Система менеджмента качества в полиграфии
Качество — емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Современные системы менеджмента качества (СМК) базируются на принципах TQM. Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов, уровня квалификации персонала — позволяет достичь быстрого и более эффективного развития бизнеса.
Структура ISO 9000
Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему управления, использующую общие элементы. Это повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов, создает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей организации.
Возвращаясь к системе менеджмента качеством, отметим, что широко применяется сертификация СМК по ISO 9001. Сертификация СМК основана на проведении независимых аудитов третьей стороной (органом по сертификации).
Качество определяется следующими категориями:
- степень реализации требований клиентов;
- значения финансовых показателей компании;
- уровень удовлетворенности служащих компании своей работой.
Немного окунемся в историю. В 1987 году Международная организация по стандартизации (ISO), взяв за основу Британский стандарт BS 5750 (в свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК) и доработав его, выпустила первую редакцию стандартов серии ISO 9000. Стандарты этой серии определяли требования к управлению качеством для предприятий, производящих продукцию и предоставляющих услуги.
Знак сертификации ISO 9001:2015
В 1994 году данный стандарт был пересмотрен и переиздан. Был сделан акцент на предупреждающий характер обеспечения качества.
Стандарты серии ISO 9000 первоначально давали элементарную модель обеспечения качества, где качество рассматривалось как соответствие продукта. Данная модель отражала ограниченные аспекты качества, однако была инструментом создания твердой основы для дальнейшего совершенствования качества и внедрения более сложных систем управления качеством.
В редакции 2000 года были произведены изменения структуры стандарта по сравнению со вторым изданием. Исчезли 20 элементов системы качества (пункты 4.1-4.20 второго издания), и их заменил подход с позиции процесса.
В редакции 2005 года слова «система управления качеством» заменены на «система менеджмента качества».
В версию от 2008 года также были внесены лишь небольшие косметические правки.
А вот в 2015 году вышел международный стандарт, который актуален и на сегодняшний день, регламентирующий управление качеством, — ISO 9001:2015, в 2016 году на его основе выпустили отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Сертификация по этим стандартам дает много бонусов. Свидетельство соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 подтверждает клиентам, партнерам, инвесторам, что данная конкретная компания управляет качеством. Сертификат ISO 9001 помогает выйти на международный рынок. Кроме того, наличие сертификата ISO обязательно для участия в некоторых государственных тендерах и конкурсах.
Когда предприятия создают СМК
В России практически не встречаются проекты создания СМК без задачи ее последующей сертификации. Не откроем тайны, если скажем, что для некоторых отечественных предприятий, судя по всему, более важен сам факт получения сертификата, нежели использование функциональных возможностей системы. Это объясняется тем, что в большинстве случаев сам сертификат остро востребован рынком: например, заказчик требует сертификат; он нужен, чтобы выиграть крупный тендер и в тому подобных ситуациях. Часто встречаются разумные компромиссы. Многие руководители понимают, что, создавая действующую систему, нужно извлечь максимальную выгоду из ее функционирования.
В большинстве случаев предприятия создают, а затем сертифицируют СМК, ставя перед собой следующие цели: поддержка экспорта продукции; стабилизация позиций на отечественном рынке; участие в конкурсах и тендерах; продвижение собственной торговой марки. С уверенностью можно предположить, что уже в недалеком будущем СМК превратится из элемента конкурентного преимущества предприятия в обязательный фактор его существования на рынке.
Что дает предприятию СМК
Рассмотрим четыре характеристики деятельности предприятия, на которые в большей мере влияют создание и эффективное функционирование СМК: прозрачность, управляемость, развитие, конкурентоспособность.
СМК повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются организационная структура (обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой предприятие выполняет свои функции) и бизнес-процессы. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность предприятия.
Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость предприятия.
Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенных моментах, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.
Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия, его торговой марки. Это позволяет изменить ценовую политику предприятия, так как более качественная продукция должна и стоить дороже. Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах. В некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса или тендера. Перечисленные обстоятельства прямо и косвенно влияют на эффективность экономической деятельности предприятий. Известны случаи, когда успешное функционирование системы качества и наличие сертификата позволяли предприятиям не только существенно улучшить свои позиции на рынке, но и занять лидирующие позиции.
Требования стандарта ISO 9001
Организация, которая принимает стратегическое решение следовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, должна учитывать следующие основные моменты и документально их задекларировать.
Организация должна разработать, документально оформить, внедрить, поддерживать систему управления качеством и непрерывно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями этого международного стандарта.
Данный пункт требует от предприятия определить процессы, необходимые для системы управления качеством и установить последовательность и взаимодействие этих процессов.
При этом процессы можно разбить на несколько категорий. Например:
- макропроцессы;
- производственные;
- вспомогательные;
- процессы измерения;
- процессы постоянного улучшения жизненного цикла продукта и т.д.
Затем выделенные процессы объединяются в единую систему, которой можно эффективно управлять.
Для процессов должны быть установлены показатели, критерии и методы, необходимые для того, чтобы как выполнение этих процессов, так и управление ими осуществлялись эффективно.
Все процессы должны быть обеспечены ресурсами и информацией, необходимыми для поддержки их функционирования. Должны быть определены методы управления процессами, их мониторинга, измерения, анализа и совершенствования.
Должны быть назначены ответственные за процессы, ответственные за выделение ресурсов, при необходимости, ответственные за проведение входного и/или выходного контроля качества, определены участники процессов. Чем четче будут определены полномочия и ответственность персонала в пределах процессов и системы в целом, тем легче будет управлять всей системой качества.
Кроме того, стандарт указывает на необходимость обеспечить управление процессами, которые влияют на соответствие продукта требованиям, и выполняются для организации по субподряду. Управление такими субподрядными процессами должно быть определено в рамках собственной системы управления качеством.
Что это значит? Если предприятие в какой-то части производственного процесса изготовления продукта пользуется услугами третьих компаний, и эти услуги непосредственно влияют на качество исходного продукта, предприятие должно регламентировать и документировать действия третьей стороны и контролировать соответствие этих действий установленному регламенту.
Теперь еще проще. Если при производстве журнала, например, некое предприятие имеет производственные мощности для печати, но не имеет возможностей фальцовки и брошюровки и для этого привлекает субподрядную компанию, то передача (транспортировка) тиража, порядок приемки, проведения технологических операций, порядок отгрузки, возврат (транспортировка) тиража должны быть описаны документально и утверждены. Это позволяет значительно снизить количество несоответствий (брака) при работе во взаимодействии с субподрядными организациями. Организация даже вправе указать в договоре с субподрядчиком порядок проведения на территории субподрядчика периодического/постоянного контроля (аудита) того, как он выполняет установленные требования.
Понимаю, что многие из вас сейчас улыбнулись и представили, как они будут проверять своих субподрядчиков и что они могут от них услышать в ответ на это предложение. Однако это мировая практика и хотим мы этого или нет, в конце концов, и мы к этому придем. Так или иначе.
Теперь подробно о документации. Пункт 4.2.1. гласит: документация системы управления качеством должна включать:
- документированные положения политики и целей в области качества;
- руководство по качеству;
- документально оформленные процедуры, требуемые настоящим стандартом;
- документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления своих процессов и управления ими;
- записи, требуемые настоящим стандартом.
Все, что происходит в организации в процессе ее деятельности, должно следовать положениям ГОСТ Р ИСО 9001, о чем конкретно должно быть прописано в «Руководстве по качеству», в инструкциях и регламентах, описывающих процессы проектирования (производства). Так, внутренние документы должны отражать изменения размеров, структуры организации, изменения целей производства товаров и услуг, меняющиеся процессы производства.
Требования к системе менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9001, являются дополнительными по отношению к требованиям на производимую продукцию (это очень важно, так как главными являются требования заказчика).
Система менеджмента качества организации может использоваться внутренними и внешними сторонами. Например, органы по сертификации могут применять систему, чтобы оценить, способна ли компания выполнить требования потребителей и регламентов. Основные положения упомянутых выше стандартов перечислены в наименовании разделов этих стандартов.
В условиях рыночных отношений важнейшее значение приобретает решение проблемы качества. Только высокое качество позволит обеспечить конкурентоспособность продукции. Определяющим в настоящее время является осознание каждым из товаропроизводителей того, что высокое качество выпускаемой продукции обеспечивает возможность нормального развития предприятия. Современной промышленностью выпускается большое количество разнообразной продукции, которая должна удовлетворять потребителя по качеству. Удовлетворение потребностей с помощью определенных свойств некой продукции с минимальными затратами материальных средств, эмоциональных и физических сил потребителя — вот высшая цель управления качеством, которое обеспечивает действенный и эффективный способ организации дела, организации производства для достижения высшей цели.
Обеспечение качества было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции и предоставлении услуг. Если говорить о качестве продукта как о его свойстве, то оно закладывается в продукт в процессе его разработки и производства, а оценивается при эксплуатации. Поэтому качество продукта можно планировать при разработке как самого продукта, так и процесса его изготовления. Этот этап создания продукта с заданными потребителем требованиями соответствует в производстве разработке документации. После него производитель в процессе изготовления старается произвести продукт с запланированными значениями параметров качества.
Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением, а если качество можно контролировать, то, следовательно, им можно и управлять.
Система всеобщего управления качеством, направленная на снижение и уменьшение вариаций и разбросов характеристик продукции и процессов, предусматривает применение статистических методов. Каждому решению предшествует сбор и анализ фактов — в результате решение носит обоснованный, доказательный характер.
СМК представляет собой тот способ, которым организация решает деловые задачи, связанные с обеспечением качества. В широком смысле она охватывает организационную структуру предприятия, документацию, производственные ресурсы и ресурсы, используемые для достижения поставленных целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей. СМК охватывает такие вопросы, как оценивание того, как и зачем осуществляется то или иное действие, описание методов решения задач и фиксирования достигнутых результатов.
Основные факторы, заставляющие активно заниматься разработкой, внедрением и сертификацией СМК, включают:
- необходимость приобретения преимущества перед конкурентами;
- требования заказчика;
- возможность получения рекламных и маркетинговых преимуществ;
- необходимость дальнейшего улучшения качества продукции;
- необходимость снижения риска ответственности за продукцию.
Каким должен быть объем документации
Первое, что должно быть описано и утверждено, — это политика и цели организации в области качества. Это может быть как один документ, так и несколько. Политика организации в области качества должна соответствовать целям организации, включать обязательства организации соответствовать требованиям системы управления качеством и непрерывно совершенствоваться. Политика в области качества обеспечивает основу для определения и анализа целей организации в области качества. Для обеспечения постоянного совершенствования системы управления качеством стандарт требует, чтобы политика в области качества была доведена до сведения персонала, понята в рамках организации и пересматривалась с установленной периодичностью.
Высшее руководство организации должно обеспечить, чтобы цели в области качества, включая и те, которые необходимы для выполнения требований к продукту, были установлены, измеримы и согласованы с политикой компании.
Цели в области качества могут устанавливаться как в самой политике, так и отдельными документами.
Следующий обязательный документ, который требуется стандартом, — это «Руководство по качеству».
«Руководство по качеству» содержит область применения системы управления качеством на предприятии, включая подробное описание и обоснованные исключения, документированные процедуры, установленные для системы управления качеством, или ссылки на них и описание взаимодействия между процессами системы управления качеством.
В идеале, из руководства по качеству должно быть понятно, чем занимается организация, каким образом обеспечивается качество, какие процессы определены в компании и как они взаимодействуют, в каких документах содержатся нормативные требования к выполнению технологических операций и производственных процессов и т.д.
Мы видим, что система управления качеством может содержать исключения. Что же это? Организация может внедрить систему управления качеством не для всех видов деятельности, которыми оно занимается. Например, типография, имеющая собственный книжный магазин, может охватить системой управления качеством только полиграфическую часть, оставив за рамками системы управления качеством торговую деятельность. Это и есть исключения.
Теперь главная «тайна мадридского двора», о которой обычно умалчивают консультанты при подготовке пакета документов по системе управления качеством.
Стандарт не требует разрабатывать десятки или сотни нормативных документов! Кроме вышеперечисленных документов стандарт указывает на необходимость еще шести документированных методик, причем эти методики могу быть включены в состав «Руководства по качеству».
Перечислим эти методики:
- «Управление документами»;
- «Управление записями»;
- «Проведение внутреннего аудита»;
- «Управление несоответствующим продуктом»;
- «Выполнение корректирующих действий»;
- «Выполнение предупреждающих действий».
В зависимости от размера организации и от сложности системы управления качеством эти методики могут быть оформлены в виде отдельного документа, включены в состав руководства по качеству или существовать в виде сборника документов.
В связи с тем что пользоваться слишком пухлым руководством по качеству неудобно, обычно данные методики оформляют в виде отдельных процедур (инструкций, стандартов предприятий и т.д.).
Все, что требует стандарт еще, — это документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления своих процессов, управления ими и ведение записей системы качества.
При написании системы управления качеством необходимо помнить: чем больше документации, тем труднее будет ее применять.
Конечно, в любой организации в том или ином объеме имеется внутренняя нормативная документация, и для выполнения тех или иных требований стандарта будет необходимо издавать дополнительные нормативные документы, но с самого начала разработки пакета документов их количество надо минимизировать.
В самом стандарте ISO 9001 есть пояснение, что объем документации системы управления качеством для организаций может быть различным в зависимости от размера и вида деятельности этой организации, сложности процессов и взаимодействий между ними и компетентности персонала.
И еще — документация может быть представлена на носителе любой формы и типа. Это означает, что документация может быть и на электронных носителях (компьютер, диск, Интернет и др.). Помните об этом! Нет необходимости делать десять копий документов системы управления качеством и раздавать их по отделам, если можно разместить эти документы в электронном виде в компьютерной сети организации и предоставить доступ заинтересованным отделам.
Сущность и понятие качества в полиграфическом производстве
Качество полиграфической продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество полиграфической продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности полиграфической организации любой формы собственности.
В условиях рынка и конкуренции решение проблемы качества полиграфической продукции в организации — это ее имидж, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивости финансового положения организации.
В процессе анализа качества полиграфической продукции решаются следующие задачи:
- определяется технический уровень полиграфической продукции;
- анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
- выявляются факторы, сдерживающие повышение качества полиграфической продукции;
- обосновываются возможности повышения качества полиграфической продукции и сокращения брака.
Качество полиграфической продукции по содержанию устанавливается на основе полученных рецензий на выпускаемые издания в печати и отзывов ведущих специалистов.
Качество полиграфической продукции как совокупность определенных свойств имеет свои особенности. Они связаны с ее специфическим назначением как средства массовой коммуникации. Одной из главных особенностей полиграфической продукции является ее широкая номенклатура. Часть этой продукции предназначена непосредственно для населения (книжная, журнальная, газетная, изобразительная, картографическая и др.). Другая часть — для производственного потребления (этикеточная продукция, упаковочный материал и пр.).
В связи с этим у полиграфической продукции выделяются свойства, устанавливающие нормативные требования и соответствие изделий особенностям зрительного восприятия информации человеком. Учитываются особенности его мышления и запоминания им необходимой информации, определяющие информационную выразительность художественно-технического оформления, целостности композиции и т.д. Например, рациональность выбора формата издания и полос набора, иллюстративность, подчиненность гарнитуры шрифта основной идее издания и т.п.
Эти свойства, наряду с другими, также должны учитываться в полиграфии, где определяются основные параметры, составляющие качество изданий. Также в числе свойств, связанных с полиграфическим исполнением, учитываются долговечность издания, прочность скрепления, внешний вид, отсутствие дефектов, трудоемкость изготовления и пр.
В настоящее время при производстве печатной продукции большое внимание уделяют конкурентоспособности как комплексу свойств, удовлетворяющих потребности потребителей. Среди них — качество, цена, затраты и др.
Качество тесно связано с ценой продукции, поэтому существует устоявшееся выражение «соотношение цены и качества». Потребитель готов платить в соответствующей ценовой категории только за высокое качество, а производитель может поднимать цену лишь в случае перехода на более высокий уровень качества.
Для достижения требуемого уровня качества на полиграфическом предприятии необходим высокий технический уровень оборудования, современная технология, налаженная контрольно-измерительная служба, прогрессивная нормативно-техническая документация, высокая квалификация персонала и требуемый уровень менеджмента.
Рассмотрим каждый фактор, влияющий на качество полиграфической продукции.
Одним из основных условий достижения высокого качества полиграфической продукции является соответствующий технический уровень основного и вспомогательного оборудования. Это напрямую сказывается на качестве и себестоимости продукции, то есть на лучшем соотношении «цена — качество».
Важнейшую роль в формировании показателей качества полиграфической продукции играет технология производства. Технологии полиграфической промышленности обеспечивают решение задач по удовлетворению потребностей читателя на самом современном уровне.
Проведение постоянного мониторинга качества полиграфической продукции, разбор (в идеальном случае — вместе с представителем заказчика) дефектов и достоинств выпущенных изданий могут оказать неоценимую помощь в выпуске высококачественной продукции.
Роль нормативно-технической документации, в частности стандартов и технических условий на готовую полиграфическую продукцию, заключается главным образом в регулировании взаимоотношений производителя и потребителя.
Но, говоря конкретно о полиграфической отрасли, надо учитывать ее специфику. Главнейшей особенностью полиграфической отрасли является то, что большинство предприятий используют импортное оборудование и, часто, импортное сырье. В связи с этим, огромное значение для российских полиграфических производств имеет знание не только международных и российских, но и иностранных стандартов.
В настоящее время процедура стандартизации по своим темпам сильно отстает от научно-технического прогресса. Зачастую стандарты выходят уже морально устаревшие и использование их на производстве возможно лишь в ограниченном объеме.
Также стандарты дают описание лишь некоторой части производственного процесса, например все стандарты для печати, в том числе глубокой и флексографской, преимущественно содержат данные по триадным краскам, в последнее время активно вытесняемым смесевыми. При этом упоминание о подобных красках в стандартах зачастую отсутствует.
Еще одна проблема стандартизации в полиграфии заключается в том, что в разных странах применяются различные национальные стандарты, при этом закономерно возникают рассогласования в значениях измерений одних и тех же образцов одними и теми же приборами.
В то же время очевидны положительные стороны стандартизации, из которых можно выделить несколько основных:
- стандарт — база для разрешения конфликтных ситуаций между заказчиками и исполнителями;
- возможность связывания в единую цепь всех стадий производства на основании единых данных;
- возможность полномасштабного внедрения систем управления цветом;
- быстрый вывод печатной машины на рабочий режим с применением установленных нормативных характеристик;
- документирование технологического процесса, например создание технологических карт с описанием процесса, времени его выполнения и с нормами расхода материалов.
Соблюдение определенных количественных характеристик позволяет прогнозировать результаты печати. Появляется возможность беспристрастно оценивать свойство продукции, опираясь на количественные параметры. Оно либо отвечает соответствующему критерию, либо нет. А если и отклоняется от него, то можно узнать, насколько. Все, что выходит за рамки допустимых отклонений — брак.
Модель системы менеджмента качества
Безусловное преимущество стандартизации — возможность специалистов общаться на одном языке, даже если родной язык у них разный. Имеется в виду язык цифр, одинаково понятный всем, независимо от национальной принадлежности. Универсальный документ легко решит проблему взаимодействия.
Чрезвычайно важным моментом при изготовлении высококачественной полиграфической продукции являются расходные материалы, прежде всего бумага. Правильный подбор бумаги к конкретному изданию, обеспечивающий не только оптимальные экономические показатели, но и соответствие назначению и типу издания, является достаточно сложным делом. Для такого подбора необходимы широкие знания ассортимента бумаги, понимание издательской задачи и известный опыт.
Однако следует помнить, что бумага — не единственный параметр, влияющий на качество продукции: выбор печатной краски тоже имеет большое значение.
Качество полиграфической продукции во многом определяется квалификацией персонала. Технологический, ремонтный и вспомогательный персонал обеспечивает точное исполнение технологического регламента, что должно гарантировать требуемое качество продукции. Основной причиной неточного или неполного исполнения технологического регламента является недостаточная квалификация персонала. Потери от нарушений регламента могут быть очень значительны, они во много раз превышают затраты на обучение персонала.
Внедрение в практику работы типографий современной компьютеризированной техники и современных методов работы требует постоянного внимания к знаниям работников, создающих полиграфические изделия. Знакомство с зарубежным опытом показывает, что печатники, например, в обязательном порядке проходят обучение на заводах или в учебных центрах фирм — изготовителей печатного оборудования. Печатники овладевают передовыми приемами работы на новом оборудовании, учатся всем тонкостям, которые иногда сложно отразить в типовых инструкциях, осваивают компьютерные программы контрольно-регулирующего комплекса и т.д.
При этом ежегодно, независимо от пройденного курса обучения, печатники могут посещать лекции или другие занятия по технической переподготовке, которую проводят высококвалифицированные специалисты предприятия или приглашенные со стороны преподаватели. Расширение технического кругозора, знание современных тенденций развития полиграфической техники не только помогают печатникам в их непосредственной работе, но и подготавливают к освоению непрерывно совершенствующихся средств контроля и регулирования процесса печатания.
К сожалению, не на всех наших предприятиях работе с персоналом и повышению квалификации уделяют должное внимание. Иногда руководители предприятий или цехов не считают нужным отвлекать рабочих от прямого участия в производстве. Это абсолютно неправильно: предприятие должно быть заинтересовано в том, чтобы иметь знающих, высокообразованных специалистов во всех звеньях производственной цепочки.
Недостаточно хорошо оснастить предприятие оборудованием, недостаточно закупить средства контроля и регулирования — необходимо добиться того, чтобы все это работало, способствовало созданию высококачественной полиграфической продукции. А для этого необходим постоянный контакт с исполнителями.
В большой степени уровень качества продукции зависит от менеджмента. Это связано и с выбором ассортиментной политики, и с правильным определением поставщиков сырья и материалов, и с планами перспективного развития. По этим направлениям ошибки недопустимы, поскольку они оборачиваются многомиллионными убытками. В то же время объективная оценка возможностей технологического потока и предприятия в целом в значительной мере уменьшает затраты на производство продукции требуемого качества.
Надо отметить, что качество продукции — это наиболее рыночная категория производственного цикла. Высокое качество продукции определяет ее высокую конкурентоспособность.
Всегда следует учитывать, что качество стоит денег. Поэтому уровень качества должен быть ровно таким, чтобы удовлетворять обоснованные требования покупателей. При этом предприятие должно быть готово отреагировать на рост требований как по качеству выпускаемой продукции, так и по вновь возникающему ассортименту.
Управление качеством полиграфической продукции
В современных условиях одной из ключевых проблем экономического развития становится обеспечение конкурентоспособности продукции, в том числе полиграфической. Ее можно обеспечить за счет улучшения качества и четкой ориентации на заказчика.
Обеспечение качества продукции на полиграфических предприятиях определяется целым рядом внутренних факторов: технических, организационных, экономических, социально-психологических. Важное место среди этих факторов занимают организационные факторы, связанные с совершенствованием организации производства и труда. Именно с этими факторами связано использование эффективного подхода к решению проблем качества на предприятии — системного управления качеством.
Система управления качеством — это особая организация в производственной системе. Основной в этой организации является документированность всех процессов, имеющих отношение к производству полиграфической продукции, начиная с закупки материалов и заканчивая доставкой потребителю готовой продукции. Во многих случаях это приводит к кардинальным изменениям в технике, технологии и организации производства на полиграфическом предприятии. Обеспечить качество на предприятии возможно только тогда, когда все процессы — технический, технологический и организационный — будут взаимосвязаны между собой через управление качеством. Качество — это система, и этой системой надо управлять.
Существуют общие принципы управления качеством, в которых учитываются все стадии и этапы жизненного цикла продукции — совокупности взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции, начиная с проектирования и заканчивая использованием и утилизацией. Управление качеством предусматривается на протяжении всего цикла жизни изделия.
Продукция имеет множество свойств, которые могут проявляться при разработке, производстве, использовании (реализации) и хранении. Качество продукции — это совокупность основных свойств продукции, которые измеряются с помощью определенных показателей.
Показатели качества — количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
У клиентов типографий чаще всего возникают вопросы по качеству печати полиграфической продукции и срокам ее изготовления. Оценка качества полученного заказа чаще всего происходит путем визуального восприятия, то есть у каждого клиента свои субъективные критерии качества. На самом же деле, параметры качества печати регламентируются государственными нормативными документами и международным стандартом ИСО, на которые, собственно, и должны ориентироваться все типографии.
К основным стандартам для печати, используемым в мире, относятся следующие стандарты ИСО:
- ISO 12647-1:2013 — Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 1. Параметры и методы измерения;
- ISO 12647-2:2013 — Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 2. Процессы офсетной печати;
- ISO 12647-3:2013 — Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 3. Газетная офсетная печать без сушильных устройств;
- ISO 12647-4:2014 — Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 4. Печать гравюр для публикации;
- ISO 12647-5:2015 — Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 5. Трафаретная печать;
- ISO 12647-6:2012 — Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 6. Флексографская печать;
- ISO 12647-7:2016 — Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 7. Процесс изготовления контрастной цветопробы непосредственно с цифровых данных;
- ISO 12647-8:2012 — Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 8. Процессы оценки оттисков, изготовленных непосредственно с цифровых данных.
При прогнозировании качества продукции должны учитываться изменяющиеся общественные потребности, технические и экономические возможности, достижения в области науки, техники и организации труда. Кроме того, учитываются дополнительные затраты на совершенствование производства, повышение квалификации работников и другие факторы.
Характеристика показателей качества по отношению к полиграфической продукции:
1 Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Для полиграфической продукции данные показатели оцениваются исходя из специфики целевого назначения того или иного издания, его нацеленности на определенную читательскую аудиторию.
2 Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). В полиграфическом деле этот показатель оценивается на основе характеристик полиграфического оформления издания, показателей качества бумаги, обоснования выбора того или иного материала для переплета, обусловленность вида скрепления листов с объемом издания.
3 Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании. Для полиграфической продукции показатель технологичности оценивается на этапе подготовки издательского оригинала, который в зависимости от вида издания и принятой в издательстве организации работы может выглядеть по-разному.
4 Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции:
- к антропометрическим свойствам (определяются соответствием изделия размерам и форме тела человека). Антропометрическое соответствие характеризуется правильным выбором параметров продукции относительно анатомических особенностей человеческого тела, его размеров, возможностей движения с учетом рабочего положения и пользования изделием в эксплуатации;
- к физиологическим и психофизиологическим свойствам (определяются соответствием изделия возможностям человека: физиологическим, зрительным, слуховым и т.д.);
- к психологическим свойствам потребителя (определяются соответствием закрепленных и вновь формируемых навыков человека его возможности по восприятию и переработке информации). Психологическое соответствие определяется особенностями чувств человека.
Приведенные показатели отображают удобство и комфорт использования и характеризуют систему «человек — изделие — окружающая среда».
Этим обусловлены рекомендации по выбору форматов для книжных и журнальных изданий, особые требования к издательскому оформлению книжных изданий для детей и подростков, гигиенические требования к книжной продукции. Кроме того, так как книга, как информационно-коммуникативное средство, приобретает особую роль в условиях информатизации общества, то каждому потребителю информации должна быть обеспечена возможность ее быстрого, точного и полного получения.
5 Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме. Они отражают следующие свойства: гармоничности, оригинальности, целостности композиции (упорядоченность графических изображений), рациональности формы (соответствие формы назначению, функциональному решению, особенностям технологии изготовления и используемым ресурсам), соответствие окружающей среде, информационной выразительности (обусловливается формой продукции и характеризуется такими единичными показателями качества, как знаковость, оригинальность, стилевое соответствие, следование моде).
Эстетические требования по качеству полиграфической продукции подразумевают удобочитаемость, качество оформления изделий и впечатление, которое продукция производит на потребителя. Читатель должен видеть единый текст, а не набор напечатанных элементов.
6 Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам. Патентно-правовые показатели имеют отношение к нормативно-правовой базе изготовления продукции в целом (патентная защита, беспрепятственная реализация продукции в стране и за рубежом). Для сферы выпуска полиграфической продукции это стандарты Системы информации, библиотечного и издательского дела (СИБИД), законы и подзаконные акты, постановления Правительства и инструкции.
Применимые сегодня основные требования и нормы:
- на страницах издания не должно быть помарок и других сторонних элементов, следов загрязненности диапозитивов, подтеков увлажнителя и клея;
- не должны допускаться перетискивание изображения, слипание отдельных страниц издания, а также непропечатки;
- страницы издания должны точно соответствовать утвержденному макету, должна соблюдаться нумерация страниц;
- недопустим отрыв основного блока журнала при поднимании за оба листа обложки или центрального разворота. Гарантийный срок на устойчивость термоклеевого переплета — 60 дней при условии отсутствия обратного сгибания корешка;
- отсутствие механических повреждений бумаги, следов от брошюровки и других элементов отделочного оборудования на обложке или внутренних тетрадях;
- недопустимы перевернутые, пропущенные, перепутанные полосы, иллюстрации, подписи к ним, заголовки, буквы и знаки на титуле, а также зеркальное расположение текста и иллюстраций;
- недопустимы грубые дефекты воспроизведения шрифта;
- недопустимы рваные, мятые, грязные листы и другие механические повреждения;
- недопустимы грубые дефекты печати иллюстраций;
- недопустимы грубые дефекты приклейки;
- недопустима полная потеря товарного вида изделия.
7 Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции. Задача полиграфического предприятия заключается в том, чтобы издать рентабельную продукцию и получить доход от ее реализации. Повышению рентабельности в первую очередь должен способствовать квалифицированный учет издателем экономических показателей при ее подготовке и тиражировании.
Таким образом, обеспечивать качество полиграфической продукции — это анализировать перечисленные показатели и управлять ими.
Для выполнения данных требований в производственном процессе осуществляется постоянный контроль на каждой технологической операции.
Применяемые виды и методы технического контроля должны соответствовать достигнутому на предприятии уровню техники, технологии и организации производства, а также требованиям к качеству продукции. Выбор вида и методов технического контроля качества — сложная и ответственная задача, решение которой требует соответствующих затрат на проведение технического контроля и сопоставления их с возможными потерями от брака по разным вариантам технологии контроля.
Появление несоответствий в редакционно-издательском процессе по отношению к концепции издания и плану работы над ним практически неизбежно. Следовательно, неизбежны затраты на их устранение. Количество отклонений процесса и объем издержек полиграфического предприятия могут быть минимизированы, если осуществляется поэтапный контроль процесса на его соответствие технологической документации и принятым стандартам в сфере полиграфии. При этом контроль качества процесса или продукции сам по себе не добавляет ценности продукту для потребителя, но контроль уменьшает издержки производителя на исправление дефектов в готовой продукции.
Сейчас средний процент типографского брака составляет 3,5% (суммарно: брак+техотходы+потери). Конечно, есть над чем работать и куда стремиться, чтобы его сократить. Повышение качества печатной продукции — сложная многоплановая задача. Решение ее требует комплексного системного подхода, базирующегося на техническом совершенствовании производства.
Внедрение СМК на предприятиях полиграфической промышленности
Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества во многих отраслях. Исключением не стала и полиграфия.
Растущий спрос издателей печатных СМИ на качественные полиграфические услуги вызвал всплеск активности на данном рынке. Возникновение новых типографий, активная модернизация парка оборудования, выравнивание технологических возможностей столичных и региональных предприятий коренным образом меняют ситуацию на рынке полиграфических услуг. Усиливающаяся конкуренция заставляет руководителей типографий искать новые подходы к ведению бизнеса, снижению издержек производства, улучшению качества продукции.
Сегодня на большинстве полиграфических предприятий функция управления качеством сводится к отбраковке негодной продукции, но деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция уже произведена. Эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. В контексте теории менеджмента качества значение самого термина «качество» выходит далеко за пределы понятия качества готовой продукции. Оно включает множество элементов, предполагает оценку работы всего предприятия как системы, а также принципов управления.
Петля качества
Проблема качества вообще на 80% является проблемой управленческой и связана с вопросами организации производства, мотивации и повышения квалификации персонала. Самая эффективная форма — создание СМК, состоящей из документированности всех процессов, оказывающих влияние на качество, плюс мотивация его обеспечения. А поскольку современное понятие качества само по себе значительно шире просто качества продукта и означает общий уровень порядка на предприятии, то и грамотно выстроенная система качества, решая свои непосредственные задачи — повышение качества и снижение брака, также помогает руководству предприятия в решении многих проблем: сплочения коллектива, усиления мотивации к труду, новаторству, повышения производительности, улучшения позиций на рынке, роста объемов продаж.
Опыт российских полиграфистов в решении этих вопросов небогат, но все же многие уже начали осознавать, что современные условия диктуют необходимость разработки и внедрения таких систем на предприятиях независимо от масштабов и специфики производства. Опытные руководители уже поняли, что сейчас без обеспечения высокого качества продукции и процесса ее производства удержать свои позиции на рынке очень и очень сложно.
Современные системы управления качеством на полиграфических предприятиях создаются в соответствии с требованиями рассматриваемой серии стандартов на системы менеджмента качества ISO 9000. Эти системы представляют более высокий уровень управления качеством, традиционный для европейских стран. Несмотря на рекомендательный характер, данные стандарты приняты в качестве национальных более чем в ста странах мира, в том числе и в России.
Руководители многих предприятий опасаются, что акцентированная работа над качеством должна неизбежно приводить к росту затрат, однако это происходит лишь на первом этапе. Впоследствии эффективное управление качеством позволяет добиться экономии из таких источников, как сокращение брака, снижение потерь времени и средств на его исправление, а также уменьшение числа и длительности простоев.
Для подтверждения своего потенциала в области качества западные предприятия предпочитают сертифицировать системы качества — получать документальное подтверждение их эффективности.
В России управление качеством вызывает значительный интерес: создаются и сертифицируются системы менеджмента качества, организуются ассоциации, объединения, клубы, связанные с качеством, консалтинговые организации. Стандарты ISO серии 9000 были переведены на русский язык по инициативе Госстандарта Российской Федерации и получили название ГОСТ Р ИСО 9000.
Тем не менее среди полиграфических предприятий России существенного интереса к профессиональному управлению качеством пока не наблюдается.
В соответствии со стандартом, СМК представляет собой модель менеджмента многочисленных взаимосвязанных, взаимодействующих, динамичных видов деятельности (процессов), осуществляемых организацией. Предназначена она для постоянного улучшения деятельности, а следовательно, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках.
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ISO понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции.
Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля и анализа эти этапы могут быть разбиты на составляющие элементы. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
С помощью «петли качества» осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством. В круговом цикле заключается сущность реализации общих функций управления качеством.
Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесса полиграфического производства не может быть изменено в результате контроля. В отличие от контроля, управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака на любом этапе жизненного цикла продукции, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.
Однако история показывает, что не все достижения, хорошо зарекомендовавшие себя в западных странах, дают такой же эффект в российских условиях. Это заключение можно перенести и на системы менеджмента качества, давно и успешно функционирующие на зарубежных предприятиях. Данные стандарты не всегда адекватны ситуации, сложившейся в российской экономике.
Для успешного выполнения работ по созданию СМК надо создать необходимые методические, организационные, ресурсные и социально-психологические условия. Важно иметь в виду, что ошибки или недочеты, допущенные на организационном этапе, как правило, приводят к трудоемким корректировкам и переделкам на последующих этапах работ.
Создание СМК целесообразно рассматривать как проект, то есть уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и контролируемых действий, который предпринят для достижения определенной цели. Как всякий проект, создание системы должно соответствовать конкретным требованиям, включающим ограничения по срокам и ресурсам. Начальным этапом выполнения такого проекта, как правило, оказывается организационный.
Организация работ по созданию СМК, соответствующей требованиям и рекомендациям стандартов ISO серии 9000, включает назначение должностных лиц, ответственных за организацию проведения работ; обеспечение участников работ стандартами и другими документами; привлечение внешних консультантов. Кроме того, для начала успешного внедрения СМК требуется анализ уже действующей на предприятии системы управления. На начальном этапе процесса внедрения обязательно проведение специального обучения участников работ и разъяснительной работы с персоналом организации. Наконец, необходимо выделение ресурсов для выполнения работ в установленные календарные сроки.
В системе менеджмента качества в стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000 определенное место отводится техническому контролю, под которым понимается процедура оценивания соответствия путем наблюдений, сопровождаемых соответствующими измерениями.
К функциям технического контроля на полиграфическом предприятии непосредственно примыкает метрологическое обеспечение производства, которое позволяет осуществлять разработку, поверку и правильную эксплуатацию средств измерений, электронных компьютерных устройств и контроль их состояния и т.д.
На полиграфических предприятиях для измерения качества широко применяются денситометры различных конструкций, а также другие приборы и технические средства, в том числе электронная техника, обеспечивающая контроль и регулирование технологического процесса в автоматическом режиме.
Особое место в средствах контроля занимают тест-объекты, или тест-шкалы. Они предназначены для визуального контроля результатов печатания, а также дают возможность получать цифровые значения показателей некоторых свойств изображения. Предприятие должно быть в полной мере оснащено средствами контроля.
Все это требует немалых денежных вложений и является одним из самых весомых аргументов отказа руководителей полиграфических предприятий от разработки СМК. Вместе с тем практика показывает, что при успешном внедрении и функционировании СМК удается не только сократить свои расходы, но и добиться улучшения морального климата в среде сотрудников, ориентированных на соблюдение корпоративных стандартов качества работы. Результаты окупают расходы на обучение сотрудников и поддержку новой системы.
До сих пор многие руководители считают, что система менеджмента качества — это бумажная волокита, потребность в которой возникает только в периоды проведения аудиторских проверок, и что, кроме затрат на разработку и внедрение, эта система ничего бизнесу не дает.
Не каждому предприятию по силам самостоятельно справиться с задачей разработки СМК с нуля. Иногда целесообразно обратиться за помощью к компетентным консультантам, но основную работу должны выполнять сотрудники предприятия, чью деятельность будет умело координировать специалист по качеству.
Последним этапом внедрения СМК является ее сертификация. Сертификацией систем менеджмента качества занимаются специальные органы сертификации СМК — государственные и частные компании, имеющие аккредитацию со стороны международной организации по сертификации или органов Госстандарта страны.
Но, как это обычно бывает, существуют проблемы на пути к созданию эффективной системы менеджмента качества.
Первая из них заключается в том, что, с одной стороны, российским полиграфическим предприятиям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, а зачастую и в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. Использование указанных стандартов для целей обеспечения качества опирается на принцип: «документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано». Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), так как аудиторы могут фактически проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным.
Другой проблемой на пути внедрения системы менеджмента качества на предприятиях отрасли является цена. Затраты на качество могут повлиять на бюджет полиграфического предприятия. У довольно большой части типографий для управления качеством просто нет средств.
В условиях рыночной экономики каждое предприятие само определяет, как будет выглядеть система менеджмента качества. Если на предприятии работает квалифицированный персонал, который будет самостоятельно разрабатывать и внедрять СМК, то отпадает необходимость приглашать специалистов со стороны. А это одна из наиболее затратных частей внедрения системы.
В последнее время наметилась тенденция к отказу отдельных организаций от сертификации. Главный довод в пользу такого решения — утверждение руководителей, что им нужна лишь сама система, а не подтверждение ее соответствия требованиям стандартов ISO серии 9000 независимым органом. В ходе исследования экспертным путем удалось определить, что подлинные причины решения об отказе от сертификации имеют в основном финансовый характер, поскольку сертификация действительно требует значительных дополнительных затрат. Кроме того, мотивы отказа в какой-то мере могут быть связаны с нежеланием организаций подвергаться внешним проверкам. Кроме указанных причин, могут быть и другие, например, отсутствие у организации необходимости повышения своего имиджа ввиду сложившейся благоприятной для него конъюнктуры.
Однако все эти доводы не могут быть признаны убедительными в долгосрочной перспективе, потому что в очень скором будущем сертификат на систему менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001 станет необходимым условием для подтверждения качества продукции и начала сотрудничества. Таким образом, сертификация — логичное завершение организации процесса внедрения стандартов ISO серии 9000, вслед за которым наступает непрерывное совершенствование СМК.
Следует понимать, что стандарты ISO серии 9000 не являются единственно верным решением многих проблем организации. Всем работникам полиграфического предприятия должно быть понятно, что за каждым случаем возврата дефектной продукции стоят негативные экономические и организационные последствия для всего предприятия: необходимость допечатки тиража, перепланирование производственного графика, увеличение расходов материалов, поиск новых клиентов.
В целом стандарт ISO 9001:2015 дает возможность построить систему управления в организации, которая своевременно и адекватно будет реагировать на внутренние и внешние изменения. Система — это порядок, и именно это почувствовали многие организации, приступив к построению СМК и сократив тем самым потерю ресурсов.
Среди основных преимуществ сертификации специалисты в данной области выделяют такие, как повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании, формирование производственной культуры и обеспечение более эффективной работы с клиентами. Несмотря на добровольный характер, который в настоящее время носит сертификация по стандартам ISO 9000, внедрение СМК стало насущной необходимостью для более устойчивого развития, притока инвестиций и укрепления привлекательности российского полиграфического рынка в мировом сообществе.
Государство должно быть заинтересовано в поддержке предприятий, добровольно идущих на сертификацию, и разработать для них специальную политику, предусмотреть льготы, бюджеты. Эти предприятия выходят за рамки внутреннего рынка, и именно они представляют нашу страну в области полиграфии за рубежом.
Что делать после сертификации СМК
После сертификации важно извлечь все выгоды от функционирования СМК. Для достижения этих целей, на наш взгляд, будут полезны некоторые рекомендации.
Руководители должны продолжать постоянно контролировать функционирование системы после получения сертификата. Если это условие не будет выполнено, работоспособность СМК будет в самые короткие сроки парализована, и у предприятия может не хватить ресурсов (людских, временных и т.д.) для ее реабилитации к моменту наблюдательного аудита, который наступит всего-навсего через полгода.
Следует не только поддерживать СМК в работоспособном состоянии, но и развивать ее. Необходимо продумать, что еще может дать СМК предприятию, какие функции выполнить. В этом случае предприятие получит все описанные выше преимущества и будет застраховано от неудач при проведении последующих наблюдательных аудитов.
Необходимо обеспечить максимально широкое распространение информации о сертификации предприятия, причем не только среди его заказчиков и поставщиков. Для ее распространения желательно задействовать как можно больше каналов. Такая реклама не может быть лишней: чем она шире, тем выше популярность и узнаваемость торговой марки предприятия.
Рекомендации по совершенствованию управления качеством
Направленность совершенствования действующего управления качеством продукции должна быть таковой, чтобы было обеспечено ее функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на создание конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных заказчиков.
Полиграфия не стоит на месте. Разрабатываются и внедряются новые технологии, оборудование, методы допечатной подготовки и послепечатной обработки. Это особенно важно в нынешних условиях жесткой конкуренции, в борьбе за привлечение внимания как можно большего числа потенциальных потребителей. Использование современного высокотехнологичного оборудования дает компании неоспоримые конкурентные преимущества: высокое качество, низкую себестоимость и оперативность обслуживания клиентов.
Можно сказать, что в ближайшее время приоритетным направлением в полиграфии будут новые технологии, которые на основе стабильно работающего производства позволят сократить расходы типографий и привлечь новых заказчиков. Новые технологии — это не новые расходные материалы. Это новый подход к стабилизации печатного процесса, сокращение издержек производства, удовлетворение требований заказчиков.
Высоких показателей можно добиться только с грамотным, профессиональным и слаженным коллективом. Высокая квалификация специалистов на всех участках полиграфического производства, их ответственное отношение к порученной работе по эффективности порой могут быть сопоставимы с самыми дорогостоящими ухищрениями по автоматизации работы основного технологического оборудования. Поэтому подбор персонала, особенно ведущих специалистов, должен стать одной из основных задач предприятия. Все решения принимаются людьми, и понятно, что любая ошибка в цепи может привести к большим проблемам.
Подготовка персонала должна быть направлена на обучение всех категорий работающих приемам и методам, необходимым для качественной работы на конкретном рабочем месте. Подготовка кадров должна осуществляться на основе определения потребностей в подготовке кадров по категориям работающих: руководящий (административно-управленческий) и производственный персонал.
Обучение персонала может осуществляться по четырем направлениям:
- подготовка новых рабочих;
- переподготовка;
- обучение вторым (смежным) специальностям;
- повышение квалификации рабочих, руководителей и специалистов.
Ответственность за своевременное обучение своих работников должны нести руководители подразделений.
Также необходимо провести меры по активизации персонала, его мотивации на труд. Ведь одной из подзадач кадровой политики является выбор наиболее действенных методов мотивации персонала. Мотивировать — значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе работы.
Мотивация труда работников за высокое качество продукции осуществляется по трем направлениям: материальное, моральное и организационно-техническое стимулирование.
Кроме поощрений работников в виде премии следует уделить большое внимание моральному стимулированию. Следует ежемесячно отмечать успехи структурных подразделений и отдельных работников в области повышения качества, разработки новых технологических характеристик продукции, снижения затрат на ее производство. Также можно дарить подарки — небольшие сувениры или более крупные вещи как символ важности сотрудника для фирмы, медицинские страховки, ссуды по льготной программе, скидки на приобретение определенных товаров и др. Часто вознаграждением могут служить корпоративные мероприятия (праздники, экскурсионные и загородные поездки, оплачиваемые обеды и др.).
Важная составляющая нефинансовых вознаграждений — признательность. Комплименты сотрудникам за работу можно выражать не только в устном виде. Психологическим вознаграждением считается изменение рабочего места (простое техническое переоснащение, переезд в отдельный кабинет). С изменением статуса сотрудника можно применить особое вознаграждение: выступления на профессиональных семинарах, участие в интересных проектах.
Организационно-техническое стимулирование реализуется через «кружки качества», где работники, имеющие большой творческий потенциал, имеют возможность осуществить свои рационализаторские предложения и изобретательские способности. Они направлены на достижение и поддержание запланированного уровня качества, обеспечение гласности результатов оценки качества, привлечение всех работающих к обсуждению вопросов повышения качества продукции.
Все предложенные меры способны удерживать квалифицированных сотрудников и привлекать новых. Именно сейчас наступает время, когда необходимо уделять более пристальное внимание планомерной подготовке и, особенно, переподготовке квалифицированных специалистов. Это позволит быстрее и эффективнее реагировать на изменения в стране и на денежном рынке, усилить в рыночной деятельности элементы стабильности.
Для поддержания стабильно высокого уровня сервиса для клиентов необходимо постоянно отслеживать уровень обслуживания клиентов компании. Для этого необходимо знать мнение клиентов о работе каждого из менеджеров и об удобстве предоставляемых компанией продуктов и услуг.
Любое предприятие, работающее в условиях рынка, должно решать вопрос повышения своей конкурентоспособности. Конкурентная особенность полиграфического предприятия определяется качеством, ценой и сроком исполнения заказов, то есть чем ниже себестоимость при заданном уровне качества и сроке исполнения, тем выше конкурентоспособность. Следовательно, можно определить основные задачи маркетинга полиграфического предприятия:
- выявление заказчиков с требованиями, наиболее соответствующими профилю и потенциалу предприятия;
- максимальное привлечение потенциально платежеспособных заказчиков;
- гибкое реагирование на требования потенциально платежеспособных заказчиков.
Полиграфическое предприятие должно изучать рынок полиграфических услуг, анализировать результаты деятельности и потенциальные возможности своих конкурентов.
Также требуется организовать мониторинг действий конкурентов, проводить анализ причин срыва сделок и учитывать это при следующих переговорах и продажах клиентам. Таким образом привлекательность компании для клиентов будет повышаться.
Необходимо организовать мониторинг поставщиков. Оценка и выбор поставщиков должны осуществляться посредством анализа следующих данных:
- коммерческие предложения;
- анализ поставок сырья и материалов в прошлом (по результатам входного контроля);
- показатели качества сырья и материалов; объемы поставок (минимальная партия);
- сроки выполнения;
- сроки и условия оплаты;
- производитель или посредник;
- условия доставки;
- местонахождения поставщика;
- стоимость.
Оценку поставщиков сырья и материалов предлагается производить по трехбалльной шкале по каждому критерию оценки: 3 — хорошо, 2 — удовлетворительно, 1 — плохо. При этом предпочтение следует отдавать поставщику, набравшему наибольшее количество баллов. При равном количестве баллов предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшее количество баллов по критериям с меньшим порядковым номером.
Таким образом, данная методика позволяет провести полноценную и всестороннюю оценку поставщиков ресурсов и определить целесообразность сотрудничества с оцениваемым поставщиком, а также возможности контрагента по поставке качественной продукции предприятию.
Для дальнейшего развития предприятия рекомендуется создать и внедрить системы менеджмента качества. Система менеджмента качества как совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства предприятием применительно к качеству, необходима для решения проблем повышения качества и снижения затрат на продукцию. При внедрении СМК организация получает:
- повышение качества продукции и услуг, плановое снижение доли несоответствующей продукции;
- улучшение отношений с потребителями и поставщиками;
- совершенствование деятельности организации;
- четкое распределение ответственности между всеми работниками предприятия за реализацию целей и задач;
- повышение управляемости всей деятельностью предприятия;
- оптимизация использования ресурсов;
- формирование и укрепление корпоративной культуры предприятия.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015, СМК могут содействовать организации в повышении удовлетворенности потребителей. Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяют их потребностям и ожиданиям. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, а организации помимо этого испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. Внедрение СМК побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии.
Система электронного документооборота организации обеспечивает эффективные коммуникации между всеми подразделениями, что позволяет оперативно решать сложные задачи. Система управления становится более прозрачной с точки зрения ответственности за процессы и их результаты.
Для персонала предприятия внедрение СМК четко определяет полномочия и ответственность за результаты процессов. Персонал принимает определенное участие в выявлении ресурсов для обеспечения результативности своих процессов. Результативность тесно связана с мотивацией персонала. Важным является требование документирования процессов и результатов.
Описание компентенции рабочих мест с их последующей сертификацией системно упрощает подбор персонала, обеспечивает ее соответствие выполняемым работам и способствует карьерному росту. Эта работа одинаково важна как для персонала, так и для службы руководства персоналом.
Таким образом, система менеджмента качества может стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод. За счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивается прозрачность, лучшая управляемость и непрерывное совершенствование деятельности предприятия.