.п. Весь процесс внедрения АСУП в «Мир пакета» занял порядка полугода, причем работать в программе сотрудники начали уже на второй месяц. Несколько сотен тысяч рублей, инвестированных во внедрение PrintExpert, были многократно возвращены ростом выработки типографии. Период 20172018 годов можно назвать «вторым дыханием» для типографии, за это время ее оборот вырос почти раза, а появившиеся средства позволили Валерию инвестировать в существенное расширение производства.
В качестве выводов к этой статье хотелось бы акцентировать внимание читателей, что успешный полиграфический бизнес вполне возможно построить с нуля на плотном конкурентном рынке. Пример компании «Мир пакета» показывает, что сила предприятия не только в парке мощного оборудования или монопольном положении на рынке, а скорее в целеустремленности и желании достичь успеха, в постоянном повышении эффективности своего производства и внедрении передовых автоматизированных систем управления типографии. Желаем Валерию дальнейших успехов, пусть у него все получится!