КомпьюАрт

5 - 2018

Нужна ткань? Можно напечатать

Печатное производство фабрики тканей «Принтпик» было создано в 2013 году для изготовления одежды и других текстильных изделий собственного бренда. И это было непростое решение. Историю создания производства нам рассказал основатель компании Михаил Купавцев.

Изначально был бренд дизайнерской одежды «Наталья Новикова». В процессе производства компания столкнулась с тем, что при подготовке как весенней, так и осенней коллекции возникают одни и те же проблемы с тканями. Чтобы сшить образцы, нужно купить купон — отрез ткани, которого хватает ровно на одно изделие. Для плаща или куртки — полтора­два метра ткани, а для футболки хватит и одного. Это необходимо для удешевления производства. Но никто из поставщиков тканей купоны не резал, приходилось покупать целый рулон, а это может быть и 30, и 50 метров — сэкономить не получится. И ведь неизвестно, пойдет коллекция или не будет пользоваться спросом. Первая проблема — дорогое тестирование и пошив пробной партии одежды. Вторая проблема возникала, когда коллекция начинала продаваться и нужно было шить дополнительную партию изделий, а у поставщика такой ткани больше не было и никогда не будет. Были попытки найти производство, которое бы обеспечивало печать ткани, но они оказались безуспешными. И тогда было решено научиться делать ткань самостоятельно. Для этого купили небольшой принтер Roland XF­640 с сублимационными чернилами, и дело пошло.

Сублимационная печать позволяет окрашивать светлые синтетические и смесовые ткани. Этот метод обеспечивает получение ярких цветов, устойчивых к воздействию окружающей среды

Сублимационная печать позволяет окрашивать светлые синтетические и смесовые ткани. Этот метод обеспечивает получение ярких цветов, устойчивых к воздействию окружающей среды

Но потом случился очередной кризис в экономике, и компании пришлось свернуть производство одежды. Однако компетенции в области текстильной печати остались, и появилась идея предлагать эту услугу другим швейным предприятиям. Из конкурентов «Принтпика» на тот момент мало кто для себя печатал ткань — буквально единицы.

Было решено сменить оборудование, и Михаил Купавцев объясняет, почему: «Roland печатал не очень быстро, но достаточно качественно — это ключевой момент на этом рынке. Потому что отпечаток на бумаге — постер или обои — будут рассматривать издали, а ткань перед пошивом — с очень близкого расстояния». Но для увеличения производительности на замену был приобретен принтер Epson SureColor SC­F7200. В нем стоит печатная голова на пьезоэлектрической технологии PrecisionCore TFP. С ней принтер печатает за проход «туда­обратно» изображение с разрешением 720 dpi вдвое быстрее, чем на принтерах с другими печатными головами. А надежность принтера Epson оказалась такой, что стало возможным целую ночную смену не «закрывать» персоналом. Купавцев вспоминает: «Мы вечером проверяли бумагу, чернила и уходили, а утром у нас уже был готов отпечатанный рулон — 12 часов принтер работал без присмотра».

Вот пара принтеров, с которых начиналось производство «Принтпика» — они до сих пор в деле. На переднем плане хорошо видна ребристая конструкция приемного стола, которая ускоряет сушку и снимает статическое электричество

Вот пара принтеров, с которых начиналось производство «Принтпика» — они до сих пор в деле. На переднем плане хорошо видна ребристая конструкция приемного стола, которая ускоряет сушку и снимает статическое электричество

Это стало возможным, в том числе, за счет удачной конструкции прижимных роликов принтера: они стоят очень близко друг к другу, поэтому бумагу не морщит, даже если плотность запечатки очень большая. Полностью моторизованная система подачи материала позволяет сохранять необходимое натяжение в процессе печати — эти системы синхронизированы между собой: установлены по двигателю на подаче и на приемке материала, а сам материал подается и сматывается ровно с необходимой скоростью прохода зоны печатной головы. Приемный стол с сушкой выполнен не сплошным, а ребристым. Благодаря этому сушка производится быстрее, и риск накопления статического электричества в этой точке снижается. Кроме того, подача чернил идет снизу: они закачиваются насосами в печатную голову. В емкостях всегда сохраняется минимальный уровень чернил, нет опасности попадания воздуха в шланг подачи. Все это дало уверенность в качественной автономной работе принтера.

При дефиците производственных площадей важным становится возможность компактного размещения оборудования. Принтер MS при большой производительности занимает совсем немного места

При дефиците производственных площадей важным становится возможность компактного размещения оборудования. Принтер MS при большой производительности занимает совсем немного места

Плюс отличная надежность. Есть информация, что за все время поставок принтеров SureColor на пьезоструйной технологии не было ни одной замены печатной головы по гарантийному случаю. Эти головы рассчитаны на весь срок службы принтеров и не нуждаются в периодических заменах, как у многих других производителей.

Убедившись, что этот принтер — то, что нужно, в «Принтпике» купили второй почти такой же — модель SureColor SC­F9200, которая отличается от первой тем, что в ней установлено две печатные головы, а следовательно, скорость печати выше. Но по этой же причине данный принтер на ночь уже нельзя оставить — есть риск получить брак печати.

Моторизованный узел подачи и смотки бумаги — признак серьезного оборудования. За счет этого обеспечивается постоянный уровень натяжения полотна, что благотворно влияет на стабильность печати

Моторизованный узел подачи и смотки бумаги — признак серьезного оборудования. За счет этого обеспечивается постоянный уровень натяжения полотна, что благотворно влияет на стабильность печати

И третий принтер — недавно установленный итальянский MS JP4. Он появился потому, что у компании возникла потребность печатать по хорошей цене и очень быстро. По производительности он словно шесть принтеров Epson, таких же, какие уже работают в «Принтпике». Но для этих шести принтеров понадобились бы еще печатники, больше времени обслуживания, больше производственных площадей. А тут одна машина решает все вопросы и по цене не сильно большей.

Выбор дорогого и производительного оборудования очень ответственный, но оказался не очень сложным. Промышленных принтеров такого класса на рынке не очень много — хорошо зарекомендовавших себя производителей можно буквально по пальцам пересчитать: Durst, Konica Minolta и подобные. И очень много китайских вариантов. Но в «Принтпике» сразу ограничили себя: принтер должен быть с определенным уровнем производительности, итальянского происхождения — это авторитет на рынке текстильной печати — и иметь сервисную поддержку в России. Поэтому они, недолго думая, обратились к своему поставщику оборудования: кроме оборудования Epson он еще продает в России принтеры MS. У него сервис­инженеры проходят обучение в Италии, поэтому накоплен опыт обслуживания этого оборудования. Конечно, есть разница, как получать сервис, обосновывает выбор Михаил Купавцев: «Российский специалист приезжает по звонку через десять минут, а иностранный инженер, после долгой переписки с ним на чужом языке, сможет появиться у нас только через неделю. И еще один довод: если большие производственные компании, с которых берет пример «Принтпик», тоже печатают на MS, можно быть уверенным, что они хорошо изучили этот вопрос и сделали обоснованный выбор».

Каландровый термопресс Monti Antonio с маслонаполненным греющим цилиндром позволяет выдерживать стабильную температуру при термопереносе. Самодельный обвес на вытяжке улучшает отток влажного воздуха, который активно выделяется в процессе работы

Каландровый термопресс Monti Antonio с маслонаполненным греющим цилиндром позволяет выдерживать стабильную температуру при термопереносе. Самодельный обвес на вытяжке улучшает отток влажного воздуха, который активно выделяется в процессе работы

Программное обеспечение у всех принтеров локализованное — на русском языке. Это вроде мелочь, но она тоже играет немаловажную роль. Ведь у компании появляется более широкий выбор на рынке персонала — знание языка уже не обязательно. Да даже если оператор принтера владеет английском языком, все равно ему каждый раз надо остановиться, подумать­вспомнить, что означает какое­то слово на экране, а это замедляет работу.

Поначалу в «Принтпике» печатали на корейской бумаге плотностью 86 г/м2, сейчас перешли на бумагу 45 г/м2 швейцарского производителя Cham Paper. Во­первых, она дешевле. Во­вторых, на этой бумаге допустимо делать перенос краски на ткань с более высокой скоростью. Дело тут вот в чем. Бумага помимо своей плотности в процессе производства приобретает слой чернил на своей поверхности, что дополнительно утяжеляет ее. Из­за этого, когда делается перенос, бумага благодаря своей хорошей теплопроводности успевает охладить нагревательный элемент каландра, температура которого по технологии должна быть всегда постоянной. Остывший каландр ухудшает качество переноса, стабильность самого процесса: оттенки ткани могут различаться в начале процесса переноса и в конце. Поэтому нужно снижать скорость, чтобы сначала прогрелась бумага, а затем ткань. Более тонкая бумага прогревается практически в тот же момент, как ее поставили в машину, а значит, не нужно дополнительно ждать прогрева каландра. Это позволяет увеличить производительность на том же самом оборудовании.

