КомпьюАрт

2 - 2018

Мир пакета

Марсель Шарифуллин, типография ВШЭ
Марсель Шарифуллин, типография ВШЭ

В данной статье я хотел бы рассказать о специализированной полиграфической компании «Мир пакета» (имеющей еще и второе название — «А­формат»), заинтересовавшей меня сразу по нескольким причинам. Во­первых, это узкоспециализированная типография, значительная доля услуг которой предназначается для коллег по цеху. Подобных компаний, согласитесь, не очень много на нашем рынке. Во­вторых, эта типография достаточно эффективна и при этом использует на своем производстве большое количество ручного труда, что противоречит общемировым тенденциям. В­третьих, в типографии недавно внедрена комплексная автоматизированная система управления производством и продажами (АСУП), что помогло резко интенсифицировать ее производство и за год почти удвоить оборот. Недавно ее владелец Валерий Кривошеев, начавший свой бизнес с нуля всего 10 лет назад, смог купить другую типографию, имевшую на вооружении СТР, пятикрасочную офсетную машину и много автоматизированного послепечатного оборудования. Любая из этих особенностей уже заслуживает пристального внимания, а все они, совмещенные в рамках одного московского предприятия, тем более должны быть интересны читателю.

Итак, специализацией типографии «Мир пакета» является изготовление бумажных пакетов, на которые приходится более 90% ее оборота. Основные ее заказчики — магазины с подарочной упаковкой одежды, обуви и аксессуаров, а также коммерческие предприятия, использующие пакеты для промо­акций. Для тех, кто не в курсе, проведем небольшой ликбез по этому виду бизнеса.

Валерий Кривошеев (слева) и Марсель Шарифуллин на производственной площадке типографии «Мир пакета»

Валерий Кривошеев (слева) и Марсель Шарифуллин на производственной площадке типографии «Мир пакета»

На рынке сейчас работают полторы тысячи российских типографий и рекламных агентств, поставляющих около 200 млн пакетов в год. Столь большое количество производителей связано с тем, что этот бизнес, в отличие от производства другой печатной продукции, не требует серьезных стартовых вложений. Купил китайский тигель и ламинатор, нанял десять ручников и начинай работать. Заказы на пакеты заметно различаются по тиражу и срочности, а также сильно подвержены сезонности — за счет этого объем производства колеблется в течение года в несколько раз. Поэтому большая часть «производителей» занимаются пакетами эпизодически, часто переразмещая неудобные заказы в специализированные предприятия. Крупных же производителей пакетов на рынке Москвы, например, не более десяти, а в регионах — один­два.

Пользуются спросом пакеты разных видов: из бумаги (плотностью 115­250 г/м2), картона (185­250 г/м2), крафта (80 и 120 г/м2) или дизайнерской бумаги (ее ассортимент огромен). Печать на них осуществляется по офсетной (традиционной или УФ) или трафаретной технологии, хотя в последнее время появляются предложения единичных пакетов, выполненных цифровым способом. На дизайнерских пакетах обычно используют трафаретную печать или тиснением металлизированной фольгой, а также блинтовое или конгревное тиснение. Для облагораживания пакетов может использоваться термография, лакирование или ламинирование обычными ПП (глянцевыми или матовыми) или эксклюзивными пленками: металлизированными, Soft Touch и др.

Несмотря на видимую простоту, бумажный пакет довольно сложен в производстве. Кроме печати, процесс изготовления включает операции вырубки, биговки и сборки из одного или двух листов с приклейкой элементов на двусторонний скотч, холодный или термоклей. Могут использоваться дополнительные виды отделки, такие как аппликация, вставка уплотнения в верхней зоне (под ручку) и на дно пакета, установка люверсов, различные способы крепления бумажных, веревочных или пластиковых ручек. Из­за этого бумажные пакеты часто собирают вручную. Конструкторам, занятым созданием автоматизированных линий, пока похвастать нечем. Имеющиеся машины нецелесообразны в реальном производстве из­за высокой цены и сложностей в обеспечении постоянной загрузкой. В отдельных случаях используют машины для автоматизации отдельных операций, например заклейки бокового шва и т.п.

Пакеты собирают вручную в цехе сборки

Пакеты собирают вручную в цехе сборки

В типографии «Мир пакета» пакеты собирают вручную в цехе сборки, в котором трудятся от 30 до 60 человек, в зависимости от сезона. Дальнейшее масштабирование цеха усложняет процесс управления и контроля качества продукции. Но типография может также привлекать к работе удаленные бригады сборщиков. Цена пакетов зависит от их вида, тиража и срочности и колеблется от 3 до 30 руб. при оптовой поставке. Вообще рост цен на пакеты ограничивает их импорт из Китая. До кризиса 2008 года доля импортируемых пакетов доходила до 80%, затем эта цифра постоянно снижалась, и в прошлом году достигла 40%. Сейчас вследствие небольшого укрепления рубля, импорт вновь начал поднимать голову. В частности, по словам Валерия, в 2018 году он уже недосчитался миллиона пакетов от постоянных заказчиков, которые отправили их на производство в Китай. Главным минусом импорта являются не только большие сроки (от полугода) поставки и необходимость консолидации заказов, чтобы стоимость транспортировки не съела всю прибыль, но и соображения защиты авторских прав. Авторский дизайн после разового заказа в Китае может начать массово распространяться конкурентами по бросовым ценам. Поэтому Валерий уверен в хорошем будущем своей типографии «Мир пакета». Расскажем о ней чуть подробнее.

