КомпьюАрт

5 - 2018

Web-to-print для начинающих

Николай Дубина

Jim Frew впервые публично употребил термин «Web-to-Print» в сети в статье под названием «From Web to Print» на интернет-ресурсе WebMonkey для веб-дизайнеров 9 февраля 1999 года. Статья была предназначена для web-дизайнеров, которые хотели бы знать больше
о DTP и, в целом, об аспектах печатного процесса.

Суть процесса

Web­to­print, также известный как Web2Print (а иногда именуемый как remote publishing) — это технология, предоставляющая возможность самообслуживания заказчикам полиграфической продукции. Этот процесс позволяет типографии и клиенту создавать, редактировать и утверждать макеты в электронном виде во время фазы допечатной подготовки.

Оговоримся, что на Западе термин «Web­to­print» может означать совсем не то, что мы тут себе думаем. Например, так могут называть сервис печати по требованию (например, Vistaprint и Flyeralarm) или софтверное решение, позволяющее организовать сервис печати по требованию, pixlpark.ru к примеру. А могут иметь в виду сервис по совместной групповой работе верстальщиков и дизайнеров. И все это будет правильно с их точки зрения.

В России этот термин стал уже устоявшимся и, как уже было отмечено, означает решение, позволяющее клиентам полиграфических предприятий самостоятельно создавать и редактировать макеты в электронном виде на этапе допечатной подготовки.

Выбор шаблона

Выбор шаблона

Если рассматривать подробно, то со стороны клиента это выглядит так: клиент самостоятельно формирует на сайте типографии свой заказ в соответствии с требованиями, описанными в web­ресурсе, на основании предлагаемых типовых шаблонов. После чего, если его устраивает результат, заказчик сам же утверждает работу в производство. Заказчик заполняет на сайте типографии специальную форму, где указывает базовые параметры заказа: тираж, сорт бумаги, ее плотность и пр. Все эти параметры обычно выбираются из списка доступных, при этом возможности предложить свой вариант у заказчика нет.

Как правило, имеется два­три сорта бумаги (офсетная, мелованная глянцевая, мелованная матовая) и несколько плотностей (90, 115, 150, 200, 300 г/м2). Тиражи также бывают нескольких вариантов: 300, 500, 1000, 2000, 5000 экз. Другие тиражи заказать нельзя (ограничения по тиражам нужны для того, чтобы иметь возможность объединять заказы).

Кроме того, может быть предложен и набор отделочных операций, который также лимитирован: лакирование (сплошное в линию на печатной машине), ламинирование (с одной или двух сторон), типовая вырубка (например, карманных календарей или чего­то подобного). Как правило, большого разнообразия отделочных операций не предполагается. В оптимальном случае — здесь же он оплачивает стоимость печати и указывает адрес, по которому заказ надо доставить, либо выбирает другой вариант получения тиража.

Для типографии этот процесс является привлекательным тем, что поскольку заказ типовой (всё построено на шаблонах, и система просто не позволит создать какой­либо другой), то его исполнение для типографии обходится минимальной головной болью. По факту, не требуется ничего менять в производственном процессе. В итоге, себестоимость такого заказа для типографии существенно снижается. Более низкие цены на заказы привлекут новых заказчиков, а следовательно, чем больше заказов, тем эффективнее производство и еще ниже себестоимость и выше доход.

Подобный сервис удобен как для заказчиков, так и для сотрудников типографий. Заказчики имеют возможность поэкспериментировать («поиграть») с шаблонами и подобрать решение на свой вкус. А работники типографий экономят время и получают уже готовый к печати макет, заранее снимающий претензии со стороны заказчика.

В структуре программы Web­to­print два компонента: Frontend и Backend. Frontend представляет собой клиентскую часть портала Web­to­print, где происходит ввод параметров работы (вида изделия, условий оплаты, доставки и т.д.). Backend — это производственная часть, так называемая внутренняя администрация. Именно здесь происходит обработка входящих заказов со стороны типографии и отправление заданий на печать.

Решение портала услуг Web­to­print (по сути, это онлайн­магазин) может предоставляться по модели SaaS (Software as a Service) — это когда клиент платит первоначальный взнос за подключение к серверу, на котором установлено программное обеспечение, а затем ежемесячно производит оплату за пользование продуктом. Второй вариант поставки Web­to­print — покупка лицензии.

К преимуществам облачной схемы поставки (SaaS) можно отнести отсутствие необходимости устанавливать решение, доступность автоматических обновлений, а также отсутствие затрат на обслуживание.

Это, конечно, не говорит о том, что у полиграфического предприятия не может быть собственного программного решения Web­to­print. В этом случае программный код находится в собственности типографий и располагается на арендованном ими хостинге и серверах. Иногда такие Web­to­print­решения являются составной частью крупных программных проектов предприятия, включающих АСУП (автоматизированные системы управления предприятием), CRM (программу управления клиентской базой) и инструменты по контролю и управлению всеми рабочими, кадровыми, финансовыми, управленческими, складскими, транспортно­логистическими и другими процессами на предприятии.

Выбор ПО

Новые сервисы появляются и исчезают. А уже существующие имеют достаточную известность и репутацию.

Начнем с того, о чем уже упоминалось. Множество российских фирм, если и открывают у себя сервис Web­to­print, то это самописные системы, которые предлагают довольно широкий сервис (24рrint.ru, cafeprint.com, fastprint.info и пр.).

Те, кто только озаботился выходом на рынок интернет­заказов, обычно забывают о том, что сервис Web­to­print — это не только программное решение, но в первую очередь web­сайт, который должен обладать выверенной структурой, SEO­оптимизирован, интегрирован с социальными медиа и т.д.

Наверное, все­таки лучшим решением будет обратить внимание на уже существующие программные решения, которые не только поддерживаются специалистами, но и активно развиваются.

Pixlpark

Из отечественных можно упомянуть Pixlpark. Используя Pixlpark, вы можете всего за несколько часов создать свой персональный сайт и начать принимать заказы от ваших клиентов на полиграфию, фотосувениры, широкоформатную продукцию, фотокниги и фотопечать. Все, что вам понадобится, — это разместить на сайте информацию о вашей компании, добавить шаблоны, задать способы оплаты и доставки заказов.

Демонстрационное окно сервиса интерьерной печати 
на базе Pixlpark

Демонстрационное окно сервиса интерьерной печати
на базе Pixlpark

Основными возможностями сервиса являются:

  • единая система приема и управления заказами;
  • единое рабочее поле клиентов и сотрудников компании;
  • редактор полиграфии;
  • редактор допечатной проверки макетов (Preflight);
  • редактор сувениров;
  • редактор широкоформатной печати;
  • автоматизация участка допечатной подготовки;
  • автоматизация логистического отдела;
  • контроль над рабочими потоками;
  • контроль над финансовыми потоками.

Как сервис поможет находить покупателей? У Pixlpark реализована поддержка сервисов Biglion, Kupikupon, Groupon, различных карт и бонусов, оплаты с бонусных счетов, а также предусмотрена работа по партнерским программам. Ко всему прочему, в сервисе имеются инструменты для анализа статистики, поисковой оптимизации, интеграция с сервисами рассылок и уведомления о готовности заказов.

PrintEditor

Комплексное решение PrintEditor от Duotek предназначено для небольших типографий и рекламных агентств и позволяет организовать продажи своих услуг и взаимодействие с клиентами в Интернете.

PrintEditor включает:

  • встраиваемый онлайн­редактор макетов;
  • встраиваемые калькуляторы стоимости продукции;
  • готовый мини­сайт для типографий;
  • CRM­систему для работы с заказами и расчета стоимости услуг, благодаря которым вы больше никогда не запутаетесь в потоке клиентов;
  • пополняемый каталог шаблонов для полиграфии, который на данный момент содержит более 2500 шаблонов. Каждый месяц добавляется около 300 новых шаблонов;
  • многофункциональное API, которое вы можете использовать для своих нужд;
  • предусмотрен бесплатный тариф.

Демонстрационное окно сервиса на базе PrintEditor

Демонстрационное окно сервиса на базе PrintEditor

FotoBOOK.Platform

FotoBOOK.Platform (текущая версия 3.0) — это Web­to­print­решение, которое позволяет предприятиям быстро запустить онлайн­редактор фотокниг, интегрировать его с существующей полиграфической инфраструктурой предприятия и обеспечить онлайн­прием и обработку заказов фотокниг.

Программное решение для полиграфических предприятий FotoBOOK.Platform от WEB100 Technologies предоставляет конечным пользователям возможность выбирать параметры фотокниги, загружать фотографии для фотокниги из различных интернет­ и локальных ресурсов, оформлять фотокнигу путем редактирования и расстановки фотографий, клипартов и других элементов дизайна. Функционал платформы FotoBOOK включает возможность онлайн­ и офлайн­оплаты через большой список платежных систем.

Демонстрационное окно сервиса на базе FotoBOOK.Platform

Демонстрационное окно сервиса на базе FotoBOOK.Platform

Функционал административной части платформы позволяет менеджерам полиграфической компании формировать набор продуктов, с которыми будет работать конечный пользователь, настраивать форматы, типы обложек и переплетов, а также другие параметры фотокниг. Интеграция в существующий полиграфический процесс компании происходит за счет настройки уровня DPI­продуктов, формата генерируемого оригинал­макета фотокниги, размера вылетов страниц создаваемой фотокниги, поразворотной/постраничной генерации полос в оригинал­макете, адреса FTP полиграфического сервера и матричной настройки цен продукции.

В версии 3.0 главной доработкой стал новый модуль — календари. Есть возможность полностью разрабатывать и создавать дизайн персонализированного календаря, отмечать важные даты не только с помощью особого шрифта, графического элемента или заливки, но и добавив фотографию; различные вариации календарной сетки и опций отображения, а также многое другое. Всего в онлайн­редакторе добавлено более 70 новых функций.

Доработки были также осуществлены и на серверной стороне.

Web2Print

Sistrade — международная инженерно­консалтинговая компания в области информационных систем разработала и поддерживает модуль Web2Print, который может быть подключен к ее ERP­системам.

Продукт доступен на нескольких языках и может быть полезен в первую очередь типографиям, которые производят упаковочную и этикеточную продукцию. Функционал программы позволяет потенциальному клиенту типографии выбрать необходимый продукт из каталога на сайте или спроектировать свой продукт в удобном онлайн­редакторе, написанном на HTML5.

Для использования Sistrade Web2Print от клиентов и администраторов не требуется специальных навыков в области IT. Администраторы могут легко настраивать и управлять платформой через модуль, интегрированный с MIS/ERP­системой Sistrade, который позволяет им вносить изменения и проектировать каталог, управлять заказами, скачивать файлы, загруженные пользователями, а также предоставляет статистические данные, например, информацию о наиболее посещаемых продуктах, и многие другие функции.

Также есть безопасный платежный шлюз и множество возможностей интеграции оплаты заказов.

Sistrade Web2Print обеспечивает доступ ко всем функциям через web­браузер с ноутбука, планшета или смартфона, независимо от операционной системы или браузера.

Digital StoreFront

Одним из лидирующих готовых пакетов для Web­to­print является Efi Digital StoreFront, приобретаемый на выгодных условиях для владельцев других решений Efi и переведенный на 18 языков.

Реализована комплексная автоматизация рабочих потоков. Efi Digital StoreFront представляет собой набор инструментов для работы в сфере eCommerce, который обеспечивает эффективную автоматизацию рабочих процессов и заметное сокращение затрат.

Полиграфистам предлагается два варианта: установка программы DSF в системах своей организации или использование программы, размещенной в облаке на базе платформы DSF SaaS (Software as a Service). Такая гибкость означает, что решение отвечает потребностям тех поставщиков услуг печати, кто предпочитает полностью контролировать процессы и размещать программное обеспечение на резидентных платформах, а также тех поставщиков, кто испытывает недостаток информационной структуры, времени или ресурсов для реализации резидентного решения.

Демонстрационное окно сервиса Efi Digital StoreFront

Демонстрационное окно сервиса Efi Digital StoreFront

Модель «ПО, предоставляемое в качестве услуги» открывает возможность пользоваться технологией Web­to­print тем компаниям, которые хотели бы сделать первые шаги в электронной торговле и освоении кросс­медиа.

Digital StoreFront был оптимизирован для применения с мобильных устройств в соответствии с усиливающейся тенденцией со стороны как частных, так и корпоративных пользователей пользования Интернетом с мобильных устройств.

С учетом оптимизации для мобильных устройств решение позволяет легко импортировать документы и изображения из облачных хранилищ цифровых данных, таких как Google Drive, Dropbox и EFI PrintMe. Кроме того, это решение позволяет переключаться между Adobe Flash и HTML при работе с заказами, так что вы можете пользоваться им, даже если ваши устройства не поддерживают Flash.

Преимущества Digital StoreFront:

  • поддерживает интеграцию с решениями EFI Print MIS и ERP;
  • благодаря интеграции существенно снижается количество повторяющихся задач и выполняемых вручную операций, что повышает производительность и экономит ресурсы;
  • обновление статуса заказа в режиме реального времени позволяет оперативно решать любые возникающие проблемы;
  • гибкость, масштабируемость, универсальность;
  • масштабируемая платформа Digital StoreFront не только позволит удовлетворить текущие требования клиентов, но и обеспечит эффективную работу при любых масштабах производства;
  • объем заказов: решение Digital StoreFront способно обрабатывать от 100 до 1 млн заказов в месяц;
  • масштаб: архитектура Digital StoreFront рассчитана на небольшие коммерческие типографии (одна площадка), центры корпоративной печати (свыше 190 площадок) и крупные издательства (свыше 1500 площадок);
  • архитектура: Digital StoreFront интегрируется в автоматизированные системы управления EFI и поддерживает работу серверов и контроллеров Fiery.

XMF Print Centre

Система XMF Print Centre, основанная на проверенных технологиях компании Fujifilm и отлаженная за многие годы успешной работы на рынке фотоальбомов — это полностью настраиваемая и удобная в обращении комплексная система удаленной печати, эксклюзивное предложение компании Fujifilm.

Основные достоинства системы XMF Print Centre:

  • возможность добавить широкий ассортимент печатной продукции к интернет­магазину;
  • удобное создание и изменение шаблонов печати через Интернет;
  • создание одного или нескольких веб­магазинов для заказчиков с полным оформлением в стиле нужного бренда;
  • возможность применения для цифровой и офсетной печати;
  • работа с любыми системами полиграфического производства, представленными на рынке.

Демонстрационное окно сервиса XMF Print Centre

Демонстрационное окно сервиса XMF Print Centre

Особенности:

  • подходит для цифровой и офсетной печати. Вы можете использовать его для печати «статической» продукции, позволяя клиентам подготавливать брошюры, листовки и каталоги, или применять в качестве средства для персонализированной печати, такой, например, как разного рода счета, конференц­материалы и фотокниги. Он работает не только с системой XMF Workflow Fujifilm, но и с любой производственной системой печати на рынке, легко интегрируется в существующие бизнес­процессы;
  • XMF Print Centre полностью настраиваемый и позволяет создавать один или несколько полностью фирменных Web­to­print­центров, через которые ваши клиенты могут заказать печать одним щелчком мыши;
  • простой в использовании. Благодаря комплексной системе администрирования бэк­офиса для управления всеми аспектами онлайн­среды печати, XMF Print Centre не только упрощает процессы, но и чрезвычайно прост в использовании для ваших клиентов. Полностью настраиваемые интерфейсные web­магазины  окажутся знакомы всем, кто когда­либо делал покупки в Интернете раньше, с корзиной покупок и кассами. Кроме того, наличие предварительно загруженных шаблонов делает его проще, чем когда­либо, для ваших клиентов, чтобы создать и заказать персонализированную переменную печать данных.

Типы сервисов

Web­to­print предназначен как для коммерческих пользователей (В2В), так и для широкой публики (В2С). Модели работы с теми и другими могут существенно различаться.

Агрегаторы заказов через Интернет, привлекающих заказ от обеих целевых аудиторий, предоставляют пользователям выбор: работать на общих основаниях как физическое лицо и пользоваться преимуществами для клиентов категории В2С или зарегистрироваться в качестве посредника или представителя бизнеса (В2В) и претендовать на дисконт. Посредством Web­to­print удобно продавать такие услуги, как фотопечать, интерьерную печать, фотокниги, фотосувениры и оперативную полиграфию.

Сервис Web­to­print, рассчитанный на широкие слои населения (B2C), включает:

  • фиксированный набор полиграфической продукции с определенными ценами и минимальными вариациями (например, визитки одно­ и двухсторонние, с ламинированием или без и пр.);
  • набор шаблонов с возможностью ввода своих данных (упрощенный редактор);
  • функциональный редактор для создания собственных макетов онлайн;
  • систему оплаты банковскими картами;
  • систему слежения за выполнением заказа.

Расширению возможностей сервисов Web­to­print способствует и опция проверки макетов заказчиков. Если сайт по каким­то причинам не пропускает макет, клиент может обратиться за помощью к дизайнерам типографии — исполнителя заказов через Интернет и заказать услугу по адаптации макета к печати. При загрузке макета пользователю на выбор могут предложить автоматическую или ручную его проверку.

Материалы, произведенные с применением процесса Web­to­print, включают: визитные карточки, брошюры и сувенирную продукцию, а также всевозможную печатную продукцию, полноцветную или черно­белую, отпечатанную на различных бумагах и печатных машинах. Системы Web­to­print добавляют возможность для управления персонализацией и распределением маркетинговых материалов.

А к решениям с самыми развитыми возможностями можно, например, отнести Customer’s Canvas Web­to­print SDK от Aurigma, Inc. Сами посудите: размещение на собственном сайте, поддержка Photoshop и InDesign, онлайн­конструктор для разработки и персонализации 2D­ и 3D­макетов, их визуализация, просмотр, допечатная проверка и отправка заказа на печать в типографию. Плюс решение может быть внедрено на любом B2B­ или B2C­сайте, ориентированном на электронную коммерцию.

Плюсы внедрения Web-to-print

Положительные моменты в переходе на прием заказов через Интернет:

  • выход на рынок В2С с охватом всего русскоязычного сегмента, а может быть, и иноязычных клиентов, если вам хватает амбиций (конечно, при наличии логистических решений по доставке тиража);
  • снижение себестоимости своей печатной продукции;
  • увеличение степени загрузки своего оборудования и общей производительности типографии;
  • минимизация персонала на предприятиях и увеличение производительности труда;
  • значительное сокращение времени выполнения заказов.

При этом низкая себестоимость продукции достигается за счет нескольких факторов:

  • существенное сокращение штата (менеджеров продаж, дизайнеров, верстальщиков;
  • возможность использования более дешевого (в плане себестоимости продукции) офсета вместо цифровой печати. Это достигается за счет искусственного увеличения тиражей до уровня, приемлемого по рентабельности для офсетной печати, с помощью сборных спусков, состоящих из нескольких разных малоформатных заказов;
  • экономия рабочего времени и бумаги на приладках при печати сборных спусков.

Клиенты же получают от W2P следующие преференции:

  • возможность удаленной работы с типографией, размещение и контроль своих заказов печатной продукции в любое время суток, из любого удобного им места. Ехать для этого в офис типографии совсем не обязательно;
  • с помощью заданных шаблонов на W2P­сайте любой человек может создать вполне приличные визитки, бланки, буклеты, фотоальбомы и т.п., а также придать единообразие всей офисной документации и печатной рекламе своего предприятия;
  • географическое расположение типографий W2P вообще не имеет никакого значения для их клиентов;
  • возможность оперативного контроля за выполнением своих полиграфических заказов, например со смартфона;
  • удобный и быстрый способ оплаты, возможность получения различных бонусных и посреднических оплат;
  • низкая стоимость работ;
  • отсутствие человеческого фактора в процессе заказа, необходимости согласования цены и условий выполнения работ.

Очевидные минусы

Помимо явных достоинств у концепции есть и целый ряд недостатков. Приведем основные из них:

  • возможность конфликтов с неискушенными в полиграфии заказчиками. Люди, впервые сталкивающиеся с типографскими услугами, например, могут не понять причину несоответствия цветов на оттиске и их домашнем мониторе. Отсутствие профессиональных «посреднических» услуг менеджеров или рекламных агентств и завышенные ожидания от современных печатных технологий могут сыграть плохую службу клиентам, особенно в нашей стране;
  • изначально концепция Web­to­print подразумевает принцип «что сгрузил в типографию, то и получил». Но логика заказчика предсказуема: «У меня на экране все было хорошо, а вы тут брак напечатали...»;
  • при обычном взаимодействии клиент — заказчик специалист отдела пре­пресс может отловить недочеты до запуска работы в печать, а при технологии Web­to­print предупредить заказчика никто не сможет. В лучшем случае на сайте будет сервис предварительной проверки файлов. Но это только в самых продвинутых сайтах W2P;
  • следствие из предыдущего пункта — отсутствие человеческого фактора. С одной стороны, это достоинство, но с другой — многим заказчикам привычнее решать вопросы с конкретным человеком, а не с безликой системой. И отсутствие такого человека может восприниматься крайне негативно;
  • по интернет­сайту сразу можно не разобраться, где территориально находится компания. А если клиент из Екатеринбурга разместит заказ в типографии из Москвы, то доставка тиража будет довольно долгой и неподъемно дорогой. Если система это отследит, то хорошо, а если нет, то доставка может оказаться за счет типографии, и тогда один такой заказ сможет пробить большую финансовую дыру в доходах компании. А клиент формально будет прав;
  • развитие технологии Web­to­print будет неуклонно снижать цены на продукцию, сокращая уровень дохода типографий;
  • для обеспечения работоспособности системы Web­to­print нужны серьезные инвестиции в управляющее программное обеспечение, причем речь идет не о коробочном решении. А это многие десятки тысяч долларов. Требуются усилия руководства самой типографии по созданию системы на базе неких готовых инструментов. Результат всей работы зависит от того, насколько успешно такая управляющая система функционирует и каковы ее реальные возможности;
  • наконец, у вас может быть лучшее в мире Web­to­print­решение, с лучшими фишками и высочайшим уровнем функциональности, но если оно не продвигается на рынке, если его невозможно найти, если клиент не видит причины и стимула к его использованию — все моральные, физические и финансовые затраты на эту технологию окажутся потраченными впустую.

Недавний отчет NAPL, посвященный использованию Web­to­print, обнажает печальную действительность. У тех компаний, которые внедрили W2P, его используют в среднем лишь 11,3% клиентов. У более половины владельцев этот показатель всего 5% и даже меньше.

Тем не менее есть и яркий пример сверхдоходности этого бизнеса — Vistaprint, которая на сборных заказах делает оборот более 2,5 млрд долл. в год.

Существует еще статистика, против которой не попрешь... Если в 2000 году только 3% полиграфических заказов в мире поступало из Интернета, то в 2010­м уже 15%, в 2014­м — 22%, а в 2016­м — 28%. В 2018 году, по прогнозам аналитиков, эта цифра может достичь уже 32­34%.

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства