Учить в эпоху перемен…
В нашей публикации речь пойдет о подготовке кадров как в профессиональном образовании, так и в высшей школе, по итогам встреч с руководителями техникума им. Л.Б. Красина и Московского Политеха.
За последние пять лет произошло несколько реорганизаций. Так, из перечня вузов исчезло привычное название «Московский полиграфический институт (МГУП)», который влился в структуру Московского Политеха. Произошло укрупнение, которое не все полиграфисты восприняли как благо. В Политехе появились новые факультеты: транспортный, машиностроения, химической технологии и биотехнологии, которые теперь соседствуют с институтами коммуникаций и медиабизнеса или с издательским делом и журналистикой.
Студенты-полиграфисты Техникума им. Л.Б. Красина знакомятся с производством в типографии «ВМС-Принт» (декабрь 2018 года, г.Подольск, Московская область)
Еще пример, когда слово «полиграфический» или «печать» уходит из названия учебного заведения: три года назад прошла процедура объединения 56-го Полиграфического колледжа с другим известным образовательным брендом —Московским многопрофильным техникумом им. Л.Б. Красина. При этом посредством судебных процессов прекращены отношения с типографиями «50 копеек» и «Линия график», которые располагались на территории колледжа и пользовались ресурсами учебного заведения на «льготных» условиях. Много было по этому поводу жарких споров-разговоров об умирании полиграфии, которые улеглись только сейчас, когда в техникуме введена в эксплуатацию новая, мощная офсетно-цифровая учебная типография. Средства на проект выделил Департамент образования г.Москвы, а это около 200 млн руб. В результате студенты Техникума им. Л.Б. Красина, а это будущие печатники, дизайнеры и технологи, закрепляют профессиональные навыки на новейшем оборудовании от Xerox, Heidelberg, Müller Martini, Horizon и пр.
Рассказывает директор Техникума им. Л.Б. Красина Лиана Табатадзе: «На базе техникума успешно работает учебно-производственный полиграфический комплекс полного цикла, на котором студенты в режиме реального производства совершенствуют свои профессиональные навыки. Например, в рамках образовательной программы по профессии будущего “Куратор коллективного творчества” студенты работают над еженедельным выпуском издания “Учительская газета. Москва. Дайджест” тиражом 5 тыс. экземпляров в неделю. Также они участвуют в производстве газеты “Московская медицина. Cito” с еженедельным тиражом 75 тыс. экземпляров и в других издательско-полиграфических проектах. Техникум им. Л.Б. Красина успешно сотрудничает с такими типографиями, как “Известия”, “Пушкинская площадь”, “ВМС-Принт”, “Красная звезда”, издательством “Просвещение”, что очень важно. При этом предприятия сами стремятся к сотрудничеству. Здесь красинцы не только знакомятся с производством в форме экскурсий, но и проходят производственную практику, и выполняют выпускные квалификационные работы (пишут дипломные работы). К ним присматриваются и приглашают на работу.
Директор Техникума им. Л.Б. Красина Лиана Табатадзе
Один из основных трендов рынка труда — стремительное появление новых областей деятельности, связанных с развитием технологий, новыми моделями маркетинга и потребления, изменениями производственных процессов. В сфере культуры, медиа и развлечений уже востребованы профессии, по которым еще отсутствуют федеральные государственные образовательные стандарты.
Техникум им. Л.Б. Красина стремится работать на опережение, поэтому с января 2019 года открыты пилотные курсы по профессиям “Science-художник” и “Инфостилист”.
Science-художник — это профессионал, который в своей творческой практике использует научные данные и знания, работает на стыке художественного и научного, творческого и технологического. Работы “научных” художников имеют под собой серьезную исследовательскую базу и обращаются к эмоциям, позволяя не только осмыслить, но и прочувствовать науку. Методы сайнс-арта применяются для поиска прорывных технологических решений.
Слева направо: ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский, директор высшей школы печати и медиаиндустрии Екатерина Хохлогорская, директор Института принтмедиа и информационных технологий Алексей Винокур
Инфостилист это специалист, обладающий кросс-функциональными компетенциями в области информационных технологий и комплексной работы с текстом. Он подбирает информацию и стиль ее изложения в соответствии с запросами конкретного пользователя, пишет индивидуальные алгоритмы поиска и предоставления информации в зависимости от предпочтений клиента.
В последние годы в сфере дизайна, рекламы, полиграфии, медиаиндустрии происходят стремительные изменения, связанные с цифровизацией производственных процессов, а также с взаимопроникновением технологий из разных областей, что изменило и потребность в будущих специалистах, обладающих универсальными навыками создания аналитико-творческого синкретического продукта, объединяющего текст и визуальные приемы подачи информации.
Заведующий кафедрой технологий и управления качеством в полиграфическом и упаковочном производстве профессор Евгений Баблюк доложил о новом направлении подготовки студентов Московского Политеха
Границы между творческими видами деятельности постепенно стираются, термины, используемые в данных областях, становятся более универсальными, происходит их проникновение из других языков, появляются новые термины в связи с использованием международных стандартов профессионального мастерства, созданием профессий будущего.
Терминология креативных индустрий как весьма живой, чутко и оперативно реагирующий на изменения в реальности пласт лексики служит задачам точного и актуального обучения будущих специалистов техникума и их дальнейшей успешной коммуникации в профессиональной среде.
Эти изменения положили начало старту нового проекта техникума по созданию языкового терминологического словаря, объединяющего толкование современных терминов и их перевод на английский язык. Словарь предназначен для студентов и преподавателей техникумов и колледжей, связанных с изучением и обучением по дисциплинам “Реклама”, “Дизайн” (по отраслям), “Графический дизайн”, “Издательское дело”, “Полиграфическое производство”, “Операторы электронного набора и верстки”, а также для тех, кто участвует в сдаче демонстрационного экзамена с применением международных стандартов профессионального мастерства и чемпионатах World Skills, осваивает профессии будущего в данных областях (Future Skills), для всех специалистов, работающих в области креативных индустрий, школьников и студентов вузов, интересующихся созданием авторских рекламно-информационных и медиавизуальных продуктов.
В 21-м веке виртуальную реальность в России будут строить выпускники бывшего Полиграфического института. На схеме показаны ресурсы формирования новой профессии нашего века
Учебно-производственный полиграфический комплекс Техникума им. Л.Б. Красина стал площадкой по подготовке Национальной сборной России к чемпионату WorldSkills Kazan 2019 по компетенции “Печатные технологии в прессе”. Соответствующие соглашения подписаны между техникумом и Союзом “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы”.
Техникум им. Л.Б. Красина присоединился к движению WorldSkills в 2015 году. Студенты-красинцы принимают активное участие в чемпионатах профессионального мастерства “Московские мастера” по стандартам WorldSkills по компетенциям “Печатные технологии в прессе” и “Графический дизайн”. Неоднократно они становились призерами этих чемпионатов.
Напомним, что «умная», или smart, упаковка способна сделать то, что раньше за нее должны были делать потребители. Например, указать дату выпуска, идентифицировать свое место в цепи поставок, напомнить о состоянии своего скоропортящегося содержимого и даже изменить микроусловия хранения.
Обычно на каждой упаковке указывается дата, до которой можно реализовать и использовать товар. «Умная» же упаковка сама может показать тот факт, что срок годности продукта истек. Например, изменение цвета красок на этикетке показывает потребителю, что содержимое пакета, который помещен в микроволновку, уже разогрето. Мембрана, которая чувствительна к температурным колебаниям, может легко контролировать баланс кислорода и углекислого газа в контейнере со свежими продуктами, продлевая тем самым срок их годности. Но это всего лишь некоторые примеры того, что может «умная» упаковка.
Новейшее оборудование учебно-производственного комплекса, на котором студенты оттачивают профессиональные навыки в условиях реального производства, изначально было подобрано таким образом, чтобы соответствовать инфраструктурным требованиям чемпионата. Сегодня этот ресурс доступен не только студентам техникума, но и всем членам Национальной сборной».
В свою очередь, Московский Политех тоже укрепляет взаимоотношения с партнерами. Так, в начале ноября 2018 года в Московском Политехе прошла встреча нового ректора Владимира Миклушевского с индустриальными партнерами и организациями.
Что такое VR и AR
Виртуальная реальность (VR) — созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакцию на воздействие.
Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR — «расширенная реальность») — технологии, которые дополняют реальный мир, добавляя любые сенсорные данные. Несмотря на название, эти технологии могут как привносить в реальный мир виртуальные данные, так и устранять из него объекты. Возможности AR ограничиваются лишь возможностями устройств и программ.
Новое руководство Московского Политеха во главу угла ставит «ее величество Упаковку». Основная задача вуза — идти в ногу с последними достижениями упаковочной индустрии России и ведущих зарубежных компаний. Цель поставленной задачи: повысить уровень подготовки магистров по интенсивно развивающемуся направлению технологии упаковочного производства. При этом основной акцент делается на обучение технологическим приемам создания интеллектуальной (smart) упаковки. Срок разработки программы — март 2019 года.
Установлены компетенции для студентов вуза:
- способность собирать, обрабатывать данные, необходимые для формирования собственного мнения в области интеллектуальной упаковки;
- готовность участвовать в исследовании по инновационным направлениям развития технологических процессов упаковочного производства смежных областей;
- владение новыми методами испытаний и оценки оборудования, материалов и процессов, используемых в производстве упаковки в смежных областях;
- владение методами защиты продукции от фальсификации путем создания интеллектуальной упаковки (кстати, по данным Россельхознадзора, 25% продукции является фальсифицированной).
В реализации проекта «Технология интеллектуальной упаковки» оказывает помощь Национальная конфедерация упаковщиков России.
Программа обучения подразумевает следующие формы сотрудничества:
- производственные, технологические и преддипломные практики. Трудоустройство выпускников;
- предоставление упаковочного оборудования для проведения лабораторных работ;
- совместные исследования в области печатной электроники;
- обучение специалистов упаковочной индустрии современным технологиям упаковочного производства через систему дополнительного образования.
Второе рождающееся в техникуме направление — это подготовка специалистов для формируемого рынка дополненной и виртуальной реальности, которая включает также и исследовательскую деятельность.
Задачи направления:
- реализация междисциплинарной программы подготовки. Поиск и реализация новых вариантов применения AR/VR;
- формирование образа «Магистр Московского Политеха»;
- формирование компетенций профессий будущего.
Применение виртуальной реальности в полиграфии уже возможно — например создание печатных изданий с дополненной реальностью, разработка 3D-моделей полиграфического оборудования и интерактивных тренажеров, а также интеллектуальные руководства по ремонту и эксплуатации полиграфического оборудования.
В заключение нужно отметить, что в полиграфической отрасли проблема подготовки кадров на переломных этапах развития встает особенно остро. Рождаются новые технологии, а следовательно, уходят на второй план или полностью исчезают старые. В полиграфии наблюдается переформатирование целей и акцентов, меняются отношения между работодателем и персоналом, растет конкуренция между типографиями, а кроме того, происходит многое другое, характерное для эпохи перем