Специализированная типография «Мир пакета»

Компания «Мир пакета» была создана с нуля Валерием Кривошеевым 12 лет назад и начиналась с небольшого рекламного агентства, занимающегося поиском и переразмещением заказов в других типографиях. До этого Валерий немного поработал в рекламном агентстве «Аврора­принт», и по­мирному расстался с ее директором Андреем Вахтуровым, когда тот решил открывать свою типографию. Валерий посчитал, что тоже способен создать собственную типографию. В итоге первые пару лет бизнес едва теплился, и для нормального существования Валерию пришлось попутно заниматься поставками бетона на стройки Москвы. Но в 2009 году, после завершения кризиса, типография наконец начала демонстрировать прибыльность и обрастать первыми простыми станками, а количество привлекаемых работников начало исчисляться десятками в сезон. В 2011 году «Мир пакета» купил свое первое автоматизированное оборудование — б/у ламинатор KDFM с самонакладом, масляным обогревом и пневматическим обжимом, и начал арендовать 130 м2 в типографии «Мир офсета». За счет синергетического эффекта обе типографии поначалу выросли, но партнер Валерия не захотел инвестировать в развитие и новое оборудование. В итоге, приобретя новое резальное оборудование, шелкотрафаретный участок, несколько вырубных тигелей и ламинаторов, «Мир пакета» в 2015 году был вынужден съехать на новые площади. На новом месте, недалеко от метро «Каширская», «Мир пакета», начав с 700 м2, постепенно увеличил свои арендные площади до 1200 м2, а недавно добавил к ним еще 900 м2 в связи с поглощением типографии «Альбион Групп».

Сейчас компания входит в число лидирующих предприятий Москвы, занятых в сфере производства бумажных пакетов и упаковки ПВД, а благодаря прибавке от «Альбион Групп», планирует занять заметное место и на рынке малоформатной картонной упаковки. Ее производственная база сейчас состоит из CTP, офсетной машины Ryobi 755, участков горячего тиснения и трафаретной печати, четырех резальных машин, трех автоматических ламинаторов, автоматической вырубки КАМА и нескольких ручных тигелей, пары фальцевально­склеивающих линий и многого другого. Штат профессиональных сотрудников состоит из 60 человек, а в пиковые сезоны увеличивается вдвое. Объем производства постоянно растет и достигает 200 тыс. пакетов в месяц, единовременно в производстве может находиться до полумиллиона пакетов. Дальнейший рост производительности требует уже автоматизированного оборудования, поэтому руководство компании «Мир пакета» задумывается и об этом шаге в скором будущем.

Производственный процесс здесь отлажен до тонкостей, часть этапов выполняется на современном оборудовании, часть — вручную, но по строгим технологическим стандартам и нормам качества. Типография всегда придерживается взятых на себя обязательств по срокам и качеству продукции. «Мир пакета» практикует индивидуальный подход, когда к каждому заказчику прикрепляется персональный менеджер, который всегда готов оперативно проконсультировать или ответить на любые вопросы об особенностях и процессе исполнения заказов и несет ответственность за конечный результат. Именно поэтому у предприятия очень хорошая репутация. Об этом, в частности, можно судить по десяткам положительных отзывов на сайте типографии https://mirpaketa.ru.

Стены украшают многочисленные образцы произведенной продукции

Стены украшают многочисленные образцы произведенной продукции

Типография кроме бумажных пакетов также изготавливает пакеты ПВД, картонные коробки, вырубные папки и календари: квартальные, перекидные, настольные, с часами и т.п. Заметную долю бизнеса в несезон занимают услуги ламинирования, шелкографии, УФ­лакирования, вырубки, сборки пакетов и сопутствующих ручных работ для других типографий.

Внедрение АСУП Print-Expert

Как уже говорилось, «Мир пакета» рос с самого момента образования, но к 2017 году дальнейшее экстенсивное развитие приостановилось из­за неспособности менеджеров успевать отвечать на запросы клиентов, а производства — быстро обрабатывать заказы в пиковые сезоны. Механическое наращивание штата и парка оборудования перестало приносить свои плоды. Выжав все, что можно, из производственного процесса, Валерий задумался об автоматизации системы управления предприятием и обратился за помощью к специалистам Print­Expert.

Разработчики АСУП начали процесс с создания удобной системы расчетов стоимости заказов, далее занялись процессом планирования, диспетчеризации и регистрации выполнения технологических операций на производстве. Отталкиваясь от предыдущего опыта автоматизации подобной типографии «Аврора­принт», ими буквально за пару месяцев был разработан единый шаблон для расчета любых бумажных пакетов, независимо от их размеров, материала, фурнитуры, способа отделки, тиража и срочности. Если раньше менеджерам приходилось копаться в десятке файлов Excel с прайс­листами, то сейчас они получили возможность называть стоимость продукции заказчику прямо в процессе телефонного разговора. Тем самым количество выполняемых расчетов увеличилось на порядок, они все стали единообразными и точными. Модуль CRM АСУП хранит всю историю контактов, ссылки на макеты ранее выполненных работ, встроенный планировщик напоминает менеджеру о предстоящих ему звонках и действиях.

Производственный участок типографии также увеличил свою эффективность: по принятому заказу автоматически стала формироваться технологическая карта, которую можно было распечатать или посмотреть на любом компьютере типографии. Исполнителям на каждом рабочем месте показывался список предстоящих операций, и для отметки выполнения той или иной технологической операции им стало достаточно отсканировать ее штрихкод с техкарты, не тратя время на поиск строчки заказа в компьютерной программе. Списание материалов и перемещение готовой продукции на склад, а также все другие операции производятся в АСУП автоматически в фоновом режиме. В результате менеджеры сейчас имеют онлайн­доступ к любой информации о своих заказах: кто и что с ними делал, на какой стадии они находятся, что и когда предстоит еще сделать до их отгрузки; какова была расчетная и реальная себестоимость, какую комиссию можно получить после сдачи заказа. Ни один заказ, даже самый мелкий, не может быть забыт или просрочен.

Внедрение АСУП Print-Expert существенно облегчило рабочие процессы в типографии

Внедрение АСУП Print-Expert существенно облегчило рабочие процессы в типографии

Позже компания «Мир пакета» начала активно использовать внутреннюю систему уведомлений Print­Expert: менеджер — при поступлении оплаты, бухгалтер в «1С» — при фактической отгрузке готовой продукции и т.п. При поступлении заказа на исполнение, автоматическое сообщение отправляется начальнику производства. Когда же продукция изготовлена, уведомление формируется не только для менеджеров, но и для ключевых клиентов. А в эти дни начинается процесс встраивания в АСУП собственного почтового клиента, который позволит управлять приемом заказов через почту, при необходимости переключать входные письма разным менеджерам, привязывать переписку с клиентом к истории контактов, включать напоминания менеджерам о необходимом ответе, а директору поможет удобно контролировать рабочую почту предприятия. Ни один менеджер, не ответивший вовремя на запрос заказчика, не сможет избежать наказания.

В компании был налажен сквозной учет расходных материалов, начиная от закупки, резервирования, хранения и раскомплектовки на складах и заканчивая автоматическим списанием материалов на конкретные заказы или в цех. Учет выработки производственных сотрудников, расчет зарплаты персоналу и комиссионного вознаграждения менеджеров также лег на систему в соответствии со сложившейся на предприятии системой мотивации. Все это не только оставило в прошлом споры и сомнения сотрудников, но и содействовало сплочению коллектива и побудило желание работать по­новому. АСУП обезличил взаимодействие между людьми и убрал субъективное отношение к коллегам. Все стало прозрачно и организованно.

Валерий сейчас может мгновенно получить отчеты по деятельности типографии в финансовом и количественном измерениях: по типографии в целом, менеджерам, видам продукции, клиентам, используемому оборудованию, дебиторской задолженности и любом другом разрезе. По этой информации принимается взвешенное и объективное решение, касающееся изменения ценообразования, рекламной политики, кадровых вопросов, закупки нового оборудования и т.п. Весь процесс внедрения АСУП в «Мир пакета» занял порядка полугода, причем работать в программе сотрудники начали уже на второй месяц. Несколько сотен тысяч рублей, инвестированных во внедрение Print­Expert, были многократно возвращены ростом выработки типографии. Период 2017­2018 годов можно назвать «вторым дыханием» для типографии, за это время ее оборот вырос почти раза, а появившиеся средства позволили Валерию инвестировать в существенное расширение производства.

В качестве выводов к этой статье хотелось бы акцентировать внимание читателей, что успешный полиграфический бизнес вполне возможно построить с нуля на плотном конкурентном рынке. Пример компании «Мир пакета» показывает, что сила предприятия не только в парке мощного оборудования или монопольном положении на рынке, а скорее в целеустремленности и желании достичь успеха, в постоянном повышении эффективности своего производства и внедрении передовых автоматизированных систем управления типографии. Желаем Валерию дальнейших успехов, пусть у него все получится!

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства