Web-to-print для начинающих
Jim Frew впервые публично употребил термин «Web-to-Print» в сети в статье под названием «From Web to Print» на интернет-ресурсе WebMonkey для веб-дизайнеров 9 февраля 1999 года. Статья была предназначена для web-дизайнеров, которые хотели бы знать больше
о DTP и, в целом, об аспектах печатного процесса.
Суть процесса
Webtoprint, также известный как Web2Print (а иногда именуемый как remote publishing) — это технология, предоставляющая возможность самообслуживания заказчикам полиграфической продукции. Этот процесс позволяет типографии и клиенту создавать, редактировать и утверждать макеты в электронном виде во время фазы допечатной подготовки.
Оговоримся, что на Западе термин «Webtoprint» может означать совсем не то, что мы тут себе думаем. Например, так могут называть сервис печати по требованию (например, Vistaprint и Flyeralarm) или софтверное решение, позволяющее организовать сервис печати по требованию, pixlpark.ru к примеру. А могут иметь в виду сервис по совместной групповой работе верстальщиков и дизайнеров. И все это будет правильно с их точки зрения.
В России этот термин стал уже устоявшимся и, как уже было отмечено, означает решение, позволяющее клиентам полиграфических предприятий самостоятельно создавать и редактировать макеты в электронном виде на этапе допечатной подготовки.
Выбор шаблона
Если рассматривать подробно, то со стороны клиента это выглядит так: клиент самостоятельно формирует на сайте типографии свой заказ в соответствии с требованиями, описанными в webресурсе, на основании предлагаемых типовых шаблонов. После чего, если его устраивает результат, заказчик сам же утверждает работу в производство. Заказчик заполняет на сайте типографии специальную форму, где указывает базовые параметры заказа: тираж, сорт бумаги, ее плотность и пр. Все эти параметры обычно выбираются из списка доступных, при этом возможности предложить свой вариант у заказчика нет.
Как правило, имеется дватри сорта бумаги (офсетная, мелованная глянцевая, мелованная матовая) и несколько плотностей (90, 115, 150, 200, 300 г/м2). Тиражи также бывают нескольких вариантов: 300, 500, 1000, 2000, 5000 экз. Другие тиражи заказать нельзя (ограничения по тиражам нужны для того, чтобы иметь возможность объединять заказы).
Кроме того, может быть предложен и набор отделочных операций, который также лимитирован: лакирование (сплошное в линию на печатной машине), ламинирование (с одной или двух сторон), типовая вырубка (например, карманных календарей или чегото подобного). Как правило, большого разнообразия отделочных операций не предполагается. В оптимальном случае — здесь же он оплачивает стоимость печати и указывает адрес, по которому заказ надо доставить, либо выбирает другой вариант получения тиража.
Для типографии этот процесс является привлекательным тем, что поскольку заказ типовой (всё построено на шаблонах, и система просто не позволит создать какойлибо другой), то его исполнение для типографии обходится минимальной головной болью. По факту, не требуется ничего менять в производственном процессе. В итоге, себестоимость такого заказа для типографии существенно снижается. Более низкие цены на заказы привлекут новых заказчиков, а следовательно, чем больше заказов, тем эффективнее производство и еще ниже себестоимость и выше доход.
Подобный сервис удобен как для заказчиков, так и для сотрудников типографий. Заказчики имеют возможность поэкспериментировать («поиграть») с шаблонами и подобрать решение на свой вкус. А работники типографий экономят время и получают уже готовый к печати макет, заранее снимающий претензии со стороны заказчика.
В структуре программы Webtoprint два компонента: Frontend и Backend. Frontend представляет собой клиентскую часть портала Webtoprint, где происходит ввод параметров работы (вида изделия, условий оплаты, доставки и т.д.). Backend — это производственная часть, так называемая внутренняя администрация. Именно здесь происходит обработка входящих заказов со стороны типографии и отправление заданий на печать.
Решение портала услуг Webtoprint (по сути, это онлайнмагазин) может предоставляться по модели SaaS (Software as a Service) — это когда клиент платит первоначальный взнос за подключение к серверу, на котором установлено программное обеспечение, а затем ежемесячно производит оплату за пользование продуктом. Второй вариант поставки Webtoprint — покупка лицензии.
К преимуществам облачной схемы поставки (SaaS) можно отнести отсутствие необходимости устанавливать решение, доступность автоматических обновлений, а также отсутствие затрат на обслуживание.
Это, конечно, не говорит о том, что у полиграфического предприятия не может быть собственного программного решения Webtoprint. В этом случае программный код находится в собственности типографий и располагается на арендованном ими хостинге и серверах. Иногда такие Webtoprintрешения являются составной частью крупных программных проектов предприятия, включающих АСУП (автоматизированные системы управления предприятием), CRM (программу управления клиентской базой) и инструменты по контролю и управлению всеми рабочими, кадровыми, финансовыми, управленческими, складскими, транспортнологистическими и другими процессами на предприятии.
Выбор ПО
Новые сервисы появляются и исчезают. А уже существующие имеют достаточную известность и репутацию.
Начнем с того, о чем уже упоминалось. Множество российских фирм, если и открывают у себя сервис Webtoprint, то это самописные системы, которые предлагают довольно широкий сервис (24рrint.ru, cafeprint.com, fastprint.info и пр.).
Те, кто только озаботился выходом на рынок интернетзаказов, обычно забывают о том, что сервис Webtoprint — это не только программное решение, но в первую очередь webсайт, который должен обладать выверенной структурой, SEOоптимизирован, интегрирован с социальными медиа и т.д.
Наверное, всетаки лучшим решением будет обратить внимание на уже существующие программные решения, которые не только поддерживаются специалистами, но и активно развиваются.
Pixlpark
Из отечественных можно упомянуть Pixlpark. Используя Pixlpark, вы можете всего за несколько часов создать свой персональный сайт и начать принимать заказы от ваших клиентов на полиграфию, фотосувениры, широкоформатную продукцию, фотокниги и фотопечать. Все, что вам понадобится, — это разместить на сайте информацию о вашей компании, добавить шаблоны, задать способы оплаты и доставки заказов.
Демонстрационное окно сервиса интерьерной печати
на базе Pixlpark
Основными возможностями сервиса являются:
- единая система приема и управления заказами;
- единое рабочее поле клиентов и сотрудников компании;
- редактор полиграфии;
- редактор допечатной проверки макетов (Preflight);
- редактор сувениров;
- редактор широкоформатной печати;
- автоматизация участка допечатной подготовки;
- автоматизация логистического отдела;
- контроль над рабочими потоками;
- контроль над финансовыми потоками.
Как сервис поможет находить покупателей? У Pixlpark реализована поддержка сервисов Biglion, Kupikupon, Groupon, различных карт и бонусов, оплаты с бонусных счетов, а также предусмотрена работа по партнерским программам. Ко всему прочему, в сервисе имеются инструменты для анализа статистики, поисковой оптимизации, интеграция с сервисами рассылок и уведомления о готовности заказов.
PrintEditor
Комплексное решение PrintEditor от Duotek предназначено для небольших типографий и рекламных агентств и позволяет организовать продажи своих услуг и взаимодействие с клиентами в Интернете.
PrintEditor включает:
- встраиваемый онлайнредактор макетов;
- встраиваемые калькуляторы стоимости продукции;
- готовый минисайт для типографий;
- CRMсистему для работы с заказами и расчета стоимости услуг, благодаря которым вы больше никогда не запутаетесь в потоке клиентов;
- пополняемый каталог шаблонов для полиграфии, который на данный момент содержит более 2500 шаблонов. Каждый месяц добавляется около 300 новых шаблонов;
- многофункциональное API, которое вы можете использовать для своих нужд;
- предусмотрен бесплатный тариф.
Демонстрационное окно сервиса на базе PrintEditor
FotoBOOK.Platform
FotoBOOK.Platform (текущая версия 3.0) — это Webtoprintрешение, которое позволяет предприятиям быстро запустить онлайнредактор фотокниг, интегрировать его с существующей полиграфической инфраструктурой предприятия и обеспечить онлайнприем и обработку заказов фотокниг.
Программное решение для полиграфических предприятий FotoBOOK.Platform от WEB100 Technologies предоставляет конечным пользователям возможность выбирать параметры фотокниги, загружать фотографии для фотокниги из различных интернет и локальных ресурсов, оформлять фотокнигу путем редактирования и расстановки фотографий, клипартов и других элементов дизайна. Функционал платформы FotoBOOK включает возможность онлайн и офлайноплаты через большой список платежных систем.
Демонстрационное окно сервиса на базе FotoBOOK.Platform
Функционал административной части платформы позволяет менеджерам полиграфической компании формировать набор продуктов, с которыми будет работать конечный пользователь, настраивать форматы, типы обложек и переплетов, а также другие параметры фотокниг. Интеграция в существующий полиграфический процесс компании происходит за счет настройки уровня DPIпродуктов, формата генерируемого оригиналмакета фотокниги, размера вылетов страниц создаваемой фотокниги, поразворотной/постраничной генерации полос в оригиналмакете, адреса FTP полиграфического сервера и матричной настройки цен продукции.
В версии 3.0 главной доработкой стал новый модуль — календари. Есть возможность полностью разрабатывать и создавать дизайн персонализированного календаря, отмечать важные даты не только с помощью особого шрифта, графического элемента или заливки, но и добавив фотографию; различные вариации календарной сетки и опций отображения, а также многое другое. Всего в онлайнредакторе добавлено более 70 новых функций.
Доработки были также осуществлены и на серверной стороне.
Web2Print
Sistrade — международная инженерноконсалтинговая компания в области информационных систем разработала и поддерживает модуль Web2Print, который может быть подключен к ее ERPсистемам.
Продукт доступен на нескольких языках и может быть полезен в первую очередь типографиям, которые производят упаковочную и этикеточную продукцию. Функционал программы позволяет потенциальному клиенту типографии выбрать необходимый продукт из каталога на сайте или спроектировать свой продукт в удобном онлайнредакторе, написанном на HTML5.
Для использования Sistrade Web2Print от клиентов и администраторов не требуется специальных навыков в области IT. Администраторы могут легко настраивать и управлять платформой через модуль, интегрированный с MIS/ERPсистемой Sistrade, который позволяет им вносить изменения и проектировать каталог, управлять заказами, скачивать файлы, загруженные пользователями, а также предоставляет статистические данные, например, информацию о наиболее посещаемых продуктах, и многие другие функции.
Также есть безопасный платежный шлюз и множество возможностей интеграции оплаты заказов.
Sistrade Web2Print обеспечивает доступ ко всем функциям через webбраузер с ноутбука, планшета или смартфона, независимо от операционной системы или браузера.
Digital StoreFront
Одним из лидирующих готовых пакетов для Webtoprint является Efi Digital StoreFront, приобретаемый на выгодных условиях для владельцев других решений Efi и переведенный на 18 языков.
Реализована комплексная автоматизация рабочих потоков. Efi Digital StoreFront представляет собой набор инструментов для работы в сфере eCommerce, который обеспечивает эффективную автоматизацию рабочих процессов и заметное сокращение затрат.
Полиграфистам предлагается два варианта: установка программы DSF в системах своей организации или использование программы, размещенной в облаке на базе платформы DSF SaaS (Software as a Service). Такая гибкость означает, что решение отвечает потребностям тех поставщиков услуг печати, кто предпочитает полностью контролировать процессы и размещать программное обеспечение на резидентных платформах, а также тех поставщиков, кто испытывает недостаток информационной структуры, времени или ресурсов для реализации резидентного решения.
Демонстрационное окно сервиса Efi Digital StoreFront
Модель «ПО, предоставляемое в качестве услуги» открывает возможность пользоваться технологией Webtoprint тем компаниям, которые хотели бы сделать первые шаги в электронной торговле и освоении кроссмедиа.
Digital StoreFront был оптимизирован для применения с мобильных устройств в соответствии с усиливающейся тенденцией со стороны как частных, так и корпоративных пользователей пользования Интернетом с мобильных устройств.
С учетом оптимизации для мобильных устройств решение позволяет легко импортировать документы и изображения из облачных хранилищ цифровых данных, таких как Google Drive, Dropbox и EFI PrintMe. Кроме того, это решение позволяет переключаться между Adobe Flash и HTML при работе с заказами, так что вы можете пользоваться им, даже если ваши устройства не поддерживают Flash.
Преимущества Digital StoreFront:
- поддерживает интеграцию с решениями EFI Print MIS и ERP;
- благодаря интеграции существенно снижается количество повторяющихся задач и выполняемых вручную операций, что повышает производительность и экономит ресурсы;
- обновление статуса заказа в режиме реального времени позволяет оперативно решать любые возникающие проблемы;
- гибкость, масштабируемость, универсальность;
- масштабируемая платформа Digital StoreFront не только позволит удовлетворить текущие требования клиентов, но и обеспечит эффективную работу при любых масштабах производства;
- объем заказов: решение Digital StoreFront способно обрабатывать от 100 до 1 млн заказов в месяц;
- масштаб: архитектура Digital StoreFront рассчитана на небольшие коммерческие типографии (одна площадка), центры корпоративной печати (свыше 190 площадок) и крупные издательства (свыше 1500 площадок);
- архитектура: Digital StoreFront интегрируется в автоматизированные системы управления EFI и поддерживает работу серверов и контроллеров Fiery.
XMF Print Centre
Система XMF Print Centre, основанная на проверенных технологиях компании Fujifilm и отлаженная за многие годы успешной работы на рынке фотоальбомов — это полностью настраиваемая и удобная в обращении комплексная система удаленной печати, эксклюзивное предложение компании Fujifilm.
Основные достоинства системы XMF Print Centre:
- возможность добавить широкий ассортимент печатной продукции к интернетмагазину;
- удобное создание и изменение шаблонов печати через Интернет;
- создание одного или нескольких вебмагазинов для заказчиков с полным оформлением в стиле нужного бренда;
- возможность применения для цифровой и офсетной печати;
- работа с любыми системами полиграфического производства, представленными на рынке.
Демонстрационное окно сервиса XMF Print Centre
Особенности:
- подходит для цифровой и офсетной печати. Вы можете использовать его для печати «статической» продукции, позволяя клиентам подготавливать брошюры, листовки и каталоги, или применять в качестве средства для персонализированной печати, такой, например, как разного рода счета, конференцматериалы и фотокниги. Он работает не только с системой XMF Workflow Fujifilm, но и с любой производственной системой печати на рынке, легко интегрируется в существующие бизнеспроцессы;
- XMF Print Centre полностью настраиваемый и позволяет создавать один или несколько полностью фирменных Webtoprintцентров, через которые ваши клиенты могут заказать печать одним щелчком мыши;
- простой в использовании. Благодаря комплексной системе администрирования бэкофиса для управления всеми аспектами онлайнсреды печати, XMF Print Centre не только упрощает процессы, но и чрезвычайно прост в использовании для ваших клиентов. Полностью настраиваемые интерфейсные webмагазины окажутся знакомы всем, кто когдалибо делал покупки в Интернете раньше, с корзиной покупок и кассами. Кроме того, наличие предварительно загруженных шаблонов делает его проще, чем когдалибо, для ваших клиентов, чтобы создать и заказать персонализированную переменную печать данных.
Типы сервисов
Webtoprint предназначен как для коммерческих пользователей (В2В), так и для широкой публики (В2С). Модели работы с теми и другими могут существенно различаться.
Агрегаторы заказов через Интернет, привлекающих заказ от обеих целевых аудиторий, предоставляют пользователям выбор: работать на общих основаниях как физическое лицо и пользоваться преимуществами для клиентов категории В2С или зарегистрироваться в качестве посредника или представителя бизнеса (В2В) и претендовать на дисконт. Посредством Webtoprint удобно продавать такие услуги, как фотопечать, интерьерную печать, фотокниги, фотосувениры и оперативную полиграфию.
Сервис Webtoprint, рассчитанный на широкие слои населения (B2C), включает:
- фиксированный набор полиграфической продукции с определенными ценами и минимальными вариациями (например, визитки одно и двухсторонние, с ламинированием или без и пр.);
- набор шаблонов с возможностью ввода своих данных (упрощенный редактор);
- функциональный редактор для создания собственных макетов онлайн;
- систему оплаты банковскими картами;
- систему слежения за выполнением заказа.
Расширению возможностей сервисов Webtoprint способствует и опция проверки макетов заказчиков. Если сайт по какимто причинам не пропускает макет, клиент может обратиться за помощью к дизайнерам типографии — исполнителя заказов через Интернет и заказать услугу по адаптации макета к печати. При загрузке макета пользователю на выбор могут предложить автоматическую или ручную его проверку.
Материалы, произведенные с применением процесса Webtoprint, включают: визитные карточки, брошюры и сувенирную продукцию, а также всевозможную печатную продукцию, полноцветную или чернобелую, отпечатанную на различных бумагах и печатных машинах. Системы Webtoprint добавляют возможность для управления персонализацией и распределением маркетинговых материалов.
А к решениям с самыми развитыми возможностями можно, например, отнести Customer’s Canvas Webtoprint SDK от Aurigma, Inc. Сами посудите: размещение на собственном сайте, поддержка Photoshop и InDesign, онлайнконструктор для разработки и персонализации 2D и 3Dмакетов, их визуализация, просмотр, допечатная проверка и отправка заказа на печать в типографию. Плюс решение может быть внедрено на любом B2B или B2Cсайте, ориентированном на электронную коммерцию.
Плюсы внедрения Web-to-print
Положительные моменты в переходе на прием заказов через Интернет:
- выход на рынок В2С с охватом всего русскоязычного сегмента, а может быть, и иноязычных клиентов, если вам хватает амбиций (конечно, при наличии логистических решений по доставке тиража);
- снижение себестоимости своей печатной продукции;
- увеличение степени загрузки своего оборудования и общей производительности типографии;
- минимизация персонала на предприятиях и увеличение производительности труда;
- значительное сокращение времени выполнения заказов.
При этом низкая себестоимость продукции достигается за счет нескольких факторов:
- существенное сокращение штата (менеджеров продаж, дизайнеров, верстальщиков;
- возможность использования более дешевого (в плане себестоимости продукции) офсета вместо цифровой печати. Это достигается за счет искусственного увеличения тиражей до уровня, приемлемого по рентабельности для офсетной печати, с помощью сборных спусков, состоящих из нескольких разных малоформатных заказов;
- экономия рабочего времени и бумаги на приладках при печати сборных спусков.
Клиенты же получают от W2P следующие преференции:
- возможность удаленной работы с типографией, размещение и контроль своих заказов печатной продукции в любое время суток, из любого удобного им места. Ехать для этого в офис типографии совсем не обязательно;
- с помощью заданных шаблонов на W2Pсайте любой человек может создать вполне приличные визитки, бланки, буклеты, фотоальбомы и т.п., а также придать единообразие всей офисной документации и печатной рекламе своего предприятия;
- географическое расположение типографий W2P вообще не имеет никакого значения для их клиентов;
- возможность оперативного контроля за выполнением своих полиграфических заказов, например со смартфона;
- удобный и быстрый способ оплаты, возможность получения различных бонусных и посреднических оплат;
- низкая стоимость работ;
- отсутствие человеческого фактора в процессе заказа, необходимости согласования цены и условий выполнения работ.
Очевидные минусы
Помимо явных достоинств у концепции есть и целый ряд недостатков. Приведем основные из них:
- возможность конфликтов с неискушенными в полиграфии заказчиками. Люди, впервые сталкивающиеся с типографскими услугами, например, могут не понять причину несоответствия цветов на оттиске и их домашнем мониторе. Отсутствие профессиональных «посреднических» услуг менеджеров или рекламных агентств и завышенные ожидания от современных печатных технологий могут сыграть плохую службу клиентам, особенно в нашей стране;
- изначально концепция Webtoprint подразумевает принцип «что сгрузил в типографию, то и получил». Но логика заказчика предсказуема: «У меня на экране все было хорошо, а вы тут брак напечатали...»;
- при обычном взаимодействии клиент — заказчик специалист отдела препресс может отловить недочеты до запуска работы в печать, а при технологии Webtoprint предупредить заказчика никто не сможет. В лучшем случае на сайте будет сервис предварительной проверки файлов. Но это только в самых продвинутых сайтах W2P;
- следствие из предыдущего пункта — отсутствие человеческого фактора. С одной стороны, это достоинство, но с другой — многим заказчикам привычнее решать вопросы с конкретным человеком, а не с безликой системой. И отсутствие такого человека может восприниматься крайне негативно;
- по интернетсайту сразу можно не разобраться, где территориально находится компания. А если клиент из Екатеринбурга разместит заказ в типографии из Москвы, то доставка тиража будет довольно долгой и неподъемно дорогой. Если система это отследит, то хорошо, а если нет, то доставка может оказаться за счет типографии, и тогда один такой заказ сможет пробить большую финансовую дыру в доходах компании. А клиент формально будет прав;
- развитие технологии Webtoprint будет неуклонно снижать цены на продукцию, сокращая уровень дохода типографий;
- для обеспечения работоспособности системы Webtoprint нужны серьезные инвестиции в управляющее программное обеспечение, причем речь идет не о коробочном решении. А это многие десятки тысяч долларов. Требуются усилия руководства самой типографии по созданию системы на базе неких готовых инструментов. Результат всей работы зависит от того, насколько успешно такая управляющая система функционирует и каковы ее реальные возможности;
- наконец, у вас может быть лучшее в мире Webtoprintрешение, с лучшими фишками и высочайшим уровнем функциональности, но если оно не продвигается на рынке, если его невозможно найти, если клиент не видит причины и стимула к его использованию — все моральные, физические и финансовые затраты на эту технологию окажутся потраченными впустую.
Недавний отчет NAPL, посвященный использованию Webtoprint, обнажает печальную действительность. У тех компаний, которые внедрили W2P, его используют в среднем лишь 11,3% клиентов. У более половины владельцев этот показатель всего 5% и даже меньше.
Тем не менее есть и яркий пример сверхдоходности этого бизнеса — Vistaprint, которая на сборных заказах делает оборот более 2,5 млрд долл. в год.
Существует еще статистика, против которой не попрешь... Если в 2000 году только 3% полиграфических заказов в мире поступало из Интернета, то в 2010м уже 15%, в 2014м — 22%, а в 2016м — 28%. В 2018 году, по прогнозам аналитиков, эта цифра может достичь уже 3234%.