При печати сублимационными чернилами отпечаток может выглядеть излишне светлым или даже с искаженными оттенками. Увидеть реальный цвет можно только после  термопереноса на ткань. Кроме того, цвет зависит и от конкретного вида ткани: различные поверхности отражают свет по-разному. Правильная оценка цвета в макете дается только с опытом

При печати сублимационными чернилами отпечаток может выглядеть излишне светлым или даже с искаженными оттенками. Увидеть реальный цвет можно только после термопереноса на ткань. Кроме того, цвет зависит и от конкретного вида ткани: различные поверхности отражают свет по-разному. Правильная оценка цвета в макете дается только с опытом

Серьезные требования предъявляются к бумаге. Существует дилемма: с одной стороны, чем тоньше бумага (в идеале — вообще «однограммовка»), тем быстрее можно делать перенос; с другой стороны, для насыщенности цвета бумага должна удержать как можно более толстый слой чернил, не меняя своей геометрии, и чем она плотнее, тем стабильнее получается результат. Если калька слишком тонкая, то она может дать складку в процессе печати и повредить печатную голову или наделать брак при переносе. Поэтому производители ищут компромисс. В «Принтпике» свой нашли благодаря многослойной структуре кальки­«сорокапятки». У нее четыре слоя: верхний минимизирует растекание капель чернил, средние придают жесткость и прочность, нижний является своеобразным грунтовочным слоем, благодаря которому чернила не просачиваются насквозь. Вроде выглядит идеально, но не каждый принтер может работать на такой бумаге. Конечно, можно заряжать бумагу еще тоньше, но в таком случае уже не будет получаться необходимого уровня качества ткани.

В устройствах Epson «Принтпик» использует их фирменные чернила, а в MS заливают итальянские сублимационные чернила Isocarbo. Это одни из чернил, рекомендованных производителем принтера. В принтер уже «зашиты» настройки под определенные виды чернил, что позволяет реализовывать их возможности по­максимуму. По сравнению с какими­нибудь китайскими чернилами, итальянские, разумеется, стоят дороже, но работать на них получается дешевле, поскольку они обеспечивают более стабильный результат и нет проблем с обслуживанием печатной головы. «Экспериментировать с дешевыми вариантами совсем не хочется», — улыбается Купавцев.

Помимо изготовления тканей на заказ, «Принтпик» продвигает собственный бренд тканей

Помимо изготовления тканей на заказ, «Принтпик» продвигает собственный бренд тканей

В принтере стоит СНПЧ с канистрами на 10 л. Чернила могут расходоваться с разной интенсивностью в зависимости от дизайна: иногда за смену уходит литра три, а иногда столько же — на 10 км печати. Некоторые компании пытаются делать расчет стоимости, исходя из количества потраченных чернил, но не «Принтпик». Стоимость чернил — не самая главная статья расходов компании, а клиенту удобнее сразу видеть окончательную стоимость его заказа.

По словам Михаила Купавцева, каждый заказ — прибыльный, компания не балансирует на уровне себестоимости с мыслью «лишь бы загрузить производство и дать работу печатникам». В компании работает всего одиннадцать человек, четверо — непосредственно на производстве. «Хотя сейчас есть некое ощущение кадрового голода, но торопиться закрыть позицию побыстрее нет цели: хочется найти подходящего человека. Пусть он будет без опыта работы, но чтобы был ответственным — и оборудование дорогое, и главное — это ведь работа с клиентами: сделаешь брак раз, второй — клиент уйдет и не вернется. Очень дорого стоят ошибки!» — отмечает Михаил Купавцев.

Заказчики «Принтпика» распределяются примерно «50/50»: те, кто заказывает постоянно, и те, кто делает разовые заказы. Изготовители одежды и аксессуаров, мягкой и надувной мебели заказывают регулярно: у них производство требует непрерывной подачи материала. Реже размещают заказы швейные цеха, которые шьют на сторону: они «сидят» на однотонной продукции, а потом к ним приходит заказчик, который хочет изделие из ткани с принтом. Такие могут заказать и пропасть на год. Еще реже заказывают рекламные агентства — это самые сложные заказчики: у них бюджет и короткие сроки.

Есть заказы и по нескольку десятков километров, но это случается нечасто. Стандартный заказ — порядка 300­500 погонных метров. Это в среднем, потому что на Epson заказы меньше, на MS — больше. Рынок диктует такие требования: лучше заказывать немного, но часто. Тем более, есть спрос на постоянное обновление коллекций. Так работают маленькие и средние компании. А большие делают заказы в Китае: там и печать, и пошив происходит на одной фабрике, поэтому получается гораздо дешевле. В России обычно такие производства обособленны: доминирует или печатное, или швейное производство. А в «Принтпике» своего швейного цеха нет, и не хочется его заводить.

Хорошим поставщиком клиентов является сайт. Там нет общих слов про клиентоориентированность и картинок с фотостоков. Видно, что его сделали люди из индустрии, которые пишут для таких же, объясняют такими словами, которые понятны их аудитории, сами делают фотографии, выкладывают видео. Это делает «Принтпик» более открытым для клиентов.

Организация производства требует поддержания склада, на котором насчитывается несколько десятков видов тканей: от плотных флиса и оксфорда до тонких шифона и таффеты

Организация производства требует поддержания склада, на котором насчитывается несколько десятков видов тканей: от плотных флиса и оксфорда до тонких шифона и таффеты

«Подготовка файлов к печати — в этом вся загвоздка и самое важное в процессе взаимодействия с клиентами», — уверен Михаил Купавцев. Начать надо с того, что в «Принтпике» готовят файлы в цветовой модели RGB. Всем известно, что цветовой охват RGB шире, чем в CMYK. Но есть ограничения по печати: часть оттенков RGB просто не передается на материале. Поэтому для точности и надежности используется модель CMYK: там оттенков меньше, зато все стабильно получаются. Но этот подход уже устарел: сейчас используются чернила с новыми свойствами, которые хоть и составляют, казалось бы, традиционную триаду, но на деле позволяют расширить цветовой диапазон за границы модели CMYK. «Принтпик» работает на рынке fashion, там требуются и ценятся ткани с яркими цветами, плавными градиентными переходами без «ступенек». Именно так и получается при использовании файлов в модели RGB. Звучит парадоксально, но в компании все это проверили, и знают наверняка. Итальянские печатники, например, уже давно работают с файлами RGB. А те, кто печатает на натуральных тканях, разрабатывают свои дизайны в цветовой модели LAB, — в их случае это наиболее адекватный метод.

Важно помнить особенности печати на ткани с учетом того, что из нее еще будут шить готовое изделие. Например, всегда нужно добавлять на усадку и на швы. Пусть скатерть 1×1 м, но это уже готовое изделие, а с учетом усадки и подгибки краев (да и подгибка бывает двойная) печатать нужно несколько больший размер. Нужно понимать, что в некоторых случаях какие­то детали будут сшиваться, поэтому дизайн ткани должен быть сделан с учетом этого, чтобы, например, прямая линия не превратилась в кривую на готовом изделии. И это дается только опытом. Хотя «Принтпик» предлагает провести 3D­визуализацию готового изделия в программе Marvelous Designer — там можно «натянуть» принт на готовое изделие. Но желающих воспользоваться этой услугой отпугивает ее цена — это очень трудоемкий процесс. И опять становится важным опыт работы с тканями.

Для клиентов оказалось важным то, что предлагает им «Принтпик»: низкая цена, точное соблюдение сроков и человеческое отношение. Компания стремится наладить неформальный контакт со своими заказчиками. «Мы всегда идем навстречу нашим клиентам. Делаем для них цветопробу, потом вторую, третью, четвертую, если стараемся им помогать». Некоторые клиенты бывают очень требовательными, но не из­за особенностей характера, а потому, что у них есть свои критерии качества. И «Принтпик» старается им соответствовать. Ведь производство потребительских товаров (платьев, детских курток, зонтов и платков) хоть и более прибыльное, чем производство тканей, но там выше и расходы, и риски: нужно содержать штат швей, конструкторов, дизайнеров, постоянно создавать новые коллекции. В «Принтпике» не стремятся построить вертикально интегрированную компанию. Их цель, чтобы заказчик на вопрос: «Где бы нам заказать печать ткани?» получал очевидный ответ — в «Принтпике».

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства