КомпьюАрт

2 - 2020

Цифровизация аналоговой печати по ткани

Николай Дубина

Печать на ткани возникла раньше, чем печать на бумаге. Техника штучной печати для воспроизведения различных изображений издавна широко использовалась по всей Восточной Азии. Доказано, что она возникла в Древнем Китае эпохи династии Хань сначала как метод печати на текстиле, а затем и на бумаге.

Самые ранние сохранившиеся образцы, напечатанные на ткани, обнаружены в Китае и датируются не позднее 220 года н.э. Они использовались для оттиска на шелке трехцветных изображений цветов. При этом самый ранний пример гравюры на бумаге, также китайский, относится к середине седьмого столетия. Как мы видим, разница во времени весьма ощутимая.

В средневековье появились ткани, имитировавшие более дорогие материалы (парчу, бархат); набивка производилась с помощью деревянных форм. Позже, ближе к нашим временам, стали использовать трафаретный способ, позволяющий создавать более сложный орнамент, однако деревянные формы использовались еще долго.

Современные технологии подразделяются на два вида: с применением промежуточных форм и прямая технология. Каждый из них имеет свои подвиды. Кратко рассмотрим основные. Это поможет нам лучше понять принципы создания изображений цифровыми методами, а также плюсы и минусы различных технологий.

Печать с использованием промежуточных форм

Шелкография (шелкотрафарет)

Шелкографией называют разновидность трафаретной печати, в которой в качестве формного материала используются специальные моноволоконные полиэфирные, полиамидные (нейлоновые) или металлические сетки частотой 4­400 нитей/см и толщиной примерно 40­500 мкм. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой пленочный фотослой (капиллярная пленка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения, а также комбинирование этих двух способов. В обычном состоянии фотослой смывается водой. После экспонирования УФ­излучением (длина волны 360­420 нм) фотослой полимеризуется и перестает смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытые изображением позитива). Участки со смытым фотослоем становятся печатными элементами. В подавляющем большинстве случаев экспонирование проводится контактным способом.

Трафаретный полуавтомат M&R Saturn 2538

Трафаретный полуавтомат M&R Saturn 2538

Непосредственно саму печать производят специальными ракелями с полиуретановым полотном, ведя его по верхней (ракельной) стороне сетки (трафарета). Таким образом, краска строго дозированно проходит сквозь сетку в тех местах, где нет фотоэмульсии.

Как правило, печатные формы (сетки) после печати идут на регенерацию (смывку фотополимерного слоя) и потом снова применяются в печати.

Печать соответствующими красками может проводиться практически по всем материалам: по бумаге, пластику, ПВХ, шелку, стеклу, керамике, металлам, тканям, коже, резине и т.д. Краски могут различаться по типу связующего (водные, сольвентные (на основе растворителей), пластизоли, краски для стекла и деколей на основе стеклянного наполнителя (фритты), металлического пигмента и связующего), способу отверждения (ультрафиолетового отверждения (водные и традиционные УФ­краски), температурной фиксации (пластизоли, водные), воздушной сушки (сольвентные, водные), обжиговые краски.

Сейчас трафаретная печать применяется в полиграфии, текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Одной из особенностей шелкографии является возможность получать толстый красочный слой от 8­10 мкм до 1000 и более (для офсета красочный слой составляет 1­2 мкм) с впечатляющей укрывистостью и яркостью цвета. Также можно широко использовать спецэффекты: глиттеры (блестки), объемную печать, имитацию бархата или резины. Возможна как прямая печать непосредственно на запечатываемую поверхность, так и переводная (трансферная) на промежуточный носитель (например, трансферная бумага) с последующим переносом на изделие.

Ротационная печать сетчатыми шаблонами

Роль печатного вала играет перфорированный цилиндр. Внутри шаблона под заданным углом расположен ракельный механизм, состоящий из резиновых или стальных лезвий. Внутрь шаблона под давлением подается краситель. Каждый вал наносит один цвет. Изготовить цилиндрические трафареты можно только на производстве. Поэтому метод ротационной печати на тканях реализуем лишь в условиях текстильных фабрик.

Можно работать практически с любым материалом — от тонких синтетических тканей до массивных ковров. Возможна печать по термобумаге. Особенно хорошо таким способом печатать изображения, требующие точного соблюдения геометрии.

Механическая печать гравированными валами

Механическая печать на текстиле осуществляется с помощью вальных печатных машин. Эффективная технология позволяет наносить на ткань рисунки высокой сложности, состоящие из различных элементов: линий различной толщины, штрихов, точек, сеток и т.д.

Самым трудоемким этапом в механической печати на текстиле является процесс гравирования металлических печатных валов.

Существуют различные способы гравирования валов: ручной, молетирный, пантографный и фотомеханический. Выбор того или иного метода гравировки зависит от величины и особенностей раппорта — повторяемой части рисунка.

С помощью гравированных валов на текстиль наносятся качественные и четкие рисунки, с хорошо пропечатанными контурами и плоскостями. Раппорт устанавливается с высокой точностью, все части изображения идеально совпадают. Гравирование печатных валов в виде точек пико или растра позволяет передавать даже самые мелкие элементы рисунка, получать различные цветовые эффекты: полутона, тени, наложение красок. На печатных металлических валах можно гравировать непрерывные вертикальные линии и гладкие плоскости небольшого размера, но не допускается нанесение непрерывных горизонтальных линий.

Глубина гравировки металлического вала зависит от вида текстильного материала. Для тонких тканей делают мелкие штрихи гравировки, а для грубых и толстых текстильных материалов, наоборот, необходимы глубокие штрихи. Например, если печать будет выполняться на хлопчатобумажном текстиле, то глубина рельефа составит 0,6­0,9 мм. При печати на шерстяных тканях расходуется больше краски, поэтому рельеф будет гравироваться с большей глубиной. Качественный и четкий отпечаток рисунка получается при нанесении на вал необходимого количества печатной краски и применении соответствующего давления.

При печати на текстиле белоземельных рисунков скорость движения полотна достигает 35­40 м/мин, а при печати грунтовых — 16­18 м/мин. На последнем технологическом этапе производства ткань, выходящая из печатной машины, поступает на сушку.

В текстильном производстве используются современные цилиндрические печатные машины с роликовой сушильной камерой. После печати ткань быстро высушивается горячим воздухом.

Термотрансфер (термоаппликация)

Термотрансферная или переводная печать — это современный способ переноса рисунка на различные поверхности при кратковременном воздействии высоких температур — от +120 до +190 °С. Такое изображение не истирается, не боится влаги, не выцветает.

На современных предприятиях легкой промышленности и в полиграфических цехах широко применяются два основных способа термотрансферного переноса изображения на текстиль: аппликационный (термонаклейка, термоаппликация, переводная картинка) и термопринт (термопечать). Второй способ имеет более сложную технологию.

Термотрансфер

Термотрансфер

При переносе изображения на текстиль термотрансферным способом обязательно используются промежуточные носители — специальная пленка или бумага для термотрансфера.

Сначала рисунок наносится на термотрансферную бумагу или пленку, а затем с помощью термопресса переносится на поверхность текстиля. Декорируемая ткань должна выдерживать высокие температуры.

Теоретически, термотрансферную печать можно выполнить с помощью горячего утюга в домашних условиях. Например, украсить термоаппликацией детское платье или новогодний костюм. Но следует учитывать, что аппликация или термонаклейка, перенесенная на текстиль в бытовых условиях, недолговечна. Дело в том, что для качественного закрепления изображения необходимы определенные условия: достаточно высокая температура и давление, которое обеспечивает термопресс.

Для осуществления качественной термотрансферной печати на текстиле решающее значение имеют три важных технологических условия:

  • сила прижима (или прижимное давление), которое обеспечивает термопресс;
  • точность заданной температуры и равномерность прогревания всей рабочей поверхности термопресса;
  • время воздействия нагревательного элемента на носитель — бюджетные термопрессы оснащены механическим таймером, в более дорогих устройствах имеется цифровая настройка температуры и времени переноса изображения.

Чаще всего термотрансферная печать применяется в текстильной и швейной промышленности. Инновационные технологии, современные принты и пластизолевые 3D­термотрансферы позволяют имитировать различные фактуры, применять дополнительные виды отделки: вышивку, сублимацию.

Термопечать на текстиле может быть выполнена различными красками: глиттерными, пластизолевыми, светоотражающими, голографическими, сублимационными чернилами или даже красками со стразами.

Термотрансферная печать на текстиле имеет ряд преимуществ:

  • очень четко и точно передает тонкие линии и мелкие детали изображения;
  • рисунки можно наносить на текстиль, не прошедший обработку: лен, мешковину, грубый холст, различные сетчатые ткани, к которым нельзя применять другие способы декорирования;
  • термотрансферная технология позволяет декорировать уже готовые изделия;
  • полноцветное изображение наносится на текстиль с фотографическим качеством;
  • рисунки и узоры отличаются насыщенностью цвета, яркостью красок — такого эффекта невозможно достичь при печати другими способами;
  • при соблюдении рекомендаций по уходу за изделием термотрансферные изображения очень устойчивы к внешним воздействиям: не размокают, не выгорают, не линяют, хорошо переносят стирку моющими средствами;
  • термотрансферная технология позволяет менять цветовые решения и модели текстильной продукции, наносить термопринты на отдельные участки изделий: на карман, воротничок, подол платья и т.д.;
  • возможен выпуск больших тиражей;
  • быстрота выполнения термотрансферной печати на текстиле позволяет оперативно исполнить любой заказ.

Термотрансферная печать на текстиле не требует применения сложного и дорогостоящего оборудования. Для нанесения изображения на ткань достаточно одного термопресса. Для выполнения термопечати не нужны многокрасочные приспособления. Отпадает необходимость в промежуточных операциях, сушке готового изделия.

Технология изготовления расходных материалов для термотрансферной печати на текстиле довольно сложная, поэтому термотрансферная бумага и пленки покупаются у зарубежных производителей. Это влияет на себестоимость процесса.

Несложная технология термопереноса позволяет быстро и качественно выполнить печать на текстиле, на футболках и майках, на рабочей одежде и спортивной форме. Сначала на трансферную бумагу для струйной и лазерной печати наносится изображение. Иногда рисунок наносится шелкотрафаретом или методом плоттерной резки вырезается из готовых разноцветных трансферных пленок. После этого бумага или пленка с нанесенным изображением накладывается на текстиль и плотно прижимается нагревательным элементом термопресса.

Трансферная бумага различается:

  • по видам печати на текстиле — для каждой технологии предназначен определенный тип трансферной бумаги или пленки;
  • по цвету носителя — бумага для темного или светлого текстиля;
  • по наличию или отсутствию подложки — для печати на темном текстиле, чтобы изображение выглядело ярким и четким, используется бумага с белой подложкой.

Прямая печать

Метод нанесения изображений без использования клише, пленок, бумаги и других промежуточных носителей.

Сублимация

Используется исключительно при работе с синтетикой и смесовыми тканями (содержание полиэстра — не менее 50%). Специальная твердая краска в сублимационном принтере резко нагревается и сразу становится газообразной. В результате такой возгонки краситель впаивается в структуру ткани, создавая изображение, стойкое к истиранию.

Печатают на таких материалах:

  • сатен — плотная синтетика для пошива сумок, портьер, верхней одежды;
  • таффета — материал для чехлов и флагов;
  • атлас — применим для изготовления флажков, легкой одежды, постельного белья;
  • шармус — внешне схож с атласом, но легче и воздушнее;
  • микрофибра — используется в интерьерной печати;
  • габардин — плотная ткань для пошива баннеров и флагов;
  • таслан — более прочный, чем габардин, поэтому подходит для баннеров наружной рекламы;
  • блэкаут — плотный и не пропускающий свет текстиль для мобильных стендов, декораций, уличных флагов;
  • и др.

Цифровая печать

Технологии цифровой печати по ткани в целом стали многократно доступнее, чем классические промышленные, стоимость вхождения в бизнес снизилась на несколько порядков.

Технологии цифровой печати по ткани первоначально разрабатывались для индустрии моды. И в Европе, где расположены основные центры моды, они прижились довольно быстро именно в легкой промышленности.

В России лидирующие позиции заняла не легкая промышленность, а рекламная отрасль. Российский сектор рекламы очень динамичен. Да и сами работники рекламы, по крайней мере наиболее продвинутые из них, в силу своей креативности, когда увидели новые возможности цифровой печати на ткани, сразу внедрили у себя даже еще не полностью отработанные в то время решения. И не прогадали.

Что можно печатать цифровыми методами? Да практически любые цифровые изображения (извините за тавтологию). При этом, конечно, желательно готовить изображения для печати с учетом свойств ткани на различных этапах ее обработки, типа используемых чернил и цветовой схемы принтера.

На каких тканях можно печатать? Практически на любых. В зависимости от технологии печати ткани делят на синтетические, натуральные и смесовые, для печати на различных видах ткани могут применяться различные типы чернил. Ткани могут быть специально подготовлены для цифровой печати или использоваться обычные ткани, но желательно без специальных пропиток (водоотталкивающих, противопожарных и т.п.), которые могут повлиять на результат печати.

Печать может осуществляться по рулонным материалам различной ширины (традиционные ширины: 1,6; 1,8; 2,2; 3,2 м), крою или готовым изделиям.

Основные показатели технологий цифровой печати на ткани:

  • качество печати для интерьерной рекламы — как в первоклассном фотоателье;
  • стойкость наружной рекламы — как у верхней одежды;
  • гигиеническая безопасность — как у первоклассного белья;
  • оперативность изготовления — как у принтбюро;
  • себестоимость продукции — почти как у трафаретной печати;
  • рентабельность — до 50%.

Сублимация — самая распространенная цифровая технология

Начало ее распространению положило появление сублимационных бумаг и сублимационных чернил фабричного производства для струйных плоттеров: появление достойного предложения от крупных западных химических концернов, как всегда, стимулировало появление спроса.

Выставки и статьи в журналах быстро сделали свое дело. И вот уже в конце 2001 года первые полноцветные перетяжки из ткани появляются на улицах Москвы. Бум спроса в первый же год потребовал кардинального расширения производства в сторону цифровой печати. Вслед за первыми рекламистами потянулись первые флажники. А потом — диверсифицировать рекламное производство в сторону цифровой печати по ткани стали все.

Печать на сублимационной бумаге на принтере Epson SureColor SC-F6000

Печать на сублимационной бумаге на принтере Epson SureColor SC-F6000

Каковы же физические основы процесса сублимационного колорирования? Это такой технологический процесс, при котором происходит нанесение изображения на носители из полиэфира (полиэстра, лавсана).

При этом дисперсные (сублимационные) красители первоначально наносятся на промежуточный носитель (сублимационную бумагу). Затем в термопрессе под действием высокой температуры происходит их перенос в газовой фазе на плотно прижатую к промежуточному носителю полиэфирную ткань.

Цифровая сублимационная печать отличается от классической лишь способом формирования изображений на промежуточном носителе. Их печать производится цифровыми струйными принтерами. Под управлением компьютера изображения печатаются на бумаге сублимационными чернилами нескольких базовых цветов.

Промежуточный носитель — сублимационная бумага — очень сильно отличается от чертежно­графических и фотобумаг. Ее покрытие не впитывает чернила, а наоборот, удерживает их на поверхности, предотвращая их впитывание бумажной основой. Одновременно при печати покрытие позволяет чернилам смачивать поверхность, но предотвращает их растекание. При термопереносе чернила почти целиком покидают поверхность сублимационной бумаги, покрытие сублимационной бумаги не удерживает их на ее поверхности. Чем больше сублимационная бумага может принять чернил без потери четкости изображения и промокания и чем она затем лучше отдает чернила при термопереносе, тем бумага лучше.

Лучшие образцы сублимационных бумаг могут принять до 50 миллилитров чернил на один квадратный метр. При содержании красителя в чернилах до 12% это соответствует 6 г сухого красителя на один квадратный метр. При этом отдача красителя при сублимационном переносе превышает 95%.

Условия печати соответствуют средним офисным, а современные европейские чернила, практически лишенные запаха, не выделяют каких­либо вредных веществ.

Условия сублимационного переноса соответствуют средним промышленным. К особенностям можно отнести необходимость установки локальной вытяжной вентиляции, которая удаляет пары масла, обычно выделяемые тканью при нагреве. Дело в том, что в ткацком производстве полиэфирной ткани применяется технологическое «замасливание» нитей.

Прямая печать на текстиле

Прямая печать — это еще один современный способ переноса изображения на поверхность текстильного материала. При этом способе печать осуществляется без использования промежуточных бумажных носителей. Печатающее устройство наносит чернила сразу на текстильный материал.

Для прямого нанесения рисунка на ткани применяют специальные принтеры. Их принцип печати ничем не отличается от обычного широкоформатного пьезоструйного аппарата. Конструктивные различия обусловлены технологическими особенностями. Принтер для печати на текстиле должен обеспечивать равномерность натяжения ткани, стабильность и точность работы системы подачи и подмотки текстильного материала, не допускать попадание краски на обратную сторону запечатываемого носителя, предотвращать размазывание чернил.

Весь текстильный материал для прямой печати требует предварительной подготовки. Чтобы чернила в процессе печати не растекались и не размазывались, ткань (натуральную и синтетическую) пропитывают специальными составами. Особая подготовка текстиля осуществляется на промышленном оборудовании. Если предприятие не оснащено такими техническими средствами, то для прямой печати можно приобрести уже подготовленные ткани.

Для получения качественных результатов прямой печати на текстиле необходимо использование цветового ICC­профиля.

Уже много лет существуют так называемые футболочные принтеры, на которых можно печатать, будучи ограниченным форматом печатного стола принтера. Младшие модели печатают изображения формата А4, у самых продвинутых формат печати может достигать размера 60×90 см. Кроме формата эти принтеры можно делить по скорости печати от 10 изделий в час до нескольких сотен, правда, при этом цена увеличится непропорционально увеличению скорости, а гораздо больше. Перед печатью на изделие зачастую необходимо нанести специальный праймер для лучшей адгезии чернил к ткани. В связи с этим возникает еще одно деление — по способу нанесения праймера: ручное или автоматическое, которое запатентовано и используется только одной компанией в мире. Печать на футболочных принтерах выполняется пигментными чернилами, выпускаемыми различными производителями, для большинства принтеров существует белый цвет, позволяющий печатать по цветным тканям.

После печати готовое изделие нужно высушить в термопрессе или тоннельной печи.

При осуществлении прямой цифровой широкоформатной печати на подготовленном текстиле печать выполняется в следующем порядке:

  • печать изображения выполняется с помощью текстильного широкоформатного струйного принтера. При этом чернила обязательно должны соответствовать типу запечатываемого материала;
  • для закрепления изображения запечатанный текстильный материал подвергается послепечатной обработке паром или высокой температурой. Как уже было замечено, тип чернил и оборудование, необходимое для их закрепления, должны соответствовать качественным характеристикам запечатываемой ткани;
  • для повышения качества цветопередачи можно использовать расширенные наборы чернил, в состав которых кроме CMYK входит Orange и Blue. В этом случае для печати на текстиле понадобится профессиональное программное обеспечение — программа RIP, поддерживающая работу с расширенными цветовыми наборами.

Для осуществления качественной прямой печати на текстиле необходимо использовать следующие технические средства и программное обеспечение:

  • широкоформатный струйный принтер для прямой печати по текстилю;
  • зрельник для печати по натуральным тканям;
  • ИК­сушка для печати дисперсными чернилами по синтетическим материалам;
  • свежие версии профессионального программного обеспечения RIP для текстильных принтеров — PhotoPrint, RasterLink;
  • текстильный материал со специальной пропиткой или пропитчик — оборудование для пропитки ткани.

В отличие от ротационной или шелкотрафаретной технологии, цифровая печать позволяет выполнить любой заказ. Загрузить новое изображение в память принтера проще и быстрее, чем изготовить еще одно клише. Изображение, нанесенное цифровым способом, получается четким, с хорошо пропечатанными мельчайшими деталями.

Цифровой принтер для печати на текстиле заправляется специальными красящими веществами. При использовании активных чернил требуется многостадийная предпечатная и послепечатная обработка с помощью особого оборудования и химреактивов.

Цифровая печать текстильными пигментными чернилами

Наиболее простой в освоении является технология печати текстильными пигментами по смесовым тканям. После печати частички пигментных красителей закрепляются на поверхности волокон ткани посредством биндера — полимеризующегося клеевого компонента чернил. Его полимеризация происходит после высыхания красителей при последующем нагреве до температуры от 140 до 160 °С в течение примерно 3 мин.

Печать пигментами весьма привлекательна для изготовления таких типов изделий, как постельное белье, скатерти и салфетки, портьеры, декорации, сценическая и специальная одежда, канва для вышивания. Расширение бизнеса печати по ткани цифровой печатью пигментными чернилами потребует всего лишь приобретения дополнительного текстильного струйного плоттера, поскольку для фиксации красителей можно будет использовать тот же самый каландр или устройство ИК­фиксации, которые обычно приобретаются на старте, поэтому предполагается, что они у вас уже есть.

Цифровая печать активными и кислотными красителями

И наконец, для печати по таким материалам, как полотно для белья из тонкорунного хлопка или натурального льна, шелка или шерсти, потребуется специализированный комплекс прямой печати, включающий помимо текстильного струйного плоттера следующие виды оборудования:

  • линия пропитки для нанесения комплекса текстильных вспомогательных веществ (ТВВ);
  • устройство паровой фиксации (зрельник), в котором происходит химическое закрепление отпечатка путем связывания молекул красителя с молекулами белков тканевых волокон;
  • линия промывки, которая смывает остатки незафиксированных красителей и ТВВ.

Прямую цифровую струйную печать активными и кислотными красителями относительно легко встроить в технологический процесс классического текстильного производства. Для этого в отделочном производстве достаточно включить подготовку ткани для цифровой печати — и вместо красочной набивки с помощью чистых шаблонов наносить на белую ткань одни лишь ТВВ без красителей. А затем запечатанную цифровыми плоттерами ткань необходимо зафиксировать в том же зрельнике, что и запечатанную классическим способом.

Вступив на этот путь модернизации производства, некоторые западные текстильные предприятия в конечном счете полностью заменили классическую текстильную печать цифровой.

Цветовой охват цифровой печати по ткани

Цифровая текстильная печать высокого класса производится в шесть красок — CMYK+Orange+Blue или более, печать бюджетного класса — в четыре (CMYK). И для этого есть весьма веские причины.

Самая большая проблема в цифровой печати по тканям — воспроизведение насыщенных синих тонов. Они получаются или серо­голубыми, или фиолетовыми, только не синими. Причина в том, что у текстильных пурпурных красителей (magenta) синяя составляющая всегда выражена слабее, чем у полиграфических красителей.

И текстильщики нашли выход в применении пятой краски — синей. При этом по сравнению со CMYK­набором существенно расширился цветовой охват в синей области. Ясно, что, решившись на использование дополнительных чернил синего цвета, можно выбрать пурпурные чернила с хорошей красной границей или даже просто применить красные чернила. Именно по этому пути пошли изготовители текстильных чернил. Обязательный набор их включает черный и цветовой набор: зелено­голубой или голубой (Turquoise или Cyan), желтый или зелено­желтый (Yellow или greenish Yellow), красно­пурпурный (bluish Red) и синий (Blue). В качестве шестого цвета используется красно­оранжевый (reddish Orange) или, наоборот, ярко­красный (bright Red). То есть в зависимости от положения спектральной границы основного красно­пурпурного цвета выбирается такой шестой цвет, который позволяет варьировать цветовые координаты суммарного красного цвета в наиболее широких пределах.

В зелено­голубой и зелено­желтой областях шестицветная печать на ткани имеет сопоставимый с типографским цветовой охват, а в синей и красной областях значительно превосходят его при L>40. Лишь при самых высоких и низких значениях (L>93 и L<30) типографская печать на мелованной бумаге имеет преимущества в цветовом охвате. Это и понятно — бумага имеет большие белизну и поверхностную плотность, чем ткань. Ясно, что дальнейшего расширения цветового охвата можно достичь добавлением еще одного или двух базовых цветов. Цветовой охват расширяется также при использовании более плотной ткани из наиболее тонких нитей, образующих более плотную поверхность с повышенной белизной.

Из всех технологий цифровой печати на ткани самый узкий цветовой охват имеет пигментная печать. Происходит это потому, что пигментные красители имеют самые пологие спектральные границы («тупые» краски, как говорят текстильщики). И для этого типа красителей печать в шесть и более базовых цветов является просто жизненно необходимой.

Raster Image Processor

Понятно, что использование цветового пространства, нестандартного для полиграфии и обычной широкоформатной печати, требует настолько же нестандартного подхода к контролю цвета. И для цифровой печати по текстилю следует применять текстильные растровые процессоры.

Основные отличительные особенности текстильного RIP:

  • нормально работает с 6­8­цветными наборами CMYK+Orange (Red)+Blue+...;
  • поддерживает цветовые профили для 4­8­канальной цветной печати, в том числе внешние многоканальные ICC­профили версии 4.0;
  • допускает установку цветных картриджей в принтер произвольным образом;
  • обеспечивает возможность печати в несколько слоев для увеличения интенсивности заливки;
  • позволяет скомпоновать раппортные (повторяющиеся) изображения и печатать их как единое полотно заданного размера;
  • дает полную свободу размещения нескольких изображений на полотне печати и обеспечивает независимое назначение для каждого из них типа растрирования (rendering intent);
  • позволяет в каждом из изображений задать независимые ключевые цвета и присвоить их отдельным плашковым фрагментам — очень удобно для печати логотипов, фирменных цветов и разнообразной символики;
  • корректно воспроизводит растровые изображения в цветовых Lab­, RGB­ и CMYK­пространствах со встроенными и назначенными цветовыми профилями;
  • корректно воспроизводит векторные EPS­файлы в цветах CMYK и спотовых цветах Pantone Solid;
  • обрабатывает и воспроизводит EPS­файлы с прилинкованными OPI­объектами — внешними растровыми файлами высокого разрешения, включенными в верстку в виде «указателей» с помощью механизма OPI (Open Prepress Interface).

Для точной цветопередачи и попадания в Lab­цвета с точностью ΔE<3 многоканальные цветовые ICC­профили печати необходимо создавать профессиональными программами цветового профилирования. Правильно построенные профили печати и использование потенциала текстильной цифровой печати позволяют создавать такие изображения, которые не под силу воспроизвести никаким системам классической печати.

Начальные затраты на «текстильно-печатный бизнес»

Начальные инвестиции в эти технологии — в десятки и сотни раз меньше, чем в промышленные. Типовой состав комплекта широкоформатной цифровой сублимационной печати начального уровня:

  • широкоформатный струйный плоттер или текстильный плоттер эконом­класса;
  • RIP­станция — компьютер и растровый процессор для текстильной печати (RIP);
  • источник бесперебойного питания On­Line­типа для плоттера и RIP­станции;
  • плоский термопресс малого формата;
  • широкоформатный каландровый термопресс с барабаном диаметром 300 мм или устройство ИК­фиксации.

Стоимость такого набора лежит в пределах до 50 тыс. евро и включает:

  • установку;
  • пуско­наладку;
  • документацию на русском языке на все компоненты;
  • типовые и заказные ICC­профили;
  • первичное обучение персонала;
  • техническую поддержку.

Расходные материалы:

  • сублимационные чернила четырех (или шести) цветов — CMYK (+Orange+Blue);
  • термотрансферная бумага для струйной печати и/или пропитанная полиэфирная ткань;
  • промывочная жидкость для периодического технического обслуживания;
  • расходные запчасти: вайперы, дамперы, печатные головки (в гарантийный период);
  • ремонтные запчасти (в постгарантийный период).

Расходы на чернила обычно не превышают 1,5 евро на каждый квадратный метр насыщенного цветного изображения.

Так, на чернила для печати: фотографии (портрета) формата А4 (200×300 мм) потребуется не более 8 евроцентов; оттиска клубного галстука (0,3 м2) — 40 евроцентов; оттиска головного платка (0,6 м2) — 80 евроцентов; цветной этикетки размером 50×80 мм — 0,5 евроцента.

Расходы на термотрансферную бумагу для струйной печати составят от 0,8 до 1 евро за квадратный метр. Непропитанная ткань стоит обычно от 0,6 до 1 евро за квадратный метр, а пропитанная — от 1,5 до 2 евро за квадратный метр.

На расходные запчасти, включая печатные головки, затраты не превысят 4% от стоимости израсходованных чернил, бумаги и пропитанной ткани. Расходы на все виды ремонта в постгарантийный период обычно не превышают 7,5% от стоимости израсходованных чернил и бумаги.

Расширение печатно-текстильного бизнеса

Обычно через некоторое время после запуска технологии печати по ткани наступает полная загрузка производственных мощностей. При этом оказывается, что при полной загрузке плоттера каландровый термопресс или устройство ИК­фиксации загружены совсем мало. То есть производительность разных компонентов комплекса печати по ткани различна.

Приблизительное соотношение количества единиц оборудования в сбалансированном комплексе косвенной или прямой сублимации таково: один каландровый термопресс или устройство ИК­фиксации могут обслуживать четыре­пять струйных плоттеров или два высокопроизводительных струйных плоттера. Поэтому экстенсивное расширение бизнеса на начальном этапе потребует приобретения лишь одного­двух струйных плоттеров для сублимационной или прямой печати.

Интенсивный путь развития текстильно­печатного бизнеса — это освоение других технологий цифровой печати по ткани.

В качестве итога

Цифровую печать по тканям во всем мире ожидает бурный рост — прежде всего речь идет о рулонной печати (данные WTiN Analytics). Если за прошлый год с помощью новой технологии было произведено около 3 млрд м2 текстиля, то уже к 2023 году цифра вырастет до 6,4 млрд м2, показав рост с 6 до 15% от общего объема рынка. Такие темпы рынок сохраняет не первый год — в среднем представители отрасли оценивают их в пределах 17­20% ежегодно.

Будут расти и объемы цифровой печати по готовым изделиям, в том числе по футболкам и толстовкам.

Конечно, в России все эти цифры будут выглядеть несколько иначе по одной простой причине — проекты по цифровой печати у нас часто запускаются с нуля, в отличие от остального мира, где цифровая печать интегрируется в предприятия с аналоговой печатью и со временем полностью вытесняет последнюю. У нас же предприятия с аналоговым методом нанесения изображения предпочитают до последнего использовать ротационную и трафаретную печать.

Ну и, конечно, надо делать поправку на коронавирус. Пандемия, закрытые границы, карантин, режим самоизоляции и прочее, привели к снижению уровня заказов на печать, задержкам поставок тканей, комплектующих и расходников. Специалисты надеются на восстановление рынка, но ждать уже спрогнозированного роста не стоит.

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства